Конспект по литературе 6. только ли в России был сформирован жанр басня

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
  • воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания всем классом, осуществляя дальнейшее совершенствование ЗУНов;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации : дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики : глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, рисунки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова.

“…Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Лескова “Левша”, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и тестирование по литературным терминам.

а) Конкурс на внимательного читателя.

  1. С какой буквы автор пишет “Левша”?
  2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)
  3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)
  4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”.)
  5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)

б) проверка литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола
– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог
– разговор двух или нескольких лиц.
Портрет
– изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф
– краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Все задания помогут осмыслить сложную тему сегодняшнего урока:

Образ русского праведника в сказе Лескова “Левша”. (Тема записывается в тетрадь.)

Задача сегодняшнего урока – выделить всё самое важное из предыдущих уроков по 2-ум причинам:

  1. Какого человека называют праведником? Является ли левша праведником?
  2. Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы вот на этой таблице.

Отвечая на первый вопрос, мы познакомимся с новыми словами нравственной тематики, отвечая на 2-ой, будем развивать умение анализировать текст

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)
– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. В сказе имеются следующие особенности: обрамление сюжета, причём обрамляющие эпизоды имеют нравственно – поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).

Керамиды-пирамиды
Мелкоскоп – микроскоп
Преламут – перламутр
Пубель – пудель
Тугамент – документ

Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-новому. Сказ у Лескова служит изображению любимых персонажей, именуемых праведниками. (Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске.)

5. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

На доске записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства. (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

В результате семантизации как важного элемента словарной работы в тетрадях учащихся появляется запись:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни.

– Итак, мы с вами выяснили, что означает слово “праведник”, и теперь перед нами возникает очень сложная проблема, решить которую мы должны на этом уроке. Проблема следующая: является ли левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;

Зачитывается письменная работа ученика (домашняя работа к уроку).

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается на доску и в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, человек достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский полшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

Зачитывается письменная работа учащейся (домашняя работа к уроку).

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.

Рассказ о левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера “…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
“наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
“вера у нас полнее”)

Письменная работа учащегося (домашняя работа).

7. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся

Вывешиваю таблицу:

Фамилии учащихся Конкурс на внимательного
читателя
Выставка
рисунков
Литератур-
ныетермины
Письменные работы Ответы
на
уроке
Инд. задания

Оцен-
ки

Графы: “Выставка рисунков”, “Письменные работы”, “Индивидуальные задания” – заполняются во время изучения сказа Лескова “Левша”, до урока. Графы: “Конкурс на внимательного читателя”, “литературные термины” – учителем во время урока, не отвлекая внимания учащихся. Графа “Ответы на уроке” заполняется учителем перед всем классом, комментируя оценки.

9. Домашнее задание: к внеклассному чтению подготовить рассказ Лескова “Человек на часах”. Найти тему, созвучную сегодняшнему уроку.

Тема: Ф.М. Достоевский «Красота спасет мир…

Цели:
1) Показать художественные достоинства и нравственную глубину сказки «Русалочка»;
2) совершенствовать навык работы с текстом; развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
3) воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие.
Задачи урока:
1) Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения;
3) формировать умения работы с текстом художественного произведения;
4) обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
5) учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение;1.Оргмомент
У: Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Перед как озвучить тему урока, предлагаю посмотреть на доску и подумать, о чем мы сегодня будем разговаривать. Слайд1
- Пожалуйста, догадался кто-нибудь?(о красоте)
- Действительно, сегодня мы поговорим о красоте.
- Подумайте, что такое красота, что несет в себе, к чему побуждает?
(прекрасное, доброе, совершать поступки)
- Согласна, а теперь обратите внимание на героинь из разных произведений, кстати, из каких? Подумайте, почему они здесь? (они красивые, но злые)
- Верно, и темой сегодняшнего урока я выбрала слова Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир…»
- А как вы думаете, какая красота спасет мир? ()
- А какая, в этом и предстоит нам сегодня разобраться, при анализе 2-х произведений: Г.Х.Андерсена и А.Толстого.
-А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Работа с произведением.
- Напомните, кто является главными героинями 2-х произведений? (русалочки)
- Верно. Образ русалки пришел к нам из глубокой старины, из народных поверий, и всегда интересовал многих писателей и поэтов разных времен. А почему сейчас узнаем. (сообщение 1 ученика о русалке из УНТ)
- Итак, какой русалка предстает в УНТ? (злой)
Почему в представлении народа они всегда считались колдовской, демонической силой?
(Заманивают людей, губят корабли. Являются представителями царства смерти, тьмы. Они живут в холодной воде. Весной русалки выходят при свете луны из воды)
- У художника Константина Алексеевича Васильева есть замечательная картина «Русалка».
На которой с удивительной нежностью изобразил девушку, тоскующую о чем-то несбывшемся, о потерянном. Слайд
-У Ивана Николаевича Крамского также великолепная картина. В мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. Картина «Русалки» была написана Крамским по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Слайд

Теперь предлагаю обратиться к текстам Андерсена и Толстого, и посмотреть, как писатели создают образ русалок в своих произведениях. Работать будем в группах по следующему плану:
1 группа – портрет Русалочки Г.Андерсена
2 группа – отношение к людям
3 группа-желания
4 группа – портрет Русалки Толстого
5 группа – отношение к людям
6 группа-желания
Играет музыка звуки моря.

Делаем вывод, есть ли между 2-я героинями что-то общее? (только внешняя красота)

Верно. Вспомните, как меняется жизнь людей с появлением русалок? (с текстом работаем)
(У Андерсена она наполняется новыми радостными красками: любуются ее танцами, восхищаются ее красотой, она принесла счастье во дворец принца;
у Толстого жизнь деда Семена угасает (детали: ворочается-не спится-О ЧЕМ ГОВОРИТ ЭТА ДЕТАЛЬ? –вспомните, наверное, у каждого было такое чувство, когда не спалось, когда это бывает(тревожит что-то)-замкнулся-ходит мрачный-убил кота (о чем говорит этот поступок? (убил душу свою.

Согласна, подумайте, что объединяет Русалочку Андерсена и деда Семена? (любовь)
- Что такое любовь? На этот вопрос можно рассуждать очень долго, и у каждого ответ будет свой.
- За что Русалочка полюбила принца? (за красоту, за доброту, а доброта есть душевное качество) --И чем для нее обернулась эта Любовь? Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.
- Гибелью ли? Во что превратилась Русалочка? (в дочь воздуха)
Вывод: Русалочка не умерла, она обрела счастье, душевный покой, к которому так стремилась.

За что дед Семен полюбил Русалку? (за внешнюю красоту). Чем для него обернулась эта любовь? (гибелью, при том, неестественной смертью; обрела ли душа его покой после смерти?
(нет)
-Почему? (он влюбился во внешнюю красоту, а о душе забыл, о любви к ближним и родным, любовь погубила его..)
-На каком литературном приеме (антитезе-противопоставление)

Возвращаемся к теме урока: какая же красота спасет мир и возможно ли это?(Спасти мир может только истинно-душевная красота, которой ведома сила добра, любви, жертвы ради любимого, чем и обладала Русалочка Андерсена.) Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу. - Не случайно в Капенгагене, на родине Андерсона поставлен памятник Русалочке в 1913 году.
- Действительно, Толстой же показал другую сторону красоты и любви- она может быть разрушительной
Вывод-рефлексия.
-А теперь в качестве вывода урока я попрошу вас построить, изобразить модель души русалочки.

Изобразите памятник Русалочке, который бы вы хотели поставить. На что вы обратили бы внимание в нем?
Защита работ.
Итог: И хотелось бы закончить урок словами Заболоцкого:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Д.з. Написать сочинение «Красота в 21 веке».

Родился 28 ноября (10 октября н. с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

НекрасовВ 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге" (1845) - получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845) , "Петербургский сборник" (1846) , где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде") , о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.) , о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.) .

В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

НекрасовВ 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах - Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862) , которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76) , написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72) . Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875) .

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии" (1873) , "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874) , связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак) . Но появляются и такие, как "Пророк" (1874) , "Сеятелям" (1876) . В 1877 - цикл стихов "Последние песни".

Урок-игра по литературе в 6 классе

Цели и задачи:

    Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к получению новых знаний.

    Проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся.

    Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

    Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Класс делится на три команды по усмотрению учителя. Выбирается жюри. Структура баллов определяется индивидуально.

    Конкурс Вспомним Имена Отчества и Фамилии писателей и поэтов, которых изучали в этом году.

    Самуил Яковлевич Маршак

    Александр Сергеевич Пушкин

    Антон Павлович Чехов

    Михаил Юрьевич Лермонтов

    Николай Васильевич Гоголь

    Алексей Константинович Толстой

    Лев Николаевич Толстой

    Алексей Николаевич Толстой

    Михаил Михайлович Пришвин

    Василий Андреевич Жуковский

    Андрей Платонович Платонов

    Иван Сергеевич Тургенев

    Владимир Галактионович Короленко

2 конкурс «Библиотека» А теперь вспомним автора и его произведение.

11. Автор баллады «Светлана» (В.А. Жуковский).

3.конкурс – «Угадай героя произведения»

Командам зачитывается по частям словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)

Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)

3. Молодой казак в решетиловской шапке и с бандурою в руках» (Левко)

4. Привыкла скрывать свои чувства»; « не имела подруг и выросла в уединении». (Маша Троекурова)

5. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров)

6. Она была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

    Назовите фамилию князя, женившегося на Марии Троекуровой (Верейский)

    Она гадает у зеркала на Крещенье о своем возлюбленном, во сне видит заснеженную степь, церковь, старую хижину, где стоит гроб с ее женихом. (Светлана)

    Как звали волка, устроившего охоту на Митрашу? (Серый Помещик)

    « Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о его существовании..У него была сестра Соня. Рос, как дикое деревцо в поле – никто не окружал его особенной заботливостью, но никто и не стеснял его свободы. Местечко, где они жили, называлось Княж-городок.

Ответ: (Вася, гл. герой повести Владимира Короленко «Дети подземелья»)

    Случайно чихнул в театре, после чего ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот уже давно простил его. Генерал выгнал его. Он умер.

Ответ: Червяков Иван Дмитриевич «Смерть чиновника»

    Ей было 4 года, бледное крошечное создание, напоминала цветок, выросший без солнца. Ее платье было грязное и старое. Не любила бегать и играть. Серый камень высосал из нее все веселье. (Маруся –Дети подземелья»)

4 Конкурс. Блиц-опрос.

    1. Назовите учителей литературы нашей школы.

      Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»?

      Он написал более 40 баллад. Старший современник Пушкина.

      Созвучия в конце стихотворных строк.

      Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим и фантастическим событиям.

      Двусложный Размер стиха, где ударение падает на первый слог.

      Кто написал «Песнь о вещем Олеге»?

      О ком идет речь: в 1837 году двадцатитрехлетний поэт отозвался на гибель А.С.Пушкина стихами, которые стали известны всей России.

      О ком идет речь: его молодые годы прошли в ссылках, в изгнании. Сначала – юг России, Одесса, Кишинев, потом – село Михайловское.

      Назовите композиционные элементы?

      Назовите «лишнее», мотивируйте свой выбор: эпос, трагедия, лирика, драма.

      Найди «лишнее»: «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Му-Му», «Толстый и тонкий».Объясни свой выбор

      Назовите главных героев повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

      Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?

      Какой нелюбимый учебный предмет А.Пушкина?

      Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»?

      Продолжи стихотворение:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда… (…)

    1. Продолжи стихотворение:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

(А он, …)

    1. Его детские годы прошли в поместье бабушки, которая очень любила и заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. С детства влюбился в Кавказ. Умер в Пятигорске.

5 конкурс – «Гуманитарная математика»

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Ответ: 98 лет .

6 конкурс – «Конкурс чтецов»

Ребята, Вспомните любое стихотворение (отрывок), которое мы учили в этом году, подготовьтесь к выступлению и расскажите наизусть!

10 баллов

7 конкурс – «Придумать стихотворение»

Подобрать рифму для слов: розы, ночь, яблоня, банка. Сочинить небольшое стихотворение, используя свои рифмы.

Подведение итогов. Выставление баллов и оценок за урок.

Часто в старших классах после прохождения художественного произведения учителем дается задание написать краткий конспект соответствующей темы по литературе. Так как же это сделать, не затратив при этом чересчур много сил и времени?

Инструкция к применению

Итак, для начала работы над конспектом по литературе нам понадобится сама статья, которую можно найти также в сети Интернет ( в онлайн-библиотеках), маркер, карандаш или ручка и, конечно же, умение выбирать самое главное.

Следующим шагом будет выбор тех мест в статье или художественном произведении, которые вы посчитали для себя важными. Это авторские высказывания и отрывки (абзацы или отдельные предложения), в которых видны основные мысли, которые автор хотел передать с помощью своего творения. Лучшее что можно посоветовать: использовать ключевые моменты различных частей текста для того, чтобы действительно кратко передать его суть. Разбейте статью на несколько частей (вступление, основная часть и концовка) и в своем конспекте кратко изложите общий смысл каждой из них. При составлении конспекта старайтесь не повторяться.

Если же ваш конспект по литературе состоит из слишком больших отрывков, то стоит заново выбрать ключевые предложения и фразы. Конечно, сейчас в век информационных технологий гораздо проще найти нужную статью на просторах интернета, воспользовавшись сайтами с бесплатной литературой, чем пойти в местную библиотеку, где вам пришлось бы долго искать, а затем сканировать или делать фотокопии нужных страниц. Прочитав статью, стоит маркером выделить те места, которые вы будете конспектировать, для облегчения их поиска во всем тексте. Затем, выбрав все основные места, которые требуются в вашей теме по литературе, перепишите все выбранное в чистовик.

После этого новые части вашей , над которыми вы будете работать, или же последующие статьи лучше начинать с нового листа. При потребности используйте любые актуальные знаки препинания, или ставьте авторские, ведь теперь это отчасти и ваше творение. В результате у вас должно получиться несколько оптимального размера абзацев, связанных по смыслу.

Важные нюансы подготовки

Стоить обратить внимание на то, что если тема по литературе , которую вы развиваете, описывает героя какого-либо произведения, то стоит перемежать части текста с его описанием и части с описанием его поступков для передачи боле полной картины самого персонажа.

В тетради для конспектов можно использовать поля. Там можно вставлять свои ремарки, идеи, мысли и вопросы, которые вас интересуют. Для того чтобы текст вышел более полным и структурированным, можно для каждого нового абзаца на полях написать тему, а также главную мысль. Главное, чтобы эти ремарки были краткими, но точными - не более пяти слов.

После того как вы уже приготовили конспект по литературе , можно еще раз просмотреть его, и, по желанию, оставить на полях ваше личное отношение к сказанному автором. Для этого можно использовать знаки, которые при пересказе помогут быстро сориентироваться в тексте. Знак вопроса, к примеру, (?) будет означать, что вы не поняли смысл фразы, минус (-) , что не согласны с данным изречением, а плюс (+) будет означать, что с высказыванием вы согласны полностью и поддерживаете автора цитаты. Также можете придумать свои собственные знаки. Главное в таком случае, что, если вы собираетесь сдавать работу в письменном виде, учитель должен разобрать написанное и понять ремарки. Возле каждой последующей строки ставить эти знаки не рекомендуется. Самый оптимальный вариант - это один смысловой знак на шесть строчек. Также не повторяйтесь. Не следует ставить подряд пять плюсов, например.

Опытные педагоги советуют всегда помнить о советах, которые дают те, кто уже сдал экзамен:

  • Выбирайте из статьи только самые интересные и увлекательные отрывки;
  • Размер конспекта по литературе напрямую зависит от размера исходной статьи;
  • Бесплатная литература и сокращенные варианты ждут вас в различных онлайн-библиотеках;
  • Помните, что конспект - это краткое содержание текста, в котором подаются основные мысли.