Методология анализа данных в социологии (введение). Татарова Г.Г. Проективные методы
Методология
анализа данных
в социологии
(введение)
Учебник для вузов
2-е издание, исправленное
NOTE BENE
Москва
Институт "Открытое общество "
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Батыгин Г. С.,
д-р ист. наук, проф. Дахин В. Н.
Татарова Г.Г.
Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.
Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом. В нем вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информации, с которой работает социолог; приводятся основные приёмы измерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое внимание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей и нисходящей стратегии анализа данных, типологического анализа.
ISBN 5-8188-0005-9
© Институт «Открытое общество», 1999
© Г. Г. Татарова, 1999
Предисловие
для студентов
Книга для вас, если вы увлеклись удивительной наукой под названием «Социология» . Прослушав такие курсы, как «Введение в социологию», «История социологии», «Методы сбора информации в социологии», вы имеете представление о сложности и многообразии подходов к изучению социальной реальности и понимаете: чтобы стать профессиональным социологом, необходимо освоить множество различных приемов, способов, методов социологического исследования. В этом в какой-то мере вам помогут и мои «Лек ции» (позволю себе так называть книгу, ибо она родилась в процессе чтения курсов лекций и многолетней работы со студентами).
Вы получите представление о мире информации, с которой работает социолог, узнаете, откуда она берется и в каких формах существует, как измеряется и как анализируется. Для освоения материала нет необходимости в специальной подготовке по математике, но после этой книги, смею надеяться, вам захочется обратиться к ней.
Чему же вы научитесь в процессе освоения этой книги? Конечно же, немногому, ведь это только введение в проблематику. Не столько тому, как надо делать, сколько тому, как не надо делать. Четко однозначных ответов на многие вопросы в социологии не существует. Одновременно это хорошо и плохо, легко и трудно. Естественно, было бы лучше (хотя бы потому, что так учат в школе), если для решения некоторой социологической «задачки» существовал бы вполне определенный метод, способ ее решения. Тогда, поняв постановку всевозможных задачек и освоив методы их решения, можно было бы считать себя профессионалом.
В социологии нет задач (таких, как это понимается в школе), а есть проблемы, гипотезы. При этом - огромное количество методов, приемов, способов решения проблем и проверки гипотез. Естественно, освоить их нелегко. Поэтому мы будем рассматривать только некоторые из этих средств, основополагающих с точки зрения очередного скачка в росте вашего профессионализма.
В процессе прочтения книги вы найдете ответы на следующие вопросы:
Что есть свойство социального объекта? Как строить модель его изучения?
Чем отличаются различные типы эмпирических данных в социологии?
Какие проблемы и приемы измерения существуют в социологии?
Зачем социологу нужна математика?
Что значит изучить «поведение» отдельно взятого эмпирического индикатора и совместное «поведение» эмпирических индикаторов?
Что такое «связь» и «взаимосвязь»? Почему связь понимаeтся по-разному?
Что такое восходящая и нисходящая стратегии анализа данных?
Что такое типологический, факторный, причинный анализы?
Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом. В нем вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информации, с которой работает социолог, приводятся основные приемы измерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое внимание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей и нисходящей стратегии анализа данных, типологического анализа.
Рекомендован Министерством общего и профобразования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
Книга для вас, если вы увлеклись удивительной наукой под названием «Социология». Прослушав такие курсы, как «Введение в социологию», «История социологии», «Методы сбора информации в социологии», вы имеете представление о сложности и многообразии подходов к изучению социальной реальности и понимаете: чтобы стать профессиональным социологом, необходимо освоить множество различных приемов, способов, методов социологического исследования. В этом в какой-то мере вам помогут и мои «Лекции» (позволю себе так называть книгу, ибо она родилась в процессе чтения курсов лекций и многолетней работы со студентами).
Вы получите представление о мире информации, с которой работает социолог, узнаете, откуда она берется и в каких формах существует, как измеряется и как анализируется. Для освоения материала нет необходимости в специальной подготовке по математике, но после этой книги, смею надеяться, вам захочется обратиться к ней.
Чему же вы научитесь в процессе освоения этой книги? Конечно же, немногому, ведь это только введение в проблематику. Не столько тому, как надо делать, сколько тому, как не надо делать. Четко однозначных ответов на многие вопросы в социологии не существует. Одновременно это хорошо и плохо, легко и трудно. Естественно, было бы лучше (хотя бы потому, что так учат в школе), если для решения некоторой социологической «задачки» существовал бы вполне определенный метод, способ ее решения. Тогда, поняв постановку всевозможных задачек и освоив методы их решения, можно было бы считать себя профессионалом.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ
1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
2. Модель изучения свойства объекта
3. Типы эмпирических данных
Выводы из главы 1
Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА
1. Зачем социологу шкалы? Кодирование как процедура измерения
2. Индексы сбора и анализа данных
3. Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
4. Процедура ранжирования
5. Проективные методы
Выводы из главы 2
Глава 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1. С чего начинается анализ?
2. Анализ характера "поведения" признака
3. Анализ взаимосвязи признаков
4. Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и детерминация
5. Меры связи: основанные на модели прогноза и ранговые
Выводы из главы 3
Глава 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1. Язык анализа данных
2. Логика типологического анализа
Выводы из главы 4
ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология анализа данных в социологии, Татарова Г.Г., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
- От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии. - Модель изучения свойства объекта
Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: "материальная обеспеченность" семьи, "политическая активность " студента, "престиж" района. Свойства, переменные, признаки-взаимосвязь понятий. - Типы эмпирических данных
Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет "простой " структуры; данные, полученные с помощью анкет "сложной " структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип.
Выводы из главы 1
- Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Поня-тие шкалы. Номинальная, порядковая, "метрическая" шкалы. Измерение как кодиро-вание. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема со-циологического "нуля". - Индексы сбора и анализа данных
Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как состав-ная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический пря-моугольник. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени, в государст-венной статистике, в текстовой информации. - Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана. - Процедура ранжирования
Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжи-рование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивно-сти. Сравнение моделей ранжирования. - Проективные методы
Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семан-тический дифференциал Ч.Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати "Я" как прием изучения самоидентификации личности.
Выводы из главы 2
- С чего начинается анализ?
Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие по-нятий "анализ данных" и "логика анализа" (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ "поведения" отдель-но взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели % первичного анализа данных. "Язык " анализа распределений. - Анализ характера "поведения" признака
Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для раз-личных типов шкал. Дескриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифме-тическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартильный размах. Меры каче-ственной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия. - Анализ взаимосвязи признаков
Условное распределение. Совместное "поведение" двух признаков. Таблица со-пряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависи-мый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистиче-ская зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локаль-ные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи. - Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и
детерминация
Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Ин-тенсивность и елжость детерминации. Оценки вероятности. Истинное-ложное значение мер связи. Понятие о величине хи-квадрат. Коэффициент взаимной сопря-женности Е.Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал. - Меры связи: основанныена модели прогноза и ранговые
Модальные меры Гуттмана. Сравнение распределений посредством меры Л.Гудмена и Е.Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранго-вой корреляции Л.Гудмена и Е.Краскала, Р.Сомерса, М. Дж. Кендалла.
Выводы из главы 3
- Язык анализа данных
Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологи-ческого исследования. Математическая формализация как составная часть логиче-ской. Классы математических методов. Логика использования математических методов, Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторно-го анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных". - Логика типологического анализа
Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ". Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и класси-фикацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классифика-ционный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразую-щий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа.
Выводы из главы 4
К главе 1
К главе 2
К главе 3
К главе 4
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: (Введение): Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Nota Bene, 1999. - 223 с.: ил. - (Прогр. "Высш. образование"). - Библиогр.: с. 216-219.
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
ПРЕДИСЛОВИЕ для студентов
(pred1.pdf - 153K)
ПРЕДИСЛОВИЕ для преподавателей
(pred2.pdf - 190K)
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ
-
1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
-
Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии.
-
Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: "материальная обеспеченность" семьи, "политическая активность " студента, "престиж" района. Свойства, переменные, признаки-взаимосвязь понятий.
-
Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет "простой " структуры; данные, полученные с помощью анкет "сложной " структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип.
ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА.
-
1. Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
-
Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Поня-тие шкалы. Номинальная, порядковая, "метрическая" шкалы. Измерение как кодиро-вание. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема со-циологического "нуля".
-
Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как состав-ная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический пря-моугольник. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени, в государст-венной статистике, в текстовой информации.
-
Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана.
-
Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжи-рование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивно-сти. Сравнение моделей ранжирования.
-
Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семан-тический дифференциал Ч.Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати "Я" как прием изучения самоидентификации личности.
ГЛАВА 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
-
1. С чего начинается анализ?
-
Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие по-нятий "анализ данных" и "логика анализа" (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ "поведения" отдель-но взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели % первичного анализа данных. "Язык " анализа распределений.
-
Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для раз-личных типов шкал. Дескриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифме-тическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартильный размах. Меры каче-ственной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия.
-
Условное распределение. Совместное "поведение" двух признаков. Таблица со-пряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависи-мый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистиче-ская зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локаль-ные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи.
-
Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Ин-тенсивность и елжость детерминации. Оценки вероятности. Истинное-ложное значение мер связи. Понятие о величине хи-квадрат. Коэффициент взаимной сопря-женности Е.Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал.
-
Модальные меры Гуттмана. Сравнение распределений посредством меры Л.Гудмена и Е.Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранго-вой корреляции Л.Гудмена и Е.Краскала, Р.Сомерса, М. Дж. Кендалла.
Выводы из главы 3
ГЛАВА 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ
-
1. Язык анализа данных
-
Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологи-ческого исследования. Математическая формализация как составная часть логиче-ской. Классы математических методов. Логика использования математических методов, Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторно-го анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных".
-
Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ". Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и класси-фикацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классифика-ционный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразую-щий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей
(pril.pdf - 209K)
ЛИТЕРАТУРА
- К главе 1
К главе 2
К главе 3
К главе 4