Чтобы разрешить социальный конфликт необходимо. Социальные конфликты и способы их разрешения. Что это такое

  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.

    Социальный конфликт - столкновение, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение. Противоречия могут быть

      примиримыми

      антагонистическими (непримиримыми).

    Запоздалое разрешение конфликта способствует его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, правильное ведение переговоров позволяет разрешить конфликт.

    Выделяют социальные конфликты:

      политические (связаны с борьбой за власть),

      социально-экономические - это конфликты за использование материальных ресурсов, уровень заработной платы, уровень цен на товары и услуги и пр.

      Национально-этнические конфликты.

    Конфликты могут проходить несколько стадий:

      конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание возникших противоречий;

      нарастание конфликта;

      исход конфликта.

    Выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

      Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

      Избегание - уход от конфликтной ситуации.

      Компромисс - совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.

      Соперничество - активное противостояние другой стороне.

      Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

    Конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Хотя для разрешения конфликта каждая сторона должна понимать необходимость идти на компромисс, компромисс - не самое лучшее решение.

    Это хорошо демонстрирует хрестоматийный пример с двумя сестрами, которые поделили апельсин пополам. После чего, одна из кожуры сварила варенье, а мякоть выбросила. Вторая съела мякоть, выбросив кожуру. Если бы они вовремя выяснили цели друг друга, каждая получила бы вдвое больше.

    Современная теория ведения переговоров подчеркивает необходимость вести обсуждение на принципиальной основе. Это означает отказ от торгов и обсуждение предмета спора по существу, с использованием аргументов, принимаемых обеими сторонами.

    Так, можно долго требовать от водителя довезти вас за 100 рублей, но если он скажет, что бензин обойдется ему в 150 руб., это должно вас убедить.

    Для разрешения конфликта важно выяснить суть интересов сторон. Нередко конфликт возникает в силу того, что стороны (субъекты конфликта) неверно расценивают притязания другой стороны.

    Представим ситуацию, описанную в фильме «Игры разума». Слушатели в аудитории требовали открыть окно, поскольку им было душно. Лектор возражал, потому что шум строительства на улице мешал занятиям. Ситуацию удалось разрешить, открыв окно и попросив строителей сделать небольшой перерыв.

    Уважение к оппонентам будет способствовать лучшему взаимопониманию и поможет не допустить отрицательных эмоций.

    2. Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защитники и противники этой точки зрения.

    (Вопрос сформулирован некорректно)

    Эту фразу приводит в своих мемуарахзнакомая писателя, Anna Strunsky.Джек Лондон признается, что ему не нравится работать ради денег, но деньги дают ему возможность жить, не заботясь о расходах.

    «Я ненавижу зарабатывание денег как цель… Так что привычка к получению денег никогда не станет одним из моих недостатков. Но привычка к расходу денег, ах бог! Я буду всегда её жертвой.»

    1. В общем, такой точки зрения придерживается большинство людей: деньги, богатство важны не сами по себе, а как средство удовлетворения потребностей в еде, жилище, одежде и т.д. Перефразируя пословицу, можно было бы сказать: «Мы не живем ради денег, но деньги необходимы нам для жизни.»

    Сама фраза «больше жизни», по видимому, перекликается с теорией современного писателя Михаила Веллера, что в основе устремлений живых существ лежит потребность переживать сильные ощущения. Тогда деньги дают возможность получать больше таких ощущений, т.е. дают «больше жизни».

    Другие точки зрения:

    2. Некоторые считают, что деньги дают власть сами по себе. Герой драмы А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» терпел нужду, получая наслаждение не от использования, а от самого факта владения деньгами:

    «Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать. … Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жар и трепет. …

    (обращаясь к деньгам):

    Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах»

    Обладание деньгами скупой рыцарь рассматривает как возможность властвовать над миром:

    «Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу;»

    Герой романа Чарльза Диккенса «Домби и сын», крупный предприниматель, тоже пытался внушить своему сыну мысль об огромных возможностях, которые дает обладание богатством. Но сын его умирает, фирма становится банкротом, а сам отец хоть поздно, но понимает, что счастье - в любви и возможности быть со своими близкими.

    3. Можно критиковать точку зрения Дж.Лондона и с другой стороны. Дело в том, что Джек Лондон был к концу жизни состоятельным человеком и много тратил.

    Лев Толстой, например, разъясняет, что при современном разделении труда невозможно с точностью определить, кто сколько принес пользы. Поэтому нужно стараться жить скромнее и давать другим больше, чем берешь.

    Это утверждает еще Иисус в «Новом завете»: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Евангелие от Матфея, глава 20, ).

    «…не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (там же, гл.6, ).

    То есть, для людей такого мировоззрения, не стои́т вопрос о заработке ради еды и одежды. Они готовы помогать людям, зная, что в этом и есть настоящее счастье. Правда, это понимаешь обычно, когда самые насущные потребности в пище и одежде все-таки удовлетворены.

    Примером такого бескорыстного служения могут быть молодые люди - волонтеры на олимпийских играх и других массовых мероприятиях.

    Надо учитывать, что этот вопрос билета приводит фразу Дж.Лондона, вырванную из контекста, и экзаменатор может ее толковать на своё усмотрение. Желательно на консультации обсудить этот вопрос и возможные варианты ответа.

    3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

    Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

    Задержание подозреваемого орган дознания вправе применить на срок до 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

    Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ).

    После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов (ст. 92 УПК РФ).

    Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

    По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители - родители, усыновители, опекуны или представители учреждений, организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый.

    Допрашиваемое лицо вправе:

    пользоваться документами и записями. получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Важно помнить: допрашиваемое лицо, независимо от возраста, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников); давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ст.46).

    Билет № 16

    Конфликт -- открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.

    Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.

    Стадии протекания конфликта:

    • 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
    • 2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
    • 3)конфликтныедействия;
    • 4) снятие или разрешение конфликта.

    Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.

    В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами. Пока существуют все элементы структуры конфликта, он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

    Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции:

    • 1) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);
    • 2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);
    • 3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);
    • 4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

    Одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и деструктивными в другом.

    Деструктивные функции конфликта очевидны:

    • 1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;
    • 2) нарушается система взаимосвязей;
    • 3) понижается эффективность совместной деятельности.

    В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя существуют и инициаторы конфликтов.

    Существует несколько типологий конфликтных ситуаций. Критериями типологизации конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия, типы поведения участников и др. С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутри личностные.

    Межличностные конфликты -- столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме. Внутриличностные конфликты -- столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.

    Возможны классификации конфликтов:

    • 1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
    • 2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);
    • 3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).

    По характеру вызвавших конфликт причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

    По значению конфликтов для организации, а так же по способу их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты.

    Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

    Деструктивные конфликты приводят к негативным явлениям, которые, в свою очередь, приводят к резкому снижению эффективности работы группы.

    В конфликтной ситуации важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют.

    Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они есть.

    Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия. Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е. скрытый конфликт.

    Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.

    Сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность -- основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.

    Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

    Конфликт может быть смещенным или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями.

    Смещенный конфликт -- это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.

    В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге.

    Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

    • 1) адекватности восприятия конфликта;
    • 2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;
    • 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.

    Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

    Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.Цель его применения -- разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, участник конфликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Этот стиль не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

    Уход или отсрочка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию. Стиль приспособления означает, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

    Социальный конфликт может завершиться тремя результатами (рис. П.1): 1) устранением конфликта; 2) урегулированием конфликта; 3) разрешением социального конфликта. Таким образом, завершение и разрешение социальных конфликтов – это разные, хотя и взаимосвязанные результаты и понятия, которые следует четко разграничивать. В этом смысле завершение конфликта – это его любое окончание.

    Устранение конфликта
    Устранение конфликта имеет следующее возможное завершение:
    1) уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата над дворянством, буржуазией, интеллигенцией и крестьянством в России в результате Октябрьской революции, Гражданской войны, коллективизации;
    2) уничтожение обеих противоборствующих сторон. Лучшим примером этого может служить пиррова победа, добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию. Этого боялся и Наполеон во время Бородинского сражения;
    3) перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

    Урегулирование конфликта
    Урегулирование конфликта означает его завершение при следующих условиях:
    1) примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные Лебедем и Масхадовым. Урегулирование происходит на основе договоренности противоборствующих сторон пойти на взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации;
    2) примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может проявиться рано или поздно.

    Разрешение конфликта
    Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин, его породивших, т.е. в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов. Например, буржуазия и рабочие в Западной Европе с 1918 г. сумели, с одной стороны, разгромить пролетарских революционеров, пытавшихся повторить в Западной Европе, в частности, в Германии и Венгрии, российский вариант, а с другой стороны, устранили противоположность своих интересов в результате введения восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, введения оплачиваемых отпусков, медицинского страхования, легализации профсоюзов, права на политическую деятельность и т.п. В результате этих реформ Западная Европа и США осуществили переход от капиталистической формации к буржуазно-социалистической и, в конечном счете, выиграли формационное соревнование у пролетарско-социалистического СССР.

    Для разрешения (и урегулирования) социального конфликта приходится прилагать значительные усилия, так как саморазрешение конфликта невозможно. Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которая происходит. Так случилось, в СССР с пролетарско-социалистической формацией, которая разрушилась в результате обострения множества социальных конфликтов, возникших в ней, но загнанных вовнутрь. Это конфликт между КПСС и интеллигенцией, Центром (Москвой) и союзными республиками, коммунистический идеологией и реальностью, возросшими потребностями и интересами людей и уровнем, а также качеством, их удовлетворения и т.п.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

    Выполнила:

    студентка 4 курса

    Научный руководитель:

    Киселева

    Новосибирск 2010

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Теоретические основы социальных конфликтов..……………….……5

    1.1. Сущность конфликта, его типы и функции………………………….5

    1.2. Структура и этапы развития конфликта…………………………….10

    Глава 2. Пути разрешения социальных конфликтов…………………………..16

    2.1. Способы разрешения конфликтов…………………………………..16

    2.2. Прямые и косвенные методы погашения конфликтов..…………...25

    Заключение…………………………………………………………………….....30

    Список литературы……………………………………………………………....32

    ВВЕДЕНИЕ

    Довольно часто мы бываем вовлечены в разного рода конфликты - служебные, бытовые, личные. Ни один конфликт не проходит для нас бесследно. Их итогом становятся стрессы различной интенсивности, ведущие к расстройствам нервной системы, общему снижению тонуса организма, к заболеваниям.

    Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

    Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации в учебных учреждениях, на предприятиях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям

    Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

    Конфликты частенько содержат маленькое ядро подлинно несопоставимых целей, окруженное толстой мантией искаженного восприятия мотивов и целей противника. Часто у конфликтующих сторон возникает зеркальное восприятие. Когда обе стороны убеждены, что «мы миролюбивы - они агрессивны», любая может обращаться с другой таковым методом, который провоцирует доказательство этих ожиданий. Международные конфликты характеризуются также иллюзией «плохой фаворит - хороший народ».

    Целью курсовой работы является анализ социальных конфликтов и пути их разрешения.

    Задачи работы :

    1. Определить сущность, типы, функции и стадии развития конфликта.

    2. Изучить подходы к анализу социальных конфликтов.

    3. Определить возможные методы разрешения социальных конфликтов.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

    1.1. Сущность конфликта, его типы и функции

    В литературе по конфликтам можно выделить некоторые работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, с целью вмешательства. В них раскрываются:

    Аналитическая схема исследования конфликтов 1 ;

    Типология конфликтов 2 ;

    Анализ развития конфликтов с точки зрения формальной структуры противоборствующих сторон;

    Диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры 3 ;

    Анализ ситуации с точки зрения нарушения функционирования и типов отношений в организации;

    Социальная диагностика ситуации, с точки зрения иерархической и многоуровневой организации практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон 4 .

    В этих работах применяются такие понятия как «анализ», «диагностика», «социальная диагностика», «типология конфликтов», «аналитическая схема исследования конфликтов». Выделим существенные характеристики таких понятий как «анализ» и «диагностика».

    Важно отметить, что в социологических исследованиях анализ представляет собой и является фрагментом социальной реальности. Поэтому дефиниция (определение) термина анализ в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных словосочетаниях. Например, анализ данных, математический анализ, вторичный анализ и т.д. Наиболее общей характеристикой анализа является мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. Если мы обратимся к социальным объектам, то здесь анализ связан непосредственно с синтезом и выполняет первичную функцию. Под синтезом имеется в виду соединение элементов в целое. Представление о целостности является необходимым условием для осуществления синтеза элементов, полученных при анализе. В данном случае анализ выполняет определенную задачу и не нуждается в синтезе.

    В теоретическом плане анализ предшествует синтезу, так как в синтезе могут быть раскрыты многообразные связи и отношения между социальными элементами.

    Понятие диагностика , как способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности, диагностика неразрывно связана с анализом и синтезом.

    В конфликтологии, особенно с точки зрения практики, введение понятия диагностика конфликта, требует одновременно и ведения представления о целостности конфликта, как социального феномена.

    В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения. 5 При анализе конфликта в организации необходимо вскрыть истинные мотивы поведения участников конфликта, понять их интересы и цели, найти способы сделать конфликт управляемым, свести к минимуму его отрицательные последствия.

    В социальной психологии обычно выделяют несколько основных типов конфликтов в организации в зависимости от различных критериев их оценки. Так, возможен межличностный конфликт (трения между сотрудниками, противостояние руководителя и подчиненного и т.д.), а также конфликты между личностью и организацией, между группами внутри организации, между различными организациями (рис.1).

    Некоторые исследователи выделяют следующие виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации 6:

    Первый - между работодателями и служащими.

    Второй - между подразделениями крупных организаций.

    Третий - межличностные конфликты.

    Четвертый - межэтнические конфликты.

    Есть авторы, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия 7 .

    Типы конфликтов


    Межличностный конфликт

    Конфликт между личностью и организацией

    Конфликт между группами внутри организации

    Конфликт между организациями


    Рис. 1. Типы конфликтов

    Сторонами социально-трудовых конфликтов являются работники и работодатели, то есть полноправные субъекты правоотношений. В то же время, мотивация поведения сторон конфликта связана с элементами правового регулирования социально-трудовых отношений. Сам же социально-трудовой конфликт безусловно влечет за собой определенные юридические последствия. Кроме того, социально-трудовой конфликт может быть разрешен путем примирительных процедур и институтами, создаваемыми на основании соответствующего правоприменительного акта (приказа по организации - примирительной комиссии, соглашения сторон - рассмотрение неурегулированных разногласий с участием посредника или в трудовом арбитраже).

    В социальной психологии конфликты различают по воздействию на развитие организации и по способу их разрешения. Выделяются конструктивные и деструктивные конфликты. Первые протекают чаще всего в сфере организационно-производственных интересов и затрагивают принципиальные стороны и проблемы развития организации, решение которых выводит организацию на новый уровень развития, увеличивает степень ее эффективности. Деструктивные конфликты затрагивают чаще всего сферу межличностных отношений и приводят к негативным, разрушительным последствиям, имея тенденцию к перерастанию в затяжные межличностные противостояния, взаимную неприязнь и вражду.

    Межличностный тип конфликта , возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

    Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

    Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

    С




    хематично межличностный конфликт можно изобразить следующим образом (рис. 2).

    Рис. 2. Схема межличностного конфликта

    Таким образом, можно сказать, что межличностные конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.

    Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (табл. 1.) 8:

    Таблица 1.

    Функции конфликтов

    Позитивные функции

    Негативные функции

    Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

    Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

    Получение новой информации об оппоненте

    Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

    Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

    Представление о побежденных группах как о врагах

    Стимулирование к изменениям и развитию

    Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

    Снятие синдрома покорности у подчиненных

    После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

    Диагностика возможностей оппонентов

    Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

    1.2. Структура и этапы развития конфликта

    При анализе конфликтов выделяют 4 основных категориальных группы:

    Структура конфликта;

    Его функции;

    Динамика;

    Типология конфликтов.

    Рассмотрим кратко каждую из них.

    Структура конфликта . Существуют различные понимания структуры конфликта. Л.А.Петровская в структуре конфликта выделяет следующие понятия:

    Стороны (участники) конфликта;

    Условия протекания конфликта;

    Образы конфликтной ситуации;

    Возможные действия участников конфликта;

    Исходы конфликтных действий.

    В психологической структуре конфликтов И.Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:

    1. Познавательные компоненты: взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способы переработки информации и принятия решений; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность, самопознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

    2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний участников.

    3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

    4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадений позиций участников противоборства.

    Кроме того, в структуру конфликта обязательно включается и предмет конфликта - то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта - всегда внутренняя психологическая причина его. Он может быть как материальным, так и идеальным, а также должен быть достаточно значимым для участников конфликта, хотя эта значимость может быть и ситуативной 9 .

    Конфликт, а всегда ли это плохо? Конфликт может выполнять различные функции. Он может выполнять деструктивную (негативную) функцию и тогда следствие конфликта - отрицательные результаты деятельности или распад группы. Часто это происходит, когда пытаются манипулировать людьми, искусственно вызывают конфликты, добиваясь своих целей и часто получая противоположные результаты.

    Все зависит от направления конфликта, его вектора со знаком минус или плюс. Поэтому конфликт может выполнять и конструктивную (позитивную) роль. Конфликт может быть вызван неудовлетворением между должным и имеющимся, что подвигает человека на самосовершенствование. Например, слушатель или сотрудник в профессиональном плане неудовлетворительно подготовлен, а сам не задумывается об этом - это порождает конфликт с коллегами, руководством, преподавателями. Обострение отношений заставляет человека задуматься и примерно в трети случаев ведет к значительному изменению поведения, совершенствованию, а в конечном итоге - к снятию конфликта.

    Отсюда можно говорить о восстановительной функции конфликта. Это те случаи, когда постановка задач, достаточно трудных, развивающих, вызывает активизацию психических процессов, приводит к формированию необходимых, профессионально-значимых умений и навыков.

    Конфликт может выполнять и зондирующую функцию. Сотрудник для выяснения обстоятельств может обострять конфликт с целью выявления причастности (осведомленности) к событию, интересующих моментов, что показывает аргументация противодействующих лиц, их психические состояния и реакции, занимаемые позиции, демонстрируемые установки и способы действий. При этом также проявляются психические качества и свойства оппонентов для корректировки психологического воздействия, оказываемого на них в целях решения служебных задач.

    Источником эмоционального конфликта могут быть личностные качества оппонентов вплоть до психологической несовместимости, когда существует два выхода: разъединение оппонентов, исключающее взаимодействие (разрушение брака, например) или полная психологическая перестройка их. Деловой конфликт всегда в основе имеет какой-либо материальный или духовный объект.

    Определение предмета борьбы и его значимость дает возможность прогнозировать поведение противоборствующих стороны, так как предмет борьбы является одним из факторов, определяющим это поведение. Например, нежелание нести уголовную ответственность, давать информацию, желание получить привилегии, не выданную заработную плату и т.д.

    Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность (рис. 3).

    Конфликтная ситуация

    Зарождение Созревание Инцидент Столкновение (конфликт) Развитие конфликта. Последствия

    Предконфликт Конфликт постконфликтная

    ситуация










    Рис. 3. Стадии развития конфликта

    Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

    Второй этап - созревание . Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.

    Третий этап - инцидент . Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «борца за справедливость» и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все что угодно, например, «не таким тоном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, покритиковал, или промолчал – все это лишь «зацепка».

    Четвертый этап - столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом. Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. Этот этап характеризуется: ярко выраженными оппозициями; выделением предмета конфликта, осознанного субъектами; появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.); определением масштаба и границ конфликтной ситуации; предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте; появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.

    Пятый этап - развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. В динамических подвижках происходит развитие конфликта.

    Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов.

    По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

    П
    ри этом следует учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера (рис. 4).

    Рис. 4. Соотношение деловой и личностной сфер конфликта

    Зная закономерности развития этапов конфликтной ситуации и место конфликта в нем необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

    Таким образом, межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых проявляются разногласия, накапливаются взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов. Межличностные конфликты часто имеют тенденцию перерастания в межгрупповые конфликты.

    ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

    2.1. Способы разрешения конфликтов

    Стратегии конфликтного взаимодействия.

    По мнению специалистов, в 80% организационных конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже.

    Наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:

    Представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы;

    Подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления;

    Эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам; неадекватности;

    Недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

    Недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.

    В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

    1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;

    2) уход от конфликта;

    3) ведение переговоров с целью найти приемлемое для обеих сторон решение возникшей проблемы.

    Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы У. Томас и Р. Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий (Рис. 5).

    1.Доминирование - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений.

    2. Уступчивость - в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений.

    3. Уход , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, из-за чего, собственно, и произошел конфликт

    4.Компромисс, характеризующийся тактикой второстепенных уступок.

    5.Сотрудничество - когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними.

    Рис. 5. Классификации стратегий конфликтного взаимодействия

    Общая схема данного процесса будет выглядеть следующим образом:

    Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные.

    В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта, будь то стратегия избегания или уступчивости, расценивается как признак «нежизнеспособности», то есть в данном случае - неумения решать свои проблемы. Путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения - от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.

    Основы интегративного подхода были заложены и разработаны американской исследовательницей М. Фоллет. На основе ее хрестоматийного примера рассмотрим путь интегративного решения проблемы.

    Итак, между двумя людьми, которые работают в одном и том же кабинете библиотеки, возникают разногласия по поводу того, что одному из них хочется открыть окно из-за духоты, а другой боится простудиться. Является ли эта ситуация ситуацией с несовместимыми интересами? И да, и нет, в зависимости от того, на каком уровне мы будем ее рассматривать. Если мы видим эту ситуацию «на уровне форточки», то интересы участников несовместимы, так как форточка не может быть одновременно открыта и закрыта. Но разве интересы партнеров в этом?

    Позиция первого участника ситуации - «открыть окно». Но его интерес не в том, чтобы открыть окно, а в том, чтобы «обеспечить доступ свежего воздуха». Позиция второго участника - «не открывать окно», его интерес - «не допустить физического дискомфорта». Один и тот же интерес может допускать разные способы его удовлетворения, но каждый из партнеров в данном случае видит лишь одну возможность, и они оказываются несовместимыми.

    Задача интегративного разрешения конфликтов состоит в том, чтобы переформулировать предмет конфликта, перейдя от предъявляемых участниками ситуации позиций к стоящим за ними их интересам. В соответствии с ними проблема конфликта будет состоять не в том, чтобы «открыть окно - не открывать окно», а «при каких условиях можно обеспечить доступ свежего воздуха (интерес I участника) так, чтобы не допустить физического дискомфорта (интерес II участника)» и сведется к последующему поиску возможных вариантов.

    Таблица 2.

    Предъявляемая позиция первой стороны

    Предъявляемая позиция второй стороны

    Переход к интересам

    Интерес первой стороны

    Интерес второй стороны

    Переход к поиску условий совместимости обоих интересов

    Выдвижение первой стороной своих условий принятия интереса второй стороны

    Выдвижение второй стороной своих условий принятия интереса первой стороны

    Переход к поиску условий совместимости выдвигаемых условий

    Принятие первой стороной интереса второй стороны со своими условиями

    Принятие второй стороной интереса первой стороны со своими условиями

    Переход к выработке согласованного решения

    Согласованное решение, учитывающее интересы обеих сторон и выдвигаемые ими условия реализации интереса противостоящей стороны

    Успешное проведение переговорного процесса по разрешению возникшей конфликтной ситуации оказывается возможным только при соблюдении следующих условий.

    Прежде всего, взаимодействие партнеров должно быть для них значимым либо вынужденно необходимым; так или иначе они заинтересованы в его сохранении. Если взаимодействие для его участников не является ни необходимым, ни значимым, то они не дорожат им и, оказавшись перед лицом разногласий, возможно, предпочтут деструкцию и разрыв отношений.

    Далее, участники конфликта должны осознать необходимость решения возникшей проблемы. Если кто-то из них вообще не признает, что в их взаимодействии существуют какие-то проблемы, это затрудняет переговоры или может сделать их проведение невозможным. Однако одного признания проблемы и необходимости ее решения недостаточно. Участники конфликта должны также осознавать общность своих интересов в решении возникшей проблемы, осознавать, что только совместными усилиями они могут решить эту проблему

    Следующим важным фактором является готовность участников конфликта к признанию позиции другого и его интересов. Партнеры должны прийти к пониманию необходимости принятия во внимание интересов друг друга, в противном случае их усилия будут направлены исключительно на отстаивание своей собственной позиции.

    Приведенная схема поиска интегративных решений несет в себе скорее общую идею разрешения противоречий, чем точный алгоритм действий, так как они могут варьироваться в зависимости от типа конфликтной ситуации, о которой идет речь.

    Ранее указывалось, что решающим для исхода конфликта являются стратегии поведения, избираемые в конфликтной ситуации ее участниками. Действительно, переговорный процесс может быть эффективно проведен независимо от предмета конфликта, однако последний может иметь определенное влияние на характер принимаемого решения.

    Конфликт ценностей затрагивает наиболее существенные для человека аспекты его взаимоотношений с другими людьми. Там, где они носят мировоззренческий, идеологический, этический или религиозный характер, вряд ли возможен компромисс или согласование ценностей, скорее возможно их сосуществование. Если они имеют более частный характер и существенно влияют на взаимодействие людей, например, когда речь идет о ценностях их совместной деятельности, можно попытаться поискать либо компромисс, либо возможности их одновременной (параллельной или последовательной) реализации.

    Характер урегулирования конфликтов интересов определяется возможностями их совместимости. Если интересы участников конфликтной ситуации признаются несовместимыми, возможны только компромиссные решения - соглашение на основе уступок. Если интересы участников совместимы, возможен поиск интегративных решений, вариантов, удовлетворяющих интересы обеих сторон.

    Конфликт несоответствия потенциала человека требованиям деятельности может быть разрешен либо расширением потенциальных возможностей человека, либо изменением характера требований, предъявляемых к нему. То же может быть сказано и о конфликтах, связанных с разными потенциалами участников взаимодействия, так как возникающие в этих ситуациях проблемы, как правило, формулируются в виде конфликта несоответствия со стороны человека с более высоким потенциалом.

    Конфликты, которые имеют в своей основе разногласия, касающиеся средств достижения целей или правил взаимодействия, его норм, подлежат урегулированию через согласование представлений и норм. Согласование может осуществляться на основе компромисса, формулирования новых норм, поиска иных, взаимоприемлемых вариантов решения и т.д.

    Возможные пути разрешения конфликта заключаются в поиске ответов на вопросы:

    Что бы я сделал для разрешения конфликта?

    Что мог бы сделать для этого партнёр?

    Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

    При этом вам следует:

    Проявить внимание и доброжелательность к собеседнику;

    Проявить терпимость к особенностям партнёра, показать своё искренне сочувствие;

    Быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику;

    Попытаться понять: что именно привело человека в его нынешнее состояние - каковы явные или скрытые мотивы;

    Дать собеседнику полностью выговориться, внимательно выслушать его; хороший эффект даёт техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного - тем самым человеку даётся понять, что он услышан и понят;

    Сократить социальную и физическую дистанцию до оптимального уровня;

    Отвлечь внимание партнёра от болезненного вопроса, хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приёмы - от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что-то до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки;

    Подчеркнуть общность ваших интересов, целей, задач;

    Высказывать собеседнику не готовые оценки и мнения, а свои чувства, состояния, вызываемые его словами; это заставит вашего партнёра отвечать вам не односложно, а развёрнуто, мотивированно, с пояснением своей позиции;

    Прежде чем отвечать на критику, замечания, упрёки, нужно чётко уяснить - что конкретно имеется ввиду; вы должны быть уверены, что правильно всё поняли;

    Разделить с партнёром ответственность за решение проблемы;

    В особо острых и затянувшихся конфликтах привлечь посредника 10 .

    Для совместного решения о выходе из конфликта следует выяснить:

    Каковы вероятные последствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

    Какой из способов разрешения конфликта вызывает у оппонента чувство удовлетворения?

    Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонентов, либо попытаться изменить отношения оппонентов к существующему положению дел. А практически чаще всего нужно действовать одновременно по обоим направлениям.

    1. Создайте атмосферу сотрудничества. С момента первой встречи конфликтующих сторон и затем в начале каждой последующей встречи стоит провести несколько минут в неофициальной беседе.

    2. Стремитесь к ясности общения. Подготовьте к переговорам необходимую информацию. С самого начала договоритесь о терминологии, чтобы исключить разное понимание одних и тех же слов.

    3. Признайте наличие конфликта. как ни странно, это бывает труднее всего.

    4. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признан и очевидно, что он быстро не решается, то вместо того, чтобы продолжать бесплодные споры, договоритесь, где, когда и как начнёте совместную работу по его преодолению. Лучше всего заранее оговорить, кто будет принимать участие в обсуждении. Поскольку "дома и стены помогают", хорошо собираться либо в нейтральном месте, либо по очереди у каждой из сторон.

    5. Сформулируйте проблему конфликта. Главная задача заключается в том, чтобы определить конфликт в терминах той обоюдной проблемы, которая подлежит урегулированию. Уже на этой стадии нужно подходить к ней как к "нашей" проблеме - это сразу определит дух сотрудничества. Обе стороны должны высказаться о ситуации. В чём они видят конфликт, какие чувства это у них вызывает, и в особенности - как каждая оценивает свой вклад в конфликтную ситуацию. Не менее важно выяснить также и то, что каждая из сторон не видит и не признаёт. Насколько это возможно, постарайтесь отстраниться от скрытых интересов и личных амбиций, способных усложнить его разрешение. С этой целью сосредоточьтесь на конкретных действиях, потребностях сторон и спорных предметах, стремясь не переходить на личности. Вряд ли стоит обсуждать побуждения людей или обнаруживать в поведении личные мотивы.

    6. Исследуйте возможные варианты решения.

    7. Добейтесь соглашения. Здесь нужно обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее приемлемое. Естественно. оно должно учитывать требования обеих сторон, то есть быть соглашением. Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта переговоров, чтобы уладить разногласия. В других случаях, когда предмет более важен и сложен, может потребоваться несколько этапов переговоров.

    8. Установите крайний срок решения. Если не поставить строго определённый срок, переговоры по конфликту могут тянуться очень долго, поглощая всё время. Когда же поставлен предел, стороны будут строить работу, исходя из него. Важно только, чтобы эти сроки были согласованы и приняты обеими сторонами.

    9. Воплощайте план в жизнь. Желательно приступить к мерам по урегулированию конфликта как можно скорее после заключения соглашения. Отсрочки могут вызвать сомнения и подозрения сторон друг к другу.

    2.2. Прямые и косвенные методы погашения конфликтов

    Прямые методы погашения конфликтов:

      Поочередное приглашение враждующих сторон , изложение им сути и причин конфликта. Не допускают наговоры, требуются только факты, а не эмоции, заверение, что будет предоставлена возможность высказать эмоции непосредственно оппоненту. После уточнения фактов - вызов обоих и объявление решения. Руководитель прям, деловит, основа - авторитет этических традиций и официальных установок, существующих в обществе. Решение арбитра - сигнал о том, что конфликт исчерпан, возвращаться к нему - значит отнимать время у занятых людей.

      Предложение высказать претензии друг к другу при группе или на собрании. Решение принимается на основе выступлений группы или собрания и объявляется от лица группы как суждение объективное и не подлежащее дальнейшей дискуссии.

      Если конфликт не утихает, то применяются санкции.

      Если конфликт и после этого продолжается, то «развод» конфликтующих.

    Косвенные методы погашения конфликта основываются на ряде принципов.

      принцип «выхода чувств». Если человеку дать возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно сами собой они сменяются положительными. При этом внимательно слушать - не значит выражать согласие.

      принцип «эмоционального возмещения». Человек, обращающийся с претензиями, должен рассматриваться как страдающее лицо. Внутренняя картина, сложившаяся у него, именно его выставляет страдальцем. Чем более он не прав, тем активнее выставляет себя перед своей совестью страдальцем. Сочувствуя, мы возмещаем его душевное состояние и апеллируем к лучшим качествам человека: уму, обаянию, выражаем недоумение по поводу «непривычного» образа действий. Но характер высказываний не лесть, а сочувствие.

      принцип «обнажения агрессии». Намеренное обострение конфликта высказываниями, ситуацией, на людях в замаскированной форме: диспут, состязание, игра.

      принцип «принудительного слушания оппонента». Высказывание претензий в присутствии друг другу, затем следует инструкция: «Каждый, прежде чем ответить оппоненту должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Здесь заостряется внимание на том, чтобы слушать оппонента. Фиксация внимания на слушании друг друга, так как конфликтующие часто не слышат друг друга, а слушают только себя, что обостряет конфликт.

      принцип «обмена позиций». Предложение встать на место оппонента и от его имени высказать претензии к себе. Прием побуждает конфликтующих взглянуть на конфликт глазами друг друга. Этот прием имеет универсальное действие.

    7. принцип «расширения духовного горизонта» конфликтующих заключается в показе ситуации, ее невыгодности, демонстрации перспектив. Он приводит к представлению о неконструктивности конфликта и поиску его разрешения. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность или напористость.

    Этапы конструктивного воздействия на конфликт.

    1. признать существования конфликта, признать противоположны цели противника.

    2. определить возможность переговоров.

    3. согласовать процедуру переговоров (когда, где?).

    4. выявить круг вопросов составляющих проблему конфликта. Причины.

    5. разработать варианты решений.

    6. принятие согласованного решения. Общее решение в письменном виде.

    7. реализовать принятое решение на практике.

    При проведении беседы по разбору конфликта в коллективе, руководителю необходимо:

    1. проанализировать и довести до сознания участников причины возникновения конфликта;

    2. выявить его возможные последствия для выполнения производственных заданий и качества межчеловеческих взаимоотношений;

    3. показать возможные последствия и выводы конфликтной ситуации;

    4. нейтрализовать отрицательные эмоций за счет подчеркивания совместных целей всего коллектива;

    5. постараться объективно оценить поведение участников конфликта и реакцию окружающих;

    6. показать возможность разрешения конфликта в коллективе и между коллективами.

    При подготовке к беседе исходите из того, что участники конфликта часто односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно).

    Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:

    1) В чем заключается существо конфликта, как он проявляется в сфере управления?

    2) Кто участвует в конфликте, как следует оценить поведение его участников в коллективе?

    3) Как влияет конфликт на выполнение коллективом производственных заданий, как можно избежать других отрицательных проявлений?

    Свою оценку сложившейся ситуации руководитель должен давать только после выяснения истинного положения вещей с помощью вопросов. А также предоставьте всем участникам конфликта возможность изложить свою точку зрения о путях разрешения конфликтной ситуации. Аргументируйте

    собственные высказывания 11 .

    Еще до разговора с сотрудником руководитель должен ему дать понять, что конфликт - это не что-то такое, что обязательно затрагивает честь и достоинство его участников, конфликт - это часть жизни и его вполне возможно разрешить. Сотрудник должен ощущать Вашу готовность помочь. Это поможет ему сделать первый шаг. Может быть, начать стоит так: «У меня сложилось впечатление, что Вас что-то угнетает. Если я могу Вам помочь, я с удовольствием это сделаю. Пожалуйста, обращайтесь ко мне в любое время».

    В процессе разговора необходимо обратить внимание на ряд моментов:

    Надо показать сотруднику, что он вам интересен, что к его проблемам вы относитесь серьезно;

    Дайте ему понять, что его проблема не выйдет из помещения и останется тайной;

    Покажите, что его проблема рассматривается не как его «вина»;

    Дайте сотруднику выговориться, не перебивайте его, иначе это будет воспринято как нетерпение и неуважение;

    Задавайте вопросы, которые помогут ему четче увидеть его же проблему.

    Цель любого подобного разговора - оказание помощи для развития «самопомощи». Сотрудник должен быть в состоянии, опираясь на вашу поддержку, самостоятельно справиться со своей проблемой. Ни в коем случае не надо брать на себя его проблему и возвращать ему готовое решение.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подведем итоги вышесказанного и кратко резюмируем основные положения работы.

    Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

    Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

    Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

    Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

    Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.

    Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

    Конфликта не надо бояться, он является неким индикатором того, куда направлять первоочередные усилия. Не всегда конфликт определяется одной проблемой, возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.

    Разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным, но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т.д.) согласно ситуации.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 1999.

      Баринов В.А., Баринов Н.В.Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 5.

      Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: «Наука», 1989.

      Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение.//Кадры, 1996-№ 6.

      Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

      Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2000.

      Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс, 1995.

      Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: ИНФРА - М., 1997.

      Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. - Л., 1991.

      Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 1997.- № 5.

      Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

      Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)//М.: УРСС, 1999.

      Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 6.

      Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1992.

      Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник науч.трудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления конфликтной ситуацией".-М., 2000. - № 3.

      Разрешения КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Зайнутдинова Танзиля Завдятовна – директор Старобелогорской... единичные исследования, посвященные осмыслению проблематики социального конфликта . К их числу принадлежат работы А.А.Семеновой, А.А.Нечипоренко...

    1. Педагогические конфликты и пути их разрешения

      Курсовая работа >> Педагогика

      Тема «Педагогические конфликты и пути их разрешения» . Цель курсовой работы – изучить типологизацию педагогических конфликтов и выявить пути их разрешения . В... классовых интересов, противоречий. Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя или...

    УТВЕРЖДАЮ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    Для проведения занятия по служебной подготовке старшего и среднего начсостава

    ПРЕДМЕТ: Психологическая подготовка

    ТЕМЫ № 3.1.: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций»

    ВРЕМЯ: 13.20 – 15.00

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у слушателей представление о способах разрешения конфликтных ситуаций

    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заседаний

    МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция

    ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: видеопроектор

    Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций

    Опросник множественного выбора.

    1. Психологическая дезадаптация проявляется:

    В нарушении восприятия пространства и времени;

    Нарушениях памяти, внимания, мышления;

    В проявлении необычных психических состояний;

    Выраженными вегетативными реакциями.

    Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

    2. Психические состояния

    Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

    3. чувства;

    Настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);

    Внимание (сосредоточенность, рассеянность);

    Воля (решительность, растерянность, собранность);

    Мышление (сомнения);

    Воображение (мечты) и т. д.

    4. Дезадаптивные психические состояния

    Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

    5. Закон Йеркса-Додсона

    6. Профилактика неблагоприятных психических состояний

    Основные механизмы:

    Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

    Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

    Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

    7. Виды конфликта

    Виды конфликта

    С участием человека

    Без участия человека

    Внутриличностные

    Социальные

    Межличностные

    Межгрупповые

    8. Социальный конфликт

    Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

    9. Конфликт влияет на:

    Психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

    Взаимоотношения оппонентов;

    Качество индивидуальной деятельности;

    Социально-психологический климат группы;

    Качество совместной деятельности.

    10. Последствия конфликта

    Конструктивные

    Деструктивные

    11. Деструктивные последствия конфликта

    Затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

    Усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

    Противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

    Проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

    Уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

    Снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

    12. Конструктивные последствия конфликта

    В поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

    В снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

    В эмоциональной разрядке;

    В психологическом обновлении отношений;

    В возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

    13. Структура конфликта:

    Объективный уровень

    Субъективный уровень

    14. Объективный уровень

    Предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;

    Основные участники конфликта;

    Второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;

    Факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

    Факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

    15. Субъективный уровень

    Образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

    Потребности сторон;

    Опасения сторон;

    Позиции сторон;

    Актуальное психическое состояния участников конфликта;

    Динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

    16. Карта конфликта

    Потребности стороны А Опасения стороны А

    Индивидуально-психологические особенности стороны А

    Актуальное психическое состояние стороны А

    Позиция стороны А

    Второстепенные участники А

    Сторона А

    Конфликтогенные факторы

    Предмет конфликта

    Конфликтогенные факторы

    Сторона Б

    Второстепенные участники Б

    Позиция стороны Б

    Актуальное психическое состояние стороны Б

    Индивидуально-психологические особенности стороны Б

    Потребности стороны Б Опасения стороны Б

    17. Причины конфликта:

    Объективные причины

    Социально-психологические причины

    Личностные причины

    18. Объективные причины

    1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

    2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

    3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

    4.Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

    19. Социально-психологические причины

    1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

    2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

    3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

    4. Внутригрупповой фаворитизм;

    5.Атмосфера соревнования и конкуренции.

    20. Личностные причины

    1. Высокая конфликтность;

    2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

    3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

    4.Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

    21, 22. Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

    Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт

    Соперничество Уступка урегулирование

    Соперничество Компромисс урегулирование

    Соперничество Сотрудничество урегулирование

    Соперничество Уход затухание

    Компромисс Уступка урегулирование

    Компромисс Компромисс урегулирование

    Сторона А Сторона Б Форма разрешения

    Компромисс Сотрудничество урегулирование

    Компромисс Уход затухание

    Уход Уступка затухание

    Уход Сотрудничество затухание

    Уход Уход затухание

    Уступка Уступка урегулирование

    Уступка Сотрудничество урегулирование

    Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

    23. Стратегии поведения

    Соперничество

    Компромисс

    Сотрудничество

    24. Динамика конфликта

    Этапы развития конфликта:

    Развитие доконфликтной ситуации

    Развитие собственно конфликта

    Развитие послеконфликтной ситуации

    25. Развитие доконфликтной ситуации

    Возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;

    Ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;

    Попытки разрешить неконфликтными способами;

    Начало предконфликтной ситуации.

    26. Развитие собственно конфликта

    Инцидент;

    Переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;

    Конфликтное взаимодействие;

    Попытки завершить конфликт;

    Завершение конфликта.

    27. Развитие послеконфликтной ситуации

    Частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;

    Полная нормализация взаимодействия.

    28. Основные этапы и фазы конфликтов

    29. Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

    Руководитель занятий.