Материал к сочинению

Искусство — подчеркнуто оценочная форма отношения к миру. Есть только две оценочные системы, покоящиеся на незыблемо твердом различении добра и зла: религия и искусство. Они предохраняют дух человеческий от этического безразличия, от смешения и подмены добра и зла, к которым постоянно тяготеют политика и социальная жизнь.

Политика эквилибрирует этическими оценками в угоду моменту, вечно покушаясь на этическую границу, пытаясь поменять местами этические верх и низ, выхолостить и извратить традиционные представления о добре. Искусство пытается вернуть ощущение границы, воскрешая этическую память человечества. В эпохи нравственной неразберихи, когда социальное зло торжествующе бесстыдно выдает себя за благо, истинные творения искусства, подобно молнии, разрывают эту этическую мглу, все возвращая на свои места.

Оценка в художественном творчестве синтетична в том смысле, что художник оценивает мир с точки зрения нераздельного единства Истины, Добра и Красоты. Оно напоминает нам, что нет красоты там, где нет добра, и нет добра там, где нет истины, точно так же, как нет и истины без добра. Потому-то в композиции конкретного произведения авторская оценка воплощается не только в оценочных реакциях автора, сопутствующих этому эпизоду или этому персонажу. Во всей своей полноте она воплощается лишь в целостном авторском отношении к изображаемому миру. Она входит в это отношение как его неотъемлемая часть. Отношение же автора к изображаемому может быть либо субъективным, либо объективным. Говоря так, мы имеем в виду, что это разграничение далеко не безусловно и опирается лишь на преобладание того или другого начал, не отменяя их всепроникающей диалектики, вытекающей из природы искусства.

Субъективный тип авторского отношения к изображаемому, если он не выливается в бессодержательную крайность, если он насыщен энергией, искренностью и глубиною смысла, разумеется, не менее дорог нам в мире творчества, нежели авторская забота о сдержанно спокойном и объективном взгляде на вещи. Словом, одинаково ценны и шекспировский, и шиллеровский типы эстетического отношения к изображаемому, невзирая на то, что издавна было принято отдавать предпочтение то одному, то другому.
Когда в юности Фридрих Шиллер читал трагедии Шекспира (он вспоминает об этом в статье «О наивной и сентиментальной поэзии»), ему было неуютно и холодно в шекспировском мире. Дух автора, реющий над ним, не снисходил здесь до явной симпатии или явного гнева. Казалось, что в этой художественной вселенной не было солнца, к которому бы все тяготело. Но и в самых субъективных формах художественного творчества (в тех случаях, если перед нами не открытая исповедь автора) авторская оценка все-таки чрезвычайно редко закреплена за декларациями и оценками персонажа, тяготея, скорее, к общему пафосу, нежели к конкретным высказываниям и поступкам персонажа. И даже у Шиллера самые близкие автору (с точки зрения пафоса) герои (например Карл Моор или маркиз Поза) все-таки не воплощают собой всю полноту авторского отношения к миру.

Превращение героя в рупор идей и эмоций автора всегда ставит под сомнение художественное мастерство последнего. Даже субъективные по складу дарования, но обладающие всей мощью таланта художники воздерживаются от соблазна воссоздать в персонаже свой духовный портрет. Да это и не возможно в принципе: мышление подлинного творца вечно пребывает в движении, пресекаемом разве что смертью. И даже зеркальное воплощение его взгляда на мир в духовной целостности героя (будь оно возможно) все равно обернулось бы лишь фрагментом по отношению к общей картине писательского миросознания, воплотимой лишь в границах всего творчества. Но и конкретная фаза писательского отношения к миру не воплотима в одном герое, сколь бы он ни был любезен сердцу художника и сколь бы ни были субъективны творческие наклонности последнего. Духовный лик автора неизбежно трансформируется в герое неустранимой работой писательского воображения, взаимодействием героя с возможными обстоятельствами. Короче говоря, включенный в новую систему художественных сцеплений герой, если бы он даже был задуман как alter ego автора, все равно перестал бы быть его духовным двойником.

Таким образом, даже субъективно близкий автору персонаж, любимое детище его, порожденное самым заветным, что есть в глубине авторского сознания, все равно несет в своем художественном «составе» признаки объективации, след отчуждения и дистанцирования по отношению к автору.

Произведение художника не предназначено для того, чтобы «выносить приговор» действительности, на необходимости которого настаивал Чернышевский, смешивая цели искусства с задачами юрисдикции. И если оно (произведение) оценивает реальность с точки зрения Истины, Добра и Красоты, то, оценивая ее и всегда различая добро и зло, оно различает их, не упрощая реального их противоборства, их сложного взаимодействия в человеческих душах. Взгляд художника слова часто устремляется в такие психологические глубины, на которых уже само существование этого противоборства исключает возможность однозначной оценки. Она невозможна здесь потому, что изображаемое сознание не пришло к внутреннему итогу, пребывает в незавершенном поединке с миром и собой. И поединок с собой в этом случае все вновь и вновь инициирует сражение с миром, принять который не в силах мятущийся дух.

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.

Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.

И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.

Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».

Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.

Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.

И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.

Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».

Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила

Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен, Гоголь решил написать такой сюжет, чтобы выделить и осуществить свой задуманный характер, который возможно не найдешь до конца в жизни, - в сюжет произведения. Его самый главный герой произведения – Тарас Бульба.

Тарас Бульба – главный герой повести под названием, весьма кратким и эпичным – «Тарас Бульба». Этого героя автор описал своими словами очень кратко, но по самому сюжету повести можно понять, что этот человек является очень сильным, выдержанным и смелым человеком. Этот человек также находится в летах, но его сила, как физическая, так и моральная, от этого не иссякает, а наоборот – еще более сильной становится. Тарас Бульба имеет по книге двоих сыновей, а также свою жену, которая является и хорошей матерью, так и хорошей любящей женой.

Николай Гоголь очень любит своего персонажа, ведь именно такого отважного и смелого человека он хотел показать в своей повести. Гоголь хотел изобразить настоящего патриота своей Родины, отважного и смелого бойца, для которого нет преград для победы. Так и создался Тарас Бульба. Гоголь очень любит и уважает своего героя, во всех смыслах этого слова.

Недаром он говорил: «Не найдутся на всем белом свете те, кто сможет пересилить и сломать великую русскую силу!» - это он имел в виду Тараса Бульбу, который как бы вместил в себе всех преданных своей родине, как истинный патриот. Также, Гоголь говорил, что такой характер очень непростой, не каждый сможет его выдержать, но зато именно такие люди побеждали, выигрывали битвы, и добивались своей цели - « Этот характер – весьма непростой, именно такие черты характеров возникли еще в пятнадцатом каменном столетии».

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Хозяйки Медной горы сочинение по рассказу Бажова

    Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе

  • Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинение
Главная > Документ

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева

Шестидесятые годы XIX стали целой эпохой, сформировавшей нравственные и идейные взгляды российского общества. «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться». Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания цивилизованных форм государственности. По своим убеждениям Александр II не был либералом и реформатором, но прагматизм и здравый смысл помогли ему понять необходимость перемен. Вся Россия читала заграничные издания политического эмигранта Герцена, один за другим учреждались новые журналы, общественное мнение становилось силой, способной серьезно влиять на правительство. В те годы были написаны такие произведения, как «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В истории русской литературы немного периодов, равных по интенсивности творчества тому времени. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», изданный в 1862 году, отразил положение русского общества накануне отмены крепостного права , борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к шестидесятым годам XIX века. В своем произведении автор рисует новый тип личности : демократа-разночинца, естественника-материалиста, борца за просвещение народа. Этот образ воплощает главный герой романа – Евгений Базаров – нигилист, отрицающий все на свете, живущий по собственным принципам и не зависящий от мнения окружающих. Базаров – человек противоречий. Герой Тургенева – человек острого ума, честная, волевая натура, чуждая притворству и лицемерию, но в то же время он горд и самолюбив, презирает окружающих. По словам В. М. Марковича, «Базаров по природе своей бесцеремонен и груб, в его отношении к людям проявляется нечто отталкивающе-пренебрежительное, он использует людей». С первых глав романа автор показывает нам, что Базаров чужд аристократическому обществу и убеждениями и поведением, он одинок в этой среде. (Базаров у Кирсановых, его спор с Павлом Петровичем – глава 10) Однако когда герой оказывается в гостях у Кукшиной и Ситникова, среди своих соратников, мы видим, что от этих людей он тоже далек, у него нет достойных подражателей, близких друзей. (глава 13) Внутренний сюжет романа – это эволюция характера героя. Базаров в начале произведения – это цельная натура со сложившейся и, казалось бы, непоколебимой идеологией. (глава 10) Однако на протяжении романа в душе героя происходит раскол, вызванный любовью к Одинцовой. Как пишет в своей статье В. М. Маркович, «любовь входит во внутренний мир Базарова как сила враждебная, угрожающая разрушением его духовного строя». Уже лишь то, что герой влюблен, не соответствует его идеологии, чуждой этому понятию, проявлению романтических чувств, поэтому в его внутреннем мире происходит смятение. Из цельной личности, живущей и действующей согласно определенным законам, он превращается в человека, который в чем-то сам себе противоречит. Если раньше Базаров не считал каждую личность особенной, неповторимой, то теперь он говорит: «Странное существо – человек», в разговоре с Аркадием цитирует Пушкина, хотя до этого отрицал искусство. (разговор Базарова и Аркадия у стога сена – глава 21) Едва ли герой был способен сам обрести душевное равновесие, ясность мыслей, которых он лишился вследствие любви к Одинцовой, ведь невозможно стать таким как раньше, пережив новые, неизвестные доселе чувства. Противоречие жизни героя может снять лишь смерть. Базарову тяжело смириться с мыслью о том, что ему предстоит умереть тогда, когда он совершенно к этому не готов, но только эта непостижимая сила способна вернуть его душе гармонию, которой он лишился. Наблюдая за Базаровым в течение всего романа, мы видим человека, способного вести за собой других, сильного честного, и даже смерть раскрывает его читателю как выдающуюся личность. В предсмертной сцене герой верен своим идеалам до конца: «Все равно: вилять хвостом я не стану», - говорит он Одинцовой, Базаров не сломлен и гордо смотрит в глаза смерти. Лежа в постели, он думает не только о грядущем небытии и собственной оборвавшейся судьбе, но и о своих родителях, дает совет Анне Сергеевне: «Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время». Однако в то же время скорая кончина дает ему возможность быть поэтом, говорить красиво, но не презирать это, как когда-то: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - так просит он Одинцову о поцелуе. (глава 27) Сложно представить, как именно сложилась бы судьба Базарова, если бы не смерть. «Я уверен, что вашего сына ждет великая будущность, что он прославит ваше имя», - говорит Аркадий отцу главного героя, но ведь ничего нельзя знать наверняка, быть может, не умри Базаров, он остался бы и дальше в родительском доме, занимаясь своими исследованиями и помогая лечить крестьян. По мнению Д. И. Писарева, «он … проведет всю жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдет существенных изменений», а значит, судьба Базарова тесно связана с тем, что в дальнейшем произойдет с народом и государством. Но между временем действия романа и моментом его написания лежит всего несколько лет, то есть будущее главного героя зависит от того, что И. С. Тургенев не может знать или предвидеть. Это тоже отчасти является причиной ранней смерти Базарова, ведь его жизнь после событий, описанных в «Отцах и детях», может определить только время и история. Портрет героя может быть закончен лишь по прошествии многих лет, и, как сказал Д. И. Писарев, «Тургенев, не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, показал нам, как он умирает». Позиция Тургенева по отношению к главному герою неоднозначна: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» С одной стороны герой дорог автору как сильная, мужественная личность, в Базарове есть качества, которыми можно восхищаться и которые ставят его выше многих других людей. Автор жалеет героя, переживает за него. С другой стороны многое в Базарове не соответствует убеждениям Тургенева. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит герой, тогда как для автора природа – воплощение Бога, вечности. Жизнь Базарова – лишь мгновение в бесконечной череде сменяющих друг друга времен года, и «какое бы страстное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежны». Тургенев верит в красоту и искусство как в главные преображающие силы, когда Базаров отрицает поэзию, живопись, музыку. Автор не принимает философию нигилистов, предупреждает читателя о культурных потерях, которые принесет в будущем этот тип людей. А в смерти героя проявляется политический пессимизм Тургенева, неверие в возможность радикальным путем преобразить общество. Сколько бы ни было критических статей по поводу главного героя «Отцов и детей», как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о нем сам автор: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего».