Объединение беседа любителей русского слова. Эстетика «Беседы» — принципы за и против. Кризис и революция Беседа в редакции «Русского журнала»

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Что значит "беседа любителей русского слова"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

литературное общество в Санкт-Петербурге в 1811-16 во главе с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Большинство членов (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) с позиций защитников классицизма и старославянского языка выступали против новых литературных направлений и реформы литературного языка, начатой Н. М. Карамзиным. Н. И. Гнедич и И. А. Крылов, входившие в общество, отстаивали национал-демократические традиции русской литературы.

Беседа любителей русского слова

«Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге (1811≈16), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) являлись эпигонами классицизма, нападали на реформу литературного языка, проводившуюся сторонниками Н. М. Карамзина. Возникшее в противовес «Беседе» литературное общество «Арзамас» выступало против её консервативных взглядов.

Лит.: Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Лотман Ю. М., Проблема народности и пути развития литературы преддекабристского периода, в сборнике: О русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы, М.≈ Л., 1960.

Википедия

Беседа любителей русского слова

Державина в Петербурге Во главе этого общества стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков. К нему принадлежали также С. А. Ширинский-Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, И. С. Захаров и другие. Они придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н. М. Карамзина. «Беседа…» отражала те взгляды на развитие русского литературного языка, которых придерживались « старшие архаисты ». Таким образом, главными оппонентами «Беседы…» являлись « карамзинисты », позже оформившиеся в общество «Арзамас» , которые осмеивали деятельность «Беседы».

В «Беседу» входили также Н. И. Гнедич и И. А. Крылов, отстаивавшие, в противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма, национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей декабристского направления, в том числе А. С. Грибоедова, П. А. Катенина, В. Ф. Раевского и других.

«Беседа любителей русского слова» распалась после смерти Державина в 1816 году.

Начало XIX столетия вошло в историю русской литературы как эпоха возникновения писательства как общественно значимой профессии. Вместо безликого «сочинителя» XVIII века в эти годы на авансцену впервые вышли профессиональные литераторы – люди, живущие литературным трудом, самостоятельно мыслящие и влияющие на общественное мнение.

Естественно, что представители новой профессии стремились объединяться в определенные сообщества и кружки, позволяющие оказывать друг другу поддержку и вместе двигаться в избранном направлении. И так же естественно, что главным признаком, по которому литераторы делились на группы, стало отношение к традициям прошлого – борьба с ними или их защита.

Творческие объединения писателей — новаторов активно боролись с консерваторами за внимание читающей публики. Так, в Москве существовало «Дружеское литературное общество», в Петербурге – «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Представители этих литературных кружков стремились обновить русскую словесность, приблизить её к европейским нормам.

Противники реформ также активно участвовали в литературной жизни. Одним из важнейших объединений 1810-х годов была «Беседа любителей русского слова», собравшая в своем составе основных сторонников .

Классицизм против новых веяний — идеи кружка Державина

В феврале 1811 в Санкт-Петербурге открылось новое литературное общество под названием «Беседа любителей русского слова» . Его участниками были прежде всего литераторы старшего поколения, защищавшие поэтические каноны XVIII века и с неодобрением относившиеся к поэтическому новаторству «школы Жуковского».

Заседания общества происходили в доме Г.Р.Державина. В числе членов кружка были сам Г.Р.Державин, И.А.Крылов, С.А.Ширинский-Шихматов, А.С.Шишков и другие.

Собрания «Беседы» проходили в строго академическом, официальном духе. У общества имелся строгий устав, велись протоколы каждой встречи. Издавался журнал, предназначенный для публикации произведений авторов «Беседы» (всего вышло 19 номеров этого издания). Проходили публичные чтения стихов, басен и пьес, написанных авторами «Беседы». Эти литературные вечера неизменно вызывали большой общественный резонанс, посещать их было модно и престижно.

«Беседа» играла значимую роль в литературной жизни России, ее идеи активно обсуждались, решительно принимались или столь же резко отвергались представителями разных литературных течений; равнодушных практически не было.

Но после смерти духовного лидера организации, Г.Р.Державина, в 1816 году, общество прекратило собираться. Кроме потери покровителя, были и другие причины для гибели их союза: читатели, воспитанные на романтической поэзии Шенье и Байрона, уже не могли интересоваться одической поэзией, написанной по канонам XVIII века. Новое вино нуждалось в новых мехах, новое содержание – в новой форме. Классицизм безвозвратно уходил в прошлое. Жизнь диктовала свои законы: романтизм полновластно вступал в свои права.

Эстетика «Беседы» — принципы за и против

Многие историки литературы оценивают «Беседу» как организацию открыто ретроградную, пытавшуюся задержать развитие русской литературы. Немалую роль в этом сыграло творчество поэтов из кружка , высмеивавших представителей «Беседы». В произведениях Пушкина и его друзей «Беседа» представала перед читателями как собрание бесталанных стариков, из зависти пытающихся оклеветать и опорочить талантливую молодёжь. Само название общества, созданного великими Г.Р.Державиным и И.А.Крыловым, для значительной части читательской аудитории стало ассоциироваться с воинствующей графоманией, а имена ряда его членов (например, графа Хвостова) стали нарицательными для бездарных поэтов.

Но ситуация с эстетическими взглядами авторов «Беседы» была вовсе не так проста. Многие литературные деятели державинского круга часто производили весьма смелые творческие эксперименты. Басни Крылова в чём-то были ближе к русской разговорной речи, чем творчество многих молодых авторов «Арзамаса». Шаховской был весьма талантлив как комедиограф. Н.И.Гнедич вошел в историю как крупный специалист по античности и автор лучшего перевода «Илиады» Гомера на русский язык.

Авторы «Беседы», подобно Дон-Кихоту, стремились защитить свои идеалы, в которые верили искренне и самоотверженно. Их творчество зачастую было само по себе весьма достойным (хотя и в нем, естественно, случались просчеты и ошибки). Но их служение устаревшим канонам прошлого выглядело смешно на фоне начинающегося расцвета . Поэтому поэты поздней державинской плеяды в сознании русского читателя отошли на второй план по отношению к В.А.Жуковскому, К.Н.Батюшкову, А.С.Пушкину.

Но сильные стороны творчества авторов «Беседы» не пропали втуне. Умелое развитие русской литературы и прочувствованный общественный пафос, свойственный Крылову, Гнедичу и другим представителям общества, спустя десятилетие привлекли внимание поэтов декабристского круга. Произведения «Беседы» стали школой как для отрицавших их уроки и Батюшкова, так и для следовавших им Грибоедова, Катенина и многих других крупных писателей 1820-х годов. Значительное влияние творчества лучших представителей этого общества заметно и в ранней поэзии и драматургии – прежде всего в гражданской лирике и опытах вольного стиха.

Таким образом, влияние «Беседы» как одной из отправных точек для развития русской поэзии первой четверти XIX века сказалось практически на всех литераторах эпохи – как через принятие ее творческих канонов, так и через их отрицание или обновление

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь Днем рождения «Беседы любителей русского слова» стало 14 марта 1811 года. Тогда в доме Державина, расположенном на Фонтанке, Александр Семенович Шишков учредил это общество при многолюдном собрании.

Адмирал Шишков помимо военной службы проявил себя незаурядной личностью в лингвистических трудах. Еще в 1803 году он пишет "«Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Этот труд объединил его литературных соратников - членов «Беседы», большинство из которых являлись завсегдатаями салона Державина.

Шишков известен тем, что занимал пост министра народного просвещения и руководил цензурным ведомством, являлся с 1813 года до конца своей жизни президентом Российской академии и олицетворял собой консерватизм как политический, так и литературный. Не было, пожалуй, более ожесточенного противника любых новшеств.

Созданное им общество «Беседа любителей русского слова» должно было укреплять патриотические чувства в русских людях при помощи русского языка. Важность подобного подхода разделялась многими людьми, поскольку в то время на русском языке общались между собой только крепостные. Дети русской элиты первые свои слова произносили на французском языке, что было унизительно для страны. Но благородная идея воспитать у молодежи любовь к отечеству иногда принимала весьма странные проявления. Для сохранения чистоты русского языка Шишков призывал вовсе отказаться от иностранных заимствований, заменив их словами, образованными от славянских корней. Но неуклюжие замены слов «аудитория», «биллиард», «калоши» на «слушалище», «шарокат», «мокроступы» не прижились ни в литературном, ни в разговорном языках.

В состав «Беседы» вошли весьма солидные люди: министры, два митрополита, представители высшего света, имеющие титулы князей и графов. Среди них значились А.А.Шаховской, С.А.Ширинский-Шихматов, Д.И.Хвостов и А.К.Разумовский.

Пышно и торжественно проходили заседания общества. В большом зале за огромным столом располагались его члены, для приглашенных гостей ставились кресла. Делались пригласительные билеты на публичные заседания, куда съезжалась столичная знать. Для большей торжественности приглашался специальный чтец, чтобы он декламировал произведения, не утруждая их авторов делать это самостоятельно. Оды были написаны тяжелым для восприятия языком, а длинные поэмы и «возвышенные» трагедии заставляли публику скучать. Значительная часть представителей «Беседы» обладала, к тому же, весьма сомнительным талантом к стихосложению. Яркий пример тому Д. И. Хвостов, графоман и герой многочисленных анекдотов.

Неслучайно эти собрания и их завсегдатаи высмеивались членами другого кружка - «Арзамас», и А.С.Пушкиным в том числе:

«Угрюмых тройка есть певцов:
Шихматов, Шаховской, Шишков;
Уму есть тройка супостатов:
Шишков, наш Шаховской, Шихматов;
Но кто глупей из тройки злой:
Шишков, Шихматов, Шаховской?»

В русской литературе появились два лагеря: архаисты и карамзинисты. К последним относились сторонники реформы языка, и они именовались опасными вольнодумцами. Карамзин намеренно отказывался от церковнославянской лексики в своих произведениях, делая их язык насколько это было возможно максимально приближенным к обиходному. Он ввел в употребление множество неологизмов, которые сегодня прочно прижились в языке (например, слова «достопримечательность », «подозрительность», «промышленность», «ответственность»). За это Карамзина нещадно критиковали «шишковисты».

Впрочем, в 1818 году произошло примирение Карамзина с Шишковым, и (при содействии последнего) Карамзин стал членом Российской академии.

«Беседа любителей русского слова» прекратила свое существование двумя годами раньше, и связано это было со смертью Державина.