Ментальная система. Поговорим о психологических отклонениях. Ментальные модели- как не угодить в ловушку

Вы можете научить свой мозг мыслить по-новому. Один из наилучших способов это сделать – расширить набор ментальных моделей, которые вы используете, чтобы думать. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду, на примере истории о мыслителе мирового класса.

Я впервые узнал о ментальных моделях и о том, насколько полезными они могут быть, из рассказа о Ричарде Фейнмане, известном физике. Фейнман получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и степень доктора философии в Пристонском университете. За время обучения он заработал репутацию математического гения, решавшего задачи, которые были не под силу даже самым умным аспирантам.

Когда у Фейнмана спросили, как он это делает, он ответил, что его секретным оружием был не интеллект, а стратегия, которой он овладел в старшей школе. По словам Фейнмана, однажды школьный учитель по физике попросил его остаться после урока, чтобы дать ему задание.

«Фейнман, – сказал учитель, – ты слишком много разговариваешь и шумишь. Я знаю, почему. Тебе скучно. Поэтому я хочу дать тебе одну книгу. Каждый день приходи, садись там, в углу, и изучай эту книгу. Когда ты прочитаешь её до конца, ты снова можешь разговаривать».

Каждый день Фейнман садился за самую дальнюю парту и читал книгу, которую дал ему учитель по физике – «Сложные вычисления» (Ф. Вудс), в то время как остальные ученики продолжали свои обычные занятия. Именно с этой старой книги Фейнман начал разрабатывать собственный набор ментальных моделей.

«Та книга показала, как можно дифференцировать параметры под знаком интеграла, – писал Фейнман. – Оказывается, этому в университетах не учат. Там не акцентируют на этом особого внимания. Однако я понял, как использовать тот метод, и делал это снова и снова. Я был самоучкой, которому та книга открыла особые методы решения интегралов».

«Студенты из МТИ и Пристонского университета иногда не могли решить тот или иной интеграл потому, что стандартные методы, которым их научили в школе, были неэффективными. Если это было контурное интегрирование или простое разложение в ряд, они легко справлялись с вычислениями. Тем не менее, я решил попробовать дифференциацию под знаком интеграла, и в большинстве случаев данный способ срабатывал. Так я завоевал репутацию человека, который умеет решать сложные интегралы – и всё благодаря тому, что мой набор инструментов отличался от всех остальных. Студенты пробовали все доступные им методы, прежде чем позволить мне решить проблему».

Все аспиранты МТИ и Пристонского университета обладают блестящим умом. Тем, что отличало Фейнмана от его сверстников, не обязательно был особый склад интеллекта. Скорее всего, всё дело было в том, как он смотрел на проблему. Он имел более широкий набор ментальных моделей.

Ричард Фейнман объясняет свои ментальные модели студентам-физикам

Что такое ментальная модель?

Ментальная модель – это объяснение того, как что-либо работает. Это понятия, системы или мировоззрения, которые присутствуют в вашем уме.

Например, спрос и предложение – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работает экономика. Теория игр – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают отношения и доверие. Энтропия – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают беспорядок и упадок.

Ментальные модели управляют нашим восприятием и поведением. Это мыслительные инструменты, которые вы используете, чтобы постигать жизнь, принимать решения и решать проблемы. Изучение новой ментальной модели предоставляет вам возможность иначе взглянуть на мир.

Ментальные модели несовершенны, но полезны. В физике или инженерии, к примеру, не существует ни одной ментальной модели, которая могла бы безупречно объяснить всю Вселенную. Тем не менее, наилучшие ментальные модели из этих дисциплин позволяют нам строить мосты и дороги, развивать новые технологии и даже путешествовать в космическом пространстве. Как выразился историк Юваль Ной Харари: «Учёные в целом согласны с тем, что ни одна теория не может быть верной на 100 процентов. Таким образом, проверять знания нужно не на истинность, а на полезность».

Лучшие ментальные модели являются идеями с наибольшей практичностью. Они широко используются в повседневной жизни. Понимание этих концепций поможет вам принимать правильные решения и более эффективные меры. Именно поэтому разработка широкой базы ментальных моделей является критически важной для того, кто заинтересован в том, чтобы мыслить ясно, рационально и эффективно.

Секрет великого мышления

Расширение набора ментальных моделей – это то, над чем должны работать как специалисты, так и новички. У всех нас есть любимые ментальные модели – те, которые мы по умолчанию используем, чтобы объяснить, как и почему что-либо происходит. По мере взросления и накопления знаний в определённой области вы стремитесь отдавать предпочтение ментальным моделям, которые наиболее вам знакомы.

Но вот в чём заключается проблема: когда в вашем мышлении преобладает определённое мировоззрение, вы пытаетесь объяснить каждую проблему, с которой вы сталкиваетесь, через это мировоззрение. В данную ловушку очень легко угодить, особенно если вы умны или талантливы в какой-либо конкретной сфере.

Чем больше вы будете зацикливаться на одной ментальной модели, тем больше вероятность, что эта ментальная модель приведёт вас к краху, потому что вы станете применять её ко всем проблемам. Экспертные знания зачастую являются ограничивающими. Как говорится в одной пословице: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь».

Рассмотрим пример, приведённый биологом Робертом Сапольски. Он спрашивает: «Почему курица перешла дорогу?» Затем он даёт ответы, полученные от разных специалистов.

Если вы спросите об этом эволюционного биолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что она увидела потенциального партнёра для спаривания на другой стороне».

Если вы спросите об этом кинезиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что мышцы в её лапе сокращались и тянули кость вперёд при каждом шаге».

Если вы спросите об этом нейробиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что нейроны в её головном мозге возбудились и спровоцировали движение».

Формально ни один из этих экспертов не является правым. Никто из них не видит всю картину целиком. Каждая индивидуальная ментальная модель – это только один взгляд на реальность. Проблемы и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, нельзя полностью объяснить при помощи какой-либо одной области или отрасли.

В каждой точке зрения есть доля правды. Но ни одна из них не может быть абсолютно истинной.

Полагаться на узкий набор мыслительных инструментов – это как носить ментальную смирительную рубашку. Ваш когнитивный диапазон движений ограничен. Если ваш набор ментальных моделей ограничен, то таким же является и потенциал для поиска решения. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал, вы должны овладеть целым рядом ментальных моделей. Вы должны создать свой набор инструментов. Таким образом, секрет великого мышления состоит в том, чтобы изучать и применять различные ментальные модели.

Расширение набора ментальных моделей

Процесс накопления ментальных моделей – это как улучшение зрения. Каждый глаз может видеть одно и то же по-своему. Когда вы закрываете один из них, вы теряете часть сцены. Невозможно увидеть полную картину, когда вы смотрите только одним глазом.

Аналогичным образом, ментальные модели обеспечивают внутреннюю картину того, как устроен мир. Мы должны постоянно совершенствовать и улучшать качество этой картины. Это включает чтение хороших книг, изучение основ, казалось бы, не связанных между собой отраслей, и получение уроков от людей, имеющих богатый жизненный опыт.

Глазам ума нужно разнообразие ментальных моделей, чтобы собрать воедино полную картину того, как устроен мир. Чем больше источников имеется в вашем распоряжении, тем яснее становится ваше мышление. Философ Ален де Боттон отмечает: «Главный враг хороших решений – это отсутствие достаточного количества точек зрения на проблему».

Преследование текучих знаний

В школе мы стремились разделять знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире информацию редко можно отнести к какой-либо одной категории. По словам Чарли Мангера: «Вся мудрость мира не способна уместиться в одной маленькой кафедре».

Мыслители мирового класса не смотрят на жизнь через призму одной темы. Вместо этого, они стремятся к «текучим знаниям», которые плавно перетекают от одной темы к другой.

Вот почему важно не только изучать новые ментальные модели, но и учитывать то, как они связаны друг с другом. Креативность и инновации часто возникают на стыке идей. Путём выявления связи между различными ментальными моделями вы можете найти решения, которые большинство людей упускают из виду.

Инструменты для улучшения мышления

Хорошая новость: вам не нужно осваивать каждую деталь каждой темы, чтобы стать мыслителем мирового класса. Из всех ментальных моделей, которые человечество породило на протяжении всей истории, есть всего несколько десятков тех, которыми вам необходимо овладеть, чтобы чётко понимать, как устроен мир.

Многие из самых важных ментальных моделей являются главными идеями таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. Каждая область имеет несколько ментальных моделей, которые формируют костяк темы. Например, некоторые из основных ментальных моделей экономики включают в себя такие идеи, как стимулы, дефицит и экономия от масштаба.

Если вы сможете овладеть основами каждой дисциплины, тогда вы получите очень точную и полезную картину жизни. Чарли Мангер сказал: «80 или 90 важных моделей возьмут на себя 90 процентов трудностей и превратят вас в мудрого человека. И лишь горстка из них действительно тащит на себе очень большой груз».

Я сделал своей главной целью раскрыть важные модели, которые тащат на себе очень большой груз. После изучения более 1000 различных ментальных моделей я постепенно сузил их количество до нескольких десятков, которые действительно имеют наибольшее значение. О некоторых из них – в частности и – я уже писал. В будущем я планирую создать список самых важных ментальных моделей из широкого спектра дисциплин и объяснить их суть и практическое значение для повседневной жизни среднестатистического человека. К счастью, мы все способны научиться думать немного лучше.

Специально для читателей моего блога сайт - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Ментальные модели – это способ нашего восприятия мира, набор инструментов, при помощи которых мы мыслим. Каждая модель предлагает собственную систему взглядов на жизнь, позволяющую толковать различные реальные ситуации.

Впервые термин «ментальные модели» был использован шотландским психологом Кеннетом Крейком (Kenneth Craik) в работе «Природа объяснения» в середине XX века. Крейк предположил, что мозг создает «уменьшенные модели действительности» и использует их для оценки грядущих событий.

Всего существуют десятки тысяч различных ментальных моделей, имеющих отношение к разным дисциплинам, однако, как сказал известный американский адвокат и экономист Чарли Мангер (Charlie Munger), «всего 80 или 90 основных моделей способны сделать из вас опытного человека, уверенно ориентирующегося в 90% жизненных ситуаций».

В этой статье мы постараемся осветить несколько наиболее важных из них.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20, стала американская компания IBM. В 1963 году сотрудники IBM обнаружили , что примерно 80% компьютерного времени тратится на обработку 20% команд. Компания немедленно переписала системное ПО таким образом, чтобы сделать их наиболее эффективными. Это позволило IBM увеличить скорость работы своих компьютеров и обогнать конкурентов.

Закон нормального распределения (Normal Distribution)

Этот закон играет исключительно важную роль в теории вероятностей . Физическая величина подчиняется нормальному распределению, когда она подвержена влиянию огромного числа случайных помех. В наших реалиях это достаточно частое явление, потому нормальное распределение наиболее распространено.

Неточные методы моделирования основываются на центральной предельной теореме , которая гласит, что если сложить множество независимых величин с одинаковым распределением и конечной дисперсией, то сумма будет нормально распределена.

В популярных психологических тестах часто используются списки вопросов, ответы на которые сопоставлены с определённым количеством баллов. В зависимости от суммы этих баллов испытуемого причисляют к той или иной категории. Оказывается, что, согласно центральной предельной теореме, если вопросы не имеют никакого смысла и никак не соотносятся с теми категориями, к которым причисляют испытуемых (то есть тест фальшивый), то распределение сумм будет приближенно нормальным.

Это значит, что большинство испытуемых окажутся причислены к некоторой средней категории. Поэтому, если после прохождения какого-либо теста вы «попали» в середину шкалы, то, вполне возможно, сработало нормальное распределение, и тест бесполезен. Подробнее о нормальном распределении можно прочитать .

Анализ чувствительности (Sensivity analysis)

Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых, обычно, используется внутренняя норма прибыли или чистая приведенная стоимость (NPV).

В основе анализа чувствительности лежит вопрос «А что произойдет, если…?», который призван определить насколько сильно изменится эффективность проекта при отклонении одного из исходных параметров от нормы. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени способны повлиять на осуществимость и эффективность проекта. В качестве исходных переменных могут быть приняты объём продаж, цена за единицу продукции, срок задержек платежей, уровень инфляции и т. д.

Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах, хотя последняя является более наглядной. Однако анализ чувствительности имеет серьезное ограничение – он является однофакторным методом, потому неприменим в ситуациях, когда изменение одной переменной влечет за собой изменение другой.

Заключение

Действие каждой из вышеуказанных ментальных моделей выходит за рамки одной конкретной дисциплины. Например, закон Парето находит применение в менеджменте, экономике, торговле и других областях.

«Модели должны быть заимствованы из различных дисциплин, потому что мудрость мира не заключена в единственной академической кафедре», – пишет Чарльз Мангер (Charles Munger) в своей автобиографической книге «Альманах бедного Чарли» (Poor Charlie"s Almanac).

Секрет успеха заключается в том, чтобы иметь в распоряжении как можно больше моделей, в противном случае вы рискуете оказаться в ситуации, описанной Маслоу: «Для человека с молотком любая проблема выглядит как гвоздь».

Ментальные модели помогут увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Эффект их применения особенно заметен, когда в результате мыслительных тренировок вы получаете способность видеть сразу несколько вариантов решения проблемы.

Универсального метода не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, вы сможете выбирать наиболее эффективную по ситуации. Старайтесь по-новому глядеть на вещи – это самый лучший подход к преодолению трудностей.

Ричард Фейнман (Richard Feynman), получивший Нобелевскую премию по физике в 1965 году, за свою жизнь заслужил репутацию одного из самых выдающихся в мире ученых. Помимо этого, он отлично играл на бонго, попробовал себя как художник, в течение нескольких лет рисуя обнаженные модели, и взломал сейф с совершенно секретной информацией об атомной бомбе:)

Получив степень бакалавра в MIT и докторскую в Принстоне, за годы учебы в каждом из этих заведений он прославился легкостью решения математических задач, с которыми не могли справиться даже кандидаты наук математических факультетов.

В своей удивительной книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Surely You’re Joking Mr. Feynman!), ученый так описывает свой успех:

«Однажды [школьный учитель физики, мистер Бадер,] попросил меня остаться после урока. «Фейнман, — сказал он. — Ты очень много болтаешь и от тебя слишком много шума. Я знаю, почему: тебе скучно. Поэтому я собираюсь дать тебе книгу, которую ты тихо будешь читать на уроке, пока не поймешь все, что в ней написано, а потом снова можешь начать разговаривать»

С этого момента, на каждом уроке физики я не обращал внимания на объяснения закона Паскаля и на то, что происходило в классе, — я просто сидел в углу за задней партой и читал «Продвинутый математический анализ» Вудса (F. S. Woods, Advanced Calculus). Бадер знал, что я был уже немного знаком с «Математическим анализом для практика» Томпсона (J.E. Thompson, Calculus for the Practical Man), поэтому он дал мне труд посложнее, рассчитанный на первые курсы колледжа и включавший ряд Фурье, функцию Бесселя, детерминанты, эллиптические функции, т. е. все те замечательные вещи, с которыми я еще не был знаком.

Эта книга научила меня еще и тому, как дифференцировать параметры под знаком интеграла — операция не из простых. Впоследствии выяснилось, что этому не особенно учат в университетах, уделяя данной теме минимум внимания. Но я сумел освоить этот чертовски сложный метод и применял его, где только мог. Так, благодаря самостоятельному обучению, я приобрел уникальные знания.

В результате, когда ребята в MIT или Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, пытаясь взять его при помощи стандартных методов, изученных в школе — по контуру или разложением в простой ряд — приходил я и дифференцировал выражение, при этом часто довольно успешно. Вскоре я заработал репутацию человека, умеющего брать сложные интегралы, а все потому, что мой набор инструментов отличался от других, и когда обычные методы не работали — всегда звали меня»

— Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман, фотография Калифорнийского Технологического Института

Ментальные модели

«Точка зрения — это уже 80 баллов по шкале IQ»
— Алан Кэй (Alan Kay)

Ментальная модель — это способ нашего восприятия мира.

Говоря простым языком, ментальные модели — это набор инструментов, при помощи которых вы мыслите. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт. Так, в отличие от других, Фейнман мог брать сложные интегралы благодаря уникальной ментальной модели, которую он добавил в свой интеллектуальный репертуар и использовал тогда, когда остальные студенты были бессильны. Это совсем не означает, что Фейнман был обязательно умнее, чем другие, он просто подходил к решению задачи с другой стороны.

Итак, ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок вы начинаете видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет вам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, вы сможете выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Закон инструмента

Абрахам Каплан в книге «Принцип методологической автономии исследования» (Abraham Kaplan, The Conduct of Inquiry ) говорит о своей концепции под названием «Закон инструмента» (The Law of the Instrument ), которая также известна как «Молоток Маслоу» (The hammer of Maslow) :

«Я назвал это законом инструмента, и суть его в следующем: дайте ребенку молоток, и он будет крушить им все, что встретит на своем пути»

Действие закона Каплана можно проиллюстрировать другой известной фразой, сказанной Маслоу: «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь» (If all you have is a hammer, everything looks like a nail ). Если вы привыкли смотреть на все только с одной стороны, то ваше восприятие ограничено рамками вашего мировоззрения, в котором решение сложной проблемы обычным способом может оказаться невозможным. Расширение границ разума путем включения в него новых ментальных моделей позволит вам найти выход из любой ситуации.

Интересно, что такое одностороннее восприятие особенно выражено у людей, которые являются выдающимися экспертами в какой-либо области. Чем ярче ваш талант и способности в одной сфере, тем вероятнее, что вы имеете тенденцию рассматривать свои способности как ключ к решению всех проблем. Иными словами, чем больше вы развиваете какую-то одну ментальную модель, тем скорее она перестанет оправдывать свою дееспособность, так как мешает вам мыслить шире. В результате, очень умные люди часто впадают в пристрастное состояние, их взгляд замыливается, и они не могут придумать ничего действительно инновационного.

Однако, если вы регулярно добавляете в свое сознание новые ментальные модели, со временем вы научитесь с легкостью находить правильный ответ именно благодаря нестандартному подходу. Стоит ли говорить, что как раз это умение и отличает настоящих гениев от обычных людей, даже обладающих высоким интеллектом, и Ричард Фейнман — блестящий тому пример.

Накапливайте различные мысленные модели, практикуйте новый взгляд на вещи — это самый лучший ключ, который поможет вам открыть любую дверь.

Как осваивать новые ментальные модели?

Существует два основных пути приобретения новых ментальных моделей:

Читайте книги за пределами стандартной программы

Если вы владеете тем же материалом, что и остальные, вы будете думать так же, как и все. Даже не надейтесь найти оригинальный подход, если вы читаете то же самое, что и ваши сокурсники, сослуживцы или ровесники. Поэтому старайтесь обращать больше внимания на редкие работы (такие, как математический анализ Вудса) или читать те книги, которые выходят за пределы ваших интересов, но каким-либо образом пересекаются с ними. Проще говоря, ищите ответы в непривычных местах.

Находите связи между несвязанными вещами

Неважно, заняты ли вы чтением книги, прослушиванием лекции или просмотром ТВ, делайте заметки о том, как эта новая информация может быть связана с тем, что вы уже знаете. Люди имеют тенденцию разделять информацию по разным областям знаний, считая, что вот этот набор сведений относится к экономике, этот — к медицине, а третий, вообще, к истории. Но это всего лишь пережиток школьной системы образования, потому что в реальном мире не существует такого четкого разделения:

Подпись: «Все взаимосвязано: осознание того, как различные области знаний пересекаются друг с другом, ведет к более глубокому пониманию вопроса» (на рисунке пересекаются три области знаний — история, поведение животных и архитектура, рождая новую область — Великие пирамиды Гизы).

Например, один из документальных фильмов повествует, что общего между пирамидами и ритуальными повадками животных. С точки зрения создателей передачи, манера животных во время схватки подниматься на задние лапы, чтобы через рост продемонстрировать свою власть, связана с известным историческим фактом: когда правление Египтом переходило в руки нового фараона, чтобы доказать свое культурное превосходство, он строил еще более высокую пирамиду как символ своей власти.

Такой подход объединяет, казалось бы, совершенно несвязанные области (архитектуру, древнюю историю и поведение животных), в результате исследования нам открылось более глубокое понимание вопроса.

Убеждения: это то, что мы, вопреки всем
свидетельствам, считаем истинным.

Теперь, зная, что собой представляет системное мышление, мы можем использовать его для рассмотрения базовых предпосылок, направляющих наш образ мыслей и подход к решению проблем. Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия. Сейчас мы займемся исследованием нашего мышления на предмет существующих в нем заблуждений и иллюзий.

Системное мышление мы будем использовать следующим образом:

Для непосредственного решения проблем, и в первую очередь - для преодоления мышления, порождающего проблемы. Системное мышление - не просто комплексное и всестороннее, оно и вертикальное, и горизонтальное, и глубокое, и цикличное.

Для выявления и преодоления стереотипов обыденного мышления.

Для демонстрации того, в какой степени наше мышление неотделимо от возникающих у нас проблем, которые не просто «сваливаются» на нас неизвестно откуда. Они - порождение событий и того, что мы о них думаем. Мы сами представляем собой непременный элемент всех своих проблем и, как сказал Эйнштейн, не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, который ее породил.

Наконец, мы сможем лучше понять свои убеждения и способы действия с помощью системного мышления, применяя его принципы к самому процессу мышления, потому что наши взгляды и убеждения тоже образуют систему.

Любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» - потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» - поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Эти теории, которыми мы руководствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окроплены общепризнанной мудростью и разбитыми надеждами. Они были полезны в прошлом и, как мы надеемся, пригодятся в будущем. Такие теории подобны картам местности, которые используют путешественники, идущие по стопам успешных первопроходцев. Они образуют те убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в реальной жизни. Мы можем их не проповедовать, но мы ими руководствуемся.

Ментальные модели вполне естественны, они есть у каждого, сознает он это или нет, и мы воспринимаем мир именно через них. Они имеют личный характер, и мы дорожим ими. Ментальные модели - наши. Мы в них живем. Это видно из того, как мы говорим о «своих» убеждениях, о том, что «принимаем» их, что они у нас «есть». Мы их «придерживаемся», «отбрасываем» или «защищаем». Когда мы «теряем» веру, то обычно уже навсегда, и остающуюся в нас пустоту следует заполнить чем-то другим. Наши ментальные модели принадлежат нам, но с новым опытом они меняются и развиваются, а когда мы попадаем на незнакомую территорию, приходится их совершенствовать.


Короче говоря, ментальные модели направляют все наши действия. Они источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения - «я же давно предупреждал».

Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт. Они не представляют собой факты, хотя иногда мы именно так к ним относимся. Например, мы все одинаково понимаем основные физические свойства бытовых вещей. Такие характеристики, как масса и объем, это - свойства первого порядка. К ним каждый из нас добавляет значение - характеристику второго порядка. Любой металлург скажет вам, что у металлического кольца есть определенные характеристики первого порядка. Но если это обручальное кольцо, у него появляются ценность и значимость, намного превышающие его объективную стоимость. В фильме «В поисках утраченного ковчега» есть эпизод, в котором в одном из кафе Каира схлестнулись герой-археолог Индиана Джонс и его враг Беллок. «Посмотри на эти часы, - говорит Беллок. - Для нас с тобой они ничего не стоят, но закопай их на тысячу лет в песок, и они станут бесценными. Люди будут убивать друг друга из-за них…» Кусок металла может стать археологическим сокровищем.

Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определенным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что - нет. И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той территорией, которая на ней изображена. Взгляните на диаграмму, и вы поймете, о чем речь. Эту фигуру называют треугольником Канижа, в честь психолога Гаэтано Канижа.

На рисунке нет белого треугольника, но иллюзия очень убедительна. Почему? Наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. Они действуют совместно с мозгом, который определенным образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим, - это отчасти реальность, отчасти - порождение нашего способа видеть. Ментальные модели сходным образом формируют то, что мы видим, слышим и чувствуем. Их исследование наталкивается на такие же трудности, как изучение работы нашего глаза. Так же, как в случае с призрачным белым треугольником, трудно избавиться от впечатления, что наши предубеждения - это и есть «реальность». Мы можем назвать присущие нам предубеждения, если проанализируем, что мы делаем и как реагируем, и затем выявим свои скрытые предпосылки исходя из полученного опыта.

Ментальные модели - это нечто вроде встроенных в наши глаза и мозг фильтров, создающих треугольник Канижа. Однако, в отличие от фильтров, определяющих наше видение, встроенных в психологию и потому неизменных, - ментальные модели можно изменять.

В рамках четвертой главы изучающие курс приобретут знания и опыт применения этих знаний на практике в процессе участия в проведении четвертого практического занятия. В итоге по материалам четвертой главы они будут:

знать

  • предмет, цели и задачи построения ментальных моделей проблем;
  • положения и теоретические основы системы ментальных моделей;
  • особенности и отличительные признаки ментальных возможностей;
  • понятийный и категориальный аппарат системы ментальных моделей;
  • методологические принципы проявления проблем с позиций системного подхода;
  • профессиональные требования к созданию ментальных карт;
  • взгляды и подходы к идентификации навыков эмоционального интеллекта;
  • современные представления о бессознательной компетентности в идентификации проблем;

уметь

  • обобщать и систематизировать элементы ментальных моделей;
  • идентифицировать и классифицировать проблемы;
  • анализировать и интерпретировать связь ментальных моделей и принципов восприятия;
  • разрабатывать и осуществлять построение ментальных карт;
  • решать задачи, связанные с идентификаций интеллекта и эмоций в решении проблем;
  • применять теоретические знания к ситуациям оценки эмоционального интеллекта;
  • использовать полученные знания о проблеме как системе;
  • грамотно ориентироваться в навыках эмоционального интеллекта;
  • выбирать необходимые методы корректировки эмоционального интеллекта для реализации поставленных задач;
  • давать самостоятельную оценку собственным навыкам эмоционального интеллекта;

владеть

  • методами структурирования навыков эмоционального интеллекта;
  • современными технологиями идентификации интеллекта и эмоций в решении проблем;
  • навыками системного анализа ментальных моделей и навыками эмоционального интеллекта;
  • навыками работы с учебной и научной литературой о идентификации и решении проблем.

Система ментальных моделей

Наше несистемное мышление часто порождает проблемы преодоления стереотипов, закрепившихся в нашем сознании. В этом смысле мы сами - элемент наших проблем, поскольку не в состоянии решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, который ее породил.

Ведущий исследователь проблем развития интеллекта - Тони Бьюзен - создал модель ментальных карт, суть которых кроется в том, что мозг человека не способен усваивать последовательно логически изложенные знания, а воспринимает мыслеобразы, своего рода мыслительные картинки. Поэтому иногда говорят, что ментальные модели - это карта местности (жизни), по которой мы идем. Она составлена в прошлом нашими предшественниками и мы ею руководствуемся.

Эти мыслеобразы хранятся в памяти, и каждый из них становится базой для последующих. В результате выстраивается цепочка ассоциаций. Из мыслеобразов (этаких информационных узлов, количество которых невозможно подсчитать) мысли разбегаются подобно лучам: каждая ассоциация рождает множество новых.

Графическая модель движения мысли напоминает паутину или ветвистое дерево, или реку с множеством притоков. В качестве примера на рис. 4.1 представлена ментальная карта проблем стратегического управления регионом.

Ментальные модели представляют собой своеобразные фильтры, через которые мы видим мир.

Эти модели формируются под воздействием идей наших воспитателей, тренеров (коучей ), социальной культуры и общественных нравов и проявляются через четыре основных принципа восприятия (рис. 4.2).

Всякий раз, когда мы стремимся найти решение ранее не встречавшейся проблемы, мы пытаемся раскрепостить мышление и тем самым отменить сложившиеся ментальные модели и создать новые. Рис. 4.1. Ментальная карта проблем стратегического управлення регионом

Рис. 4.2.

В качестве помех в поиске решений следует выделить такие факторы ошибочных толкований, как регрессию, пренебрежение временем и субъективную трактовку событий.

Регрессия проявляется в том, что наше восприятие реальной действительности представляет собой результат вынесения мозгом статистически вероятностного суждения, стремясь при этом поддержать наши ментальные модели .

Пренебрегая фактором времени, мы интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и следствие.

Односторонняя (субъективная) трактовка событий обеспечивает подкрепление наших исходных ментальных моделей.

Считается, что помехи устраняются добротно выстроенными причинно-следственными связями между явлениями и возникающими проблемами.

Обычно предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, в то время как относительная значимость каждого фактора, влияющего на систему, остается неизменной. Однако системное мышление свидетельствует о том, что факторы влияют друг на друга и относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Поэтому причина не статична, а динамична.

Причинно-следственные связи между элементами определяют структуру системы.

Здесь необходимо рассмотреть три основных заблуждения относительно причинно-следственных связей.

  • 1. Причина и следствие относятся к одному и тому же событию. Но упреждающая обратная связь приводит к тому, что следствие влияет па причину. Например, ожидание роста цеп на бензин в летний период в России влияет на рост спроса на него, в результате - возникает дефицит и цены, естественно, растут.
  • 2. Если ограничить поиски причин областью, в которой проявляется следствие, то можно прийти к неверным выводам. При системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее. Системное мышление вскрывает глубинные факторы, которые создают паттерн (воспроизводящийся образ или архетип). Например, отсутствие денег воспринимается как проблема в деятельности организации, хотя решение проблем в таких ситуациях, как правило, может находиться в области мотивации, в технологии взаимодействия подразделений, в квалификационной структуре кадров, в планировании и т.д.
  • 3. Действия могут не вызывать последствий, так как у системы есть порог восприятия. Например, стремясь снизить издержки и получить больше прибыли, руководители организации принимают решение закупить более дешевое сырье, которое снизит качество конечной продукции, но репутация торговой марки будет позволять поддерживать спрос на прежнем уровне. То есть обратная связь позволяет оценить принятое и реализованное решение и закрепить в памяти результат (как положительный, так и отрицательный).

Необходимо учитывать и сложности в опознании стереотипов мышления, заложенных в ментальные модели.

Изменение ментальных моделей - рычаг, который обеспечивает прорыв. Но если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью. Например, для повышения качества выпускаемой продукции ужесточается контроль, что позволяет па определенный период времени решить проблему. Но при этом не меняются ментальные модели основных работников. Если же ввести новые модели самоорганизации и самоконтроля, то проблема качества будет иметь более эффективное решение.

Переоценивать свои ментальные модели заставляет нас обучение на собственном опыте: нас учит все, что мы делаем. Приобретенный опыт меняет нас. Так, например, самоорганизация и самоконтроль формируют инновационное мировосприятие, что меняет модель нашего поведения.

Обучение как петля обратной связи: действуем, усваиваем реакцию на свои действия и принимаем решения, которые инициируют новые действия. Например, введение самоорганизации приводит к снижению брака, что повышает заработную плату, что, в свою очередь, побуждает работников к эффективному труду.

Учиться означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи. Обратная связь может быть усиливающей и уравновешивающей.

Усиливающая обратная связь: чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что повышает количество новых решений.

Уравновешивающая обратная связь: устранение разрыва между действительным и желаемым.

Схема обучения, основанная на указанных положениях, приведена на рис. 4.3. Примером может служить процесс перехода на бюджетирование, когда потребность в самоорганизации создаст новые правила принятия решений внутри подрядного коллектива, перешедшего на работу в рамках выделенного бюджета. Эти правила относятся к самой системе организации труда в коллективе и самоконтролю технологического процесса как в части экономии выделенных ресурсов, так и в части производительности и качества труда.

Рис. 4.3. Схема обучения на основе ментальных моделей

Среди причин, мешающих процессу обучения, необходимо выделить следующие моменты.

  • 1. Удаление части информации и обратной связи (учатся обе стороны диалога, хотя и разным вещам).
  • 2. Динамическую сложность (сложность связей, отсроченная реакция, неформальная логика).
  • 3. Ограничивающие ментальные модели (мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть).
  • 4. Трудности измерения обратной связи (ментальные модели притупляют восприимчивость).
  • 5. Смешение понятий точности и достоверности (качественные оценки обратной связи: оценка мимики, интонации, чувств и т.д.).
  • 6. Осуществление действий (опережение обратной связи; запаздывание действий).
  • 7. Неумение задавать вопросы.
  • 8. Игнорирование того, что мы чувствуем.
  • Бьюзен Т. 10 способов развить креативность. Ми.: Попурри, 2010.
  • От англ, coach - тренер.
  • Бернс Г. Разрушители стереотипов: Когда и как можно разрушать общепринятые правила и выходить победителем. С. 115.