Классификация эмоций и чувств в психологии. Классификация эмоций и чувств

Вряд ли есть что-то более потаенное и трудноуловимое, чем чувства и эмоции. Человек не всегда сам в состоянии осознать их в полной мере. Кажется, что такая эфемерная материя плохо пригодна для изучения. И тем не менее ученые давно и тщательно исследовали этот вопрос, разрабатывая теории и проводя эксперименты. Классификация эмоций и чувств уже давно разработана, и даже не в единственном варианте - по этому поводу существует несколько равно аргументированных точек зрения.

Эмоции или чувства

Прежде всего нужно определиться с терминами. Чем же эмоции отличаются от чувств? Обычно в разговорной речи люди редко путают эти два определения. Гнев - это эмоция, а ненависть - это чувство. Умиление - эмоция, любовь - чувство. Так в чем же отличие? Классификация эмоций и чувств невозможна без четкого разделения терминов. Любая работа исследователей начинается именно с этого.

Чувства по сравнению с эмоциями длительны, стабильны. Они существуют длительные время и практически не подвержены влиянию извне. Эмоции же, наоборот, сиюминутны, связаны только с конкретной ситуаций, с конкретным промежутком времени. Они редко влияют на принимаемые решения, а если все же влияют - то обычно в худшую сторону. Чувства трудновыразимы, человеку требуется время на их осознание. Нельзя вот так сразу понять, что кого-то любишь или ненавидишь. Нужно прислушаться к себе, отследить первые ростки чувств. При этом возмущение или обида ощущаются сразу, они очевидны, как лесной пожар - и противостоять им так же трудно. Классификация эмоций должна проанализировать эти эфемерные материи, привести их к общему знаменателю.

Эмоции и социальный фактор

Можно любить человека, но при этом обижаться на него, злиться, в определенные моменты испытывать разочарование. Эмоции рано или поздно схлынут, а глубокая привязанность останется. Именно они во многом определяют, какие именно решения принимает человек, как он строит свою жизнь. Поэтому классификация эмоций в психологии играет важную роль.

Люди испытывают огромное количество эмоций. Любой телефонный разговор, любая телепередача вызовут и раздражение, и удивление, и веселье. Всегда ли люди действительно испытывают те эмоции, которые они испытывают? Точнее, испытывают ли они собственные эмоции или привнесенные извне, навязанные социумом? Классификация эмоций человека в первую очередь предполагает деление на врожденные и приобретенные.

Приобретенные эмоции

Часто родители полагают, что любое проявление эмоций ребенка неприкосновенно. Подавлять их, одергивать малыша - это ограничивать его самовыражение, загонять в рамки. Но ведь часто бывает, что ребенок с помощью симуляции гнева или горя попросту манипулирует родителями. Истерика в магазине игрушек - типичный пример. Единственная ее причина - уверенность малыша в том, что в результате он получит желаемое. Если бы он точно знал, что истерика не получит положительного подкрепления в виде покупки, то не кричал бы и не топал.

В данном случае ребенок просто отрабатывает эффективный сценарий поведения, в процессе действительно втягиваясь в происходящее. Он чувствует гнев и обиду - но не потому что это естественные эмоции, а потому что он полагает, что должен их чувствовать. Сначала он думает о них, и только потом мысли превращаются в переживания. Классификация эмоций относит такие проявления к приобретенным.

Существует еще один вариант такой же сепарации. Эмоции разделаются на натуральные - врожденные и культурные - привнесенные социумом, либо на базовые - опять-таки врожденные, у всех людей проявляющиеся абсолютно одинаково, и вариативные - различающие в зависимости от страны, народности, общества, в котором вырос ребенок.

Врожденные эмоции

Если продолжить этот пример, ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, рыдает абсолютно искренно. Он не думает о том, что должен обидеться или разозлиться. Он сразу испытывает именно эти эмоции, без предварительного буфера в виде оценки ситуации. Они непосредственные, мгновенные и практически не требуют осознания и анализа происходящего. Гнев или страх в ответ на удар, радость в ответ на улыбку.

Классификация эмоций определяет такие реакции как врожденные. Эти реакции может демонстрировать даже ребенок, еще не имеющий никакого социального опыта. Радость, недовольство, гнев, удивление, страх. Все эти эмоции входят в «предустановленное программное обеспечение», ребенка не нужно учить, что приходу мамы нужно радоваться, а из-за кислого яблочного пюре - огорчаться.

Классификация Додонова

Впрочем, это не единственная описывающая эмоции ребенка классификация. Схема, наиболее распространенная в психологии, предполагает разделение по функциональным критериям. Многие ведущие психологи придерживаются именно такой точки зрения. Скажем, классификация эмоций по Додонову выглядит следующим образом:

  • Коммуникативные - испытываемые при общении.
  • Романтические - тяга к новому и необычному.
  • Альтруистические - потребность помогать людям.
  • Глорические - желание самоутвердиться.
  • Пугнические - тяга к риску.
  • Праксические - вызванные успешной реализацией запланированного.
  • Эстетические - обусловленные взаимодействием с произведениями искусства.
  • Гедонистические - тяга к удовольствиям.
  • Гностические - испытываемые в процессе познания.
  • Акизитивные - тяга к собирательству, накоплению.

Классификация Леонтьева

Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:

  • презрением;
  • личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
  • сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
  • чужими потребностями и отношением к их реализации;
  • сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
  • социальными взаимоотношениями.

Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.

Когнитивное наполнение эмоций

Классификация эмоций разделяет их по когнитивной насыщенности как простые и сложные.

Простейшие когнитивные раздражители вызывают быстрые и сильные эмоции. Наступили на ногу - гнев, подарили букет - радость. Но вот если, порадовавшись букету, девушка начинает планировать будущее, предвкушать свидание, анализировать свое отношение к молодому человеку, сомневаться, а стоит ли завязывать отношения или он не совсем подходит для таких целей - эмоции становятся когнитивно сложными, часто даже противоречивыми.

Эмоциональные реакции

В ряде случаев поведение носит сугубо демонстративный характер, это определяют его социальные функции. И классификация эмоций это учитывает, выделяя в отдельную категорию. К примеру, коллеги, собравшиеся на корпоративном фуршете, вовсе не обязательно действительно веселятся. Но ситуация предписывает соответствующие ситуации эмоции, и люди их изображают - причем часто в какой-то мере даже начинают испытывать.

Конечно, искренняя радость намного ярче, но и такой искусственный подъем тоже может улучшить настроение. Так же и горе, которое принято демонстрировать при рассказе о несчастье, случившемся с малознакомым человеком, большей частью наиграно, мало кто действительно в этом случае огорчается. Но осадок все же остается. Такие демонстративные проявления с частичной вовлеченностью носят название эмоциональные акции - в противоположность искренним эмоциональным реакциям.

Эмоции простые и сложные

Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает, различаются по степени сложности. Они могут быть простыми или составными. Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным. При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.

Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки». Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.

В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия - всего лишь один из них. Это - типичная эмоция-матрешка.

Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную - восхищение.

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие - неудовольствие; 2) напряжение - разряжение; 3) возбуж­дение - торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

    интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

    радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

    удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

    страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

    гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

    отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

    презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

    страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания - это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

    стыд - отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведен­ном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям чело­века относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чув­ства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмо­циям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют бо­лее важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицатель­ные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращения благополучия.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость - грусть, удовольствие - страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности .

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм - язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

Классификация чувств

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например˸ Рудик, 1978) на три группы˸ нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям обществен-

296 Глава 11. Общее представление о чувствах˸

ной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности^ общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании (подробнее об интеллектуальных эмоциях уже говорилось в разделе 6.5).

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

К. К. Платонов выделяет ещё и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому ᴇᴦο попытку расширить список чувств следует признать неудачной.

  • - Классификация чувств 295

    В. В. Никандров и Э. К. Сонина (1996) выделяют еще одно свойство чувств - прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и скорее всего отражает степень привязанности к объекту, по отношению к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоциональной... [читать подробнее] .


  • Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

    1. Положительные

    2. отрицательные

    Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

    1. страх – реакция на угрозу.

    2. грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.

    3. гнев – связан с добычей ресурсов.

    4. стыд – связан с обобщением.

    5. радость – сознание своей нужности.

    6. бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

    По критерию мобилизации ресурсов организма:

    Стенические (вызывают прилив энергии)

    Астенические

    По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость

    Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

    1. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.

    2. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.

    3. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.

    4. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.

    5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).



    6. Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

    Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

    1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

    2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

    3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

    4. праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

    Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

    1).Симонов П.В. Что такое эмоция. -М.: Наука, 1966. - 94 с.

    2) Изард К.Е. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2010.

    Эмоции - одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции - это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

    • 1. Положительные
    • 2. отрицательные

    Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

    • 1. страх - реакция на угрозу.
    • 2. грусть - связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.
    • 3. гнев - связан с добычей ресурсов.
    • 4. стыд - связан с обобщением.
    • 5. радость - сознание своей нужности.
    • 6. бесстрашие - уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

    По критерию мобилизации ресурсов организма:

    • * стенические (вызывают прилив энергии)
    • * астенические

    По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

    • 1. Аффект - стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.
    • 2. Страсть - сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.
    • 3. Собственно эмоции - более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.
    • 4. Настроение - общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.
    • 5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
    • 6. Стресс - эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

    Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

    • 1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
    • 2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
    • 3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
    • 4. практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

    Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.