Определить мужской женский и средний род. Определение рода имен существительных

Род - грамматическая категория, свойственная разным частям речи в единственном числе и состоящая в распределении слов по трем классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием.

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

    Мужской (он) Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -а, -я, и нулевое (папа, дядя, нож, стол, ястреб ).

    Женский (она) Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания —а, -я , и нулевое (жена, няня, ночь, слава, пустыня ).

    Средний (оно) Существительные среднего рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -о, -е (болото, золото, солнце, озеро, варенье ).

Также существует класс слов общего рода , которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде (зануда, неженка, плакса, умница, жадина ).

Определение рода существительных

Для определения женского рода имен существительных неодушевленных смотрится окончание. Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка ). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, нужно подставить для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Мужской род имен существительных определяется также по окончанию начальной формы. Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день ).

Существительные среднего рода определяется по окончаниям начальной формы и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно ). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное) .

Среди существительных выделяют несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, а также несклоняемые и сложносокращенные слова.

Значения существительных общего рода соотносите с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса ) или наименование лиц по должности, профессии, роду занятий (архитектор Петров - архитектор Петрова ).

Необходимо учитывать, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс ). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду ). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне ). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби - капуста (женский род), хинди - язык (мужской род) и т.д.

Для того, чтобы определить род несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, необходимо подобрать родовое понятие (озеро, город, река, пустыня и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).

Род аббревиатур определяется по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН - Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Смотрите так же:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Род имени существительного относится к его лексико-грамматическим категориям. Морфологический признак рода проявляется в способности этой части речи сочетаться с зависимыми словами. Существительные, относящиеся к разным родам, отличаются друг от друга падежными окончаниями при склонении, словообразовательной структурой и некоторыми лексическими особенностями. В русском языке существует три формы рода – мужской, женский и средний.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово;
  • - лингвистический словарь или учебное пособие.

Инструкция

При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме именительного падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Определяйте мужской род имен существительных по окончанию начальной формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, называющих существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

Среди существительных выделяется несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий (архитектор Иванов – архитектор Иванова).

Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.

Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?

С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.

Сколько родов в русском языке?

В русском языке представлена следующая система:

  • Женский род.
  • Мужской род.
  • Средний род.
  • Общий род.

Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.

Сколько родов в русском языке у имени существительного?

Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?

Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.

При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.

Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.

Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".

Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.

Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.

Как определить род имени прилагательного?

В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.

Например:

  • На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
  • Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).

Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.

Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.

Существительные общего рода в русском языке формируют особенную группу. Его определение основывается на грамматической уникальности слов, которая базируется на смене рода в зависимости от пола указанного лица.

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский? Такая проблема встречается со словами "задира", "хитрюга", "прощелыга", "горемыка", "недотрога", "засоня", "бездарь", "нелюдь", "торопыга", "хрюша", "забияка", род у которых может изменяться.

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница. При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник. Сейчас наметилась тенденция подобные слова относить к общему роду, так как они могут быть применимы и к мужчине, и к женщине.

Неоднозначность мнений

Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Тогда подобные слова были упомянуты в грамматиках Зизания и Смотрицкого. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося.

Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.

Фамилии

К словам общего рода могут быть причислены некоторые несклоняемые фамилии иностранного происхождения и русские фамилии на -о и -ых/их. Саган, Депардье, Рено, Рабле, Дюма, Верди, Моруа, Гюго, Дефье, Мишон, Тюссо, Пикассо и другие. Все это среди иностранных фамилий. Среди славянских фамилий общего рода часто встречаются: Ткаченко, Юрченко, Нестеренко, Прохоренко, Черных, Макаренко, Равенских, Кучеренко, Долгих, Савченко, Седых, Куцых и прочие.

Народности

Названия некоторых народностей определяют как слова общего рода. К ним относятся: ханты, манси, кечуа, коми, гуджарати, хэчжэ, мари, саами. Дело в том, что уже существуют "мариец" и "марийка", но общим для всей народности или национальности будет слово "мари".

По этому же принципу к общему роду причисляют и названия пород (сивка, окапи, буланка), а также представителей групп (визави).

Неофициальные имена собственные

Помимо фамилий, есть интересная отдельная категория имен собственных, относящихся к теме статьи. Это сокращения от официальных имен, с которыми часто выходит путаница во время определения пола.

Имя "Саша" может принадлежать как Александре, так и Александру, а именем "Валя" называют и девочку Валентину, и мальчика Валентина. Еще к таким именам относятся "Женя" от Евгения и Евгении, "Слава" от Ярослава и Ярославы, Владислава и Владиславы, "Вася" от Василия и Василисы.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: "Ты задира!" Здесь слово "задира" может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому. К ним же можно отнести и слова общего рода "забияка", "пройдоха", "умница", "молодец", "бродяга", "егоза", "калека", "вонючка", "дылда", "малявка", "растрепа".

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: "Крошка сын к отцу пришел" (Маяковский), "Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка." (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Как определить пол при общем роде?

Общий род существительных в русском языке определяется по невозможности уверенного указания на род при отсутствии местоимений и родовых окончаний прилагательных. Слова, которые можно отнести как к мужскому, так и к женскому роду, и будут входить в эту группу.

Для того чтобы определить пол существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения "этот, эта, тот, та", окончания прилагательных -ая, -ый/ий. Но если определяется название профессии, должности или звания с окончанием на согласную "сержант, врач, доктор, директор" и другие, то прилагательное может быть только мужского рода, а вот сказуемое выражается женским."Врач назначила препарат" и "Привлекательный врач вышла из госпиталя", "Сержант отдала приказ" и "Строгий сержант разрешила отдохнуть", "Образцовый учитель эта Марина Николаевна!" и "Образцовый учитель проводила открытый урок", "Веселый кукольник провела представление" и "Старый мастер присел на крыльцо". Сказуемое не обязательно должно показывать род, тогда задача определить пол усложняется: "Преподаватель проводит занятие", "Специалист принимает решение".

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как "сорвиголова", "забияка", "разводила", "лесник", "старожил", "хвост", "шестерка", "невежда", "зануда", "белоручка", "размазня", "рохля", "замарашка", "замухрышка". И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом" (Грин).
  2. "Хорошая девушка, сиротка одна" (Баженов).
  3. "У вас же чистота, как говорят медики, стерильная" (Дубов).
  4. "Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась" (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов - одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.