Кто такой лазарев михаил петрович. Михаил лазарев краткая биография и интересные факты. Михаил Петрович Лазарев

Сама судьба задолго до рождения предопределила ему стать моряком, адмиралом, знаменитым путешественником, одним из первооткрывателей Антарктиды.

Михаил Петрович Лазарев, выходец из высокородной дворянской семьи, попал в Морской кадетский корпус в 12 лет, и с тех пор его жизнь была связана исключительно с морем, увлекательными путешествиями и кровавыми морскими баталиями.

Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. В 1800 году, незадолго до своей смерти, словно чувствуя ее, сенатор определил всех троих своих сыновей - Андрея, Михаила и Алексея в Морской кадетский корпус.

В те времена за будущее тех дворянских подростков, которые попали в корпус, можно было особо не беспокоиться. Ежели высокородный отрок был способен к учению и дисциплинирован, любой из них мог рассчитывать на успешную военную карьеру. Так, собственно, случилось и с темя братьями Лазаревыми – все достигли немалых высот в карьере.

Как гласят исторических хроники, Михаил в 1803 году весьма успешно выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. Уже в декабре 1805 года он был без проблем произведён в первый офицерский чин - мичмана. Даже не скажешь, что ему повезло, когда среди 30 лучших выпускников корпуса он был отправлен на учебу в Англию – эта «командировка» была им честно заслужена беспорочной службой и неимоверной тягой к знаниям.

В Англии он несколько лет служил волонтёром на флоте для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. И, что самое важное, в течение целых пяти лет Мичман Михаил Лазарев находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

Он участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Молодой офицер показал себя не только как грамотный специалист, но и как героический воин. Успешное участие в этих войнах еще больше помогло ему в быстром продвижении по карьерной лестнице.

И уже в 1813 году лейтенант Лазарев получил новое престижное назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. В те времена не только российские императоры (за очень редким исключением) способствовали развитию российского мореплавания по различным океанам, но и коммерческие компании (опять же с одобрения самодержцев).

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал известной Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками еще в конце XVIII-го столетия. По свидетельствам историков, своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Средств на развитие регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Америкой компания явно не жалела, и экспедиция Лазарева была обеспечена превосходно.

9 октября 1813 года «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. Это, конечно, было не первое кругосветное путешествие русских мореплавателей, однако ученые признают, что именно эта экспедиция под руководством молодого лейтенанта Михаила Лазарева была, пожалуй, наиболее «наукоемкой» на те времена.

«Суворов» успешно пересек экватор, посетил Рио-де-Жанейро и ряд других портов. В английском Порт-Джексоне при подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков местный губернатор по случаю окончательной победы России над Наполеоном.

Выйдя в Тихий океан, через несколько недель экипаж Лазарева неожиданно увидел землю там, где согласно тогдашним географическим картам ее быть не могло. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (атолл Суворова).

Наконец корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил знаменитый (вспомните мюзикл «Юнона и Авось»)управитель Российско-Американской компании Александр Андреевич Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

Несколько месяцев по команде Баранова «Суворов» под командованием Лазарева курсировал между Алеутскими островами и материком, обеспечивая русские поселения всем необходимым. В Кронштадт он вернулся, пройдя вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн и далее через Атлантику, по пути решая в разных портах вопросы Русско-американской компании.

Наконец, в марте 1819 года Лазарев получил главное назначение своей жизни - командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вторым кораблем, который собирался в Антарктиду, был шлюп «Восток» под командованием легендарного капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена. Он же руководил и всей экспедицией, подобных которой еще не было в российском флоте.

16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе нынешнего Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у нынешнего Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть.

В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян.

В ноябре 1820 корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 прибыл в Кронштадт. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Было открыто 29 островов и один коралловый риф.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Беллинсгаузена сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. Дома путешественников встречали, как героев. Да они и были героями – настоящими морскими волками, открывшими миру шестой континент!

Кстати, у многих историков уже второй век возникают вопросы: а почему, собственно, первооткрывателями Антарктиды стали именно русские моряки? Почему именно они стали первыми, ведь в этих местах намного ранее плавал знаменитый капитан Кук?

Некоторые историки дают такое объяснение этому феномену: да все потому, что англичанин Джеймс Кук, направляясь на юг, встретил на своем пути множество льдов, которые вынудили его повернуть обратно. После этого он заявил, что на юге ничего, кроме льдов, нет, и плавать в этих широтах вообще бесполезно - только время тратить. Авторитет мореплавателя был настолько высок, что 45 лет никто даже и не думал искать на юге какую-то землю. Русские моряки стали первыми…

Конечно, открытие Антарктиды стало главным в жизни Михаила Лазарева. После этого, так сказать, географического подвига он долго плавал на различных кораблях и судах в районе Русской Америки, Океании, служил командиром боевых фрегатов на Черном море, героически участвовал в Наваринском сражении, стал адмиралом.

Под его руководством в Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. Географическое общество избрало его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений. Выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков…

Он умер в Вене в 1851 году, но его тело было перевезено в Севастополь, там и ныне его могила, к которой до сих пор приходят благодарные потомки….

Лазарев Михаил Петрович краткая биография и интересные факты из жизни путешественника и флотоводца изложена в этой статье.

Лазарев Михаил краткая биография

Будущий флотоводец появился на свет 14 ноября 1788 года в дворянской семье во Владимире. С малых лет хотел стать моряком. Родители, поддерживая сына, определили его в кадетский Морской корпус в Петербурге.

В числе лучших выпускников корпуса в 1803 году был направлен в заграничное плавание. В период 1808-1813 годов проходит службу в Балтийском флоте, берет участие русско-шведской (1808-1809 года) и Отечественной (1812 год) войнах.

В 25 лет его назначили командиром корабля под названием «Суворов», который из Кронштадта отправился в кругосветное плавание до побережья Аляски. После этого Лазарева ставят командиром на шлюп «Мирный», а также помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника очередной кругосветки. Два корабля, «Восток» и «Мирный» отплыли в Южный океан с целью исследования острова Южная Георгия, Сандвичевой земли и юга. Они находились на воде 527 дней. По пути к точкам исследования они открыли миру много островов и подобрались к Антарктиде, обнаружив новую часть Земли в южных широтах. Благодаря им приоритет в открытии земель в Антарктике был закреплен за Россией.

В 1822 году Михаил Петрович Лазарев командует фрегатом «Крейсер» и совершает третье по счету кругосветное плавание со своим любимым учеником Нахимовым.

20 октября 1827 года флотоводец берет участие в Наваринском сражении около берегов Южной Греции. Корабль «Азов», находившийся под командованием Лазарева был награжден высшей наградой – кормовым Георгиевским флагом. Сам Лазарев получил звание контрадмирала и орден.

Михаил Петрович в 1833 году был назначен командиром портов Черного моря и Черноморского флота, получив при этом еще и должность губернатора Николаева и Севастополя.

Михаил Лазарев интересные факты

* Главное открытие научной экспедиции Беллинсгаузена и адмирала Лазарева – это находка Антарктиды 28 января 1820 года около Земли принцессы Марты.

* Он в тройке самый успешных учеников кадетского Морского корпуса, за что был отправлен в Великобританию. Здесь он прослужил на флоте военным до 1808 года с целью ознакомления с военно-морскими делами в заграничных портах. На протяжении 5 лет занимался самообразованием, находясь в непрерывном плавании в Средиземном море и Атлантическом океане.

Имя: Михаил Лазарев (Mikhail Lazarev)

Возраст: 62 года

Деятельность: мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды

Семейное положение: был женат

Михаил Лазарев: биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.


В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против .


1813 год стал новым этапом биографии Михаила: мужчина был назначен командиром «Суворова» - фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение Санкт-Петербурга и Русской Америки. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.


В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь . К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.


Через 4 года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» - одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. В конечном счете в июне 1819 года «Восток» возглавил , а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание, результатом которого стало не только открытие Антарктиды, но и доказательство ее досягаемости для мореплавателей.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.


По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».


Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.


Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.


В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.


Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.


Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.


В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.


Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист . Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Награды

  • Орден Святого Георгия 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Андрея Первозванного
  • Орден Святого Владимира 1-й степени
  • Орден Белого орла
  • Орден Святого Александра Невского
  • Командорский крест ордена Спасителя
  • Орден Бани
  • Орден Святого Людовика

Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития.


Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире. Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев - лейтенант. В 1812 году он служил на бриге «Феникс» и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль «Суворов», которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки «Суворова» уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» (последним командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом «Крейсер» и шлюпом «Ладога» выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем «Азов». Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли «Азов», «Иезекииль» и шлюп «Смирный».

С 21 мая по 8 августа 1827 года «Азов» состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля «Азов» был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года «Азов» сыграл решающее значение, сражаясь со значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. «Азов» первым получил кормовой Георгиевский флаг.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота.

Первой пробой сил для начальника штаба стала организация экспедиции в Босфор. Египетский правитель паша Мехмет-Али в 1831 году выступил против султана и двинул армию на Константинополь. Не имея помощи от западных стран, Порта обратилась к России. 14 января 1833 года Лазарев получил высочайшее повеление идти с эскадрой к Константинополю. Снарядив за три недели уже разоруженную эскадру, 8 февраля контр-адмирал привел к Буюк-Дере 4 корабля, 3 фрегата, корвет и бриг. Испуганный султан пытался заставить Лазарева удалиться, но тот удерживал позицию в проливе под разными предлогами, пока не прибыли еще две эскадры с войсками. За время полугодовой стоянки русские моряки собрали сведения о Константинополе и проливах. Угроза египетского паши была ликвидирована, русские эскадры вернулись в базы. Россия и Турция подписали Ункияр-Искелесийский союзный договор, установивший благоприятный для России режим плавания в проливах. Решительность и дипломатическая деятельность Лазарева были оценены: 2 апреля 1833 года его произвели в вице-адмиралы, 1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а 31 декабря 1834 года - утвержден в этой должности.

Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира.

Еще в 1834 году Лазарев выработал план отражения возможного вторжения англичан на Черное море, включавший высадку десанта на Босфоре, а при прорыве врага через проливы - уничтожение противника в море или у Севастополя. Для этого требовались боеспособные корабли. В сотрудничестве с начальником штаба В.А. Корниловым Лазарев работал над требованиями к устройству и вооружению военных кораблей. Флот укомплектовали современными судами. Были усовершенствованы адмиралтейства в Николаеве, Новороссийске, построено адмиралтейство в Севастополе, законченное после смерти адмирала и названное Лазаревским. Расширялось строительство Севастополя. Усиленное гидрографическое депо подготовило карты и атласы Черного и Азовского морей.

За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.

В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях.

Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

Высаженные войска создавали Кавказскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море отрядов прерывала контрабандную доставку оружия горцам и способствовала прекращению войны в горах. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским. Название сохранилось на карте поныне.

Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.

Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. На счету передовых офицеров - Севастопольская морская библиотека и парусный флот, моряки которого продемонстрировали свою подготовку в долгих крейсерствах у Кавказских берегов, в боях с турками и обороне Севастополя.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков, и знаменитое «В море - дома» С.О. Макарова проистекает отсюда же.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу - ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.».

Лазарев Михаил Петрович

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света - Антарктида - и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822-1825 свое третье кругосветное путешествие - к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828-1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» - беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.