Что нового было в 17 веке. «Семибоярщина» и польская интервенция. Создание на Руси частных школ

Россия в 17 веке находилась в условиях усиления значения труда крепостного населения, завершения формирования общенационального единого рынка, географической специализации территорий. Земским соборам придавалось уже не такое большое значение, как раньше. Формировались предпосылки для развития абсолютной монархии.

Однако Россия в 17 веке все еще остается "бунташной". Часто случаются масштабные народные выступления.

Внешнее политическое развитие России в 17 веке началось с вмешательства государства в Тридцатилетнюю войну.

Это столетие историки условно разделяют на два этапа. На первом этапе Россия в 17 веке, в первую очередь, преодолевала Смутное время. На втором же этапе начали складываться предпосылки для проведения петровских преобразований.

Новоизбранный царь Михаил Романов устраивал все социальные слои. Но следует отметить, что реальная власть была в руках его отца - митрополита Филарета - достаточно долго. Россия в 17 веке должна была преодолеть последствия Смуты. Именно эта задача возлагалась на царя.

Для осуществления центрального управления применялась система приказов, на местах же выборные старосты были заменены воеводами из центра. В основе армии состояли дворяне. За свою службу они получали земельные наделы вместе с крестьянами. Но, в связи с бегством последних во время Смуты, поместья не особенно были в цене. Правительство, увеличив срок розыска беглецов, передает дела по сыску в Разбойничий приказ. С того момента бегство крестьянина из поместья равнялось уголовному преступлению.

В середине столетия возникла необходимость в систематизации существовавших законов. Для этого была созвана специальная комиссия. В результате в 1649 году было принято завершившее устройство крепостничества. Таким образом, розыск беглых стал бессрочным, состояние крепостного - наследственным. Кроме того, некоторые статьи укрепляли царскую власть. Таким образом, сословно-представительная монархия становилась абсолютной. Опирался абсолютизм на крестьянскую общину и дворянство.

Во время правления Алексея Михайловича прекращает собираться Земский Собор, теряет свое значение. Царь выделяет особо доверенных лиц (ближнюю Думу), но принимает решения самостоятельно.

Промышленное развитие характеризуется появлением мануфактур, разделением труда. В производстве применяются машины. Используется и наемный труд (работники в основном были выходцами из черносошных и крепостных крестьян).

Попытки произвести модернизацию страны правительство предприняло к середине столетия. Под модернизацией понимались перемены в различных сферах жизни, направленные на укрепление абсолютизма и крепостничества. Преобразования должны были усилить налоговое и военно-техническое развитие государства. Такими были изменения в социальной, экономической, духовной и внутриполитической сфере, которыми характеризуется 17 век.

Россия на протяжении этого столетия смогла расширить свои территории. Так, царь Алексей Михайлович присоединил к государству Украину (Малороссию). В то время на Украине восстали во главе с Хмельницким запорожские казаки. Восстание превратилось в народную войну. Опасаясь последующих военных битв с турками и поляками, восставшие попросили помощи у России. В 1653 году была присоединена Это спровоцировало войну с Боевые действия завершились признанием присоединения Малороссии. Кроме того, Россия получила назад Смоленск, а в 1686 - Киев.

Неудача постигла Российское государство в русско-шведской войне, а также в Но, вместе с этим, были присоединены восточносибирские территории, совершен выход к Тихому Океану, а также установлена граница с Китаем.

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Бунташный век - так называется 17-ое столетие в российской истории. Чаще всего говорится, что название века связано с большим количеством восстаний и бунтов в том время. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона кроется в бунташном отображении церкви и сословиий общества.

Причины

Причины, в результате которых Бунташный век стал возможным:

  1. Увеличение налогов. Государство после Смуты пыталось всеми средствами привлечь деньги в казну.
  2. Укрепление крепостничества и завершение процесса закрепощения крестьян .
  3. Войны. В это время были войны внутри страны (Смута), а также противостояние главным образом с Польшей и Швецией. Народ устал от воин, которые, как известно, истощают общество (демографически, финансово).
  4. Церковный раскол. В церковном укладе менялось практически все, поэтому естественно простым людям это не нравилось. Ситуация усугублялась тем, что власть преследовала старообрядцев.

Народные восстания

17 век называют «Бунташным» во многом из-за народных движений (бунтов и восстаний), которые возникали с большой регулярностью и отличались размахом. В Бунташный век было 6 крупных восстаний (одно называется крестьянской войной) и огромное количество мелких восстаний, которые даже сосчитать невозможно. Основные народные движения той эпохи представлены в таблице ниже.

Таблица: Народные движения в Бунташном, 17–ом веке
Событие и дата Охваченные регионы Последствия
Соляной бунт . 1648 год. Москва, Воронеж, Курск, Козлов Принято Соборное уложение 1649 года .
Восставшие убили множество бояр.
Городские восстания 1650 года Новгород и Псков Восстание было подавлено царской армией. Порядок восстановлен.
Медный бунт . 1662 год. Москва Государство перестало чеканить медные деньги.
Восстание В. Р. Уса . 1666 год. Дон Расстрел восставших.
Восстание Разина . 1667 - 1671 гг. Дон, Поволжье Восстание подавлено царской армией. Разин казнен.
Соловецкое восстание. 1667-1671 гг. Соловецкий монастырь Обострение противоречий между церковью и староверами. Преследование старообрядцев.

Обратите внимание - для подавления большинства восстаний применялась регулярная армия. Причем не мелкие подразделения, а самые, что ни на есть, боевые. Считается, что если на век приходится 2-3 крупных народных волнения, значит в стране есть проблема. В 17 веке в России было 6 крупных волнений и более десятка мелких , причем все они произошли чуть больше чем за 20 лет (1648-1671), что говорит о критической точке народного терпения, которая была преодолена в это время. Не забывайте также и о том, что Россия к началу всех этих движений только-только преодолела Смутное время , которые также накладывается на 17 век.

Народные выступления 17 века отчетливо показывают, что страна нуждалась в изменениях. Старый порядок себя изжил, и нужно было что-то новое. В результате в начале 18 века совпало настроение русского общества и желания Петра 1 - в России начались масштабные реформы .

Карта восстаний

Карта народных восстаний в России в 17 веке.


Международные конфликты

Одна из причин народного недовольства властью и положением в стране заключалась в войнах. Россия в 17 веке вела следующие международные войны:

  1. Русско-шведская война (1656-1661)
  2. Русско-турецкая война (1677-1681)

Церковь в 17 веке

Отдельно следует отметить, что Бунташный век относится не только к народным выступлениям, но и к церковной жизни. Там также назрел серьезный кризис, апогеем которого стал церковный раскол . Его еще называют реформой Никона.

Справедливости ради следует отметить, что необходимость церковных реформ в России 17 века объективно назрела. Но вот методы их реализации оставляли желать лучшего. В определенном смысле Никон был очень похож с Петром 1. Никон переделывал православную церковь на греческий лад, а Петр переделывал саму Россию на голландский лад. Но главное, что роднит этих людей - они очень легко разрывали с прошлым. И эти разрывы шли с таким перегибом, что Россия очень долго приходила в себя духовно и физически после Никона и после Петра 1.

Бунташный век практически полностью изменил русскую церковь: менялись обычаи, обряды, иконы, книги и так далее. Представьте насколько сильно это влияло на людей. Даже сегодня если церковь решит полностью изменить свои обряды - это приведет к народным волнениям. В 17 веке, когда люди были более набожными, это вызывало неизбежную и неотвратимую реакцию населения.

Новые явления в экономическом развитии России XVII в. :

    появились первые мануфактуры – крупное производство, основанное на ручном труде, но с использованием разделения труда;

    специализация районов на производстве определенных товаров (центральные области и Среднее Поволжье – хлеб, Поморье – лен, конопля, Сибирь – меха, Калуга – деревянная посуда и проч.);

    складывание единого всероссийского рынка – формирование тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны;

    правительство начало проводить политику протекционизма . В 1653 г. принят Торговый устав , который уставил единую рублевую пошлину с ввозимого товара. В 1667 г. принят Новоторговый устав , который увеличил пошлину на иностранные товары.

Алексей Михайлович (1645–1676) – прозван Тишайшим за тихий нрав и благочестие. Со временем правления Алексея Михайловича связаны: церковный раскол , Соборное Уложение , окончательное закрепощение крестьян , восстание под предводительством Степана Разина .

Центральное и местное управление в XVII в. претерпело изменения, которые свидетельствовали о постепенном переходе к абсолютистской форме правления:

    царь по-прежнему правил вместе с Боярской Думой, значение которой постепенно падало. В Боярскую Думу входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничии, думные дворяне и думные дьяки ;

    почти перестали собираться Земские соборы, последний из них был созван в 1653 г. по вопросу о принятии Малороссии в российское подданство. В январе 1654 г. состоялась Переяславская Рада , она постановила принять подданство украинцев русскому царю (присоединение Левобережной Украины к России );

    получили дальнейшее развитие приказы , выросло их число;

    главной опорой власти были бюрократия и армия ;

    укрепились позиции центральной власти на местах: особую роль в местном управлении играли воеводы , назначенные из центра;

    основной административно-территориальной единицей России в XVII в. был уезд ;

    в 1649 г. Земским Собором принят новый свод законов государства – Соборное Уложение. Оно юридически оформило крепостное право, введя бессрочный срок сыска беглых крестьян, штраф за укрывательство беглых, потомственное закрепление крестьян к земле;

    началась реорганизация русского войска: с 1630 г . появилисьполки нового строя – солдатские, рейтарские, драгунские из русских наемных солдат под командованием офицеров – иностранных наемников; но дворянское ополчение продолжало оставаться главной военной силой;

    усилилось подчинение церкви государству: был создан Монастырский приказ для суда над духовенством и зависимыми от него людьми.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу , цель которой – укрепление церкви. Нововведения Никона – троеперстное (а не двуперстное) сложение руки для крестного знамения, тройная (а не сугубая) аллилуйя, хождение при освящении церкви и при крещении против солнца (а не полосонь), исключение из Символа веры и некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания. Реформа привела к церковному расколу , появилась церковная оппозиция (старообрядчество ) во главе с Аввакумом , которое в XVII в. приняло социальную окраску.

Бунташный век название XVII в., в котором произошли крупные народные выступления: 1648 г. – соляной бунт, 1662 г. – медный бунт, 1667–1671 гг. – восстание казаков и крестьян (крестьянская война ) под предводительством Степана Разина .

1654 г. при Аптекарском приказе в Москве было открыто первое светское специальное учебное заведение – «Школа русских лекарей ».

Трое его сыновей Алексея Михайловича (Федор, Иван, Петр ) стали царями, а дочь Софья – регентшей при малолетних братьях.

Федор Алексеевич (1676–1682)провел следующие социально-экономические и политические мероприятия:

    реформа податной системы: с 1679 г. начался переход к подворному обложению;

    отмена местничества (1682 г. ) – системы распределения служебных мест среди феодалов с учетом происхождения и служебного положения предков.

После смерти Алексея Михайловича развернулась борьба аристократии (Милославские) и незнатного дворянства (Нарышкины) за претендента на престол. Милославские выступали за Ивана , Нарышкины – Петра .

Май 1682 г. – стрелецкое восстание в Москве, в результате которого провозглашено совместное царствование Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи . Софья оставалась фактической правительницей до августа 1689 г. , когда она потерпела поражение в борьбе с Петром и была заключена в Новодевичий монастырь.

Таким образом, последствиями перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную Россию в конце XVII в. стали массовые репрессии по отношению к боярству.

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!