Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Изучение нового материала. Работа в группах с опорой на учебник и карту

Тема урока : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов.

2.Обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты».

3.Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Учебное оборудование:

карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

На доске тема урока, план.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области ) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины , в Южной Греции —Спарта , на побережье Малой Азии - МилЕт . Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны — Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство ) и их самих, и детей…

…Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

V. Закрепление изученного на уроке.

— Повторим, что мы изучили на уроке нового?

— Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

— Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

— Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?

Слайд 2

В Средней Греции находится область Аттика. Ее главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. Северная Греция Средняя Греция Афины Аттика 1. Территория Афинского полиса.

Слайд 3

В Аттике нет ни полноводных рек, ни обильных источников. Население брало воду из вырытых колодцев. Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Слайд 4

В 8-7-м веках до н. э. на улицах Афин появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось все больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало.

Слайд 5

2. Разведение оливок и винограда. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Много труда и забот требовало выращивание олив - вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня-черные плоды - оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Слайд 6

Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Вкус оливок особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта золотистого оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

Слайд 7

Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали. В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград.

Слайд 8

3. Знать и демос в Афинском полисе. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ареопаг: Ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики.

Слайд 9

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок... А как жить дальше без земли? По­неволе становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна.

Слайд 10

Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину. Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

Слайд 11

Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы, призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством.

Посмотреть все слайды

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.

КАРТОЧКА № 27

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»

Для этого вспомни:

— Где жили древнегреческие боги?

— Какие боги считались у них главными?

— Какие боги покровительствовали ремеслам?

— Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

— Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис — виноделию, Деметра — земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.

— Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:

«Одиссея», XVIII

Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:
«Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе
В дни весенней поры, когда они длинны бывают,
На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,
Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,
С ранней зари до темна траву луговую косили;
Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося
Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,
Равных годами и силой — и силой немалой, если б
Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,
Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне…

Примерный ответ учащегося

Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2.

Реши задачу:

— Почему все известные греческие ученые жили после Гомера?

— Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?

Примерный ответ учащегося

Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики — позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые — еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.

3. Работа с классом.

— Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

— Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.)

— Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

— Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33)

4. Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

— Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

Па доске: тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

1. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции — Спарта, на побережье Малой Азии — Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей…

… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

— Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

— Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

— За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

— Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

— К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

5. Работа с новыми терминами.

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.

V. Закрепление изученного материала

Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь».

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 29 Вигасина или § 25 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 16 (с. 13); для любознательных: что обозначает выражение «драконовские законы»? Воспользуйся лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продовольствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В других местах разводить их было слишком дорого. На плодородных землях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов — для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это самые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в течение самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется — веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть — под пресс для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25.

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики;
  • продолжить работу по формированию обще учебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой;
  • развивать и поддерживать интерес к предмету.

Новые понятия:

  • полисы,
  • ареопаг,
  • архонты,
  • долговой камень,
  • долговое рабство.

Оборудование:

  • карта Древняя Греция,
  • учебные картины,
  • иллюстрации с изображением древнегреческих богов,
  • карточки с новыми словами.

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

Викторина “Путешествие в страну мифов”.

1. Разминка. Написать на листке бумаги, имена богов, которые начинаются на букву А.

Разминку можно провести в виде соревнования между рядами, подвести итог.

2. Если бы герои мифов заговорили.

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Персей).

(Покажите на карте Эгейское море)

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! (Дедал).

Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).

Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес).

Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.

Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс).

3. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Коротко отвечаем на вопросы:

Почему хромал Гефест?

Как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?

Как звали брата- близнеца Артемиды?

Почему Гера боялась спорить с Зевсом?

Расскажите о рождении Афины.

Кого из своих детей не любил Зевс?

Как звали брата Зевса- повелителя морей?

Из его владений нет обратной дороги.

5. Соотнесите имена богов и их символы.

Ученикам раздаются карточки с именами богов, они должны выбрать соответствующий символ, изображённый на рисунке.

Аид – колесница, запряжённая чёрными лошадьми.

Гермес - крылатые сандалии.

Артемида – лань, золотой лук и стрелы.

Зевс – молнии, орёл.

Посёйдон – трезубец, дельфин.

Дионис – виноградная лоза.

Гефест – молот, наковальня.

Аполлон – кифара, лавровый венок.

Афина – копьё, щит, сова.

Деметра – колосья, пшеницы.

Арес – щит, меч.

Афродита – золотое яблоко.

Во время проведения викторины, ребята получали фишки за правильные ответы. По окончанию викторины фишки подсчитываются и объявляются оценки.

IV. Работа над новым материалом.

1. Вводится понятие полис.

- можно использовать иллюстрацию

Можно предложить закрыть глаза и представить город, вокруг которого расположены поля, пастбища, виноградники, оливковые рощи, поселения бедных и богатых. Это и есть полис.

Сегодня мы будем говорить об Афинском полисе.

Что вы можете сказать об Афинах (главный город Аттики)

Покажите на карте Аттику и Афины

Вспомните миф о том, почему так назвали город.

Каковы природные условия Аттики? (большая часть покрыта горами, нет полноводных рек, плодородных почв очень мало, недостаток пресной воды)

Небольшие сообщения учащихся об основных культурах выращиваемых греками: оливковых деревьях и виноградниках (задание дается индивидуально на предыдущем уроке).

Можно особо подчеркнуть, что греки резко осуждали пьянство.

Вспомните, какой герой мифов пострадал от вина?

2. Заочная экскурсия по улицам Афин.

Можно использовать учебные картины из пособия по Древнему Миру, авторы Ф.П.Коровин и Д.Н.Никифоров

Посмотрите, ребята, на улицах города довольно многолюдно, повсюду лавки кузнецов, ремесленников, горшечников. Дома афинян стоят очень близко друг к другу, улочки очень узкие, а двери из домов, открываются прямо на улицу и часто афиняне, выходя на улицу, могли ударить дверью прохожего, чтобы этого не происходило, жители домов, прежде чем выйти на улицу, стучали в дверь, предупреждая тем самым проходящих по улице людей.

Население в городе постоянно росло и требовало всё больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Давайте попытаемся разобраться, как же решался этот вопрос правителями Афин.

3. Сюжетный рассказ учителя в объёме учебника.

Перед рассказом учащиеся получают задание записать в тетрадь все новые слова, которые услышат, в ходе рассказа.

Словарная работа.

Какие слова вы выписали? Уточняется значение слов.

Демос- народ

Ареопаг- совет знати

Архонты- правители

Долговой камень

Как вы думаете, доволен ли был демос своим положением?

Попытайтесь сформулировать, требования бедных афинян

Запись в тетрадях.

Требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство.

2. Переделить землю.

3. Добиться права самим управлять государством.

V. Закрепление изученного материала.

1. Какие новые слова вы узнали?

2. Найти ошибки в тексте.

Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба . Напротив оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.

VI. Домашнее задание.