Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Свойства воды. Конспект занятия в средней группе «Свойства воды

Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

фото Березовской Дарьи Олеговны

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Методы и приемы:

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
  2. Наглядный: схемы, символы
  3. Практический: опыты.
  4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
  2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Главный герой - Капелька.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
  2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
  3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

I. Организационный момент

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)

В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

II. Целеполагание и мотивация

В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

В.: Итак, представьте, что вы учёные.

III. Ход деятельности

В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Опыт № 1 «Вода бесцветная» .

В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .

В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .

В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .

В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Вывешивается схема этого свойства воды.)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.

В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа со схемой «Использование воды человеком» )

IV. Обобщение и систематизация знаний

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?

Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :

  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .

В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)

В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.

(Фоном звучат звуки воды)

Цели и задачи:

Образовательная область: «познание »

Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.

Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.

Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

Образовательная область: «коммуникация »

Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.

Способствовать развитию мышления, любознательности

Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.

Ход занятия.

1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).

Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Ответы детей: это загадка о воде.

Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?

Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?

Дети читают стихи:

«Хлюп – хлюп».

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

С. Капутикян.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!».

Г. Ладонщиков.

«Не мешайте мне трудиться».

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы принесу.

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

А хотите,

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

Е.Благинина.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?

Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.

Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?

Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать.

Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.

Много воды выпить – живот может заболеть.

Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.

Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,

Потянулся, встрепенулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?

Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.

Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.

Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?

Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.

Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.

Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.

Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.

В воде – человечки стоят рядом друг с другом.

В кусочке льда – крепко держаться за руки.

В паре – постоянно двигаются.

Давайте поиграем в этих человечков.

Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.

3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!

Дети загадывают загадки:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная.

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода).

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река).

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег).

К маме – речке бегу,

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей).

Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса).

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

В огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и утечет. (Сосулька).

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).

Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?

Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель

Корней Чуковский:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане.

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Тема НОД « Свойства воды. Опыты с водой». Занятие по экологии в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).

  1. Развивать наблюдательность, приёмы поисковой деятельности.
  2. Расширять знания об агрегатных состояниях воды;
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе (воде).
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе наблюдений и опытов.

Материал и оборудование:

  1. Запись на аудиокассете: журчание речки, дождя, водопада;
  2. картинки с изображением предметов, где есть вода;
  3. стакан с водой и стакан с молоком;
  4. 2 разноцветные полоски, таз с водой, 5- 6 игрушек, кубик, шарик, лист белой бумаги, прозрачные ёмкости разной формы и стаканы с водой по количеству детей, формы с замороженной водой;
  5. блюдечки, зеркало, чайник.

Ход занятия.

Дети здороваются с пришедшими в группу гостями. (Занятие открытое)

Предлагаю им послушать в записи и сказать, знакомы ли им эти звуки? Что напоминают? (Ответы детей).

Видите, вода есть повсюду, в разных местах: и на улице, и дома.

В обруче много разных картинок. Предлагаю выбрать каждому по картинке, где есть вода. Дети выбирают, обговариваем, прикрепляем к мольберту.Игра «Где живёт вода?»

В обруче остаются картинки, где нет воды (телефон, книга, телевизор). Обсуждаем, почему не выбрали эти картинки. (Ответы детей)

А у нас в группе где живёт вода? (Ответы детей).

Свойства воды

Отправляемся в путешествие на поезде. Мы уже успели побывать на некоторых станциях.

Предлагаю детям вспомнить названия станций, на которых побывали (воздушная, магнитная). Предлагаю продолжить путешествие и поехать на новую станцию. Имитация движения поезда и остановка.

Опыт с водой: цвет воды

Перемещаемся к столу, где стоят стаканы с водой и молоком.

Посмотрите, какого цвета вода? (Ответы детей).

Сравним листок белой бумаги и жидкость белого цвета в другом стакане.

Что это? (Ответы детей). Как догадались, что молоко? (Белого цвета).

А вода в стакане такого же цвета, как молоко, как лист бумаги? (Ответы детей).

Так какого цвета вода? У неё есть цвет? Нет.

Опыт с водой: прозрачность.

Давайте поиграем. Сейчас я в стакан с молочком опущу полоску, а вы угадаете, какого она цвета. Закрываете глаза и не подглядывайте по-честному.

Предлагаю детям заглянуть в стакан молока. Виден ли цвет опущенной полоски? Почему никто не видит? (Ответы детей). Показываю оранжевую полоску, которая опускалась в молоко.

А сейчас мы тоже проделаем с водой.

Детям предлагается снова закрыть глаза, а потом угадать, какого цвета полоска опущена в воду. (Синяя).

Как догадались? (Увидели).

Почему сквозь воду виден цвет полоски? (ответы детей).

Что скажем о воде? Какая вода?

Вывод: Если мы хорошо видим предметы, которые опускаем в воду, значит, вода прозрачная.

Игра с водой на прозрачность.

Предлагаю только девочкам закрыть глаза. А мальчики в это время опустят в таз игрушки (5-6). Девочки открывают глаза и убеждаются, что в воде игрушки. Почему в воде так хорошо видны игрушки?

Таким образом, дети ещё раз делают вывод: вода – прозрачная.

Опыт с водой: форма воды.

Предлагаю посмотреть на кубик и назвать его форму. На глазах у детей поворачиваю кубик в разные стороны. Меняется ли форма кубика? Квадратная как была, так и осталась.

Показываю детям шар. У него какая форма? (Круглая). Прокатываю шарик по столу. Меняется ли при этом форма шара? Он стал каким–то другим? (Ответы детей).

Па столе расставлены ёмкости разной формы по количеству детей.

Предоставляю возможность каждому выбрать понравившуюся ёмкость и подойти к столу, где для каждого приготовлен стакан с водой.

Предлагаю детям перелить воду из стакана в тот предмет, который они взяли. Что происходит с водой? (Ответы детей).

Посмотрите, где теперь оказалась вода? (В тарелке, миске, бутылке, графине).

Вода приняла форму того предмета, в который мы её перелили. У неё нет формы.

Опыт с водой: запах воды.

(Учим правильно снимать запахи)

Понюхайте, чем пахнет вода? (Ответы детей).

Вывод: у чистой воды нет запаха.

Опыты с водой: агрегатные состояния.

Превращение воды в лёд.

Вчера мы налили воду в маленькие домики из–под конфет и вынесли на улицу.

Кто помнит, зачем? (Заморозить). На улице холодно? Интересно, водичка замёрзла? Хотите посмотреть, что с ней стало? Это вода? Нет. Где теперь вода? (Стала льдинками)

Предлагаю взять льдинку и потрогать её. Какая она – эта льдинка? (Ответы детей).

А это какая льдинка? (Большая). Какая растает быстрее - маленькая или большая? А это мы узнаем позже.

Парообразное состояние.

На столе чайник с только что вскипячённой водой.

Предлагаю угадать, в чайнике вода горячая или холодная? Как догадались? (Идёт пар). Куда он поднимается? Давайте проверим. На нос чайника прикладываю зеркало и предлагаю посмотреть, что видно на поверхности зеркала? (Капельки воды). Оказывается, вода испарилась (дети трогают капли воды на зеркале).

При кипячении вода испарилась и превратилась в пар, а на холоде замерзла и стала льдом.

Наблюдение: таяние льда.

Предлагаю вернуться к столу, где на блюдце остались таять льдинки. Дети убеждаются в том, что большая льдинка тает дольше. Почему? (Ответы детей).

На блюдцах, где были льдинки – малышки, вместо льда теперь вода.

Итог занятия.

Вот и пришло время возвращаться детсад. Понравилось ли путешествие? Что интересного узнали? Как мы назовём эту станцию? (Ответы детей).

Тема занятия « Берегите воду!» (средняя группа)

Образовательная область: ребенок и природа; интеграция: ребенок и общество, ЭМП, музыкальная деятельность, развитие речи.

Программные задачи:

уточнить знания детей о необходимости воды в жизни человека, животных, растений;

закрепить знания о состояниях воды;

познакомить с глобусом, понятием «пресная вода» и ее запасами;

рассмотреть экологические проблемы и способы охраны воды;

развивать речь, память, координацию движений;

воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание танцевальных движений; наблюдение на прогулке за различными состояниями воды, за растениями до и после дождя; наблюдения в уголке природы: за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); наблюдение за работой помощника воспитателя: мытье посуды, пола, протирание пыли; труд в уголке игрушек (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).

Материал:

капли воды (большие и маленькие);

загадки, глобус, карта Беларуси;

стаканчики с водой и емкость для воды;

рисунки «Источники загрязнения воды»;

сказка « Жила-была река»;

стихотворение А. Ерошина «Про рыбалку» с атрибутами для обыгрывания;

стихотворения «Глобус», «Берегите, люди, воду!»;

музыкальная запись потешки «Водичка-водичка», песни «С голубого ручейка», песни «Живи, родник, живи!»;

раскраски «Капелька».

Ход занятия:

Дети заходят в группу и приветствуют гостей:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Вас мы в гости пригласили,

Чтобы нас вы похвалили.

Пусть всем будет интересно,

Увлекательно, полезно!

Поудобней становитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает грустную Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель показывает веселую капельку),
И у нас в саду осталась.

Ребята, давайте покажем нашей гостье-капельке, где живут в нашей группе ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

Становитесь друг за дружкой, превращаясь в ручеек, и потечем.

Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

    У стола, на котором стоит графин с водой:

Вода нужна, чтобы мы могли её попить (приклеивают капельку).

2. Около моечной:

Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают капельку).

3. В туалетной комнате:

Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку).

В: А что произойдет, если мы не будем мыться? (станем грязными, от нас будет плохо пахнуть, заболеть можем).

Музыкальная пауза « Водичка-водичка»

4. В игровом уголке:

Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

5. В уголке природы:

возле растений .

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода (приклеивают капельку).

у аквариума:

Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).

В: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе (все вместе пересчитывают капельки).

Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

В: Дети, а вы любите играть в прятки? Наша водичка в природе тоже любит спрятаться. Давайте попробуем ее отыскать.

Игра-загадка « Где спряталась вода?»

А теперь давайте потанцуем и отыщем, где спряталась вода в песенке.

Физкультурная минутка « С голубого ручейка …»

В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Голубым цветом на нем обозначены океаны, моря, реки и озера. Видите, как их много? Может не стоит беречь воду? (ответы детей). Дело в том, что не всю воду животные и человек могут использовать. Ведь в океанах и морях вода на вкус соленая, в ней могут жить только морские животные и растения. А люди и животные суши нуждаются в пресной воде, которая, как говорят, не имеет вкуса, но на самом деле, когда вам хочется пить, она покажется вам самым вкусным напитком на Земле. Пресная вода находится в реках, озерах, ледниках.

Давайте представим, что всю воду с нашей планеты мы вылили в стаканчики. Видите, как их много. А теперь мы с вами возьмем и вернем всю соленую воду назад на нашу планету, оставим только пресную. Ее осталось очень мало.

Но нам повезло. Наша Беларусь богата пресной водой, посмотрите на карту: как много у нас рек и озер, поэтому иногда нашу республику называют синеокой.

Иметь много пресной воды – это, конечно, хорошо. Но мы должны ее еще не загрязнять. Иначе у нас могут быть неприятности.(дети садятся на стульчики)

Вот что однажды случилось:

Обыгрывание стихотворения А. Ерошина

« Про рыбалку »

Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.

Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.

В: Но это еще не все неприятности, которые могут случиться. Послушайте сказку, которую рассказала мне капелька.

Чтение сказки « Жила-была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды река очутилась в городе. Люди обрадовались ей и попросили остаться в городе. Река согласилась.

Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Шли годы.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!», никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.

Совсем заболела река.

«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей.

«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.

И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:

«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».

И пошли люди поклонились реке, попросили ее поскорее вернуться в город; рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась она в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.

В: Вам понравилась сказка? Наша капелька тоже рада, что побывала у нас в гостях. Давайте пообещаем ей, что будем беречь каждую ее сестричку, не будем загрязнять воду.

Чтение детьми стихотворений « Берегите, люди, воду! », « Глобус».

Берегите, люди, воду!
Ведь вода так всем нужна!
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!

Мусор в речку не бросайте,
Рыбки в речке там живут!
Нефть-заводы не сливайте,
Чайки песен не споют!

Зря не лейте с крана воду,
Думайте о всем живом,
Без питья воды немного
Мы на свете проживем!

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

На память о нашей встрече капелька вам дарит раскраску своих сестричек. Повесьте их дома и берегите воду!

Звучит песня « Живи, родник, живи!»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей 4-5 го года. Тема: Волшебница-вода

Цель: учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
познакомить со свойствами воды (льется, не имеет формы, цвета, вкуса)
дать понятия, что вода бывает в трех состояниях (жидкость, лед, пар);
обогатить словарный запас прилагательными (прозрачная, соленая, сладкая, морская, речная, болотная)
закрепить знания детей о пользе, значении воды в жизни человека, животных, растений развивать внимание, память, речевую активность;
воспитывать усидчивость, прививать аккуратность при выполнении опытов.

Материал : вода, лед, стаканчики, камешки, салфетки, соль, сахар, формочки, жидкое мыло, трубочки.

Ход занятия.

1. Беседа.
Ребята, знаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? Для этого вам нужно отгадать загадки:
- течет –течет не вытечет, бежит-бежит не выбежит (река)
- пушистая вата плывет куда-то чем ближе, тем дождик ближе (облако)
- люди ждут меня, зовут, а приду гонят прочь. (дождик)
Как, вы, думаете, о чем мы будем говорить? (звучит шум воды из крана)
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (чего?) воды.

2. Словесная игра «Закончи предложение»
- Где можно встретить воду? (в реке, море, океане, в болоте)
В океане вода - океаническая.
В речке вода - речная.
В море вода - морская.
В болоте вода - болотная.
В море вода соленая, а в речке пресная, то есть не соленая.

3. Поговорим о пользе воды.
Зачем людям нужна вода? (ответы детей)
Животным нужна вода?
Где живут рыбы?
Для чего нужна растениям вода?

4. Я приглашаю вас в лабораторию чтобы узнать о воде и ее свойствах.
(Дети одевают фартуки, халаты и проходят за столы)
Опыт №1
Дети переливают воду из одного стакана в другой стакан.
Что делает вода? Почему?
Вывод: вода льется, потому что она жидкая. Значит вода - жидкость.

Опыт №2
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Сравнивают с запахом чеснока.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3
Вода чистая и ее можно попробовать на вкус. Какая вода на вкус? Вода без вкуса.
Вывод : вода не имеет вкуса.

Опыт №4
Если мы в стакан положим сахар (соль). Какая будет вода на вкус? Попробуйте.
Куда делась соль (сахар)? Соль (сахар) растворились в воде, поэтому вода соленая (сладкая).
Если мы положим в воду кислый лимон, какая на вкус будет вода?
А если горький перец?
Вывод: соль и сахар растворяются в воде, а чистая вода не имеет вкуса.

5. Подвижная игра «Капелька и тучка»
Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они все вместе
И потекли веселыми ручейками (взявшись за руки, образуют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой).
Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла –текла речка и попала
В большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали в океане, а потом вспомнили что тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло, стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, а затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к тетушке тучке.


Опыт №5
Посмотрите, какая вода по цвету? Сейчас мы с Вами докажем, что вода прозрачна. Возьмите камешек, положите в воду. Видно камешек? Возьмите кисточку с краской и опустите в воду. Какого цвета стала вода? Камешек видно?
Вывод : чистая вода прозрачная.

Сюрпризный момент – появление подарка от Снежной королевы.

Опыт №6
- Что это? (лед) Какой лед? (твердый, холодный)
Дети берут лед в руки.
- Что происходит со льдом? Во что он превращается? Какая стала салфетка?
Вывод: вода на холоде превращается в лед, а лед в тепле превращается в воду.
Опыт №7
- У меня в чашке очень горячая вода. Я ее накрыла блюдцем. Сейчас посмотрим во что превратился пар.
Дети рассматривают капли воды на блюдце.
Вывод : горячая вода превратилась в пар, а потом опять в воду.

Опыт №8
- Мы с Вами любим пускать мыльные пузыри. Сейчас мы их сделаем. В воду нужно добавить мыло и размешать, подуть в трубочку. Получились мыльные пузыри. Когда пойдем на улицу, возьмем их с собой.
Вывод: в воде растворяется даже мыло.



- На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.

Итог занятия.
- Мы с Вами ребята проводили… Что? (опыты)
- Мы узнали, что вода это… (жидкость), она не имеет вкуса, цвета и запаха. Она прозрачная.
- Мы вспомнили, кому нужна вода? Вода нужна всем людям, животным и растениям.