Когда пора учить ребенка читать: рекомендации и обзор методик. Переход к чтению с пониманием. Чтение вокруг вас

Развивайте у ребенка интерес к чтению!

Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Мария Монтессори была уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия
первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Практические упражнения

Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор –
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор –
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Занятия музыкой положительно влияют на психическое здоровье детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Простые стихи с договариванием для самых маленьких

От трех до семи, Это интересно!

Просмотрено

7 лет ребенку. Что он должен знать и уметь в этом возрасте

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

О чем дети плачут и не рассказывают родителям…

Это интересно!

Просмотрено

Большая подборка Колыбельных песен для малышей

Всё в Монтессори-классе имеет своё место и предназначение. Этот принцип проявляется в том, что мы размещаем на стеллажах по всей комнате для занятий небольшие привлекательные предметы, и когда дети взаимодействуют с ними, они приобретают ещё большее значение.

Чтение вокруг вас

Я использую все вещи в классе для раннего обучения чтению. В дополнение к маленьким фигуркам из фонетических коробочек используются Монтессори-материалы, предметы быта из Монтессори-среды, а также просто красивые вещи, которые я специально приношу в класс. Всё это применяется в самых первых играх на отработку навыков чтения, когда дети читают слово на листке бумаги и находят этот предмет в окружающей среде. Вот одна из моих любимых версий этой игры.

Дети в моём 3–6 классе очень хорошо проявляют себя в групповых играх. Пока группа разного возраста и способностей собирается вместе, я приношу коробочку с листками бумаги, на которых пишу слова или фразы так, чтобы никто их не видел. Затем я раздаю эти карточки лицевой стороной вниз по одной каждому участнику.

В зависимости от уровня чтения каждого ребёнка, выбранные слова обычно варьируются от имеющих чисто фонетическое значение, например, «коврик», к более описательным, таким как «зелёные растения». Если в игре участвует ребёнок, который уже знает функции слов, я могу также включать артикли (2) как в словосочетании «этот стеклянный кит».

Используйте знакомые предметы. Я выбираю только такие слова и объекты для игры, которые хорошо знакомы детям, или если точно знаю, что они слышали эти фразы в разговоре. Это помогает настроить ребёнка на успех. Кроме того, так удобнее подсказывать, если дети нуждаются в помощи.

Эврика!

После того, как розданы карточки со словами, для учителя начинается лучшая часть занятия, потому что я могу сидеть сложа руки и ждать, пока каждый ребёнок прочитает написанные слова или фразы. Время от времени детям нужна моя помощь и, если это необходимо, я всегда готова подсказать, пошептав несколько звуков из середины или конца слова. Когда все буквы соединяются в слова, и ученики понимают, что написано, им очень трудно себя сдерживать.

Этот «момент эврики» трудно подавить: дети вскакивают со своих мест и бегут напролом прямо через комнату к своему объекту, как будто у них секретное задание. После того, как дети отыскивают свои ценные предметы, они с гордостью несут их на коврик. Затем у них есть время, чтобы показать друзьям свои находки, и этот момент очень волнителен для них.

Маленьким детям это тоже полезно!

Непроизвольно эта игра становится прекрасной возможностью для детей младшего возраста мельком увидеть более сложные слова и фразы. Всякий раз, когда это возможно, я пишу более сложные слова на листках и устно прошу учеников, которые ещё не умеют бегло читать, принести эти объекты в надежде, что они взглянут на написанные слова. Несмотря на то, что не все дети могут сами прочитать предложения полностью, такие виды заданий могут повысить детскую уверенность в своих силах, так как совершить открытие – это ключевой момент в процессе чтения.

Эта деятельность отражает то, что происходит в детской голове, когда ребёнок учится читать. Игра проявляет уважение к детскому точному восприятию физического объекта, ведь дети могут сопоставить предмет и его символическое изображение на бумаге (слово).

Обучение через движение

После того как дети, каждый в своем темпе, прочитают слово, игра даёт им шанс почти мгновенно получить вознаграждение: найти нужный объект и поместить его на коврике рядом с листком со словом. Во время обучения я сама принимала участие в подобной игре и помню, какое удовольствие приносит поиск нужного предмета.

Во время этой игры каждый ребёнок ходит по комнате, дети двигаются и учатся одновременно, что по результатам многочисленных исследований является наиболее предпочтительным способом обучения. Не говоря уже о том, что занятие проходит на индивидуальных ковриках в совместной групповой среде… так много замечательных образовательных моментов в одной деятельности одновременно!

В вашем классе есть всё для обучения!

Такие игры, как эта, напоминают мне, что обучение чтению – это намного больше, чем попытки узнать слова на странице. Помимо удивительного опыта понимать мысли другого, при этом не произнося ни слова, знакомые предметы вокруг превращаются в мощные инструменты для развития речи. Если игра правильно организована и проведена, она наполнит новой энергией окружающие вещи, что затем позволит детям с радостью открыть для себя силу написанного слова.

  1. Популярная в англоязычных странах I Spy . Правила игры. Один из участников загадывает предмет, который находится в комнате, где проходит игра, произносит фразу: I spy with my little eye (дословно «Я шпионю моим маленьким глазом…») и называет букву, с которой начинается это слово, или цвет (форму, размер) загаданного предмета. Остальные участники должны отгадать это слово.
  2. В русском языке такая часть речи, как артикль, отсутствует.

татьяна пустоутова
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению . Но в отличие от других методик , в методике М . Монтессори , чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде , чем чтением . Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим : малыш «читает» интуитивно.

Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения » , так как целью работы с ними является прежде всего развитие языковой интуиции.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то , что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал , что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению . Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением ?

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением , так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Еще одно отличие письма от чтения состоит в том , что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме , не составляет для них в это время особого труда . Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо , является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения , поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению .

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению .

Приведем классификацию материалов для чтения . Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы : материалы для чтения отдельных слов , последовательности слов и чтения предложений .

Предлагаем вниманию родителей некоторые дидактические Монтессори – материалы , с которыми знакомим ребенка в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение » . Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов , названия, которых не содержит трудностей чтения , и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора : шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов , ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов , чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении » завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов . Материал представляет собой двойной набор карт : рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями.

Метод М . Монтессори используется нами 3-й год. Наши результаты следующие. Из 21 ребенка группы в возрасте 5,5 лет - закончили букварь и стали читать детские книги - 7 детей, получив за это медали за освоение азбуки и детские книги. В возрасте 6 лет - 6 детей, читают небольшие рассказы из 4 предложений – 3 детей, по 1 предложению - 5 детей. И все это сверх базовой программы. Метод М . Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.

Использование элементов методики Монтессори для создания предметно-пространственной среды Главный принцип методики Монтессори базируется на девизе: «Помоги мне это сделать самому!» и заключается в создании специальной развивающей.

Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников» Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.

педагог-психолог МАОУ «СОШ №43» РК г. Сыктывкар Елена Геннадьевна Неверовская

Данную методику я в первые применила при подготовке дошкольников в возрастных группах 3-4, 4-5 и 5-6 лет в студии «Знайка» школы будущего первоклассника в центрах раннего развития г. Сыктывкар.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому» . Рекомендовано было родителям делать следующим образом: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это считают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда ребёнок сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку) . Создав вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка, он дальше будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

В период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, желательно, предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

  • материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
  • материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
  • материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
  • материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги) , поднос с манкой для письма;
  • материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных) ;
  • материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детьми в студии «Знайка» , я пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок) , чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Практические упражнения

Упражнение 1

Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого советую заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.

Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2

Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3

Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4

Пишем слова

Ребёнок приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6

Играем с рамками-вкладышами

Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7

От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек) , дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8

Шершавые буквы

Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком) . Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9

Письмо на манке

Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10

Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.

Пары букв для карточек

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,

Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.

Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,

начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:

БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11

Сочини слово

Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа» , «мяу» , «кря» , «кукареку» . Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12

Слова и картинки

Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13

Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.

Примеры трудностей в прочтении слов

О – А Д – Т

Б – П Г – В

В – Ф И – Ы

Ч – Ш ЫЙ – ОЙ

К – Х Я – Е

С – З Т – Ш

И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА

Г – К ИЙ – ОЙ

На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно

усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).

Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14

Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны

письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15

Читаем Толстого

Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –

помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает

предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И ребёнку всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

15 полезных упражнений

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия
первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Практические упражнения

Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор –
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор –
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
ЗА: Анна В., мама двоих детей
Оба моих сына ходят в «Монтессори-садик» и там учатся читать по ее методу. И они, и мы с мужем очень довольны. Мы не сторонники раннего обучения чтению, ничего не форсируем – когда дети сами захотят, когда мозг их дозреет, тогда и начнут читать.
Одному сейчас пять, другому четыре – оба хорошо знают буквы, умеют их писать,
старший читает простые слова. Но больше всего в «Монтессори-методе» нас привлекает то, что дети развиваются гармонично: они не только учатся читать, но и учатся общаться друг с другом, развивают мелкую и крупную моторику, внимание, память, они приучены к порядку и очень самостоятельны. У нас в семье нет слова «скучно» – сыновья всегда могут сами занять себя.

ПРОТИВ: Валентина Б., мама шестилетней Варвары
Я очень хотела заниматься с ребенком чтением по методу Монтессори. Но сделать
самостоятельно все необходимые материалы оказалось просто невозможно - слишком много требуется сил и времени; то, что у меня получилось, никак не годилось для использования в процессе учебы - буквы кривые, некрасивые. Пришлось все выбросить. Никаких садов и развивающих групп рядом с нашим домом нет. Мы без проблем научились читать обычным способом, по букварю - и оказалось, что никакой нужды в Монтессори нет, и я только зря время потеряла.