Что включает в себя творческая деятельность. Творческая деятельность – это что такое? Определение. Духовная творческая деятельность

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в . курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им , учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и , М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация... Источник: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612 1) (ред. от 08.05.2010) ...Творческая деятельность деятельность, порождающая нечто качественно… … Официальная терминология

    Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование,… … Википедия

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    творческая деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 искусство (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    творческая деятельность - 3.51 творческая деятельность: Мыслительная деятельность оператора, направленная на образование новой информации, обеспечивающей достижение какой либо цели. 3.52 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - создание культурных ценностей и их интерпретация (Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    творческая деятельность - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. создание культурных ценностей и их интерпретация … Большой юридический словарь

    Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности… … Педагогический терминологический словарь

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612 I, ст.3 … Словарь юридических понятий

Книги

  • Творческая деятельность журналиста , Самарцев О.. Данное пособие соответствует основным разделам курса"Основы творческой деятельности журналиста", рассматривает наиболее сложные в методологическом отношении вопросы создания текста в стиле…

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в "обычном" мыслительном процессе).
При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными
на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.
Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.
Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только 1 в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, : могут создавать новые ценности и для общества. Отсутствие общественной новизны в результатах творчества детей не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере как в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры. Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем в большей мере выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" - известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

дипломная работа

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность - одаренность - талантливость - гениальность.

По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать художественной форме необходимые очертания 16,55.

Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 36,117.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

В современной психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с отражениями (образами, понятиями) предметов. Умственные действия формируются на основе физических, внешних 16,56.

Например, школьник учится рисовать. Для правильного определения и изображения пропорций, пространственного изображения пропорций, пространственного расположения частей и в целом изображаемого объекта он использует широко рекомендуемый на начальной стадии обучения рисованию прием визирования. То есть, зажав пальцами правой руки карандаш, ребенок вытягивает правую руку в сторону изображаемого объекта и, прищурив левый глаз, ногтем большого пальца отмечает соответствующий размер или угол наклона, пространственного расположения той или иной части предмета, соотношения его пропорций. Постепенно наступает время, когда карандаш, используемый таким образом для облегчения измерения пропорций, пространственного расположения, становится ненужным, так как глаз ученика после определенной тренировки способен сам, без механических приспособлений, определять пропорции и расположения частей предмета. Конкретно-действенное измерение и сопоставление пропорций, частей и пространственных соотношений предмета (или группы предметов) превращается в умственное действие, отвлеченное от непосредственного акта манипулирования карандашом с целью измерений. Но при взгляде на натуру в создании учащегося фактически происходит повторение процесса реального визирования, т.е. объектом оперирования становятся образы натуры и представляемые в воображении движения руки с жатым в ней карандашом.

Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией 16,108.

В процессе любой деятельности личность руководствуется определенными мотивами и целями. Мотив есть побуждение человека к деятельности. В качестве мотива могут выступать чувства, потребности, знания, заставляющие проявлять волевые усилия и достигать цели. Цель - это объект, на который направлена деятельность человека.

Деятельность человека очень разнообразна. Однако все это разнообразие сводится к трем основным видам: труд, учение, игра.

Творческая деятельность, конечно, требует наличие способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное огромный напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда.

Учение есть планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.

В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формировать волевые качества личности, задатки характера.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его воспитании окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в художественно-творческой деятельности и развитии творческих способностей детей занимают занятия по изобразительному искусству.

По мнению некоторых психологов, творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, можно назвать воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество 31,124.

Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии. Изобразительное искусство - это образное отражение действительности. Н.Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» 13,120.

Творческая деятельность порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой деятельности 13,123.

Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно творческая деятельность подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации...

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса...

Организация творческой деятельности студенческого хореографического коллектива

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры...

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость -- расширение знаний о специфике...

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения

Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова...

В течение последних лет ученые и психологии проводят исследования о проблеме выделения творческой одаренности, как самостоятельного вида одаренности. Известный американский ученый П. Торренс сделал вывод...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по батику в 5-6 классах

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект...

Развитие творческой активности детей 7-9-ти лет средствами танцевальной аэробики

"Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом...

Разработка методики проведения уроков рисования с использованием flash-технологий

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей . Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация...

Творческая деятельность учителя

Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность...

Творческая работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития воображения младших школьников

воображение творческий литературный чтение Понимание сущности творчества позволяет осознать воздействие на развитие воображения творческих способностей. Творчеством является особенная деятельность...

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности...

Формирование творческой активности школьника