Когда не ставится запятая в сложном предложении. Конспект урока "разделительные знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни ), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы а именно, то есть ).

Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич (Булг.); На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (Булг.); В Кара-Бугазе есть соль, но нет угля, нефти... (Пауст.); Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (Булг.); Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Быков плохо понимал, почему Васильев отказался от поездки, да и мало интересовали летчика личные планы поручика (Саян.).

Союзы ли... или в сложносочиненном предложении приравниваются к повторяющимся союзам, и поэтому запятая перед или ставится, в отличие от употребления этого же союза при однородных членах в простом предложении, где сочетание ли... или не образует повторяющихся союзов, вследствие чего запятая перед или не ставится.

Сравните: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.); Сохранился ли еще в ее памяти любовный образ прекрасного моряка, или ее внимание к умершему и к его семье было дружеской благодарностью за прошлое счастье (Купр.); – Видит ли он это или не видит (Г.).

2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;

Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.

Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но , когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);

2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.

Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.

Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.).

Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.

Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.

Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).

3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой , если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.

Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)

4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире , если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.

Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – то таскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).

5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.

Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.

Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

ПОРЯДОК РАЗБОРА

1. Определите тип предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
в) по отношению к высказыванию (утвердительное или отрицательное).
2. Выделите предикативные конструкции.

3. Определите тип синтаксической связи, укажите тип союза:
а) по значению (соединительный, противительный, пояснительный);
б) по структуре (простой, составной);
в) по функции (одиночный, повторяющийся).

4. Объясните постановку знаков препинания.

5. Проведите разбор частей сложного предложения (по образцу простого предложения).

6. Составьте схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Я пожал им руки с улыбкой, и они охотно стали расссазывать о себе. (М.Пришвин.)

1.
а) Предложение повествовательное;
б) невосклицательное;
в) утвердительное.

2. Предложение сложносочиненное, в нем две предикативные основы: Я пожал им руки с улыбкой и Они охотно стали рассказывать о себе.

3. Предикативные конструкции, они связаны сочинительным союзом и :
а) соединительным;
б) простым;
в) одиночным.

4. В конце повествовательного предложения стоит точка; перед союзом и ставится запятая.

5. Предложение Я пожал им руки с улыбкой - двусоставное: подле-жащее я пожал - простое глагольное, выражено предикативной формой глагола; распространенное: косвенное дополнение им и прямое дополнение руки , а также обстоятельство образа действия с улыбкой относятся к сказуемому пожал ; полное.

Предложение Они охотно стали рассказывать о себе - двусоставное: подлежащее они выражено местоименным существительным; сказуемое стали рассказывать - составное глагольное, выражено инфинитивом полнозначного глагола рассказывать и вспомогательным глаголом стали ; распространенное: о себе - косвенное дополнение, а также обстоятельство образа действия охотно относятся к сказуемому стали рассказывать ; полное.

Пунктуация - довольно непростой раздел русского языка. Он включает в себя огромное количество правил по употреблению знаков препинания в письменной речи. Часть этих правил имеет отношение к сложносочиненным предложениям. В каких случаях ставятся запятые, употребляются ли другие знаки препинания в сложносочиненном предложении, - вопросы, в которых стоит разобраться и школьникам, и тем людям, которые совершенствуют свои знания в области русского языка.

Что такое сложносочиненные предложения?

В русском языке есть такое понятие, как сложные предложения. Существует несколько их видов. Один из них - это сложносочиненные предложения. Под этим термином понимается единица языка, которая в своем составе содержит несколько простых предложений, соединенных интонацией и сочинительными союзами.

В таких конструкциях части являются равноправными. Союзы, объединяющие простые предложения, не входят ни в одну из частей. Чтобы была понятна сущность термина «сложносочиненное предложение», примеры приведем ниже:

  1. Ветер дул на улице, и желтые листья, кружась, осыпались с деревьев.
  2. Мама ушла на работу, и Вася решил сходить к своему однокласснику за учебником.
  3. Скоро начнется гроза, но Мухтар не спрячется в свою будку.

Классификация предложений сложносочиненного типа

Конструкции, образованные на основе сочинительной связи, классифицируются на предложения со структурой открытой и закрытой. Первые из них могут иметь в своем составе больше двух частей. В предложениях, относящихся к конструкциям с закрытой структурой, выделяют только две составляющие.

Для сложносочиненных предложений с открытой структурой характерно значение одновременности. Их можно расширять дополнительными частями. Используются в конструкциях факультативные соединительные (да, и, ни … ни ) и разделительные (либо, или, то … то ) союзы.

Для предложений с закрытой структурой вышеназванная особенность не характерна. Их можно сравнить с замкнутым рядом. Части предложения структурно и семантически связаны, взаимообусловлены. Союзы, которые используются, - и, а, однако, но, зато .

Примеры сложносочиненных предложений с открытой структурой

Эти конструкции в русском языке подразделяются на несколько типов:

  1. Соединительные предложения. В них выражаются отношения временного следования, отношения одновременности. Знаки препинания в сложносочиненном предложении показывает пример: Дверь отворилась, и вошли в комнату гости.
  2. Разделительные предложения. Они выражают отношения чередования, взаимоисключения. Где-то подожгли костер, либо произошел пожар. Эта конструкция является предложением с взаимоисключением. То Лиза вертелась за партой, то Вася кидал записки в сторону соседнего ряда. А вот это предложение чередования.

Примеры сложносочиненных предложений с закрытой структурой

Для того чтобы безошибочно расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, упражнения делать на отлично, необходимо знать, что конструкции с закрытой структурой классифицируются следующим образом:

  1. Предложения, имеющие значения добавления. Полил дождь, и его мелкие капли начали мягко падать на землю.
  2. Предложения, выражающие результативное значение. Во второй части выражается результат, следствие или вывод, обусловленный первой частью. День близился к концу, и предметы в комнате постепенно теряли свои контуры.
  3. Предложения с противительным значением. Все его знали, и никто не желал с ним общаться.
  4. Сопоставительные предложения. Отец вышел из палаты, а мама осталась со своей дочерью наедине.
  5. Сопоставительно-распространительные конструкции. Вдалеке виднелся старый, развалившийся домик, а рядом с ним лежали бревна, привезенные хозяевами земельного участка.
  6. Предложения несоответствия. На улице взошло солнце, а Вася все еще спал.
  7. Противительно-ограничительные предложения. В таких конструкциях одна из частей сообщает о ситуации, которая ограничивает проявление действия в другой части. Андрей хотел остановить поиски, но Александра не желала сдаваться.
  8. Противительно-уступительные предложения. Дождь давно закончился, но земля продолжала оставаться сырой.
  9. Противительно-возместительные предложения. Обстановка в доме была простой, небогатой, но атмосфера казалась очень уютной и теплой.

Постановка запятых в сложносочиненном предложении

В каждом из вышеприведенных примеров можно заметить запятую. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении объясняется существующим правилом. Оно гласит, что простые части, имеющиеся в составе сложносочиненной конструкции, отделяются запятыми друг от друга.

Если дополнить вышеназванное правило, то можно сказать, что запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, соединенные союзами:

  • присоединительными;
  • разделительными;
  • противительными;
  • соединительными;
  • пояснительными.

Случаи, когда перед союзами и, да, или, либо запятая не ставится

Многие школьники, которые еще не знают всех правил применения знаков препинания, думают, что перед союзами и, да, или, либо всегда ставятся запятые в сложносочиненном предложении. На самом деле это не так. Существует несколько исключений из общего правила. Итак, запятая не ставится:

  • когда у простых конструкций, входящих в состав сложносочиненного предложения, есть общий второстепенный член (По деревенской улице шли жители и ехали дети на велосипедах );
  • когда у простых конструкций из сложносочиненного предложения есть общее придаточное предложение (Когда закончилось представление, занавес опустился и зрители зааплодировали );
  • когда простые конструкции поясняют общую третью часть, связанную с ними бессоюзной связью (Она чувствовала себя плохо: поднялась температура и в голове чувствовалась боль ).

Запятые перед разделительными и соединительными союзами также не ставятся, если в состав конструкций входят вопросительные, восклицательные или побудительные предложения. Пример: Когда начнется собрание и какие вопросы обсудят присутствующие?

Тире в предложении сложносочиненного типа

Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении? Конструкция может содержать в себе не только запятые, но и тире. Этот знак препинания употребляется в тех случаях, когда во второй части предложения имеется резкое противопоставление или неожиданное присоединение. Тире как бы служит заменой запятой. Незнакомец бросил рукопись в костер - и внезапно прогремел гром .

Знак препинания также ставится в тех конструкциях, в которых их части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями. Вот несколько примеров, показывающих тире в сложносочиненном предложении:

  1. Внезапный раскат грома - и в небе вспыхивает ослепляющая молния.
  2. Еще часа два-три - и спектакль закончится.
  3. Один выстрел - и охотник поразил поднимающуюся в небо птицу.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении: правило применения точки с запятой

Этот знак препинания применяется в нескольких случаях. Во-первых, он необходим тогда, когда части сложносочиненного предложения значительно распространены. Точка с запятой делит конструкцию на две части, что значительно облегчает восприятие информации. Он постоянно дарил ей цветы, красиво ухаживал, говорил ласковые и нежные слова, способные вскружить голову любой женщины; а она не обращала на него внимания, не видела всех его достоинств и положительных качеств.

Стоит отметить, что точка с запятой ставится в основном в тех предложениях, в которых части разделяются союзами да и, зато, однако, но . В редких случаях знак препинания употребляется в конструкции перед союзом а .

Некоторые дополнительные нюансы в использовании точки с запятой

Перед союзами и, да (со значением и) точка с запятой не всегда ставится. Этот знак препинания употребляется лишь в том случае, когда в сложносочиненном предложении объединяются две части, которые без названных союзов могли бы быть разделены точкой. Утром на столе был вкусный суп, блинчики с начинкой и мясные котлеты; и пока ели, мама заходила в кухню спросить, что приготовить нам на обед.

Иногда постановка точки с запятой факультативна, то есть является необязательной. Вот пример: Свету он уже знал, ее привели не издалека, из соседнего села, да и раньше ее водили к нему. Стоят запятые в сложносочиненном предложении. Входящие в состав части соединяются союзом да и . Он образует связь между двумя односоставными неопределенно-личными предложениями.

Двоеточие в сложносочиненном предложении

Двоеточие - это знак препинания, разделяющий предложение на две части. Одна из них связана с другой причинными и пояснительными отношениями. В сложносочиненных предложениях двоеточие может присутствовать. На улице изменилась погода: поднялся ветер, и тучи затянули небо.

Как видно из вышеприведенного примера, часть, содержащая информацию о ветре и тучах, показывает то, каким образом изменилось погода. Если в конструкциях отсутствуют поясняющая и обобщающая части, то знаки препинания в сложносочиненном предложении в виде двоеточий не применяются.

Выводы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении могут быть разными (запятая, тире, точка с запятой). В некоторых случаях необходимо двоеточие. При этом стоит помнить, что очень важно правильно отличать сложносочиненные конструкции от простых предложений, которые осложнены однородными сказуемыми. Вот несколько примеров:

  1. Ученики задали вопрос, и учитель ответил на него.
  2. Солнце заглянуло в окно и осветило лучами интерьер .

Первое предложение является сложносочиненным. В нем части разделены запятой и союзом и . Во второй конструкции из примера тоже есть этот союз. Однако запятая в предложении не ставится, так как оно не является сложносочиненным.

В заключение стоит отметить, что наша речь состоит из предложений, часть из которых является сложносочиненными. Очень важно знать правила постановки запятых, тире, точек с запятой, двоеточий. Дело в том, что в устной речи мы применяем интонацию, для того чтобы нас лучше поняли, а в письменной речи используем знаки препинания. Они имеют огромное значение, могут даже решить судьбу человека. Важность функции знаков препинания в сложносочиненном предложении, как и в любом другом, подтверждается знаменитой фразой «казнить нельзя помиловать». Именно поэтому необходимо запоминать правила, учиться их применять на практике.

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.