Для чего нужен 5s аудит на производстве. Японская система управления производством "5S"

Попробуйте организовать свое рабочее место по системе 5s и увидите, как много всего можно успеть сделать за один рабочий день.

Сегодняшняя статья будет полезна тем людям, которые не знают, как организовать свое рабочее место, чтобы трудиться максимально эффективно. Именно для вас еще в середине ХХ века была придумана великолепная система 5s .

Не знаю, как вы, а я терпеть не могу беспорядка на рабочем месте.

Никогда не понимала людей, на рабочем столе которых размещаются живописные завалы из нужных файлов, художественных книг, рекламных брошюрок, конфетных фантиков, чашек с недопитым кофе, дисков, канцелярских принадлежностей, косметики и других немыслимых вещей, которым там вообще нечего делать.

Я никогда не понимала, как эти засранцы находят что-то в завалах на своем рабочем столе.

Если вы тоже грешите тем, что захламляете свое рабочее место, но очень хотите исправиться, тогда – вот вам полезные советы от самой организованной нации в мире: японцев.

Что такое 5s система?

Экономика Японии очень пострадала во время Второй мировой войны.

Эта страна выступала сторонником фашистской Германии, и когда силы союзников одержали победу над гитлеровской коалицией, то инфраструктура и финансово-экономическая система Японии были разрушены практически до основания.

И все же, несмотря на безрадостные перспективы, японцы не опустили руки, а начали работать вдвое усерднее, пытаясь вернуть свое государства в качестве сильного игрока на мировую арену.

Полезных ископаемых, как и плодородных черноземов в Японии не было, поэтому правительство сделало ставку на промышленность и высокие технологии.

Для того чтобы максимально быстро восстановить экономику державы, внедрялись различные новаторские схемы организации рабочего места и производственных процессов.

Одной из наиболее эффективных стала 5s система .

Она названа так не случайно, потому что именно пять действий должен совершить каждый сотрудник компании (будь то курьер или генеральный директор), чтобы максимально эффективно организовать свое рабочее место.

В некоторых статьях я встречала поверхностное толкование этой системы.

Мол, 5s – это практически то же самое, что и регулярная уборка своего рабочего места.

С одной стороны – это так и есть, но с другой 5s – это не просто методика поддержания своего рабочего пространства в чистоте.

Это настоящая философия, которая призвана сделать любое производства успешным и малозатратным.

5 этапов 5s системы


Каждый работник, желающий организовать свое рабочее место по системе 5s, должен выполнять 5 этапов, которые обозначаются японскими иероглифами:

    整理 (Seiri), что можно перевести, как «сортирование».

    То есть, все имеющиеся на его рабочем месте материалы сотрудник должен поделить на три кучки: очень нужные (те, что используются постоянно в работе), частично нужные (которые используются нечасто) и совершенно ненужные для работы (они никогда вам не пригодятся).

    整頓 (Seiton) переводится, как «порядок».

    Вам нужно навести порядок на своем рабочем месте (и самое главное – поддерживать его!) таким образом, чтобы все нужные вам вещи находились в зоне видимости, были легкодоступны (а не покоились под завалами хлама), были максимально удобными в использовании.

    К тому же, следует позаботиться о том, чтобы после применения их можно было запросто вернуть на место, не тратя на это много времени.

    清掃 (Seisō).

    С японского это слово переводится, как «уборка».

    Все предельно просто: вы должны регулярно (не раз в месяц, а – каждый день!) убирать свое рабочее место, чтобы оно было чистым и опрятным.

    Дотошные японцы вообще убирают свое рабочее место три раза в день:

    • утром (нужно приходить за 10–15 минут до начала рабочего дня, чтобы протереть пыль и подготовиться к труду);
    • в обед (обычно обеденный перерыв длится 1 час, постарайтесь уложиться в 50 минут, а оставшиеся 10 минут посвятить уборке своего рабочего места);
    • вечерняя (заканчивать свой рабочий день нужно не фразой «Ура-а-а! Наконец-то свободен!», а уборкой, чтобы на утреннее наведение порядка тратить как можно меньше времени).
  1. 清潔 (Seiketsu) – «чистота», хотя более популярен другой перевод: «стандартизация».

    Дело в том, что японцы – аккуратная и педантичная нация.

    Если они внедряют какую-то систему, то без рабочих пошаговых инструкций, прописанных бонусов за выполнение предписаний руководителей, не обойтись.

    Да и вообще, в любом деле полезно иметь письменные должностные инструкции.

    Так вы избежите объяснений балбесов и лентяев, типа «А я не так понял…».

    躾 (Shitsuke), что переводится, как «воспитание».

    То есть, вы, как руководитель, должны не просто в двух словах объяснить на планерке, что с сегодняшнего дня мы внедряем какую-то японскую систему, а максимально точно, с иллюстрациями и примерами растолковать сотрудникам, чего вы от них хотите, а так же – следить за тем, как они выполняют ваши инструкции.

    Особо старательных нужно премировать, отстающих – штрафовать.

В чем польза системы 5s?


Эта великолепная система пользуется большим спросом не только в Японии, но и в других странах.

Сотни тысяч руководителей внедрили в своих компаниях 5s и убедились в эффективности данной системы.

Благодаря ее использованию можно добиться:

    Выравнивания показателей по количеству несчастных случаев.

    Часто именно беспорядок на рабочем месте приводит к травмам и инвалидности.

  • Эстетической привлекательности рабочего места, даже если в вашем кабинете стоит простая мебель, да и ремонт бы в нем не мешало сделать.
  • Повышения эффективности рабочего процесса.

    Вспомните, сколько времени вы тратили каждый раз, пытаясь найти нужный документ среди завалов на своем столе.

    А как , когда нужно было вернуть файл в нижнюю папку, которая покоится под грудой десятка других.

  • Уменьшения времени, затрачиваемого на выполнение того или иного задания, причем – не за счет качества, а за счет наведения порядка на рабочем месте.
  • Улучшения рабочего климата.

    Беспорядок в доме или в офисе негативно влияет на психическое состояние человека.

    Не добавляет настроения и необходимость долго копаться, чтобы найти то, что нужно.

А на видео ниже в картинках представлена система 5s,

внедренная на заводе в Японии.

Смотрите и учитесь!

Попробуйте и вы организовать свое рабочее место по системе 5s , и вы увидите, как много можно успеть сделать на протяжении одного рабочего дня и при этом остаться бодрячком, а не истериком с дергающимся глазом.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Бережливое производство

Обстановка в офисе – важный фактор, влияющий на работоспособность сотрудников. Чистота и порядок на рабочем столе способствуют порядку в голове работника. А он, в свою очередь, положительно сказывается на материальном состоянии предприятия. Концепция 5s поможет организовать рабочие места всего коллектива и повысить производительность труда. Так что же представляет собой знаменитая система 5s?

Суть концепции

Система 5с названа так не случайно. Она предполагает реализацию пяти несложных шагов на пути к эффективному и малозатратному бизнесу. Придуманное японцами бережливое производство заключается в следующем:

Сортировка

На этом этапе необходимо выделить нужные и бесполезные предметы в собственном рабочем кабинете. Важно признать нерентабельность некоторых элементов рабочего стола, что бывает достаточно сложно. Ведь зачастую владелец психологически связан с каждой вещью, и расстаться с ней возможно, только приложив немалые усилия. Но после осуществления этого шага происходит поломка стереотипов привычной жизни и выработка новых «трудовых законов».

Систематизация

Данный принцип системы основан на целесообразном размещении необходимых на производстве вещей в рабочей области. Ближе должны быть расположены те вещи, которые используются сотрудником чаще всего, и наоборот. Выполняя этот шаг, работник создает оптимальные, удобные условия для труда. Воплотить этап в реальность помогут методы маркировки, визуализации, зонирования и подобные им.

Уборка рабочего места

Этот шаг предполагает систематическое содержание рабочей зоны в чистоте и порядке. Необходимо предусмотреть графики уборки и ее критерии, а также ликвидировать причины загрязнения трудового места. Рабочая зона каждого сотрудника должна быть оснащена уборочным инвентарем, что повлияет на безукоризненное выполнение данного правила всеми работниками.

Стандартизация

На этом этапе привычки сотрудников уже не формируются, а закрепляются. Здесь следует закрепить полученный опыт с помощью метода визуализации (написать на бумаге все использованные правила, которые поспособствовали организации работы трудящихся, описать технологии бережливого производства, сфотографировать рабочую зону, созданную благодаря системе 5с). Не лишним будет составить алгоритм действий по содержанию рабочей области в чистоте.

На этой стадии учредителю позволяется ввести новые методы контроля и премирования сотрудников.

Формирование привычек и их усовершенствование

На последнем этапе приобретенные привычки формируются на всех управленческих уровнях: от рядовых сотрудников до руководства. Не стоит забывать и о постоянном их совершенствовании. Этому могут способствовать фото зоны труда, сделанные до и после внедрения системы, а также организация совещаний с целью выявления результативности введения концепции.

Достоинства системы

Часто хаос на производстве приводит к травмам и даже непоправимым последствиям, особенно если работа связана со станочной деятельностью. Система 5s способна предотвратить возникновение несчастных случаев на предприятии благодаря правильной организации порядка на рабочем месте. Его эстетичный вид повышает производительность труда.

Еще одно достоинство такого мероприятия – экономия времени. Если раньше на поиск необходимых документов затрачивалось большое количество времени, то, приведя рабочую область в порядок, делать это стало гораздо проще и быстрее.

Использование системы благотворно сказывается на рабочем климате и отношениях между сотрудниками. В силу вышеприведенных обстоятельств персонал учреждения может избавиться от раздражительности и негативных эмоций.

Внедрение метода в производственную деятельность

На старте внедрения 5с предприятие должно выбрать лидера, отвечающего за принятие решений, контролирующего ход работы и продвижение идей, способствующих усовершенствованию системы.

Реализации первых трех шагов к порядку и чистоте руководители должны достигнуть за 90 дней вместе со своими подчиненными. Причем время от времени следует проводить обсуждение проблем, с которыми столкнулись сотрудники. Контрольный документ должен фиксировать достигнутые компанией результаты.

На этапе внедрения концепции 5с руководство проводит опись имущества и выделяет объекты, которые не задействуются во время производства. Найденные предметы списываются и утилизируются, а полученная сумма становится подтверждением экономии производственного бюджета.

Качество продукции предприятия будет расти, а цены на продукты – повышаться. При этом затрачиваемое время на их производство уменьшится в несколько раз.

Задействовав на предприятии эту систему, учредитель через некоторое время сможет ощутить экономию бюджета и затрачиваемых на изготовление продукции ресурсов.

В итоге

Главное в системе – четкое соблюдение этапов ее внедрения и выполнение всех указанных условий. При правильном выполнении всех стандартов концепции по организации рабочего места она повлечет за собой как положительные изменения в производственном бюджете, так и изменение менталитета сотрудников, их культуры труда, а также рационализацию затраченного на работу времени.

    Эта система 5с касается только рабочих и служащих нижнего звена. У нач.состава такое не прокатит: не уберёте-же вы со стола фото своей любимой супруги и детей. Наблюдал и не раз как бережно относятся к данным атрибутам даже уважаемые японцы. Теперь пройдемся по маркировке и зонированию: представьте свой рабочий стол на котором всё лежит на своём месте, все зоны четко оконтУрены и окрашены в разные цвета. На ручке, карандаше (или рядом с ней) приклеена бирка, что это Ручка, то-же самое и с линейкой, ластиком, писчей бумагой, на компе то-же бирка- это компьютер, и тд. Надо найти место, где будет находиться ФОТО образца вашего рабочего места и рядом должен находиться план-выкладка с алгоритмом (графиком) уборки вашего рабочего места.Это порядок, возведённый в абсурд! Хотя всё строго по-системе. Что-бы уравнять всех сотрудников в каждой организации существует свой дресс код- но с внедрением данной системы высшее руководство может задуматься и о большем экономическом эфекте- надо принимать на работу только одного роста, веса или одного пола (экономия в туалетной комнате и больничных), одного возраста и с похожими именами(фамилии руководство редко запоминает). При введении этой системы через 3-5 лет предприятие исчезает.

Система 5 S как первый шаг внедрения бережливого производства на промышленном предприятии
В последнее время всё большую популярность приобретает бережливое производство. Для его внедрения требуется трансформация менталитета работников и руководителей предприятий, которые обязаны научиться выявлять потери, понимать, какие действия или состояния реально являются потерями, и непрерывно работать над их устранением. Начать внедрение бережливого производства можно с системы организации рабочего пространства 5S («Упорядочивание»), разработанной на рубеже 60-70 гг. ХХ века в Японии.
Система 5S включает в себя пять шагов (табл. 1) [ 1; 4 ] .

Таблица 1 - Суть этапов системы 5S и возможные эффекты

Наименование этапа Расшифровка Виды эффектов:
П - производительность; Б - Безопасность; К - качество
1. Удаление ненужного Все предметы рабочей среды разделяются на три категории: нужные, ненужные и не нужные срочно.
Ненужные удаляются по определенным правилам. Нужные сохраняются на рабочем месте. Не нужные срочно располагаются на определенном удалении от рабочего места или хранятся централизованно.
Распределяются и закрепляются зоны ответственности каждого работника
П: Сокращение ненужных запасов
Сокращение занимаемых площадей
Б: Сокращение травматизма за счет освобождения производственной среды от ненужного
К: Улучшение сохранности сырья, материалов, готовой продукции
2. Упорядочение размещения предметов По отношению к нужным предметам и предметам, не нужным срочно, вырабатываются и реализуются решения, которые обеспечивают:
- быстроту, легкость и безопасность доступа к ним;
- визуализацию способа хранения и контроля наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета;
- свободу перемещения и эстетичность производственной среды
П: Эффективное использование рабочих мест, улучшение организации труда. Сокращение потерь времени на поиски, хождения и т.п.
Б: Сокращение травматизма из-за безопасного способа хранения предметов - создание безопасной ситуации
К: Сокращение брака из-за случайного использования несоответствующих компонентов
3. Очистка рабочего места Определяются основные источники загрязнения рабочего пространства. Проводится анализ и определяется, кто имеет доступ к документам /деталям, к каким именно, каким образом и т.д. П: Сокращение простоев из-за неисправности оборудования
Б: Улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
Предотвращение утечек пара, газа, воздуха, воды и опасных веществ.
Сокращение аварий из-за неисправности оборудования.
Устранение причин аварий, пожаров, несчастных случаев
К: Сокращение брака и потерь, связанных с загрязнением.
Сокращение брака
из-за неисправности оборудования и контрольно-измерительных приборов
4. Стандартизация правил уборки Разрабатывается инструкция, включающая правила пользования документами/деталями в отделах /на участках. Определяется круг лиц, которые имеют право ими пользоваться П: Сокращение потерь за счет визуализации контроля и управления
Б: Визуализация контроля безопасности
К: Стандартизация методов контроля
5. Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок Разработанные на 4-м этапе инструкции утверждаются приказом директора, изданным по предприятию. С людьми, занимающими должности, которые имеют доступ к документам/деталям, проводится инструктаж по работе.
По окончанию инструктажа, подписывается документ, подтверждающий, что человек с инструктажем ознакомлен. Обязательно назначается лицо, ответственное за хранение документов / деталей. При необходимости вводится система штрафов
П: Рост выработки за счет мотивированности персонала на производительный труд
Б: Соблюдение правил охраны труда.
Безопасное производственное поведение
К: Сокращение брака из-за невнимательности или недисциплинированности персонала

Внедрение системы 5S является первым шагом к развёртыванию бережливого производства (Lean-Manufacturing) и воспитания в персонале способности осуществлять постоянное совершенствование производственной среды и поддерживать достигнутый уровень. Для повышения эффективности внедрения 5S на промышленном предприятии следует вводить конкурсы «Лучный цех», «Самый чистый рабочий участок» и т.д. Одновременно следует присваивать звание «Худший цех» и «Самое грязное рабочее место» для повышения дисциплины.
В ходе проведения 5S - упорядочения, провидится инвентаризация специализированной оснастки и составляется перечень не задействованного спец. инструмента. По её итогам должно быть списано и отправлено на дальнейшую утилизацию изношенных и снятых с производства агрегатов, оборудования, металлического лома. Сумма, полученная с утилизации и переработки и будет суммой прямого экономического эффекта.
Однако, эффект от данных мероприятий заключается не только в снижении затрат на производство, увеличения цены выпускаемой продукции за счёт роста качества, снижении затрат времени на изготовление единицы продукции, но и в психологической составляющей - работники будут с большим энтузиазмом и эффективностью работать на аккуратном, чистом рабочем месте (табл. 1).
Основным результатом является относительная экономия ресурсов, а не затрат, в первую очередь сокращение остатков незавершённого производства за период, что ведёт к экономии на кредитовании или возможности вложения раньше высвободившихся денежных средств в альтернативные мероприятия.
Для внедрения данных изменений необходим человек-лидер, занимающий руководящее положение и имеющий право принимать важные решения и нести за них ответственность. Его следует назначить «агентом изменений», тем, кто будет продвигать идею и контролировать процесс.
Перед внедрением системы требуется провести для всех руководителей подразделений однодневный семинар-тренинг. Менеджеры должны реализовать на своих рабочих местах три первых принципа системы за три месяца.
Каждые три недели они должны участвовать в индивидуально-групповых консультациях по внедрению: сначала обсуждаются накопившиеся вопросы и проблемы в аудитории (в группах по 10-12 человек), а затем все члены группы вместе с консультантами последовательно обходят кабинеты, рабочие места каждого члена группы. При этом решения многих проблем находятся именно в ходе таких обсуждений и посещений. Руководители легко будут перенимать опыт друг друга. Достижение результата должно проверяться по контрольному листку.
Следует изменить организационную схему управления. В первую очередь - изменить штатное расписание. Управление производством доверить мастерам и бригадирам. Все промежуточные управленцы в лице бывших заместителей переводятся в группу развития.
Оценить эффекты от внедрения данного мероприятия до реализации системы 5S сложно, однако, можно на основе опыта российских предприятий предположить, какими будут выгоды при успешной реализации данного проекта (рис. 1) .
При успешности внедрения системы 5S возможно перейти к внедрению системы кайдзен (kaizen) , которая основана на: ориентации на потребителя, всеобщем контроле качества, кружках качества, системе предложений, автоматизации, дисциплине на рабочем месте, всеобщем уходе за оборудовании, повышении качества, росте производительности и разработке новой продукции. Одна из отличительных особенностей системы в том, что она направлена на разработку предложений и инноваций «снизу вверх», то есть работник делает предложение по улучшению, предложение рассматривается, принимается решение - внедрять его или нет. Далее происходит внедрение предложения, и работник поощряется за его идею (в том числе и в виде процента от экономического эффекта).

Рисунок 1- Ожидаемые выгоды от внедрения бережливого производства

Данные мероприятия повлекут не только несомненный материальный эффект для предприятия, но и изменение корпоративной культуры, выражающиеся в более аккуратном и внимательном отношении к собственному рабочему месту и предприятию в целом, росте рационализаторских предложений. Поощрять такие предложения следует материально (премии от 5 до 15% от заработной платы, организация поездок, экскурсий) и морально в виде грамот, досок почёта и т.д.
Литература
1. Володин, Р.С.Формирование архива документов по системе 5S / Р.С. Володин. -

Система 5S

В Японии системный подход к организации, наведению порядка и уборке рабочего места возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям. Таким образом, была создана система 5S. 5S - система рационализации рабочего места. Была разработана в послевоенной Японии в компании Toyota.

  • 5S - это система организации рабочего места, которая позволяет значительно повысить эффективность и управляемость операционной зоны, улучшить корпоративную культуру, повысить производительность труда и сохранить время. Это первый шаг на пути к созданию бережливого предприятия и применению других инструментов системы менеджмента компании Toyota.
  • 5S - это пять японских слов:
    • · Сэири (ХыАн) "сортировка" - чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
    • · Сэитон (ХыоD) "соблюдение порядка" (аккуратность) - организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
    • · Сэисо (Зе’Я) "содержание в чистоте" (уборка) - соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности.
    • · Сэикэцу (ЗеќЌ) "стандартизация" (поддержание порядка) - необходимое условие для выполнения первых трёх правил.
    • · Сицукэ (Ьz) "совершенствование" (формирование привычки) - воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Первоначально в японской системе было только 4 действия. Слова, обозначающие эти действия, в японском языке начинаются с буквы "S": Сортировка, Рациональное расположение, Уборка (содержание в чистоте), Стандартизация. Позже добавилось пятое действие - поддержание достигнутого и совершенствование, и оно завершило цепочку элементов, которые теперь известны как 5S.

Сейчас система 5S обладает фундаментальной мощью для того, чтобы изменять рабочие места и вовлекать в процесс улучшений всех работников. 1) Сортировка - означает, что вы высвобождаете рабочее место от всего, что не понадобиться при выполнении текущих производственных операций. Рабочие и руководители часто не имеют привычки избавляться от предметов, которые больше не нужны для работы, сохраняя их поблизости "на всякий пожарный случай". Обычно это приводит к недопустимому беспорядку или к созданию препятствий для перемещения в рабочей зоне. Удаление ненужных предметов и наведение порядка на рабочем месте улучшает культуру и безопасность труда. Чтобы более наглядно продемонстрировать, сколько лишнего скопилось на рабочем месте, можно на каждый предмет-кандидат на удаление из рабочей зоны повесить красный ярлык (флажок). Все сотрудники вовлекаются в сортировку и выявление предметов, которые:

  • · должны быть немедленно вынесены, выброшены, утилизированы;
  • · должны быть перемещены в более подходящее место для хранения;
  • · должны быть оставлены и для них должны быть созданы и обозначены свои места.

Необходимо чётко обозначить "зону красных ярлыков" предметов с красными флажками и тщательно её контролировать. Предметы, остающиеся нетронутыми свыше 30 дней, подлежат переработке, продаже или удалению. 2) Рациональное расположение - означает определить и обозначить "дом" для каждого предмета, необходимого в рабочей зоне. Иначе, если, например, производство организовано по сменам, рабочие разных смен будут класть инструменты, документацию и комплектующие в разные места. В целях рационализации процессов и сокращения производственного цикла крайне важно всегда оставлять нужные предметы в одних и тех же отведённых для них местах. Это ключевое условие минимизации затрат времени на непродуктивные поиски.

3) Уборка (содержание в чистоте) - значит обеспечить оборудованию и рабочему месту опрятность, достаточную для проведения контроля, и постоянно поддерживать её.

Уборка в начале и/или в конце каждой смены обеспечивает немедленное определение потенциальных проблем, которые могут приостановить работу или даже привести к остановке всего участка, цеха или завода.

  • 4) Стандартизация - это метод, при помощи которого можно добиться стабильности при выполнении процедур первых трех этапов 5S - значит разработать такой контрольный лист, который всем понятен и прост в использовании. Продумать необходимые стандарты чистоты оборудования и рабочих мест, и каждый в организации должен знать, как это важно для общего успеха.
  • 5) Совершенствование - означает то, чтобы выполнение установленных процедур превратилось в привычку.

Мероприятия, лежащие в основе 5S (сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация и совершенствование), абсолютно логичны. Они представляют собой базовые правила управления любым продуктивно работающим отделом. Однако именно системный подход, который система 5S применяет к этим мероприятиям, и делает ее уникальной.

Цели 5S:

  • 1. Снижение числа несчастных случаев .
  • 2. Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов.
  • 3. Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать.
  • 4. Повышение производительности труда (что в свою очередь ведёт к повышению прибыли предприятия и соответственно повышению уровня дохода рабочих).

Шаги системы:

Сортировка. Все материалы делят на:

  • · нужные - материалы, которые используются в работе в данный момент;
  • · неиспользуемые - материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;
  • · ненужные/непригодные - брак, который необходимо вернуть поставщикам, либо уничтожить.
  • · уничтожить.

Соблюдение порядка . Расположение предметов отвечает требованиям:

  • · безопасности;
  • · качества;
  • · эффективности работы.
  • 4 правила расположения вещей:
    • · на видном месте;
    • · легко взять;
    • · легко использовать;
    • · легко вернуть на место.

Порядок действий:

  • 1. Разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования и т. п.
  • 2. Определить специальную группу, за которыми будет закреплена зона для уборки.
  • 3. Определить время проведения уборки:
    • · утренняя: 5-10 мин. до начала рабочего дня;
    • · обеденная: 5-10 мин. после обеда;
    • · по окончании работы: после прекращения работы, во время простоев.

Стандартизация. Этот шаг подразумевает поддержание состояния после выполнения первых трёх шагов.

Необходимо создать рабочие инструкции, которые включат в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. А также вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников.

Совершенствование/Формирование привычки. Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами.

Важные моменты:

  • · Вовлечение всех работников. Работа в команде.
  • · Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание.
  • · Использование фотографий ДО/ПОСЛЕ для сравнения того, что было и какой конечный результат.
  • · Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы 5S.

Заключение

5S - это не просто "стандартизация уборки". 5S - это философия малозатратного, успешного, бережливого производства. Данная философия/концепция производства подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы до директора выполняют эти пять простых правил. Основной плюс - эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий.

Система 5S.

Система основанная на 5-и японских принципах начинающихся на букву “С”, эти же принципы в английском переводе тоже начинаются на ту же букву.

Упрощенно 5S можно представить, как повышение эргономики рабочего места.
Система 5S является базовым инструментом Лин, то есть его внедрение обеспечивает базу или фундамент для дальнейших преобразований. Фактически успешный запуск системы 5S дает сигнал о готовности к Лин преобразованиям.

Так что же такое система 5S - это система рациональной организации рабочего места, состоящая из 5-и этапов:

- (Seiri) - Sorting - Сортируй.

- (Seiton - Set in Order - Соблюдай порядок.

- (Seisō) - Sweeping - Содержи в чистоте.

- (Seiketsu) - Standardizing - Стандартизируй.

- (Shitsuke) - Sustaining the discipline - Совершенствуй.

Эффективность системы 5S.

Цели 5S

  • Снижение числа несчастных случаев
  • Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов
  • Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать
  • Повышение производительности труда (что в свою очередь ведёт к повышению прибыли предприятия и соответственно повышению уровня дохода рабочих).

Система 5S обеспечивает:

  • Эффективность операторов
  • Скорость и гибкость процессов
  • Рост объемов производства
  • Высвобождение площади
  • Снижение брака.

1 этап: Сортировка.

Цель первого этапа - освободить рабочее пространство от ненужных предметов (материалов, инструментов, деталей).

  1. Обучите персонал - обучение лучше вести пошагово, опыт показывает, что после выполнения первого шага, а любое действие требует времени, многое забывается. К тому же, это позволяет сократить отвлечение работников от выполнения своих функций.
  2. Определите цели - что будем сортировать, иногда шаг охватывает только материалы на рабочих местах, а иногда оборудование и даже здания и сооружения.
  3. Подготовьте проект «красных бирок» - изготовьте бирки с учетом целей сортировки и той информации, которую вы собираетесь отслеживать в будущем.
  4. Установите критерии сортировки - определите, когда предмет является не нужным.
  5. Определите зону карантина - выберите место для так называемого «отстойника», там будут храниться все сомнительные предметы, до момента принятия решения о их «судьбе».
  6. Установите «бирки» - пометьте бирками все предметы перемещаемые с рабочего места.
  7. Примите решение по отмеченным предметам - все, что попало в «отстойник», должно быть утилизировано, передано на хранение или отдано новому владельцу. «Отстойник» это не место хранения, все, что там находится не должно храниться больше месяца.
  8. Переместите помеченные предметы - выполните принятые решения, удалите предметы из «отстойника».
  9. Проведите фотосъемку текущей ситуации.

2 этап: Соблюдение порядка (рациональное расположение).

Цель второго этапа - устранить любые проявления хаоса при хранении материалов, деталей, инструмента, оснастки, изделий.

Каждый предмет должен иметь свое место хранения, которое должно отвечать следующим условиям:

  • доступность (легко взять предмет и вернуть его на место);
  • наглядность (видно, находится ли предмет на своем месте);
  • безопасность (предмет не мешает проведению работ).

Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Обучите персонал.
  2. Определите потребности в необходимом - на рабочем месте не должна храниться месячная норма деталей и материалов. Цель пункта, ограничить количество и высвободить место на рабочих местах.
  3. Определите лучшее расположение - все, что осталось, должно быть размещено максимально удобно. Решение здесь принимает человек, работающий на конкретном рабочем месте.
  4. Обозначьте новое место расположения того, что осталось - (так как чистка еще не производилась, вводятся временные обозначения на малярном скотче или мелом, маркером).
  5. Проинструктируйте всех - о новом расположении инструментов и пр., должны быть проинструктированы все. Так как новое размещение практически выполняется за одну смену, работники, не участвовавшие в процессе, должны быть оповещены.
  6. Начните разрабатывать контрольный лист 5S - новое расположение и планировка рабочего места, должны проверяться по контрольному листу, это обеспечивает точность и объективность оценки выполнения.
  7. Выполнение эскизов приспособлений - часто для хранения и размещения необходимы стеллажи и приспособления, эта потребность уточняется в процессе определения постоянных мест размещения, и сразу выполняются эскизы.

3 этап: соблюдение чистоты

Цель третьего этапа - устранение загрязнения рабочего места, которое является потенциальным источником возникновения проблем или скрывает уже существующие проблемы.

Мероприятия по уборке рабочего места:

  1. Обучите персонал.
  2. Подготовьте инструмент и материалы - практика доказала, что, как правило, на рабочих местах нет инструментов и материалов для качественной уборки и чистки. Их необходимо приобрести или взять на складе заранее.
  3. Очистите инструмент - удалите грязь, масло, определите сломанный или негодный инструмент.
  4. Очистите оборудование - удалите лишнюю смазку, пыль и отходы (стружка, обрезки и т.п.).
  5. Установите график регулярной чистки - определите, как часто необходимо проводить чистку каждого объекта (пол, станок, стеллаж и т.д.).
  6. Произведите покраску - обеспечивает внешний вид и упрощает обнаружение неисправностей.
  7. Восстановите освещение - упрощает обнаружение неисправностей, повышает производительность и точность ручных операций, снижает брак.
  8. Обозначьте места расположения, с учетом принципов визуализации - после чистки и покраски, наносится постоянная разметка на пол, стеллажи и т.п.
  9. Определите меры по поддержанию внешнего вида рабочего места - определите причины загрязнения и постарайтесь их устранить.
  10. Определите способы профилактики чистоты - мероприятия направленные на будущее, учтите ошибки при создании новых участков и рабочих мест.
  11. Проведите фотосъемку текущей ситуации.
  12. Начните изготовление приспособлений - эскизы должны поступить в работу сразу и изготовление приспособлений должно стать приоритетной задачей.

4 этап: Создание стандарта

Цель четвертого этапа - разработка стандартов контроля и поддержания в порядке рабочего окружения.

  1. Определить действия по поддержанию системы 5S - что, когда, чем, кто и сколько времени должен выполнять.
  2. Разработайте систему визуализации - рисунки, схемы, цветовое кодирование и т.п.
  3. Стандартизируйте и унифицируйте все обозначения - на разных участках для обозначения одного и того же, должны использоваться одинаковые знаки и т.п.
  4. Опишите действия - создайте стандарт.
  5. Определите схемы взаимодействия - при работе на одном рабочем месте нескольких человек, смен или служб, они должны выполнять четко определенные и описанные действия по поддержанию системы 5S.
  6. Проведите фотосъемку текущей ситуации.
  7. Закончите разрабатывать контрольный лист 5S - внесите изменения, произошедшие с момента определения постоянных мест хранения.
  8. Продолжайте изготовление приспособлений.
  9. Разработайте систему мотивации-стимулирования особо отличившихся сотрудников.

5 этап: Совершенствование и сохранение достигнутого.

Цель пятого этапа - непрерывное повышение эффективности методов по поддержанию рабочего окружения.

  1. Изменение системы мотивации - необходимо поддержать инициативу материальной и нематериальной мотивацией.
  2. Разъяснение и пропаганда - стенды улучшений, результаты, лучшие по 5S и примеры улучшений условий труда.
  3. Контроль - многоступенчатая система контроля по контрольным листам, цель не допустить эрозии улучшений.
  4. Мониторинг изменений - изменение оценок по результатам контроля, новые стандарты, мероприятия по изменению организации рабочих мест.
  5. Расчет экономического эффекта - все изменения можно посчитать (используемая площадь, время операций, время поиска инструмента или материала и т.п.).
  6. Обновление стандартов и разъяснительной, пропагандисткой информации - все данные мониторинга должны с определенной периодичностью изменяться на стендах и других местах общего доступа.
  7. Распространение передового опыта - все изменения в кратчайшие сроки должны проецироваться на другие аналогичные рабочие места.
  8. Закончите изготовление приспособлений.

И вот наш простой инструмент 5S, состоящий всего из пяти шагов, уже превратился в сложную систему 5S, где любое упущение может привести к проблемам в реализации. А ведь мы еще не говорили о межфункциональном взаимодействии, выделении ресурсов, утилизации отсортированного хлама, списании, оформлении возвратов на склад и многих других аспектах практической реализации системы 5S. Но не надо пугаться и опускать руки, все не так сложно, как кажется. Большая часть выше перечисленных шагов будет выполнена легко и безболезненно, если создать для исполнителей определенные условия. Постарайтесь максимально исключить из процесса бюрократию. Не секрет, что руководители цехов, участков и мастера, большую часть вопросов стараются решить неофициально, используя личные связи и прочие ухищрения, позволяющие решать вопросы быстро. Вот этот опыт и нужно поставить на службу. Особенно это важно на начальных этапах формирования системы 5S. Дальше можно вернуться к прежней практике. Для контроля и подсчета эффекта могут понадобиться официальные документы.

Первые вопросы при внедрении системы 5S.
1. Где взять ресурсы для первых шагов по системе 5S?
2. Как подвигнуть рабочих на правильные действия?
3. Кто будет обучать?
4. Как контролировать и отслеживать улучшения?
5. Кто будет руководить процессом?

Давайте по порядку. Какой бы способ реализации системы 5С вы не выбрали, много ресурсов не понадобится. Материалы понадобятся для изготовления приспособлений, но если дать сотрудникам возможность проявить инициативу, это не проблема. Практика внедрения системы 5С показывает, что многие вещи не нужные на одних участках, просто необходимы на других. В обычной практике, одни должны списать этот материал или вернуть на склад. Другие должны его получить. Чем проще вы сделаете этот процесс, тем меньше проблем с ресурсами вас ожидает. Основная проблема - это люди. Ни в коем случае не создавайте для реализации системы 5С специальную бригаду и не привлекайте не занятых людей для наведения порядка на участках, где они не работают. Это основная ошибка при реализации системы 5С. Каждый должен сам пройти все шаги 5С, на своем месте.
На первом этапе реализации системы 5С мотивация не так важна. Объясните правильные действия руководителям подразделений (цехов, участков и отделов). Они ежедневно добиваются от своих подчиненных необходимых результатов. Как-то уговаривают остаться сверхурочно, выйти в выходной и сделать многое другое при авралах на производстве.
С обучением все очень просто, если знаете и имеете практический опыт реализации системы 5С, обучайте сами. Если нет, приглашайте нас.
Ничего нового и в контроле, трехступенчатая система, аналогичная системе контроля техники безопасности, доказала свою эффективность. Рабочий, выполняет стандарт. Мастер, ежедневно контролирует выполнение стандарта. Начальник цеха/участка, раз в неделю оценивает работу по системе 5С. Руководство предприятия, раз в месяц оценивает динамику развития системы 5С. Для проверки и оценки используются контрольные листы. Уровень достижений, отображается на круговой диаграмме.
Координировать развертывание системы 5С должен один из руководителей предприятия. Это необходимо, как для ускорения реализации, так и для мотивации персонала. Согласитесь, сложно убедить сотрудника в том, что система 5С важна, если все руководство останется в стороне. Сотрудники ежедневно видят, что в решении важных вопросов всегда участвует один или несколько руководителей высокого уровня. Рабочие должны видеть, что это действительно важно.

Что еще важно? Система 5С не может эффективно реализовываться в отрыве от таких инструментов, как стандартизация и визуализация. Это сразу видно по второму и четвертому шагам системы 5С - «создать свои места» и «стандартизировать». Чтобы закрепить за инструментом или предметом место, надо владеть приемами визуализации. Чтобы создать стандарт 5С, надо иметь навыки стандартизации. Значит, мы имеем дело не с одним инструментом, а с совокупностью простых методик, для организации рабочего места. Это базовые и самые важные инструменты «Бережливого производства».
5С не требует значительных инвестиций, так как большая часть мероприятий организационные.