Открытая реальность что такое осознанность. Осознанность: что это значит. Прекращение погони за материальными благами

Теперь поговорим про слабое место всего человечества – осознанность. Если бы все люди обладали максимальной осознанностью, то тогда бы у них никогда не было бы проблем, депрессий, обид, других страданий, трудных задач и так далее. Почему я так утверждаю? Об этом Вы узнаете ниже. Вы узнаете, какими привилегиями наделен осознанный человек, как он действует, и что это ему дает. Так же поговорим о том, как развить осознанность.

Что такое осознанность?

Начнем с вопроса: что такое осознанность? Осознанность – это такое состояние человека, когда он отслеживает все: свое состояние, свои эмоции, самочувствие, внешний мир во всех ее проявлениях. Осознанность это когда фокус человека направлен на внешний мир, а не в себя как обычно. Осознанность – это режим наблюдателя, а не режим спячки, в котором человек пребывает 90% времени.

Про осознанность Вы немало услышите в книгах Вадима Зеланда «Трансерфинг Реальности» . Если Вы знакомы с его трудами, то слышали о такой версии, что все мы находимся в матрице. То есть все, что мы видим – это иллюзия. Все мы находимся в спячке. Или как говорит господин Зеланд – СПИМ НАЯВУ.

И действительно, Вам стоит только выглянуть в окно, и Вы тут же увидите, как многие люди ходят по улицам, подобны зомби. Их фокус внимания направлен в себя, а не на вне. Это и есть разница между осознанностью и спячкой. Но не стоит винить человека в том, что он уходит в себя. Лучше разобраться в причинах такого поведения. Почему человек живет неосознанно, почему мы вечно спим, почему мы пропускаем то, что происходит во внешнем мире?

Причина очевидна. Все дело в нашем мозге. Наш мозг устроен так, что ему нужно постоянно что-то делать, что-то решать, изобретать. Проще говоря, мозгу нужно питаться, и кормежкой для него являются мысли, рассуждения. Мы не можем НЕ думать, особенно в бодрствующем состоянии, когда наш мозг работает на высоких частотах.

Человек уходит в себя, потому что ему там интересней жить. Внешний мир уже не цепляет нас своей красотой, птички надоели, деревья стали невидимыми для нас, голубое небо не цепляет нас. Все это уже приелось и не вызывает никаких эмоций. А ведь человек эмоциональное существо. Если на улице начнется драка или громкая ссора, то все спящие люди переключат свой фокус внимания с себя на вне - тобишь на драку. Потому что драка средь бело дня это что-то необычное и редкое. А человека всегда цепляет что-то необычное.

Я был свидетелем подобных случаев много раз. Возвращаясь домой, я, как и все, тоже был погружен в себя. Мимо проходили люди, которые ничуть от меня не отличались. И как только внезапно раздавались крики двух мужчин, которые разбирались между собой, все люди, в том числе и я, словно пробуждались от внутренней спячки. Все внимание людей приковывалось на двух дерущихся парней. Почему? Потому что это необычно и интересно, это цепляет на эмоции, и заставляет наблюдать.

Люди спят, потому что внешний мир не интересен для нас. Те же улицы, те же дороги, те же здания и маршруты и ничего нового. Но стоит человеку оказаться в новом красивом месте, как его внимание приковывается к этой красоте, включается режим наблюдения и анализа. Взор человека находится во вне.

Вывод таков: первая причина неосознанности людей это скука. Вторая причина неосознанности людей заключается в том, что они постоянно отвлекаются. У всех у нас есть свои жизненные проблемы и ситуации, и все они имеют одно мощное свойство – вызывать эмоции, и не важно, плохие или хорошие. Если внешний мир становится скучен, то есть не вызывает никаких эмоций, то проблему и другие ситуации всегда вызывают бурю эмоций. И там где возникает эмоция – там фокус внимания человека.

Большинство людей погружены в себя, потому что постоянно думают о том, как им решить такую-то проблему, как сделать то, как сделать се и так далее. Вот Вы когда мимо людей проходите, что Вы видите в их лицах? Если человек улыбается, это означает, что он думает о чем-то хорошем, или вспоминает что-то хорошее. Если лицо угрюмое, значит что-то случилось, и человек, либо ноет и жалуется, либо думает над решением данной ситуации. Фокус направлен вовнутрь и человек становится зомби. Если человека ничего не будет тревожить, это и погружаться в себя ему будет не зачем.

Для чего нужна осознанность?

Осознанный человек обладает преимуществами перед спящим зомби. Осознанный человек намного восприимчивей спящего. Где бы наш фокус внимания не находился: внутри или снаружи, мы все равно живем во внешнем мире. Жить в себе – это значит изолироваться от внешнего мира. Спящий человек пропускает мимо себя множество знаков Вселенной. Он ничего не слышит, не видит, и не чует. Иногда, услышав чужой разговор, можно для себя что-то найти. Но человек вставляет в уши наушники, включает музыку и погружается в себя. С бананами в ушах ничего нельзя услышать.

Спящий человек упускает из поля зрения много того, что ему могло бы помочь. Например, человеку нужно помещение под бизнес, но подходящего помещения в газетах он не нашел. Он ходит и думает, где же ему найти это помещение. И в своих сильных раздумьях, он проходит мимо огромной вывески, в которой предлагается то помещение, которое ему подходит. Он видит картинки в голове, которые затмевают взор для внешних. Человек просто проходит мимо, упуская свою возможность. Отсюда вывод: осознанному человеку везет больше, потому что он живет в реале, а не в виртуале. Осознанный человек имеет открытые глаза, так как является наблюдателем, спящий человек – слепой человек.

Осознанность проявляется в умении смотреть на ситуации со стороны в режиме наблюдателя. Смотреть на ситуацию со стороны означает смотреть в более широком формате. Когда с осознанным человеком что-то происходит, он не анализирует произошедшее с узкой точки зрения. Он мысленно возвышается над собой, и анализирует ситуацию со стороны. Как будто это произошло не с ним, а с другими людьми, а он просто наблюдает и анализирует. Такой способ очень эффективно помогает понять, почему произошло именно так. Позиция наблюдателя выгодна тем, что снижает эмоциональность. Если Вы не понимаете о чем я, то вот Вам пример.

Когда Вам жалуется подруга, что Вы чувствуете? Вы заметили, что ее проблема Вас не волнует, Вы спокойны, даете ей советы, успокаиваете ее. А вот она действует полностью наоборот. Позиция наблюдателя это то же самое. Вы даете советы себе со стороны.

Спящий человек не может так делать, так как он парализован эмоциями. И, как правило, такой человек делает неправильные выводы, обижается, злится, становится жертвой. Поэтому, когда у Вас возникнет какая-то проблема, тут же включите свою осознанность, мысленно возвысьтесь над ситуацией, и начните ее анализировать и решать со стороны. Представьте, что это произошло не с Вами, а с кем-то другим (например, с подругой). Что бы Вы ее посоветовали?

Как развить осознанность?

Третий способ – просыпайтесь осознанно. Вот Вы идете по улице. Поставьте себе задачу – найти что-то новое и необычное. Задавшись такой задачей Вы автоматически направите свой фокус внимания во вне. Тут же включится режим наблюдения. Вы начнете искать, наблюдать, анализировать окружающий мир. В этот миг Вы осознанный человек.

Когда Вы добираетесь до куда-то в общественном транспорте, начните наблюдать за людьми, присмотритесь на их лица, посмотрите, что они делают в данный момент, попробуйте угадать, кто кем работает и так далее. Это упражнение снова помогает активировать режим наблюдателя. А когда Вы становитесь наблюдателем – Вы автоматически становитесь осознанным человеком.

Наблюдать можно не только глазами, у Вас еще есть уши и нос. Обратите внимание на звуки, которые Вы слышите, запахи, которые Вы чувствуете. Даже когда Вы ходите по дороге, обратите свое внимание на ощущениях Ваших ступень. Дорога мягкая или твердая?

Главное правило развития осознанности является наблюдение за окружающим миром и за всем, что в нем происходит. Наблюдатель – это осознанный человек. Человек, погруженный в свой внутренний мир – спящий человек. Это и есть разница между ними. И выбирать пилюлю Вам.

осознанность, что это такое, как развить осознанность

Нравится

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Осознанность стала модным словом, если не общим местом. Все вокруг советуют учиться «быть здесь и сейчас», появились книги, посвященные развитию этих качеств в себе. Еще никогда тема осознанности не была такой популярной. Что происходит? Почему именно осознанность, чем она помогает и как влияет на жизнь?

«Умение в любой момент времени дать самому себе ответ на четыре вопроса: кто я? куда я иду? как иду? зачем иду? - это и есть осознанность, считают супруги Екатерина Иноземцева и Дмитрий Юрченко, которые много лет сами искали путь к осознанной жизни, а теперь делятся опытом с другими. - Если всякий раз, когда сомневаетесь в том, что делаете, или когда чувствуете внутренний дисбаланс, ответить себе на эти вопросы - все встает на свои места».

«Мы с мужем придумали практику «21 инсайт» . «Инсайт» можно перевести как «озарение» или «вспышка дня»: это может быть событие, слово, цитата, разговор или собственная мысль, которые чем-то поразили вас и повлекли за собой размышления или рефлексию. «Охота за инсайтами» в течение дня очень развивает осознанность», - рассказывают Дмитрий и Екатерина.

Развитие осознанности влияет на все сферы - от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье

В результате практики повышается чувствительность к себе и любого рода отношениям, человек учится замечать важное и отбрасывать лишнее. Уходит все ненужное, жизнь становится более эффективной, вашей, настоящей.

Как измерить свою осознанность? Для начала построить собственную шкалу от 1 до 10. Единица - «я действую автоматически, не включаюсь в процесс, совершаю привычные механические движения». Десять баллов - «я четко осознаю себя и свой путь».

Екатерина и Дмитрий пришли к выводу, что осознанность бывает разной: ментальной, физической, сексуальной, поведенческой, интеллектуальной, телесной, визуальной, интуитивной и даже обонятельной. К каждому виду осознанности они на основе опыта совместных отношений и взаимного развития придумали развивающую практику или упражнение. По их мнению развитие осознанности - самый быстрый способ сделать жизнь более наполненной, яркой, осмысленной. И это влияет на все сферы - от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье.

Мы выбрали для читателей Psychologies практики для развития пяти видов осознанности. Их эффективность каждый может измерить лично для себя, наблюдая за динамикой собственного «индекса осознанности» в течение дня.

1. Вид осознанности: осознанность сна

Практика: сон в раздельных кроватях.

Что открывает: понимание важных для вас критериев здорового сна, представление о таких же критериях партнера, осознание необходимости поиска компромисса между вашими ожиданиями, формирование совместного ритуала, который значительно повлияет на качество сна и отдыха.

Как практиковать: ответить себе на следующие вопросы. В какой комнате ваш партнер любит засыпать? В прохладе или тепле? Какую он любит постель - жесткую или мягкую? Какое белье? Гладкое или мягкое? С книгой или без книги? Обратите внимание, в какой позе вы и партнер засыпаете, что вам нужнее, чтобы быстро уснуть, - объятия или свобода? Есть ли у вас/у него свой личный ритуал отхода ко сну? Общий ритуал? А пробуждения? Обсудите это, определите самое важное для вас и партнера (например, для одного из вас - холодный воздух, а для другого обязательно тихая музыка при засыпании), попробуйте один раз или сделайте это правилом на 21 день.

2. Вид осознанности: эмоциональная

Практика: в течение 7 дней в ответ на внутреннее раздражение или обиду по отношению к человеку мысленно отправлять ему 7 искренних комплиментов.

Что открывает: изменение отношений с собой и окружающим миром, принятие, понимание, навык видеть перед собой человека, а не поступок.

Как практиковать: отслеживать свои мысли из разряда: «какая ужасная юбка на ней» или «ну что за жуткий живот», не осознаваемые до сих пор. Через боль прорабатывать неоднозначные ситуации своих оценок: как не осудить мамочку, орущую на площадке на ребенка? Как не осудить коллегу, который нарушает сроки работ? Алкоголика в метро? Хамство в магазине? Как не осудить себя, если поступил не очень хорошо или совсем непорядочно? Поможет в практике первичное осознание осуждения и затем поиск искренних комплиментов с их доказательствами.

3. Вид осознанности: ментальная

Практика: планирование будущего исходя из своих реальных желаний и целей на будущее, а не прошлого опыта.

Что открывает: избавление от страха начинать что-либо, осознание различных путей для самореализации, требующих иногда даже смены жизненной траектории, избавление от «синдрома отличника».

Как практиковать: договариваться с собой перед стартом любого нового проекта, что беретесь за новую для себя деятельность, называя ее экспериментом (а не «делом на всю жизнь, которое любой ценой нужно непременно выполнить на пять с плюсом»). Проговорить несколько раз, что это всего лишь опыт, который нужно получить, не обязательно показывая определенный результат.

4. Вид осознанности: интуитивная

Практика: дедигитализация (на 36 часов отключить любые электронные средства связи, не использовать телефон, интернет и телевизор, свести к минимуму общение с внешним миром).

Что открывает: способность обратить внимание на себя, перевести фокус внимания с внешних источников на внутренние, увидеть себя изнутри, в отрыве от привычных внешних реакций. На место раздражительности, постоянному недовольству и борьбе с собой приходит уверенность в себе и в собственных силах.

Как практиковать: отключите все возможные каналы связи, по возможности ничего не планируйте на этот день, а если встречи уже запланированы - учитесь действовать без привычных средств общения, полагаясь на предварительные договоренности и интуицию.

5. Вид осознанности: физическая и телесная

Практика: определить и найти ортопедическую обувь, которая подходит именно вашим стопам. Провести вдумчивый самомассаж одного участка тела, можно начать со стоп.

Что открывает: понимание реальных потребностей тела не в общем, а конкретной его части, узнавание себя «по частям» с пониманием, что делает жизнь наполненной приятными ощущениями, понимание о том, что радость - в деталях, а счастье - путь к нему.

Как практиковать: когда делаете массаж, слушайте свои ощущения, а потом опишите их на бумаге, сравните физические ощущения с привычкой анализировать разумом.

Экология жизни.Люди: Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни

Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором, где-то на уровне подсознания происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата.

Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его (кармически) обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.

Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте сейчас. Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.

По сути, осознанность и медитация – синонимы . Медитация отличается лишь тем, что во время ее выполнения, Вы практикуете осознанность в максимально комфортных, «тепличных» условиях. Однако, человек не может проводить годы, сидя с закрытыми глазами. Более того, осознанность в движении – это более продвинутая практика. Да и какой смысл в том, чтобы бездельничать всю жизнь? Даже если движения не имеют смысла, то их отсутствие также, не имеет ни какого смысла! Иначе жизнь не выходила бы из состояния не проявленной нирваны. Мудрость – в деятельной, созидающей ясности.

При каких условиях практика пробуждения осознанности успешна?

Вся соль в том, чтобы сделать ваше внимание непрерывным, не отвлекающимся на мысли ни на мгновение. Благодаря такой непрерывной бодрости сознания, появляется невероятное, тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного момента «сейчас», ощущения бытия всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.

Окружающее пространство и предметы теряют ощущение размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. Глядя на привычные предметы, становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать, большие предметы или маленькие, далеко они или близко, и это нисколько не затрудняет вашего передвижения, но наоборот делает его более точным, проникновенным.

При дальнейшем углублении осознанности может появиться ощущение вечности, словно происходящее с вами было всегда, а расстояния до предметов могут показаться бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны.

Скорость происходящего также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах переживается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами. Ничто не сравнимо с прямым опытом. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в