Как называются все части романа анника тор. Анника Тор: “Замалчивание только усугубляет тревогу”

Американская журналистка Алисия Гэри на личном опыте знает, как неуютно чувствуют себя друзья и родственники больного - в прошлом году она сама заболела раком. К счастью, Алисии удалось вылечиться, и сейчас те, с кем она общается не очень близко - продавцы в местных магазинах и некоторые соседи - думают, что она похудела из-за того, что просто сильно перенервничала. А вслух говорят, что новая короткая стрижка ей очень к лицу.

«Никто не будет сознательно говорить что-то неприятное человеку, у которого диагностировали рак, - говорит Алисия. - Но иногда слова сами вылетают, и их бывает трудно остановить. Я выслушала массу самых странных замечаний. Но не все так плохо. По большей части, мне говорили обнадеживающие вещи, и пожелания были самыми теплыми. Однако это просто удивительно, насколько сильно могут ранить гадости в такие мрачные времена.

Поддержку сложно переоценить. Но как ее оценивать? В каком смысле? Слова? Действия? Подарки? Улыбка? Как вы поддерживаете тех, кто столкнулся с серьезным заболеванием?

В мире, где желтые новости являются самой лакомой информацией, многие не знают, как показать человеку свою любовь, как выразить, насколько он небезразличен. Но что, если вы не входите в круг близких, если заболел просто знакомый? Когда до вас доходит информация о том, что тот, кого вы знаете, борется с раком, это может изменить вашу жизнь. Возможно, вы вынесете для себя какой-то урок. Больной раком-то уж точно его вынесет. Каждый новый день становится очередной горой, которую во что бы то ни стало нужно покорить.

Большинство людей в такой ситуации просто хотят знать, что они могут сделать. И принять помощь никогда не помешает, даже если ты - мисс «Я-все-сделаю-сама». В первые дни после операции я делала сознательные усилия, чтобы смотреть комедии, слушать любимую музыку и читать книги, которые я давно хотела прочесть. Давать душе пищу так важно! А умение держать мозг в тонусе и отвлекаться творит чудеса.

Я также выслушала массу замечаний, иногда в те моменты, когда я меньше всего их ожидала, и составила список того, чего нельзя говорить, и того, что можно - и сказать, и сделать.

Вот список табу - фраз, которые никогда нельзя говорить больному раком человеку:

- «Не расстраивайся - может, у тебя не все волосы выпадут».

- «Тебе действительно нужно все время носить этот парик, даже дома? Тебе в нем не жарко?».

- «После того, как мне сделали мастэктомию, я все время блевала».

- «После химиотерапии у меня выпали даже пушковые волосы».

- «Так тебе что, теперь нельзя есть сладкого?».

- «Ты не должна пользоваться антиперспирантами».

- «Наверное, ты каждый день просыпаешься и думаешь, мол, какой кошмар».

- «Ты чувствуешь себя просто ужасно, да?».

- «Я была потрясена, когда узнала обо всем».

- «Если бы со мной такое случилось, я бы не стала носить парик».

А вот то, что можно и нужно сказать и сделать:

Пошлите больному в подарок продуктовый набор. Там не должно быть специй и жира, а вот здоровый домашний суп придется очень кстати;

Передайте открытку со смешной или философской фразой. Я получила много таких посланий и очень ими дорожу;

Обсудите с больным кого-нибудь, кто уже излечился от рака как минимум пять лет назад и прекрасно себя чувствует;

Сделайте комплимент по поводу одежды или украшения;

Скажите человеку, что вы думаете о нем каждый день и посылаете ему свой позитив;

Почаще звоните, а при возможности - и навещайте больного. Когда человеку плохо и страшно, нет отвлекающего маневра лучше, чем прочитать sms от друга или поговорить с ним;

Расскажите больному что-нибудь смешное или посоветуйте хорошую комедию;

Помолитесь за него и скажите ему, что вы и дальше будете это делать.

Иногда больной человек даже сам не знает, что ему нужно или чего он хочет. И его родным и близким очень тяжело чувствовать свою беспомощность. Если у вас случайно вырвалось что-то не подходящее моменту, извинитесь, а в следующий раз хорошенько обдумывайте свои слова и постарайтесь исправиться. Даже в такой ситуации можно оставаться позитивным. Не обязательно говорить о самой болезни - дайте человеку почувствовать вашу любовь. Вы можете просто выслушать его. Предложить развлечение. Если он откажется, не отчаивайтесь: в любом случае ваш добрый порыв оценен. Вы сможете дать больному силы, чтобы жить. И этот подарок того стоит».

ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

что сказать человеку больному раком?

И ещё один позитивный пример- моя приятельница с 2 детьми заболела раком, после операции муж её бросил и она осталась одна с двумя детьми на пенсии по инвалидности. С тех пор прошло 10 лет она жива и здорова, дети выросли, а она замужем за другим человеком (очень богатым и обеспеченным). Так что всё, может быть, будет хорошо.

Но самое главное- умоляю и заклинаю вас, не хороните человека не надо даже думать, что он умрёт, во-первых человек чувствует ваш настрой и обреченность, а во-вторых - мысль материальна.

Своим поведением сострадательным, но настроенным на смерть человека люди любуются собой, а не помогают больному! «Вам больно, но вы держитесь, вы обязаны скрасить последнии дни умирающего»- такие обычно слова говорят все. Что это жалость себя вот и всё. Человек не умер-он жив, он борется-помогите ему бороться и не читайте ему «поминальных» речей при жизни.

Как поддержать онкобольного человека

В такой сложной ситуации, когда у человека такой страшный диагноз, как рак, сложно что-либо советовать. Семья больного находится шоке, с трудом понимая, что и как нужно делать.

На Западе на многие вопросы больного и его близких отвечает онкопсихолог. В наших клиниках, к сожалению, эта должность не предусмотрена даже штатным расписанием. Именно поэтому международный благотворительный фонд AICM при поддержке благотворительного фонда «Развитие Украины» издал советы для таких непростых ситуаций.

Все советы максимально адаптированы под украинские реалии, ведь создании брошюры принимали участие украинские специалисты: врач-онколог высшей категории Константин Ярынич и психолог Владимир Тарасов.

Какой поддержки ждет больной человек

Человек, которые вдруг оказался перед лицом страшной болезни, ждет от своих близких, прежде всего, поддержки, потому что победа над болезнью невозможна без веры в себя и силы духа.

Онкобольной человек ждет от близких людей поддержки во время лечения, во время консультаций врача. Потому что больной порой растерян и не может задать правильные вопросы доктору. В этом может помочь близкий человек. Кроме того, близкий человек поможет понять медицинские термины, правильно выбрать лечение и помочь пройти его.

Что нельзя говорить больному раком

Онкобольному необходимо, чтоб его выслушали и успокоили. Но ему нельзя говорить, что болезнь – это временно и быстро пройдет, нельзя упрощать ситуацию, потому что так у него возникнет ощущение, что ситуация несерьезная и не требует особого внимания. Либо же больной человек воспримет эти слова, как проявление равнодушия.

Нельзя в разговоре с онкобольным человеком делиться своими страхами и переживаниями, связанными с его болезнью. Ни в коем случае нельзя плакать в присутствии больного, наоборот, ему нужно показать уверенность в будущем дне.

Больному человеку нельзя приводить данные статистики, связанные с болезнью, даже если они кажутся оптимистичными. Ведь онкобольной человек может воспринять их совсем иначе, и увидит перед собой скорее наполовину пустой стакан, чем наполовину полный.

Нельзя в разговоре с больным сравнивать болезни разных людей, даже если диагноз схожий. Такие сравнения с определенной вероятностью может делать только врач, поскольку рак может иметь отличительные характеристики даже при похожих условиях.

Что важно для онкобольного в повседневной жизни

Особенно важно для онкобольного человека постоянное присутствие близкого человека рядом, его внимание и прикосновения, понимание и поддержка во время лечения. Не стоит скрывать свои чувства от больного человека и утверждать, что ваша жизнь не изменилась.

Нужно честно сказать: «Да, у нас сегодня сложности, но вместе мы их преодолеем». Необходимо показать человеку, что ты понимаешь его страх перед лечением, болезнью, смертью, и сопереживаешь ему. Хотя слов «смерть», «рецидив», «рак» стоит избегать в непосредственном общении. Не дай больному замкнуться в себе, хотя и с понимание отнесись, если он хочет какое-то время побыть наедине.

Не говори онкобольному человеку: «Позвони мне, если тебе что-то понадобится». Лучше скажи: «Сегодня я буду свободен, давай я зайду и мы решим, что мы можем сделать вместе».

Особенно важно, чтоб повседневная жизни больного не менялась резко, чтоб роль человека в семье оставалась прежней. Онкобольной человек должен участвовать в семейной жизни, ходить по возможности на работу, с ним нужно, как и прежде, советоваться, решать проблемы.

Но при этом необходимо понимать, что специфическое лечение вызывает у онкобольного не только общее плохое самочувствие, но и резкие перепады настроения, вплоть до агрессии или отчуждения, желания уединиться и ни с кем не общаться. Все это необходимо понимать и принимать, терпелива надеясь только на лучшее.

Нельзя избегать разговоров о самочувствии и боли, наоборот, больной должен иметь возможность выговориться, обсудить свое состояние и попросить о помощи. А вместо вопроса: «Все хорошо?» лучше задать: «Как ты себя чувствуешь?»

В общении с онкобольным очень важно сохранять контакт и доверие, общение должно происходить на равных, без очевидных подыгрываний.

Все эти советы и много полезных рекомендаций можно прочитать в брошюре «Если у близкого Вам человека обнаружили рак?», которую недавно выпустил международный благотворительный фонд AICM при поддержке благотворительного фонда «Развитие Украины».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Бесплатная юридическая консультация:


Поделись в социальных сетях

Читай также

Новости партнёров

Комментарии (13)

В общении с онкобольным человеком, самое главное сказать ему всю правду. Нужно сказать ему, что любое лечение не приводит к излечению от болезней. Нужно искать причины возникновения болезней и устранять их из жизни больного человека. А иначе с болезнями не справиться! Сами посмотрите, разве можно такое вылечить лекарствами?

Как считаешь, что самое главное в общении с онкобольным человеком?

Ответ: Дать ему тепло, поддержку и почувствовать, что но ни чуть не стал менее ценным или напротив не стал ущербным, но жизнь продолжается. Да сейчас так. Но мы вместе!

Як вважаєш, що найголовніше в спілкуванні з онкохворою людиною?

Ответ: Щоб вона мала справжню надію на майбутнє (Об.21:3,4; Ів.5:28,29)а також любов і турбота близьких.

Как считаешь, что самое главное в общении с онкобольным человеком?

Ответ: Доверие и любовь

У нас сложная сложилась ситуация. У свекрови 10 лет назад удалили грудь, рак, 2года назад обнаружили рак прямой кишки. Прооперировали. Какой ад она перенесла не буду описывать. И вот теперь снова рецидив. Она сломлена, некогда сильная, решимая женщина не хочет бороться. Не знаю как поддержать, что говорить, что отвечать на ее вопросы " за что, так хочу жить". Знаю, на все воля Бога.

Полное несоответствие картинок тексту

Как считаешь, что самое главное в общении с онкобольным человеком?

Ответ: дайте понять больному, что его болезнь - явление временное, что его положение в семье, на работе, в обществе не изменилось к худшему.

Нужно систематично лечиться и стремиться к лечебному процессу, как к любимому занятию, хобби. По прежнему Его любят, ценят и ждут выздоровления вместе. Он участвует в будущих планах близких, только надо подождать немного, окрепнуть и снова вместе активно жить и работать. Верю, что человек найдет силы занять свое место, которое ему пророчат любящие и уважающие родные и друзья. После страданий, обновления, жить счастливо будут те, кто наполнит свое сердце любовью и благодарностью. И больные и здоровые.

Как считаешь, что самое главное в общении с онкобольным человеком?

Ответ: У моей мамы рак тела матки. Она в истерике и очень боится,хотя у нее только первая стадия, но это можно понять, ведь она человек советской закалки, и такой диагноз в ее понимании - это расстрел. Еще и врачи. но это уже другая комедия. люди разные по земле ходят.Лично я стараюсь дать ей понять, что жизнь - это жизнь и иногда приходится очень тяжело, но я ведь рядом, и друзья тоже рядом, и солнце не стало темнее, но мы вместе, мы все это поборем, пройдем, перетерпим и будем жить, будем жить всем врагам на зло)))

Не поддержать - а вернуть. Ваша обязанность расткрыть глаза на лживость медицины по причинам и способам лечения рака. Сегодня тщательно скрывется, что РАК - это не болезнь. Это банальное загрязнение организма в первую очередь из-за денатурированной еды. Во вторых, ускориь рак может поражающий фактор - хим-отравление, радиация, радиэлектронные облучения и пр. Лучше всего это доказывает банальная статистика, по странам, регионам проживания. Факт - в нищей Индии - в сельской местности, неимущее население которое питается тем что вырастет и не может покупать еду в магазинах - почти ничем не болеет. Но заболевает (и раком тоже) когда переезжает в город.

Хироми Шинья, Борис Увайдов и др. успешно излечивают рак - банальными диетическими рекомендациями. ДА! Пища которая питает нас - может и защитить. Факт - по статистике продолжительность жизни самоселов Чернобыля - выше чем средняя по России. В Чернобыле, в запретной зоне! Они питаются тем что выращивают. Раскройте глаза на

Моей подруге 35 лет она не замужем детей нет,карьеристка. ей удалили грудь,как мне ее поддержать,какие правильные слова найти,ведь болезнь серьезная,а жизнь еще впереди.

Для женщины не красивая грудь или ее отсутствие - трагедия. Напомните подруге, что кроме тела, внутри Нас живет душа. Именно красота и сила духа привлекает окружающих. Особенно мужчин. Если бы были дети, их здоровье и развитие было главное в жизни. Их успех, любовь и нежность радует и делает женщину счастливой. Все пройдет, когда найдет человека, который ее полюбит. Для которого она будет самой прекрасной женщиной на свете.

Ещё на tochka.net

Что носить в 2018 году: клетчатая юбка

20 весенних вариантов маникюра, которые нужно повторить

Новости партнёров

Веб-конференции

Солист группы БЕЗ ОБМЕЖЕНЬ Сергей Танчинец в гостях tochka.net

Группа SELFY в гостях tochka.net

Телеведущая Иванна Онуфрийчук в гостях у tochka.net

Группа NAVIBAND в гостях tochka.net

Новости tochka.net

Что носить в 2018 году: бахрома

Тимур Мирошниченко показал, как выглядел в 20 лет

Гороскоп на сегодня, 17 февраля 2018 года, для всех знаков Зодиака

Даша Астафьева показала детское фото

СМИ сообщили реакцию Брэда Питта на развод Дженнифер Энистон

Авторские колонки

Алексей Симончук:

Радио

Новости партнёров

Зианджа о смене пола: «Папа сказал немножко обидные слова»

Українські мультфільми. Івасик-Телесик

Рыбный базар: 3 великолепных идеи на скорую руку

Китайский Новый год 2018: дата, легенды и традиции праздника

Must read

ТОП-5 правил хорошей ссоры

информация

Еще на tochka.net

  • Шоу-бизнес
  • Стиль
  • Семья
  • Путешествия
  • Гурман
  • Досуг
  • Конкурсы
  • Другое
  • Шоу-бизнес
  • ТВ-шоу
  • Веб-конференции
  • Афиша
  • Nightlife
  • Мода и красота
  • Бизнес леди
  • Здоровье
  • Отношения
  • Направления
  • Статьи
  • Авиабилеты
  • Ж/д билеты
  • Еда и напитки
  • Авторские рецепты
  • Гороскопы
  • Радио
  • Видео
  • Поздравления
  • Приколы
  • Знакомства
  • Конкурсы партнеров
  • Гороскоп совместимости
  • Открытки
  • Поздравления
  • Статусы
  • Работа
  • Объявления

Свернуть

© ООО ДИДЖИТАЛ ВЕНЧЕЗ. Все права защищены.

Семь самых глупых фраз, которые говорят больным их близкие

Если серьезно заболел ваш друг или родственник, как общаться с ним, не впадая в фальшивую бодрость или сюсюканье?

Книга Летти Коттин Погребин «Испытание болезнью – как общаться, сохранить отношения и помочь близкому» вышла в издательстве Livebooks при поддержке благотворительного фонда «Счастливый мир». Идея написать книгу «о дружбе и болезнях» посетила автора в очереди к онкологу.

Нужны особые слова

Представьте, что вы случайно встречаете старого друга.

Знаешь, у меня обнаружили рак.

Кто из нас смог бы адекватно продолжить такой разговор? Как поддержать и утешить человека, не впадая в напускную бодрость, в сюсюканье, не отгораживаясь от друга защитной маской доброты или равнодушия?

Легко выразить дружеское участие на совместном обеде, но когда ваш друг или родственник болен, для того, чтобы сохранить прежнюю теплоту отношений, нужны особые слова. Именно о них эта книга.

В приемной онколога

Несмотря на тяжелые темы, которые затрагивает автор, чтение «Испытание болезнью» увлекает, это одновременно и справочник, и автобиографическая повесть. Автор Летти Коттин Погребин – журналист и писатель, описывает события, которые начинаются в 2009 году, в день ее 70-летия, и который она называет лучшим в своей жизни.

Летти подводила итоги жизни, мечтая о том, чтобы завтрашний день оказался не хуже сегодняшнего. Но через месяц плановое обследование выявило у нее рак груди.

Нужно было пережить шок, успокоить близких и принять решение по поводу лечения. Но жизнь Летти остановилась и замерла в приемной клиники, у врачебных кабинетов, в очереди из таких же бедолаг.

Однако, привыкшая во всем находить смысл, Летти растерялась ненадолго. А за новым смыслом далеко и ходить не пришлось, оказалось достаточным сменить угол зрения. И приемная онкоцентра из камеры пыток превратилась в творческую лабораторию.

Болезнь – не отмеченная на карте территория

Удачнее места для материала и не придумаешь, о таком разнообразии персонажей писатель может только мечтать, а времени для разговоров у всех предостаточно. Уже на подступах к теме Летти вдруг поняла: «Болезнь – не отмеченная на карте территория!» И стала составлять карту местности.

Вопросов, требующих разъяснения, оказалось много. Почему от одних людей легко принимать помощь, а от общения с другими хочется уклониться? Существует ли для больного способ донести свои желания до окружающих, не боясь самому показаться неблагодарным и грубым?

Оказалось, что реакции людей на болезни (в том числе и на одну и ту же болезнь) не менее разнообразны, чем сами болезни. Разные модели поведения самих больных, их родственников и друзей стали для Летти предметом изучения. В своей книге она решила «поровну времени уделить негативному и позитивному опыту».

Топ глупостей

Ошибкам, которые случаются при общении с больными, Летти посвятила отдельную главу. Предлагаем наиболее типичные ляпы, которые допускают люди в отношении своих заболевших близких.

Кэтлин перенесла операцию по эндопротезированию бедра. Когда подруга, навестившая ее в больнице, назвала операцию «малым хирургическим вмешательством», Кэтлин оскорблено ответила: «Малое хирургическое вмешательство – любая операция, которую перенес не ты, а кто-то другой».

Рак груди у Мэрион обнаружили через восемь лет после гибели мужа 11 сентября в Нью-Йорке. Узнав о болезни Мэрион, ее подруга легкомысленно «обвинила» саму заболевшую: «Вот что значит дурная карма. Иначе с чего бы ты притягивала к себе столько бед?»

«Хорошо, что ты уже замужем» – «утешила» подруга Эйшу, только что перенесшую мастэктомию.

Дженнет Эвери, марафонская бегунья и штангистка, перенесшая инсульт, часто слышит от друзей: «Поверить не могу, что это случилось с тобой! Ты ведь занималась спортом!» В итоге Дженнет возненавидела глаголы прошедшего времени: «Зачем так говорить? Это лишь напоминает мне, какой я была раньше».

Патрик признался своему брату, что метастазы уже затронули лимфоузлы. «Что такое лимфоузлы?» – спросил брат. Патрик не смог с ходу объяснить, и брат упрекнул его: «Что же ты не изучил этот вопрос как следует?»

Как не обмануть и не ранить заболевшего близкого: семь правил

Но не всегда мы раним наших близких, потому что сами жестокие. Часто – просто потому, что не знаем, что сказать. Летти предлагает семь правил поведения, которые помогут нам проявить искреннее участие, не ранив друга.

1. Хотите – верьте, хотите – нет, но самая распространенная реплика, с которой обычно начинают беседу, – вопрос «Как дела?» – может расстроить больного человека.

Вопрос «Как дела?» коварен, он требует от человека мгновенного решения, насколько откровенно ему следует ответить. Поэтому задавать этот вопрос нужно лишь в случае, когда вы готовы услышать ответ и не испугаться подробностей.

Чем можно заменить этот вопрос? Можно просто сказать: «Я рад тебя видеть». Или вместо «Как ты себя чувствуешь?» спросить: «Что ты чувствуешь?», но только если вы готовы услышать ответ.

2. Не говорите человеку, у которого неизлечимое или хроническое заболевание: «Выздоравливай!», потому что он не выздоровеет. При общении с таким больным нужно понимать, что основная проблема не исчезнет, как не должны исчезать друзья.

3. Каждому больному требуется свое количество внимания, кого-то нужно за руку водить от кабинета к кабинету, а кому-то достаточно позвонить раз в неделю. То, что подходит для общения с одним больным, другого может обидеть или оскорбить.

4. Избегайте банальностей, пустых утешений, типа «Мы все в одной лодке». «Ага, только у некоторых эта лодка дала течь», – заметил на это ветеран, потерявший обе ноги на войне, а потом заболевший раком.

5. Старайтесь не перебивать больного, когда он говорит о себе. Ведь он так делится не просто информацией (которая может показаться вам несущественной), он так общается, взаимодействует. Ему важно быть выслушанным.

6. Не стоит прерывать рассказ больного ремарками в духе: «Моей собаке тоже удалили опухоль». Это бестактно и грубо. Неправильно сравнивать разных людей, разные ситуации.

7. Выполняйте обещания, или не давайте их вовсе. Будьте рядом, слушайте, предлагайте посильную помощь.

Информацию о скорбях и болезнях у нас не жалуют, ищут ее только те, кого «приперло», но вот парадокс: информации этой катастрофически не хватает. Недаром в конце книги – список благотворительных фондов на разные случаи.

В Москве книгу Летти Коттин Погребин «Испытание болезнью – как общаться, сохранить отношения и помочь близкому» можно купить также в «Библиоглобусе», где 22 ноября, в субботу, пройдет ее презентация.

Насте 14, она учится вставать
Милосердие.ру собирает деньги на себя
Вертикальное положение - для работы всех систем

Прощеное воскресенье: 7 этапов прощения

Колодозеро. Монолог сельского священника

Софья Панина: судьба, которую отняли

Два пути избавления от глухоты: родительский опыт

Дедушка Добри: взгляд с соседней улицы

Он хотел продать ребенка и купить квартиру

Дружба - это про развитие

Сам дурак

«Меняется установка: увидел проблему – взял и решил»

Милоновские коммуны: насколько реален план по выдворению бездомных с улиц

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФСвыдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.04.2014 г.

Отношения с близкими

Тяжелый диагноз для многих звучит, как приговор. И не все люди способны в одиночку справиться с раком. Для окружающих всегда большое испытание - общение с раковыми больными. Как правильно разговаривать с больным раком, как общаться, чтобы не причинять дополнительного расстройства, не вызывать агрессию и отчаяние?

Многие начинают агрессией отвечать на агрессию: ничего хорошего из этого, как правило, не получается и отношения только ухудшаются. Чтобы не усугублять положение больного раком, важно понимать, что он чувствует.

Как поддержать человека, больного раком

Чтобы приободрить больного, в первую очередь объясните, что он не жертва! Это поможет человеку сохранить активную позицию по отношению к жизни. В начале, когда человек только узнал о своей болезни, он находится, как правило, в состоянии шока. Сейчас самое время «включить» его в решение проблемы, а не сидеть, сложа руки. Конечно, нужно какое-то время, чтобы свыкнуться с мыслью о раке, но чем быстрее вы сообща начнете действовать, тем лучше.

В тот момент, когда наступает стадия гнева и злости, лучше всего помогают техники выхода из эмоционального кризиса. Самый простой способ - писать о своих чувствах на бумаге. Причем это можно посоветовать как заболевшему человеку, так и тому, кто оказался с ним рядом в эту трудную минуту.

Для этого каждый день попросите записывать человека все, что его тревожит, всего на трех страницах из блокнота. Если сил писать нет, пусть надиктовывает. Пусть выскажет бумаге или диктофону все, что он думает о ситуации, о своей болезни! Такая методика приносит заметное психологическое облегчение и снимает сильный эмоциональный стресс.

Когда наступает стадия веры в чудо, важно не дать больному пойти по ложному пути. Безусловно, вера важна, но пренебрегать лечением не стоит ни в коем случае. Во время стадии депрессии люди часто уходят в себя, замыкаются. Здесь со стороны окружающих должно быть четкое понимание того, как важно быть просто рядом.

Помощь взрослым онкобольным

Когда болезнь случается с кем-то очень близким, как мама, перенести ее очень сложно. Главное не винить себя, и не злиться на маму. Ни вы, ни она не виноваты, что это произошло. Важно своевременно действовать, не опускать руки. Ну а если судьба распорядилась так, чтобы забрать человека из этой жизни, постарайтесь стойко перенести эту потерю. Прочувствуйте всю боль и горечь утраты. Последние дни не должны быть омрачены склоками и ссорами. Важно создать благоприятный эмоциональный фон для ухода ракового больного.

Поддержка болеющего раком ребенка

Если ребенок более раком, это тяжелее вдвойне для родителей и других близких ему взрослых людей. Кажется, что сердце разрывается от осознания того, что кроха страдает. Ребенок воспринимается, как часть родителей, часть матери и отца, поэтому многие взрослые принимают онкологию ребенка как свою собственную. Конечно, так делать не нужно. В первую очередь, матерям, не стоит замыкаться на своей беде, важно разделить ответственность с отцом ребенка.

Что касается отношения с самим ребенком, тот тут важно отказаться от гиперопеки. Да, ребенок болен, но если он чувствует себя хорошо, не нужно запрещать ему заниматься тем, что он любит, ограничивать повседневную активность. Когда болезнь будет побеждена, после периода реабилитации, лучше, если ребенок вернется к своим повседневным делам и обязанностям. Например, будет ходить в школу, для многих детей, запрет на посещение школы означает, что с ним что-то не так, что они болен. Также важно поддерживать интерес и радость к жизни у ребенка.

Слова поддержки больному человеку

Что говорить больному раком, какие должны быть слова ободрения, чтобы он не падал духом? В большинстве случаев, человек больной раком старается убежать от себя, подавить свои эмоции. Позвольте ему выговориться, выплакаться, ему это очень важно!

  • Дайте понять ему, что вы рядом, вы никуда не уходите и будете вместе с ним. Близкие и родные люди даны для того, чтобы разделять не только радость, но и горе.
  • Скажите ему прямо, что он вам нужен, что все, что он делает, очень важно для вас и, самое главное, ценно.
  • Переосмыслите вместе вашу совместную жизнь и/или дружбу, вспомните самые хорошие моменты.
  • Постарайтесь объяснить ему, что болезнь - всего лишь поворот судьбы, пусть и крутой, но преодолимый!
  • Некоторые больные начинают злоупотреблять алкоголем, в ваших силах донести до них, что алкоголь - не выход из ситуации, не спасение и, тем более, не лечение.

Фильмы про онкологических больных

Психологи советуют, для того, чтобы снизить градус отчаяния у больных раком, можно посмотреть фильм про онкологических больных. Желательно чтобы он был с хорошим финалом. Так человек, страдающий от онкологии, сможет получить позитивные эмоции и найти силы для дальнейшей борьбы с коварной болезнью.

Видеоролик «В помощь родным и близким онкологических пациентов»

Обращаться нужно к дерматологу и хирургу. Методы лечения могут быть разными, в зависимости от того, какой у вас случай. Обычно такие высыпания лечатся прижиганием, хирургическим иссечением или облучением. .

Рак - лечение и профилактика cможет принять любую посещаемость благодаря кешированию WP Super Cache

Даже самый крепкий и здоровый человек не может быть уверен на все сто процентов в том, что его не сломит болезнь. Ведь все мы люди, а поэтому слабы перед лицом неизвестности. Куда важнее то, что в подобные моменты человек нуждается в поддержке и заботе. Оказать их может любой, выразив пожелания скорейшего выздоровления. И не важно, в письменной форме они будут, по телефону переданы или же сказаны у больничной кровати.

Волшебная сила слова

Пускай на дворе XXI век и мистика сейчас не в моде, все же не стоит полагать, что в словах нет волшебной силы. Ведь не зря же наши предки столь тщательно подбирали выражения и учили также этому своих детей. Как известно, доброе слово раны лечит, а злое - сгубить может.

Поэтому пожелания выздоровления так важны при лечении. И если даже прямого воздействия на рану они не окажут, все же способны приподнять настроение больному. А это, поверьте, многого стоит.

Пожелания выздоровления: как правильно подобрать слова?

Ораторское мастерство дано не каждому, поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые находят нужные слова с легкостью, а другие даже не могут сложить воедино два предложения. Но, составляя подобное пожелание, нужно руководствоваться не красотой всего изложения, а его душевностью.

Ведь в таких делах крайне важна эмоциональная составляющая. В противном случае больной может почувствовать наигранность и подумает, что данная речь - лишь способ отмахнуться от него. Поэтому подобные пожелания выздоровления лучше и вовсе не отправлять - вреда от них будет больше, чем пользы.

Гораздо лучше придумать всего лишь несколько строк, но чтобы они были пропитаны положительными эмоциями. Для этого нужно представить больного человека и прокрутить в голове список его положительных качеств. Обязательно упомяните их в пожелании: это не только обрадует больного, но и даст понять, что о нем всегда помнят.

В какой форме лучше преподнести пожелания выздоровления?

Как лучше сказать человеку, что чувствуешь? Что же, все зависит от того, кем он вам приходится. Ведь одно дело - родные и близкие, совсем другое - коллеги по работе. Итак, выразить пожелания о выздоровлении можно следующим образом:

  1. Устно, находясь рядом. Подобный метод лучше всего подходит родственникам, так как нормы приличия обязывают хотя бы раз наведаться к больному человеку. К тому же в личной беседе проще передать все испытываемые чувства.
  2. По телефону. Друзья и дальние родственники могут выразить свои пожелания выздоровления по мобильному. Это связано с тем, что не каждый может вырваться из привычного круга обязанностей, чтобы лично навестить больного. Особенно если он проживает в другом городе.
  3. Письменно. Этот вариант идеально подходит для коллег по работе, ведь позволяет передать мнение каждого из них. И при этом не нужно идти в больницу всем коллективом.

Также сразу следует решить, в каком стиле будут оформлены пожелания выздоровления. В прозе их, к примеру, намного проще написать, а вот стихи способны удивить.

Примеры пожеланий о выздоровлении

Само пожелание можно придумать самостоятельно, но никто не запрещает использовать готовые наброски в качестве шаблонов. Вот несколько хороших примеров того, как их нужно составлять:

  • Имя больного, а далее идет текст: "Выздоравливай уже поскорей, а иначе нам придется прийти к тебе в палату и унести тебя оттуда насильно. Ведь наша компания скоро развалится без такого умного и находчивого программиста".
  • "Дорогая мама, я так хочу, чтобы ты поскорее поборола эту болезнь. Я помню, как ты сидела над моей постелью, когда я сама болела, и то, как много ночей ты недоспала из-за меня. Теперь же пришла моя очередь позаботиться о тебе, так что набирайся сил и ни о чем не переживай".
  • Моя любовь, ничто так не печалит меня, как твоя болезнь. Будь моя воля, я забрал бы все твои страдания себе и с покорностью вытерпел бы их до конца. А пока мне остается лишь всем сердцем желать твоего скорейшего выздоровления, ведь ты - мое сердце, и я тебя люблю".

- Анника, как получилось, что вы дебютировали с такой сложной темой, как Холокост?

В начале 90-х годов я узнала историю детей, незадолго до Второй мировой войны бежавших из континентальной Европы в Швецию. Сначала я хотела написать театральную пьесу или сценарий для фильма. Речь шла о примерно 500 еврейских детях, которые из Германии, Австрии и Чехословакии были вынуждены по специальной программе помощи уехать в Швецию, где были помещены в приемные семьи. Я стала заниматься исследовательской работой: искала в архивах, читала книги по этому вопросу.

Кроме того, мне удалось встретиться лично с некоторыми из тех детей, теми, кто остался жить в Швеции. Понятно, что к тому времени им было уже около 70-ти лет, но они были полны воспоминаний. Из этой исследовательской работы и рассказов выживших сложились персонажи моей книги, в первую очередь, сестры Штеффи и Нелли. Разумеется, из этих рассказов выросли и другие персонажи: родители девочек, приемные семьи на гетеборгских шхерах, к которым они попали, знакомые и друзья, появившиеся у них в чужой стране. Постепенно так и сложилась эта книга, “Остров в море”.

- Как ее восприняли читатели?

Книга была благожелательно встречена, были напечатаны хорошие рецензии, в конечном итоге, мне за нее присудили литературную премию. В скором времени она была переведа на другие языки, в первую очередь, скандинавские, а затем, что для меня было очень важно, на немецкий. Как вы понимаете, для немецкоязычной аудитории эта книга имела особое значение, и там также она была принята весьма хорошо. В Германии мне также присудили премию за выдающийся вклад в развитие литературы для детей и юношества. К моменту завершения первой книги мне стало ясно, что историю необходимо продолжить: надо рассказать, что происходило дальше, как минимум до конца войны, чтобы читателю было ясно, как сложилась история двух сестер.

В России литература, связанная с войной, ограничивается, как правило, темой Великой Отечественной войны, совершенно в этом смысле выпадающей из контекста Второй Мировой войны в целом. Как в Швеции говорят с детьми о войне и о Холокосте?

Я полагаю, когда пишешь для детей, очень важно взглянуть на то, что ты пишешь, с точки зрения ребенка. Я решила, что весь рассказ будет показан глазами Штеффи. Поэтому когда читатель читает книгу, он знает о происходящем не больше, чем знает героиня. Когда Штеффи попадает в Швецию, она полагает, что в скором времени опять увидит своих родителей, буквально через пару месяцев, и читатель, соответственно, тоже в этом уверен. И только со временем читателю, как и Штеффи, становится понятно, что этого не случится.

Естественно, когда 10-12-летний ребенок оценивает ситуацию, он, наверное, так и воспринимает ее. Более старшие дети и взрослые могут экстраполировать свой опыт и представления на повествование в книге, но я, тем не менее, пытаюсь их убедить, что именно так их видит Штеффи. В этом заключается основное различие: между тем, как я рассказываю эту историю для детей, и тем, как я делала бы это для взрослого читателя.

Книга действительно повествует о Холокосте, но о нем повествование ведется косвенным образом. Речь здесь идет не о двух детях, которых нацисты отправили бы в концлагерь и которые погибли бы в газовой камере. Речь идет о детях, которые пережили войну благодаря тому, что вынуждены были уехать от родителей в чужую страну.

Я довольно долго размышляла над тем, какую судьбу уготовлю родителям девочек. Я знаю, что у 75% тех 500 детей, которые приехали в Швецию, родители погибли. И я подумала, что будет неправдоподобно, если бы родители именно моих героинь смогли пережить Холокост. С другой стороны, не хотелось сгущать краски и делать картину слишком мрачной, поэтому я написала так, что один из родителей погибает в Освенциме, другой выживает.

В 90-е годы, когда я писала эти книги, с детьми и подростками в Швеции практически не говорили о Холокосте. Но со временем ситуация изменилась, эту тему стали поднимать и обсуждать. Стали говорить, в частности, о позиции шведского государства к этому явлению. Так что мои книги стали, наверное, частью нового явления, нового подхода, когда Холокост - не просто сухие цифры в учебнике истории для 16-летних подростков. Это тема, которую нужно освещать другим образом, и на которую можно говорить с детьми более раннего возраста.

Примерно в то же время в Швеции была создана новая структура, объединение “Живая история”, ее целью стало сказать правду о Холокосте. Со временем от узкой темы Холокоста оно перешло к тому, что вообще собой представляют и как действуют тоталитарные системы. В частности, тема сталинизма тоже нашла свое отражение. Общество организует выставки, читает лекции, проводит встречи со школьниками, кроме того, идет обучение педагогов в школе, чтобы адекватным образом подавать эту тему.

Я недавно принимала участие в проекте этого общества и написала небольшую пьесу о том, что происходило с семьей Нелли и Штеффи еще до того, как они были отправлены в Швецию. Как им запретили посещать школу, как их отец потерял работу, то есть, о том, что произошло, когда нацисты пришли к власти.

На мой взгляд, такого рода рассказ гораздо более эффективен, чем когда мы приводим цифры. Представить себе, что такое 6 миллионов погибших людей, это довольно сложно, картинка не встает перед глазами. Гораздо больше трогает, когда мы видим историю отдельной семьи.

Книга помогает подростку преодолеть отчуждение

Швеция поддерживала нейтралитет, но, тем не менее, Вторая мировая война касалась и ее тоже. С одной стороны, она участвовала в программе помощи беженцам. С другой, по ее территории ехали немецкие поезда в Норвегию. Вы родились в 50м году и относитесь к первому послевоенному поколению. Было ли ваше детство “послевоенным”? Вы чувствовали на себе отголоски войны?

Полагаю, что абсолютное большинство тогдашних детей никак не чувствовали себя принадлежащими к “послевоенному” поколению. Они что-то знали скорее по рассказам родителей, например, что кофе покупали по талонам, а папу мобилизовали, чтобы усилить войска на границе с Норвегией. В отличие от стран, непосредственно затронутых войной, в Швеции такого сильного ее влияния не было, и шведское население не столкнулось с сильной психологической травмой.

Правда, для меня ситуация несколько отличалась. Я происхожу из еврейской семьи, мои родные со стороны как отца, так и матери, те, кто жил в европейских странах, погибли. Среди наших знакомых были и те, кто прошел концлагеря и выжил. И, в то же время, на тему войны разговаривали крайне мало. С детьми о ней не говорили совсем, видимо, стараясь уберечь от впечатлений. Хотя я считаю, что вряд ли нужно таким образом замалчивать серьезные драматические события, которые включают в себя истоки психологической травмы. Дети все равно понимают, что что-то не так, и такое замалчивание только усугубляет тревогу.

Полвека назад Швеция была гомогенным по своей культуре и национальному составу государством. Вы родились в Швеции, это ваша родная страна, и, в то же время, вы были той самой темноволосой еврейской девочкой, “другой”. Со стороны сверстников, светловолосых шведов, чувствовали ли вы нетолерантное отношение, или, может быть, наоборот интерес, как к представителю другой культуры?

- Если говорить о моих одноклассниках, через какое-то время после знакомства они об этом совершенно не задумывались. Если проявляли какое-то повышенное внимание, то как раз в позитивном ключе. Например, девочкам-одноклассницам очень нравилось заплетать мне косы, у меня были черные длинные волосы. В то же время за пределами школы случалось, что дети реагировали с агрессией и использовали не самые политкорректные слова. В конце первого романа “Остров в море” описана сцена, которая как раз взята из моих впечатлений детства, когда один из мальчишек называет Штеффи “чертовой иудейкой”.

Конечно, ваша тетралогия важна не только историческим контекстом. В первую очередь, наверное, это история о том, как вообще тяжело быть подростком, чувствовать себя иным, чужим. Как вы думаете, может ли так называемая янг-эдалт литература, книги, написанные специально для подростков, затрагивающие тему одиночества и отчуждения, стать настоящей поддержкой в трудный момент? Заменить старшего товарища?

Я бы сказала, что все подростки проходят через ощущение отчуждения, все чувствуют себя другими, чужими. Именно в этом возрасте идет, с одной стороны, поиск собственной личности, индивидуальности. А с другой стороны, подросток хочет быть, как все, чувствовать себя частью чего-то общего, объединяющего. И я, наверное, соглашусь, что книги для подростков и юношества должны выполнять функцию поддержки и помощи, чтобы, читая книгу, человек, проходящий через сложный период, увидел, что, оказывается, он не один такой, у других те же сложности.

И есть множество книг, которые написали взрослые, пережившие этот сложный период, подтверждающих, что не стоит отчаиваться, все наладится. Вместе с тем, мне кажется, не надо проводить строгую, резкую грань между книгами для взрослых и книгами для подростков. Я думаю, что тинейджеры вполне могут читать книги для взрослых. А взрослым, в свою очередь, очень полезно обращаться к книгам для детей и юношества, потому что этот класс литературы многое может подсказать взрослым читателям, что происходит с их детьми.

Что касается ситуации моей героини, понятно, что она ощущает свою чужеродность: она прибыла из другой страны, говорит на другом языке, да и выглядит иначе. Ее внешность отличается от типичных блондинистых шведских детей. В 50-60е годы шведское общество было действительно весьма однородным по этническому и национальному составу. Сейчас темноволосый человек в Швеции уже не привлекает к себе особого внимания, общество стало мультикультурным, и я считаю, что это только к лучшему. С другой стороны, мне очень важно было показать Штеффи не только, как чужеродный элемент в новой для нее среде, но и как обычную девочку-подростка.

Одну и ту же историю я каждый раз пишу по-новому

В ваших книгах часто затрагивается тема обстоятельств, влияющих на человека. Что, на ваш взгляд, берет верх: человек и его воля или все-таки мир и обстоятельства?

- Вопрос этот весьма не прост. Я, наверное, смогла бы ответить так: и то, и другое. Понятно, что обстоятельства всегда оказывают очень сильное влияние на нас, особенно, когда речь идет о таких драматических ситуациях, как война, бегство. Понятно, что не всем обстоятельствам мы можем оказать сопротивление. А то, как отдельно взятый человек справляется с обстоятельствами, зависит от того, что это за личность.

В частности, поэтому я сестер Штеффи и Нелли изобразила, как двух разных людей. Штеффи весьма похожа на меня, на ту, какой я была в детстве и юности: она застенчива, явный интроверт, много думает и размышляет. В то время, как Нелли - экстраверт, нацелена на действия, она реагирует на события именно действием. Это, конечно, связано и с возрастом девочек. Штеффи, когда она попадает в Швецию, 12 лет, она на пороге юности, как раз в том возрасте, когда начинаются серьезные размышления о своей жизни и будущем. Нелли гораздо младше, и ей пока еще присуще детское свойство спонтанно реагировать на происходящие события, не особенно задумываясь о том, к чему это приведет.

Я бы сказала, что у человека есть свобода воли, но есть и рамки, в которых эта воля может осуществляться.

Вы написали двадцать книг для детей и юношества, и три книги для взрослых.О чем вы рассказывали читателям после истории Штеффи и Нелли?

Как правило, я пишу об исторических событиях, но речь всегда идет о той истории, которая имеет непосредственное отношение к современности. Я думаю, что и сейчас, например, когда читаешь книги о Штеффи и Нелли, невозможно не провести параллели с той катастрофой с беженцами, которая у нас происходит. Я уверена, что именно такую миссию выполняет литература: рассказывать о прошлом так, чтобы читатель видел связи этого прошлого с настоящим. Моя самая последняя написанная книга называется “Куда не проникает свет” (рабочее название в русском переводе ).

События происходят в 19 веке, и книга посвящена гендерным стереотипам: что бывает, если мальчик одевается в девичье платье, а девочка ведет себя, как мальчишка. Это тоже очень актуальная тема.

Моя следующая книга, она выйдет в Швеции осенью, еще дальше углубляется в прошлое. Речь идет о легендах и мифах Древней Греции в обработке. И хотя рассказы, описанные в ней, передавались друг другу несколько тысяч лет назад, вопросы, которые в них поднимаются, актуальны и сейчас: кто - свой, кто - чужой, какие гендерные стереотипы нами владеют, и какие социальные роли мы играем и присваиваем друг другу.

Я думаю, для любого писателя это достаточно характерно: он постоянно возвращается к одному и тому же набору тем. Можно сказать, что он пишет одну и ту же историю, но каждый раз по-новому.

Расскажите о двух других ваших книгах, переведенных на русский язык, “Маяк и звезды” и “Правда или последствия”. Одну из них вы, если не ошибаюсь, писали в соавторстве с мужем. А за другую получили в 1997 году премию Августа Стриндберга.

Эти две книги, которые вы упомянули, очень разные. “Правда или последствия” писалась в тот же период, что и тетралогия, в 90-е годы. Речь идет о девочках, которые учатся в 4м классе обычной стокгольмской школы. В то время, когда я начала работать над этой историей, моей собственной дочери было 11 лет. В ее классе между девочками постоянно вспыхивали разные ссоры, это заставило меня мысленно вернуться в те годы, когда я сама ходила в школу.

В нашем классе было две девочки, пользовавшиеся популярностью среди других детей и решавшие, что и как будет. Была также девочка, которую никогда не брали в компанию. И множество девочек примерно как я, скромные и застенчивые. Как это частенько бывает, мы, молчаливое большинство, никогда не осмеливались возразить, когда эти две лидерши решали, например, не брать ту девочку-изгоя в компанию, или ей не позволялось играть с другими.

При этом, никто из нас самих не был уверен, что завтра, например, они не станут издеваться над нами или не позволят принять участие в игре. И когда я увидела, что в классе моей собственной дочери происходит примерно то же самое, я решила написать об этом книгу. Тему эту я уже затрагивала в самой первой книге, “Остров в море”, когда писала, как издеваются, преследуют Штеффи. Но в первой книге это была побочная тема, а в книге “Правда или последствия” отношения между девочками являются лейтмотивом.

“Маяк и звезды” - совсем иная книга. События в ней разыгрываются примерно сто лет назад. Здесь два главных персонажа, брат и сестра. События происходят частично в Гетеборге, частично на островке. Это крошечный остров, в котором есть место только для маяка и домика смотрителя. Когда мама главных героев книги переезжает к смотрителю на остров, туда же попадают и брат с сестрой.

Здесь опять речь идет о детях в трудной жизненной ситуации, об их мечтах о более светлом будущем, о тоске по прежней жизни. Книга действительно написана мною в соавторстве с супругом, который не является литератором, но тем не менее, любит писать книги. Кроме того, ему очень нравятся маяки, он прекрасно разбирается в том, как они устроены и как работают. Я же в этом вообще ничего не понимаю.

Важный вопрос: как вдвоем писать одну книгу? Мы сделали так: главных персонажей двое, это мальчик и девочка, нас тоже двое. И я писала те куски, где рассказ ведется от лица сестры, Гленды, а мой муж писал о том, что касалось брата, Эрика. Для того, чтобы не вышло в конечном итоге два разных повествования, мы, написав каждый свой кусок, обменивались и затем уже редактировали на общий лад, одним языком. Я думаю, что теперь никто из читателей, включая нас самих, не сможет различить, какой кусок кем был написан.

- Вы помните тот момент, когда осознали, что ваша мечта сбылась, вы - писатель?

- Да. Я держу книгу, вышедшую из печати, самый первый экземпляр, и на ней написано мое имя, Анника Тор. Вот оно.

Беседовала и записала Настя Дмитриева

Холодным пеплом замело их след,
Но мальчики стоят и ждут ответа –
Все те, кто, появившись на земле,
Не дожил до тринадцатого лета.
Их бесконечный строй угрюм и тих,
Шеренги, словно траурные ленты.
Так что же вы не взглянете на них
Премьеры, полководцы, президенты?..

Я редко читаю книги о войне, потому что мне трудно их читать. Особенно, когда речь в них идёт не о взрослых, а о ни в чём неповинных детях. Перед нами история Штеффи, одной девочки из Вены, виновной только в том, что она еврейка.
Когда-то у неё была счастливая жизнь: красивый дом и любящие родители, была прислуга, так что ни маме, ни Штеффи и ни её сестре Нелли не приходилось готовить и убирать квартиру, была школа и лучшая подруга. Но потом всё изменилось: в Вену пришли фашисты, которые разделили всех на людей первого и второго сорта. Желая уберечь своих детей от беды, родители отправили Штеффи и Нелли в Швецию, которая любезно согласилась приютить еврейских детей. На взрослых сил и смелости уже не хватило...
И теперь этой девочке придётся заново учиться жить. Ведь на острове, который стал её новым домом, совсем другие люди, традиции и обычаи. Здесь другой климат и совершенно другая еда. Здесь чужая тётя должна заменить маму, все говорят на непонятном языке и почему-то не верят, что в цивилизованной стране тебя могут разбудить среди ночи, выгнать на улицу и увести в неизвестном направлении только за то, что ты еврей. В книге война остаётся лишь фоном, но от этого мне было ещё более жутко. Ведь всем хорошо известно то, что осталось за кадром...
Мне повезло со школой. В ней много внимания уделялось не только учёбе, но и нравственному воспитанию. Кажется, к 55-летию победы в школе готовили программу «Пусть мир начнётся с меня», большая часть которой была посвящена Второй мировой войне. Одной из самых запоминающихся сцен была часть под названием «Дети войны». Она состояла из воспоминаний учителей и других работников школы о военном детстве. Разве могла я, тогда ещё сопливая школьница, знать, что пережили те люди, которых я видела почти каждый день и ничем не выделяла среди остальных!
Одна учительница начальных классов пошла в 1 класс в 1941 году. Только на мгновение представьте, чем была школа для этих первоклассников! Символом мирной жизни и надеждой на будущее, думаю, не меньше. А директор нашей школы... Ещё вчера она гуляла с родителями по цветущему городу, а утром провожала папу в бой и убегала с мамой от войны под аккомпанемент бомбёжек и вой снарядов. Была ещё одна учительница французского языка, которая попала в концлагерь двухлетней малышкой...
Прошу, не ругайте меня за то, что я отвлеклась от книги. Я просто пытаюсь сказать, что у всех этих историй есть нечто общее. Ведь самое страшное в любой войне то, что она отбирает у людей самое дорогое. Люди лишаются привычной жизни, теряют здоровье, близких собственные жизни. А дети помимо всего этого теряют нечто ещё более важное, они теряют своё детство...
Я считаю, что в детстве непременно нужно читать книги, подобные этой. А лучше, если вместе с детьми их будут читать и их родители. Ведь существуют вещи, которым можно научиться только в детстве. Иначе время будет упущено, и ребёнку уже не доведётся стать настоящим человеком.
Мы расстаёмся со Штеффи, когда в жизни у неё многое налаживается. Но на дворе только 1940 год. А впереди? Впереди ещё долгих 5 лет войны...

Всё было...
И нынешним годом в наследство
Мне память приносит, ничуть не меняя,
Все раны и боли военного детства...
Я раненым детством войну проклинаю!

Тор Анника

Биография

Анника Тор родилась в 1950г.в еврейской семье в Гётеборге. Она работала библиотекарем и секретарем по культуре, в настоящий момент является свободным писателем в направлении кино, средств массовой информации и детской культуры.
Анника также пишет сценарии к фильмам и спектаклям, часто для детей и юношества. Она живет со своей семьей в Стокгольме.
Анника Тор - одна из самых главных детских и юношеских писателей Швеции. Ее книги продаются во многих странах и даже экранизированы и переработаны для радиотеатра. Тор получила много премий и наград за литературную деятельность, как в Швеции, так и за ее пределами.
Анника Тор дебютировала как писатель в 1996 книгой «Остров в море», где без прикрас была показана жизнь двух маленьких еврейских беженок, прибывших в сороковых годах из Вены в Гетеборгские шхеры. Книга была номинирована на Августовскую премию как самая лучшая книга для детей и юношества 1996 года, что было довольно необычно для дебютной работы. Мнение жюри гласило: " " С терпимостью и сдержанной печалью Анника Тор создала образ драматических каждодневных переживаний двух девочек в первый год их пребывания в Швеции. Трогательно, но без лишней сентиментальности и объективно, изображена судьба сестёр в тени войны" .

Анника Тор о себе:
"Не так давно я встретила нескольких моих старых школьных друзей, с которыми училась в подготовительном классе в народной школе. Один из них сохранил свою книгу «Мои одноклассники», такую, где просят своих товарищей ответить на вопросы о любимом цвете, киноактере и т.д. Одним из вопросов был, как правило: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? И в качестве ответа я старательно вывела печатными буквами: Писательницей.

В конце концов, я стала писательницей, но на это потребовались многие годы. Ребенком, я была все время занята либо чтением рассказов других, либо сочинением своих собственных. По пути домой из школы, я мысленно пребывала не в Гётеборге 60-х годов сырым дождливым днем, а совсем в другом времени и в другом месте. Я разыгрывала долгие и запутанные драмы с вырезанными из бумаги куклами или моими куклами Джинжер «Gingerdockor» (предшественницами Барби). И я писала: стихи, рассказы, пьесы.

Но в подростковом возрасте ударила самокритика. Чего стоили мои произведения в сравнении с мировой литературой? Ничего, разумеется. Зачем тогда писать? Вовсе незачем. Вместо этого я со временем выучилась на библиотекаря. Я хотела заниматься книгами. Тем или иным образом.

Извилистыми путями я постепенно вернулась к писательству, сначала как журналист. Желание рассказывать истории проснулось снова, и с середины 80-х годов и до сих пор я пишу сценарии к некоторым фильмам для детей и взрослых. Но смогла бы я написать книгу, настоящую книгу…? Итак, однажды в январе 1993 года, в то время как я искала факты для одной статьи, я случайно натолкнулась на краткие данные о том, как 500 еврейских детей – беженцев были привезены в Швецию сразу перед второй мировой войной.

Это была история, которую я хотела рассказать. Но как? По многим причинам она не подходила для фильма. Это должна быть книга.
«Остров в море» - рассказ о двенадцатилетней Штеффи из Вены, которую вместе со своей младшей сестрой Нелли привезли в Швецию чтобы избежать преследования евреев нацистами. Книга вышла весной 1996 года. Тогда я уже успела написать продолжение, «Пруд белых кувшинок». Когда Штеффи исполнилось тринадцать, она продолжила учебу в Гетеборге и была застигнута первой большой любовью. «Глубина моря» и «Открытое море» - третья и четвертая части в серии про Штеффи и Нелли. По все четырем книгам был снят телесериал, который показывали по Шведскому телевидению осенью 2003 года."