Мальчик у христа на елке идея. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» – анализ. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

вета над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив "нравственного перерождения героев", мотив "божественного дитя", мотив "рождественского чуда".

В рассказе "Мальчик у Христа на елке" мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив "божественного дитя" связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями ("Сверчок за очагом" Ч. Диккенса, "Христова детка" Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена "Девочка с серными спичками" и Ф. Рюккерта "Елка сироты", в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей "святочной традиции", где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива "нравственного перерождения героев", что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорбленного" мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ "Мальчик у Христа на елке" сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой - с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе "Братья Карамазовы", где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов //

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Тольятти: Развитие через образование, 1994. - 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России //

Касаткина, Т. "Мальчик у Христа на елке" //

Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. - Л.: Наука, 1981. - 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. - М.: Правда, 1982. - 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века //

Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

обучающие:

Познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

Ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

Продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

воспитательные:

Дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

Формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение 1 >)

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все - от государя до простых смертных.

Рождество - праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского - одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” - так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой - дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

(Знакомство с главным героем рассказа)

С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда - “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

Что вас больше всего поражает?

Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

Завязка.

Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

Что видит мальчик?

Что слышит мальчик?

Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

Обобщение учителя:

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

Прочитаем следующий отрывок - от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

Иллюстрация.

(Слайд 9) + музыка

А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ - 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ - это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности - система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание - вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество - светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)

Незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке» .

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка» , «скрипочка» , «копеечка» , «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

Судьбе несчастных детей посвящен рассказ «Мальчик у Христа на елке». Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом. Но в рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от традиции. Его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном. В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает выдуманную историю: «…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писателю: «Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал… Ему очень хотелось кушать». Однако ребенка накормить некому. «Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена». Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чувствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

«Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, - тщетно мечтает малыш, - и так больно стало вдруг пальчикам…» Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».

А тем временем жители города готовятся встретить Рождество. Вот мальчик видит в одном из домов «…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят незаслуженную обиду: «…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно». С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются.

В чужом дворе ребенок нашел успокоение:

« -Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…» И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…» Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: «…мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их…» А в земной жизни «…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…» Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями: «И зачем же я сочинил такую историю?.. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать». В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей, чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.

Особенно волновало Достоевского положение обездоленных детей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

У святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

Мне финал показался и счастливым, и трагическим: ведь мальчик умер, но, с другой стороны, он попал на елку, почувствовал себя счастливым.

Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Что такое "милосердие"?.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Предпринимательский институт педагогики и психологии

Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Кафедра педагогики и предметных технологий

Анализ святочного рассказа

Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Выполнила:

Студентка 1 курса по направлению

подготовки «Педагогическое образование»

профилю подготовки «Дошкольное образование»

группа ДО-11 з/о

Алиева Г.М.

Проверила:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры литературы

Громова Т.Ю.