Игры на преодоление конфликтных ситуаций у дошкольников. разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Упражнение "Случай в лифте"

Основные задачи:
Снятие напряжения у детей.
Формирование адекватных норм поведения в коллективе.
Обучение приемам релаксации.
Обучение способам выражения гнева.
Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

Игра «Жучок»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
Лидер.
Товарищ лидера.
Неприсоединившийся оппозиционер.
Покорный конформист.
«Изгой»

Игра «Расставь посты»
Цель: Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

Игра «Филя и Хрюша»
Цель: Учить детей способам решения в конфликтной ситуации.
Ход игры: Ведущий: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по - другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?

Игра «Сладкая проблема»
Цель: Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.
Ведущий: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.
Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.
Ведущий: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала?

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на её месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Игра «Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи:

Переориентация поведения с помощью ролевых игр.

Формирование адекватных норм поведения.

Снятие напряжения у детей.

Нравственное воспитание.

Регулировка поведения в коллективе и расширение пове­денческого репертуара ребенка.

Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуа­циях.

Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что измени­лось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Ма­газин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хит­рец»

В названных этюдах и играх воспитатель может модели­ровать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конф­ликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых извест­ных детям литературных героев, например, Незнайку и Пон­чика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей по­мирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи инте­ресы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого челове­ка, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению дет­ского коллектива и установлению благоприятного психоло­гического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и дру­гие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в кол­лективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал, и др. Целеустремленная и тер­пеливая работа в этом направлении поможет ребенку с боль­шим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать те­атр, попросить их разыграть определенные ситуации, напри­мер, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, преж­де чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чув­ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно по­быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

«Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить при­чину конфликта; дифференцировать противоположные эмо­циональные переживания: дружелюбие и враждебность. Зна­комить детей с конструктивными способами решения конф­ликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшеб­ную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изобра­жением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала -

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из спосо­бов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

«Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю от­ветственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры меж­ду Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую при­нес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между теле­визионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким спо­собом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребя­та, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга проще­ние за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чув­ствовали при этом?

- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

- Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

- Почему так важно прощать других?

«Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры . Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спори­те иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще дру­гих? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы дума­ете, что может произойти, если в споре сталкиваются различ­ные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только воз­никнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Вос­питатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - кра­сивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Пред­ставьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают ме­сто на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предла­гает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превра­тить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его укра­сить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ков­рик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорит­ся спор, они смогут использовать его для разрешения воз­никшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при­выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более силь­ный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия

Разрешение и профилактика конфликтов

Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации. Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста.
Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.

1. "Что такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
2. Работа в микрогруппах
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
3. "Молва"
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные - наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.
Возможная история для игры "Слухи":
"Я ходил по рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?
4. "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
5. "Шалаш"
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
6. "Акулы"
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды. Всем предлагается вообразить себя в ситуации, когда корабль, на котором они плыли, потерпел крушение, и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок" – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев "акулу", должен крикнуть "Акула!" Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде "Акула!" задача игроков –быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры. Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему.
7. "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.
8. "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

9. "Ливень"
Один из участников исполняет роль "дирижера" ливня и становится в центре круга. Как в оркестре, дирижер вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди. Став лицом к одному из участников, "дирижер" начинает быстро тереть одну ладонь о другую. Этот участник подхватывает движение, и по мере того, как "дирижер" поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до первого участника, он (она) начинает щелкать пальцами, и действие постепенно подхватывается всем кругом по мере того, как "дирижер" поворачивается. Следующий этап – это хлопки по бедрам, участники стучат ногами – крещендо ливню. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается, дирижер проходит все стадии в обратном порядке до тех пор, пока последний из исполнителей не перестает тереть ладони.
10. "Я-высказывания"
Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам). Затем тренер объясняет, что для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.
Принципы, на которых строятся "я-высказывания":
– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");
– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");
– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");
– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").
Обсуждение: Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили? Что помешало им спокойно воспринимать информацию?
11. "Ролевая игра"
Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются "я-высказывания", но актеры меняются ролями: роль парня исполняет девушка, а роль девушки – парень.
Обсуждение: Что изменилось с использованием "я-высказываний"? При каких обстоятельствах вы бы могли использовать навыки "я высказываний" в жизни?
12. "Искусство достойного отказа"
У участников спрашивают, часто ли и при каких обстоятельствах в повседневной жизни им приходится говорить "нет" и всегда ли это легко. При каких обстоятельствах, в каком окружении это сделать труднее? Затем на темы, предложенные самими участниками (ситуации отказа, которые вызывают трудности) разыгрываются сценки.
Обсуждение: Совместно с группой вырабатываются приемлемые правила достойного отказа:

твердо, но доброжелательно и спокойно говорить "нет", не вступая в препирательства, споры;

соглашаться с доводами, но при этом стоять на своем;

мягко прекратить разговор;

привести собеседнику свои аргументы;

предложить компромисс…

13. "Смена акцентов"
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "Х" и, начисто переписать предложение. Читать полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Обсуждение:Что изменилось? Разрешился ли конфликт?
14. "Дружественная ладошка"
На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).


Чистова Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №367
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников"
Дата публикации: 17.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство профилактики конфликтного поведения

у старших дошкольников

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является

возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении

ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным

образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между

детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может

оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с

дошкольниками. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан

с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него

приобретают контакты со сверстниками. Общение с детьми - необходимое условие

психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его

основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в

жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств

личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в

группе детского сада. Общение детей друг с другом предполагает возникновение

различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам.

Следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности

в общении со сверстниками: внутренние и внешние. Внешние

очевидные конфликты: возникают в процессе игры при ее организации и обычно

разрешаются самими детьми путем установления норм справедливости. Внутренний

конфликт: возникает в результате противоречий между требованиями сверстников и

объективными возможностями ребенка. Не могут преодолеваться детьми без помощи

взрослых.

основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте

относятся:

отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения

неблагоприятная семейная обстановка

личностная предрасположенность к конфликтам

Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со

сверстниками:

Первая группа – «Я всегда прав!» Такие дети чаще других инициируют конфликтную

ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют,

отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего

внимания.

Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро,

эмоционально и активно. Такие дети демонстрируют своё превосходство, высокомерие,

стремятся привлечь внимание к себе.

Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, командиры, лидеры. Они

претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с

ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том

случае, ели оно им выгодно.

Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах со сверстниками, боятся

ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к

самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к

равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь

отрицательных оценок.

общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.

Можно выделить три основные стратегии по конфликтам.

Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом

определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт

социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и

понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это

предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов

сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки

игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души

будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная

стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать

родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но

некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с

помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в

группе, будет продолжена за её границей.

Стратегия

сотрудничества.

эффективная

стратегия,

состоящая

взрослый

помогает

разобраться

внутренних

переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и

опробовать различные способы примирения.

Игра - как средство профилактики конфликтов у дошкольников нацелена на то, чтобы

помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт

взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях.

Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения

друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная

деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы,

вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу

общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Воспитание

должно направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений

и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном

становлении личности ребенка. Воспитание и развитие детей посредством игры

воспринимается детьми как игровая деятельность, дети в этом случае не подозревают, что

их воспитывают, поэтому им не будут скучны нотации, жесткие и непонятные детям

требования, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека,

осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость. При выборе педагогом методов

профилактики конфликтов стоит обратить внимание на психологические особенности

ребенка, а также причины возникновения конфликтной ситуации. В данном случае

педагогу отводится роль наблюдателя, то есть его целью становится выяснение причин

конфликта, целенаправленное устранение конфликтной ситуации и профилактика

поведения участников конфликта, добиться того чтобы дети слушали и слышали друг

друга. Главнейшей задачей педагога научить детей не доводить отношения до конфликта.

И если конфликт случился найти компромисс и достигнуть согласия между его

участниками. При этом ребенок должен быть полноправным участником этого процесса, а

не сторонним его наблюдателем. Общение должно быть спокойным, детям нужно дать

возможность высказаться и вместе найти пути примирения. В данной ситуации педагог не

должен забывать, что он несет ответственность за правильный исход конфликтной

ситуации, соблюдая при этом социальные нормы отношения между детьми. Для

получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это

способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре

родители как бы заново

открывают для себя собственных детей, познают их внутренний

мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.

Предлагаю игры, которые помогают решать многие детские проблемы. Научившись

сопереживать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и

мнительности, которые доставляют много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто

находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за

совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

ИГРА «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – назад. А теперь

на вдох делаем два шага вперед, а на выдох – два шага назад. Так не только дышит

животное, так ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук-

шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

ИГРА «ОБЪЯТИЯ»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым

способствуя развитию групповой сплоченности.

Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками,

чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки, прижимали их к

себе, обнимали. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между

собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им

проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские

чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из

вас захочет, чтобы его обняли. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто

посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка.

Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это

объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из

вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает,

усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других людей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Обнимают ли тебя дома? Часто ли это бывает? ИГРА

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (№ 1 с каким-либо

опознавательным знаком) берет в руки любой предмет: игрушку, книжку, карандаши и.т.п.

Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но

она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у

себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику №2: «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так,

чтобы тебе ее отдали».

Дети выполняют задание, затем меняются ролями.

ИГРА «ХОРОШИЙ ДРУГ»

Цель: развивать умение налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может

быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются

следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать?

Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того,

чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в группе?

ИГРА «ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерстяной нити. Дети

садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе сплетем одну большую цветную паутину,

связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может

выразить свои добрые мысли чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак,

обмотайте два раза свободный конец нити вокруг своей ладони и покатите клубок в

сторону одного из ребят, сопровождая движение словами: «Лена (Дима, Маша и т.д.)! ты

мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы нить

была более- менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать

нравишься, потому что нашел мою заколку, которую я вчера потеряла». И так игра

продолжается пока все дети не будут опутаны нитью «паутины» . последний ребенок,

получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении.

Каждый ребенок наматывая свою часть «паутины» на клубок произносит сказанные ему

слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок.

Дальнейшее обсуждение:

Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

Кто вам говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Дружные ли дети в группе?

Почему каждый ребенок достоин любви?

Что-нибудь удивило вас в этой игре?

ИГРА «ПРИМИРЕНИЕ»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни люди часто пытаются решить свои проблемы по принципу «око за

око, глаз за глаз». То есть когда нас обижают, мы отвечаем еще более сильной обидой.

Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши

конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю

ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак

примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить за Филю,

а другой – за Хрюшу. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и

Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес Филя, а Хрюша у него ее отобрал.

Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и

Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не

разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте,

каким способом можно это сделать?

Дети предлагают свои варианты.

Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись без ссоры. Я предлагаю

вам разыграть эту сценку сначала, по-другому. Разыграть один из вариантов, который вы

предложили, какой понравился больше.

Дети разыгрывают сценку по-другому.

А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что

обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Дети снова разыгрывают, теперь уже сцену примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, выполняющими роли:

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости? ИГРА

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и

враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных

ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух

Воспитатель. (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой

лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя

подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что

случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А.Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

А в когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - Автор так

закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать

свою вину.

Литература

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: практическое пособие для

работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005 г.Петерина

С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / М.: 2011 Шумилин

А.П. Межличностные конфликты в дошкольном во

зрасте / М.: МГУ, 2016.

Выгодский Л.С.

Вопросы детской (возрастной) психологии. /Собр. соч. Т.4. – М.:2012. Гришина Н.В.

Психология межличностного конфликта./ М.: СПб. ПИТЕ

Ковалев Г.А.

Психическое развитие ребенка и жизненная среда. / Вопросы психологии – 2013 О.В.

Нифонтова «Учим детей разрешать конфликты»

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»