Как выделяется окончание в слове. Что такое нулевое окончание в русском языке

Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как научиться определять окончание в слове ?

Инструкция

  • Вы должны знать, что окончание - это изменяемая часть слова. Таким образом, у неизменяемых частей речи его нет. Отсутствуют они у наречий и деепричастий.
  • Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", "столом" и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.
  • Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.
  • Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в слове "читает" окончанием будет "ет", так как глагол относится к первому спряжению.
  • Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".
  • Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".
  • Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.
  • Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

У каждой части речи своё окончание, которое присуще только ей. У глаголов они личные, у прилагательных и причастий - родовые, у существительных - падежные. У изменяемых слов в одной из форм окончания могут быть нулевыми.

Окончание - изменяемая часть слова, помогает определить, с какой морфологической структурной единицей приходится иметь дело. У таких морфологических особей, как наречие, деепричастие, местоимение из разряда личных, служебные не имеют окончаний. Происходит это по той причине, что они неизменяемые.

Окончание глаголов

По окончанию глагола определяются время, лицо и число. Рассматривается слово «пишут». Окончание -ут указывает на то, что глагол настоящего (будущего времени), третьего лица, множественного числа.

Изменяемая часть подскажет, в каком числе и падеже находится существительное. Прилагательные с причастиями пошли дальше, их окончания указывают на:

  • Число
  • Падеж

Окончание прилагательных

Было, к примеру, слово «ясный». Его окончание -ый свидетельствует о мужском роде. Пусть останется основа та же, а вот окончание поменяется на -ая, будет слово «ясная». Это прилагательное стало женского рода. А поменялось только окончание.

Прилагательные имеют свои постоянные ориентиры, зная о которых, невозможно допустить ошибку. Это выглядит следующим образом. В разборе участвуют окончания:

Значит, слово является именем прилагательным в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже. Это можно сделать с прилагательными женского и среднего рода.

Вот такие фокусы вытворяет самая изменяемая часть слов.

Есть такие опознавательные знаки для окончаний, по которым можно сразу сказать, что за часть речи перед нами.

Окончание существительных

Опознавательные знаки частей речи

Для существительных характерны следующие окончания:

  • Мужской род - й, ь
  • Женский род - а,я,ь
  • Средний род - о,е
  • Множественное число - и,ы

Имена существительные изменяются по падежам, имеют характерные окончания и делятся на три склонения. К первому относятся и женский и мужской род с окончаниями -а,я. Ко второму только мужской род существительных, оканчивающихся на согласный звук, и средний род на -о и -е. третье склонение имеет у себя только женский род с основой на -ь.

Определяя грамматические значения, окончания могут служить образованию новых слов. Благодаря им появляются различные формы одного и того же слова. Кроме того, они связывают слова в словосочетаниях и предложениях.

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей - стать[й’-а] - стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п. син-ий лисий-Ø

Р. п. син-его лисьj-его

Д. п. син-ему лисьj-ему

В. п. =и. п. / в. п.

Т. п. син-им лисьj-им

П. п. син-ем лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.