Какие выделяют основные потребности человека. Понятие потребностей. по функциональной роли

Потребности человека.

Отсутствие мотивации - величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

Ориентировки,

Любопытства,

Направленного интереса,

Склонности,

Осознанного самообразования,

Творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей :

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно - вещные,

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности - пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности - стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности - дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности - уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности - самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности - это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

Человеческая личность многогранна. Характер образно представляет из себя своеобразное лоскутное одеяло, сшитое из множества черт, привычек и характерных особенностей человека. Индивид - сложный организм, изучение которого в психологии является весьма длительным процессом.

На протяжении истории учёные всегда задавались самыми разными вопросами, касающимися человеческой личности. Черты характера, привычки, особенности менталитета и так далее - всё это подвергалось изучению, проводились исследования, тестирования и эксперименты. Всё это для лучше изучения личности человека, природы его сущности, а также для выявления тенденция дальнейшего развития индивида.

Потребности человека также изучаются, ведь они являются проявлением его личности . Индивид идёт на поводу своих нужд. Именно они толкали многих людей на осуществление самых различных открытий, которые сейчас активно используются современным обществом.

Но что такое потребность человека? Как можно обозначить определение данного термина? Какие потребности существуют? Какие критерии для разделения нужд можно выделить? Об этом и пойдёт речь в этой статье.

Определение потребностей

Для начала стоит привести определение данного понятия в психологии. Что такое потребности человека? Это позволит лучше понять суть рассматриваемого термина, а затем уже примерно обозначить последующие вопросы для изучения.

Человеческие потребности - это определённое состояние индивида , характеризующееся зависимостью от внешних жизненных условий и кондиций развития. Иными словами, это ощущение необходимости удовлетворить свои внутренние запросы, возникающие на ментальном и физическом уровнях, в психологии индивида.

Если рассматривать базовые, или начальные, нужды , которые могут возникнуть у любого индивида, то можно выделить следующие:

Конечно, стоит учесть, что некоторые указанные здесь потребности могут не восприниматься некоторыми людьми в качестве базовых. Например, нужда в продолжении рода воспринимается некоторыми индивидами, как необязательная и ненужная . Также есть люди, которые просто не имеют желания удовлетворять свои половые потребности, потому что их просто нет. Бывают разные случаи, но предложенный выше список является перечнем самых базовых потребностей, которые испытывает большинство людей со стандартной психологией.

Если рассмотреть вышеуказанный список, то можно отметить следующее: в принципе, практически все нужды, указанные в перечне, отвечают не только людям, но большинству других существ.

Классификация потребностей

Все существующие потребности индивида можно разделить на три группы. Эта научная классификация предполагает наличие именно трёх основных видов нужд, которые можно рассматривать отдельно по определённому принципу.

Итак, согласно это научной классификации, человеческие потребности бывают трёх видов:

Все вышеуказанные виды потребностей являются необходимыми для полноценной жизнедеятельности л юбого индивида. Также удовлетворение этих нужд позволяет в дальнейшем развиваться и достигать новых целей взамен уже достигнутых.

Как можно заметить из списка видов потребностей, они взаимодополняют друг друга. К примеру, неудовлетворение биологических нужд ведёт к невозможности достижения социальных задач, а также удовлетворения духовных потребностей. Голодный и испытывающий жажду человек вряд ли сможет реализоваться в обществе, и к тому же ещё самосовершенствоваться и творчески развиваться.

Интересы

Ещё одно понятие, которое стоит рассмотреть в рамках этой темы, это интересы. У каждого человека есть свои интересы, нередко их могут путать с потребностями , но следует помнить, что есть определённые различия у этих терминов.

Интерес к определённому объекту - позиция индивида с точки зрения его способностей и запросов. И вот тут прослеживается связь между потребностями и интересами. Да, эти понятия не являются взаимозаменяемыми. Но взаимодополняющими - уж точно. Нужно отметить, что интересы не существуют без нужд, а те, в свою очередь, не могут без интересов. Направление и характер интересов зависят от социальной группы и статуса индивида.

Интересы можно разделить по их направленности:

  • Социальные;
  • Духовные;
  • Политические.

Если же разделить все интересы согласно другой классификации, а именно по социальной принадлежности индивида, то можно получить следующий список:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Общественные.

Интересы индивида могут носить сугубо стратегический характер . В таком случае человек может ради их достижения поступиться интересами других людей. Именно поэтому каждый индивид должен позаботиться о создании определённых личностных интересов, которые не позволят помешать другому человеку в преследовании своих интересов. Достижение своих целей не должно предполагать вмешательство в достижение целей другого человека. Не стоит пренебрегать нормами морали и существующими жизненными ценностями. Но это уже вопрос психологии каждого отдельного индивида.

Потребности – нужды людей, которые обеспечивают выживание. Они мотивируют индивида на активные действия. Любой человек наполнен различными желаниями, потому исполнение всех из них невозможно. Тем более что, как только одна потребность удовлетворяется, тут же появляется новая. Без нужд субъект никогда не обходится. Развиваясь, человек приобретает все новые потребности, только уже других уровней.

Нужды индивида напрямую влияют на формирование его мотивации, что и двигает личность вперед. Мотив и деятельность, что появляется благодаря ему, зависят от культурного уровня развития человека, его особенностей, черт характера. От тех объектов, с помощью которых он привык познавать действительность.

Потребности в психологии

Потребность рассматривается психологами с трех позиций: в качестве объекта, состояния и свойства.

  1. Потребность как нужда для существования, выживания и обеспечение нормального функционирования человека.
  2. Появление желания в качестве компенсации за недостаток чего-либо
  3. Потребность как фундаментальное свойство любого индивида, определяющее его взаимоотношения с окружающими людьми, миром в целом.

Разработано большое количество теорий потребностей, которые описывают потребности с разных сторон. Известный последователь своего отца, чьи идеи были направлены на изучение личности в ее связях с деятельностью, Д.А. Леонтьев рассматривал и потребности, исходя из этой концепции. К.К. Платонов же видел в возникающих желаниях лишь острую нужду человека восполнить что-то недостающее, устранить. А Курт Левин расширил понятие потребностей, назвав их динамическим состоянием.

Все подходы психологов к данной проблематике можно условно определить в группы, где потребность понимали как:

  • Нужду (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев)
  • Состояние (Левин)
  • Отсутствие блага (В.С. Магун)
  • Необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко)
  • Предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев)
  • Отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган)
  • Системную реакцию личности (Е.П. Ильин)
  • Нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский)

Тем самым, человеческие желания являются динамическими состояниями, что формируют мотивационную сферу личности, а затем и подвигают ее на совершение деятельности. Особую роль играет содержание потребностей, и то, как они влияют на окружающую действительность. Ведь человек, совершая то или иное действие, воздействует на среду, в которой находится. И его духовные устремления определяют, какой окрас приобретет это воздействие.

В данной связи интересна точка зрения Е.П. Ильина, который предложил для понимания сути потребностей учитывать несколько главных моментов:

  • физиологические нужды следует рассматривать отдельно от желаний личности. Организм может «потребовать» от человека немедленного исполнения своего запроса, который не всегда осознаваем, а сформированная потребность личность никогда не бывает неосознанной;
  • осознанное желание и нужда взаимосвязаны, тем не менее, субъекту важно стремиться исполнять то, что находится не в дефиците, а в действительной необходимости;
  • если потребность появилась, как состояние, личности ее трудно не заметить, потому важно сделать правильный выбор в методе и порядке (а иногда и заданных самим человеком условий) удовлетворения нужды;
  • после того, как острая нужда в чем-то или желание обозначились, запускается механизм, нацеленный на активный поиск средств для их достижения, поскольку обойтись без удовлетворения потребностей человеку маловероятно.

Классификации потребностей

Вашему вниманию предлагается наиболее краткая, удобная классификация:

  • Биологический вид потребностей – в еде, воде, тепле и месте обитания. Носят материальный характер.
  • Социальный вид – во взаимодействии с другими субъектами, необходимости состоять в группе, завоевывать уважение и признание.
  • Духовный – потребности познания, творческой реализации, эстетическом удовольствии, получении ответов на философско-религиозные вопросы.

Все три вида тесно переплетены между собой. Биологические присутствуют и у животных, но, что отличает человека – это духовные потребности и их преобладание над базовыми, естественными нуждами любого живого организма. Социальные также развиты в большей степени у людей.

Известный психолог Абрахам Маслоу внедрил в широкое пользование свою концепцию «пирамиду потребностей ». Ее можно обозначить так:

Первый уровень:

  1. Врожденные, биологические: в еде, во сне, дыхании, наличии убежища, продолжении рода;
  2. Экзистенциальные: в обеспечении безопасности и защиты от опасностей и несчастных случаев, комфорта обитания, стабильности.

Второй уровень (приобретенные):

  • Социальные: в коммуникации с другими людьми, принадлежности к социуму, группе, межличностных отношениях, проявлении заботы и получения ее взамен, внимании к себе, совместной деятельности
  • Престиж: в достижении уважения, определенной ступени развития в карьере, места в обществе, одобрительных отзывов о своей деятельности, успехах.
  • Духовная реализация: в творческой состоятельности, качественной выполнении своей работы, высшем мастерстве исполнения и созидания.

Маслоу полагал, что удовлетворены должны быть сперва потребности первого уровня, низшие, а затем человек будет стремиться прийти к высшим.

Впрочем, не стоит забывать, что эта схема не всегда работает так в действительности. Не каждая базовая потребность может быть полностью реализована, тогда как личность желает достичь чего-то из социальной или духовной группы. Кроме того, не следует забывать, что потребности одних не должны мешать жизни и свободе других людей. Необходимо ограничивать себя и держать устремления в разумных пределах. Процесс удовлетворения желаний должен быть направлен на развитие личности, ее лучших качеств, познание истины, приобретение новых полезных знаний и опыта, всеобщие блага.

Интересы и склонности

С понятием «потребности» тесно связан термин «интерес» — с латинского слово переводится как «иметь значение». Интерес – непосредственно то, что вызывает потребность. У человека появляется желание обладать объектом его интереса, отсюда формируются его действия.

Интерес может проявляться не только к материальному предмету, но и к духовным благам. Индивид хочет заполучить что-то, что предлагается ему социумом, то есть потребности появляются, исходя из возможностей, предоставляемых внешней средой.

Человек рассчитывает на что-либо, ориентируясь на свое положение в обществе, группе. Интерес регулируется тем социумом, к которому индивид принадлежит, иногда осознается, а порой нет. Человек получает от общества стимул, что двигает его на совершение определенной активности, которая и приведет к удовлетворению потребности.

Интересы делятся в зависимости от:

  • Носителя: личностный, групповой, общественный
  • Направления: духовный, экономический, социальный, политический.

Есть также понятие «склонность» — она задает направленность интереса на совершение конкретного вида деятельности. Интерес только указывает на желаемый объект. Иногда они не совпадают. Рассогласование возникает из-за того, что какая-то цель не представляется осуществимой, независимо от прикладываемых усилий субъекта или группы.

Интересы и склонности могут определять судьбу человека, выбор его профессии, характер построения отношений.


Признаки успешной реализации потребностей

Человек успешен в достижении своих целей, если он правильно их поставил, верно себя замотивировал и подобрал нужные средства решения. Кроме того, могут влиять, конечно, сторонние факторы, мешающие субъекту, но их вероятность ниже степени личных усилий.

Уверенность человека в своих силах также напрямую отразится на результатах его деятельности. Вовремя удовлетворенные потребности помогают ему в успешной деятельности.

Согласно Маслоу, верх устремлений любого человека – самоактуализация. Это то, к чему все мы идем в идеале. Вот, какие черты личности , что добилась максимального успеха, преодолев все свои желания:

  • Любовь к себе и окружающим, гармония с собой и природой
  • Высокая степень концентрации и хладнокровия при решении проблемы
  • Интерес к социальному взаимодействию
  • Объективность восприятия, открытость к новым мнениям
  • Спонтанность эмоций, естественность в поведении
  • Признание своей индивидуальности
  • Толерантность к другим людям, культурам, явлениям
  • Независимость от общественного мнения, способность высказать свою точку зрения
  • Умение любить, дружить — испытывать глубокие чувства
  • Неутихающее стремление к познанию
  • Творческое мышление
  • Остроумие (не высмеивание чужих недостатков, а оставление за собой и другими права на ошибку)

Таким образом, мы рассмотрели виды потребностей человека, различные подходы к данной проблематике. Любой человек, стремящийся к совершенству, должен знать о своих потребностях и их происхождении, чтобы отсеивать лишнее и концентрироваться на действительно важном. Тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом и приносить вам удовольствие.

конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует особо выделить БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Согласно этой концепции все человеческие существа имеют общие фундаментальные потребности (включая здоровье и естественное право на автономию, на свободу) на том основании, что являются людьми. По мнению составителя словаря, следует различать базовые потребности человека на трех его уровнях телесном, социальном и духовном с таким же их терминологическим обозначением. Их удовлетворение – необходимое предварительное условие полноценного участия в социальной и духовной жизни. Духовные потребности как общечеловеческие ценности, в том числе и мудрость, заложены в природе человека, считает А. Маслоу – американский психолог и философ. Надо только с помощью особых методик помочь человеку открыть их в себе и тем самым встать на путь самоактуализации, то есть осуществлять свою жизнь на основе высших духовных ценностей Альтернативное представление состоит в том, что человеческие потребности являются относительными, зависят от индивидуального или культурного предпочтения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОТРЕБНОСТЬ

состояние организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности. Специфика человеч. П. определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. П. социальных групп, классов, общества есть возникающая в ходе развития необходимость в осуществлении определ. изменений или преобразований отд. элементов общества или всей обществ. системы. Исходным пунктом анализа человеч. П. является общество как конкретно-историч. система, обусловливающая формирование и развитие разнообразных П., содержание, способы и формы их удовлетворения. Изучение системы и уровня П. различных социальных групп, степени их удовлетворения и выявление тенденций их изменения имеет важное значение для науч. планирования развития общества. П. социальных групп и классов служат основой их интересов (см. Общественные интересы). О. Юровицкий. Куйбышев. Психологич. формой активности личности, выражающей П., является мотивация ее поведения. Проблема П. как исходной характеристики активности личности начала разрабатываться в связи с преодолением концепции психологич. "атомизма" ассоцианистов и с возникновением динамич. теорий личности. Ассоцианистская психология представляла личность аддитивной суммой элементов душевной жизни. Такой взгляд предполагал признание непроизводными, атомарными этих элементов и чисто пассивного характера воспроизводства в этих элементах внешних воздействий. Динамич. теория личности возникла в связи с изменением принципов трактовки личности в бурж. философии конца 19 – начала 20 вв., когда классич. робинзонада была заменена иррационалистич. концепцией истории как жизненного потока (личность – преходящий момент этого потока; основание его единства иррационально). Такая позиция вызвала на рубеже века парадоксальное содружество идей эволюц. биологии и волюнтаризма в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана. Рационалистич. душа растворилась в мировой воле, в "горме", в "жизненном порыве", а ее индивидуализация стала толковаться как процесс обнаружения неких первичных потенций, представленных в виде биологич. сил – влечений, П., чувств и т.п. Эти силы и заменили ассоцианистские элементы психич. жизни. Одна из первых теорий такого рода – гормическая психология Мак-Дугалла. У него первичные мотивации оказываются далее не разложимыми, изначальными (и в этом смысле метафизическими) детерминаторами всякой жизненной активности. П. и мотивы отождествляются как первичное определение жизненной энергии. Отношение организма (субъекта) к объекту определяется этими первичными мотивами (П., инстинктами), к-рые концентрируются вокруг объекта в определ. систему. Эта система и выступает как предмет П., или жизненной энергии организма. Строго говоря, по тому же принципу построено понятие П. во фрейдизме и неофрейдизме, в индивидуальной психологии, системе Юнга и др. Отношение субъекта и объекта определяется здесь непосредственно исходными влечениями, к-рые и есть элементарные, первичные мотивации. Т.н. жизненный опыт надстраивается над последними как опосредствующий механизм. Структура этих опосредствований имманентно детерминируется первичными мотивациями и поэтому служит схемой конструирования личности, к-рая, т.о., оказывается проекцией влечений на жизненный опыт. В этом пункте теории влечений максимально сближаются с бихевиоризмом. Проблема мотивации ставится в нем так, что в качестве первичных мотивов поведения рассматриваются физиологич. отправления организма, толкуемые с т. зр. гомеостаза (напр., теория Янга, Олпорта). Трактовка П. как функциональных характеристик действия физиологич. механизмов лишает П. предметных определений. Эта "беспредметность" бихевиоризма, бесхитростно обнажившаяся в теории Уотсона, вызвала относительно ранний процесс его преобразования. Появившийся в нач. 20-х гг., он уже в 30-х гг. оказался существенно модифицированным. Одна из модификаций пошла по пути операционализма, превратив описательный характер уотсоновского бихевиоризма в принцип построения теории поведения. Так, Скиннер определяет П. просто через операцию измерения времени после предшествующего подкрепления, т.е. даже не в биологич. терминах. В необихевиоризме Толмена описательный характер концепции Уотсона как будто преодолевается введением целевого момента. Однако последний имеет в построении Толмена формальный смысл: он определяется просто как факт направленности, свойственной всякой поведенческой ситуации вообще. Поэтому П. выступает как одна из т.н. "промежуточных переменных", т.е. опосредствующих механизмов отношения между организмом и стимулом, а именно как механизм "готовности" организма по отношению к значимому объекту. Принципиально так же обстоит дело в теориях Халла, Газри, Вудвортса, но крайнее выражение эта позиция получила в гештальттеории К. Левина последнего (американского) периода его деятельности. Теории такого рода, в к-рых личность определяется системой силовых отношений "психического поля" (как бы оно ни называлось), занимают господств. положение среди теорий мотивации в совр. бурж. психологии. Они получили название теорий "обусловленности". Методологически плодотворный принцип системной обусловленности организма, применяемый ими абстрактно, лишается конкретно-историч. содержательности. Поэтому такие несомненные достижения совр. бурж. психологии, как системные исследования в социальной психологии, как этологическое направление в зоопсихологии, все же не преодолевают антиисторизма и поэтому в своих основаниях остаются искусств. схемами. Если очевидный факт наличия естеств. нужд у всякого живого организма рассмотреть исторически, то он перестает представляться первично данным, а превращается в проблему происхождения этих нужд. В истории человеч. общества П. людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т.е. предметом, имеющим лишь биологич. смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собств. П. Тем самым и П. людей получают возможность к развитию, т.е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство П. Животные, органич. П. преобразуются в человеческие, "надоргани-ческие", опосредствованные предметной деятельностью. П. – и предпосылка, и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познават. процессов. Именно поэтому они выступают как такие состояния личности, посредством к-рых осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека опосредствованы процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеч. культуры, представленной как предметно (материальные П.), так и функционально (духовные П.). Различие обеих этих форм человеч. культуры (как и различие материальных и духовных П.) относительно и порождается самим содержанием развития производства. Удовлетворение П. человека есть в сущности процесс присвоения им определяемой обществ. развитием формы деятельности, представленной предметно. Поэтому "...сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Производными от этой структуры трудовой деятельности являются и обществ. характеристики человеч. П. П. являются источником активности личности. У человека процесс удовлетворения П. выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно – как П., человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика П. – в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи к-рых происходит овладение этой же объективированной целью. В рождении П. роль формирующего начала играет конфликт между усвоенным опытом (привычки, навыки, характер) и предметной актуализацией этого опыта, выражающейся в предметном действии. Иными словами, П. – это динамич. формула включения предмета в личностный контекст. Психология изучает, как П. обнаруживаются в мотивах, побуждающих к деятельности и становящихся формой проявления П. Объекты П., преломляясь через сознание, выступают в качестве мотивов (влечения, желания и т.п.), предполагающих более или менее осознанную цель деятельности. Отношение между П. и мотивами не может быть понято как отношение между членами одного ряда. Рассматривая отношение П. к мотивам как отношение сущности к явлениям, можно найти адекватный подход к проблеме мотивации. Специфич. трудности этой проблемы связаны с тем, что мотивы поведения даны непосредственно, тогда как П. в качестве сущности скрыта. Представленная в П. зависимость личности от общества проявляется в мотивах ее действий, но сами они выступают как форма кажущейся спонтанности поведения индивида. Если в П. деятельность человека по существу зависима от ее предметно-обществ. содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собств. активности субъекта. Поэтому открывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками, эластичнее, подвижнее, чем П., составляющая ее сущность. Подлинная зависимость мотивов от П. обнаруживается и в самом факте их расхождения, свойственном поведению личности в обществ. условиях отчуждения. Коммунистич. снятие отчуждения распредмечивает П., делая прозрачным самый процесс их формирования в обществ. деятельности индивида. Это распредмечивание осуществляется, конечно, не лишением П. предметности, но снятием противополагания предмета деятельности и ее процесса. Как результат этих новых отношений предмета деятельности и ее процесса коммунистич. труд становится первой жизненной П. Развитие, отбор и воспитание П., приведение их к той нравств. высоте, к-рая должна быть свойственна человеку коммунистич. общества, становится одной из центр. задач формирования личности. См. также Мотивы, Общественные интересы, Сознание, Мышление. Лит.: Лежнев В. Т., Учение о П. в совр. психологии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1939, вып. 1; Фортунатов Г. ?., Петровский А. В., Проблема П. в психологии личности, "Вопр. психологии", 1956, No 4; Mясищев В. Н., Проблема П. в системе психологии, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук", 1957, вып. 11, No 244; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; ?уровский М. Б., Труд и мышление, М., 1963; Ковалев А. Г., Психология личности, 2 изд., М., 1965; Кикнадзе Д. ?., П., как факт поведения человека, "ВФ", 1965, No 12; Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. яз., М., 1965; Lewin К., Vorsatz, Wille und Bed?rfnis, В., 1926; его же, A dinamic theory of personality..., N. Y.–L., 1935; Mс Dоugall W., The energies of men, N. Y., 1933; Skinner В. F., The behaviour of organisms, N. Y., 1938; ?olman ?. С. [а. о.], Toward a general theory of action, Camb., 1951. А. Петровский, М. Туровский. Москва.

Введение

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

Актуальность данной темы - одна из самых важных тем по этой дисциплине. Для того что бы работать в сфере сервиса необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

Цель: является изучение методов удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Объект исследования: метод.

Предмет исследования : методы удовлетворения потребностей сферой сервиса

Задачи , которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Рассмотреть понятие и сущность человеческих потребностей

2. Рассмотреть понятие сферы сервиса

3. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности.

Для исследования данной темы я использовала разные источники. Благодаря книге М. П. Ершова «Потребность человека» психологу А. Маслоу, философу Достоевскому я раскрыла основные определения потребности. Основные методы удовлетворения потребностей я узнала из учебного пособия «Человек и его потребности» под ред. Огаяняна К. М. А для определения методов к определённому характеру мне помогла книга «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л. И учебно-методическое пособие Каверина С. В.

Потребности человека

Понятие потребность и их классификация.

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

В книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее "потребность" - это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган - "потребность", которая впоследствии начинает жить своей собственной "жизнью": определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что "... мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа - потребности в безопасности. Третья группа - потребности в любви и признании у других людей. Четвертая группа - потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа - потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

(б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);

(в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,

(2) подчиненные духовным - психические потребности,

(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1

Классификация потребностей современного человека

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скоре всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие разработки. В их числе наиболее плодотворной нам представляется концепция известного американского социального психолога, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Его классификация базовых потребностей человека и будет положена в основу нашего дальнейшего анализа человеческой природы.

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. .

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70.

Чем привлекательна пятичленка Маслоу? Прежде всего своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделял и другие базовые потребности, в частности - в знании и понимании, а также в красоте и эстетическом наслаждении, но так и не сумел вписать их в свою систему. Видимо, число базовых потребностей человека может быть и другим, скорее всего гораздо большим. В классификации Маслоу, кроме того, просматривается определенная, а именно субординационная или иерархическая логика. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких, что вполне оправданно и понятно. Истинно человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может идти речь, когда он нищ, ему голодно и холодно.

Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных. ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка или необходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е. утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности же роста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001. - 160 с..

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - с. 63.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.