Гласные звуки. Звуки речи. Гласные и согласные звуки Какие высказывания отличают гласный звук от согласного
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее -это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?) Сказуемое -это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что происходит с предметом? Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.) Подчеркивается ~~~~~~~~~~~ Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-. Члены предложениясамостоятельныеслужебные
Имя существительное предлог
Имя прилагательное союз
Глагол частица
Местоимение
Числительное
Наречие
Оформление предложения.
· Начало предложения пишется с большой буквы.
· В конце предложения ставится. ? !
· Слова в предложении пишутся отдельно.
Работа над ошибками
· Выпиши предложение.
· Придумай и напиши еще одно предложение.
· Подчеркни заглавную букву.
В ыпал снег. Д ети рады.
Работа над ошибками
· Запиши данное слово 3 раза
· Подчеркни букву, где была допущена ошибка
· Запомни это слово
Работа над ошибками
· Запиши данное слово.
· Подчеркни большую букву.
· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.
Гласные после шипящих.
ЖИ – ШИ пиши с буквой И,
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,
ЧА – ЩА пиши с буквой А.
Жи ву, пуши стый, прячу , ищу , ча шка, ща вель.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.
Малыши , карандаши , ши рина, уши б.
Перенос слов.
1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
Можно нельзя
про-смотр просмо-тр
2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.
Можно нельзя
ака –ция а-кация
Работа над ошибками
· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.
· Раздели слово на слоги.
· Подумай, как можно перенести (или нельзя)
· Придумай ещё 2 слова на это же правило
О си -на , (мали-на, яго-да)
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Поставь ударение.
· Подчеркни орфограмму.
· Напиши это слово 3 раза.
· Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова.
До рога, дорога, до рога.
Дорожный, придо рожный, внедо рожник.
Хокк ей, хокк ей, хокк ей.
Хокк ей, хокк еист, хокк ейный.
Как изменить слово?
· Много – один (леса-лес)
· Один – много (гора-горы)
· Назови ласково (трава – травушка, травинка)
· Что делает …
· Каков …
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· поставь ударение
· выдели корень
· в корне подчеркни безударную гласную
· обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом .
Сады – са д; волна - во лны.
Звонкие и глухие согласные.
(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо.
Сады – са д; волна - во лны.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни Ь и согласную перед ним
·
Ель , тень , пень .
Разделительный мягкий знак.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни Ь и гласную перед ним
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Вь юга, листь я, соловь и.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Выдели приставку
· Подчеркни Ъ и гласную перед ним
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Съе ст, объя вления, объё м.
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…
Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН –
Пиши без Ь.
Птичк а, ночн ой, конч ик, сварщ ик, мощн ый.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни сочетания
- Придумай и запиши еще два с этой орфограммой
Дочк а, речк а, мощн ый
Двойные согласные.
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери однокоренное слово.
· Выдели корень.
· Подчеркни двойные согласные.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Класс – класс ный, Анн а – Анн ушка, дрожж и – дрожж евые.
№ 14 Непроизносимые согласные.
(т, д, л, в)
1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.
Честный - честь, звёздный – звезда.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Чудесно – чудо.
3. Запомни: лестница
Праздник
Чувство
4. Запомни: СН без Т
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Звезд ный – звезда ; чест ный – честь
№ 15 Правописание предлогов.
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.
Работа над ошибками
· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
· Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
· Обозначь орфограмму – пробел.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Лодка от плыла от берега
№ 16 Правописание приставок.
Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Выдели приставку и корень
- Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.
Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.
Ж.р. М.р.
(она, моя) (он, мой)
Ь нет Ь
помощь лещ
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Определи род и склонение.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
НЕ с глаголом.
· Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю
Работа над ошибками
· Выпиши глагол с НЕ.
· Запиши два слова на это правило.
· Подчеркни орфограмму.
Не_пришел, не_выучил.
О или Е.
Верто лёт, паро ход, пыле сос, пуле мёт.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Выдели корни.
· Подчеркни гласную.
· Запиши 2 слова с этой орфограммой.
Водо воз, само лет, тепло ход.
Гласные после шипящих.
Глагол
· Ставим в неопред. форму
На -ить остальн.
Спр. 1 спр.
Терпеть брить
Вертеть стелить
Обидеть
Зависеть
Ненавидеть
Видеть
Смотреть
Гнать
Дышать
Слышать
Держать
Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р
Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч.
Глаг. повел. накл.
Нареч.
Иск. . уж
Замуж
Невтерпеж
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Напиши вопрос.
· Обозначь орфограмму.
· Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .
Правописание суффиксов
Правописание суффикса –ок
Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о
Имя существительное.
· Часть речи
· Обозначает предмет
· Отвечает на вопросы Кто? Что?
· Имеет род
М. р. Ср. р. Ж.р.
(он, мой) (оно, моё) (она, моя)
· Изменяется по числам и падежам
· Бывают собственные и нарицательные
· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые
Одушевлённые Кто? и называют предметы живой природы.
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.
Склонение существительных
Прилагательное
· Часть речи
· Обозначает признак предмета
· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
Чей? Чья? Чьё?
· Изменяется по числам, родам, падежам
· В предложении – чаще определение
Прилагательные бывают
· Качественные
1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство
2. можно подобрать антонимы
3. может быть краткая форма
4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не
5. можно подставить слова «более – менее»
6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк-
7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Глагол
· Часть речи
· Обозначает действие предмета
· Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
· Бывает совершенного и несовершенного вида
Что делать? Что сделать?
Несовер. вид соверш. вид
· Изменяется по временам
Прош. в. Наст. в. Буд. в.
| |___________|
Что делал? изменяется
Что сделал? | |
| по лицам по числам
изменяется | | | | |
По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.
числам |__________________|
| | спряжение
ед.ч мн. ч. | |
| | | 1 спр. 2 спр.
М.р. ж.р. ср.р. ударн.
безударн.
По н.ф.
-ить остальные
Спр. 1 спр.
Как определить вид глагола
1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.
2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? - это глагол несовершенного вида.
3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? - это глагол совершенного вида.
Прочитал - вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал - вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.
Глаголы-исключения:
И зависеть, и вертеть,
А ещё смотреть, терпеть.
Местоимение
· Часть речи
· Не называет предмет или признак, а только на него указывает
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др .
Личные местоимения
Предлог
Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.
· Часть речи
· Предлоги служат для связи слов в предложении.
· Они пишутся отдельно от других слов.
Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)
Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Приставки
1. – о, от о печатал, от нёс
Вы, по, в вы ход, по ход, в ход
Пере, при пере ход, при ходить
У, за, на у летел, за шёл, на ходка
Про, с про бежал, с пел
до, об, под,… до писал, об ъезд, под ъём
2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),
Через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)
· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З .
Без людный, из вестный
· Если корень начинается с глухого согласного - С .
Рас сказ, бес покойный
Приставки с гласной а : за-, на-, над-.
3. Приставки с гласной о : от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.
Суффиксы
1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок
· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.
· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.
Сади к – сади ки.
· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е .
Замоче к – замочки.
2. – очк-, -ечк- козочк а, книжечк а
Еньк-, -оньк- сереньк ий, лисоньк а
Ушк-, -юшк- дедушк а, полюшк о
(-ышк-) солнышк о
К- машинка
Онок-, -енок- волчонок , львёнок
3. Указывают на принадлежность к профессии.
Ист-, -тель- машинист , строитель
Чик-, -щик-, часовщик , лётчик
Ник-, -арь- лесник , пекарь
Т остал.
З -чик- согл. –щик-
лётчик сварщик
5. Суффиксы глаголов
А-, -я- бежа ть, стреля ть
И-, -л- входи ть, уехал
Е-, -о- увиде ть, постро ить
6. Суффиксы прилагательных
Н-, -нн- больн ой
Ан-, -ян-, -енн-
Ев-, -ов- грушев ый, сливов ый
В-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,
Анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,
Ович-, -иничн-, -ость-
Определи часть речи.
В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.
Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки бывают:
- ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
- безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).
Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
- в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
- после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
- после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.