Главные герои рассказа страшная месть. «Страшная месть», анализ повести Гоголя

Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника. Вскоре колдун насылает смерть на Данило и его малолетнего сына, а позже убивает и свою сошедшую от горя с ума дочь. Но зло не могло остаться безнаказанным, и старика ждёт расплата за все смерти.

В первую очередь, это произведение о природе человеческой мести, именно мстительность стала фактором, на который нанизан весь сюжет повести. Автор показал, что наказуемо не только намеренно причинённое зло, но и совершенное с благой целью.

Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть

На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.

В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.

Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.

На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.

Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.

Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.

Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.

Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.

На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.

Картинка или рисунок Страшная месть

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Что любит Мишка
  • Краткое содержание Мандрагора Макиавелли

    Чтобы разобраться в том, какие же женщины прекраснее – француженки или итальянки, Каллимако отправился взглянуть на мадонну Лукрецию и сразу же в нее влюбился. Но женщина замужем за Нича и верна своему мужу

  • Краткое содержание сказки Гуси-лебеди

    Отправляются родители на работу и наказывают старшей дочери, чтобы присматривала за младшим братом. - За это мы привезём тебе сладких пряников и обновку из города.

  • Краткое содержание Бунин Господин из Сан-Франциско

    Господин из Сан-Франциско, чьего имени никто не мог запомнить, отправился в путешествие в Европу со своей женой и дочерью. Всю жизнь он усердно трудился, мечтая о счастливом будущем, и теперь решил взять отдых. Люди, на которых он раньше равнялся

  • Краткое содержание Голубая стрекоза Пришвина

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.

II

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

III

На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины. Бурульбашу не нравится тесть. Он ведет себя не как казак и христианин. Мужчины хватаются за сабли и долго бьются, затем берутся за мушкеты. Пуля Бурульбаша проходит мимо, а старику удается ранить зятя в руку. Тогда Бурульбаш снимает со стены пистолет. Катерина бросается к мужу и умоляет его остановиться ради годовалого сына. Данило остывает. Он даже просит прощения у старика, но тот не желает мириться.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

V

Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.

VI

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

VII

Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.

VIII

В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.

IX

Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.

X

Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.

XI

Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.

XII

В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.

XIII

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

XIV

За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

XVI

В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.

Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.

Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.

Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.

Николай Васильевич Гоголь

Страшная месть

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Представляет собой некий симбиоз романтической лирики, откровенной сатиры и предельно реалистичных картин своей эпохи. Писатель лелеял мечту об идеальном человеке, о справедливости бытия, он ясно понимал, что злые намерения и действия ведут к полной деградации личности.

Очень показательна в этом смысле повесть Гоголя «Страшная месть» – одно из самых известных ранних произведений автора. Повесть увидела свет в 1831 году и вошла в популярный сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Изначально она называлась «Страшная месть, старинная быль», но со временем заголовок стал более лаконичным.

В историческом плане это произведение оказалось весьма значимым не только для Николая Васильевича, но и для всей русской литературы, поскольку в нем нашли отражение события, связанные с борьбой запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой. Это подтверждают воспоминания о военных действиях главного героя повести Данилы Бурульбаша.

«Страшная месть» окутана легендарно-фантастическим ореолом. В произведении поднята магическая тема потусторонних явлений человеческой природы. И все это описано с присущим Гоголю мастерством. Классик то высмеивает эти явления, то внедряет их в казацкий быт, фольклор и народные обычаи, то красочно создает мрачные и зловещие картины жизни, передавая свое настроение и влияя на восприятие читателя. Это особенно зримо прослеживается в описании местности, где происходят события. Недаром школьникам рекомендовано изучать наизусть отрывки повести, в которых Гоголь детально и колоритно создает пейзажные зарисовки родной земли.

Через характеры персонажей автор с высокой точностью передает культурные особенности и мировоззрение героев того времени, сохраняет истину в описании костюмов, предметов быта, традиций. Гоголь преследует цель точно воспроизвести внешний и внутренний образ типичной казацкой семьи, стандарты поведения в обществе мужа и жены. Вот как он описывает жену Бурульбаша: «Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами» . Читатель понимает, что это не просто описание одежды героини. Эти строки передают настроение Катерины и даже дух произведения. Национальные особенности автор видел во всех деталях жизни народа. Веселая непринужденность, чувствительность, романтизм и искренность были присущи жителям украинских земель.

И в этом, как отмечают многие критики и литературоведы, «Страшная месть» перекликается с повестью «Вий» . Схожи и многие герои этих произведений, мистические существа из народных сказов и легенд. Николай Васильевич мастерски стирает грань между реальным и вымышленным, переплетает события в одно целое, соединяет судьбы настоящих и мистических героев. Колдун – отец Катерины, но в отдельных эпизодах он символизирует дьявола, предстает перед читателями существом, которое вобрало в себя все запрещенное и перечащее принципам реального человека.

Практически все персонажи повести представляют собой собирательные образы, характерные для народа, а все события происходят на ограниченном и удаленном пространстве: хутор, глухое село в горной местности. Это впечатление усиливают и великолепные гоголевские пейзажи. Картина происходящего видна читателю как на ладони.

Автор как бы анализирует события и поступки героев со стороны, что весьма характерно для сказок, легенд и других произведений с элементами мистики и фантастики. Но Гоголь не изменяет и другим творческим традициям: иронично, немного нереально, но очень поучительно он показывает свое отношение к происходящему.

Повесть «Страшная месть», как и другие произведения из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», родилась на пересечении западных и восточных литературных традиций. Элементы романтизма многие критики усматривают в личном отношении Гоголя ко всем событиям и героям. Их подчеркивают также мистическая составляющая и легкая ирония автора.

Анализируя «Страшную месть», нельзя обойти вниманием еще одну гоголевскую тему, которую мало кто исследовал. Речь идет о природе человеческой мести. В этом произведении мстительность является ключевым фактором, на который нанизан сюжет. Гоголь считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с «благородной» целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы Петра, а и самого мстителя Ивана. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего брата.

Поражает, что автор создал «Страшную месть» в двадцать лет. Откуда же такие глубокие философские и житейские познания в столь юном возрасте? Наверное, этот феномен так и останется тайной, как и многие другие факты, связанные с личностью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.

  • «Страшная месть», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение