Какие предметы в советской школе. Образование в ссср: эксперименты и реформы

Храм знаний, важная жизненная ступень, кузница ученых и чемпионов - это все для напыщенных речей и текстов дурных писателей. Школа - обычное здание, вмещающее учеников и педагогов, но очень-очень разных, что бы там ни говорили. Школа - обычное заведение, наполненное конфликтами - большими и маленькими, серьезными и не стоящими выеденного яйца, межполовыми, межрасовыми, межвозрастными, кастовыми, отцов и детей. Но вынесли мы из школьных лет знания и умение адаптироваться в социуме, чего нынешней молодежи зачастую не хватает, несмотря на наличие школьных психологов. Жизнь в жизни - вот что такое советская школа.

Школьная форма

Синие костюмы для мальчиков, коричневые платья для девочек. К коричневым платьям полагался в будни - черный фартук, в праздники - белый. Нет простора? А фартук? Какими они были! С крылышками обычными, пышными, плиссированными, гофрированными, вышитыми, с аппликацией - на 50 девчонок не найти пары одинаковых. А ведь еще карманы!

К середине 80-х школьную форму изменили. Ввели синие тройки для всех: у мальчиков - брючный костюм, у девочек - с юбкой. Это была радость - стало можно носить разные блузки (лишь бы белые), и многие девочки облачились в модные водолазки (у кого они были). Еще один плюс - длина юбки. Школьное платье кто же даст обрезать? А вот юбку подвернуть проще простого - и забегали голенастые девочки в мини, закатав несколько раз ткань вокруг пояса. До и после уроков в туалете было не продохнуть: утром юбки подворачивали, днем - возвращали обратно.


Обязательная составляющая советской школьной формы (за исключением октябрят) - пионерский галстук - жила ровно один учебный год. После ее ждала судьба, может, не такая почетная, но уж точно более важная с точки зрения пионера, окунувшегося в каникулярные радости. Радость у всех была одна - пионерский лагерь.

Все знали, что в конце августа попадет от родителей: кого-то лишат кино и сладостей, с кем-то не будут разговаривать, а кого-то и выпорют - это было неважно. Галстук из года в год шел на заклание: он превращался в хранилище росписей - на красном треугольнике расписывались те, кто был почти до безумия дорог на протяжении лета. Это была честь - получить предложение расписаться на галстуке. Это было признание в любви, если речь о разнополых детях.

Расставаясь, подростки думали, что уже не очнутся от горя, но как максимум в ноябре не помнили о объектах дружеской и, чего уж там, - любовной привязанности. И только росписи (если родители не погубили окончательно испорченный галстук) смутно напоминали чудные мгновения - не в лицах даже… ощущением.

Иерархия

Протест. Неосознанный, подсознательный, отрицаемый, но протест - только так можно охарактеризовать иерархию внутри класса. Заводила и двоечник - любимец, отличник и общественный активист - чужой человек. Вокруг активистов был вакуум. Они варились в каком-то собственном соку, весьма далеком от общества.

Иерархия эта возникала в середине пути. Младшие школьники открыто презирали двоечников, не хотели садиться с ними за парту (наказание за провинность - посадить рядом с двоечником «на Камчатку»). Начиная класса с 4-го градус популярности «Камчатки» неуклонно стремился вверх и к 7-му взбирался на недостижимую высоту. «Камчатка» превращалась в элитные места.

Выборы старосты

Протестными были и выборы старосты. Год за годом класс ставил на отпетого хулигана - год за годом учителя отклоняли кандидатуру, награждая полномочиями одну из отличниц.

Противостояние получалось очень интересным, но абсолютно бессмысленным. У старосты была куча обязанностей, но никаких преференций (в них отличники и не нуждались). Любимец класса разве что под угрозой отправки в колонию стал бы заниматься организационными вопросами, да и то - как минимум половину исполнить не смог бы.

Кто и когда придумал сделать эту должность (если ее так можно назвать) выборной? С детства детей приучали спокойно относиться к игнорированию их выбора. Как ни странно, вреда в этом было меньше, чем пользы - по крайней мере, люди были избавлены от жесткого взрослого разочарования в куда более важных выборах.

Школьная стенгазета


Свой вещательный орган был в каждом классе. Редколлегия стенгазеты состояла из 2–3 особо едких девчонок. Вокруг них тоже было пространство, но не вакуум - другого свойства: мало кто хотел попасть на юное перо, и потому обижать журналистов даже не пробовали. И уважали - неподдельно. И не только уважали, но и помогали, таская «каштанчики» из школьной жизни (совсем необязательно было наполнять газету рассказами только о классных персонажах).

Помощь бывала и материальной, особенно в праздники. Новогоднюю стенгазету готовили всем классом загодя. Елочные игрушки раньше были настоящими - не бездушными пластиковыми мячиками, абы как разрисованными, а из стекла с тонкой росписью. Конечно, ни один НГ не обходился без битого стекла. Его собирали, гордо заявляя родителям о необходимости подготовки стенгазеты к следующему НГ, и хранили целый год. Буквы писали на ватмане клеем, а затем на этот клей помещали измельченные битые шарики - получалось празднично, блестяще, ярко, но никак не гламурно. Так же таскали гербарии для осенних газет - и они расцветали красками засыпающего леса. В таких выпусках никого не продергивали - ценили помощь.

Уроки начальной военной подготовки


Их любили все, а «энвэпэшник» был бог и царь. Единственно, что омрачало постижение любимого предмета - теория. Уроки НВП были 2 типов: теория и практика. Практика тоже не была однородной: мальчики уже в школе познавали солдатскую муштру, а девочки попросту балдели, когда доходило до военно-строевой подготовки - шушукались по углам о своих маленьких девичьих секретах, тайком подкрашивая губы и ресницы (особо смелые - и ногти).

А вот от стрельбы никого не освобождали. Дети радовались - стрелять любили все без исключения. Настоящая винтовка (пусть и пневматическая) - элемент взрослой жизни, а какой подросток не мечтает скорее повзрослеть?

Были пятна и на военном «солнце» - команда «Газы». Она звучала всегда не вовремя («энвэпэшники» были хитры) и доставляла массу неприятностей, особенно девчонкам: как только поступала команда, необходимо было быстро надеть противогаз. Военрук стоял с секундомером, а дети напяливали на себя резинового «слоника» - резина жестко прихватывала волосы из косичек и хвостиков; модниц посещало желание сбросить пышные банты вместе с косами - постричься то есть, и даже не под Мирей Матье, а как можно короче. Ни одна коса не пострадала - уже на перемене девочки забывали о злобных противогазах.


Макулатура и металлолом

Определенно - не было в стране школы, где не организовывали бы сбор макулатуры и металлолома. Если с макулатурой еще можно было как-то управиться, поскольку к ней все были привычными (еще бы: вороха старых газет давали право приобретения годных книг; как ни странно, но бумагой охотно делились), то с железками дело обстояло не так радужно. Лом был тяжелым, найти его - еще тяжелее (машин практически не было, откуда взяться бесхозному железу?).

Однако ларчик открыли просто - вместо уроков труда/домоводства школьники с удовольствием шли на улицу изучать ее на предмет кем-либо брошенного/потерянного металла. Удавалось сие не всегда - народ был законопослушным и особо не разбрасывался, но каким-то чудом находили этот неуловимый лом.

Во времена Андропова сбор чего бы-то ни было вместо уроков труда пришлось прекратить - снабжение всех учеников справками с проставленным в них временем, видимо, оказалось неподъемной ношей.

Шефство над пенсионерами


Шефство над пенсионерами пользовалось популярностью, как и сбор металлолома, - если бегать в магазин и аптеку, мыть бабушкам и дедушкам полы и окна, выносить мусор надо было в урочные часы. В неурочные этим занимались только будущие медалисты и комсорги (О! они знали наперед, что такими станут), для кого великолепная характеристика играла значение чуть ли не решающее. Остальным было откровенно до лампочки, но они все делали с нескрываемым удовольствием, когда получали освобождение от пары последних уроков: окна мыть все лучше, чем сидеть в классе и ждать вызова к доске. А бабушки и дедушки видели счастливые детские лица. Вот вам пример странных взаимосвязей, где разделить добро и зло невозможно.

РОНО и ГОРОНО

Все ухищрения с ломом и шефством, приводившие к жертвам в виде уроков, имели подоплеку, но это было вовсе не желание приучить детей к сознательной жизни и необходимости физического труда (и это было, но не у всех и в куда меньшей степени), а отчетность.

Районный отдел народного образования (если не изменяет память) и Городской отдел тоже образования, тоже народного - бич. Бич учителей - в первую очередь. План царил везде - и в школах. План по успеваемости, по исправлению трудных (а если бы не было трудных?), по килограммам макулатуры и металлического лома, по принятию в пионеры, по внеклассной работе. И ради хорошей отчетности приходилось идти на жертвы. Еще один взрослый урок - поиск компромиссов.

От автора : сейчас, с высоты лет, я говорю - это был бич; план заставлял великолепных, без преувеличения, учителей раздавать готовые экзаменационные решения, лишь бы не упала успеваемость, лишь бы те ребята, кому предмет неподвластен в силу отсутствия природных склонностей, смогли хоть как-то его сдать.

21 Сен 2012

Люди воспитанные в Советском Союзе очень часто не представляют себе в какой удивительной стране они жили. Кажется, что удивительного может быть в истории СССР? Что можно прочесть об СССР и его истории сегодня, например, в Википедии? Читаем:
Союз Советских Социалистических Республик - государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год.СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.
Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза.
Теперь давайте откроем какой-нибудь учебник истории СССР. У меня всегда под рукой История СССР под редакцией академика Б.А.Рыбакова, для студентов ВУЗов обучающихся по специальности "История".Открываем главу 1:"Первобытно-общинный и рабовладельческий строй на территории нашей страны". Но СССР существовал с декабря 1922 по 1991 год! Причем тут рабовладельческий строй? Рассказывать о древнейших временах описывая объект возникший в 1922 году так же странно, как заполняя анкету с автобиографией при приеме на работу начинать ее с Адама и Евы.
Глава 2-я начинается с описания древнего рабовладельческого государства Урарту существовавшего 3300 лет назад.

Урарту в период наибольшей территориальной экспансии в 743 г. до н. э.

Как видно из карты, государство Урарту находилось в основном на территории современной Турции. Север Урарту - это сегодня территория Армении и Азербайджана. Армяне считают, что государство Урарту являлось прародиной армянского народа и первым государством в истории их народа. При всем уважении и симпатии к армянскому народу мне трудно найти какую-то связь между существованием Советского Союза и боевыми походами древних урартских царей.
Далее в этой же главе повествуется о среднеазиатскмх племенах, их переселениях и сражениях. Дана большая карта Кушанской империи и немного о ней рассказано.


Кушанское царство с зависимыми территориями.

Некоторая информация из Википедии о Кушанском царстве: Кушанское царство - древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105-250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров, пришедшим с территории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.
Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках, таких как сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.
Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи - эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «Хоу Хань Шу» - История Поздней династии Хань) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

Для людей интересующихся историей все это знать полезно и занимательно. Но все же, причем тут история СССР?

Однако не хотелось бы бросать камень в адрес авторов учебников истории или подозревать их в старческом маразме. Просто они жили в то время, когда Коммунистическая партия провозгласила создание новой исторической общности - советского народа. Мол, это раньше были русские, украинцы, евреи, армяне, узбеки и так далее. А теперь все они - советские люди, исповедующие марксизм-ленинизм.

Поэтому историки и получили задание отразить все это в своих работах (несогласные могли идти работать кочегарами или доярками). Историю всех народов надо было объединить в одну единую историю, чтобы каждый из народов предназначенных для вхождения "в новую историческую общность- советский народ" узнал и увидел свое место в этой общности. Историкам, надо сказать, еще повезло. Если бы Российской империи удалось закрепиться в Маньчжурии, то пришлось бы обосновывать вхождение в "общность" и миллионов китайцев с маньчжурами.

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель - преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

Первые шаги: единая трудовая школа

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила - от приёма учеников до снабжения школ - меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

При этом нельзя сказать, что советское правительство ограничилось отменой всех прежних законов и не проводило собственной образовательной политики. Советская школа строилась по принципу единой трудовой школы. Единой она называлась потому, что заменила прежние сословные учебные заведения. Социальные барьеры между начальной деревенской школой, реальным училищем и гимназией были разрушены. Это не значит, что все школы стали одинаковыми, но каждая из них теперь соответствовала определенной ступени образования, по которым ученики могли неограниченно подниматься. Например, бывшая начальная школа в селе считалась теперь школой первой ступени; окончив её, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.

Эти «ступени» и «типы» появились не случайно: слово «класс» не употреблялось, учеников делили на группы. Изгнанию авторитаризма не только из языка, но и из реальной жизни школ должны были способствовать ученические комитеты и общешкольные советы. Какой неформальной и бурной была общественная жизнь школ 1920-х, можно прочитать в повести Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева» .

Из книги Огнева можно почерпнуть и некоторые представления об экспериментах в преподавании. Школа Кости Рябцева живет по Дальтон-плану: ученики выполняют недельные и месячные задания, консультируясь с педагогами в «лабораториях». Не в каждой школе был возможен полноценный эксперимент, но отказ от традиционной предметной системы был всеобщим. Даже небольшие сельские школы, педагогов в которых было трудно заподозрить в склонности к новаторству, переходили от предметов к «комплексам». Например, ученики первой ступени изучали свой край как целостную тему: и географические особенности, и климат, и флору с фауной, и современное население, и исторические детали, и хозяйственный портрет. Что-то сообщал учитель, какие-то данные ученики должны были получить сами путем опросов или наблюдений за природой. Изменения произошли и в оценке: к концу 1920-х гг. распространился «бригадный метод», когда ученики сдавали зачеты не индивидуально, а группами.

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу - чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Почему это произошло? Новый образ школы, сложившийся к концу 1930-х, соответствовал идеологии «социализма в отдельно взятой стране» куда больше, чем Дальтон-планы и свободные школьные советы, где ученик мог критиковать педагога.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Оттепель как предчувствие

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома - или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

Некоторое время продолжали вводиться авторитарные дисциплинирующие меры (например, новые Правила поведения учащихся требовали беспрекословного подчинения ученика учителю), но зазвучали и другие предложения. Уже в 1944 г. нарком просвещения В. П. Потемкин объявил лозунг «борьбы с формализмом» в преподавании. Речь шла о том, чтобы меньше нагружать учеников зубрежкой определений и правил, а больше ориентировать их на понимание темы, пересказ своими словами, проводить лабораторные и практические занятия. Сразу же в печати появилась критика и «формализма в воспитании», игнорирующего интересы, склонности и особенности ребёнка.

Одним из главных новшеств в педагогике конца 1940-х гг. оказалось требование «индивидуального подхода», вызванное широко распространенным в послевоенные годы второгодничеством. Стандартные программы не работали на классах, составленных из разновозрастных учеников, у которых за плечами были годы вне школы. В ходе нескольких обсуждений в министерстве просвещения при участии экспертов-практиков и родилась формулировка «индивидуальный подход к каждому учащемуся». В педагогику вошли идеи уважения детского внутреннего мира и познания как творческого процесса. Не случайно одной из самых популярных книг среди учителей этого времени стала повесть Ф. Вигдоровой «Мой класс» . Героиня книги проходит путь от заученных методик к пониманию каждого ученика, к человеческим отношениям с детьми и их семьями.

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

С одной стороны, на педагога были возложены дополнительные обязанности: он по-прежнему отвечал за успеваемость учеников, но завышать оценки было невозможно, а проверки из разных контролирующих органов стали, как никогда, строгими и дотошными. С другой стороны, требование «индивидуального подхода» означало, что успешные нестандартные методики получили право на жизнь, как часть творческой работы педагога. Более того, в стране появилась практика сбора информации об опыте лучших учителей. Он обобщался и в специальных методичках, и на страницах «Учительской газеты». Внутри педагогического сообщества отклик нашли и призывы к отказу от формализма, и неясные идеи реформы школы. Именно в конце 1940-х - начале 1950-х гг. начали работу многие учителя, позднее прославившиеся как педагоги-новаторы, авторы «педагогики сотрудничества».

Скрытая диверсификация

Попытка масштабной школьной реформы произошла в СССР только в 1958 г. - так называемая «политехнизация школы». Ни концепция, ни термин не были новыми для СССР. С самых первых лет советская школа развивалась как трудовая, включавшая в программу, помимо основ наук, и освоение практических навыков. Лозунгом реформы 1958 г. было «преодоление отрыва школы от жизни». С этого времени и до 1966 г., когда реформа была свернута, немалое количество часов в средней школе (по некоторым подзаконным актам, до трети) уделялось производственной практике. Поскольку в школьных зданиях не было места для создания мастерских, руководители школ шли по более простому пути: «школьные производственные бригады» направлялись на уже существующие производства. Выезды на заводы и птицефермы целыми классами запомнились многим школьникам этих лет.

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

Одновременно с реформой и отчасти под её влиянием в СССР зародилось ещё одно новшество: школы для одарённых детей. Во внешне подчинённой единым законам советской школе продолжалась скрытая диверсификация: развивались авторские подходы лучших учителей, а теперь и школы для одарённых в математике и естественных науках детей. Созданные крупными вузами в собственных интересах, эти школы выпадали из-под общих требований «политехнизации». Примером может послужить система математических школ, программа которых готовила учеников к учёбе в серьёзных технических вузах и ко вхождению в академическую науку.

По вопросу создания математических школ в печати разгорелась мощная дискуссия, ведь выделение«элиты» самых способных учеников в отдельные школы противоречило природе советского образования. Но интересы прогресса оказались выше. Вначале математические и программистские классы возникли в крупных школах Москвы и Ленинграда, а затем были открыты физико-математические интернаты в новосибирском Академгородке, при МГУ, несколько специализированных школ в столицах. Ученики этих школ осваивали фактически вузовскую программу по физике и математике при сильно урезанном гуманитарном блоке. Большинство российских лауреатов самой престижной в мире математической награды - Филдсовской премии - учились в советских математических школах.

Педагогика сотрудничества

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960-1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

Впрочем, именно практики ярче всего заявили о себе во время перестройки. Педагоги-новаторы опубликовали свой «Переделкинский манифест» в 1986 году. Во встрече, по итогам которой был написан вошедший в историю педагогики под этим названием отчет, участвовали С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили и другие деятели педагогики и учителя.

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем - фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

«Мы не с предметом идём к ученикам, а с учениками - к предмету», - заявляли они в манифесте.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя - организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения - особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок - они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

Педагогика сотрудничества включала принципы творческого самоуправления и общественной работы, а также широкого интеллектуального развития. Авторы «Переделкинского манифеста» считали одним из самых удачных примеров творческого развития детей в реальных и полезных обществу делах ленинградскую «Фрунзенскую коммуну». Ею вдохновлялось целое движение коммунаров, распространённое в СССР в 1960-е гг., когда, казалось бы, общественной нагрузки хватало в пионерской организации. Летние трудовые лагеря и сборы воспринимались коммунарами как более полезная активность, чем традиционная пионерская; у участников движения складывалось более глубокое понимание ответственности, искренности, принадлежности к коллективу.

Педагогика сотрудничества заявила о себе в перестройку, но она была глубоко советским явлением на коллективистских началах. Отдельные приёмы и методы педагогов-новаторов вошли в практику учителей-предметников, а на принципах коммунарского движения и сейчас строятся системы самоуправления в вузах и школах, но у большинства российских школ и педагогов после распада СССР не было ресурсов для педагогических опытов. Курс на выделение элитных, «особенных» школ продолжился, и именно в них экспериментальное наследие педагогов-новаторов было применено в полной степени.

Познакомиться с академическими исследованиями советской можно в коллективной монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940 - 1980-е)». - М.: Новое литературное обозрение, 2015. Мы в 2015 году выпускали по материалам этой монографии.

Всеобщее среднее образование в СССР с 1972 года было обязательным, а право на его получение было закреплено в советской Конституции. И еще одна важнейшая деталь советского школьного образования, являющаяся гордостью нашей страны, – оно было бесплатным. Правда, сама средняя общеобразовательная школа за все время существования Страны Советов претерпела существенные изменения. Однако эти изменения вносились в соответствии с велением времени и были нацелены на повышение образовательного уровня новых поколений советских граждан.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разграничивалось: овладение основами научных знаний и профессиональным ремеслом велось параллельно. Так, в 1918 году правительством Советской России было разработано и утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно котором произошла реорганизация дореволюционных средних и церковно-приходских школ в единую трудовую школу с девятилетним обучением. В этой школе обучение разделялось на две ступени: первая ступень предполагала пятилетнее обучение, вторая – четырехлетнее. В 1919 году параллельно с единой трудовой школой были учреждены рабочие факультеты при средних специальных и высших учебных заведениях – рабфаки.


С 1932 года среднее образование стало десятилетним, а спустя два года в СССР установилось три типа общеобразовательной школы:

Начальная, с 1 по 4 класс;

Неполная средняя, с 1 по 7 класс;

Средняя, 10 классов.

С целью повышения культуры подрастающего поколения кроме научных дисциплин в советских школах стали преподавать и основы искусств. Уроки рисования, пения, музыки были обязательными на начальном и неполном среднем этапах школьного образования, а четвертные и годовые оценки по ним вносились в ведомости успеваемости. Затем по оценкам в ведомостях за 7 лет выводилась итоговая оценка в свидетельстве о неполном среднем образовании.


В годы Великой Отечественной войны появилось несколько типов специализированных общеобразовательных школ:

Суворовские и нахимовские училища, в которых готовили абитуриентов для поступления в высшие военные учебные заведения;

Школы рабочей и сельской молодежи, предусматривающие получение среднего образования работающими молодыми людьми в вечерней и заочной форме.

Следующие изменения в советском народном образовании произошли в 1958 году, когда был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Средняя общеобразовательная школа по-прежнему осталась десятилетней, однако теперь считались с первого по третий, средними – с четвертого по восьмой и старшими – девятый и десятый.

Кстати, именно после вступления в силу этого закона в Советском Союзе появились первые техникумы.



После реформы народного образования 1958 года появились и профессионально-технические училища, пришедшие на смену ФЗУ (фабрично-заводским училищам). Туда можно было поступить после окончания 8 классов общеобразовательной школы и получить одновременно со средним образованием рабочую специальность.

В целях помощи многодетным, малообеспеченным и неполным семьям развивалась система интернатов, где дети могли находиться полную рабочую неделю, получая полноценное обучение, как в обычной школе. Кроме того, в советских общеобразовательных школах появились группы продленного дня. Теперь дети, не имеющие бабушек и дедушек, могли находиться в школе 8 часов, получая полноценное питание и возможность готовить домашние задания под присмотром педагогов.

Принятая в 1958 году система всеобщего сохранилась вплоть до развала страны и была признана авторитетной общественностью многих стран лучшей в мире. Чем, сегодня, к сожалению, мы гордиться уже не можем.

Интеллигент. Это слово, произносимое советскими гражданами в чей-либо адрес, имело десятки оттенков: от восхищенно-уважительного до подчеркнуто пренебрежительного. Кто же он такой, советский интеллигент, и почему в СССР в одних случаях его считали гордостью страны, а в других – досадным пережитком прошлого и никчемным бездельником, путающегося под ногами у рабоче-крестьянского большинства? ...

В школьном возрасте наивные детские желания стать мороженщиком или кондитером, чтобы все время поглощать имеющийся в распоряжении продукт, канули в прошлое. Для советских школьников пришло время романтических мечтаний, которые коснулись и выбора будущей профессии. ...

Ученики начальных классов советской школы не только знакомились с азами грамоты и счета, но и получали серьезную идеологическую закалку. Нельзя сказать, что начальная школа в СССР была политизирована, однако с первых дней обучения педагоги формировали их первоклашек достойных граждан советской страны. ...

Несмотря на то что интересы советских школьников были достаточно разнообразны, в то же время они были довольно скромны и никогда не выходили из границ разумного и достижимого. И, конечно же, являлись совершенно иными, нежели интересы детей детсадовского возраста. ...

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой...

Система российского образования не единожды претерпевала изменения. Со временем некоторые предметы то исчезали из школьной программы, то вновь появлялись. Давайте выясним, какие уроки больше не преподают в отечественных школах.

Черчение

Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.

Споры о необходимости и ненужности черчения не утихают и сегодня, когда этот предмет уже исключили из общей школьной программы. Одни считают - черчение абсолютно бесполезный предмет. Другие, напротив, утверждают, что без навыков «начерталки» в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.

«Я бывший учитель черчения. „Бывший“ звучит очень грустно. Предмет свой обожаю, но последние три года вынуждена вести его только в виде элективного курса, - пишет в социальной сети работников образования педагог Наталья Зайцева. - А разве за 17 часов возможно дать полный материал по этому сложному и, на мой взгляд, очень интересному предмету? А как страдают дети, которые не посещают мой курс, а потом в 10 классе сталкиваются со стереометрией и не могут построить элементарное геометрическое тело. Непонятно, зачем было его отменять? Зато введены основы маркетинга, основы делового общения... Видно, действительно, стране не нужны инженеры. Печально».

В профессиональной сети многие педагоги высказывают сожаление по поводу отмены черчения и надеются, что предмет со временем всё же вернут в общую школьную программу.

Логика

Ещё один предмет из советского прошлого, который не вписался в концепцию современного образования - логика.

Логика преподавалась в школах как обязательный предмет в 50-х годах XX века. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. признал недопустимым, что в средней школе эти предметы не изучаются. При этом логика была востребована в средних учебных заведениях и раньше. Только после событий «Великого Октября» этот предмет был запрещен к изучению не только в школах, но и в вузах.

Однако после окончания войны, по поручению Сталина, дисциплину вновь вернули в учебную программу. Но как только «вождь» умер, предмет опять исключили из школьного расписания. При Хрущёве логику запретили окончательно, мотивируя это заботой об учениках, чтобы не перегружать излишне школяров.

В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе, поэтому каждое учебное заведение решает самостоятельно - включать её в учебный план или нет.

Астрономия

Изучение движения небесных тел для школьников отменили в 2008 году. А между тем астрономия входила в курс обязательных школьных наук со времёнПетра I. До революции в России выпускалось свыше 40 различных учебников по этой дисциплине. Постепенное её размытие в школьной программе началось в 1993 году - курс астрономии не вписывался в конструкцию основного учебного плана.

Сегодня формально астрономия в школах не запрещена. Просто чиновники от науки не могут найти ей место в структуре современных образовательных стандартов. Чего же в ней всё-таки больше - природоведения, физики или химии? Или всё же дисциплина будет лучше восприниматься как отдельный предмет? Учёные и педагоги спорят до сих пор.

Начальная военная подготовка

Начальная военная подготовка в аттестате зрелости как учебный предмет не указывалась. Как правило, она проводилась под руководством участников ВОВ или офицеров вооруженных сил, отправленных в запас.

Учащихся 8-10 классов обучали строевой, огневой и тактической подготовке, рассказывали о характере и особенностях отечественных вооруженных сил. Учили разбирать и собирать автомат, пользоваться ручной гранатой, противогазом, дозиметрами, обучали основам оказания первой медицинской помощи и т.д.

Сегодня такого предмета даже в качестве факультатива в российских школах не осталось (за исключением специализированных учебных заведений). В отличие от некоторых государств бывшего СССР, где допризывная подготовка молодёжи в школах по-прежнему ведётся.

Чистописание

Каллиграфия - предмет, доставшийся в наследство советской образовательной школе от царской России. В расписание он был внесен как «чистописание». Эта дисциплина требовала от учеников младшей школы усидчивости и высокой концентрации внимания. Школьников учили не только чисто писать, но и держать правильно ручку, чтобы буквы получались аккуратными и красивыми.

Сегодня роль чистописания отводится многочисленным прописям. При этом на то, как младшеклассники держат ручку, в школе никто особого внимания не обращает.

Естественная история (естествознание)

Естественная история или естествознание - наука об окружающем мире - была исключена из школьной программы в 1877 году. Только в 1901 году специальная комиссия по организации среднего школьного образования в российских школах приняла положение, согласно которому естествознание и географию полагалось изучать в 1-3 классах.

Природу предлагалось изучать по «общежитиям»: лес, поле, сад, луг, парк, река, причем преимущественно на экскурсиях. С течением времени программа курса претерпевала множество изменений - её выделяли как в отдельный курс «Природоведение», так и соединяли с лекциями по другим предметам. В современной общей школьной программе естествознания нет. Оно присутствует лишь как часть учебного курса «Окружающий мир», который преподается в начальных классах средней школы.

Философия

Философия - это полезный предмет, но есть исследования, которые показывают, что детская психика еще не достигла такого уровня зрелости, чтобы данный предмет воспринять на должном уровне. Проблема ещё также в том, что никогда в наших школах не учили ребят критическому мышлению, являющемуся необходимым условием понимания основ современной философии - практически всегда история, литература и обществознание преподавались тенденциозно.

Закон Божий

Вплоть до 1917 года в России существовали Правила о церковно-приходских школах. В них оговаривалось, кто должен осуществлять обучение и декларировалось «православное учение веры».

1 августа 1909 г. в Петербурге на Всероссийском съезде преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях было решено использовать свежую методику обучения. А именно постараться приблизить дисциплину к современному укладу жизни. Только спустя несколько лет - в сентябре 1917 года было принято определение Поместного Собора «О преподавании Закона Божия в школе», в котором отмечалось, что во всех государственных и частных школах, где есть православные учащиеся, Закон Божий должен стать обязательным уроком. При этом Закон Божий рассматривался не только как учебный предмет, но прежде как воспитательный. Ученики изучали историю Ветхого и Нового заветов, богослужение христианской православной церкви, катехизис.

С приходом к власти большевиков Закон Божий исчез из школьной программы. Только в 1991 году в России официально возродилось религиозное воспитание и обучение в воскресных школах и православных гимназиях. Сегодня его упрощенный вариант преподают факультативно, без оценки знаний, в 4 классе общеобразовательной школы при выборе дисциплины «Основы православной культуры».

Патриарх Кирилл освятил здание православной гимназии в Калининграде

«Основы православной культуры» (ОПК) с 2012 года являются полноценным учебным предметом, включенным Минобрнауки в школьную программу во всех регионах России. При этом ОПК входит в курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести циклов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

Я не против возврата в школы духовного развития ребенка, но почему при этом из школьной программы удалили те предметы благодаря которым СССР в свое время сделал рывок в развитии общества, науки, культуры, промышленности.

Глядя на все на это (реформы нашего образования), мне представляется спираль развития идет в низ, а не в верх как должно быть.

Если бы общество развивалось в правильном направлении, а не в обратном, то в сети не пользовались популярностью