Колчак гражданская война. Колчак (адмирал): краткая биография. Интересные факты из жизни адмирала Колчака. Восхождение к власти

Александр Васильевич

Сражения и победы

Военный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 г.), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, действительный член Императорского русского географического общества (1906 г.).

Герой русско-японской и Первой мировой войн, лидер Белого движения, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX века.

Колчака мы знаем как Верховного Правителя России в годы Гражданской войны, человека, неудачно попытавшегося стать тем самым диктатором, который железной рукой приведет Белые армии к победе. В зависимости от политических воззрений одни любят и восхваляют его, другие считают лютым врагом. Но если бы не братоубийственная гражданская война, кем бы остался в нашей памяти Колчак? Тогда мы видели бы в нем героя нескольких войн с врагом «внешним», известного полярного исследователя и, возможно, даже военного философа и теоретика.

А.В. Колчак. Омск, 1919 г.

Александр Васильевич родился в семье потомственных военных. Учебу он начинал в 6-й Петербургской гимназии (где среди его однокашников был, кстати, будущий глава ОГПУ В.Менжинский), однако уже вскоре по собственному желанию поступил в Морское училище (Морской кадетский корпус). Здесь он показал весьма обширные способности к учебе, преуспев, прежде всего, в математике и географии. Был выпущен в чине мичмана в 1894 г., при этом по успеваемости оказался вторым в выпуске, и то лишь потому, что сам отказался от первенства в пользу друга Филиппова, считая его более способным. По иронии судьбы во время экзаменов единственную «четверку» Колчак получил по минному делу, в котором он отличится в годы русско-японской и Первой мировой войн.

После окончания учебы Александр Васильевич служил на различных кораблях на Тихоокеанском и Балтийском флотах, был произведен в чин лейтенанта. Однако молодой и энергичный офицер стремился к большему. Конец XIX века ознаменовался повышенным интересом к географическим открытиям, которые должны были явить цивилизованному миру последние неисследованные уголки нашей планеты. И здесь особое внимание публики оказалось приковано к полярным исследованиям. Неудивительно, что пылкий и талантливый А.В. Колчак также захотел исследовать арктические просторы. По разным причинам первые две попытки обернулись неудачей, однако на третий раз ему повезло: он попал в состав полярной экспедиции барона Э.Толя, который заинтересовался молодым лейтенантом, ознакомившись с его статьями в «Морском сборнике». Помогло и особое ходатайство президента Императорской Академии наук вл. кн. Константина Константиновича. В ходе экспедиции (1900-1902 гг.) Колчак руководил гидравлическими работами, собрав ряд ценнейших сведений о прибрежных районах Северного Ледовитого океана. В 1902 г. барон Толь вместе с небольшой группой решил отделиться от основной экспедиции и самостоятельно найти легендарную Землю Санникова, а также исследовать остров Беннетта. В ходе этого рискованного похода группа Толя пропала. В 1903 г. Колчак возглавил спасательную экспедицию, которой удалось установить фактическую гибель товарищей (сами трупы не были найдены), а кроме того исследовать острова Новосибирской группы. По итогам Колчак был награжден высшей наградой Русского географического общества - золотой Константиновской медалью.

Завершение экспедиции совпало с началом русско-японской войны. Колчак, будучи, прежде всего, морским офицером, проникнутым долгом перед Отечеством, подал ходатайство об отправке на фронт. Однако по прибытии на театр военных действий в Порт-Артур его ждало разочарование: адмирал С.О. Макаров отказался давать ему в командование миноносец. Доподлинно не известно, чем это решение было мотивировано: то ли он хотел, чтобы лейтенант отдохнул после полярных экспедиций, то ли полагал преждевременным назначать его на боевую должность (тем более в военных условиях!) после четырехлетнего отсутствия на флоте, то ли хотел поубавить темперамент ретивого лейтенанта. В итоге Колчак стал вахтенным начальником на крейсере «Аскольд», и только после трагической гибели адмирала смог перевестись на минный заградитель «Амур», а через четыре дня получил эскадренный миноносец «Сердитый». Так Колчак стал одним из участников легендарной обороны крепости Порт-Артур, ставшей славной страницей в истории России.

Основная задача заключалась в протраливании внешнего рейда. В начале мая Колчак принял участие в постановке минных заграждений в непосредственной близости от японского флота: в результате подорвались два японских броненосца. На расставленных им минах в конце ноября подорвался японский крейсер, что стало громким успехом русского флота на Тихом Океане в годы войны. В целом, молодой лейтенант зарекомендовал себя в качестве отважного и инициативного командира, выгодно отличаясь от многих сослуживцев. Правда, уже тогда проявилась и его излишняя импульсивность: во время кратковременных вспышек гнева не чурался он и рукоприкладства.

В середине октября по состоянию здоровья Колчак был переведен на сухопутный фронт и принял командование 75-мм артиллерийской батареей. Вплоть до самой сдачи крепости он находился непосредственно на передовой, ведя артиллерийскую дуэль с врагом. За заслуги и проявленную храбрость Колчак по итогам кампании был награжден Георгиевским оружием.

После возвращения из непродолжительного плена Александр Васильевич с головой окунулся в военную и научную деятельность. Так, он стал членом неформального кружка молодых морских офицеров, которые стремились исправить недостатки русского флота, выявленные в годы русско-японской войны, и способствовать его обновлению. В 1906 г. на основе этого кружка был образован Морской генеральный штаб, в котором Колчак занял должность начальника оперативной части. В это время по долгу службы он часто выступал в качестве военного эксперта в Государственной думе, убеждая депутатов (остававшихся по большей части глухими к нуждам флота) в необходимости выделить требуемое финансирование.

Как вспоминал адмирал Пилкин:

Говорил он очень хорошо, всегда с большим знанием дела, всегда думая то, что он говорил, и всегда чувствуя то, что думал… Речей своих не писал, образ и мысли рождались в самом процессе его речи, и потому он никогда не повторялся.

К сожалению, в начале 1908 г. ввиду серьезного конфликта между морским ведомством и Государственной думой получить требуемые ассигнования не удалось.

Одновременно Александр Васильев занимался наукой. Сначала он обрабатывал материалы полярных экспедиций, затем составлял специальные гидрографические карты, а в 1909 г. вышла фундаментальная работа «Лед Карского и Сибирского морей», которая заложила основы изучения морского льда. Любопытно то, что она была переиздана в 1928 г. Американским географическим обществом в сборнике, в который вошли труды 30 наиболее видных мировых полярников.

В мае 1908 г. Колчак покинул Морской генштаб с тем, чтобы стать участником очередной полярной экспедиции, однако в конце 1909 г. (когда корабли уже находились во Владивостоке) он был отозван обратно в столицу в военно-морское ведомство на прежнюю должность.

Здесь Александр Васильевич занимался разработкой программ судостроения, написал ряд общетеоретических работ, в которых, в частности, высказывался за развитие всех видов кораблей, однако предлагал в первую очередь уделять внимание линейному флоту. Писал он и о необходимости усилить Балтийский флот ввиду опасения серьезного конфликта с Германией. А в 1912 г. для внутреннего пользования вышла книга «Служба Генерального штаба», в которой анализировался соответствующий опыт других стран.

Тогда же окончательно складываются взгляды А.В. Колчака на философию войны. Они были сформированы под влиянием идей немецкого фельдмаршала Мольтке-старшего, а также японских, китайских и буддистских философских учений. Судя по имеющимся свидетельствам, для него весь мир представлялся сквозь призму метафоры войны, под которой он понимал в первую очередь естественное («природное») для человеческого общества явление, печальную необходимость, которую необходимо принимать с честью и достоинством: «Война есть одно из неизменных проявлений общественной жизни в широком смысле этого понятия. Подчиняясь, как таковая, законам и нормам, которые управляют сознанием, жизнью и развитием общества, война является одной из наиболее частых форм человеческой деятельности, в которой агенты разрушения и уничтожения переплетаются и сливаются с агентами творчества и развития, с прогрессом, культурой и цивилизацией».


Война дает мне силу относиться ко всему «хорошо и спокойно», я верю, что она выше всего происходящего, она выше личности и собственных интересов, в ней лежит долг и обязательство перед Родиной, в ней все надежды на будущее, наконец, в ней единственное моральное удовлетворение.

Заметим, что подобные представления о мировом историческом процессе (как о вечной войне между народами, идеями, ценностями), который управляется объективными закономерностями, были широко распространены в интеллектуальных кругах как России, так и Европы, а потому воззрения Колчака в целом мало отличались от них, хотя и обладали определенной спецификой, связанной с его военной службой и беззаветным патриотизмом.

В 1912 г. он был переведен командиром на эскадренный миноносец «Уссуриец», а в мае 1913 г. назначен командовать миноносцем «Пограничник». В декабре состоялось его производство в капитаны 1-го ранга, а также перевод в штаб Балтийского флота на должность начальника оперативного управления. Командующим тогда был выдающийся русский адмирал Н.О. Эссен, который благоволил ему. Уже летом 1914 г. незадолго до начала войны Колчак становится флаг-капитаном по оперативной части. На этой должности он и встретил Первую мировую войну.

Именно Колчак становится идейным вдохновителем и активнейшим участником разработки практически всех планов и операций Балтийского флота в это время. Как вспоминал адмирал Тимирев: «А.В.Колчак, обладавший изумительной способностью составлять самые неожиданные и всегда остроумные, а подчас и гениальные планы операций, - не признавал никакого начальника, кроме Эссена, которому он всегда непосредственно докладывал». Старший лейтенант Г.К.Граф, служивший на крейсере «Новик», когда Колчак командовал Минной дивизией, оставил следующее описание своего командира: «Небольшого роста, худощавый, стройный, с движениями гибкими и точными. Лицо с острым, четким, тонко вырезанным профилем; гордый, с горбинкой, нос; твердый овал бритого подбородка; тонкие губы; глаза то вспыхивающие, то потухающие под тяжелыми веками. Весь его облик - олицетворение силы, ума, благородства и решимости. Ничего фальшивого, придуманного, неискреннего; все естественно и просто. В нем есть что-то, приковывающее взоры и сердца; он с первого же взгляда располагает к себе и внушает обаяние и веру».

Учитывая превосходство германского флота над нашим Балтийским, не удивительно, что и Колчак, и Эссен ориентировались на ведение минной войны. Если первые месяцы Балтийский флот находился в пассивной обороне, то с осени все чаще высказывались идеи о необходимости перейти к более решительным действиям, в частности, к постановке минных заграждений непосредственно у германских берегов. Александр Васильевич стал одним из тех офицеров, которые активно отстаивали эти воззрения, а в дальнейшем именно он разрабатывал соответствующие операции. В октябре первые мины появились близ военно-морской базы Мемель, а в ноябре - у о. Борнхольм. А в конце 1914 г., накануне Нового года (по старому стилю) была предпринята дерзкая операция по постановке мин в Данцигской бухте. Хотя А.В.Колчак был ее инициатором и идейным вдохновителем, непосредственное командование было поручено контр-адмиралу В.А.Канину. Отметим, что в этих событиях Александр Васильевич сыграл ключевую роль: не доходя 50 миль до места назначения, Канин получил тревожный доклад о том, что противник находится в непосредственной близости, а потому решил прекратить выполнение операции. Согласно свидетельствам очевидцев, именно Колчак настоял на необходимости довести дело до конца. В феврале Александр Васильевич командовал полудивизионом особого назначения (4 миноносца), который расставил мины в Данцигской бухте, на которых подорвалось 4 крейсера, 8 миноносцев и 23 транспорта.

Отметим и то искусство, с каким минные заграждения были расставлены непосредственно у наших берегов: они позволили надежно защитить столицу, а также побережье Финского залива от нападения противника. Более того, в августе 1915 г. именно минные заграждения помешали германскому флоту прорваться в Рижскую бухту, что стало одной из причин срыва германских планов захвата Риги.

К середине 1915 г. Александр Васильевич начал тяготиться штабной работой, он стремился непосредственно в бой, а в частности, выказывал желание стать командиром Минной дивизии, что и произошло в сентябре 1915 г. ввиду болезни ее командира адмирала Трухачева.

В то время русские сухопутные войска Северного фронта вели активные боевые действия в Прибалтике, а потому основной целью Колчака было содействовать правому флангу нашего фронта в районе Рижского залива. Так, 12 сентября линейный корабль «Слава» был направлен к мысу Рагоцем с целью обстрела неприятельской позиции. В ходе завязавшегося артиллерийского боя был убит командир корабля, на который сразу же прибыл А.В. Колчак и вступил в командование. Как вспоминал офицер «Славы» К.И.Мазуренко: «Под его руководством «Слава», подойдя снова близко к берегу, но не становясь на якорь, открывает огонь по стреляющим батареям, которые теперь достаточно ясно видны с марса, быстро пристреливается к ним, забрасывает градом снарядов и уничтожает. Мы отомстили врагу за гибель нашего доблестного командира и других воинов. Во время этой операции мы подверглись безрезультативной атаке аэропланов».

В дальнейшем Минная дивизия предприняла ряд других мероприятий по оказанию помощи сухопутным частям с моря. Так, 23 сентября были обстреляны неприятельские позиции у м. Шмарден, а 9 октября А.В. Колчак предпринял смелую операцию по высадке десанта (две морские роты, эскадрон кавалерии и подрывная партия) на побережье Рижского залива с целью содействовать армиям Северного фронта. Десант был высажен у селения Домеснес, при этом противник даже не заметил активность русских. Этот район патрулировался небольшими отрядами ландштурма, которые оказались быстро сметены, потеряв 1 офицера и 42 солдата убитыми, 7 человек попало в плен. Потери десанта составили всего четыре тяжелораненных матроса. Как потом вспоминал старший лейтенант Г.К.Граф: «Теперь же, что ни говори, а налицо блестящая победа. Значение ее, правда, только моральное, но все же это победа и неприятность противнику».

Активная поддержка сухопутных частей оказала свое влияние на положение 12-й армии Радко-Дмитриева под Ригой, более того благодаря Колчаку была усилена оборона Рижского залива. За все эти подвиги он был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Служивший под начальством Колчака офицер Н. Г. Фомин вспоминал об этом следующим образом: «Вечером флот оставался на якоре, когда из Ставки Верховного Главнокомандования была мною принята телефонограмма приблизительно такого содержания: «Передается по повелению Государя Императора: капитану 1 ранга Колчаку. Мне приятно было узнать из донесений командарма XII о блестящей поддержке, оказанной армии кораблями под вашим командованием, приведших к победе наших войск и захвату важных позиций неприятеля. Я давно был осведомлен о доблестной вашей службе и многих подвигах... награждаю вас Св. Георгием 4-ой степени. Николай. Представьте достойных к награде».

Конечно, были и отдельные неудачи. Например, в конце декабря сорвалась операция по постановке мин у Мемеля и Либавы, т.к. один из миноносцев сам подорвался на мине. Однако в целом, мы должны высоко оценить деятельность Колчака как командира Минной дивизии.

Зимой 1916 г., когда Балтийский флот скованный льдами стоял в портах, происходило активное перевооружение многих кораблей. Так, к открытию навигации ввиду установки новых более мощных артиллерийских орудий крейсера Минной дивизии оказались вдвое сильнее.

С открытием навигации возобновилась и активная деятельность Балтийского флота. В частности, в конце мая Минная дивизия совершила «молниеносный налет» на германские торговые суда у берегов Швеции. Операцией руководил Трухачев, а Колчак командовал тремя эскадренными миноносцами. В результате вражеские пароходы были рассеяны, одно из конвоирующих судов потоплено. В дальнейшем историки предъявляли претензии Колчаку, что он не воспользовался внезапностью, дав предупредительный выстрел и тем самым позволив противнику уйти. Однако как потом признавался сам Александр Васильевич: «Я, имея в виду возможность встречи со шведскими судами… решил пожертвовать выгодой внезапности нападения и вызвать со стороны идущих судов какой-нибудь поступок, который дал бы мне право считать эти суда неприятельскими».

В июне 1916 г. А.В. Колчак был произведен в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Как вспоминал Г.К.Граф: «Конечно, расставаться с ним было очень тяжело, так как вся дивизия его очень любила, преклоняясь перед его колоссальной энергией, умом и храбростью». На встрече с Верховным главнокомандующим Николаем II и его начальником штаба генералом М.В. Алексеевым были получены указания: весною 1917 г. должна быть произведена десантная операция по захвату Босфорского пролива и турецкой столицы Стамбула.

А.В. Колчак на Черноморском флоте

Принятие Колчаком командования Черноморским флотом совпало с получением известия о том, что мощнейший немецкий крейсер «Бреслау» вышел в Черное море. Колчак лично возглавил операцию по его поимке, однако, к сожалению, она окончилась неудачно. Можно, конечно, говорить, об ошибках самого Александра Васильевича, можно указывать и на то, что он еще не успел освоиться с врученными ему кораблями, однако важно подчеркнуть одно: личную готовность идти в бой и стремление к самым активным действиям.

Основную задачу Колчак видел в необходимости прекратить вражескую активность на Черном море. Для этого уже в конце июля 1916 г. он предпринял операцию по минированию Босфорского пролива, тем самым лишив противника возможности активно действовать на Черном море. Причем для поддержания минных заграждений в непосредственной близости постоянно дежурил специальный отряд. Одновременно Черноморский флот занимался конвоированием наших транспортных судов: за все время противнику удалось потопить лишь одно судно.

Конец 1916 г. прошел в планировании дерзкой операции по захвату Стамбула и проливов. К сожалению, Февральская революция и начавшаяся после нее вакханалия сорвали эти планы.


Колчак до последнего оставался верен императору и далеко не сразу признал Временное правительство. Однако в новых условиях ему пришлось по-другому организовывать свою работу, в частности, по поддержанию дисциплины на флоте. Постоянные выступления перед матросами, заигрывание с комитетами позволили относительно долгое время сохранять остатки порядка и не допустить тех трагических событий, которые произошли в это время на Балтийском флоте. Однако ввиду общего развала страны ситуация не могла не ухудшиться. 5 июня революционизированные матросы постановили, что офицеры обязаны сдать огнестрельное и холодное оружие.

Колчак взял свою георгиевскую саблю, полученную за Порт-Артур, и выбросил ее за борт, сказав матросам:

Японцы, наши враги - и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!

Уже вскоре он сдал командование (в сложившихся условиях - номинальное) и уехал в Петроград.

Конечно, волевой офицер, государственник Александр Васильевич Колчак не мог нравиться все более левеющим политикам в столице, а потому он был отправлен фактически в политическую ссылку: стал военно-морским консультантом при американском флоте.

Символика Верховного правителя России

За границей Колчак провел более года. За это время произошла Октябрьская революция, на Юге России была создана Добровольческая армия, а на Востоке образовался ряд правительств, которые в сентябре 1918 г. создали Директорию. В это время А.В. Колчак и вернулся в Россию. Надо понимать, что позиции Директории были очень слабы: ее мягкостью, политиканством и непоследовательностью было недовольно офицерство и широкие деловые круги, выступавшие за «крепкую руку». Колчак в результате ноябрьского переворота стал Верховным правителем России.

На этой должности он старался восстановить закон и порядок на подконтрольных ему территориях. Колчак провел ряд административных, военных, финансовых и социальных реформ. Так, были предприняты меры по восстановления промышленности, снабжению крестьян сельскохозяйственной техникой, освоению Северного морского пути. Более того, с конца 1918 г. Александр Васильевич начал готовить Восточный фронт к решающему весеннему наступлению 1919 г. Однако к этому времени и большевики сумели подтянуть крупные силы. Ввиду ряда серьезных причин уже к концу апреля наступление белых выдохлось, а потом они попали под мощнейший контрудар. Началось отступление, которое так и не удалось остановить.

По мере ухудшения положения на фронте начала падать дисциплина в войсках, а общество и высшие сферы оказались деморализованы. Уже к осени стало ясно, что белая борьба на востоке проиграна. Не снимая ответственности с Верховного правителя, все же отметим, что в сложившейся ситуации с ним рядом не оказалось практически никого, кто был способен помочь решить системные проблемы.

В январе 1920 г. в Иркутске Колчак был выдан чехословаками (которые больше не собирались участвовать в Гражданской войне в России и пытались максимально быстрее покинуть страну) местному революционному совету. До этого Александр Васильевич отказался бежать и спасти жизнь, заявив: «Я буду разделять судьбу армии» . В ночь на 7 февраля он был расстрелян по приказу военно-революционного комитета большевиков.

Генерал А. Нокс (английский представитель при Колчаке):

Я признаю, что всем сердцем симпатизирую Колчаку, более мужественному и искренне патриотичному, чем кто-либо другой в Сибири. Его трудная миссия почти невыполнима из-за эгоизма японцев, тщеславия французов и безразличия остальных союзников.

Пахалюк К., руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой», член Российской ассоциации историков Первой мировой войны

Литература

Кручинин А.С. Адмирал Колчак. Жизнь, подвиг, память. М., 2011

Черкашин Н.А. Адмирал Колчак. Диктатор поневоле. М.: Вече, 2005

Граф Г.К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997

Мазуренко К.И. На «Славе» в Рижском заливе // Морские записки. Нью-Йорк, 1946. Т.4. № 2., 3/4

Интернет

Ушаков Федор Федорович

В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ф. Ф. Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. Опираясь на всю совокупность принципов подготовки сил флота и военного искусства, вобрав в себя весь накопленный тактический опыт, Ф. Ф. Ушаков действовал творчески, исходя из конкретной обстановки и здравого смысла. Его действия отличались решительностью и необычайной смелостью. Он без колебаний перестраивал флот в боевой порядок уже при непосредственном сближении с противником, минимизируя время тактического развертывания. Несмотря на сложившееся тактическое правило нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков, реализуя принцип сосредоточения сил, смело ставил свой корабль передовым и занимал при этом самые опасные положения, поощряя собственным мужеством своих командиров. Его отличали быстрая оценка обстановки, точный расчет всех факторов успеха и решительная атака, нацеленная на достижение полной победы над врагом. В связи с этим адмирала Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском искусстве.

Истомин Владимир Иванович

Истомин, Лазарев, Нахимов, Корнилов - Великие люди, служившие и воевавшие в городе Русской славы - Севастополе!

Октябрьский Филипп Сергеевич

Адмирал, Герой Советского Союза. В ходе Великой Отечественной войны командующий Черноморским флотом. Один из руководителей Обороны Севастополя в 1941 - 1942 годах, а также Крымской операции 1944 года.В Великую Отечественную войну вице-адмирал Ф. С. Октябрьский - один из руководителей героической обороны Одессы и Севастополя. Будучи командующим Черноморским флотом, одновременно в 1941-1942 годах являлся командующим Севастопольским Оборонительным Районом.

Три ордена Ленина
три ордена Красного Знамени
два ордена Ушакова 1-й степени
Орден Нахимова 1-й степени
Орден Суворова 2-й степени
Орден Красной Звезды
медали

Антонов Алексей Иннокентьевич

Прославился как талантливый штабной офицер. Участвовал в разработке практически всех значимых операций советских войск в Великой Отечественной войне с декабря 1942 года.
Единственный из всех награждённых советских военачальников орденом «Победа» в звании генерала армии, и единственный советский кавалер ордена, которому не было присвоено звание Героя Советского Союза.

Салтыков Пётр Семёнович

Главнокомандующий русской армии в Семилетней войне, был основным архитектором ключевых побед русских войск.

Суворов Александр Васильевич

Выдающийся русский полководец. Успешно отстаивал интересы России как от внешней агрессии, так и за пределами страны.

Кутузов Михаил Илларионович

После взявшего Берлин Жукова вторым должен быть именно прогнавший французов из России гениальный стратег Кутузов.

Спиридов Григорий Андреевич

Стал моряком еще при Петре I, офицером участвовал в Русско-турецкой войне (1735-1739), Семилетнюю войну (1756-1763) закончил контр-адмиралом. Вершину его флотоводческий и дипломатический талант достиг в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В 1769 г. возглавил первый переход русского флота из Балтийского в Средиземное море. Несмотря на трудности перехода (среди умерших от болезней оказался и сын адмирала - его могила найдена недавно на о.Менорка), быстро установил контроль над Греческим архипелагом. Чесменский бой в июне 1770 г. остался непревзойденным по соотношению потерь: 11 русских - 11 тысяч турок! На острове Парос была оборудована военно-морская база Ауза с береговыми батареями и своим собственным Адмиралтейством.
Российский флот ушёл со Средиземного моря после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в июле 1774 г. Греческие острова и земли Леванта, включая Бейрут, были возвращены Турции в обмен на территории в Причерноморье. Тем не менее, деятельность русского флота в Архипелаге была не напрасной и сыграла заметную роль в мировой военно-морской истории. Россия, совершив стратегический манёвр силами флота с одного театра на другой и добившись ряда громких побед над противником, впервые заставила говорить о себе как о сильной морской державе и важном игроке в европейской политике.

Джугашвили Иосиф Виссарионович

Собрал и координировал действия команды талантливых военных руководителей

Казарский Александр Иванович

Капитан-лейтенант. Участник русско-турецкой войны 1828-29гг. Отличился при взятии Анапы, затем Варны, командуя транспортом "Соперник". После этого произведён в капитан-лейтенанты и назначен капитаном брига "Меркурий". 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг "Меркурий" был настигнут двумя турецкими линейными кораблями "Селимие" и "Реал-беем" Приняв неравный бой бриг смог обездвижить оба турецких флагмана, на одном из которых находился сам командующий османским флотом. Впоследствии офицер с "Реал-бея" писал: "В продолжении боя командир русского фрегата (печальноизвестного "Рафаила", сдавшегося без боя несколькими днями ранее) говорил мне, что капитан сего брига не сдастся,и если он потеряет надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные омрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг- "Меркурий"

Рюрикович (Грозный) Иван Васильевич

В многообразии восприятия Ивана Грозного зачастую забывают о его безусловном таланте и достижениях как полководца. Он лично руководил взятием Казани и организовывал военную реформу, руководя страной, которая одновременно вела по 2-3 войны на разных фронтах.

Генерал-фельдмаршал Гудович Иван Васильевич

Штурм турецкой крепости Анапа 22 июня 1791 года. По сложности и важности лишь уступает штурму Измаила А.В.Суворовым.
7-тысячный русский отряд штурмом взял Анапу, которую защищал 25-тысячный турецкий гарнизон. При этом, вскоре после начала штурма,с гор на русский отряд напало 8 000 конных горцев и турок, которые атаковали русский лагерь, но не смогли ворваться в него, были отбиты в ожесточенном бою и преследуемы русской кавалерией.
Жестокое сражение за крепость продолжалось свыше 5 часов. Из состава гарнизона Анапы около 8 000 человек погибло, в плен взяты 13 532 оборонявшихся во главе с комендантом и шейхом Мансуром. Небольшая часть (около 150 человек) спаслась на судах. Захвачена или уничтожена почти вся артиллерия (83 пушки и 12 мортир), взято 130 знамён. К рядом расположенной крепости Суджук-Кале (на месте современного Новороссийска) Гудовичем был выслан из Анапы отдельный отряд, но при его подходе гарнизон сжёг крепость и бежал в горы, бросив 25 орудий.Брусилов Алексей Алексеевич

В Первую мировую войну командующий 8-й армией в Галицийской битве. 15-16 августа 1914 года нанёс в ходе Рогатинских боёв поражение 2-й австро-венгерской армии, взяв в плен 20 тыс. чел. и 70 орудий. 20 августа взят Галич. 8-я армия принимает активное участие в боях у Равы-Русской и в Городокском сражении. В сентябре командовал группой войск из 8-й и 3-й армий. 28 сентября - 11 октября его армия выдержала контратаку 2-й и 3-й австро-венгерских армий в боях на реке Сан и у города Стрый. В ходе успешно завершившихся боёв взято в плен 15 тыс. вражеских солдат, и в конце октября его армия вступила в предгорья Карпат.

Генерал Ермолов

Алексеев Михаил Васильевич

Один из наиболее талантливых русских генералов Первой мировой войны. Герой Галицийской битвы 1914 г., спаситель Северо-Западного фронта от окружения в 1915 г., начальник штаба при императоре Николае I.

Генерал от инфантерии (1914), генерал-адъютант (1916). Активный участник Белого движения в Гражданской войны. Один из организаторов Добровольческой армии.

Платов Матвей Иванович

Войсковой атаман Донского казачьего войска. Начал действительную военную службу с 13и лет. Участник нескольких военных компаний, наиболее известен, как командующий казачьими войсками во время Отечественной Войны 1812 года и во время последующего Заграничного Похода Русской Армии. Благодаря успешным действиям казаков под его командованием в историю вошло изречение Наполеона:
- Счастлив полководец, у которого есть казаки. Если бы у меня была армия из одних казаков, то я покорил бы всю Европу.

Максимов Евгений Яковлевич

Русский герой Трансваальской войны.Был добровольцем в братской Сербии,учавствуя в русско-турецкой войне.В начале 20 века англичане начали вести войну против маленького народа- буров.Евгений упешно воевал против оккупантов и в 1900 году был назначен военным генералом.Погиб на русско-японской войне.Кроме военной карьеры,он отличился и на литературном поприще.

Юденич Николай Николаевич

Лучший русский полководец во время Первой Мировой войны.Горячий патриот своей Родины.

Жуков Георгий Константинович

Успешно командовал советскими войсками в годы Великой отечественной войны. В числе прочего остановил немцев под Москвой, брал Берлин.

Стессель Анатолий Михайлович

Коммендант Порт-Артура во время его героической обороны. Беспримерное соотношение потерь русских и японских войск до сдачи крепости - 1:10.

Румянцев Пётр Александрович

Русский военный и государственный деятель, на протяжении всего правления Екатерины II (1761-96) управлявший Малороссией. Во время Семилетней войны командовал взятием Кольберга. За победы над турками при Ларге, Кагуле и др., которые привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский». В 1770 году получил чин генерал-фельдмаршала.Кавалер орденов российских Святого Апостола Андрея, Святого Александра Невского, Святого Георгия 1-го класса и Святого Владимира I степени, прусского Чёрного орла и Святой Анны I степени

Довмонт, князь Псковский

На знаменитом новгородском памятнике «Тысячелетию России» он стоит в разделе «военные люди и герои».
Довмонт, князь Псковский, жил в XIII веке (скончался в 1299 году).
Происходил из рода литовских князей. После убийства литовского князя Миндовга бежал в Псков, где принял крещение под именем Тимофея, после чего псковичи избрали его своим князем.
Вскоре Довмонт проявил качества блестящего полководца. В 1266 году он наголову разбил литовцев на берегу Двины.
Довмонт участвовал в знаменитом Раковорском сражении с крестоносцами (1268), где командовал псковскими полками в составе объединенного русского войска. Когда ливонские рыцари осадили Псков, Довмонт с помощью подоспевших новгородцев сумел отстоять город, и великий магистр, раненный в поединке самим Довмонтом, вынужден был заключить мир.
Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.
В 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в псковскую землю и опустошили ее, но снова были разбиты Довмонтом, который вскоре заболел и умер.
Ни один из псковских князей не пользовался у псковичей такой любовью, как Довмонт.
Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая. Его тело погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда.

Черняховский Иван Данилович

Командовал танковым корпусом, 60-й армией, с апреля 1944 - 3-м Белорусским фронтом. Проявил яркий талант и особо отличился в ходе Белорусской и Восточно-Прусской операций. Отличался умением вести высокоманевременные боевые действия. Смертельно ранен в феврале 1945 г.

Золотой запас: разграблен, утоплен или зарыт?

Особую графу в биографии адмирала занимает, несомненно, золотой запас России, который белогвардейцы отбили у большевиков, а Колчак якобы спрятал где-то в Сибири.

По официальной версии, действительно, в конце ноября 1918 года золотой запас Российской империи на сумму 650 млн рублей (505 тонн) был перемещён в Омск и поступил в распоряжение правительства Колчака. Из них на закупку вооружения и обмундирования своей армии адмирал потратил 68 миллионов. Но золото не помогло белогвардейцам вернуть старый режим, они вынуждены были отступать. Недалеко от Иркутска, где магистраль контролировалась чехами, адмирала вынудили передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса. Часть его они отдали большевикам. Но остальное пропало бесследно. Таким образом стратегический запас юного Советского государства похудел более чем на 30%!

С тех пор ученые и кладоискатели всего мира бьются над загадкой - где же находится утраченное золото.

Александр Колчак Фото: Commons.wikimedia.org

По одной из версий, сотни тонн золота через Владивосток были отправлены японцам, англичанам и чехам. Кроме того, почти двести тонн изъяли у Колчака сибирские партизаны - во время Гражданской войны многие промышляли грабежами. Однако доказательств этой версии нет.

По другой версии, Чехословацкий корпус утаил часть золота и тайно переправил его на свою родину.

Третья версия гласит, что чехи столкнули вагоны с запасом в Байкал, когда на кругобайкальском участке Транссиба на них напали партизаны. Вот и утопили золото, чтобы оно не досталось красным.

Ну и, наконец, самая интригующая легенда заключается в том, что Колчак зарыл золото где-то в Сибири, а это значит, что любому кладоискателю может улыбнуться удача в виде несметных сокровищ. И хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что золотой запас Российской Империи давным-давно растрачен, это на протяжении долгих лет будоражит умы человечества.

В свое время даже сам Сталин санкционировал розыскное «движение». Специальные агенты, маскирующиеся под геологов, пытались добыть сведения о пропавшем золоте. И спустя сто лет поиски сокровищ продолжаются.

Анна Тимирева: куртизанка или жена?

Если посмотреть биографию Александра Колчака в различных энциклопедиях, там в разделе «Семья» содержатся следующие сведения: жена, Софья Фёдоровна Колчак (1876—1956), родилась в 1876 году в Каменец-Подольске Подольской губернии Российской Империи.

Анна Тимирева Фото: Commons.wikimedia.org

И ни слова об Анне Тимиревой, его роковой любви и гражданской супруге, которая осталась адмиралу преданной настолько, что даже добровольно пошла с ним под арест.

Они познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе. В то время 43-летний Колчак был женат вот уже 11 лет. Анна, которая младше адмирала на 18 лет, тоже была замужем. Их сумасшедший роман продлился пять лет - именно столько прошло с момента первой встречи до расстрела флотоводца.

Виделись редко, порой не встречались месяцами, а когда Колчака в 1916 году произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом, их разлука продолжалась год. Это был роман в письмах. Страстный, стихийный и без особой надежды.

«Нас несло, как на гребне волны», — писала Тимирева впоследствии. Интересно, что и Сергей Тимирев, муж Анны, и Софья Колчак, прекрасно знали об их связи. Однажды жена адмирала даже призналась подруге: «Вот увидишь, он разведется со мной и женится на Анне Васильевне».

Окончательное решение было принято ими в 1918 году. Тогда, в мае, по службе Сергей Тимирев со своей женой Анной прибыл во Владивосток. А в июне, проездом из Харбина в Японию, туда же прибыл и Александр Колчак.

В Японию Александр Васильевич и Анна Васильевна уехали уже вместе. По их просьбе Сергей Тимирев подал заявление во Владивостокскую консисторию о желании расторгнуть брак с Анной. Полученное свидетельство о расторжении брака он отправил ей в Японию. Так Анна стала гражданской женой Колчака.

Когда в 1920 году адмирала арестовали и поместили в иркутскую тюрьму, она потребовала, чтобы ее отправили туда же. Последнее свидание между самоназванными супругами произошло за час до расстрела Александра Васильевича в его камере. За свою любовь Анна Тимирева заплатила 37 годами тюрьмы и ссылки. Реабилитировали ее лишь в 1960 году.

Расстрел адмирала: тело так и не нашли

Адмирала Колчака расстреляли в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года без суда и следствия на берегу речки Ушаковки, что впадает в Ангару.

Хотя некоторыми историками и утверждается, что приговор приведен в силу согласно постановлению Иркутского военно-революционного комитета, многие факты указывают на то, что бумага была составлена уже после расстрела, как оправдательный документ. Дело в том, что постановление датировано 7-м февраля, а в тюрьму за арестантом прибыли накануне ночью. Есть и текст телеграммы Председателя Сибревкома и члена Реввоенсовета 5-й армии И. Н. Смирнова, где говорится, что решение о расстреле Колчака было принято на заседании седьмого февраля.

Руководство расстрелом осуществлял председатель ГубЧК Самуил Чудновский, на чье предложение завязать глаза Колчак ответил решительным отказом, напомнив Чудновскому, что тот по званию комиссар, а он, Колчак, - флота русского Адмирал. А поэтому командовать своей казнью он станет сам. Приговор был приведён в исполнение под руководством самого Александра Васильевича. Тело расстрелянного адмирала сбросили в воду, под лед Ангары.

После смерти его возлюбленная Анна Тимирева пыталась забрать тело: «Прошу чрезвычайную следственную комиссию мне сообщить, где и в силу какого приговора был расстрелян адмирал Колчак и будет ли мне, как самому ему близкому человеку, выдано его тело для предания земле по обрядам православной церкви. Анна Тимирева». Однако резолюция на письме была однозначной: «Ответить, что тело Колчака погребено и никому не будет выдано».

Анна Тимирева Фото: Commons.wikimedia.org

Кстати, по данным историков, останки адмирала так и не были найдены - Ангара до мая покрыта льдом, а под ним - сильное течение, так что найти тело вряд ли представлялось возможным.

А роковой день, 7 февраля, увековечен в стихотворении Анны Тимиревой, единственной и жервенной любви убитого адмирала.

И каждый год Седьмого февраля

Одна с упорной памятью моей

Твою опять встречаю годовщину.

А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,

А те, кто живы, - все давно забыли.

И этот, для меня тягчайший, день -

Для них такой же, как и все, -

Оторванный листок календаря.

Одной из самых интересных и неоднозначных фигур в истории России ХХ века является А. В. Колчак. Адмирал, флотоводец, путешественник, океанограф и литератор. До сих пор эта историческая личность вызывает интерес у историков, писателей и режиссёров. Адмирал Колчак, биография которого окутана интересными фактами и событиями, представляет большой интерес для современников. На основе его биографических данных создаются книги, пишутся сценарии для театральных подмостков. Адмирал Колчак Александр Васильевич - герой документального кино и художественных фильмов. Невозможно до конца оценить значение этой личности в истории русского народа.

Первые шаги юного кадета

А. В. Колчак, адмирал Российской империи, появился на белый свет 4 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчаков происходит от древнего дворянского рода. Отец - Василий Иванович Колчак, генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. Семья будущего адмирала Российской империи была глубоко религиозной. В своих детских воспоминаниях адмирал Колчак Александр Васильевич отмечал: «Я православный, до времени своего поступления в начальную школу я получал семейное воспитание под руководством своих родителей». Проучившись три года (1885-1888) в Петербургской классической мужской гимназии, молодой Александр Колчак поступает в Морское училище. Именно там А. В. Колчак, адмирал Российского флота, впервые познаёт военно-морские науки, которые в дальнейшем станут делом его жизни. Учёба в Морском училище открыла незаурядные способности и талант А.В.Колчака к морскому делу.

Будущий адмирал Колчак, краткая биография которого свидетельствует, что основной его страстью стали путешествия и морские приключения. Именно в 1890 году шестнадцатилетним подростком молодой кадет впервые вышел на морские просторы. Случилось это на борту броненосного фрегата «Князь Пожарский». Учебное плавание длилось около трёх месяцев. За это время младший кадет Александр Колчак получил первые навыки и практические знания по морскому делу. В дальнейшем, за время обучения в Морском кадетском корпусе, А. В. Колчак неоднократно выходил в походы. Его учебными суднами были «Рюрик» и «Крейсер». Благодаря учебным походам, А. В. Колчак стал предметно изучать океанографию и гидрологию, а также навигационные карты подводных течений у берегов Кореи.

Полярные исследования

По окончании Морского училища молодой лейтенант Александр Колчак подаёт рапорт на морскую службу в Тихом океане. Прошение было одобрено, и он был направлен в один из морских гарнизонов Тихоокеанского флота. В 1900 году адмирал Колчак, биография которого тесно связана с научными исследованиями Северного Ледовитого океана, отправляется в первую полярную экспедицию. 10 октября 1900 года, по приглашению известного путешественника барона Эдуарда Толля, научная группа двинулась в путь. Целью экспедиции было установление географических координат загадочного острова Земля Санникова. В феврале 1901 года Колчак сделал большой доклад про Великую северную экспедицию. В 1902 году на деревянной китобойной шхуне «Заря» Колчак и Толль вновь двинулись в северное плавание. Летом того же года четверо полярников во главе с начальником экспедиции Эдуардом Толлем покинули шхуну и отправились на собачьих упряжках исследовать побережье Арктики. Обратно никто не вернулся. Долгие поиски пропавшей экспедиции результатов не принесли. Весь экипаж шхуны «Заря» был вынужден вернуться на большую землю. Спустя некоторое время А. В. Колчак подаёт прошение в Российскую академию наук о повторной экспедиции на Северные острова. Главной целью похода было отыскать членов команды Э. Толля . В результате поисков были обнаружены следы пропавшей группы. Однако живых членов команды уже не было. За участие в спасательной экспедиции А. В. Колчак был отмечен Императорским орденом "Святого Равноапостольного Князя Владимира" 4-й степени. По результатам работы исследовательской полярной группы Александр Васильевич Колчак был избран действительным членом Российского географического общества.

Военный конфликт с Японией (1904-1905)

С началом русско-японской войны А. В. Колчак просит перевести его из научной академии в Морское военное ведомство. Получив одобрение, он едет служить в Порт-Артур к адмиралу С. О. Макарову, командующему Тихоокеанским флотом. А. В. Колчак назначается командиром миноносца «Сердитый». Шесть месяцев будущий адмирал доблестно сражался за Порт-Артур. Однако, несмотря на героическое противостояние, крепость пала. Солдаты русской армии капитулировали. В одном из боёв Колчак получает ранение и попадает в японский госпиталь. Благодаря американским военным посредникам, Александр Колчак и другие офицеры Российской армии были возвращены на Родину. За проявленный героизм и мужество Александр Васильевич Колчак был награждён именной золотой саблей и серебряной медалью «В память русско-японской войны».

Продолжение научной деятельности

После шестимесячного отпуска Колчак вновь приступает к научно-исследовательской работе. Основной темой его научных трудов стала обработка материалов полярных экспедиций. Научные труды по океанологии и по истории полярных исследований помогли молодому учёному завоевать почёт и уважение в научной среде. В 1907 году вышел в свет его перевод труда Мартина Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 году опубликована авторская монография «Лёд Карского и Сибирского морей». Значение трудов А. В. Колчака заключалось в том, что он впервые заложил учение о морских льдах. Русское географическое общество высоко оценило научную деятельность учёного, вручив ему высшую награду «Золотую Константиновскую медаль». А. В. Колчак стал самым молодым из полярных исследователей, которые удостоены этой высокой награды. Все предшественники были иностранцами, и только он стал первым в России обладателем высокого знака отличия.

Возрождение Российского флота

Проигрыш в русско-японской войне очень тяжело переносился русским офицерством. Не стал исключением и А.В. Колчак, адмирал по духу и исследователь по призванию. Продолжая изучать причины поражения русской армии, Колчак разрабатывает план по созданию Морского Генерального штаба. В своём научном докладе он высказывает свои соображения о причинах военного поражения в войне, о том, какой флот нужен России, а также указывает на недостатки в оборонительной способности морских судов. Выступление оратора в Государственной думе не находит должного одобрения, и покидает службу в Морском Генеральном штабе А. В. Колчак (адмирал). Биография и фото того времени подтверждают его переход на преподавательскую работу в Морскую Академию. Несмотря на отсутствие академического образования, руководство академии пригласило его читать лекции на тему совместных действий армии и флота. В апреле 1908 года А. В. Колчаку присвоено воинское звание капитана 2-го ранга. Спустя пять лет, в 1913 году, он был произведён в чин капитана 1-го ранга.

Участие А. В. Колчака в Первой мировой войне

С сентября 1915 года Александр Васильевич Колчак руководит Минной дивизией Балтийского флота. Местом дислокации был порт города Ревель (ныне Таллин). Основной задачей дивизии была разработка минных заграждений и их установка. Кроме того, командующий лично проводил морские рейды по устранению судов противника. Это вызывало восхищение у рядовых матросов, а также у офицерского состава дивизии. Храбрость и находчивость командира получили широкую признательность во флоте, и это дошло до столицы. 10 апреля 1916 года А.В.Колчак был произведён в чин контр-адмирала Российского флота. А в июне 1916 года по указу императора Николая II Колчаку присвоено звание вице-адмирала, и он назначен на должность командующего Черноморским флотом. Таким образом, Александр Васильевич Колчак, адмирал Российского флота, становится самым молодым из флотоводцев. Приход энергичного и грамотного командующего был принят с большим уважением. С первых дней работы Колчак установил жёсткую дисциплину и сменил командное руководство флота. Основная стратегическая задача - очистить море от вражеских военных кораблей. Для выполнения этой задачи предлагалась блокировка портов Болгарии и акватории Босфорского пролива. Началась операция по минированию вражеских береговых линий. Судно адмирала Колчака часто можно было видеть при выполнении боевых и тактических задач. Командующий флотом лично контролировал ситуацию на море. Спецоперация по минированию Босфорского пролива с нанесением стремительного удара по Константинополю получила одобрение у Николая II. Однако дерзкой военной операции не случилось, все планы нарушила Февральская революция.

Революционный мятеж 1917 года

События февральского переворота 1917 года застали Колчака в Батуми. Именно в этом грузинском городе адмирал проводил встречу с Великим князем Николаем Николаевичем, командующим Кавказским фронтом. Повесткой дня было обсуждение графика морских перевозок и строительство морского порта в Трапезунде (Турция). Получив секретную депешу из Генерального штаба о военном перевороте в Петрограде, адмирал срочно возвращается в Севастополь. По возвращении в штаб Черноморского флота адмирал А. В. Колчак отдаёт распоряжение о прекращении телеграфной и почтовой связи Крыма с другими областями Российской империи. Тем самым предотвращает распространение слухов и панических настроений на флоте. Все телеграммы поступали только в штаб Черноморского флота. В отличие от ситуации на Балтийском флоте, положение на Чёрном море было под контролем адмирала. А. В. Колчак долго удерживал черноморскую флотилию от революционного развала. Однако политические события не прошли мимо. В июне 1917 года решением Севастопольского Совета адмирал Колчак был отстранён от руководства Черноморским флотом. Во время разоружения Колчак перед строем своих подчинённых ломает наградную золотую саблю и произносит: «Море меня наградило, морю я и возвращаю награду».

Семейная жизнь русского адмирала

Софья Фёдоровна Колчак (Омирова), жена великого флотоводца, была потомственной дворянкой. Родилась Софья в 1876 г. в Каменец-Подольске. Отец - Фёдор Васильевич Омиров, тайный советник его Императорского Величества, мать - Дарья Фёдоровна Каменская, происходила из рода генерал-майора В.Ф. Каменского. Софья Фёдоровна получила воспитание в Смольном институте благородных девиц. Красивая, волевая женщина, знавшая несколько иностранных языков, она была очень независимой по характеру. Венчание с Александром Васильевичем произошло в Свято-Харлампиевской церкви г. Иркутска 5 марта 1904 года. После венчания молодой супруг покидает свою жену и отправляется в действующую армию на защиту Порт-Артура. С.Ф.Колчак вместе со свёкром отправляется в Петербург. Всю жизнь Софья Фёдоровна хранила верность и преданность своему законному супругу. Письма к нему она неизменно начинала со слов: «Дорогой и любимый мой, Сашенька». И заканчивала: «Любящая тебя Соня». Трогательные письма жены адмирал Колчак берег до последних дней. Постоянные разлуки не давали супругам часто видеться. Военная служба обязывала кисполнению долга. И всё-таки редкие минуты радостных встреч не обходили стороной любящих супругов. Софья Фёдоровна родила троих детей. Первая дочь Татьяна родилась в 1908 году, однако, не прожив и месяца, ребёнок умер. Сын Ростислав родился 9 марта 1910 года (умер в 1965 г.). Третьим ребёнком в семье была Маргарита (1912-1914). При побеге от немцев из Либавы (Лиепая, Латвия) девочка простудилась и вскоре умерла. Жена Колчака некоторое время жила в Гатчине, потом в Либаве. При обстреле города семья Колчака была вынуждена покинуть своё пристанище. Собрав свои вещи, Софья перебирается к мужу в Гельсингфорс, где на тот период находилась штабная резиденция Балтийского флота. Именно в этом городе произошло знакомство Софьи с Анной Тимиревой - последней любовью адмирала. Затем был переезд в Севастополь. Весь период Гражданской войны она ждала своего мужа. В 1919 году Софья Колчак вместе с сыном эмигрирует. Британские союзники помогают им добраться в Констанцу, затем был Бухарест и Париж. Испытывая тяжёлое материальное положение в эмиграции, Софья Колчак смогла дать приличное образование сыну. Ростислав Александрович Колчак окончил Высшую дипломатическую школу и некоторое время работал в алжирской банковской системе. В 1939 году сын Колчака поступает на службу во французскую армию и вскоре попадает в немецкий плен. Софья Колчак переживёт немецкую оккупацию Парижа. Смерть жены адмирала наступит в госпитале Люнжюмо (Франция) в 1956 году. Похоронили С.Ф.Колчак на кладбище русских эмигрантов в Париже. В 1965 году умирает Ростислав Александрович Колчак. Последним пристанищем жены и сына адмирала станет французская усыпальница в Сент-Женевьев-де-Буа.

Последняя любовь русского адмирала

Анна Васильевна Тимирева - дочь выдающегося русского дирижёра и музыканта В. И. Сафонова. Анна родилась в Кисловодске в 1893 году. Адмирал Колчак и Анна Тимирева встретились в 1915 году в Гельсингфорсе. Её первый муж - капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Тимирев. История любви с адмиралом Колчаком до сих пор вызывает восхищение и уважение к этой русской женщине. Любовь и преданность заставили её пойти на добровольный арест вслед за своим возлюбленным. Бесконечные аресты и ссылки не смогли уничтожить нежные чувства, она любила своего адмирала до конца жизни. Пережив расстрел адмирала Колчака в 1920 году, Анна Тимирева ещё долгие годы находилась в изгнании. Лишь в 1960 году она была реабилитирована, проживала в столице. Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.

Зарубежные поездки

По возвращении в Петроград в 1917 году адмирал Колчак (фото его представлены в нашей статье) получает официальное приглашение от американской дипломатической миссии. Зарубежные партнёры, зная его большой опыт в минном деле, просят Временное правительство направить А. В. Колчака в качестве военного эксперта по борьбе с подводными лодками. А.Ф. Керенский даёт своё согласие на его выезд. Вскоре адмирал Колчак отправляется в Англию, а затем в Америку. Там он проводил военные консультации, а также принимал активное участие в учебно-тренировочных манёврах военно-морского флота США. Тем не менее Колчак считал, что его зарубежный вояж не удался, и было принято решение о возвращении в Россию. Будучи в Сан-Франциско адмирал получает правительственную телеграмму о предложении баллотироваться в состав Учредительного Собрания. Грянула Октябрьская революция и нарушила все планы Колчака. Весть о революционном восстании застаёт его в японском порту Йокогама. Временная остановка продлилась до осени 1918 года.

События Гражданской войны в судьбе А. В. Колчака

После долгих заграничных скитаний А. В. Колчак 20 сентября 1918 года возвращается на русскую землю во Владивосток. В этом городе Колчак изучал положение военных дел и революционные настроения жителей восточных окраин страны. В это время к нему не раз обращается русская общественность с предложением возглавить борьбу с большевиками. 13 октября 1918 года Колчак прибывает в Омск для установления общего командования добровольческими армиями на востоке страны. Спустя некоторое время в городе происходит военный захват власти. А. В. Колчак - адмирал, Верховный правитель России. Именно эту должность русское офицерство доверило Александру Васильевичу.Армия Колчака насчитывала более 150 тыс. человек.

Приход к власти адмирала Колчака воодушевил весь восточный регион страны, надеявшийся на установление жёсткой диктатуры и порядка. Была установлена крепкая управленческая вертикаль и правильная организация государства. Главной целью нового военного образования было соединение с армией А. И. Деникина и поход на Москву. В период правления Колчака был издан ряд распоряжений, указов и назначений. А. В. Колчак одним из первых в России начал расследование гибели царской семьи. Была восстановлена наградная система царской России. В распоряжении армии Колчака находился огромный золотой запас страны, который был вывезен из Москвы в Казань с целью дальнейшего перемещения в Англию и Канаду. На эти деньги адмирал Колчак (фото которого можно увидеть выше) обеспечивал вооружением и обмундированием свою армию.

Боевой путь и арест адмирала

За всё время существования восточного фронта Колчак и его боевые товарищи осуществили несколько удачных боевых атак (Пермская, Казанская и Симбирская операция). Однако численное превосходство Красной Армии не дало осуществить грандиозный захват западных рубежей России. Немаловажным фактором стало и предательство союзников. 15 января 1920 года Колчака арестовывают и отправляют в Иркутскую тюрьму. Через несколько дней Чрезвычайная комиссия начала процедуру следственных мероприятий по допросу адмирала. А. В. Колчак, адмирал (протоколы допроса свидетельствуют об этом), во время проведения следственных мероприятий держался очень достойно.

Следователи ЧК отмечали, что на все вопросы адмирал отвечал охотно и чётко, при этом не выдав ни одной фамилии своих сослуживцев. Арест Колчака длился до 6 февраля, до тех пор когда остатки его армии вплотную подошли к Иркутску. 7 февраля 1920 года на берегу реки Ушаковки адмирал был расстрелян и сброшен в прорубь. Так закончил свой путь великий сын своей Отчизны. По событиям боевых действий на востоке России с осени 1918 по конец 1919 года была написана книга «Восточный фронт адмирала Колчака», автор - С. В. Волков.

Правда и вымысел

По сегодняшний день судьба этого человека до конца не изучена. А. В. Колчак - адмирал, неизвестные факты из жизни и смерти которого до сих пор вызывают интерес у историков и людей, неравнодушных к этой личности. Одно можно сказать вполне определённо: жизнь адмирала - это яркий пример мужества, героизма и высокой ответственности перед своей Родиной.

Колчак Александр Васильевич — (рожд. 4 (16) ноября 1874 г. — смерть 7 февраля 1920 г.) военный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 год), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX столетия, действительный член Императорского русского географического общества (1906 год).

Герой русско-японской и Первой мировой войн, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX столетия.

Обучение

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. До третьего класса он обучался в классической гимназии, а в 1888 г. перешел в Морской кадетский корпус и спустя 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала П.И.Рикорда. В 1895–1896 гг. мичман перешел во Владивосток и служил на кораблях эскадры Тихого океана вахтенным начальником и младшим штурманом.


Во время плаваний Колчак побывал в Китае, Корее, Японии и других странах, увлекся восточной философией, занимался изучением китайского языка, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении в «Записках по гидрографии» он опубликовал первую научную работу «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 по март 1898 г.»

1898 год — Колчак был произведен в лейтенанты. Однако после первого похода молодой офицер разочаровался в военной службе и начал подумывать о переходе на коммерческие суда. Он не успел попасть в арктическое плавание на ледоколе «Ермак» с С.О. Макаровым. 1899 год, лето — Александра Васильевича назначили во внутреннее плавание на крейсере «Князь Пожарский». Колчак подал рапорт о переводе в Сибирский экипаж и вахтенным начальником броненосца «Полтава» отправился на Дальний Восток.

Полярная экспедиция (1900-1902 гг.)

Адмирал Колчак и жена Софья Федоровна

По прибытии корабля в Пирей, лейтенанту предложили принять участие в экспедиции Петербургской академии наук по поискам «Земли Санникова». 1900 год, январь — по распоряжению Морского штаба он возвратился в столицу. Несколько месяцев он стажировался в Главной физической обсерватории Петербурга, Павловской магнитной обсерватории и в Норвегии, чтобы быть гидрологом и вторым магнитологом. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» Колчак принимал участие в полярной экспедиции, которую возглавил барон Э.В.Толль.

Он проводил наблюдения за температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, проводил глубоководные работы, исследовал состояние льда, собирал останки млекопитающих. 1901 год — вместе с Толлем Александр Васильевич совершил санную экспедицию на полуостров Челюскина, производил географические исследования и составил карты берегов Таймыра, острова Котельный, острова Бельковского, открыл остров Стрижева. Толль один из островов Карского моря назвал именем Колчака (ныне остров Расторгуева), а остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета названы именем жены Кочака Софьи Федоровны. Результаты работ молодой исследователь опубликовал в изданиях Академии наук.

Спасательная экспедиция (1903 г.)

1903 год — Толль отправился с астрономом экспедиции и якутами-промышленниками в санную экспедицию к мысу Высокому острова Новая Сибирь, с намерениями достичь острова Беннета, и пропал. По возвращении «Зари» Академией наук было разработано два плана спасения. Александр Васильевич взялся выполнить один из них. В 1903–1904 гг. по поручению Петербургской академии наук вначале на собаках, потом на вельботе он перешел от бухты Тикси до острова Беннета, едва не утонув в ледовой трещине.

Экспедиция доставила записки, геологические коллекции Толля и весть о гибели ученого. 1903 год — за полярное путешествие Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 1905 год — за «выдающийся сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг» Русское географическое общество представило будущего адмирала к награждению большой золотой Константиновской медалью, в 1906 г. избрало своим действительным членом.

Русско-японская война

1904 год, март — узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Александр Колчак сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О.Макарову. Вначале Колчак был назначен вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», с апреля 1904 г. он стал исполнять обязанности артиллерийского офицера на минном транспорте «Амур», с 21 апреля 1904 г. командовал миноносцем «Сердитый» и совершил несколько смелых атак.

Под руководством Колчака ставили минное заграждение на подступах к Порт-Артурской бухте, а также минную банку в устье Амура, на которой подорвался японский крейсер «Такасаго». Колчак был одним из разработчиков плана экспедиции для прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане.

После гибели Макарова Витгефт отказался от осуществления плана. Со 2 ноября 1904 года до капитуляции крепости Колчак командовал 120-мм и 47-мм батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненный, с обострением ревматизма, он оказался в плену. Александра Васильевича не раз награждали за отличия под Порт-Артуром: орденом Святой Анны 4-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. 1906 год — он получил серебряную медаль «Памяти русско-японской войны».

Научная работа

Как эксперт по военно-морским вопросам, Колчак добивался в комиссии по обороне 3-й Государственной Думы правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота, в частности 4 дредноутов, но не смог преодолеть сопротивление думцев, который требовали вначале проведение реформ морского ведомства. Разочаровавшись в возможности осуществления задуманного, в 1908 г. Александр Васильевич продолжил чтение лекций в Николаевской морской академии. 1907 год — он был произведен в капитан-лейтенанты, в 1908 г. - в капитаны 2-го ранга.

По предложению начальника Главного гидрографического управления А.В.Вилькицкого Колчак принимал участие в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути. 1909 год, апрель — Колчак выступил с докладом «Северо-восточный проход от устья р. Енисея до Берингова пролива» в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Тогда же ученый написал основную свою работу «Лед Карского и Сибирского морей», которая была опубликована в 1909 г. Основанная на наблюдениях, сделанных в экспедиции Толля, она в течении долгого времени не теряла своего значения.

1909 год, осень — ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» отправились из Кронштадта во Владивосток. Суда эти составили экспедицию Северного Ледовитого океана, которой надлежало заняться исследованием пути из Тихого океана в Ледовитый вдоль берегов Сибири. Колчак как командир ледокольного транспорта «Вайгач» пришел на нем летом 1910 г. через Индийский океан во Владивосток, после плавал к Берингову проливу и в Чукотское море, где выполнял гидрологические и астрономические исследования.

Возвращение в Морской генеральный штаб

Продолжать деятельность на Севере ученому не удалось. Осенью он был отозван из экспедиции, и с конца 1910 г. Колчак был назначен начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. Александр Васильевич занимался разработкой судостроительной программы России (в частности кораблями типа «Измаил»), преподавал в Николаевской морской академии, в качестве эксперта Государственной Думы добивался увеличения ассигнований на кораблестроение. 1912 год, январь — он представил записку о реорганизации Морского генштаба. Колчак подготовил книгу «Служба Генерального штаба: сообщения на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии, 1911–1912 гг.», в которой настаивал на введении полного единовластия командующего на флоте. Мысль эту он в дальнейшем твердо проводил на всех занимаемых им постах.

Служба на Балтийском флоте

1912 год, весна — по предложению адмирала Н.О.Эссена Колчак принял командование эсминцем «Уссуриец». 1913 год, декабрь — за отличную службу он был произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря и одновременно командиром эсминца «Пограничник» - посыльного судна адмирала.

Первая мировая война

В начале Первой мировой войны капитан 1-го ранга составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. 1915 год, февраль — 4 эсминца под его командованием выставили в Данцигской бухте около 200 мин, на которых подорвались 12 боевых кораблей и 11 транспортов противника, что заставило германское командование временно не выводить корабли в море.

1915 год, лето — по инициативе Александра Васильевича Колчака в Рижский залив ввели линейный корабль «Слава» для прикрытия минных постановок у берегов. Эти постановки лишили наступающие германские войска поддержки флота. Временно командуя с сентября 1915 г. Минной дивизией, он с декабря являлся одновременно и начальником обороны Рижского залива. Используя артиллерию кораблей, он помог армии генерала Д.Р.Радко-Дмитриева отразить натиск противника при Кеммерне. Свою роль сыграл десант в тылу вражеских войск, который был высажен в соответствии с тактическим замыслом Колчака.

За успешные нападения на караваны германских судов, которые доставляли руду из Швеции, Колчака представили к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени. 1916 год, 10 апреля — он был произведен в контр-адмиралы, а 28 июня назначен командующим Черноморским флотом с производством «за отличие по службе» в вице-адмиралы. Колчак не хотел отправляться на незнакомый ему морской театр. Но он смог быстро освоиться, и уже в июле 1916 г. на линкоре «Императрица Мария» принимал участие в рейде русских кораблей в Черном море, завязал бой с турецким крейсером «Бреслау». Спустя месяц под началом Колчака была усилена блокада Босфора и угольного района Эрегли - Зонгулдак, произведено массированное минирование портов противника, в результате которого выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.

После Февральской революции

1917 год, 12 марта — адмирал Колчак привел флот к присяге Временному правительству. Александр Васильевич активно боролся против революционного «брожения» и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступал против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружение офицеров, Колчак в середине июня 1917 г. передал командование контр-адмиралу В.К.Лукину и по требованию Керенского выехал с начальником штаба в Петроград для объяснения несанкционированной отставки. Выступив на заседании правительства, Колчак Александр Васильевич обвинил его в развале армии и флота.

В Америке

1917 год, начало августа — вице-адмирал был назначен начальником военно-морской миссии в Америке. По прибытии в Вашингтон он внес свои предложения по намечавшейся высадке в Дарданеллах, занимался сбором технической информации об американских военных приготовлениях. 1917 год, начало октября — адмирал принимал участие в военно-морских маневрах на американском линкоре «Пенсильвания». Поняв, что американцы не намерены помогать России в войне, к середине октября он решил возвратиться на Родину.

В Японии

Но, прибыв в ноябре 1917 г. в Японию, Колчак узнал об установлении советской власти и о намерении большевиков заключить мир с Германией, после чего решил не возвращаться. Большевиков он считал германскими агентами. Так как война овладела всем его существом, адмирал в начале декабря 1917 г. обратился к английскому послу в Японии с просьбой принять его на английскую военную службу. 1917 год, конец декабря — последовало согласие. 1918 год, январь — Колчак отправился из Японии на Месопотамский фронт, где русские и английские войска воевали с турками. Но в Сингапуре он получил от лондонского правительства предписание прибыть в Пекин к российскому посланнику князю Н.А.Кудашеву для работы в Маньчжурии и Сибири.

В Китае

В Пекине Александр Васильевич Колчак был избран членом правления Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). С апреля по 21 сентября 1918 г. он занимался созданием вооруженных сил для обороны КВЖД. Очевидно, избравшим кандидатуру вице-адмирала импонировала его решительность. Но уже в скором времени в полной мере сказалась политическая неподготовленность Колчака. Адмирал обещал навести порядок, намеревался на Дальнем Востоке создать оплот для борьбы с большевиками. Но в штабе главковерха были недовольны тем, что он ничего не понимает в военном деле и требует немедленного похода на Владивосток, не располагая достаточными силами.

Гражданская война

Колчак вступил в борьбу с атаманом Семеновым, опираясь на созданный им отряд полковника Орлова, который мало чем отличался от атаманского. На попытку сместить Колчака тот пригрозил вызвать войска. До конца июня сохранялось неопределенное положение. Командующий пробовал начать наступление. Но китайцы отказались пропускать русские войска, и адмирал уехал в Японию. Колчак не знал, что предпринять. У него была даже идея снова отправиться к англичанам на Месопотамский фронт. Наконец он решил пробираться в Добровольческую армию генерала М.В.Алексеева. По пути в октябре 1918 г. он с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск.

14 октября главнокомандующий силами Уфимской директории В.Г.Болдырев предложил адмиралу войти в правительство. 4 ноября указом местного Временного правительства Колчак был назначен военным и морским министром и сразу же отправился на фронт.

«Верховный правитель»

Деятельность директории, являвшейся коалицией разных партий, включая меньшевиков и эсеров, не устроила Колчака. 17 ноября, вступив в конфликт из-за отношения директории к морскому министерству, адмирал вышел в отставку. Опираясь на надежные войска, он 18 ноября арестовал членов директории и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования «Верховный правитель».

Колчак Александр Васильевич предоставил командующим военными округами право объявлять местности на осадном положении, закрывать органы печати и выносить смертные приговоры. Жестокими мерами адмирал боролся с противниками его диктатуры, вместе с тем при поддержке союзников увеличивая и вооружая свои полки.

1918 год, декабрь — результате Пермской операции колчаковские войска взяли Пермь и продолжали наступление вглубь Советской России. Первые удачи обратили на Колчака внимание союзников. 16 января Верховный правитель подписал соглашение о координации действий белогвардейцев и интервентов.

Генерал франции М.Жанен стал главнокомандующим войсками союзных государств в Восточной России и Западной Сибири, а английский генерал А.Нокс - руководителем тыла и снабжения колчаковских войск. Значительные поставки военного снаряжения и вооружения из Америки, Англии, Франции, Японии дали возможность увеличить к весне численность армий Колчака до 400 000 человек. Адмирал организовал наступление. В марте был прорван Восточный фронт Красной армии. Часть колчаковских войск двигалась на Котлас для организации подвоза снабжения через северные моря, тогда как главные силы пробивались к юго-западу на соединение с А.И.Деникиным.

Успешное наступление колчаковцев, взявших 15 апреля Бугуруслан, побудило премьер-министра Франции Ж.Клемансо рекомендовать Жанену главными силами наступать на Москву, а левым флангом соединиться с Деникиным и образовать единый фронт. Казалось, этот план вполне осуществим. Колчаковские войска в конце апреля подошли к Самаре и Казани. В мае верховную власть Колчака признали А.И.Деникин, Н.Н.Юденич и Е.К.Миллер.

Но неудачный выбор Колчаком ближайших помощников, крайний оптимизм командующего Сибирской армией генерал-лейтенанта Гайды и его молодых генералов, неверно оценивавших обстановку и обещавших вступить в Москву через полтора месяца, в скором времени сказались. В результате контрнаступления Красной армии в мае-июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака.

Арест и расстрел адмирала Колчака

Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу нарастало партизанское движение. Огромное влияние оказывали союзники, от поставок которых зависели действия армии. Поражения на фронте вызвали панику в тылу. В октябре эвакуация чешских войск вызвала бегство из Омска семей белогвардейцев. Сотни эшелонов запрудили железную дорогу.

Александр Васильевич Колчак пробовал демократизировать власть, но было поздно. Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 г. на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому «Политическому центру».

Центр передал адмирала Колчака большевистскому Иркутскому Военно-Революционному комитету (ВРК). 21 января начались допросы. Вначале предполагалось отправить адмирала в столицу, но, получив указание из Москвы, ВРК расстрелял Колчака и Пепеляева 7 февраля 1920 г.

Александр Васильевич Колчак родился 1 ноября 1874 г. В 1894 г. он окончил Морской кадетский корпус, а затем, продолжив традицию своих предков, избрал военную карьеру. В течение 1895-1899 гг. Колчак побывал в нескольких дальних плаваньях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». В 1900 г. он был произведен в лейтенанты, по приглашению Э.В. Толля участвовал в русской полярной экспедиции в качестве гидролога и магнитолога.

В Иркутске 5 марта 1904 г. он обвенчался с Софьей Омировой, но уже через несколько дней молодые супруги расстались. Колчак направлен в действующую армию, где был назначен вахтенным начальником на крейсере «Аскольд». Позже ему было доверено руководство эскадренным миноносцем «Сердитый». Его карьеру на флоте прервала пневмония тяжелой формы. Колчак вынужден был просить о переводе в сухопутные войска, где затем стал командовать батареей морских орудий.

За отвагу Александр Васильевич Колчак был награжден Орденом св. Анны 4-й степени. Но скоро после этого снова оказался в госпитале из-за полученного в северной экспедиции ревматизма. За проявленную храбрость в битве при Порт-Артуре награжден Орденом св. Станислава 2-й степени с мечами и золотой саблей с гравировкой «За храбрость». Некоторое время после этого восстанавливал пошатнувшееся здоровье на водах.

Активно участвовал в деятельности гидрографического управления Московского ведомства. В 1912 г. стал начальником Первого оперативного отдела МГШ и начал заниматься подготовкой флота к приближающейся войне. Первым его заданием была блокировка Финского залива мощным минным полем. Наиболее сложной оказалась задача перекрыть минными полями вход в Данцигскую бухту. Она была блестяще выполнена, несмотря на крайне сложные погодные условия.

В 1915 г. под начало Колчака перешли все сосредоточенные в Рижском заливе морские силы. Он получил высочайшую награду - Орден св. Георгия 4-й степени, а весной 1916 г. был удостоен звания адмирала. В этом же году Колчак познакомился с Анной Тимиревой, ставшей его последней возлюбленной. С 1920 г. Анна Тимирева и Колчак жили как муж и жена. Анна не покидала его вплоть до дня расстрела. Вскоре после получения нового звания и знакомства с Тимиревой в биографии Александра Васильевича Колчака произошел крутой поворот.

Отстраненный от командования после Февральской революции , адмирал Колчак уехал в Петроград, а оттуда (по санкции Керенского) в качестве военного советника отправился в Англию и США. От партии кадетов он баллотировался как депутат Учредительного собрания. Но из-за октябрьских событий до осени 1918 г. оставался в Японии.

В ходе вооруженного переворота в Омске Колчак стал военным и морским министром «Совета пяти», или «Директории», возглавляемой Керенским, а после ее падения - Верховным Главнокомандующим и Верховным Правителем России. Но успехи Колчака в Сибири сменились поражениями.

В это время появились первые сведения о золоте Колчака. Руководители белого движения, одним из лидеров и основателей которого был Колчак, решили перевезти золото в более надежное место. Существует немало предположений о том, где именно спрятан клад Колчака. И в советский период, и позднее предпринимались серьезные попытки поиска, но ценности до сих пор не найдены. Впрочем, имеет право на существование и версия о том, что российские ценности уже давно находятся на счетах зарубежных банков.

Приняв управление Сибирью, Колчак сделал ее столицей Иркутск, а ставку перенес из Омска в правительственный эшелон, который вскоре в результате поражений, нанесенных большевиками армии Колчака, был блокирован чехами в Нижнеудинске. Хотя Колчаку и была дана гарантия личной безопасности, он был выдан эсерам и меньшевикам, взявшим власть в Иркутске. Позже адмирал оказался в руках большевиков. Колчак был расстрелян по указу Ленина 7 февраля 1920 г. недалеко от р. Ушакова. Его тело было выброшено в воду.