Критерии оценивания егэ по обществознанию. Как теперь проверяется эссе
Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.
Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.
Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).
Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.
Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).
29.1 Фи-ло-со-фия. «Ре-ли-гия, Ис-кус-ство и Наука - это ветви од-но-го и того же де-ре-ва». (А. Эйн-штейн)
29.2 Эко-но-ми-ка. «Цен-траль-ный банк - это банк, при по-мо-щи ко-то-ро-го го-су-дар-ство вме-ши-ва-ет-ся в дела част-ных бан-ков и ко-то-рый в от-ли-чие от них может сам пе-ча-тать нуж-ные ему день-ги». (К. Гёпперт и К. Пат)
29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия. «Люди не рож-да-ют-ся, а ста-но-вят-ся теми, кто они есть». (К.А. Гель-ве-ций)
29.4 По-ли-то-ло-гия. «От-ли-чие го-су-дар-ствен-но-го де-я-те-ля от по-ли-ти-ка в том, что по-ли-тик ори-ен-ти-ру-ет-ся на сле-ду-ю-щие вы-бо-ры, а го-су-дар-ствен-ный де-я-тель - на сле-ду-ю-щее по-ко-ле-ние». (У. Чер-чилль)
29.5 Пра-во-ве-де-ние. «Со-зда-вай-те лишь не-мно-го за-ко-нов, но сле-ди-те за тем, чтобы они со-б-лю-ца-лись». (Дж. Локк)
По-яс-не-ние.
1. За-да-ние яв-ля-ет-ся аль-тер-на-тив-ным, то есть не-об-хо-ди-мо вы-брать одно вы-ска-зы-ва-ние из пяти, вы-пи-сать ци-та-ту и ее номер , пре-жде чем при-сту-пить к на-пи-са-нию мини-со-чи-не-ния. На что сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние:
1.1. Раз-дел об-ще-ст-во-зна-ния , в кон-тек-сте ко-то-ро-го дано вы-ска-зы-ва-ние. Имен-но от него за-ви-сит сфера, в ко-то-рой при-во-дит-ся ар-гу-мен-та-ции, ис-поль-зу-е-мые об-ще-ство-вед-че-ские по-ня-тия и т. д.
1.2. Смысл вы-ска-зы-ва-ния дол-жен быть пол-но-стью по-ня-тен уча-ще-му-ся. Если он рас-кры-ва-ет-ся не-вер-но, мини-со-чи-не-ние не чи-та-ет-ся за К1 (пер-вый кри-те-рий) вы-став-ля-ет-ся 0 бал-лов и само мини-со-чи-не-ние не оце-ни-ва-ет-ся.
2. Струк-ту-ра мини-со-чи-не-ния:
2.1. Не-об-хо-ди-мо объ-яс-нить смысл вы-ска-зы-ва-ния. В дан-ной части не-об-хо-ди-мо вы-де-лить клю-че-вую идею или идеи вы-ска-зы-ва-ния. (К1, макс. 1 балл) Не до-пус-ка-ет-ся: под-ме-на смыс-ла вы-ска-зы-ва-ния рас-суж-де-ни-я-ми об-ще-го ха-рак-те-ра («до-маш-ней за-го-тов-кой»), не от-ра-жа-ю-щи-ми спе-ци-фи-ки пред-ло-жен-но-го вы-ска-зы-ва-ния; пря-мой пе-ре-сказ, пе-ре-фра-зи-ро-ва-ние при-ведённого вы-ска-зы-ва-ния или по-сле-до-ва-тель-ное объ-яс-не-ние каж-до-го слова в вы-ска-зы-ва-нии без объ-яс-не-ния смыс-ла вы-ска-зы-ва-ния в целом.
2.2. Не-об-хо-ди-мо на тео-ре-ти-че-ском уров-не рас-крыть каж-дый ас-пект ос-нов-ной идеи или идей ав-тор-ско-го вы-ска-зы-ва-ния. Не-об-хо-ди-мые эле-мен-ты:
2.2.1. Ис-поль-зо-ва-ние клю-че-вых для ос-нов-ной идеи или идей вы-ска-зы-ва-ния об-ще-ство-вед-че-ских по-ня-тий , их объ-яс-не-ние, а также тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-кры-ва-ю-щих идею или идеи вы-ска-зы-ва-ния. Важно , чтобы они со-от-вет-ство-ва-ли раз-де-лу об-ще-ст-во-зна-ния, в ко-то-ром дано вы-ска-зы-ва-ние. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В кон-тек-сте хотя бы одной вы-де-лен-ной идеи с опо-рой на кор-рект-ное(-ые) объ-яс-не-ние(-я) клю-че-во-го(-ых) по-ня-тия(-й), тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния при-ве-де-ны свя-зан-ные между собой по-сле-до-ва-тель-ные и не-про-ти-во-ре-чи-вые рас-суж-де-ния, на ос-но-ве ко-то-рых сфор-му-ли-ро-ван обос-но-ван-ный и до-сто-вер-ный с точки зре-ния на-уч-но-го об-ще-ст-во-зна-ния вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Не-об-хо-ди-мо при-ве-сти не менее двух при-ме-ров из раз-ных сфер , ко-то-рые будут под-креп-лять тео-ре-ти-че-скую ар-гу-мен-та-цию. (К4, макс 2 балла) Не-об-хо-ди-мые эле-мен-ты:
2.3.1. Ис-поль-зо-вать при-ме-ры из раз-ных ис-точ-ни-ков . В ка-че-стве ис-точ-ни-ков могут ис-поль-зо-вать-ся факты об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), ма-те-ри-а-лы учеб-ных пред-ме-тов (ис-то-рии, гео-гра-фии и др.). При-ме-ры из раз-ных учеб-ных пред-ме-тов рас-смат-ри-ва-ют-ся в ка-че-стве при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков.
2.3.2. Каж-дый при-мер дол-жен на прак-ти-ке от-ра-жать тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния ар-гу-мен-тов.
3. При на-пи-са-нии мини-со-чи-не-ния, важно пом-нить:
3.1. В струк-ту-ре не-об-хо-ди-мо из-бе-гать внут-рен-ней про-ти-во-ре-чи-во-сти.
3.2. Каж-дая часть долж-на ор-га-ни-че-ски вхо-дить в струк-ту-ру мини-со-чи-не-ния (ар-гу-мен-та-ция со-от-вет-ству-ет ас-пек-там про-бле-мы, обо-зна-чен-ным в объ-яс-не-нии вы-ска-зы-ва-ния, а фак-ти-че-ские при-ме-ры ил-лю-стри-ру-ют тео-ре-ти-че-ские ар-гу-мен-ты).
3.3. Не-об-хо-ди-мо из-бе-гать обы-ден-но-го языка.
3.4. Не-об-хо-ди-мо из-бе-гать гру-бых грам-ма-ти-че-ских оши-бок, осо-бен-но, в об-ще-ство-вед-че-ской и иной пред-мет-ной тер-ми-но-ло-гии.
3.5. На-ли-чие оши-боч-ных, с точки зре-ния на-уч-но-го об-ще-ст-во-зна-ния, а также смыс-ло-вых и фак-ти-че-ских оши-бок ведет к сни-же-нию бал-лов по К2 и/или К4, в за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра ошиб-ки.
ЕГЭ по обществознанию 2018 для учащихся 11 класса – это серьезное испытание, требующее глубоких и осознанных знаний. Это термины и понятия, суждения и абстрактные понятия, обществоведческие и экономические процессы и т. д.
Обществознание – один из кандидатов на включение в список обязательных экзаменов в 2018 году (наряду с историей и физикой). Почему именно общество? Дело в том, что именно этот предмет является наиболее выбираемым среди выпускников.
Что такое обществознание сегодня?
Данный курс существует в школе с начала 90-х годов. Сначала он был экспериментальным и пришел на смену курсу «Обществоведение», который изучался только в 10-м выпускном классе. Сейчас это действительно серьезный предмет, который изучается, начиная с основной школы, и всю старшую школу.
Школьный курс обществознания – это интегративный курс, включающий в себя в качестве составных элементов такие науки:
- философия;
- социальная психология;
- социология;
- экономика;
- политология;
- правоведение.
Обществознание – это предмет, который действует в современном демократическом государстве, отличающемся политическим многообразием, плюрализмом. Основной акцент в курсе делается на социализации, то есть на том, чтобы помочь школьнику, который является гражданином России, освоить все необходимые знания, нужные для того, чтобы быть успешным в обществе.
У человека есть различные роли в социуме:
- член семьи;
- труженик, работник;
- потребитель и т. д.
Обществознание – единственный курс, который дает ученику знания для социализации:
- знания о семье;
- об основах нравственных отношений;
- о том, как устроена экономическая сфера общества;
- что должен знать потребитель и с какими он может столкнуться проблемами (брать, например, кредит или нет);
- как устроиться на работу;
- как написать заявление, когда вступаешь в брак;
- какой брак у нас признается официальным, а какой – нет и т. д.
Все эти знания помогут выпускнику быть полноправным гражданином, придя в общество, и чувствовать себя уверенно в разных социальных ролях.
Структура ЕГЭ по обществу
Всего 29 заданий
Задания части №1
20 заданий с кратким ответом 9 заданий с развернутым ответом
Время выполнения работы – 235 минут.
Максимальный первичный бал – 62.
Подробнее о заданиях части №1
Вставить пропущенное слово – №1.
Найти обобщающее понятие – №2.
Убрать 2 лишних термина – №3.
Найти 2 верных суждения – №4, №6, №17.
Установить соответствие – №5, №8, №14, №18.
Найти верное суждение – № 7, №11, №13.
Вопрос и поиск верных утверждений – №9, №15, №16, №19.
График по экономике – №10.
Задача-диаграмма – №12.
Текст с пропущенными словами – №20.
Чтобы справиться с первой частью экзамена по обществу, важно знать, понимать теорию, разбираться в ней и практиковать выполнение различных типов заданий.
Задания части №2
Работа с текстом (№21–№24):
№21 – воспроизведение информации из текста;
№22 – нужно не только воспроизвести информацию устно, но и интерпретировать её;
№23 – это некая характеристика плюс дополнительные задания по этому тексту;
№24 – использование обществоведческих знаний;
№25 – нужно написать понятие и к нему составить 2 предложения;
№26 – конкретизация приведенных положений;
№27 – практическая задача;
№28 – составление сложного плана (5–7 пунктов, 2 из которых должны быть раскрыты подпунктами);
№29 – эссе (самое дорогое по баллам в работе по обществознанию – 5 баллов).
Какие вузы требуют сертификат по обществу?
В силу специфики интегративного характера курса обществознания любые гуманитарные специальности в вузах:
- экономических;
- юридических;
- социологических;
- некоторых педагогических требуют сертификат о сдаче ЕГЭ по данному предмету.
Подготовку к экзамену надо начинать так: взять демоверсию ЕГЭ и прорешать самостоятельно, заодно подсчитав свои реальные баллы. Это нужно сделать для того, чтобы понять, насколько вы готовы к экзамену.
На сайте ФИПИ публикуются все основные документы:
- спецификация;
- кодификатор;
- демоверсия;
- методические рекомендации.
В едином открытом федеральном банке заданий можно найти основные типовые модели вопросов экзамена.
Традиционно обо всех изменениях ЕГЭ становится известно в августе текущего учебного года. Дата проведения экзамена будет известна в начале января 2018 года.
Углубляйте свои знания по предмету «Обществознание» и тренируйтесь в решении различных вариантов контрольно-измерительных материалов по каждой из изученных тем кодификатора, и результат не заставит себя ждать! Удачи всем!
Структура ЕГЭ по обществу
Всего 29 заданий | |
1 часть | 2 часть |
20 заданий с кратким ответом | 9 заданий с развернутым ответом |
Назначение демонстрационного варианта ЕГЭ 2018 по обществознанию заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.
Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Демоверсия ЕГЭ 2018 по обществознанию от ФИПИ с ответами
Предмет | Скачать демоверсию |
Обществознание ЕГЭ 2018 | Демоверсия + ответы |
Кодификатор | скачать |
Спецификация | скачать |
Изменения в ЕГЭ 2018 года по обществознанию в сравнении с 2017 годом
Переработана система оценивания задания 28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы | Кол-во заданий | Макс. первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 64 | Тип заданий |
Часть 1 | 20 | 35 | 54,7 | С кратким ответом |
Часть 2 | 9 | 29 | 45,3 | С развернутым ответом |
Итого | 29* | 64 | 100 |
*Последнее (29-е) задание работы состоит из пяти альтернативных заданий.
В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.
Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.
Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
Обществознание — предмет, который чаще всего выбирают выпускники для экзамена. Такая популярность связана с тем, что школьники считают его, довольно-таки, простым — особенно если ставить его в один ряд с точными науками.
Также, сертификат по обществознанию требуют ВУЗы социального и гуманитарного профиля, которые в нашей стране пользуются повышенным спросом.
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию 2018 откроет перед абитуриентами массу интересных возможностей, реализация которых полностью зависит от усердия, любознательности и прилежной учебы. Высокие баллы по обществознанию помогут распахнуть двери к полезным, а главное, важным специальностям, в частности к праву, психологии, педагогике, социологии, культурологии, политологии и многим другим.
Но почему-то большинство одиннадцатиклассников мало времени уделяет подготовке к данному предмету, полагая, что на самом экзамене смогут безошибочно определить правильный ответ, руководствуясь логикой. Как раз такой подход, нередко, оказывается губительным.
Обществознание — это не та дисциплина, которая базируется лишь на терминологии. Вы должны прекрасно разбираться в ключевых понятиях и в то же время, улавливать суть глобальных социальных, правовых, философских концепций. Именно связав все эти знания, вам удастся стать ЕГЭ на “Отлично”.
Демо-версия тестирования
Проработав демо-версию, вы сумеете узнать структуру билета, разберетесь в основных требованиях и потренируетесь тратить как можно меньше времени на решение заданий. Подобные тренинги являются отличной возможностью справиться с психологическим напряжением и волнением во время прохождения реального экзамена.
Скачать:
- Демоверсии:
- Спецификации:
- Кодификатор:
Даты проведения экзамена
Несмотря на то, что многие статьи в интернете уже опубликовали расписание ЕГЭ-2018, эти даты могут еще измениться. Лишь в январе 2018 года появится утвержденное , но все же вы можете ориентироваться на следующие числа:
- досрочный период — 4 апреля 2018 года (резервные дни — 9 апреля 2018 года);
- основной период — 14 июня 2018 года (резервные дни — 28 июня 2018 года).
Сдавать ЕГЭ могут не только школьники, но и выпускники прошлых лет. Досрочный этап общегосударственного экзамена по обществознанию, позволит получить сертификат с заветными баллами, следующим гражданам:
- лица, выпустившиеся из школы ранее 2017-2018 года;
- призывники, которые перед поступлением в высшее учебное заведение страны, решили отдать долг Родине и пройти службу в армии;
- ученики, приехавшие учиться из-за рубежа или готовящиеся поступить в иностранный ВУЗ;
- школьники, которые на момент основного периода ЕГЭ будут находиться на лечении, реабилитации, оздоровлении и прочих процедурах. В этом случае, необходимо к заявлению прикрепить справку, выданную медицинским учреждением.
Правила проведения испытания по обществознанию
Для того чтобы справиться со всеми заданиями из билета по обществознанию, школьникам предоставляется 235 минут. Регламент ЕГЭ запрещает проносить в классы посторонние предметы, которые каким-либо образом могут помешать (помочь) ученику сдать данный экзамен.
Табу наложено на шпаргалки, мобильные телефоны, планшеты, наушники, камеры, “умные” часы и прочую аудиоаппаратуру. Даже во время похода в туалет или медпункт, вам не удастся воспользоваться вышеперечисленными устройствами. Аудиторию ученик может покинуть только с разрешения экзаменационной комиссии, а в коридорах за ними внимательно будут следить наблюдатели.
И главное: все ваши труды могут пойти насмарку, если во время экзамена вы станете крутиться, переговариваться, шептаться или ходить по классу. В таком случае, непоседу просто выдворят из класса, а все его ответы аннулируются.
Содержание и структура экзаменационных билетов
Данная дисциплина призвана изучать основные моменты жизнедеятельности общества. Исходя из этого, на экзамене одиннадцатиклассники должны показать свой уровень знаний в таких сферах, как:
- “Экономика” — один из самых сложных разделов на экзамене. Здесь вам придется читать графики, лавировать между понятиями в сфере рыночной экономики и предпринимательства, мастерски рассчитывать экономические коэффициенты и делать аргументированные выводы.
- “Человек и общество” — в этом блоке содержится информация о биосоциальной эволюции людей, проблемах и успехах современного социума, факторах и этапах социализации, а также о том, какое место занимает личность в сфере социальных отношений.
Хотя экзамен по обществознанию не претерпел серьезных изменений, несколько его структурных моментов все-таки подверглись оптимизации.
- Система оценивания задания №29 была пересмотрена, а также усовершенствована его формулировка.
- Возросло максимальное количество первичных баллов: с 62 до 64.
- В задании №28 изменилась система оценивания.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Ни кому не секрет, что лишь упорный труд и постоянные занятия помогают досконально изучить предмет. Подготовка к экзаменам доступна каждому школьнику, главное, не тянуть до последнего.
- Начинайте заниматься еще в 10-11 классах.
- Используйте хорошие учебники по обществознанию, а также пособия для подготовки к . Среди наиболее удачной литературы следует отдать предпочтение таким авторам: Бордовский, Никитин, Боголюбов.
- Проходите онлайн-тесты по ЕГЭ предыдущих лет.
Как написать хорошее эссе?
Этот блок на экзамене пугает многих школьников. Для его написания требуется не только владение фундаментальными знаниями, но и умение красиво излагать свои мысли, не допуская орфографических и пунктуационных ошибок. Ученику будет предложено 5 тем на выбор, во время написания которых необходимо учитывать некоторые важные моменты:
- отведите для данного блока как минимум 50 минут;
- на черновике не нужно писать полное эссе, достаточно набросать несколько тезисов, которые в дальнейшем вы объедините в одно целое;
- не торопитесь выбрать первую попавшуюся тему — лучше остановиться на той, что близка вам;
- не забывайте про введение;
- не используйте расплывчатых фраз (меньше “воды” в тексте);
- сделайте вывод из всего выше написанного.
Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Используемая в конкретном субъекте Российской Федерации система перевода первичных баллов ОГЭ в пятибалльную шкалу принимается региональным министерством / департаментом / комитетом... образования.
Обществознание
Сколько баллов нужно набрать по обществознанию на ОГЭ, чтобы получить ту или иную оценку (проходной балл в профильные классы) можно узнать в приведенном документе с сайта ФИПИ
Максимальный балл , который может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов. С критериями оценивания ОГЭ по обществознанию можно ознакомиться в демонстрационном варианте , опубликованном на сайте ФИПИ.
Таблица 1
Таблица перевода баллов в оценки ОГЭ 2018 обществознание
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.
Проходной балл ОГЭ по обществознанию для профильных классов - 30
Минимальный балл ОГЭ для получения удовлетворительного результата по обществознанию - 15.
Рекомендации ФИПИ - таблицы перевода первичных баллов в оценки по всем предметам
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.