Что открыл джеймс кук. Джеймс Кук. Что открыл? Описание экспедиций. Биография

Английский мореплаватель Джеймс Кук совершил в 1772—1775 годах свою вторую экспедицию. Она была настолько успешна, что после возвращения домой Кук мог бы спокойно почивать на лаврах. Он получил спокойную должность с хорошим окладом — Адмиралтейство назначило его капитаном в Гринвичском госпитале.

В это время Британия рассматривала возможность попытки форсирования мифического Северо-Западного прохода. Идея состояла в том, что между Атлантическим и Тихим океанами должен существовать проход вокруг верхней части Северной Америки. Адмиралтейство было намерено одним ударом убить двух зайцев — было решено, что отправятся две экспедиции, одна пойдет к предполагаемому Проходу со стороны Атлантики, а другая — со стороны Тихого океана. Наступление с Атлантики было поручено Ричарду Пикерсгиллу на фрегате «Лайон». Со стороны Тихого океана планировалось отправить два судна — «Резольюшен» и «Дискавери». Перед лордами Адмиралтейства стал вопрос — кому командовать тихоокеанской экспедицией. Несомненной кандидатурой был Кук. Но Адмиралтейство уже дало ему заслуженную отставку и не хотело тревожить его снова. В итоге Джеймса Кука пригласили на изысканный обед, на котором присутствовали лорд Сандвич — первый лорд Адмиралтейства, Паллисер — глава главного финансового управления флота и Стивенс — секретарь Адмиралтейства. Они попросили у Кука совета, кого назначить командиром тихоокеанской экспедиции. Разумеется, командиром стал сам Кук.

Первым помощником Кука стал Джон Гор, вторым — Джеймс Кинг (опытный астроном), а третьим — Джон Уильямсон. Штурманом стал Уильям Блай. Командиром «Дискавери» назначили капитана Джеймса Кларка. Его первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен.

12 июля 1776 года капитан Кук вышел из Плимута. Ему пришлось отправиться в путь одному, потому что Кларк томился в это время в тюрьме за долги — он был гарантом долгов своего брата Джона Кларка, который отправился в заграничное плавание, не заплатив их. В конце концов его отпустили, и «Дискавери» вышел в море 1 августа. Предположительно, именно во время заключения Кларк заразился туберкулезом, от которого впоследствии умер.

2 Тенерифе

На пути в Кейптаун «Резольюшен» сделал остановку на Тенерифе, чтобы взять на борт запасы вина и пресной воды. Там же был взят корм для скота, потому что корабль представлял собой настоящий плавучий скотный двор, укомплектованный коровами и свиньями, овцами и козами, — все это было личными подарками короля, которые надо было раздать на различных островах Океании.

3 Кейптаун

17 октября «Резольюшен» прибыл в Кейптаун. Там пришлось остановиться, чтобы устранить течь. Корабль так ужасно тек, что не было ни одного члена команды, который ложился бы в сухую койку. Когда 10 ноября прибыл «Дискавери», он оказался в таком же плохом состоянии. Кук выпустил скот на берег пастись, и когда несколько овец были украдены, он заменил их южноафриканскими овцами. Явно считая, что его хозяйство не полно, он взял на борт кроликов и не менее четырех лошадей.

1 декабря оба корабля вышли в море. 13-го они обнаружили и дали название группе островов — Принс-Эдуард. Двенадцать дней спустя Кук нашел остров Кергелен.

Гонимые сильными западными ветрами корабли, показав замечательное время, достигли Земли Ван-Димена (Тасмания) 26 января. Здесь они запаслись водой и дровами и завязали знакомство с очень отсталыми аборигенами.

4 Новая Зеландия

13 февраля корабли прибыли к берегам Новой Зеландии на якорную стоянку, которая была знакома Куку, — в бухту Королевы Шарлотты. Там он нашел настороженных, испуганных маори: они считали, что Кук приехал отомстить им за смерть десяти человек с «Эдвенчура». Они были ошарашены, когда Кук, установив, кто был зачинщиком того убийства, а им был их вождь Кахура, не расправился с ним на месте. Кук писал: «Если бы я следовал советам так называемых друзей, я мог бы истребить весь этот народ, потому что все население какой-нибудь деревушки или селения по очереди обращались ко мне, чтобы я уничтожил других, — самое поразительное доказательство того, в какой разобщенности они жили».

Через две недели корабли снялись с якоря и отправились на Таити. Кук хотел плыть туда прямым курсом, но помешали встречные восточные ветры. Корабли отклонились от курса к западу. 29 марта мореплаватели увидели остров Мангайя, один из островов архипелага Кука. Но прибой и коралловые рифы не дали подойти к берегу.

5 Острова Дружбы

Вскоре возникла большая необходимость пополнения запаса корма для скота. Кук решил идти на запад, к островам Дружбы. По пути они остановились на необитаемом острове Палмерстона, который Кук открыл во время прошлого путешествия, и набрали там немного травы.

Во второй половине апреля 1777 года «Резольюшен» и «Дискавери» прибыли на острова Дружбы и задержались там до середины июля. Они могли бы сразу отправился в северную часть Тихого океана и попытался пройти Берингов пролив. Но Адмиралтейство планировало одновременную атаку на Северо-Западный проход с Атлантики и с Тихого океана, и наметило ее на следующий — 1778 — год.

Этот период поразителен тем, что Кук, этот неугомонный человек, по-видимому, в конце концов потерял свой исследовательский пыл. Ему много раз говорили о существовании островов Самоа к северу и островов Фиджи к северо-западу от островов Дружбы. Ему говорили о дюжине других островов, не слишком далеко расположенных от Тонгатабу. Но Кук оставил их без внимания.

6 Таити

17 июля 1777 года корабли отправились в направлении Таити, куда прибыли 12 августа. И здесь Кук продолжал пребывать в той же загадочной бездеятельности. Скот разгрузили в Матаиеа-Бей, и Кук с радостным удивлением записал в своем дневнике о впечатлении, произведенном им и капитаном Кларком на туземцев, когда они проехались по равнине на лошадях — этих животных таитяне никогда раньше не видели.

7 декабря оба корабля вышли в море, 22-го они пересекли экватор, а 24-го обнаружили необитаемый остров, который Кук назвал островом Рождества. Там они остановились на 9 дней, в один из которых произошло солнечное затмение, позволившее вычислить точную долготу и проверить точность хода хронометров.

7 Сандвичевы острова

18 января 1778 года экипаж кораблей увидел два гористых острова. Это было последнее открытие Кука — Гавайские острова. Оба острова, Ниихау и Кауаи, были самыми западными из крупных островов Гавайского архипелага. Кук назвал их Сандвичевы острова, но ныне они известны как Гавайские. Главный остров в этой группе Кук сначала не нашел, но открыл его позже в том же году. Это был остров, который дал название всей группе, — Гавайи.

Кук установил с гавайцами прекрасные дружеские отношения. По-видимому, они приняли его за какое-то божество, потому что, как только он ступил на берег, они упали ниц и оставались в таком положении, пока Кук не сделал знак встать. Кук нашел, что это очень привлекательный народ. Они были дружелюбны, гостеприимны, не носили оружия, в отличие от большинства полинезийцев, и были крайне честны.

8 Северная Америка

2 февраля корабли направились на северо-восток к Новому Альбиону — западному побережью Северной Америки — и 6 марта достигли его между 44-й и 45-й параллелями, в районе мыса, названного Куком Кейп-Фаул-Уэзер. В течение следующего месяца корабли были застигнуты несколькими штормами, что замедлило их продвижение к северу. Неблагоприятный ветер заставлял их держаться вдали от побережья, и в результате они проскочили мимо устья реки Колумбия и пролива Хуан-де-Фука, который вел к месту, где ныне стоит город Ванкувер.

Оба корабля были так сильно потрепаны штормами после того, как покинули мыс Кейп-Фаул-Уэзер, что их срочно надо было ремонтировать. 30 марта они нашли защищенный заливчик, носящий название Нутка. Корабли простояли здесь почти четыре недели — надо было рубить деревья, чтобы делать новую бизань-мачту для «Резольюшен», а тем временем Кук знакомился с туземцами, которые, судя по их плоским широкоскулым лицам, были явно не полинезийцами, вероятно, это были эскимосы. Они были дружелюбным, безобидным народом. Восстановив корабли, 26 апреля Кук снова отправился в плавание.

9 Аляска

Береговая линия тянулась точно на запад — корабли двигались вдоль южного побережья Аляски. Теперь «Резольюшен» так отчаянно протекал, что Кук был вынужден найти какую-нибудь защищенную якорную стоянку, и он ее нашел в небольшом заливе, который известен теперь под названием залив Принца Уильяма. Корабль килевали и обнаружили, что швы между шпангоутами не имеют даже следов пакли.

Закончив ремонт, они двинулись на юго-запад вокруг очень длинного мыса, теперь известного как полуостров Кенай. Корабли проплыли триста миль вдоль полуострова Аляска и его разломанного на части продолжения — Алеутских островов. Они остановились ненадолго на острове Уналашка, пошли на северо-восток вверх — к оконечности Аляски, затем на северо-восток и север — в бухту Нортон.

10 Берингов пролив

На северном конце бухты Нортон находится мыс, который Кук назвал мысом Принца Уэльского. Это самая западная точка Северной Америки и ближайшая к Азиатскому материку. Теперь Кук плыл к Азиатскому материку через Берингов пролив и бросил якорь в защищенной бухте, которую он назвал заливом Св. Лаврентия. Встреченные там туземцы были вежливы, а может быть, просто сдержанны, и, судя по их поведению и основательным домам, они казались самой цивилизованной расой, которую Кук встретил в Тихом океане.

Из бухты Св. Лаврентия «Резольюшен» и «Дискавери» двинулись на север через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг, а затем пошли в Чукотское море. Но прошли они недалеко. Через три дня — между 14 и 17 августа — температура резко упала, погода испортилась, и внезапно они оказались перед горой пакового льда, простиравшегося от горизонта до горизонта. Неделю Кук лавировал, пытаясь, с его обычной решительностью, найти какой-нибудь проход между льдами. Он пытался вырваться из льдов, идя вдоль северного побережья Сибири, но снова был остановлен сплошными паковыми льдами. Лето почти кончилось. Кук решил идти на юг, зимовать на Сандвичевых островах и снова сделать попытку следующим летом.

Они пересекли Северный полярный круг в обратном направлении и прошли через Берингов пролив, направляясь к Уналашке.

11 Алеутские острова

На Алеутских островах Кук остановился 2 октября. У «Резольюшена» снова сквозь швы сочилась вода между шпангоутами. Во время трехнедельной стоянки на этом острове Кук встретил русских промышленников, которые предоставили ему карту, составленную экспедицией Беринга. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесенные у Кука лишь приблизительно, были отображены на ней с высокой точностью и детализацией. Кук перерисовал эту карту и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга. 24 октября корабли отплыли по направлению к Сандвичевым островам.

12 Сандвичевы острова

26 ноября «Резольюшен» и «Дискавери» достигли Гавайев. Они увидели остров Мауи, второй по величине в архипелаге. Оба корабля остановились на некотором расстоянии от берега — они не нашли подходящей якорной стоянки, и многие туземцы поплыли им навстречу на своих лодках, везя большое количество свежих фруктов, овощей и свиней. Они отплыли от Мауи, и через несколько дней перед ними предстали высокие, покрытые снегом вершины-близнецы острова Гавайи. Кук медленно продвигался вдоль берега, ища подходящую бухту. Из-за встречных ветров кораблям пришлось долго огибать южный берег острова, прежде чем повернуть и начать плавание вверх вдоль западного берега. Только 16 января была обнаружена подходящая якорная стоянка в Килакекуа-Бей. Уильям Блай был послан на берег для разведки и, вернувшись, заявил, что бухта замечательно подходит для их целей. Там была пресная вода и две деревни, Кекуа и Каваруа, которые могли удовлетворить все их нужды.

Прием, ждавший на следующий день Кука и его команду, когда они встали на якорь в Килакекуа-Бей, не имел, по-видимому, прецедентов в истории Океании. Кинг, второй помощник Кука, оценил количество лодок не менее чем в тысячу пятьсот, и они вмещали, по меньшей мере, девять тысяч туземцев, которые вышли в море, чтобы встретить их, еще несколько сотен вышли на линию прибоя, и еще сотни плавали вокруг, как стаи рыб, в то время как тысячи собрались на берегу бухты. Палеа, вождь, и Коа, великий жрец, взошли на борт и обращались с Куком с необыкновенным почтением, граничащим с благоговением, и когда он с церемониями был препровожден на берег, ожидавшие его тысячи туземцев распростерлись на берегу. Согласно гавайскому фольклору, один из их богов, Ломо (бог счастья, мира и плодородия), давным-давно отправился в море, но должен был когда-нибудь вернуться. Аборигены приняли Кука за бога Ломо, который вернулся домой.

«Резольюшен» с большой помпой посетил местный король Каланиопу. Во время обмена ценными подарками король вручил Куку полдюжины крайне ценных накидок из перьев, в то время как Кук подарил ему свой пояс с мечом.

Однако через неделю поведение туземцев изменилось. Они давали понять, что, по их мнению, для бога настало время продолжить свой путь. Они давали понять, что хозяева начали утомляться от гостей, чье содержание обходится им так дорого, и что команды обоих кораблей потребляют слишком много пищи. Вероятно, жрецы почувствовали, что возвращение бога лишало их власти, их авторитет, который они так лелеяли, уменьшился.

Должно быть, Кук легко понимал намеки. В его планы теперь входило закончить нанесение на карту Гавайских островов, а затем двигаться к Камчатке, прежде чем совершить вторую попытку найти Северо-Западный проход. Они отплыли 4 февраля. Когда всего через шесть дней Кук вернулся, атмосфера была более холодной. Но у Кука почти не было выбора: за два дня до этого в жестоком шторме фок-мачте «Резольюшен» был нанесен столь серьезный урон, что было необходимо снять ее и починить.

Отношения быстро из очень натянутых превратились в откровенно враждебные. Впервые туземцы начали носить оружие, стали нахальными и дерзкими. С каждым днем возрастало количество хищений, совершаемых гавайцами, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились все горячее.

14 февраля 1779 года Кларк доложил Куку, что ночью был украден большой баркас. Кук тотчас же решил применить тактику взятия заложников, которая служила ему верой и правдой в прошлом. Он решил забрать Каланиопу на борт «Резольюшен» и держать до тех пор, пока баркас и слесарные инструменты, украденные ранее, не будут возвращены.

Кук отправился на берег с группой вооруженных членов команды в баркасе, лодке и шлюпке и пристал к берегу в Каваруа. Все три лодки немного отошли от берега, в то время как Кук, десять моряков и лейтенант Филлипс направились к дому короля Каланиопу и настояли, чтобы он немедленно пошел с ними на борт «Резольюшен». Старый король не возражал, но, когда они подошли к воде, одна из его старших жен догнала их и вцепилась ему в руку, умоляя не ходить на борт. Дальше все произошло очень быстро. На берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Послышались выстрелы, воспламенившие толпу. Началась схватка, в результате которой сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль.

После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Кларку. 22 февраля останки Кука были преданы морю. Кларк направил «Резольюшен» и «Дискавери» через Берингов пролив опять в Арктику, но так же, как и Куку предыдущим летом, ему не повезло. Кларк умер на обратном пути в Англию, куда «Резольюшен» и «Дискавери» прибыли 4 октября 1780 года.

Во все времена Англия считалась великой морской державой. Ещё совсем недавно она обладала огромными колониями во всех частях света. Корабли с гордо реющими британскими флагами можно было встретить и в Атлантике, и в Тихом океане, и в тёплых Индийских водах. По могуществу с этой страной одно время соперничала Испания, но английская корона сумела выстоять в конкурентной борьбе и не уступила лидирующих позиций.

Таких успехов Англия достигла благодаря тому, что воспитала и взлелеяла целую плеяду опытных и мужественных моряков. Эти люди, проявляя чудеса самоотверженности, отправлялись на утлых судах в бескрайнюю морскую даль и, рискуя жизнью, открывали новые земли. Именно они сделали Великобританию одной из самых богатых и могущественных держав мира.

Одно из первых мест среди английских моряков-первооткрывателей занимает капитан Джеймс Кук (1728-1779). Это уникальный человек, которого знает практически каждый житель планеты. Будучи самоучкой, он достиг высшего мастерства в картографии, стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний, совершил три кругосветных плавания. Его имя вписано золотыми буквами в историю человеческой цивилизации.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года в маленьком местечке под названием Мартон в графстве Йоркшир, что на севере Англии. Появился на свет он в бедной семье. Его отец не имел знатного происхождения, а по нашим меркам являлся обычным работягой.

В результате мальчик не получил соответствующего хорошего образования. Он научился читать, писать, знал географию, историю, но глубоких знаний в какой-либо научной области ему просто никто не мог дать.

Судьба определила Куку серую жизнь батрака: тяжёлый физический труд с утра до вечера, бутылка вина в конце дня и хмельное забытье до первых петухов.

Юноша со сложившимся положением вещей мириться не стал. Он много читал и узнал из книг, что мир огромен и полон неизведанного. Серая жизнь на севере Англии являлась лишь жалкой частичкой яркого и интересного бытия, существующего в каком-то другом измерении. Чтобы попасть в него нужно было кардинально поменять судьбу.

Джеймс Кук так и поступил. В 18 лет он устроился юнгой на торговое судно. Но молодой человек вовсе не начал плавать по морям и океанам. Бриг возил уголь с севера страны на юг, держась вблизи английских берегов. Это никак не обескуражило Кука. В свободное от вахты время он самостоятельно изучал математику, астрономию и навигацию. То есть осваивал именно те науки, которые просто необходимы будущему моряку.

Самодисциплина юноши, прилежание, тяга к знаниям были замечены, но не сразу. Только по прошествию 8 лет безупречной службы руководство компании предложило ему стать капитаном торгового брига. Другой бы на месте Джеймса Кука с радостью ухватился за такое предложение. Это был серьёзный карьерный рост, а соответственно и высокое денежное содержание.

Молодой человек категорически отказался от столь заманчивой для других перспективы и записался простым матросом в Королевский военно-морской флот. Получил он назначение на военный корабль «Игл». Это было первое настоящее морское судно, на палубу которого ступила нога будущего великого путешественника и первооткрывателя.

Полученные Куком знания во время работы на торговом судне сослужили ему отличную службу. Уже через пару недель командиры выделили грамотного парня из общей массы матросов, а через месяц присвоили ему воинское звание боцман. Именно в таком качестве Джеймс Кук и вступил в Семилетнюю войну (1756-1763).

Семилетняя война — это первая война в современной истории человечества за рынки сбыта. То есть мир уже практически весь был поделён на колонии. На земле не осталось свободных мест. Англия, Франция, Испания, Великобритания, Германия с таким положением вещей мириться не захотели. Владельцам огромных капиталов нужны были прибыли. Это вынудило правительства ведущих мировых держав начать военные действии друг с другом.

Именно в военные годы будущий первооткрыватель и сделал блестящую карьеру. Но проявил он себя не на «полях сражений». В боевых действиях Кук практически не принимал никакого участие. Только в самом начале войны он понюхал пороху. Затем, учитывая его знания по картографии, командование направило толкового моряка к Канадским берегам. Он составлял карты побережья. Особое же внимание уделялось фарватерам.

Работы Джеймса Кука были так успешны и грамотны, что в 1760 году он получил звание капитана и возглавил военный корабль «Ньюфаундленд». Карты же новоиспечённого капитана стали применять в лоциях.

В 1762 году Кук вернулся в Англию. Это уже был авторитетный человек с соответствующими связями и возможностями. Он обзавёлся семьёй и вплотную занялся картографией в Адмиралтействе.

Время, в которое жил капитан Джеймс Кук, характерно тем, что люди ещё не имели полного представления о внешнем строении земного шара. Бытовало устойчивое мнение, что где-то далеко на юге существует огромный материк, по размерам не уступающий Америке. С учётом колониальной политики такая земля представляла собой лакомый кусок.

Поисками загадочного континента занимались французы и испанцы. Англия, естественно, не могла оставаться в стороне. Её правительство решило организовать свою экспедицию и тщательнейшим образом разведать далёкие южные воды.

Кричать об этом на весь мир англичане не стали. Официально экспедиция организовывалась для исследования восточного побережья Австралии. Об этом было заявлено общественности. Истинные же цели доверили только руководителю этого мероприятия. Стал им после тщательнейшего отбора капитан Джеймс Кук.

Первая кругосветная экспедиция (1768-1771)

В распоряжении Кука оказался трёхмачтовый корабль под названием «Индевор» водоизмещением 368 тонн. Длина судна составляла 32 метра, ширина 9,3 метра, скорость 15 км/ч. Он вышел из Плимута 26 августа 1768 года. Судя по размерам, судно небольшое. Его команда состояла из 40 моряков. Кроме них на корабле также находилось 15 вооружённых солдат. Вместе с Куком в это путешествие отправился Джозеф Банке (1743-1820). Это был очень богатый человек всерьёз увлекающийся ботаникой.

Возглавляемое Куком судно пересекло Атлантику, обогнуло мыс Горн и 10 апреля 1769 года оказалось у берегов Таити. Здесь команда пробыла до середины июля. В задачу капитана входило установить дружеские отношения с местным населением. В целом это удалось. Жителей Таити англичане не грабили, а обменивали европейские товары на продукты питания.

Кук старался поддерживать с аборигенами цивилизованные отношения, но разность в менталитете всё равно создавала определённую напряжённость. Местные жители, увидев миролюбие англичан, быстро осмелели и стали обворовывать гостей самым наглым образом. Это привело к отдельным стычкам, но в целом ситуация не вышла из под контроля.

После Таити Джеймс Кук направил «Индевор» к берегам Новой Зеландии. Здесь, уже набравшись определённого опыта, капитан проявил больше жёсткости к аборигенам. Это привело к вооружённым столкновениям. К счастью, никто из англичан не пострадал, а у местных жителей потери были очень незначительными.

Именно в Новой Зеландии капитан сделал своё первое открытие. Он установил, что огромный остров не является единым целым, а разделён проливом. Этот пролив в наши дни носит название пролива Кука.

Только весной 1770 года «Индевор» добрался до восточного побережья Австралии, что, собственно, и являлось официальной целью путешествия. Двигаясь на северо-запад в этих водах, Кук открыл Большой Барьерный Риф, а также пролив между Новой Гвинеей и Австралией.

Дальше путь лежал в Индонезию, где отдельные члены команды заболела дизентерией. Это заболевание и в наши дни приносит людям много неприятностей, в XVIII же веке фатальный исход от этой заразы был закономерным явлением. Самому капитану повезло, но он потерял половину экипажа.

Со всей возможной скоростью «Индевор» пересёк Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и 12 июля 1771 года бросил якорь у берегов Туманного Альбиона.

Так закончилось первое кругосветное плавание. И хотя экспедиция никакого южного материка не нашла, она получила очень высокую оценку у английского парламента. Её научное значение было очевидным. Отпало множество вопросов и неясностей по Новой Зеландии, Новой Гвинее и восточной части Австралии. Сам капитан проявил себя наилучшим образом. Он оказался и прекрасным организатором, и высококлассным специалистом, и хорошим дипломатом в общении с местным населением.

Вторая кругосветная экспедиция (1772-1775)

Следующая экспедиция с теми же задачами опять была поручена Куку. В этот раз в распоряжении у капитана был два корабля. Трёхмачтовый шлюп (корабль, не имеющий ранга) «Резолюшин» водоизмещением 462 тонны и трёхмачтовый шлюп «Эдвенчер» водоизмещением 350 тонн. Первым командовал сам Джеймс Кук, вторым капитан Тобиас Фюрно (1735-1781). Вместе с экспедицией отправились учёные с мировыми именами. Это были: Иоганн Георг Форстер (1754-1794) — этнограф и путешественник, а также его отец Иоганн Рейнгольд Форстер (1729-1798) — ботаник и зоолог.

Из Плимута экспедиция вышла 13 июня 1772 года. В этот раз Кук направился не в сторону Южной Америки, а к мысу Доброй Надежды. В начале ноября экспедиция прибыла в Кейптаун, а затем направилась прямо на юг. Она двинулась в сторону Антарктиды, о существовании которой ни сам капитан, ни его коллеги не знали ничего.

В середине января 1773 года корабли пересекли 66 параллель и оказались в арктических водах. Их встретили холод, ветер и дрейфующие льды. Неизвестно сколь далеко на юг осмелились бы проплыть отважные путешественники, но на воду опустился туман и начался сильный шторм.

В результате корабли потеряли друг друга. Джеймс Кук в течении нескольких дней курсировал в одном и том же районе, надеясь встретиться с Тобиасом Фюрно. Но океанская гладь до горизонта была пустынна. Вдали маячили лишь громадные льдины, да иногда попадались стада синих китов. Потеряв всякую надежду на встречу, Кук отдал команду плыть на восток.

Те же самые действия проделал и капитан «Эдвенчера». Только он решил плыть к острову Тасмания, а флагманский корабль направился к берегам Новой Зеландии, так как именно в проливе Кука была назначена встреча на случай, если суда потеряют друг друга.

Как бы там ни было, но корабли встретились в обговоренном месте в июне 1773 года. После этого капитан Джеймс Кук решил обследовать острова, находящиеся к северу от Новой Зеландией. Быт и нравы туземцев, живших на них, потрясли первооткрывателя и его команду до глубины души. Самым страшным был каннибализм, который европейцы воочию увидели своими глазами.

Убивая врагов, аборигены поедали их тела. Подобное происходило не от голода, а считалось доблестью, которую жители цивилизованного мира понять никак не могли.

Страшный конец постиг и нескольких матросов из команды талантливого капитана. Они были отправлены на один из островов за провизией. Это были крепкие ребята — два боцмана и восемь матросов. Кук прождал их три дня, но те всё не возвращались и не возвращались. Почувствовав нехорошее, англичане высадили на остров вооружённый до зубов отряд. Тот подошёл к селению туземцев, но встретил вооружённое сопротивление.

Выстрелами из ружей гости разогнали местных жителей и, войдя в поселение, нашли лишь обглоданные останки своих товарищей. Все десять человек были съедены.

Это происшествие положило конец исследованию островов Тонга и Кермаден. На землях Новой Зеландии ситуация была аналогичная. Оставаться в этих страшных местах дальше представлялось делом очень опасным.

Джеймс Кук приказал Тобиасу Фюрно плыть домой, сам же решил ещё раз обследовать южные воды. «Эдвенчер» пересёк Индийский океан и, держась вблизи западного берега Африки, вернулся в Англию. «Резолюшин» двинулся на юг. В конце декабря 1773 года он достиг 71° 10′ южной широты. Дальше плыть не представлялось никакой возможности, так как судно, можно сказать, в прямом смысле упёрлось носом в паковые льды.

Ледяное дыхание Антарктиды повеяло на англичан. Это и была далёкая и пока ещё неоткрытая южная земля, которую так настойчиво искал Кук. Капитан об этом смутно догадывался, но повернул корабль и чисто с экскурсионными целями посетил остров Пасхи , открытый в 1722 году. Налюбовавшись на древние каменные сооружения, англичане проведали Маркизские острова, а затем отправились на Таити.

Открывать что-то новое в этой акватории Тихого океана было уже нечего. Пронырливые голландцы всё это сделали ещё 60 лет тому назад. Но всё же Куку повезло. В сентябре 1774 года он обнаружил большой остров к востоку от Австралии и назвал его Новой Каледонией.

Удовлетворив таким образом своё самолюбие, капитан направил судно в Кейптаун. Здесь экипаж отдохнул, набрался сил и опять двинулся на юг. Но паковые льды вновь встали непреодолимой стеной перед дерзкими англичанами.

Джеймс Кук повернул на запад и достиг острова Южная Георгия, открытого ещё в 1675 году английским торговцем Антони де ла Роше. Целых сто лет остров стоял как неприкаянный и неизученный. Прибывшая в 1775 году экспедиция тщательно исследовала его и картографировала.

Покончив с любимым делом, Кук вернулся в Кейптаун, а затем отбыл а Англию. Прибыл он в неё в первых числах августа 1775 года. На этом второе кругосветное путешествие закончилось.

Третья кругосветная экспедиция (1776-1779)

Руководству Адмиралтейства понравились ответственность и добросовестность Кука. Поэтому ему поручили возглавить и третью экспедицию. Капитан в общей сложности долгих 7 лет пробыл в дальних морях, не виделся с семьёй, а ведь у него было шестеро детей, но долг офицера военного флота был превыше всего. Он с готовностью взялся за новое поручение. Современного же человека поражает бездушие лордов, сидящих в Адмиралтействе. Они не давали возможности отважному исследователю побыть со своими близкими даже полгода.

Задачу перед капитаном поставили очень серьёзную. Он должен был исследовать Северо-Западный проход. То есть проверить: возможно ли попасть из северной части Атлантики в Тихий океан через Северный Ледовитый океан, держась вблизи канадских берегов. Это был бы гораздо более короткий путь из Англии в ту же Австралию.

В этот раз капитан Джеймс Кук также командовал двумя кораблями. Флагманским был тот же «Резолюшин», зарекомендовавший себя с наилучшей стороны во втором кругосветном путешествии. Второй корабль назывался «Дискавери». Его водоизмещение составляло 350 тонн, что полностью соответствовало «Эдвенчеру», сопровождавшего флагмана в предыдущем плавании. Капитаном на нём Кук поставил Чарльза Клерка (1741-1779), своего верного боевого товарища, с которым совершил два первых кругосветных плавания.

Экспедиция отчалила от английских берегов в середине июля 1776 года. В середине октября корабли прибыли в Кейптаун, а уже в первой декаде декабря отчалили от африканских берегов и направились в сторону Австралии. По ходу экспедиция завернула на острова Кергелен, открытые всего за 4 года до этого французским мореплавателем Жозефом Кергеленом (1745-1797).

Капитан Джеймс Кук прибыл в уже знакомую ему акваторию в январе 1777 года. Он опять посетил злополучные острова, кишащие каннибалами. Исследователь дорабатывал карты, а также пытался установить добрые отношения с местными жителями, несмотря на их дикие обычаи. В какой-то степени это ему удалось. Но скорее всего здесь определяющую роль играли пушки на кораблях и ружья на плечах солдат, о мощи которых аборигены уже имели представление.

В начале декабря 1777 года экспедиция приступила к выполнению своего задания. Корабли поплыли на север. Сразу после пересечения экватора Кук открыл самый большой в мире атолловый остров. Так как случилось это 24 декабря, то земля получила название остров Рождества.

Ещё через три недели капитан открыл Гавайские острова. После этого маленькая эскадра поплыла на северо-восток, неуклонно приближаясь к землям Северной Америки. В первых числах апреля корабли достигли острова Ванкувера.

В летние месяца экспедиция прошла через Берингов пролив и попала в Чукотское море. Это уже были арктические воды. Они встретили первопроходцев дрейфующими льдами и холодными ветрами. Утлые суда с ненадёжной обшивкой естественно не могли передвигаться в такой среде. Мало-мальски крепкие льдины могли просто раздавить корабли, как скорлупу орехов. Джеймс Кук дал команду поворачивать обратно.

Капитан решил перезимовать на открытых им Гавайских островах. К ним маленькая эскадра прибыла в конце ноября 1778 года. Корабли бросили якоря возле неизведанных берегов. Дел у команд было очень много. Главная задача заключалась в ремонте судов. Те изрядно потрепались в северных водах. Остро также стоял вопрос с провизией. Её англичане решили купить у местного населения. То есть контакты с аборигенами были неизбежны.

Вначале Джеймсу Куку удалось наладить дружеские отношения с жителями Гавайев. Те приняли капитана и его людей за богов, решивших посетить их остров. Великий исследователь неосмотрительно опроверг столь лестное мнение о себе и своих подчинённых. Поняв, что перед ними простые смертные, гавайцы стали демонстрировать англичанам самые неприглядные черты своих характеров.

В первую очередь это конечно было воровство. В воде местные жители чувствовали себя, как рыбы. Они незаметно подплывали к мирно стоящему на якоре судну, забирались на борт и уносили с собой всё, что только можно.

Это вызвало законное возмущение у англичан, и отношения с аборигенами начали портиться. Кук попробовал обратиться к вождям, но понимания у тех не нашёл, так как лидеры племён были в доле, получая часть награбленного.

Капитан решил покинуть неприветливые берега и плыть на юг к уже знакомым островам, лежащим рядом с Новой Зеландией. Корабли подняли якоря 4 февраля 1779 года. Они расправили паруса и устремились в открытый океан. Но удача изменила великому мореплавателю. Начался шторм, серьёзно повредивший оснастку флагманского корабля.

С такими повреждениями тот не смог бы проплыть многие сотни километров в открытом океане. Джеймсу Куку ничего не оставалось делать, как возвращаться обратно. Английские суда вновь бросили якоря возле неприветливых берегов Новой Гвинеи 10 февраля 1779 года.

Уже через три дня произошёл неприятный инцидент. Злоумышленники ночью прокрались на флагманский корабль и похитили с него шлюпку. Утром 14 февраля пропажа была обнаружена.

Подобный проступок аборигенов привёл Кука в бешенство. Он взял с собой вооружённый отряд из десяти человек и высадился на берег. Англичане прямиком направились в селение к дому главного вождя. Тот встретил нежданных гостей приветливо, а на жёсткое требование капитана вернуть украденную шлюпку изобразил на лице искреннее удивление.

Лицемерие вождя ещё больше разозлило великого первооткрывателя. Он приказал солдатам арестовать местного лидера. Окружённый вооружёнными людьми тот направился в сторону побережья.

До ждущих у берега шлюпок оставалось метров двести, когда огромная толпа местных жителей окружила процессию. Аборигены потребовали освободить лидера. Если бы капитан отпустил арестованного, то никакого конфликта не было бы. Но Джеймс Кук был честным человеком и терпеть не мог вороватых личностей. Он не внял голосу рассудка и заявил, что отпустит вождя лишь в обмен на шлюпку.

Последняя же представляла собой очень ценную находку. Местные жители никак не хотели расставаться с ней. Сам же вождь упрямо твердил, что знать ничего не знает о пропаже.

Страсти постепенно стали накаляться. Туземцы потянулись за боевыми топорами и копьями. Английские солдаты взяли ружья на изготовку. Сам капитан обнажил шпагу, тем самым давая понять, что так просто не отступится.

Началась потасовка. Результатом же её стало то, что трое английских солдат были убиты. Кук получил смертельный удар копьём в шею. Остальных солдат оттеснили к шлюпкам. Тем ничего не оставалось, как прыгнуть в них и отчалить от берега. Труп капитана остался у туземцев. Этот печальный инцидент произошёл после обеда 14 февраля 1779 года.

Командование экспедицией взял на себя капитан «Дискавери» Чарльз Клерк. Первоочередной задачей считалось вернуть на корабль труп великого путешественника. Но местные жители наотрез отказались его выдавать. Тогда новый командир приказал открыть огонь из пушек по селению. Тяжёлые ядра со свистом полетели в сторону жилищ аборигенов. Буквально через час посёлок перестал существовать. Его жители с криками ужаса разбежались и попрятались в горах.

Сила и мощь оружия оказались более весомым аргументом, нежели уговоры. Через два дня появились посланцы с большой корзиной. В ней находилось несколько килограммов человеческого мяса и обглоданный череп. Это были останки великого путешественника, которые аборигены не успели съесть.

«Резолюшин» снялся с якоря и отплыл в открытый океан. Под пушечный и ружейный салют капитан Джеймс Кук был похоронен в могучих бескрайних солёных водах. Случилось это 22 февраля 1779 года. Так закончилась жизнь одного из самых величайших путешественников и мореплавателей человеческой цивилизации.

Александр Арсентьев

Кто такой Джеймс Кук?

    Мореход, картограф, исследователь и первооткрыватель.

    Ведущий специалист своего времени по Тихому океану и особенно его южной части.

    Исследовал и нанес на карты территорию залива и реки Святого Лаврентия (Канада).

    Совершил три кругосветных плаванияпо заданию Британского Адмиралтейства в военно-научных целях.

    Первый исследователь южных полярных морей и Антарктики.

В России его фамилия широко известна благодаря песне Владимира Высоцкого

«Почему аборигены съели Кука»

Кук не открыл новых континентов, новых океанов или неизвестных путей, подобно первым путешественникам Эпохи Великих Географических Открытий. Но его имя в ряду географов и исследователей стоит на самом почетном месте.

Джеймс Кук (англ. James Cook ) родился 7 ноября 1728 года. Всю биографию Кука можно условно разделить на 5 периодов

    Детство, юность, плавания на коммерческих судах.

    В оенный флот и исследование залива и реки Св. Лаврентия

    Первая кругосветная экспедиция

    Вторая кругосветная экспедиция

    Третья кругосветная экспедиция

Историки утверждают, что Д. Кук происходил из семьи батрака, родился в деревне Мартон в Северном Йоркшире. По происхождению – шотландец. С малых лет был вынужден самостоятельно зарабатывать на хлеб. Привычный к труду, любознательный, смышленый и ответственный – так можно было характеризовать юного Джеймса.

В поисках лучшей доли семья Куков перебирается в селение Грейт Айтон. Это случилось в 1736 году. Джеймс начинает учиться в школе. Ныне в этой школе находится музей Дж. Кука. Проучившись пять лет, юноша начинает работать на ферме у отца. Скоро поняв, что работая на ферме ни в люди не выйти, ни мир посмотреть, Кук в возрасте 18 лет нанимается юнгой на угольщик под названием «Геркулес» (по другим данным «Фрилав» судовладельцев братьев Уокеров. Корабль был типичный углевоз. Проплавав на нем два (!) года, Кук за старания и усердие был переведен на корабль «Три брата».

Те, кто в то время общался с Дж. Куком подтверждают, что все свободное время Кук проводил за книгами, изучая самостоятельно математику, астрономию, географию и особенно навигацию. Кроме того, его очень интересовали описания морских экспедиций.

После Кук решил сходить в Балтийское море на других судах, но через три года он снова возвращается к братьям Уокерам. В 1755 году Кук занимает должность помощника капитана на судне «Френдшип». Затем судовладельцы сделали ему предложение стать капитаном, но Кук отказывается.

Неожиданно для всех 17 июня 1755 года он записывается простым матросом на королевский военно-морской флот. А через 8 дней его направляют служить на корабль под названием «Игл» («Орел» по-нашему). Этот факт говорит только о серьезности намерений Кука посвятить себя делу государственной важности. Отказаться от должности капитана торгового судна в пользу рядового матроса – такую рокировку мог сделать только дальновидный и уверенный в себе человек! Кук, конечно, понимал, что с его опытом долго в матросах не задержится. А госслужба дело куда более надежное и серьезное, чем перевозить в трюмах уголь. И уже через месяц его назначают боцманом!

Еще страницы про Джеймса Кука и его экспедиции

Еще путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Картина Джорджа Картера «Смерть капитана Джеймса Кука»

Зависть, трусость, гордость и карьеризм съели капитана

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого: у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход: водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

Смерть Кука. Гравюра 1790 года

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе - под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

26 августа 1768 г., в плавание по Тихому океану отправился капитан Джеймс Кук. Согласно официальным сообщениям, Кук должен был провести астрономические наблюдения, но у капитана было и другое задание - выяснить, существует ли южный материк.

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 г. в семье небогатого фермера. В 18 лет он неожиданно увлекся морскими странствиями и поступил юнгой на корабль, перевозивший уголь. Через девять лет он уже в совершенстве мог управлять такими посудинами. Но он предпочел оставить торговый флот и опять стал рядовым матросом на Королевском военноморском флоте. Через два года он уже был капитаном собственного корабля. В 1768-1779 гг. Джеймс Кук совершил три тихоокеанских путешествия. Он проплыл от антарктических вод до Северного Ледовитого океана. Кук совершил прорыв в исследовании южных морей, дав их первое систематическое и достоверное картографическое описание. Составленные им карты позволили сделать вывод, что там находится не единый массив суши, а отдельные земли.

Секретное задание

В XVIII в. европейцы почти ничего не знали о южной части Тихого океана. Со времен античности географы верили, что в южном полушарии находится большой материк, простирающийся от Южного полюса до тропиков. В 1768 г. капитан Королевского военно-морского флота Джеймс Кук получил задание возглавить научную экспедицию, отправляющуюся в Тихий океан для наблюдения за прохождением 3 июня 1769 г. Венеры между Землей и Солнцем. На самом деле английское правительство интересовал неизвестный южный материк, на котором предполагалось обнаружить богатые залежи полезных ископаемых.

Корабль «Индевор» не отличался ни красотой, ни быстроходностью, зато был очень прочным

Кук настоял на том, чтобы в плавание отправился большой прочный корабль-углевоз. На борту этого судна, которое называлось «Индевор», было достаточно места для команды из 94 человек, включавшей также натуралистов, астронома и других «джентльменов-исследователей», как в то время называли ученых. Во время плаваний ученые составили карты, на которые были нанесены открытые земли, зарисовали и описали новые виды растений, а также собрали ценные сведения о народах, населяющих острова Тихого океана.

Здоровье экипажа

Кук следил, чтобы во время плавания в рационе моряков были продукты, богатые витаминами, а корабли сверкали чистотой.

Джеймс Кук очень заботился о здоровье своего экипажа и следил за тем, чтобы среди взятых запасов продовольствия было огромное количество квашеной капусты и лука, а также апельсинов и лимонов, которые должны были стать заменой свежих овощей. В результате цинга - болезнь, связанная с недостатком витаминов, косившая моряков в долгих плаваниях, - почти не встречалась на судах Кука. Везде, где было можно, Кук приказывал своим людям собирать богатые витаминами дикие травы. Кроме того, Кук строго требовал от своих людей чистоплотности: каждый день он проверял, вымыты ли руки у моряков его экипажа и оставлял без ежедневной порции спиртного тех, кто забывал о гигиене.

В первой экспедиции капитана Джеймса Кука в южные воды принимал участие сэр Джозеф Бэнкс - ботаник, путешественник, покровитель науки и директор Королевского ботанического сада в Лондоне. Он проплыл с Куком по всему маршруту и исследовал местную флору, в том числе и хлебное дерево.

Новая Зеландия

Отправляясь в первое плавание, экспедиция должна была выяснить, не является ли открытая в 1642 г. голландцем Абелем Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 г. из порта Плимут, Кук пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку, вышел в Тихий океан и достиг острова Таити. 7 октября 1769 г. Кук подошел к Новой Зеландии. Совершив вокруг нее плавание, он определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком, и нанес на карту контуры их берегов.

Новый материк

Решив вернуться на родину через Индийский океан, Кук взял курс на Австралию и 19 апреля 1770 г. достиг ее восточного берега. Растительный мир этих мест был таким богатым, что залив, на берегу которого теперь стоит город Сидней, был назван Ботани-Бей (Ботаническая бухта). Сопровождавшие Кука ученые-натуралисты собрали сотни образцов незнакомых растений. Повернув на север, Кук держался близко к берегу, чтобы точно нанести его очертания на карту. Несмотря на предосторожности, судно все же налетело на риф. «Индевор» вытащили на берег, и в течение двух месяцев, пока его ремонтировали, Кук изучал чудесный мир Большого Барьерного рифа.

По островам

Кук с уважением относился к образу жизни коренного населения островов. Встреча с жителями Сандвичевых (Гавайских) островов.

Кук составил подробное географическое описание многих островов Тихого океана. Посетив Таити во время первого плавания, он открыл соседние с ним острова, назвав их в честь Королевского географического общества островами Общества, а также остров Тонга, жители которого приняли его очень дружелюбно. В следующих путешествиях он открыл острова Харви (ныне Кука), побывал на острове Пасхи, Маркизских островах и архипелаге Новые Гибриды и высадился на Сандвичевых (Гавайских) островах.

Смерть в раю

В феврале 1779 г. Кук сделал остановку на Гавайских островах. Они казались ему подобием рая. Островитяне оказали капитану и его спутникам очень теплый прием. Но в дальнейшем отношения испортились. Считается, что европейцы нарушили местное табу, а туземцы украли лодку, использовавшуюся для починки корабля. Ссора переросла в вооруженную стычку, и Кук погиб от удара кинжалом.

В Новой Зеландии Кук познакомился с народом маори. Поначалу европейцев встретили враждебно, но Куку удалось наладить с ними отношения