Гдз по истории 5 вигасин годер. История древнего рима

Вопросы о том, как устроена жизнь на Земле, начинают волновать нас с детства. Родителям не всегда бывает просто объяснить то, что считается очевидным. Большой интерес, например, вызывает такое атмосферное явление, как ветер. Что это такое, откуда берется ветер, что обуславливает его направление? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, не вдаваясь в сложную профессиональную терминологию, так, чтобы это было понятно любому человеку в сознательном .

Из чего состоит ветер?

Ветер невозможно увидеть. Только почувствовать силу его дуновения или сопротивление, если, например, вы высунете руку из едущей на большой скорости машины. Тогда возникает резонный вопрос, какое вещество лежит в основе ветра? Ветер сам по себе — это не что иное, как поток воздуха. И состав его обусловлен составом воздуха: водород, кислород, азот и другие элементы, о которых большинству из нас известно с уроков химии.

Чем обусловлено движение воздушных масс?

Заглядывая вглубь процесса, нам становится очевидным, что все воздуха состоят из молекул (мельчайших частиц), которые двигаются в определенном направлении. Само движение обусловлено разницей в давлении в разных местах пространства земной атмосферы. В свою очередь, на давление оказывают влияние температурные данные: на теплых участках молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга, чем на холодных. В последнем случае давление, соответственно, будет выше. При перетекании воздушных масс из одной области давления в другую и происходит дуновение. Отсюда и берется ветер.

Типы ветров

Вполне очевидно из разницы давления в атмосфере, что ветра и их направления не могут быть одинаковыми. Впрочем, есть один физический закон, единый для всей атмосферы Земли. Это горизонтальное движение воздушных масс. Изучая особенности атмосфер других , ученым удалось выяснить, что это характерная особенность Земли. Итак, на глобальном уровне все ветра можно условно разделить на пассатные и муссонные. Первыми называют постоянно перемещающиеся из-за вышеупомянутых колебаний давления в атмосфере воздушные массы. А вот муссоны появляются в зависимости от смены времени года и дуют на несколько месяцев. Для них характерны определенные температурные колебания.

Ветра в зависимости от их силы и длительности

Это более узкая классификация ветров, которая дает возможность ученым-метеорологам лучше следить за . Итак, ветер малой силы, который берется с океанских и морских побережий и дует в течение долгих часов и даже дней, принято называть бризом . Для человека с тактильной точки зрения это один из самых приятных ветров. Порывом называется скоростное движение воздуха с большой силой. Продолжительность одного порыва редко превышает несколько секунд. Шквалистый ветер сочетает в себе признаки бриза и порыва – он дует долго, но при этом очень сильно. При таких ветрах метеорологи, как правило, объявляют повышенный уровень погодной опасности. Существуют и экстремально сильные ветра, которые способны нанести серьезный вред людям и инфраструктуре – это ураганный ветер, буря и шторм , если речь идет о прибрежной непогоде.

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. - В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, - писал один из современников, - когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

республика – форма правления, при которой государством управляют выборные органы власти;

патриции – в период ранней республики высший слой римского общества, жёстко противостоявший плебеям, данный слой происходит по разным версиям либо от младших потомков сенаторов, либо от все первых римских граждан, противостоявшим последующим пришельцам из других полисов;

плебеи – в период ранней республики низший слой римского общества, жёстко противостоявший патрициям, но в период поздней республики часть плебеев вместе с патрициями пополнили нобилитет; данный слой произошёл либо от низших слоёв первых граждан, либо от потомков чужеземцев (в таком случае это аналог метеков и тогда понятно их ограничение в правах);

1. Определите критерий, который лежит в основе периодизации истории Древнего Рима.

Римская история подразделяется на периоды в зависимости от формы правления: от монархии к республике, потом к единоличной власти при видимом сохранении республиканских институтов (принципату) и снова к настоящей монархии с обожествлением правителя (доминату).

И только разделение ранней и поздней республики происходит по другому принципу. Сведения дошедших до нас трудов римских историков восходят к их предшественникам, самые ранние из которых были современниками Пунических войн. Потому именно с Пунических войн и начинается Поздняя республика – сведения про её историю считаются более достоверными. Кроме того, именно со времён Пунических войн Римская республика приобретает первые земли за пределами Апеннинского полуострова, то есть именно тогда она стала превращаться в Средиземноморскую державу.

2. Почему раннюю Римскую республику можно назвать аристократической?

Большую часть периода ранней республики правил патрициат, плебеи боролись за свои права, но долго не могли получить даже формального права избираться на высшие государственные должности, а когда получили его, долго не могли реализовать. Патриции в то время были богатой немногочисленной верхушкой гражданского коллектива. Это позже править стал нобилитет, то есть группа богатейших родов из среды как патрициев, так и плебеев. В период ранней республики богатых плебеев не было. Звание патриция передавалось по наследству, то есть они являлись настоящей аристократии. Потому и республику во время их правления вполне можно назвать аристократической.

3. Составьте схему управления Римской республикой к III в. до н.э. Есть ли сходство Римской республики с формами государственного устройства Греции? Своё мнение обоснуйте.

Римской республикой управлял сенат, который соответствовал совету 500 в Афинах, герусии в Спарте и другим соответствующим аналогам совета старейшин в греческих полисах. Римский сенат со временем стал формироваться из завершивших исполнение своих полномочий магистратов, но принципы пополнения подобных советов в разных полисах были разными, единого правила в этом отношении не существовало.

Высшей исполнительной властью обладали два консула, так же, как два царя в Спарте, коллегия стратегов в Афинах и т.д.

Рим, как и греческие полисы выработал также другие нижестоящие и специализированные магистратуры, выборные, как и высшие.

Исключительно римским была чрезвычайная магистратура диктатора: решения о назначении диктатора принимал сенат, а консул, у которого в этот день были властные полномочия, назначал конкретного человека на эту должность, диктатор же назначал начальника конницы, который также обладал широкими полномочиями. Также и народные трибуны не имеют аналога. Но и во многих греческих полисах были особые должности, в других полисах аналогов не имевшие.

Римское народное собрание, как и греческие обладало большой властью. При этом народ, как и в греческих полисах, был разделён на имущественные классы.

Таким образом, Рим был нормальным полисом, больше олигархическим из-за главенствующей роли сената в управлении и патрициев, а позже нобилитета в политической жизни.

4. Составьте хронологическую таблицу римских завоеваний (см. карту на с. 87). На какой период приходится пик завоеваний?

К 264 году до н.э. практически весь Апеннинский полуостров подчинился римской власти.

До образования империи Рим владел почти всеми берегам Средиземного моря.

После образования империи (в основном в первый век её существования) Рим покорил, часть Британии, часть Германии оставшийся эллинистический мир, за исключением тех царство, которые попали под власть Парфии. После этого началось многовековое противостояние с парфянским, а позже Сасанидским Ираном, которое унаследует ещё Византия.

Таким образом, больше всего земель Рим получил во время поздней республики. Тогда он подчинили не только очень обширные, но и весьма важные и доходные территории, давно цивилизованные. Следует также учитывать, что многое, формально вошедшее в состав римского государства уже в эпоху империи, фактически подчинялось римлянам ещё во время республики, просто на правах вассальных государств. Примерами служат Египет, царства наследников Ирода Великого в Палестине и т.д.

5. Когда и в связи с какими событиями рабство приобретает в Риме широкий размах и классические формы? Охарактеризуйте это явление. Когда и в связи с чем оно приходит в упадок?

Рабство получает широкий размах в связи с масштабными завоеваниями периода поздней республики. Почти все войны приносили пленников, то есть новых рабов. Рабских рынок был перенасыщен, каждое хозяйство покупало множество рабов и не ценило их, потому что с относительной лёгкостью могло приобрести новых. Тогда их особо выгодно стали использовать на товарных производствах – ведь в отличии от наёмных свободных людей, их труд ничего не почти стоил (за исключением расходов на их питание), но приносил прибыль.

Но когда в эпоху империи войн стало меньше, уменьшился и приток рабов. Потому цена на невольников возросла. Имеющихся начали ценить. В хозяйствах стали преобладать невольники не купленные, а в этих же хозяйствах и рождённые от предыдущего поколения рабов. Соответственно, отношение стало более человечным, чтобы дать детям вырасти, а взрослым работать до старости.

6. В чем проявился кризис республиканского строя? Какой выход из сложившейся ситуации был найден?

Кризис проявился в обезземеливании широких масс граждан. Город также не мог предоставить всем им работу. Они стали мощной политической силой, готовой поддержать фактически любого, кому удавалось их подкупить щедрыми раздачами и не менее щедрыми обещаниями.

Гораздо хуже было то, что у большинства граждан уже не было денег для покупки военного снаряжения. Армия отныне снаряжалась за счёт государства. Она стала профессиональной, перестав был ополчением граждан, потому преследовала собственные интересы. Кроме того, в государстве не было чёткого механизма награждения солдат, это во многом зависело от успеха политической игры их полководца. Соответственно, солдаты были рады помочь ему в этой игре. Именно армия под руководством Суллы нанесла республике смертельную рану, а потом под руководство I и II триумвиратов её уничтожила.

Выход был найден, когда руководителем государства (фактическим) и руководителем армии (по крайней мере, формальным) стал один человек. Важно было то, что именно от его имени вознаграждали солдат за службу по чётко определённой процедуре.

2. Какие преимущества давало римское гражданство и какие обязательства оно накладывало на человека?

Преимущества:

Только римские граждане могли избираться в органы управления республикой;

После окончания исполнения основных полномочий, сенат назначал бывших магистратов управлять провинциями – эти должности могли занимать только граждане;

Только римские граждане влияли на государственную политику через народное собрание;

Римских граждан могли судить только римские граждане, причём они почти всегда (за исключением кратких периодов диктатур) могла аппелировать к народному собранию;

Неграждане платили гораздо большие налоги в римскую казну;

В случае переезда в провинцию, граждане получали большие преимущества перед провинциалами.

Обязанности:

Обязанность службы в армии (но уже во времена последнего периода ранней республики туда не призывались поголовно все граждане);

Участие в управление государством было не только правом, но и обязанностью.

3. Есть ли сходство кризиса римской гражданской общины с кризисом полиса в Греции? Обоснуйте своё мнение.

Сходство здесь прямое. В обоих случаях причиной кризиса было разорение значительной части граждан, прежде всего, их обезземеливание. Причём в обоих случаях это произошло под влиянием войн, только греческие полисы ту или иную войну проигрывали, Рим все их выигрывал, но воздействие продолжительных боевых действий всё равно оказалось пагубным.

4. Подумайте, было ли неизбежным установление в I в. до н.э. в Риме диктатуры (в перспективе и монархии) и какие обстоятельства этому способствовали.

Установлению диктатуры способствовало то, что армия стала профессиональной, и благополучие солдат зависело от политических успехов их полководцев. В свою очередь на это пришлось пойти из-за разорения основной массы граждан. Соответственно, такого развития событий можно было избежать, устроив земельные раздачи и стимулировав востребованность труда мелких ремесленников. Большую роль в этом могли сыграть реформы Гракхов, они способны были стать началом возрождения республики. Но для этого знати требовалось поступиться своими интересами как земельными, так и торговыми. Она на это не пошла, в частности, обвинив Гракхов в стремлении к установлению царской власти и убив вначале одного из братьев, а позже и второго. То есть из-за нежелания пары поколения нобилитета поступиться частью своих интересов, все остальные поколения их потомков были вынуждены подчиняться единоличным правителям, среди которых встречались и самодуры вроде Калигулы, причём самодурство их обрушивалось, прежде всего, на ближайшее окружение, то есть на нобилитет.