Какое место в жизни григория мелехова занимает любовь. Сочинение на тему «Две любви Григория Мелехова

Содержимое сочинения:

В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима, и все свершающееся в ней — это лишь звено в цепи вечного движения бытия. Устойчива красота, и непоколебимо величие природного мира. Но для художника-гуманиста высшей красотой обладают ценности, которые в жестоких испытаниях жизни выстрадали люди: человеческое достоинство, великодушие, свобода и патриотизм, доброта и нежность, любовь и доверчивая привязанность ребенка… Лучшие люди, населяющие мир Шолохова; обладают высоким даром любви, душевной отзывчивости и великодушия. В любви герои Шолохова получают возможность нравственного самовыражения, для художника это важный критерий оценки человека. Настоящий человек обладает способностью чувствовать глубоко, быть самоотверженным в любви.
Любовь в жизни Григория Мелехова занимает важное место. Она источник радости и наслаждения, горести и страдания. Все в ней переплетено в причудливый узор, и из него вырисовывается судьба человека. Цельность характера героя ясно видна и в любви Григория. Настойчивость, с какой он тянется к Аксинье, постоянство, с каким он неизменно возвращается к ней, ярче всего раскрывают «очарование» человека, о котором говорит Шолохов. Социальный уклад казачьей жизни, мировая война, революция, гражданская война — все это оказывает влияние на семейные истории мелеховского куреня. Трагедия любви Аксиньи и Григория развивается где-то рядом с социальной трагедией Григория, пересекается и переплетается с ней. Но она имеет и свое, особое содержание. В истории Григория и Аксиньи нам близко и дорого общечеловеческое, так как именно общечеловеческое сближает века похожестью чувств и страданий. (Ho каждый век вносит свое в нравы и обычаи, в чувства и страсти, и в этом движении, в этом изменении вечного и неизменного — смысл развития человечества.)
Любовь вошла в жизнь Григория внезапно и бурно. Красивая соседка, жена Степана Астахова, навсегда заполонила душу и сердце Григория. Еще не было между ними близости и немного было сказано слов — две-три встречи у Дона, обычное на хуторе зубоскальство, — а Григорий холодеет от страха, когда показалось, что Аксинья тонет, и бросается на помощь — в холодную, черную глубину, только что пугавшую его. Чувство к Аксинье сливается с поэтическим восприятием мира. На покосе глаза его ищут Аксинью. Она «неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие, ласковые слова, потом отбрасывал это…». Григорий старался гнать от себя мысли об Аксинье, зная, что на нее в любой момент может обрушиться свинцовый кулак Степана. Жалея Аксинью, вынужденный прислушиваться к мнению хутора, оглядываясь на семью, — по многим мотивам Григорий сопротивлялся чувству. Но он видел, что в Аксинье оно зарождается. «На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая ничего, вспоминала: «Нынче есть что-то радостное. Что же? Григорий… Гриша…» Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство…» Он видел это. Оттого и Аксинья «сердцем чуяла», что он от нее не отступится и, разумом не желая близости, шла навстречу. Любовь Аксиньи бескорыстнее. Она готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий, отягощенный привязанностью к дому, хозяйству, земле, наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».
Выполняя волю отца, Григорий женится на Наталье, надеясь забыть Аксинью. Было в этой женитьбе и легкомыслие юности, не осознавшей цены первой большой любви. Был и так называемый мужской эгоизм. Но господствовало сознание поступить «по закону», прикрыть связь с замужней женщиной. Так возник компромисс, который принес несчастье не только ему и Аксинье, но и Наталье, и окружающим людям. Любовь к Аксинье прочно вошла в сердце Григория, и даже на свадьбе, посматривая на Наталию, он не чувствует к ней любви. А «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».
Потянулись годы жизни с нелюбимой Натальей и желанием видеть рядом с собой Аксинью. Много раз уходил Григорий из семьи, пытаясь создать иллюзию счастья с Аксиньей. Но жизнь властно вторгалась в его судьбу, и, оставив Наталью, он вновь возвращался к ней.
Наталья видела, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждалась, что оно побеждает, и в горьких своих переживаниях предвосхищала надвигающуюся драму. Она оплакивала свое неудавшееся счастье не потому, что Григорий ей изменил, она плакала оттого, что неведомая сила влекла его к Аксинье, и сделать она ничего не смогла. Когда Григорий первый раз ушел из дома, она попыталась свести счеты с жизнью, но чудом осталась жива. Рождение детей, казалось, привязало Григория к дому, пробудило в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и Григорий вновь уходит к Аксинье.
То, что так трудно было понять Наталье в отношениях Григория и Аксиньи, заключалось в необыкновенной их духовной близости. Аксинья понимала Григория без слов. Она принимала его таким, каким он был: вспыльчивым, мятущимся, порывистым. Заполонившее ее чувство проявляется сразу и окрашивается нежностью и преданностью любимому. Многое суждено было пережить им — страсть, ненависть, одиночество, измену, жадные поиски правды в жизни, тоску друг по другу, — прежде чем созрело большое чувство Григория и прежде чем он сказал однажды, уже после нескольких лет разлуки, встретив ее на спуске к Дону: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» Эти слова разом воскресили в Аксинье ее многолетнее чувство: «Он ли не был ей дорог? Не о нем ли все эти года вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращалась все к нему же?»
Страстная, бескорыстная, самоотверженная любовь Аксиньи не могла не перевернуть и Григорьеву жизнь. И в его загрубевшее сердце вошла теплота и нежность к женщине, без оглядки отдавшей ему свою судьбу. И когда ему бывало трудно, его поддерживала преданная любовь Аксиньи. Она бросает все, уезжая с ним в отступление, делит с ним лишения и тяготы, готовая вместе с ним встретить все, что несет им судьба. С глубоким психологическим проникновением в душевный мир своих героев показал писатель в финале романа, как, вновь уходя из хутора, навстречу новым тяжким испытаниям, Григорий чувствует, что значит для Аксиньи быть вместе с ним: «Он видел ее опухшие от слез, сияющие счастьем глаза, бледные в предрассветных сумерках щеки… Словно отвечал на его мысли, Аксинья сказала: «…Везде пойду за тобой, хоть на смерть!»
С исключительной силой звучат последние эпизоды высокой трагедии. Аксинья, пораженная шальной пулей, умирает на руках Григория. Своими руками вырыл он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватило его. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…»
Трагично завершается путь Григория в романе, и все сильнее и напряженнее звучит мотив сострадания, неотступнее становится наше желание благополучного исхода его судьбы. В финале романа Григорий, вернувшись домой, видит подросшего сына, берет его на руки и входит дом. Будущее обновление героя связано с его надеждами и верой в сына: «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Через весь роман Шолохова прошла возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая любовь Григория и Аксиньи. Изображение высокой страсти простого человека никогда еще не поднималось в литературе до таких вершин, до такой силы и убедительности, как в романе Шолохова «Тихий Дон».

Любовь в жизни Григория Мелехова

Каждому человеку практически ежедневно приходится преодолевать испытания верностью и предательством, совестью и бесчестием, справедливостью, трусостью, дружбой, ответственностью. Эти испытания, без сомнения, заставляют нас делать свой нравственный выбор. Одним из высших мерил человечности, нравственности является, конечно же, испытание любовью. В художественной литературе немало примеров, убедительно доказывающих мысль о том, что искренняя, честная, настоящая любовь – самая главная ценность в жизни. Как тут не вспомнить Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Евгения Онегина и Татьяну Ларину из романа А.С.Пушкина, любимых героев Л.Н.Толстого?! Михаил Шолохов, автор романа «Тихий Дон», также испытывает любовью своего главного героя – Григория Мелехова.

Григорий Мелехов… Что значит для него любовь? Величайшее счастье или тяжкий крест? Какова его любовь – созидающая или разрушительная?

В начале романа перед нами молодой Григорий: «на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Внешность Григория выдаёт горячий, вспыльчивый характер. Горячо, по–настоящему полюбил он свою соседку Аксинью, красивую жену Степана Астахова. Нечаянные встречи у Дона пробудили в его душе глубокие чувства, поэтому он холодеет от страха, когда ему показалось, что Аксинья тонет, отчаянно бросается спасать её из холодной, чёрной глубины. После Троицы Мелеховы едут на покос и берут с собой Аксинью. И здесь «Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова». Аксинья, вышедшая замуж за Степана не по любви, не смогла не отдаться своим чувствам. М.Шолохов, прибегая к яркому сравнению, говорит об этом так: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о муже. «За всю жизнь за горькую отлюблю!» - кричит он в гневе Пантелею Прокофьевичу, который пришёл её стыдить.

Аксинья бескорыстна, самоотверженна в любви, а Григорий начинает прислушиваться к мнению окружающих, подчиняется воле отца, он в какой-то степени равнодушен к судьбе Аксиньи, в определённые моменты в нём мужской эгоизм берёт верх над любовью. Аксинья спрашивает его о будущем, о том, как Степан отнесётся к их связи, а в ответ - «я почём знаю», «мне что его бояться, ты – жена, ты и боись». Аксинья готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий слишком привязан к дому, хозяйству, земле и поэтому наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Первая любовь в жизни Григория стала его большой любовью на всю жизнь, а он, ещё молодой, неопытный, легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую также пленила казацкая удаль, работящий характер, внешняя красота Гришки.

Преданность, душевность, чистота Натальи не находят отклика в сердце Григория. Женитьба не остудила его чувств к Аксинье, он понимает: ничто не заставит его забыть Аксинью, разорвать их бесстыдную, преступную, по мнению окружающих, связь: «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».

Герой не хитрит, не обманывает, он прямо, открыто признаётся Наталье в том, что не любит её. Разговор происходит ночью в степи. Языком природы М.Шолохов передаёт душевные муки Натальи – одинокой, тоскующей, страдающей от равнодушия. Мы видим «недоступное звёздное займище», «тенистое призрачное покрывало плывущей … тучи», травы, которые пахнут «тоскливо, мертвенно».

Григорий в поисках счастья уходит из родного дома, покидает хутор вместе с Аксиньей. Отношения героев складываются очень сложно. Узнав о беременности Аксиньи, Григорий начинает сомневаться в своём отцовстве, а она замыкается в себе, они отдаляются друг от друга. Григорий вскоре уходит на войну. Холодность Григория, смерть дочери окончательно сломили Аксинью, и она, пытаясь избавиться от невыносимого одиночества, душевной боли, «невыплаканной тоски», решилась на греховную связь с Евгением Листницким. Так недоверие и равнодушие вновь становятся серьёзным испытанием любви Григория и Аксиньи. Герой возвращается к Наталье. Она становится матерью его детей, ласковой и самоотверженной. Рождение сына и дочери, казалось бы, привязывает Григория к дому, пробуждает в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и он вновь уходит к Аксинье.

Душевные метания Григория подчёркивают его противоречивую, страстную натуру. Наталья видит, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждается, что это невозможно. Аксинья отчаянно борется за любовь Григория, а Наталье приходится бороться не просто с этой роковой любовью, но ещё и с самой судьбой. Нельзя сказать, что Наталью Григорий не любит. Её невозможно не любить, ведь именно на таких женщинах, как она, держится дом, семья, весь мир. Наталья очень верная, преданная, и Григория она поражает «какой-то чистой внутренней красотой».

Роковой любовный треугольник разбивает сама жизнь. В конце романа мы видим Аксинью, уже не соперницу, не любовницу с колдовской властью своей красоты. Героиня молится за Григория, ласкает осиротевших его детей. Но война губит и Аксинью, и саму любовь: Григорий «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось». Своими руками роет он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватывает его «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…», - пишет М.Шолохов.

Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи, Натальи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи и чистой, преданной любовью Натальи. Кто знает, может быть, этой любовью он сумеет окружить своего сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Рудских Анжелика, 11 класс А

Вступление

Тема любви в романе «Тихий Дон» Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с Натальей и Аксиньей. Можно сказать, что в произведении возникает классический любовный треугольник, ни один из участников которого не обретает личного счастья.

Григорий Мелехов и Наталья

Григорий сватается к Наталье, тогда ещё Коршуновой, не по личной инициативе, а по настоянию отца. Пантелей Прокофьевич, узнав о связи сына с женой соседа, решат избавить свою семью от позора и всеобщего осуждения. В то же время, соблюдая интересы всё той же семьи, он выбирает сыну в невесты дочь одного из самых зажиточных казаков хутора.

Примечательна сцена сватовства Григория и Натальи. Когда Наталья входит в комнату, Григорий осматривает её «как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой». Ему нравятся «смелые серые глаза» невесты, «неглубокая розовеющая ямка», дрожащая на её щеке, «большие, раздавленные работой руки», «небольшие девичье-каменные груди» под зелёной кофточкой. В тот момент Григорий твёрдо решает для себя, что он «отгулял». И Наталья, которая влюбилась в Григория с первого взгляда, надеется, что будет счастлива в доме Мелеховых.

Но, семейная жизнь продолжается недолго. Красивая, чистая, работящая жена не в силах вызвать в Григории никаких чувств, кроме привязанности. Он вновь сходится с Аксиньей, своей подлинной страстью. Оскорблённая Наталья покидает дом Мелеховых и возвращается к родителям. В порыве гнева, она даже желает смерти Григорию. «Господи, накажи его проклятого!» – восклицает она. Не выдержав душевных мук, Наталья, правда, неудачно, пытается покончить с собой. Только благодаря заботе и вниманию со стороны свекрови и свёкра, Наталья находит в себе силы вернуться в дом Мелеховых и продолжать надеяться на возвращение мужа в семью.

Переступив через гордость, она даже решается идти в Ягодное, чтобы упросить Аксинью вернуть ей Григория. И, казалось бы, судьба вознаграждает женщину за страдания. Узнав об измене Аксиньи, Григорий возвращается к оставленной жене, и у них рождается двое детей. Наталья счастлива. Став матерью, героиня расцветает, её жизнь наполняется новым смыслом. Но даже рождение детей не может заставить Григория полюбить жену. Терпеливая, верная Наталья не способна заменить ему страстной Аксиньи. Герой вновь начинает встречаться с любовницей втайне от жены.

Надо сказать, что любовь в «Тихом Доне» для главных героев оборачивается трагедией. Узнав о неверности мужа, беременная Наталья решает избавиться от ребёнка, не желая больше рожать от человека, который постоянно её предаёт. Это решение оказывается гибельным для героини. Она умирает от потери крови, пред смертью прощая Григория. Гибель Натальи стала для Григория настоящим ударом. По-своему герой любил жену и тяжело переживает её смерть, понимая, что именно он виноват в случившемся.

Григорий и Аксинья Астахова

Любовью в романе «Тихий дон» испытывает автор и другую героиню, Аксинью Астахову. Это женщина, которой в жизни изначально не повезло. Сначала она подверглась насилию со стороны родного отца, в дальнейшем вынуждена терпеть побои и унижения от мужа. Но, Аксинья принимает своё положение, как должное, до того момента, когда на неё обращает внимание молодой сосед, Григорий Мелехов.

Вначале Аксинья боится зародившегося в её душе нового чувства, «с ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню…разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами, замечала за собой, что по праздникам и в будни стала тщательней наряжаться». В конце концов, Григорий, который «упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал», добивается взаимности. Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся ей целиком, уже не обращая внимания на соседей и не задумываясь о том, какая участь ждёт её, неверную жену, когда вернётся из лагерей Степан. Интересно отметить, что Григорий, который, казалось бы, страстно любит Аксинью, оказывается не готов ради возлюбленной бросить дом и уйти с ней на шахты. Кроме того, он не особенно переживает о том, что сделает с Аксиньей муж. Не смеет Григорий и противоречить отцу, который заставляет его женится на Наталье Коршуновой.

Говорят, что настоящие чувства проверяются только в разлуке. Так случается и с героями Шолохова. Аксинья, которая пытается забыть Григория и даже делает для этого отворот с помощью местной знахарки, только внешне смиряется с потерей любимого человека. Недолго способен прожить без Аксиньи и Григорий. Они покидают свои семьи и уходят в Ягодное.

Судьба вновь разлучает героев. После смерти дочери, Аксинья, оставшись одна, принимает ухаживания Листнцкого и Григорий, узнавший об этом, возвращается в семью. Но, видимо, Аксинье на роду было написано быть с Григорием до самой смерти. Она терпеливо ждёт. После смерти Натальи женщина сближается с Ильиничной, старается заменить мать детям возлюбленного. Григорий тоже понимает, что по-настоящему счастлив он может быть только с Аксиньей, которая, несмотря на все перипетии, пронесла любовь к нему через всю жизнь. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Заключение

Итак, тема любви в «Тихом Доне» оказывается одной из ведущих. Она раскрывается на протяжении всего произведения, заставляя читателя сопереживать Аксинье, Наталье и Григорию. Все они обладают большим сердцем и достойны счастья. Тем трагичнее воспринимается их личная драма.

Тест по произведению

Силою любви к женщине сотворена

вся красота жизни.

М. Горький

В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима, и все свершающееся в ней - это лишь звено в цепи вечного движения бытия. Устойчива красота и непоколебимо величие природного мира. Но для художника-гуманиста высшей красотой обладают ценности, которые в жестоких испытаниях жизни выстрадали люди: человеческое достоинство, великодушие, свобода и патриотизм, доброта и нежность, любовь и доверчивая привязанность ребенка... Лучшие люди, населяющие мир Шолохова обладают высоким даром любви, душевной отзывчивости и великодушия. В любви герои Шолохова получают возможность нравственного самовыражения, для художника это важный критерий оценки человека. Настоящий человек обладает способностью чувствовать глубоко, быть самоотверженным в любви.

Любовь в жизни Григория Мелехова занимает важное место. Она источник радости и наслаждения, горести и страдания. Все в ней переплетено в причудливый узор, и из него вырисовывается судьба человека. Цельность характера героя ясно видна и в любви Григория. Настойчивость, с какой он тянется к Аксинье, постоянство, с каким он неизменно возвращается к ней, ярче всего раскрывают «очарование» человека, о котором говорит Шолохов. Социальный уклад казачьей жизни, мировая война, революция, гражданская война - все это оказывает влияние на семейные истории мелеховского куреня. Трагедия любви Аксиньи и Григория развивается где-то рядом с социальной трагедией Григория, пересекается и переплетается с ней. Но она имеет и свое, особое содержание. В истории Григория и Аксиньи нам близко и дорого общечеловеческое, так как именно общечеловеческое сближает века похожестью чувств и страданий. (Но каждый век вносит свое в нравы и обычаи, в чувства и страсти, и в этом движении, в этом изменении вечного и неизменного - смысл развития человечества.)

Любовь вошла в жизнь Григория внезапно и бурно. Красивая соседка, жена Степана Астахова, навсегда полонила душу и сердце Григория. Еще не было между ними близости и немного было сказано слов - две-три встречи у Дона, обычное на хуторе зубоскальство, - а Григорий холодеет от страха, когда показалось, что Аксинья тонет, и бросается на помощь в холодную черную глубину, только что пугавшую его. Чувство к Аксинье сливается с поэтическим восприятием мира. На покосе глаза его ищут Аксинью. Она «неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие, ласковые слова, потом отбрасывал это...». Григорий старался гнать от себя мысли об Аксинье, зная, что на нее в любой момент может обрушиться свинцовый кулак Степана. Жалея Аксинью, вынужденный прислушиваться к мнению хутора. оглядываясь на семью - по многим мотивам Григорий сопротивлялся чувству. Но он видел, что в Аксинье оно зарождается. «На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая ничего, вспоминала: «Нынче есть что-то радостное. Что же? Григорий. Гриша...» Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство...» Он видел это. Оттого и Аксинья «сердцем чуяла», что он от нее не отступится и, разумом не желая близости, шла навстречу. Любовь Аксиньи бескорыстнее. Она готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий, отягощенный привязанностью к дому, хозяйству, земле, наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Выполняя волю отца, Григорий женится на Наталье, надеясь забыть Аксинью. Было в этой женитьбе и легкомыслие юности, не осознавшей цены первой большой любви. Был и так называемый мужской эгоизм. Но господствовало сознание поступить «по закону», прикрыть связь с замужней женщиной. Так возник компромисс, который принес несчастье не только ему и Аксинье, но и Наталье, и окружающим людям Любовь к Аксинье прочно вошла в сердце Григория и даже на свадьбе, посматривая на Наталью, он не чувствует к ней любви. А «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце...».

Потянулись годы жизни с нелюбимой Натальей и желанием видеть рядом с собой Аксинью. Много раз уходил Григорий из семьи, пытаясь создать иллюзию счастья с Аксиньей. Но жизнь властно вторгалась в его судьбу, и, оставив Наталью, он вновь возвращался к ней.

Наталья видела, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждалась, что оно побеждает, и в горьких своих переживаниях предвосхищала надвигающуюся драму. Она оплакивала свое неудавшееся счастье не потому, что Григорий ей изменил, она плакала оттого, что неведомая сила влекла его к Аксинье, и сделать она ничего не могла. Когда Григорий первый раз ушел из дома, она попыталась свести счеты с жизнью, но чудом осталась жива. Рождение детей, казалось, привязало Григория к дому, пробудило в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и Григорий вновь уходит к Аксинье.

То, что так трудно было понять Наталье в отношениях Григория и Аксиньи, заключалось в их необыкновенной духовной близости. Аксинья понимала Григория без слов. Она принимала его таким, какой он был: вспыльчивый, мятущийся, порывистой. Заполонившее ее чувство проявляется сразу и окрашивается нежностью и преданностью любимому. Многое суждено было пережить им - страсть, ненависть, одиночество, измену, жадные поиски правды в жизни, тоску друг по другу, - прежде чем созрело большое чувство Григория и прежде чем он сказал однажды, уже после нескольких лег разлуки, встретив ее на спуске к Дону: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» Эти слова разом воскресили в Аксинье ее многолетнее чувство: «Он ли не был ей дорог? Не о нем ли все эти года вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращалась все к нему же?»

Страстная, бескорыстная, самоотверженная любовь Аксиньи не могла не перевернуть и Григорьеву жизнь. И в его загрубевшее сердце вошла теплота и нежность к женщине, без оглядки отдавшей ему свою судьбу. И когда ему бывало трудно, его поддерживала преданная любовь Аксиньи. Она бросает все, уезжая с ним в отступление, делит с ним лишения и тяготы, готовая вместе с ним встретить все, что несет им судьба. С глубоким психологическим проникновением в душевный мир своих героев показал писатель в финале романа, как, вновь уходя из хутора навстречу новым тяжким испытаниям, Григорий чувствует, что значит для Аксиньи быть вместе с ним: «Он видел ее опухшие от слез, сияющие счастьем глаза, бледные в предрассветных сумерках щеки... Словно отвечая на его мысли, Аксинья сказала: «...Везде пойду за тобой, хоть на смерть!»

С исключительной силой звучат последние эпизоды высокой трагедии Аксинья, пораженная шальной пулей, умирает на руках Григория. Своими руками вырыл он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватило его. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго...»

Трагично завершается путь Григория в романе, и все сильнее и напряженнее звучит мотив сострадания, неотступнее становится наше желание благополучного исхода его судьбы. В финале романа Григорий, вернувшись домой, видит подросшего сына, берет его на руки и входит дом. Будущее обновление героя связано с его надеждами и верой в сына: «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Через весь роман Шолохова прошла возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая любовь Григория и Аксиньи Изображение высокой страсти простого человека никогда еще не поднималось в литературе до таких вершин, до такой силы t. убедительности, как в романе Шолохова «Тихий Дон»

Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру по­правлять волосы, ее улыбку, интонации голоса... М. Шолохов. Тихий Дон В судьбе главного героя романа «Тихий Дон» было две женщины - Аксинья и Наталья. Обе они безмерно люби­ли Григория и обе были для него по-своему дороги. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины: у каждой свой характер, своя судьба. Но на­крепко связала их жизнь и имя любимого человека - так, что чем дальше, тем ближе они кажутся друг другу. Влюбившись в Аксинью, ответившую ему взаимностью, Григорий вызвал пересуды в хуторе и ссоры в семье - это была зазорная любовь к чужой жене. Непростая была жизнь у Аксиньи до соединения с Мелеховым: в шестнад­цать лет над ней поглумился отец, а через год ее насильно выдали замуж за Степана Астахова, любившего выпить и погулять, ленивого и способного поднять руку на женщи­ну. Мало радости видела Аксинья в новой семье: изнури­тельный труд, побои мужа, смерть ребенка. Тем ярче вспых­нула любовь этой писаной красавицы к молодому, смелому и ласковому Григорию. Наталья выросла в зажиточной семье, любящей и по­нимающей ее. Девушку не неволили в выборе жениха, по­этому замуж она вышла по любви: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» И пошла - за небогатого, «турка», с грехом за плечами. В новой семье невестку лю­били и даже баловали, но очень скоро Наталья поняла, что по-прежнему ее законный муж Гриша привязан к Акси­нье: «Не люблю я тебя, Наташка, не гневайся». Тут уж сердись не сердись, а ничего не изменишь. И Наталья, бес­конечно любящая мужа, молча страдает, прощает ему из­мены, всегда ждет его возвращения. Терпеливая, доброже­лательная, отзывчивая, она находит утешение в детях. Обе эти женщины, отдавшие Григорию свое сердце, свою самоотверженную любовь, по-своему дороги ему, и обеим он причиняет горе, боль и страдания, не желая того. Акси­нья заболевает тифом во время поездки с Мелеховым в отступление, Наталья, не выдержав душевных мук, в отча­янии пытается покончить жизнь самоубийством. Григо­рий невольно становится виновным даже в смерти люби­мых женщин, но и его жизнь рушится и теряет смысл с их гибелью. И Аксинье, и Наталье Григорий Мелехов принес много страданий, но он явился и светом, путеводной звездой их жизни. Они сами выбрали этот путь и самоотверженно шли по нему до конца. Эти женщины не боялись трудно­стей, ради любимого человека были готовы на жертвы. Ведь не зря же Наталья прощала Григорию его уходы к другой, а Аксинье дороже всех после ненаглядного, милого Гриши были его дети - чужие ей по крови, но родные по знакомым чертам любимого в их лицах. Искренне и са­мозабвенно любит она мелеховских малышей и в трудную минуту заменяет им мать. Через образы Аксиньи и Натальи не только ярче и многограннее проявляется неоднозначная и беспокойная личность Григория Мелехова, но и раскрывается духовная красота, стойкость, высокие моральные качества донских казачек, их способность к бескорыстной и самоотвержен­ной любви, что делает эти образы незабываемыми для чи­тателя.