Ошибка в основной части выступления. Упражнение «Я - оратор». За трибуной выступать проще

Недавно мне довелось побывать на одной конференции, где выступали статусные, уважаемые специалисты. И если сравнивать их выступления с путешествиями, то одни были похожи на скитание по полям без маршрута, другие – на высокогорный поход по скалам, а третьи – на хождение по мукам.

Мы собрали и проанализировали для вас основные правила и ошибки публичного выступления, которые приводят к ораторскому провалу. Если вы хотите, чтобы публичная речь была яркой и запоминающейся, то постарайтесь исключить эти огрехи при подготовке выступления.

Ошибки, связанные с низкой самооценкой

Самооценка во многом зависит от одобрения окружающих, поэтому все мы волнуемся, когда находимся в ситуации публичного выступления. Это заложено в природу человека. В кровь выделяются гормоны стресса, это проявляется в поведении и мешает успешному выступлению. Вот основные признаки волнения оратора:

  • бегающий, неустойчивый взгляд;
  • суетливые движения;
  • покраснение лица;
  • слабый, «дрожащий» голос;
  • слишком быстрый или медленный темп речи;
  • скованные движения, напряженная поза.

Решение . Можно научиться управлять своими эмоциями с помощью специальных психологических техник саморегуляции.

Недооценка «закулисной», подготовительной работы

Порой импровизация бывает очень к месту во время выступления. Она помогает разрядить обстановку. Но лучшая импровизация – запланированная.

Решение . Прежде чем начать работу со своей аудиторией, необходимо:

  • выявить и зафиксировать цель выступления;
  • проработать речь и основные тезисы, аргументы;
  • отшлифовать ее несколько раз;
  • использовать «фокусы языка».

Использование только одного канала восприятия

Человек способен концентрироваться на аудиоинформации всего 10 минут, после чего внимание рассеивается. Ваш слушатель начинает смотреть в окно, если усилием воли не заставит себя слушать.

Решение . Используйте «яркие пятна» в выступлениях:

  • видеоролики;
  • слайды презентаций;
  • описание красочного образа;
  • попробуйте обратить внимание аудитории к чувственным ощущениям.

Неправильное время выступления

Психологи подтвердили, что мозг лучше воспринимает сложную информацию, связанную с точными расчетами, анализом, в первой половине дня. После обеда лучше всего «перевариваются» эмоциональные, креативные послания.

Решение . Назначайте свои выступления с учетом физиологии:

  • рациональные, аналитические выступления до 12.00;
  • эмоциональные, творческие – после 14.00.

Неадекватные телесные сигналы

Знаете ли вы, что информация, которую мы проговариваем (содержание), воздействует на сознание, а то, как мы это преподносим, – уже считывается подсознанием. У человека или аудитории во время общения с другим человеком внимание распределяется следующим образом:

  • 7% - на слова;
  • 38% - на высоту голоса, скорость речи, четкость;
  • 55 % - на позу, мимику, жесты, дыхание.

Запрещенные жесты успешного оратора

Ошибки, которые допускают при публичном выступлении, очень часто – жесты. Последние порой могут свести на «нет» даже заведомо хорошее выступление.

  • Не поправляйте свою одежду, волосы, мэйкап на глазах у аудитории.
  • Не машите рукой знакомым, не кокетничайте с публикой на ходу, когда вы только выходите на сцену. Это дешевый способ вызвать доверие, он работает против вас.

Решение . Классическая поза спикера. Главное – направленность к публике и спокойное уверенное положение не сцене.

Есть простой и действенный прием. Перед выступлением поднимите плечи вверх, как будто сильно удивились, затем отведите назад и с выдохом опустите. Почувствуйте ваше тело, позвольте ему помочь вам в вашем успешном выступлении.

Место на сцене

Ошибки при подготовке к выступлению могут сыграть злую шутку в процессе самого мероприятия, если вам не удастся заметить и исправить их вовремя.

  • Не прибедняйтесь. Не нужно стоять на краю сцены, как будто вы в чем-то провинились. Уверенно занимайте центральное место в вашем сценическом действии.
  • Не нарушайте протокола мероприятия: если имеется кафедра, становитесь к ней.
  • Не стойте так, чтобы за спиной был экран. Вы будете восприниматься как помеха.

Решение . «Правило 90 градусов».

Встаньте в центр сцены и постарайтесь «обнять» зрительный зал. Вытяните руки под углом 90 градусов. Все поместились в ваше объятие – поздравляю, вы выбрали правильную позицию.

Имидж оратора

Первые 7 секунд на сцене имеют решающее значение. И будьте вы хоть трижды начитанным и четырежды умным, если на вас грязные ботинки или помятая рубашка, публика не простит вам вашу расхлябанность.

Вредно большое количество отвлекающих деталей в костюме, глубокое декольте, замысловатые украшения, часы за 3000 долларов. Психология общения подтверждает, что все это завладеет вниманием зрителя, оставив жалкие крохи вашему посланию.

Решение . Некоторую небрежность могут себе позволить звезды экрана, музыканты, любимцы публики. Но начинающим ораторам лучше соблюдать дресс-код.

Дикция

Если во рту каша, даже самая интересная речь бывает труднодоступна для понимания. Если замечаете у себя проблемы с произношением звуков, не хватает дыхания на фразу, то следует уважать аудиторию и позаботиться об удобоваримости своей речи – потренироваться заранее, отрепетировать ее. Можно даже походить на курсы ораторского мастерства.

Решение . Над дикцией необходимо работать каждый день. Перед выступлением сделайте несколько голосовых разминочных упражнений:

  1. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать самую глупую гримасу, максимально отключить контроль над нижней челюстью. Возможно, это будет выглядеть жутковато, но зато расслабит ваш голосовой инструмент, мышцы лица, языка и челюсти. Желательно, чтобы за вами никто не подглядывал.
  2. Сделайте себе небольшой массаж нижней части лица, он усилит кровообращение и улучшит подвижность лицевых мышц.
  3. Спойте энергичную песенку, в которой много гласных звуков. Прочитайте стихотворение с выражением. Представляйте каждое слово в образе.
  4. Представьте, что ваш голос – это кулак. Сделайте мощный хук звуком «А, о, у, и, э, ы». Заметили, как ваш тембр стал глубже, а голос ниже?

Неприемлемые темы

В ТОП 10 ошибок публичного выступления входят темы, по поводу которых категорически нужно избегать ироничных замечаний, шуток и анекдотов. Эти огрехи, допущенные в выступлении, на форуме либо в повседневном общении с людьми, могут надолго вызвать к вам неприязнь.

Темы-табу

Национальность . Не стоит рассказывать анекдоты про старого еврея или про одного армянина. Принадлежность к нации – это то, что дается нам с рождения и ее невозможно поменять. Поэтому подшучивание может глубоко задеть чувства некоторых членов аудитории, что негативно скажется на вашем выступлении и подорвет авторитет.

Секс и сексуальная ориентация . Эта тема энергетически заряжена для любого человека, и неизвестно, как ее касание может выстрелить. Поэтому, чтобы не ходить по тонкому льду, следует избегать шуток и острот ниже пояса.

Вера . Во времена инквизиции люди погибали на костре за право отстоять свою веру. Ироничное или снисходительное отношение к этому со стороны выступающего, может вызвать обиду и даже гнев. Не стоит шутить с огнем!

В своем выступлении постарайтесь произвести впечатление человека Мира, не касайтесь острых тем, обходитесь с чувствами слушателей деликатно и бережно.

И напоследок о концентрации внимания .

На сцене помните, что чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее и продуктивнее выступление. Не нужны больше никакие секреты и приемы.

Дерзайте, тренируйтесь и результаты появятся довольно быстро. После нескольких выходов на сцену вы обретете великую силу успешного человека, сможете проникать в сердца и умы людей, которые будут вас слушать!

Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали? Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.

Отсутствие зрительного контакта

Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.

Куда не стоит направлять свой взгляд?

  1. В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
  2. Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх . Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
  3. На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.

Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.

Отсутствие вовлечения в действие

Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.

Как вовлечь в действие?

  1. Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
  2. Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
  3. Попросите написать что-то. к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).

Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие

Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.

Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями . То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.

О технике произнесения речи читайте .

Призыв к действию в конце выступления

Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.

Например, если темой вашего выступления , предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о , призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.

Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.

Сегодня мы поговорим об общих ошибках, которые допускают выступающие, и кратко, но конкретно проанализируем эти ошибки.

Сразу определимся, что в понятие «выступающие» мы отнесем всех людей, потому что нам приходится постоянно общаться. Начинаем говорить — и это уже публичное выступление: то ли мы мотивируем коллектив для решения важных задач, то ли правильно формулируем свои мысли в общении с детьми, чтобы не обидеть ребенка, но и четко донести до его сознания, что мы его любим, а не придираемся.

1. Неправильный настрой

Логичнее было бы сказать, что первый пункт любого выступления – его подготовка. Но об этом можно прочесть . Мы будем считать, что выступление написано, отредактировано, отрепетировано, может даже, выучено почти на память.

А настроены ли мы на это выступление?

Какой же нужен настрой?

        • Во-первых, не планируйте в день выступления важные дела, решение которых могут отвлечь вас от главной задачи – успешно выступить.
        • — Вы продумали свой имидж? Подготовили одежду? Сделали свежий маникюр, макияж?
        • Да, необходимо позаботиться об обуви! Именно обувь, в первую очередь, может многое сказать о ее владельце.
            Все это мы отнесем к внешнему виду — вы должны быть красивыми и опрятными.
          Очень важно в день выступления придерживаться определенных правил:
        • Ранний подъем. Я считаю, что человек должен просыпаться в одно и то же время, и это – раннее утро, а не ближе к полудню, тогда и успеть можно многое, и организм наш настроен на ранний подъем, когда есть жизненные силы.
        • Обязательный завтрак. Возьмите себе за правило – никогда не выходить из дому голодным, чтобы мозг был направлен на решение других проблем – важных, а не на то — где бы перекусить.
        • Поддержите в себе ощущение внутреннего подъема, ощущение того, что предстоит важное мероприятие, и вы к нему полностью готовы.

Итак, мы правильно настроились на волну предстоящего выступления, и настрой этот соразмерим с нашими целями.

2. Отсутствие целенаправленности

С нашими целями? Какими целями?

А вот это еще одна главная ошибка оратора – нет постановки определенной цели: что самое главное в вашем выступлении, какую цель вы ставите, что хотите донести до слушателей? И если выступающий сам не может четко и задачи своего спича, то и выступление получится скомканным, и слушатели не поймут, чего же от них добиваются и что хотят преподнести?

Все это раздражает публику, у них возникают мысли о зря потраченном времени.
И чтобы этого не произошло, вы должны обязательно определить цель своего выступления, и, конечно же, осознать эту цель – что и для чего я говорю, чего хочу достичь. И в этом случае есть шанс, что ваше выступление будет результативным.

3. Не проработаны страхи

Готовы к выступлению, но все равно страшно?
А почему? Боитесь, что не получится? Боитесь быть освистанным? Это важно для вас?

Или важнее последующие чувства — разочарование в себе, опустошенность?

Со страхами нужно поработать. Вы должны просто знать, что каждый человек имеет право на ошибку, и имеет право выступить не очень удачно. И это установка должна быть в вашей голове. Да и не известно еще, может, вы выступите блестяще, а на данный момент занимаетесь самоедством. Просто отнеситесь к страхам как к союзникам, которые помогают мобилизовать организм для выполнения важной задачи. И именно страхи заставляют подготовиться более качественно к выступлению.

Но это . А что же после?

А после мы должны подключить голову, мышление, и проанализировать без эмоций свое выступление – что получилось, что не удалось. Но не для самоунижения, а для того, чтобы убрать ошибки из последующих мероприятий. Не для того, чтобы появилась мысль: «Все пропало, я опозорился и больше никогда не открою рот, буду молчать и слушать. Так меньше проблем».

Внутренний голос должен напомнить о положительных сторонах вашего выступления, а то, что не удалось – проанализировать, а потом разложить на атомы, и пусть они (эти страхи-неудачи-атомы) летят в космос и больше никогда не возвращаются.

Все проанализировав, мы должны понять – почему что-то не получилось, почему не сбылась поставленная цель, понять свои страхи. Может, внутренний голос остановил нас, чтобы впоследствии не было разочарования, и поэтому была блокирована поставленная цель?

Какое же решение этой проблемы? – Конечно же, сделать страхи своим союзником, перестать бояться, и, если высокопарно выразиться, посмотреть в глаза своему страху. А проще говоря, брать – и выступать, приобретать опыт выступления.

Но опыт опытом. Без определенных инструментов, которыми необходимо владеть, успешного выступления не может быть, а это – работа над дикцией и артикуляцией, постановкой и движением корпуса, выработка дыхания, гибкости речи, развитие диапазона и так далее. Сколько всего нужно, чтобы выступление было удачным!

Но этим можно овладеть при желании и при наличии цели.

4. Неумение «подать» себя

Когда вы начинаете говорить, вы «отфильтровываете» сведения о себе. Конечно же, каждый хочет предстать в выгодном свете, и каждый сам для себя решает, какую информацию представить, а какую – пропустить.
Но самое главное, что нужно запомнить – это то, что если даже вас представили для выступления, обязательно сделайте само презентацию: повторение – мать учения, а публика лучше запомнит вас. Тем более никто так не расскажет о себе, как каждый из нас.
Я как-то прочитала, что любой человек может написать книгу, по крайней мере, одну – это свое жизнеописание.

Так вот, описание должно соответствовать событию и теме выступления. Если вы, например, преподаватель, то должны, по крайней мере, представить родителям учеников свою концепцию преподавания, и соотнести эти сведения со своими профессиональными качествами педагога. Это, конечно же, не хвалебные речи о себе. Слушатели должны увидеть в вас обычного человека, такого же, как и они, чтобы не ощущалось огромного разрыва между выступающим – профессионалом высокого уровня, до которого нет возможности дотянуться, и слушателями.

Слушатели начинают сомневаться — смогут ли добиться таких же результатов. А также появляется недоверие к вам – соответствуют ли слова действительности?

Поэтому позиционируйте себя как простого человека, который смог стать профессионалом с большой буквы, и что для этого были . Но этот путь можно повторить, и слушатели тоже смогут добиться таких же результатов при наличии целеустремленности, желания, и обязательно под вашим чутким руководством.

При этом сумейте добиться обратной связи – задайте вопрос, попросите слушателей выразить свое мнение, чтобы у вас был диалог со слушателями, и ни в коем случае не монолог перед равнодушной публикой, которая оценивает вас и не участвует в процессе. Поэтому учитесь заявлять о себе красиво, создайте платформу для дальнейшего сотрудничества.

5 – Отсутствие работы с голосом

Все, что мы разобрали – это важно и необходимо применять в публичном выступлении.

Но давайте проанализируем ваше выступление:

  • артистичность выступления
  • техника выступления: дикция, артикуляция, постановка, дыхание, мимика, диапазон, пластика голоса

Насколько хорошо вы владеете перечисленными пунктами?

Ирина Анищенко

Да! Кстати! Начните готовиться к выступлению прямо сейчас: проявите смелость и настойчивость – напишите комментарий! Ведь выступление – это умение выражать свои мысли. Вот и напишите для начала хоть несколько слов. Увидите, что со временем этот навык разовьется, и вы будете выступать убедительно и свободно.

И со страниц сайта не уходите по-английски , кликните на кнопочки социальных сетей. Вам не сложно, а мне приятно, ведь я работала и старалась для вас – моих читателей.
Пока!

Личностное развитие" url="http://marketnotes.ru/personal-growth/meeting-mistake/">

Недавно попал на англоязычную презентацию «типичные ошибки публичного выступления» на prezi.com, и советы мне показались очень дельными. Поэтому, решил перевести и прокомментировать их (как я это понимаю, возможно автор имел в виду и другое). Итак, вот наиболее распространенные ошибки.

1. Зажатость, мало движений.

Первое, что бросается в глаза, – это зажатость докладчика: стоит, словно приклеенный к месту, руки по швам, любое движение ему дается с трудом, а то, что делает – как-то неуверенно, или медленно (чтоб никого не спугнуть) или наоборот, резко и быстро, чтоб никто не заметил.
Как я уже писал, движущиеся предметы привлекают намного больше внимания, чем неподвижные. Поэтому старайтесь ходить по сцене, махать руками, указывать на отдельные элементы или предметы в целом. В общем жизнь – движение! В том числе и на сцене.

2. Мало энергии

Нет ничего более ужасного, чем скучный и нудный докладчик. Бывает так, что и презентация красочная, и материал интересный, и длился не долго, а ощущение после него, будто из вас все соки выжили. Дело в том, что хороший докладчик должен вас заряжать энергией. А плохо – соответственно наоборот – высасывает из вас жизненную силу.
Я думаю каждый сталкивался с такой ситуацией, что после доклада хочется сразу бежать, что-то начинать делать, переосмысливать свою жизнь или работу. Значит вас хорошо зарядили.
Поэтому, если вы делаете доклад или публичное выступление – не просто перечисляйте факты, заряжайте аудиторию энергией, шлите ей посылы, убеждайте вскочить с места и прямо сейчас начать действовать!

3. Недостаточная подготовка

Несмотря на всеобщее заблуждение, даже очень хорошему и профессиональному докладчику надо обязательно нужно готовиться к каждому докладу. Особенно это касается нового выступления (по новой теме или с новым докладом). Вдвойне критично, если презентацию готовили не вы (помошник, зам, специалист…).
Крайне важно знать структуру выступления, наиболее и наименее важные моменты, что и как подчеркнуть. Если слушатели почувствуют, или хотя бы заподозрят о том, что вы первый раз в глаза видите этот доклад – доверие к вам существенно снизиться.

Ну и конечно же недостаточная подготовка снижает вашу уверенность и энергию. Для молодых и неопытных докладчиков это умножается на десять.

4. Недостаточная тренировка

Кроме того, что докладчик должен знать свой доклад, он должен потренироваться с самим выступлением. Сколько времени у него занимает все вместе? А время на вопросы остается? А если секция сместиться – сможет он ужаться на 30%? А вдвое? Что самое главное?
А если кто-то не придет и доклад придется растянуть – сможет ли?
Как управлять своим голосом, на какие моменты и как именно делать ударения? Возможно, нужно что-то продемонстрировать? Когда и как именно это сделать?
Даже если вы считаете себя классным оратором, все равно готовьтесь заранее и тренируйтесь: расскажите свой доклад хотя бы 2-3 раза самому себе (или зеркалу, друзьям, коту…).

5. Много данных, нет историй

Люди любят истории и не любят голые факты. Кроме того, подавляющее большинство людей не воспринимают данные на слух. И даже слайд на стене не сильно улучшит этот показатель. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь построить свое выступление путем перечисление фактов или данных исследований, пускай и очень интересных. Вообще, в докладе должны быть одна главная мысль и один главный факт, а остальные, менее важные должны как бы подчеркивать его (подтверждая или наоборот с противоположным примером).
При этом, хорошо бы этот факт преподнести в виде интересной и запоминающейся (или хотя бы понятной в данной аудитории) истории, примере из жизни. Или наоборот – совершенно и абсурдно нереальной, чтоб подчеркнуть суть (зависит от ситуации).

6. Играть безопасно

Многие ораторы настолько боятся непредвиденных ситуаций, что пытаются максимально все стандартизировать и четко прописать, чуть ли не поминутно что и как. При этом не дают никакой возможности проявить творчество, как себе так и слушателям.
Многие избегают «играть» с аудиторией, поскольку считают, что в этом случае кто-то обязательно проиграет. Но это неверно. Суть данной игры не в результате, а в самом процессе: например задавать каверзные и неоднозначные вопросы (что может вызвать споры и такие же неоднозначные вопросы со стороны аудитории к выступающему), делать резкие заявления и т.д. Если избегать всех острых и скользких вопросов во время выступления – ваш доклад пройдет гладко.. и так же гладко уйдет из памяти слушателей, ни за что не зацепившись…

7. Не показать свою уязвимость

Многие любят роботов, но никто не хочет общаться с ними. Люди ценят в других людях именно их человечность. И одним из неотъемлемых черт любого человека является его «неидеальность», уязвимость, право на ошибку.
Аудитория не любит «сильно умных» докладчиков. Причем, это выражается не столько в теме доклада или терминах (люди знали тему заранее), а именно в отношении самого оратора. Если вы допускаете ошибку (оговорка, например, или там споткнулись, когда шли по сцене) – используйте этот шанс. Покажите аудитории, что вы такой же человек, как и они! Не бойтесь этого и не игнорируйте.

8. Воспринимать себя слишком серьезно

Ну тут как бы и без комментариев все понятно. Нет ничего более смешного, чем серьезный человек на сцене, который явно переоценивает свою серьезность.
Ко всему нужно относится с небольшой иронией и юмором, особенно к самому себе.

9. Слишком много материала

Так уж вышло, что наше восприятие информации весьма ограничено. Кто-то может понять и запомнить больше, кто-то меньше, но все равно, это вполне ограниченные возможности. Поэтому, не стоит перегружать ваших слушателей массой информации, тем более, если это цифры и графики.
Думаю, каждый, кто учился в ВУЗе помнит свое ощущение к конце 4 пары. А 6? Не повторяйте ту же ошибку – не издевайтесь над своей аудиторией. Как уже говорилось выше, в рамках одного доклада должны быть только одна главная мысль…Донести ее и есть ваша основная задача. Остальной материал слушатели спокойно могут забыть, но эту главную идею вашего доклада должны запомнить надолго. Запомнить и начать действовать в соответствии с ней!

10. Спешка

Ну и последняя ошибка – это постоянная спешка во время выступления. Когда вы спешите, создается впечатление что вы или не уважаете слушателей или просто не знаете доклад.
Кроме того, во время спешки вы непроизвольно комкаете слова и фразы, велика вероятность пропустить что-то важное, допустить ошибку (особенно, если доклад с цифрами).
Довольно часто, спешка является результатом плохой подготовки и тренировки.

Надеюсь, этот простой перечень поможет вам избежать наиболее распространенных ошибок при публичных выступлениях. Если вас заинтересовал этот материал – рекомендую ознакомиться со статьями: «Камасутра для ораторов » и «Как подготовить хороший доклад »

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Ошибки публичного выступления

2. Правила успешного публичного выступления

Заключение

Список литературы

Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Смотря на успешные результаты красноречия того времени, мы ставим перед собой цель данного реферата - изучить все возможные ошибки ораторов, что приведет к освоению мастерства публичного выступления. Ведь на ошибках учатся.

1. Ошибки публичного выступления

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, мы должны научиться избегать распространенных ошибок.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме -- будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» -- радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так многие начинают свою речь, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3. Извинения

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком (короткую) длинную речь и т.д. и т.п.)». Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Большинству новичков только кажется что они хорошо управляют своей мимикой. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки.

В область глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. В связи с этим, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы с завышенной самооценкой собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, вам могут отплатить той же монетой. ораторский публичный выступление рассказ

Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Или осознанно перемещайтесь, контролируя пространство.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие, быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Чтобы держать публику «в тонусе» надо постоянно варьировать громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику!

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Обычно публика воспринимает длительность пауз гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

2. Правила успешного публичного выступления

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Вначале сделайте основу будущего публичного выступления:

· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив основу, начинайте наращивать на нем «мускулы».

· Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать -- это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенность введения в том, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Главное это время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

2. Место выступления.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Нужно следить, чтобы оратор был виден по грудь.

3. Одежда

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

4. Успешное публичное выступление -- несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Обязательно займите место в центре расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией и приступайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. Не кладите руки в карманы, не прячьте их за спину, не занимайте их посторонними предметами. Нельзя скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим.

Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать -- чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка.

Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни. А возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса, который мы сейчас успешно изучили. Наша цель осуществилась и мы научились благодаря ошибкам. Ведь на ошибках - учатся!

И как сказал А.П. Чехов: - «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык - ваша база и ваше профессиональное оружие».

Список литературы

1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов - н/Д, 1996.

3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Сущность и этапы публичного выступления. Анализ ошибок начинающего оратора. Определение темы и цели выступления. Оценка аудитории и обстановки, выбор места. Управление голосом и скоростью речи, подбор фраз. Правила оптимального поведения докладчика.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Вступление как вводная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды. Основная часть публичного выступления: характеристика, основные правила построения и аргументации. Заключение: выводы, предложения и правильное окончание публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2014

    Структура публичного выступления, формулировка его темы и цели. Основные части публичной речи. Типы речи и способы раскрытия тем. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала. Характеристика аргументов, их виды и доказательство.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Подготовка к выступлению: определение темы, формулировка цели, составление плана и композиция, подбор литературы. Характеристика основных методов изложения материала. Личность оратора, приёмы управления аудиторией. Самоорганизация публичного выступления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Ознакомление с основами организации публичной речи. Изучение особенностей подготовки обстановки для выступления, информационного обеспечения. Спичрайтинг - "написание речи", его развтие на современном этапе. Репетиция устного публичного выступления.