Что для блока родина. Тема Родины в творчестве А. Блока - Сочинение. Блока

Тема родины в творчестве А. Блока

личность поэта всегда перед читателем.

В. Я. Брюсов

Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - говорил поэт.

Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта - ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».

Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал - высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.

В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол,
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия - сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой - колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.

Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

«Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.

Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.

Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне слезы ветровые -
Как слезы первыя любви!

Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты…

В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него - это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

Тема Родины в творчестве Александра Блока

К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину - Россию. Среди них и Александр Александрович Блок.

Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины. Блок не тотчас отыскал для себя эту тему, предшествовали продолжительные годы этического становления. Поэт пережил многое и испытал, «напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну», прежде, чем начать писать о России. Обращение к теме родины явилось неповторимым результатом творчества Александра Блока.

Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении «Русь» перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.

Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.

Сам поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель».

Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию» или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой - историей.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл «На поле Куликовом». Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы - ночной и зарубежной», скрывающей ее путь.

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко

Широкий и тихий пожар…

Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.

Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: «Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством». Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.

Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого „круга бытия“. Это „единственное“ - Россия.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не „как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с чувством жгучей, интимной любви“. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. „В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим“, - писал он.

Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что „душа хочет любить только прекрасное“, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а „сострадание есть уже начало любви“.

Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: „Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…“

Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены „отчетливой исторической памятью“. Написаны они от лица сына „страшных лет России“. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: „Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…“ Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию „прекрасными чертами“, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой.

Необъятность далей, песни ветровые, дороги далекие, тройки разудалые, расхлябанные колеи, дали туманные, „неба осветленный край средь дымных пятен“ - это прекрасная, неповторимая и самобытная блоковская Русь, горячо и беззаветно любимая им. Именно ее он всю свою жизнь любил, именно для нее ждал перемен, верил, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года „свет одолеет тьму“.

Лирическая поэзия Александра Александровича Блока - стихотворный дневник жизни русского человека на грани двух эпох.

Чувство патриотизма далеко не каждому человеку присуще, оно формируется годами. Каждый поэт на протяжении всей своей жизни пытался осмыслить образ Родины в своих произведениях. Немало русских поэтов, таких как Пушкин , Лермонтов , Некрасов , которые славили, возвеличивали великую Россию.

  • сказочность — не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность — Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм — край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание — не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа — Родина – это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность — в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Рассохиной Насти, 11 А.

[email protected]

Образ Родины в творчестве Александра Блока.

«У меня все стихи о Родине»

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".

Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной.

Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна...

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять, как в годы золотые...". Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой "На поле Куликовом". Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России "О, Русь моя! Жена моя!", и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.

Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.

Тема Родины обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь он творил в ту эпоху, когда решались судьбы России (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война). Будучи большим патриотом, поэт не мог не думать о своей стране, не мог не запечатлеть её меняющийся облик и свои раздумья о ней.

В ранней поэзии тема России ещё не становится отчётливой и масштабной, хотя автор не раз обращался к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям родной культуры:

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка, и ясна очертаньем.

Начиная с 1905 по-особому обострилось патриотическое чувство поэта. Тема Родины становится самостоятельным мотивом.

В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое называется её древним именем – «Русь» . Поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну с её колдунами, демонами. Блок вводит в своё стихотворение народное творчество и крестьянские поверья - достояние Родины. Отчизна предстаёт в этих стихотворениях «дремучей», «колдовской», «почиющей в тайне». Это её состояние кажется поэту прекрасным:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

Но за этой сказочной красотой Блок прозревает печальные картины: крестьянское «утлое жильё», «вихрь в голых прутьях», нищету народной жизни. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия» :

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слёзы первые любви!

Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с лермонтовской «Родиной». Оба поэта рисуют картины, открывающиеся во время движения по русской просёлочной дороге. Тут начинает оживать и гоголевский образный мир; возникают ассоциации с двигающейся тройкой и колдуном-чародеем, погубившим красавицу в «Страшной мести» (у Блока чародей тоже готов заманить и обмануть). Воскресают и некрасовские мотивы: Блок соединяет образ России с красавицей-крестьянкой («Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка»), а в финальных строках слышится «глухая песня ямщика», звенящая «тоской острожной». Поэт убеждён в лучшем будущем Родины и её народа, сохранившего свою живую душу и способного вынести всё, устоять, не сгинуть. Это усвоение классических тем и образов и их преображение в пределах одного стихотворения делает его настоящим шедевром блоковской лирики.

Охарактеризованное стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина» (1907–1916), один из важнейших в третьей книге его лирики. Патриотическая тема звучала здесь широко и раздольно. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадёшь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далёких сёл» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращённым с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига.

Любовь к родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, – сливает его с обликом жены:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чём ты горько плачешь?

Тема борьбы за будущую Россию остро зазвучала в стихах «На поле Куликовом» (1908). Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием русской истории, которому «суждено возвращение» :

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Лирический герой этого цикла – безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Он патриот родной страны, борец за её свободу, готовый сложить голову «за святое дело».

Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, по убеждению поэта, является движение, неуспокоенность, порыв («и вечный бой! Покой нам только снится…»).

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль

И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль...

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!

Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевской поэме, завершённой картиной летящей птицы – тройки.

Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождём…» ). Себя и своих современников поэт называет «детьми странных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли.

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!

Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую поэт предчувствовал. И всё отчётливее звучит его нежное признание Родине:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.

Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна. «Россия – Сфинкс».

Когда на одном из поэтических вечеров слушатель попросил Блока, закончившего выступление, прочитать стихи о России, тот ответил: «Это всё о России».