Образы воображения, приемы их создания. Развитие творческого воображения в процессе обучения

В техническом, литературном, художественном творчестве наиболее распространены следующие приемы создания образов: агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, аналогия.

Агглютинация (склеивание) заключается в том, что новый образ получают путем соединения из двух или нескольких частей разных предметов. Примеры: кентавр, русалка.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета. Примеры: мальчик с пальчик, дракон с семью головами.

Заострение – подчеркивание в образе каких-либо признаков. Пример: карикатуры.

Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе. Пример: Евгений Онегин – типичный представитель своего времени.

Аналогия построение образа похожего на реально существующую вещь. Это способ создания механизмов на основе биологической модели. Пример: создание дельтапланов по аналогии с птеродактилями.

Тема 8. Психологическая характеристика речи и общения.

8.1. Понятие и функции речи и языка.

Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь – процесс общения людей посредством языка; особый вид деятельности.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Функции речи:

    Сигнификативная – способность слова обозначать, называть предмет.

    Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

    Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

    Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Функции языка.

    Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).

    Общение (коммуникативная функция).

Структура речевой деятельности

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для регуляции и контроля собственной речи.

Структура речевой деятельности:

    Мотивационный этап – наличие потребности в общении.

    Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

    Ориентировка в личности собеседника.

    Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.

    Реализация общения.

    Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

    Коррекция направления, стиля общения.

      Виды речи.

В психологии речь разделяют на внешнюю – ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.

8.2.1. Внутренняя речь и ее особенности.

Внутренняя речь – это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации . Это разговор человека с самим собой, сопровождающий процессы мышления, осознание мотивов поведения, планирование и управление деятельностью.

Внутренняя речь в отличие от внешней обладает особым синтаксисом. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности, сокращенности. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Вторая особенность– предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без слов», о чем идет речь в их разговоре. Им нет нужды в каждой фразе называть предмет разговора, указывать подлежащее: оно им и так известно.

Третья особенность – своеобразный семантический строй внутренней речи:

а) преобладание смысла над значением . Смысл понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет данное слово. Значение – это часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания.

б) агглютинация – своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом.

в) смыслы слов имеют другие законы слияния и объединения, чем законы слияния значений . Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга. Во внутренней речи мы всегда можем выразить свои мысли и даже целые рассуждения одним названием.

8.2.2. Внешняя речь и ее виды.

Внешняя речь – это общение между людьми при помощи разговора или различных технических средств.

Устная речь . Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.

Диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог – это обмен репликами. Психологически диалог является более простой формой речи. Во-первых, диалог – речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему выразить свою мысль.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждается, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы знаний, мыслей одним лицом .

Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Основные требования к ней – последовательность и доказательность.

Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов.

Монолог предъявляет требования к темпу и звучанию речи. В монологе недопустимы скороговорки, невнятное произношение, монотонность. Выразительность в монологе должна создаваться за счет голоса. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов, чтобы не отвлекать внимание слушателей.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь характеризуется следующими особенностями: четким замыслом; сложной композиционно-структурной организацией; ограниченностью выразительных средств (курсив, абзац и др.). Письменная речь требует развернутого построения, систематического, логического, связного изложения. Письменная речь предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Письменная речь требует специального овладения.

      Общение и его структура

Общение – сложный и многогранный процесс, включающий информационный обмен, восприятие и понимание людьми друг друга, воздействие друг на друга, непосредственный эмоциональный контакт, формирование отношений и достижение взаимопонимания.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

информационная сторона общения состоит в обмене информацией, представлений, мыслей, чувств;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции);

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями ее жизни и деятельности. В зависимости от задач, стоящих перед ней, активизируются некоторые остатки предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциированных связей. Этот процесс приобретает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

Наиболее элементарной формой синтезирования новых образов является агглютинация (от латинского aglutinare- "склеивания"). Это создание образа путем сочетание качеств, свойств или частей различных объектов. Таковы, например, сказочные образы русалки - полуженщины, полурыбы; кентавра - наливчоловика, полулошадь; в техническом творчестве это троллейбус - сочетание черт трамвая и автомобиля, танк-амфибия, сочетающий черты танка и лодки, и тому подобное.

Приемом создания новых образов является аналогия.

Суть приема аналогии заключается в том, что вновь образ, который выстраивается, похожий на реально существующий предмет, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.

На основе принципа аналогии возникла новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые свойства живых организмов, которые становятся засадовимы при конструировании новых технических систем. Так было создано много различных приборов - локатор, "электронный глаз" и другие.

Новые образы могут создаваться с помощью ударение -акцентування. Этот прием заключается в преднамеренном ужесточении в объекте определенных признаков, оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, присущее только ей, и подчеркивает этом художественными средствами.

Создание новых образов может быть достигнуто путем преувеличения (или умаление) всех характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Никита Кожемяка, Котигорошко) и совершают подвиги.

Наиболее сложным способом образования образов воображения является создание типических образов. Этот способ требует длительной творческой работы. Художник создает предварительные эскизы, писатель - варианты произведения. Так, рисуя картину "Явление Христа народу", художник Иванов сделал около 200 эскизов.

Воображение в художественном творчестве можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского: "Каждая минута, каждое брошенное вскользь слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждый незаметный движение человеческого сердца, так же как и летающий пух тополя или огонь звезды в ночной воде, - все это крохи золотой пыли. Мы, литераторы, добываем их в течение десятилетий, эти миллионы крошек, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и из этого сплава куем свою "Золотую розу" - повесть, роман или поэму ".

Творческий процесс связан с возникновением многих ассоциаций, их актуализация подчинена цели, потребностям и мотивам, которые доминируют в актах творчества.

Большое влияние на создание образов воображения оказывает практическая деятельность. Пока созданный образ существует только "в голове", он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунок или модель, человек проверяет реальность его существования.

Засадовимы по созданию образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова приобретает различного характера в разных видах воображения, в зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.

Разновидности воображения

Деятельность воображения может быть охарактеризована с точки зрения участия в этом процессе специальной волевой регуляции в зависимости от характера деятельности человека и от содержания создаваемых ею образов. В зависимости от участия воли в работе воображения ее разделяют на невольную и произвольную.

Невольной есть такое представление, когда создание новых образы имеют направляется специальной целью представить определенные предметы или события. Потребность в невольном создании образов постоянно актуализируется различными видами деятельности, в которые вовлекается личность.

В процессе общения собеседники представляют ситуации, события, о которых идет речь. Читая художественную или историческую литературу, человек невольно наблюдает реальные картины, которые порождает ее воображение под влиянием прочитанного. Непроизвольное возникающую представлений тесно связано с чувствами человека. Чувство является мощным генератором ярких образов воображения в тех случаях, когда она встревожена из-за неопределенности ожидаемых событий или, наоборот, переживает эмоциональный подъем через участие в торжественных событиях, имеющих жизненно важное значение для нее.

Чувствуя страх, тревогу за близких для нее людей, человек рисует себе образы опасных ситуаций, а готовясь к приятной события, представляет атмосферу доброжелательности, уважения со стороны коллег, присутствующих.

Примером самопроизвольного возникновения образов воображения является сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль за психической деятельностью отсутствует, остатки разнообразных впечатлений, хранящихся в мозгу, легко растормаживающее и могут сочетаться неестественно и неопределенно.

Процесс воображения может длиться произвольно, когда он направляется специальной целью создать образ определенного объекта, возможной ситуации, представить или предусмотреть сценарий развития событий.

Привлечение произвольной воображения в процесс познания обусловлено необходимостью сознательного регуляции построения образа в соответствии с заданием и характера выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место главным образом в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческую и репродуктивную.

Воображение, которая сопровождает творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которая сопровождает процесс усвоения уже созданного и описанного другими людьми, называется воспроизведенной или репродуктивной.

Так, в конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение -творческая, а у инженера, который согласно устным описанием или чертежам создает образ этой машины, воображение репродуктивная.

Творческое воображение активизируется там, где человек находит что-то новое-новые способы деятельности, создает новые, оригинальные, стоимостные для общества материальные и духовные произведения.

Продукты творческого воображения, их богатство и общественная значимость напрямую зависят от знаний и жизненного опыта личности, ее отношение к деятельности, ее социальной позиции и тому подобное. Важную роль для творческого воображения играет язык, который является средством осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивная воображение - это процесс создания человеком образов новых вещей на основании их устного описания или графического изображения.

Потребность в репродуцировании образов действительности - постоянная и актуальная в жизни и деятельности человека как сознательной общественного существа. Очень важна роль репродуктивного воображения для общения людей, в значительной степени обусловило ее развитие. Языковой описания явлений всегда требует от человека создания соответствующих образов.

Репродуктивная воображение нужна при чтении художественной литературы, работы с учебниками по географии, биологии, анатомии и тому подобное. Образы предметов формируются также на основании их графического описания, например в инженерном деле, при пользовании схемами, картами. Творческое воображение и репродуктивная воображение тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Эта связь проявляется в том, что творческое воображение всегда основывается на репродуктивном воображении, включая ее элементы. С другой стороны, сложные формы репродуктивной воображения содержат элементы творческой. Например, в работе актера воплощение сценического образа является результатом деятельности творческой и одновременно репродуктивной воображения.

В зависимости от содержания деятельности воображение делится на техническую, научную, художественную и другие разновидности, обусловленные характером труда человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и другие) образы - очень яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", писал: "Голова кругом идет от их юмора и шума". Флобер говорил, что он остро чувствовал у себя во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Художнику, писателю благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают изображают в своих произведениях.

Для технической воображения характерны создания образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их легкое дисоциювання и объединения в новые сочетания, воображаемое перенесение их в разные ситуации. Образы технической воображения зачастую объединяются в чертежах, схемах, на основании которых затем создаются новые машины, новые предметы.

Научная воображение находит свое выражение во время создания гипотез, проведение экспериментов, обобщений для создания понятий. Фантазия играет важную роль при планировании научного исследования, построения экспериментальной ситуации, предвидение хода эксперимента. При построении научной системы воображение нужна, чтобы дополнить недостающие, не определены еще звена в цепочке фактов.

Фантазия имеет большое значение для плодотворной творческой деятельности ученого. Без фантазии его труд может превратиться в нагромождение научных фактов, аккумулирования своих и чужих мыслей, а не на реальный прогресс в новых изобретений, идей, создание принципиально нового в науке.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта - это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечта - необходимое условие воплощения творческих замыслов, когда образы воображения не могут быть реализованы немедленно по объективным или субъективным причинам. При таких обстоятельствах мечта становится реальной побуждением, мотивом деятельности, благодаря которым становится возможным завершение начатого дела. Без мечты, замечал Д. И. Писарев, невозможно было бы понять, какая побудительная сила заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные по объему работы в области искусства, науки и практической жизни.

Мечта является элементом научного предвидения, прогноза и планирования деятельности. Эта ее функция убедительно проявляется в художественном, творческой деятельности, государственном, развития общества. Яркой иллюстрацией этого являются произведения Жюля Верна, в которых он гениально предвидел произведения будущей технической мысли - подводная лодка, вертолет.

Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты - нужна условие воплощения творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты в определенном смысле является движущей силой действий и поступков человека, придают ей большей целенаправленности в жизни, помогают бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным воздействиям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными, "маниловскими". Тогда они дезориентируют человека, лишают его видение реальных жизненных перспектив, толкают на путь призрачного удовлетворения своих мрийницьких предпочтений, делают неспособной противостоять невзгодам реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает его ярче и интереснее.

Приемы создания образов воображения. Все процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Одним из таких приемов является комбинирование элементов в целостный новый образ. Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л.Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация (от лат. agglluninary – приклеивать) – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов (русалка, сфинкс, кентавр, Пегас, избушка на курьих ножках). В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.
Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня).
Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «...портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.
К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев – сила и гордость; черепаха – медлительность; лиса – хитрость; заяц – трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Так, в басне «Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов конкретизирует в образной форме мысль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.

3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что но только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различие - опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

Схематизация - сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Функции воображения.

В жизни человека выполняет ряд специфических функций . Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с м и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять м, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность . Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.