Лермонтовское поколение. М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Примерный текст сочинения

Литвинова В.И.

(Отражение переломного этапа века в творческой перекличке А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

1999 год знаменателен юбилеями двух великих русских поэтов XIX века. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов принадлежали к одному кругу, были современниками в прямом значении этого слова. Они имели общие светские, литературные и даже дружеские связи, не случайно в перечнях их стихов мы находим одинаковые литературные имена, которым поэты посвящали свои послания, а самым требовательным критиком для обоих стал В. Г. Белинский.

Одной из самых неразгаданных тайн русской истории остается появление, по пушкинскому выражению, "созвездие гениев" в ту или иную историческую эпоху. Словно рассвет над поэтическим небосводом было появление из Холмогор М. В. Ломоносова, затем вспыхнувшее в "век девятнадцатый мятежный, поистине железный век" солнце поэзии А. С. Пушкина, осветившее целую плеяду талантов: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, М. Ю. Лермонтов... Никколо Макиавелли уподоблял судьбу человека разъярившемуся половодью: каждый либо убегает от него, либо заранее предупреждает стихию, построив воде заграждения. "Утверждаю также, - писал Макиавелли, - что счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия со временем в разладе" .

Пушкин вписался в эпоху, хотя и появился на свет на рубеже веков и был, по мнению Г. Волкова, "сыном двух столетий". Он впитал в себя дух двух эпох. Несомненно, поэт являлся и наследником, и преемником эпохи Просвещения, которую утверждал воспитанный на идеалах Франции двадцатичетырехлетний Александр I, сменивший Павла I. При нем развернулось издательское дело, расширился круг читателей, набирали силы русская критика и публицистика. Большая библиотека Сергея Львовича Пушкина пристрастила юного потомка Ганнибала к чтению, а литературные вечера, до которых родители были охотниками, напитывали его политическими идеями. Отзвуки войны 1812 года и гром победы над Наполеоном совпали с молодым и звонким голосом сформировавшегося к тому времени самобытного поэта Пушкина. Возвращающиеся с войны победители принесли из Европы новые представления о долге и чести Гражданина. Пушкин накалялся в атмосфере политического действия декабристов, декларируя свободу, оттачивая свой поэтический голос таким образом, чтоб он стал "Эхо русского народа". Свободолюбивым мечтам лучших людей эпохи не суждено было сбыться. Россия не смогла освободиться от крепостничества, а тех, кто продолжал ратовать за обновление Родины, ждали тяжелые путы аракчеевщины. Это вызывало разочарование и протест. Нарастала дворянская оппозиция, возникали тайные союзы и общества. Пушкин оказался в самой гуще политических споров и теорий. Его друзьями становятся П. Я. Чаадаев, братья Тургеневы, А. С. Грибоедов, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, А. И. Якубович, М. С. Лунин, М. П. Бестужев-Рюмин... Как видим, становление русского национального поэта и судьба молодой России начала века удивительно схожи. И если эпоха создала Пушкина, то одновременно приняла и его имя. Она известна нам как "Пушкинская эпоха".

Возможно, этим можно объяснить отсутствие в его творчестве надлома, "разлада между мечтой и действительностью, между личностью и временем. Он иронизировал над собственной внешностью, не стеснялся малого роста, вслух произносил крамольные речи, не скрывая желаний:

И против мнения света он восстал "один, как прежде". Стихотворение "Смерть поэта" означило появление преемника великого Пушкина и провозвестника новой эпохи.

После 1825 года поколению молодых дворянских интеллигентов стало ясно, что декабристские идеалы рухнули, а новые еще не зародились. А. И. Герцен зафиксировал ужас идеологической смуты в своем "Дневнике": "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования. - а между тем наши страдания -почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино... и пр. ? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?... О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть... ". Герцен подметил в новом поколении умение молчать, сдерживая слезы, и вынашивать мысли, полные сомнения, отрицания, ярости . Мысль, по мнению Н. П. Огарева, стала и роковым мучением, и единственной силой, способной возвратить личность к деятельности. Лермонтов не может найти спасения в лирике, как это делал Пушкин, его раздумья - его поэзия, его мученье - его сила. Чувство одиночества, тоски и скептицизма сквозит почти во всех его стихах ("Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать", "Я знал одной лишь думы власть...", "На грудь мне дума вековая Гробовой насыпью легла...").

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, жившие почти в одно время, были поэтами разных поколений, иных эпох. Их разделяло не только 15 лет возрастной разницы, но и события на Сенатской площади, но и виселицы на Кронверкском валу Петропавловской крепости.

Поколение Пушкина блистало в лучах славы 1812 года, жило надеждами на лучшие перемены в обществе. Трагедия лермонтовского поколения заключалась в том. что в отличие от пушкинского оно обречено было "в бездействии состариться", а побуждаемое отвлеченной мыслью, оно проявляло либо анархическое своеволие, либо "высокое" преступление, либо застарелый эгоизм. Героями Лермонтова становятся люди, или преступающие общечеловеческие нормы (Вадим, Арбенин), или разрушающие покой и счастье окружающих и нравственное собственное начало (Печорин). Это заставляет дворянского интеллигента пристально прислушаться к самому себе, чтобы найти разгадку обуревающих его противоречивых чаяний. Об обреченном поколении, глядящем "насмешливо назад" на "ошибки отцов" - утрату исторической перспективы - "тощем плоде" на древе русской истории и размышляет Лермонтов в стихотворении "Дума", отразившем пушкинские чаяния, чувства, переживания и мысли, разумеется, в новом временном преломлении.

Современники были потрясены лирическим тоном стихотворения, впитавшем эмоцию социального отчаяния. Белинский, Герцен, В. Майков называли его воплем, стоном души, обличением "черной стороны нашего века". Печаль сливается в нем с негодованием и разоблачением, осуждением и жалобой, иронией и тоской. Единая поэтическая мысль объединяет здесь логику и эмоции, рационализм рассудка и гамму чувств, столкнувшихся в конфликте, о котором сказано в строках "И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови". В этом ключ к разгадке смысла и поэтики "Думы".

Избранная форма стихотворения - "разговор" с современниками - была достаточно распространена в литературе 30-х годов, она позволяла Баратынскому, Белинскому, Герцену, Чаадаеву и Лермонтову раскрыть сознание поколения изнутри, сообщить истину, какую выносил человек, переживающий те же чувства, что и его современники. Этим обусловлено логическое завершение каждой фразы стихотворения и обилие афористических поэтических формул ("Печально я гляжу на наше поколенье", "К добру и злу постыдно равнодушны", "И ненавидим мы, и любим мы случайно...").

В "Думе" нет прямых противопоставлений поколений "отцов" и "детей", но скрытое сравнение интеллигенции лермонтовской эпохи с передовой молодежью пушкинской поры угадывается в подтексте. Как глубокий психолог Лермонтов избегал открытых укоров своему поколению, а читатель-единомышленник понимал, от какого высокого идеала поэт начинает свой нравственный отсчет. Кодом к этому подтексту стал в "Думе" своеобразный скрытый диалог с Пушкиным, давшим в своем творчестве объективный срез духовной жизни России между 1812 и 1825 годами.

Лермонтов сопоставляет в "Думе" духовный потенциал двух поколений и находит прямые антитезы пушкинским стихам.

1. Наследник Просвещения был уверен в силе благого воздействия на нравственный облик общества наук и просвещения. ("О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух... ", "И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?"). Герои романа в стихах много спорят об общественной роли науки:

Лермонтовское поколение утратило веру в спасительную, освободительную миссию науки и просвещения. У "отцов" познание рождало уверенность в могуществе человеческого разума, у "детей" - глубокие сомнения. Отягощенное бременем неразрешимых противоречий, поколение 30-х избегает всякого движения свободной мысли и действий. Познания, подвергнутые сомнению, предрешают бездействие или духовную гибель. Из этих горьких дум о своем поколении рождается антистих пушкинскому.

2. Пушкиным многократно воспето свойство молодости безоглядно наслаждаться жизнью ("Блажен, кто смолоду был молод... ", "Давайте пить и веселиться, Давайте жизнию играть", "Пусть наша ветреная младость потонет в неге и вине... "). Новое поколение утеряло счастливую способность чувствовать ликующую радость бытия, наслаждаться в полную меру молодых сил редкими подарками судьбы. И вновь антистих.

Пушкин приветствует современника: "Блажен, кто вовремя созрел!" Лермонтовское поколение деформировано самим ходом человеческого бытия: "Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радует, ни глаз".

3. Для друзей и окружения Пушкина счастье любви приравнивалось по силе чувств к наслаждению поэзией, искусством. Они отдавались этим страстям вдохновенно и преданно, не утратив их даже в холодной сибирской ссылке. Известно, как трепетно и нежно сибирские узники относились к их поэтическому кумиру, ответившему на пушкинское послание:

А. И. Одоевским создан гимн "Славянские девы", посвященный женам декабристов и положенный Владковским на музыку. Возвышенному чувству прекрасного Одоевский подчинил страдания и лишения каторжан, воспев их как необходимую мзду за желанную свободу:

М. А. Бестужев также поддерживал своим творчеством стремление к прекрасному в сотоварищах. Это он написал русскую песню на мотив "Уж как пал туман на сине море", посвященную полку братьев Муравьевых-Апостолов, которую прекрасно исполнял А. И. Тютчев:

А брат его, Николай Бестужев не расставался с красками и кистью, запечатлевая неброские, но запоминающиеся неповторимостью пастели севера. По сохранившимся рисункам можно составить представление о том, что ласкало и угнетало душу узников в их тридцатилетней каторге. Только в Сибири Н. Бестужев создал свыше четырехсот портретов поселенцев и свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска .

Остро эмоциональное восприятие поэзии и искусства не раз встречается в стихах А. С. Пушкина. Лермонтов именно по этой примете отличит свое поколение от пушкинского, отметив в нем утрату облагораживающего эстетического чувства.

4. Пушкин и его единомышленники не боялись открыто высказывать свои благородные гражданские и патриотические чувства. Их патетически приподнятая патетика могла звучать как на широкой публике, так и в узком дружеском обществе. Не случайно интимное посвящение П. Я. Чаадаеву, прозвучавшее за 20 лет до создания "Думы", стало общепризнанным:

Молодежь лермонтовской эпохи уже стесняется такой открытой эмоциональности. Воззвания "Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!", "Товарищ, верь..." кажутся им чрезвычайно выспренними, сам пафос воспринимается неуместной экзальтацией. Их отношение к жизни имеет совершенно иные характеристики:

5. Пушкин уверен в том, что потомки с балгодарностью и почтением отнесутся к эпохе "отцов", времени "открытий чудных", поэтических Атлантов, искренних чувств и открытых форм их выражений:

Лермонтов не рассчитывает на уважительное отношение к своему поколению, состарившемуся в бездействии, увянувшему до времени без борьбы, одинаково равнодушному к добру и злу, прошедшему над миром без шума и следа:

Пушкин обещал своим героическим современникам:

Грядущее лермонтовского поколения "иль пусто, иль темно", поэтому оно уйдет "Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда".

Как видим, в приведенных сопоставлениях перекличка поэтов различных эпох идет не только в плане темы и мысли, но и на уровне образа и даже поэтического слова. Лермонтов подхватывает пушкинскую мысль и развивает ее вариации в другой тональности в прямо противоположном контексте. Пушкинская образность, вмонтированная в строки лермонтовской "Думы", не только усилила в ней чувство горечи от утраты современниками былых высоких идеалов, но и обогатила смысловыми обертонами, придала историческую и философскую объемность общественному звучанию стиха. По силе напряженности, страстности высказываний мрачный укор "Думы" не уступает ликующей вере "К Чаадаеву".

В. Г. Белинский первым заметил мощь мысли и чувства лермонтовской "Думы", "громовую силу бурного одушевления, исполинскую энергию благородного негодования и глубокой грусти". "Пушкин умер не без наследника", - сказал Белинский, прочитав "Смерть поэта". "Дума" дает нам возможность увидеть, как Лермонтов благородно распорядился полученным от Пушкина поэтическим наследством.

SUMMARY. The authors trace the creative exchange between A. S. Pushkin and M. Y. Lermontov.

Список литературы

Макиавелли Н. О государственном интересе // История всемирной литературы. - М., 1987. - С. 43.

Герцен А. И. Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года//Собр. соч. в 3-х тт. Т. З. - С. 442.

Гессен А. Во глубине сибирских руд. - М., 1965. - С. 279-283.

Сочинение

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".

Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В "Монологе" выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана "Дума", духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает "ни любви, ни дружбы сладкой". Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и "глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы". Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. "Мы их употребить не можем", — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: "Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете". Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения "мы". В "Монологе" звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.

Иными настроениями проникнута "Дума". В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим — жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь "ошибками отцов и поздним их умом". Отсюда и особенность нового поколения — все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию — самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.

Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение — это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению — "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром "толпой угрюмою и скоро позабытой", ничего не оставив людям, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом".

Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому — удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки "Думы".

Тема «Одиночества» прослеживается во всем творчестве Лермонтова. Исходит оно от собственного мироощущения Михаила Юрьевича: он чувствовал невозможность преодоления личного отчуждения от его эпохи, времени 30-х годов. Неприятие современности эхом отзывается в лермонтовских стихотворениях - он не понимает свое поколение, поэтому часто обращается к событиям, происходящим ранее.

Например, стихотворение «Бородино » (1837 г.) - это своеобразный отклик на юбилейный год Отечественной войны 1812 года. Чем интересно стихотворение?

Лермонтов переносится в 1812 год, становится участником всех событий. И от первого лица ведет повествование. Он - автор, и одновременно с этим очевидец и участник Бородинского сражения.

В стихотворении показана битва народа за Родину. Мы видим, как они отстаивали подходы к Москве, как «сверкнул за строем строй». Солдаты бились до последнего. Лермонтов говорит о том, сколько полегло на Бородинском поле, но не только русских, но и французов. Также он указывает тему героичности русских солдат. Они герои:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Но потом бой завершается, и строками:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.

Лермонтов как бы говорит, что если люди его времени были бы на обороне Москвы, обязательно сдали бы ее без боя.

Да, Москва была отдана французам, но она досталась им дорогой ценой, так как многие их солдаты полегли там на поле. Вот, что значит «могучее, лихое племя», русское племя. Не многие из ушедших вернулись домой, но они погибли не зря, погибли за Родину. И мы будем их помнить.

Здесь также выражена идея слабости поколения 30-х годов. Люди не просто пали духом, но и стали намного слабей тех, кто бился за Отчизну. Лермонтов в «Бородино» высказывает в сторону своих современников упрек.

Однако оно не единственное стихотворение, где прослеживается эта тема.

«Дума» - стихотворение практически полностью противоположное ранее разобранному. В «Бородино» показана сплоченность, единодушие героев 1812 года, а в «Думе» отражена полная разобщенность поколения 30-х годов.

В «Думе» выражены настроения передовой молодежи 1830-годов. Они показаны бездушными, опустошенными бесплодной наукой, сравниваются с «толпой угрюмой». Лермонтов осуждает своих современников, и суд его беспощаден. Он говорит, что такое поколение достойно только презрения.

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом».

Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).
Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы марта для 9 класса.

1. Разочарование в своем поколении в стихотворении «Дума».
2. «Герой нашего времени»: Печорин как типичный представитель поколения.
3. Драма «Маскарад»: образ князя Звездича.

В любом наряде буду я по праву
Тоску существованья сознавать.
Я слишком стар, чтоб знать одни забавы,
И слишком юн, чтоб вовсе не желать.
И. В. Гете

Мотив разочарования в своем поколении так или иначе проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Дума» поэт обобщил основные идеи, возникшие у него в результате наблюдения за представителями своего поколения. Уже в первой строке звучит безотрадное:

Печально я гляжу на наше поколенье...

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы...

Ни искусство, ни любовь, ни вражда не в состоянии преодолеть холодность и отчуждение, которое многие представители поколения Лермонтова испытывают к жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в крови какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Поэт невольно сравнивает свое поколение с людьми прошлых эпох:

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат...

Нет, нынешнее поколение ничему не в состоянии отдать себя целиком, от души — ни наслажденьям, ни великим свершениям.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван «Герой нашего времени». Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе «Бэла» Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в «Думе». В юности Печорин наслаждался «бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека. Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: «...Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...».

Однако если «Дума» проникнута духом обвинения и обличения, то в «Герое нашего времени» автор скорее сочувствует своему герою, чем обвиняет его, хотя и не скрывает его слабостей и пороков. Можно предположить, что причинами безразличия ко всему и мучительной скуки, владеющих Печориным, являются пресыщение удовольствиями и отсутствие четкой цели, к достижению которой он мог бы стремиться. Накануне дуэли с Грушницким Печорин так размышляет о цели своего существования: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...». Эти страсти и погасили все благородные стремления в душе Печорина. Он стал циником, то есть человеком, который, по меткому определению О. Уайльда, всему знает цену, но ничего не в состоянии оценить по достоинству.

В романе «Герой нашего времени» повествование в основном ведется от лица самого Печорина, который излагает в дневнике свои мысли и наблюдения. Конечно, при такой композиции романа авторская позиция остается «за кадром». В главе «Максим Максимыч» и в особенности в предисловии без названия (ко всему роману), которые написаны от лица автора, а не его героя, мы находим некоторые указания на то, как автор относится к своему герою. Он дает описание внешности героя, добавляя и собственные соображения. Лермонтов указывает на то, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», и делает вывод, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В целом же портрет «героя нашего времени» дается без выраженной симпатии или неприязни, скорее с интересом стороннего наблюдателя. Та же позиция наблюдателя заявлена автором еще в предисловии, где Лермонтов пишет, что «Герой Нашего Времени... портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель отмечает, что ему было «весело рисовать современного человека, каким он его понимает», однако цели сделать какие-либо нравоучительные выводы, а тем более указать пути к исправлению поколения, он перед собой не ставил.

Портрет еще одного типичного представителя поколения мы находим в драме «Маскарад». Князь Звездич, как может, убивает время и деньги. Он мало задумывается о том, к чему могут привести его поступки, князь просто-напросто ищет развлечений, острых ощущений. Но, как метко говорит ему баронесса, скрыв лицо под маской: «Искать ты не умеешь». Болезнь князя Звездича та же самая, что и у Печорина, и других подобных индивидуумов. Это безразличие, скука, отсутствие увлеченности хоть чем-то.

Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.

Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь, — говорит Звездичу баронесса. В ее словах, обращенных к князю, звучит обвинение и ему, и его поколению, несмотря на любовь баронессы к Звездичу:

Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.

Эти слова во многом перекликаются с лермонтовской «Думой». А каково же авторское отношение к князю Звездичу? Об этом мы можем догадаться по тем ситуациям, в которые Лермонтов помещает своего героя: князь дочиста проигрывается в карты, и лишь вмешательство Арбенина помогает ему с честью выйти из крайне щекотливого положения; позабыв о помощи, оказанной ему Арбениным, князь пытается любезничать с его женой; князю не удается достойным образом отплатить за пощечину, полученную от Арбенина, так как тот отказывается с ним драться на дуэли. Возможно, автор и сочувствует своему герою, но сочувствие это не лишено презрительного оттенка.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Этими словами завершается лермонтовская «Дума»; ими же можно подытожить разговор об отношении Лермонтова к своему поколению.