Догматическое обучение - это что? Форма коллективной организации, виды и стили

Сформированный в Средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Для догматического обучения характерны следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без объяснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и почти дословно воспроизводят заученное; от студентов не требуют применения знаний на практике. Этот тип обучения способствует в определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интеллектуального потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе приобретенных знаний.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Основная цель такого вида обучения - передача-усвоение знаний и применения их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Педагог стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения обусловлен высоким уровнем общественно-производственных отношений, ему присущи следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенный объем знаний, объясняет сущность явлений, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты имеют сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания на практике в различных видах.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения в течение двух последних веков господствовал на всех уровнях учебной деятельности. Он как-то способствовал рациональному подходу к овладению значительным объемом устоявшихся знаний, развития логического мышления и оперативной памяти. Однако в целом этот вид обучения препятствовал привлечения студентов в активную самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных возможностей личности, овладение методами самостоятельного познания

Проблемное обучение.

В основе проблемного обучения - идея, известного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решения познавательных проблем, содержащих противоречия. Поэтому суть проблемного обучения - в постановке (педагогом) и решении (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации.

Для проблемного обучения характерно то, что знания и способы деятельности не представлены готовыми, не предложено правила или инструкции, благодаря которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не представлены, а задано как предмет поиска. И содержание обучения состоит именно в стимулировании поисковой деятельности студента.

Такой подход обусловлен, во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой личности; во-вторых, проблемным характером современного научного знания (напомним, любое научное открытие отвечает на один или несколько вопросов и ставит десятки новых) в-третьих, проблемным характером человеческой практики, особенно остро проявляется в переломные, кризисные моменты развития; в-четвертых, закономерностями развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интеллекта, которые формируются именно в проблемных ситуациях.

Проблемное обучение наиболее адекватное социально-педагогическим целям и содержанию современного научного знания и закономерностям познавательной деятельности и развития обучаемых. В нем наиболее последовательно реализован принцип проблемности, который предполагает использование объективной противоречивости изучаемого, организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, которые позволяют управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).

При решении проблемного вопроса предусмотрен поиск различных вариантов ответа, заранее готов ответ - неприемлема. Примеры проблемных вопросов: "Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?", "Что в природе меняет цвет?"

Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, что приводит стремление к самостоятельному поиску способов ее решения. Пример проблемной задачи: «Какие необходимо предпринять действия, чтобы уравнение 2 + 5x3 = 21 было правильным?"

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние студента, возникает в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация содержит три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при которой появляется познавательная потребность в новом ракурсе, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое нужно раскрыть в сложившейся ситуации;

в) возможности студентов в выполнении поставленной задачи, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком тяжелые, средние по уровню сложности задачи не создают проблемной ситуации. Пример проблемной ситуации: "Составьте из 6 спичек 4 равносторонние треугольники со сторонами, равными размерам одной спички".

Анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, которые закреплены в языке, предстают в виде задач. Процесс усвоения и понимания знаний не возможно без постановки и решения задач. Даже читая текст, слушая педагога, ученикам (студентам) приходится решать те или иные задачи. Сформулированная задача создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с ее осознания и принятия.

Чтобы пробудить ситуацию умственной активности при чтении текста, нужно его "увидеть" как систему задач, систему скрытых проблемных ситуаций. Слушания готового объяснения также нужно воспринимать как последовательность задач. Сиуденты, которые "видят" задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, изложении, воспринимают поданную информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы содержат механизм их умственной активности, поэтому усвоение даже "готовых" задач является для них эффективным и относительно функциональности этих знаний, то есть усвоение и развитие (преобразование знаний и действий по овладению ими в психические новообразования) происходит в таких студентов одновременно.

Проблемными задачами могут быть вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Ту самую проблемную ситуацию могут вызвать различные типы задач. Само по себе проблемная задача не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при определенных условиях. Такой вид обучения:

■ стимулирует выявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества в студентов;

■ развивает интуицию и дискурсивное ("проникновение в суть"), конвергенцийне ("открытие") и дивергенций-никак ("создание") мышления;

■ учит искусства решать различные научные и практические проблемы, опыта творческого решения теоретических и практических задач.

Трудности организации проблемного обучения связаны со значительной затратой времени для постановки и решения проблем, создание проблемной ситуации и предоставление возможности ее самостоятельного решения каждому ученику, студенту. Этот вид обучения содержит естественный процесс разделения студентов на самостоятельных и несамостоятельных.

Пожалуй, у многих при слове «школа» в сознании возникнет типичная картинка: парты, выстроившиеся в ряд, доска, электронная или меловая, учитель, объясняющий очередную заковыристую тему, вечный лес рук, и спасительная трель звонка.

Но такая модель обучения - лишь одна из немногих. Время, культура, идеология диктуют свои условия образованию, вынуждая его маневрировать между этими условиями и формировать педагогическую систему «на злобу дня».

Сегодня педагогическая психология знает десятки теорий, хотя по сей день в науке не сложилось единой классификации. Предлагаем вам узнать, что собой представляют основные типы обучения, какие из них безнадёжно устарели, а какие, напротив, всё чаще заявляют о себе.

Догматическое обучение

Непреложные истины укладываются в головы учеников либо при помощи лекции строгого преподавателя, чей авторитет непререкаем, либо посредством чтения книг, - впрочем, не менее авторитетных, а повторение и зубрёжка преобладают среди остальных методов обучения. Так работает догматический тип, получивший распространение в Средневековье.

Образование, преимущественно получаемое в монастырских школах, было оторвано от практических умений. Занятия, которые обычно велись на латинском языке, были посвящены познанию бога, именно поэтому главенствующая роль отдавалась истории и словесности, помогающим понять Священное Писание.

Церковь, с одной стороны, была суровым регулировщиком средневековой жизни, но в то же время она была источником и хранителем образования - так, уход в монастырь для средневековой дамы был практически единственной возможностью вести полноценную интеллектуальную деятельность.

Традиционное обучение

Шло время, росли города, развивалась наука, появлялись производства, требовавшие образованных и дисциплинированных рабочих. Религиозное образование было слишком элитарным для того, чтобы массово воспитывать послушных подчинённых: обучение могли себе позволить лишь зажиточные слои населения, да и полученные знания едва ли помогали в рутинной работе.

Обучение большого количества людей в условиях нехватки квалифицированных педагогов - вот задача, которая встала перед школами. Её решением, уже давно витавшем в воздухе, стало признание необходимости обязательного общего образования.

Чешский педагог Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике» (1638):

«Природа, как мы видели, одаряет человека семенами познания, нравственности и религии, но самого познания добродетели и религии она не даёт; эти последние приобретаются посредством молитвы, учения, упражнения. Потому недурно некто определил человека, сказав, что он есть животное, предназначенное для учения (Animal disciplinabile), то есть, что он не может стать человеком иначе, как только получив образование».

Коменский заложил основы классно-урочной системы, которая должна была не только охватить как можно большее количество людей, но и, по мысли педагога, прививать самостоятельность - непозволительная дерзость для догматического обучения.

Учащиеся приходили в школу к определённому времени, отсиживали уроки (отныне в расписании можно было встретить несколько разных дисциплин в течение одного дня, что было новшеством), перебиваемые короткими переменками, и отправлялись домой. После окончания школы день «от звонка до звонка» их ожидал уже на работе, но они были готовы к такому чётко регламентированному распорядку.

Название традиционное обучение отражает не столько «классичность» этого типа, сколько долгожительство в педагогике: во многих школах оно практикуется до сих пор.

Ещё одно наименование типа - разъяснительно-иллюстративный , потому как устные объяснения учителя обычно сопровождаются иллюстративным материалом: например, демонстрацией схем или проведением опытов. Преподаватель больше не презентует непреложную истину - он объясняет, доказывает, высказывает свою точку зрения.

В свою очередь ученики не просто заучивают материал, но пытаются понять, что объясняет им учитель, а затем применяют полученные знания на практике. Для успешного образования в рамках разъяснительно-иллюстративного типа достаточно внимательно слушать, исправно запоминать и добросовестно выполнять задачи по образцу: хорошая память - лучший помощник в системе традиционного обучения.

Традиционное обучение облегчает задачу учителя, позволяя ему работать с несколькими десятками детей одновременно, но вместе с тем ему уже давно предъявляют разнообразные претензии: оно направлено на среднего ученика, где успевающему может быть скучно, а отстающему - сложно, оно препятствует творческому выражению и развивает скорее память, нежели мышление. И тем не менее, это не мешает ему по сей день главенствовать во многих школах.

Развивающий тип обучения

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит её находить» - так утверждал вольнодумец Фридрих Дистервег, немецкий педагог, который, как считается, ещё в XIX веке заложил основы развивающего обучения.

Основным принципом этого типа, наряду с формированием знаний, является выработка когнитивных умений.

Детей учили не только фактам, но и определению причинно-следственной связи между изучаемыми явлениями. Такое обучение не укрепляет границы между разными предметами, а напротив, делает их взаимопроницаемыми, обнаруживая родственные связи между, казалось бы, несоотносимыми вещами.

В центре развивающего обучения находится ученик, а не учитель: необходимо подстраиваться под уровень каждого ребёнка, поэтому индивидуальная работа является предпочтительной. При этом роль педагога заключается не столько в трансляции знаний, сколько в модерации учебного процесса: он всегда придёт на помощь, хотя и не станет упаковывать упрощённый материал в юные головы, поскольку такой подход противоречит развивающему обучению.

В «Педагогической психологии» (1926) Лев Выготский писал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития». Психолог ввёл одно из главных понятий - зону ближайшего развития (ЗБР), конструкт, оценивающий соотношение обучения и развития.

Как это работает? У каждого ученика существуют задачи, которые он не может решить без помощи взрослого. ЗБР определяет набор функций, на сегодняшний день пока не доступных ребёнку, однако в скором времени он сможет их освоить. Для того, чтобы это произошло, нужно не оставлять сложности «на потом», а преодолевать их совместно с учителем. Такое сотрудничество позволит ребёнку в дальнейшем выполнять задания уже самостоятельно.

Леонид Занков, ученик Выготского, сформулировал следующие принципы развивающего обучения, которые активно применял в обучении детей с отклонениями в развитии:

    естественно : развиваются те навыки, что природно заложены в ребёнке;

    сложно : высокий уровень трудности стимулирует поиск новых решений. Предлагайте ученику действительно сложные задания, даже если он, вероятно, не сможет их решить. Именно преодоление трудностей и заставляет двигаться вперёд;

    быстро : обучение проходит динамично - учащиеся постоянно обогащаются новыми знаниями, не останавливаясь на шаблонном воспроизведении материала, хотя этапы повторения и закрепления при этом не нивелируются;

    осознанно: ученики должны понимать, каким образом полученные знания можно применить на практике и как они соотносятся с изученным ранее материалом.

Модель задания

Одно из стандартных заданий в рамках развивающего обучения - это выдвижение гипотез. Задания, направленные на применение правил, которые ученикам ещё не известны, помогут и пробудить любопытство, и, несмотря на сложность, побудить найти решение, активизируя уже изученный материал. В рамках развивающего обучения также используются динамичные диктанты. Например, на занятиях литературы можно проверять теоретические знания литературных направлений заданиями в духе «убери лишнее» (иерархичность, канон, разум, индивидуализм, александрийский стих) или «найди общий принцип» (ремесло, камень, ясность, Мандельштам). Такие диктанты применяются в различных дисциплинах: они особенно эффективны для фронтальной проверки знаний. Цель задания - не найти единственно верный ответ (тем более что ответов обычно бывает несколько), а убедительно аргументировать свою позицию.

Проблемное обучение

Проблемный тип обучения немыслим без противоречия, конфликта между противоположными категориями. Когда учитель просит учеников решить задачу, для которой им пока не хватает знаний, противоречие между известным и неизвестным оживляет познавательную деятельность и заставляет задуматься о том, какие знания могут понадобиться для решения.

Проблемный вопрос на уроке литературы - действительно ли Печорин является «героем нашего времени»? Раскольников: жертва или преступник? - это не только искра для дискуссии, но и попытка посмотреть на произведение с разных точек зрения: с точки зрения автора, исторического контекста той эпохи, современности. В чём эти позиции различны? И почему? Композиция такого урока всегда строится на вопросительных рефренах: возвращаясь к ним по ходу занятия, мы приобретаем и усваиваем новое.

В отличие от «созерцательных» типов обучения, требующих от ученика запоминания преподнесённой информации, проблемный тип побуждает к активному добыванию знаний, вызванному не принуждением, а естественным любопытством. Умение не только решать, но и определять проблему создаёт импульс для самостоятельного обучения.

«Метод проблемы» можно заметить уже в тактике философских споров Сократа, трудах Песталоцци, сочинениях Руссо. Однако прямым потомком этого типа принято считать концепцию американского педагога Джона Дьюи, заявившего, что именно трудность, с которой сталкиваются учащиеся при обучении, и побуждает их к поиску решения.

По Дьюи, ученики должны заниматься свободной исследовательской деятельностью, тогда как учитель выступает в качестве куратора, лишь направляющего учеников.

Согласно Дьюи, естественное усвоение знаний возможно только в рамках игровой или трудовой деятельности, пассивное заучивание же демотивирует учащихся. Воспитанники Дьюи занимались чтением или счётом только тогда, когда у них возникала такая потребность, а не по требованию педагога.

Любопытно, что в 20-х годах прошлого столетия идеи психолога пытались адаптировать для советских школ. Классно-урочную систему признали устаревшей: её вытеснил бригадно-лабораторный метод обучения, при котором учащиеся, объединённые в небольшие группы, совместно работали над заданиями, а «бригадир», лидер группы, отчитывался о проделанной работе.

В книге «Одна жизнь - два мира» мемуаристка Нина Алексеева так вспоминала о бригадах:

«В нашем институте в то время "свирепствовал", как тогда говорили, лабораторно-бригадный метод обучения. Он заключался в том, что группу разбивали на бригады из пяти-шести человек, которая ежедневно оставалась после окончания занятий на два-три часа для общей проработки материала. В нашей группе был 21 человек, 18 мужчин и 3 женщины. Нашу группу сразу же разделили на четыре бригады. Наиболее подготовленная часть студентов терпеть не могла этот метод, так как в большинстве это сводилось к тому, чтобы кому-то, окончившему учёбу много-много лет назад и забывшему всё на свете, вдалбливать в голову какую-либо ясную, как божий день, теорему. Для индивидуальных занятий просто не оставалось времени».

Однако уже в начале 30-х инновации американского психолога подверглись гонениям, а сам Дьюи был наречён «пособником троцкизма».

Считается, что в условиях постоянного обновления знаний, порождающего вызовы, которые требуют быстрого и креативного решения, проблемный тип является оптимальным. В то же время проблемное обучение сложнее сочетать с практическим подходом и, кроме того, оно более времязатратно по сравнению с методами того же традиционного обучения.

Модель задания

Анализ различных точек зрения на одно и то же событие или дискуссия, инициированная проблемным вопросом, могут задать структуру любому уроку по гуманитарным дисциплинам независимо от его темы. Но и точные науки поддаются «проблематизации». Например, проблемный урок по теореме Пифагора может выглядеть так: перед теоретическим материалом расскажем интересные данные о самом Пифагоре, затем поставим вопрос, который бы заинтересовал учащегося («почему теорема Пифагора называется "теоремой невесты"?»). При этом такое занятие имеет не линейную, а спиралевидную структуру: проблема, поставленная в начале изучения темы, требует неоднократного возвращения к ней в течение урока. Можно также предложить задание «от обратного»: не ответить на проблемный вопрос, а сформулировать ряд таких вопросов к теме / тексту. Грамотно составленный вопрос демонстрирует степень понимания материала не хуже, чем сам ответ.

Программированное обучение

Союз машины и человека - вечный сюжет не только для искусства, но и для науки. Педагогика предложила свою вариацию такого содружества в виде программированного обучения, разработанного американским психологом Б. Скиннером в 50-х годах прошлого века. В основе него была положена бихевиористская теория , гласившая, что обучение человека и животного подвергается одному и тому же принципу: «стимул» - «реакция». А чтобы связь между стимулом и реакцией была прочнее, её необходимо укреплять позитивными эмоциями в ходе обучения, создавая положительное подкрепление после каждого правильного ответа.

Программированное обучение предельно схематично и расписано по «шагам»: знание «предъявляется»-«усваивается»-«проверяется», при этом оно строго дозировано. После небольшой порции информации следует закрепление упражнениями, затем сбор обратной связи от ученика и, наконец, оценка. Сегодня всю работу можно делегировать компьютеру, который, получив ответ, сможет тут же его проанализировать и оценить, учитель же в большей степени становится администратором учебного процесса. После правильного ответа учащийся переходит к следующему разделу, в случае неверного - возвращается к теории, а затем снова выполняет задание.

Программированное обучение может осуществляться и без компьютера. Так, урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих» можно выстроить при помощи пошаговой системы подсказок. Сначала ученикам предлагается выписать из текста слова в таблицу из двух столбиков (первый столбик - «с мягким знаком», второй - «без мягкого знака»), каждый раз схематично объясняя написание: таким образом учащимся предоставляется максимальная степень подсказки. Следующее упражнение - уже с «затухающими» подсказками: ученики должны самостоятельно придумать примеры для таблицы, ориентируясь на внесённые ранее слова. Наконец, «снятие подсказки»: ученики переписывают текст с пропусками, самостоятельно определяя, требуется ли постановка мягкого знака. После выполнения каждого задания следует проверка и обсуждение ошибок.

На сегодняшний день не так легко найти школы, практикующие тот или иной тип обучения в чистом виде. Но, возможно, акцентуация на чём-то одном и не нужна: как в спорах рождается истина, так и в многообразии подходов и столкновении мнений формируется лучшая образовательная модель.

Тип обучения – теоретически обоснованная и представленная в практике модель обучения, имеющая специфическую, четко выстроенную философско-психологическую базу и собственно дидактическое своеобразие.

Наиболее ранний тип обучения. Преобладал в период средневековья. Влияние обнаруживается и в новое и новейшее время (например, русская церковно-приходская школа). Методологической основой выступает какое-либо религиозное учение. Источник информации – религиозный текст, позднее специальные учебные книги, содержание которых должно быть усвоено дословно. Понимание не требуется. Умения отрабатываются с помощью тех же религиозных текстов: чтение через запоминание слов и их производных форм; заучивание алфавита; чтение преобладало буквенное, а не звуковое; письмо через переписывание. Функция педагога – дать задание, проверить исполнение (сверить). Мотивация обеспечивается через наказание нерадивых. Форма занятия – индивидуально-групповая или индивидуальная. Состав учащихся непостоянен.

2. Объяснительно-репродуктивное обучение

Цели педагогического процесса формулируются как:

а) цель-идеал: всесторонне и гармонично развитая личность, сочетающая в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство (Моральный Кодекс строителей коммунизма)

б) цель как ожидаемый результат деятельности

Формирование системы знаний, овладение основами наук;

Формирование основ научного мировоззрения;

Всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

Воспитание идейно убежденных, сознательных и высокообразованных людей, способных как к умственному, так и к физическому труду.

Концептуальнцю основу составляют принципы, сформулированные еще Я.А. Коменским: научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность, сознательность, активность, прочность, наглядность, связи теории с практикой и т.п.

Структура обучения включает: изложение – понимание – обобщение – применение.

Схема учебной деятельности:

1. Информирует о новых знаниях, объясняет / воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.

2. Организует осмысливание учебной информации / осмысливает, углубляет понимание учебного материала

3. Организует обобщение знаний / обобщает усвоенный материал

4. Организует закрепление учебного материала / закрепляет изученное путем повторения

5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения / применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Ведущей организационной основой является классно-урочная система:

Учащиеся приблизительного одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;



Класс работает по единому годовому и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и тоже время года и в заранее определенные часы дня;

Основной единицей занятия является урок;

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы;

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – обязательные атрибуты классно-урочной системы.

в регламентации деятельности,

принудительности обучающих и воспитательных процедур;

централизации контроля;

ориентации на среднего ученика.

Методы усвоения знаний основываются:

на сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

репродуктивной логике от частного к общему;

с опорой на механической запоминание;

вербальные;

репродуктивное воспроизводство.

К недостаткам системы можно отнести отсутствие самостоятельности, слабую мотивацию учебного труда школьников, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им, а учителем, другим взрослым.

Положительные черты: систематический характер, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Результативность профессиональной деятельности современного педагога связана с владением им основных видов обучения, пониманием их недостатков и достоинств, методологической и теоретических условий, основ использования.

Особенности формы

Догматическое обучение в педагогике - это первый вид коллективной организации познавательной работы школьников. Появилось оно в средние века. Формы и характер обучения в тот исторический период определялись основами христианской религии, ее влиянием на культурную общественную жизнь.

Историческая справка

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Заключение

Догматическое образование долгое время оставалось единственным вариантом формирования знаний у школьников. Подобная форма обучения не позволяла педагогам выявлять талантливых и одаренных детей, подбирать эффективные способы их воспитания и развития. Для решения подобной проблемы в отечественной педагогике были проведены существенные реформы. На смену догматическому образованию пришел личностно-ориентированный подход и проблемное обучение.

В основе последнего метода обучения лежит идея психолога С. Л. Рубинштейна о варианте развития сознания человека путем разрешения познавательных проблем, которые содержат противоречия. Суть проблемного обучения заключается в постановке педагогом и решении школьником проблемной задачи, вопроса, ситуации.

Специфика методики в том, что в отличие от догматической формы при проблемном подходе знания не предоставляются в готовом виде, они формируются самими школьниками.

Исторически первым известным видом систематического обучения называют обучение методом постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он широко применялся древ­негреческим философом Сократом (469 - 399 до н.э.) и его уче­никами и получил название метода сократической беседы - диалога.

Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил учеников. Беседы его были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На начальном этапе обучения системой вопросов Сократ побуждал учеников находить истину. Главное состояло в том, чтобы ученик осознал и увидел проблему там, где ранее для него все было понятно. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в ко­торое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам под­линной истины. Вторая часть беседы получила название «майевтики». Буквально «майевтика» означает повивальное ис­кусство. Ученик подводится посредством искусно поставленных вопросов к признанию тех положений, которые являются истин­ными. При этом собеседнику - ученику - казалось, что он само­стоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Это достигалось тем, что в поисках истины уче­ник и наставник должны находиться в равном положении, руко­водствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Одним из достоинств Сократа как учителя было то, что он оттал­кивался от осознания учеником своего незнания, тем самым будоражил, побуждал к самостоятельной мыслительной деятель­ности ум и душу.

Догматическое обучение

Догматическое обучение является первым видом коллективной организации познавательной деятельности обучающихся. Оно возникло и широко распространилось в средние века. Характер и формы обучения и воспитания определялись в этот период господствующим значением христианской религии и церкви в культурной жизни общества. Преподавание в школах велось на латинском языке, так как основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Этот вид обучения вошел в историю педагогики как догматический, поскольку организация и осуществление его предполагали принятие учеником на веру сообщаемых учителем непреложных истин (догм) словесных формулировок, положений, понятий, теорий. Ученик, читая вопросы и ответы на латинском языке, должен был заучивать их наизусть. Беседа, широко применяемая в средневековой школе, в процессе которой заучивались вопросы и готовые на них ответы, получила название катехизической.

Главными видами деятельности учителя были комментирование текстов религиозных писаний, а учащихся - слу­шание, механическое заучивание. Основная позиция, которую за­нимал ученик в условиях догматического обучения, - позиция объекта педагогических замыслов учителя.

Педагогическая оценка догматического обучения. Внаучной ли­тературе этот вид обучения оценивается по трем основным пара­метрам: качеству знаний учащихся; влиянию его на развитие школьников; отношению учеников кобучению. Догматический вид обучения получил положительную оценку в научной литературе лишь в аспекте развития у учащихся формально-логического мышления; остальные параметры не получили положительной оценки. Результатом догматического обучения были знания, которые в старой дидактике получили название вербальных или словесных знаний, а в наше время их называют формальными знаниями. Догматический вид обучения просуществовал в течение многих веков и был господствующим во многих школах Европы, том числе в русских школах для дворянских детей.

Объяснительно-иллюстративное обучение

На смену догматическому обучению пришел новый более совершенный тип обучения - объяснительно-иллюстративный. Элементы его зародились под влиянием требований производства внедрах догматического обучения, с которыми он сосуществовал на протяжении многих десятилетий, отвоевывая постепенно одну позицию за другой. Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А. Коменским (1598-1670), который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в.

Этот вид обучения характеризуется, прежде всего, стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его. Поэтому этот вид обу­чения получил в научной литературе название «объяснительный». В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, дока­зательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко при­влекается наглядность. Таким образом, на первом этапе протекания объяснительно-иллюстративного обучения появляются такие новые элементы, как объяснение и наглядность, что было большим шагом вперед в развитии обучения.

Обозначенные прогрессивные изменения в первом звене объяснительно-иллюстративного обучения вызвали большие изменения и во втором его структурном элементе, связанном с деятельностью ученика по усвоению знания.

Деятельность ученика уже не сводится по сравнению с догматическим видом обуче­ния к механическому заучиванию: школьники должны сначала хорошо понять, осмыслить изложенный материал, а потом его уже запомнить. Итак, понимание учащимися излагаемого материала - следующая характерная отличительная черта объяснительно-иллю­стративного обучения. Прогрессивные изменения произошли и в третьем структурном звене объяснительно-иллюстративного обуче­ния - в воспроизведении знаний: наряду с дословным воспроизве­дением, которое было характерно для догматического обучения, теперь широко применялось воспроизведение знаний своими словами (это третья отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения). Появилось и четвертое звено в структуре учебного процесса - применение знаний. Сэтой целью широко использовались различные виды самостоятельных работ учащихся: задачи, упраж­нения, изложения и т. д.

Педагогическая оценка объяснительно-иллюстративного обучения. Достоинством этого вида обучения является то, что он обеспечива­ет быстрое и прочное усвоение информации и овладение способа­ми практических действий; систематичность; экономичность с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, умении и навыков.

Недостатки объяснительно-иллюстративного обучения. К ним относятся прежде всего ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В этих условиях слабо реализуется развивающая функция обучения. В конечном итоге этот вид обучения готовит хороших исполнителей, но не творческих работников (многие ученые называют этот вид обучения объяснительно-репродуктивным).

Программированное обучение

Под программированным обучением понимается обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Этот вид обучения воз­ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психоло­гических и кибернетических идей. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси; в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Матюшкин, В. И. Чепелев и др. Характерными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов всего мира.

Теоретико-методологические основы программированного обучения. Методологическую основу исследования проблем программированного обучения составляют бихевиористическая теория учения (в зарубежной дидактике), деятельностная теория научения и основные идеи кибернетики (отечественная дидактика). Рассмотрим сущность обозначенных подходов.

В целом сущность программированного обучения состоит в сле­дующем: учебный материал разделяется на небольшие логически завершенные дозы (части), легко усваиваемые учащимися (эти дозы (части) получили название «шаги», «порции», «фрагменты ин­формации»); учебный процесс состоит из последовательных тесно взаимосвязанных между собой шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.); при правиль­ном выполнении контрольных заданий (выборе правильного ответа) ученик получает новую порцию информации; при непра­вильном ответе ученик получает разъяснение и указание вновь выбрать правильный ответ; каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в оптимальном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самому ученику, так и учителю. Это создает для ученика возможность самоконтроля (внутренняя обратная связь), а для учителя возможность получе­ния информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося (внешняя обратная связь); педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) в случае затруднений учащихся при работе над «шагом», «дозой» информации, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе широко применяются специфические средства: програм­мированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины.

Педагогическая оценка программированного обучения. Достоинством этого вида обучения является получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. Это обеспечивается установлением проч­ной внешней и внутренней обратной связи, лежащей в основе функционирования системы «учитель-ученик» как целостной си­стемы, в которой обучающие усилия учителя (компьютера) со­впадают с собственными усилиями школьника. Поэтому обеспечивается высокий результат. Еще одно преимущество со­стоит в том, что в этой системе ученик занимает позицию не толь­ко объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности

Недостатки программированного обучения состоят в том, что оно слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке.