Быков произведения. Народные писатели Беларуси. Василь Быков. Личная жизнь Леонида Быкова


Василь Быков получил звание народного писателя Беларуси в 1980 году . Правда его произведений никогда не нравилась власти, но ее ценили обычные люди. В ней практически не было черных и белых красок. Василь Быков писал не про стереотипы, а про живых людей, которые могут быть разными в разное время.

Биография Василя Быкова

Будущий писатель родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. С детства увлекался рисованием, поэтому после окончания восьмилетки в деревне Кубличи, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Однако проучился там недолго, из-за того, что отменили стипендии. А у родителей не было денег на обучение сына. В июне 1941 года сдал экстерном экзамены за 10 класс.

Войну встретил на территории Украины, где занимался строительством оборонных сооружений. В Белгороде отстал от своей колоны и едва не был расстрелян своими же, как немецкий шпион. В 1941-1942 годах жил в городе Актарск (Саратовская область) и учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года призван в Красную Армию. Окончил Саратовское пехотное училище и получил звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции тяжело ранен в ногу и живот. По ошибке записан погибшим. Его родители получили похоронку, а имя Быкова было написано на обелиске в Кировограде. По воспоминаниям об этих событиях написана повесть «Мёртвым не баліць». Три месяца провел в госпитале. После этого снова вернулся в регулярные войска. Участвовал в освобождении Молдовы, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта.

После демобилизации жил в Гродно. Работал в мастерских, а также до 1949 года в редакции областной газеты «Гродненская правда» .

В 1949-1955 годах снова служил в армии, после чего окончательно демобилизовался в звании майора. И с 1955 до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1972-1978 годах исполнял обязанности секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР. В 1978 году переезжает в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году выступил как один из учредителей Белорусского народного фронта (БНФ). В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра.

В 1990-1993 годах - президент Объединения беларусов мира «Бацькаўшчына».

С конца 1997 года жил за границей в эмиграции – вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем в Германии, а затем в Чехии. Вернулся на Родину только за месяц до смерти.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. На его могиле установлен валун, который привезен из Финляндии.

Творчество Василя Быкова

Быков начал писать в 1947 году. Первое произведение «Дапякло» появляется в журнале «Вожык». Через 2 года, в 1949 году, в газете «Гродненская правда» появляется второе произведение писателя – “У першым баі” .

Однако сам Быков считает стартом своей творческой карьеры 1951 год, когда на Курильских островах, где он тогда служил, были написаны произведения «Смерць чалавека» и «Абознік» . Он сомневался в твоем творческом таланте и направил их Михасю Лынькову .

50-е годы для писателя – время поиска себя. Он начинает много писать – сатиру, приключеческие повести, новеллы, зарисовки. Можно сказать, что вплоть до 60-х Быков ищет себя, как писатель, пределяется с жанром и темой.

В 1959 году выходит повесть «Жураўліны крык» . Можно сказать, именно это произведение для Быкова стало определенным рубежом. В нем проявились те черты писателя, которые будут встречаться во всех его последующих произведениях – глубокий психологизм и отражении войны в судьбах конкретных героев.

Первый сборник произведений писателя «Ход канём» вышел в 1960 году. Он посвящен послевоенной жизни, взаимоотношениям людей. Быков показывает, как война изменила людей и как люди с опаской смотрят в будущее. А вот всесоюзную известность принесла Быкову повесть «Трэцяя ракета» , написанная в 1961 году. Всего два года спустя по ней был снят одноименный фильм.

Большой резонанс вызвало произведение Быкова «Мёртвым не баліць» , написанное в 1965 году. В повести писатель изобличает советское командовании и НКВД, которые готовы убивать своих же солдат, чтобы они не достались немцам. И писатель даже делает вывод, что, по сути, обычные немцы не плохие люди. Среди них есть как достойный личности, так и ужасные. Как и везде, в том числе и среди своих.

Повесть была напечатана в белорусском журнале «Маладосць» и российском «Новый мир». Во многом это было единоличное решение их главных редакторов – Пимена Панченки и Александра Твардовского. Быкова обвинили в искажении исторической правды, в том, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду и пятнает честь советской армии. Были напечатаны разгромные статьи в газете «Советская Белоруссия». Посыпались коллективные письма «недовольных» произведением. Однако, в то же время, часть писателей встала на сторону писателя. Тем не менее, повесть запретили издавать в книжном варианте. Хотя заграницей произведение выходило отдельной книгой.

В более поздних произведениях («Знак бяды» , «Аблава» ) Быков изобличает сталинские репрессии и насильственную коллективизацию.

Затрагивает Быков и многие другие актуальные темы. Например, о Чернобыльской трагедии написано произведение «Ваўчыная яма» (1999). Пишет он и так называемые «байки жизни» с философским смыслом «Сцяна» (1995), «Музыка» (1997), «Труба» (1998) и т.д.

Обложка “Мёртвым не баліць”

Во времена перестройки и первые годы самостоятельности Беларуси Быков проявляет себя как публицист. Вышло два сборника его статей и интервью – «На крыжах» (1992) и «Крыжовы шлях» (1998).

Лебединой же песней народного писателя стало автобиографическое произведение «Доўгая дарога дадому» (2002).

Но даже после смерти книги Быкова, в том числе и неизвестные для нас, продолжают появляться. Например, в 2007 году вышла книга «Бліндаж» , в которую вошли ранее нигде не публиковавшиеся повести «Бліндаж» (написана в 1987) и «Апошні баец» (написана в 1958). В 2008 вышла книга «Дажыць да зялёнай травы» в которой собрана дружеская переписка Быкова с народным поэтом Беларуси Рыгором Бородулиным . Они переписывались с 1960 года.

И нельзя не сказать, что буквально на днях вышло две повести Быкова в оригинальном варианте, без цензуры – «Мёртвым не баліць» и «Ліквідацыя» (авторское название повести «Сотнікаў»).

По произведениям Быкова снято более 20 фильмов. Самые известные из них – «Третья ракета» (1963), «Альпийская баллада» (1966), «Дожить до рассвета» (1975), «Восхождение» (1976), «Знак беды» (1985), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012).

Также по его книгам созданы балет («Альпийская баллада») и опера («Тропою жизни»).

У Быкова можно читать все – вы не останетесь разочарованными. Если же говорить о рекомендациях, то прочтите книги «Трэцяя ракета», «Сотнікаў», «Мёртвым не баліць», «Жураўліны крык», «Знак бяды», «Сцяна». И ни в коем случае не пропускайте «Доўгую дарогу дадому».

Награды и память

Улица имени Быкова есть в Белостоке (Польша) и поселке Ждановичи под Минском. В Витебске по улице Суворова 15 на здании детской художественной школы №1 установлена мемориальная табличка в честь писателя.

Ходили слухи, что улица Быкова может появиться в Гродно. Вопрос о появлении улицы писателя в Минске по-прежнему остается открытым. Говорят, что старые улицы переименовывать никто не будет, так что имя Быкова могут дать только новой улице.

В 1939 году поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

В июне 1941 года экстерном окончил Витебскую школу фабрично-заводского обучения.

В начале Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил военные объекты от Гомеля до Воронежа.

Зимой 1941-1942 года жил в Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года был призван в Красную Армию.

В 1943 году окончил Саратовское пехотное училище, получив звание младшего лейтенанта.

Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах: участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен. Был взводным стрелкового взвода, позднее - взвода автоматчиков, взвода противотанковых пушек.

В 1947-1949 году после демобилизации работал художником в гродненских художественных мастерских, был редактором областной газеты "Гродненская правда". В этот же период в периодических изданиях были опубликованы первые рассказы писателя "Допекло" (1947) и "В первом бою" (1949).

В 1949-1955 годы снова служил в Советской Армии. К этому периоду относится появление рассказов "Смерть человека" и "Обозник", которые сам писатель считал началом своей творческой биографии.

В 1956-1972 годы был сотрудником редакции, литературным консультантом "Гродненской правды", активно работал над созданием собственных литературных произведений.

С 1972 по 1978 год занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1978 году переехал в Минск, с этого времени занимался исключительно творчеством.

Известность пришла к Быкову после появления в 1962 году повести "Третья ракета".

Затем последовали повести "Альпийская баллада" (1963), "Западня" (1964), "Мертвым не больно" (1965), "Проклятая высота" (1968), "Круглянский мост" (1968), которые поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

Большинство произведений этого периода было опубликовано в журнале "Новый мир". Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского строя. Многие из ранних повестей писателя были запрещены и до рубежа 1980-1990-х годов не перепечатывались.

В 1970-е годы Быков получил официально признание и мировую известность. В этот период он создал повести "Сотников" (1970), "Обелиск" (1971), "Дожить до рассвета" (1972), "Волчья стая" (1975), "Его батальон" (1976), "Пойти и не вернуться" (1978); пьесы "Решение" (1972), "Последний шанс" (1974), "Перекресток" (1977).

Своеобразным переходом к позднему этапу творчества стала удостоенная Ленинской премии повесть "Знак беды" (1983), за ней последовали "Карьер" (1986), "В тумане" (1987), "Облава" (1988).

В 1990-е годы появились циклы военных рассказов "Стена" (1997) и "Пахаджане" (1999). Одним из последних крупных произведений Быкова стала, удостоенная в 1999 году российской премией "Триумф" повесть "Волчья яма", рассказывающая о жизни в Чернобыльской зоне (1998).

В последние годы Быков писал рассказы и философские притчи, в 2002 году опубликовал книгу воспоминаний "Долгая дорога к дому".

Произведения Василя Быкова переведены более чем на 50 языков мира.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков - Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно занимался общественной деятельностью. В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы - депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды. От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области белорусский писатель и общественный деятель участник Великой Отечественной войны капитан. Начиная с повести Дожить до рассвета 1972 Быков сам переводит свои произведения на русский язык но гораздо важнее то что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы русского литературного процесса.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография В.В. Быкова………………………………………………………..4

2. Творчество В.В. Быкова………………………………………………………..5

3. Публикации в собраниях сочинений………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области — белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. 1 Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

  1. Биография В.В. Быкова

Василий Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. 2 Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

  1. Творчество В.В. Быкова

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства. 3

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

  1. Публикации в собраниях сочинений

Первые рассказы Быкова, появившиеся в сборниках сочинений, были не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение. 4

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Заключение

Василий Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, - это вспышка любви.

Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Список использованных источников

1. Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. 375 с.

2. Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

3. Быков В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 428 с.

4. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книга и судьба. М., Новое литературное обозрение, 2011. 194 с.

5. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990 г. 307 с.

6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века 1917. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.

7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979. 429 с.

8. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. 790 с.

9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 568 с.

10. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. 430 с.

1 Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. Стр. 214.

2 Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. стр. 561.

3 Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Стр. 225.

4 Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16428. .э.н. Суслов Денис Владимирович к. 16.59 KB
Хабаровск Региональный аспект реформы валютного регулирования в КНР В последнее время проведено большое количество исследований касающихся оценок различного рода внешнеэкономических эффектов генерируемых динамикой курса юаня. К настоящему времени недооценка китайской национальной валюты является значительной: текущий курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза на протяжении 1990–2008 гг.1 Существенная недооценка юаня по отношению к доллару США и другим валютам поддерживала значительный уровень...
3414. Творчество Ле Корбюзье 12.42 KB
Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов
12885. Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха 606 KB
Обозначить общие тенденции развития инструментальной музыки XVII-XVIII вв.; Рассмотреть возникновение и развитие жанра сонаты в скрипичной и клавирной музыке; Выделить композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы; Проанализировать сонаты Ф.Э. и И.К. Баха;
1343. Творчество Нико Пиросмани 32.05 KB
В казалось бы бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Краткие биографические сведения о Нико Пиросмани Нико Пиросмани настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили великий грузинский художник XX века. По легенде первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно а других заказов не получили. В той среде в которой Пиросманашвили находился он имел устойчивую репутацию психически...
2603. ТВОРЧЕСТВО А.Д. КАНТЕМИРА И В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО 44.53 KB
Полутатарин-полугрек по происхождению русский по воспитанию и гражданским идеалам европеец по образованию и убеждениям Кантемир был первым писателем XVIII века который сочетал в своем творчестве резкую критику патриархальных нравов современного ему русского общества с пропагандой в Европе знаний о достижениях...
2570. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.Н. РАДИЩЕВА 55.95 KB
Всё спасает всевидящее око Правдина восстановляя справедливость но сколько Правдиных понадобилось бы чтобы исправлять таким образом зло рассеянное по всем уголкам России В том разница и заслуга Радищева что он указывает не только на зло но и на средство к его уничтожению. 15 июля началось слушание дела Радищева в суде. Павел I отменил все распоряжения Екатерины и вернул Радищева из Сибири только не в столицы а на жительство в калужское имениеотца село Немцово под надзор полиции где создавались поэмасказка Бова...
19616. Биография и творчество Айседоры 61.14 KB
В автобиографии она так говорит о своем рождении: Характер ребенка определен уже в утробе матери. Она ничего не могла есть кроме устриц которые запивала ледяным шампанским. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. К восьмидесятым годам классический танец вернулся в исходную точку а современный танец или к этому времени уже contemporry dnce стал высокотехничным оружием профессионалов недалеким от политики.
13408. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте 19.69 KB
Творчество Данте. Биографические данные Данте. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды.
10068. Творчество Джона Стейнбека после 1945 года 80.45 KB
Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.
6738. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ 10.68 KB
В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь обладающий следующими личностными качествами: научным психологопедагогическим мышлением высоким уровнем педагогического мастерства определенной исследовательской смелостью развитой педагогической интуицией критическим анализом потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и...
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Быкова Василя Владимировича

Быков Василь Владимирович – белорусский писатель, общественный деятель.

Детские и юношеские годы

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревеньке Бычки (Витебская область, Ушачский район). Среднее образование получил в самой простой школе, располагавшейся в деревне Кубличи. С ранних лет у Быкова была тяга к рисованию.

После того, как Василь окончил восемь классов кубличской школы, он поступил в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Правда, проучился он там всего лишь один год – когда в училище были отменены стипендии, Быков принял решение покинуть учебное заведение. После училища он поступил в школу фабрично-заводского обучения. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за десятый класс.

Военные годы

Первое знакомство Василя Быкова с войной произошло тогда, когда юноша был на Украине. Там Василь принимал участие в оборонных работах. Когда он и его товарищи отступали в Белгороде, он по каким-то причинам отстал от колонны. В тот раз одиноко бродящего по улицам города Быкова поймали и приняли за немецкого шпиона. Его даже хотели расстрелять, однако вовремя выяснили, что Василь Владимирович не занимался шпионажем для вражеского народа.

Зимой 1941-1942 года Василь проживал в Саратовской области (сначала на железнодорожной станции Салтыковка, а затем – в городе Аткарске). В этот период своей жизни Василь учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года Василя Владимировича призвали в армию. Чтобы научиться военному делу, ему пришлось пройти обучение в Саратовском пехотном училище.

Осенью 1943 года Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта.

Во время Кировоградской наступательной операции Василь Быков был сильно ранен в ногу и в живот. Поначалу нерасторопные санитары отметили его погибшим, однако Быкову было еще рано покидать этот свет (к слову, именно этот казус и стал основой для написания одной из самых известных повестей Быкова под названием «Мертвым не больно»). После ранения Василь целых три месяца провел в госпитале. Когда здоровье восстановилось, он вновь стал воевать. Его военная карьера пошла в гору. Он участвовал во многих боях и операциях, раз за разом доказывая свою смелость и храбрость. Со временем он получил звание старшего лейтенанта, чуть позже стал командиром взвода полковой артиллерии, а еще чуть погодя – командиром взвода армейской артиллерии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Жизнь после военной службы

В 1947 году Василя Быкова демобилизовали. Он перебрался в Гродно (город в Белоруссии). С того момента он начал печатать свои повести и рассказы, параллельно начав работать в редакции областной газеты «Гродненская правда». Правда, уже в 1949 году ему пришлось оставить спокойную жизнь писателя – его снова призвали в армию. Вплоть до 1955 года Василь Быков доблестно защищал интересы своей родины, после чего окончательно был демобилизован в звании майора.

В период с 1955 по 1972 годы он продолжал работать в «Гродненской правде». После этого стал секретарем Гродненского отделения Союза писателей Белорусской Советской Социалистической Республики.

Суть творчества

За всю свою жизнь Василь Быков написал более тридцати романов и повестей. Каждое его произведение – это описание жизни простых людей во время Великой Отечественной войны. В каждой строчке писатель старался показать, насколько сложно человеку сделать правильный выбор в наиболее драматичные периоды жизни.

Политическая и общественная деятельности

В 1978 году Василь Владимирович переехал в Минск, где занялся политической деятельностью. В 1978-1989 годах он избирался депутатом Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики.

В 1998 году Василь Быков вместе с другими неравнодушными персонами создал общественно-политическое движение под названием «Белорусский народный фронт», которое ратовало за кардинальное переустройство политической системы и независимость страны.

В 1989 году Быкова избрали депутатом Съезда народных депутатов СССР.

Некоторое время был президентом белорусского ПЕН-центра – неправительственной организации, объединяющей писателей, поэтов и журналистов.

В период 1990-1993 годов занимал пост президента Объединения белорусов мира, название которого на русском языке звучит как «Отечество».

Жизнь вдали от родины

В конце 1997 года Василь Быков жил за пределами своей родной страны в политической эмиграции. Первое время он проживал в столице Финляндии (Хельсинки), куда его пригласили сотрудники ПЕН-центра. Чуть позже он перебрался в Германию, затем – в Чехию.

Возвращение домой

Василь Быков вернулся в родную Белоруссию только в мае 2003 года. Оказавшись дома, он начал активно выступать против режима . Василь Владимирович был уверен, что политик совершает ошибку, пытаясь заключить союз с западными странами. Быков же считал, что для Белоруссии союз с Россией будет куда более продуктивным.

Смерть

Василь Быков скончался двадцать второго июня 2003 года в больничной палате реанимационного отделения онкологического госпиталя в деревне Боровляны (под Минском). Тело писателя похоронили на Восточном кладбище в Минске.

Награды и премии

За свой писательский талант и за свое рвение помочь своей родине в борьбе с недругами Василь Быков был удостоен семнадцати почетных медалей, орденов, премий и званий.

Василь (Василий) Владимирович Быков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў). Родился 19 июня 1924 года в дер. Бычки Ушачского района Витебской области - умер 22 июня 2003 года в Боровлянах. Белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений - повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В 1972-1978 годах - секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.

В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах - президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».

С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции - вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Большинство своих произведений Василий Быков писал по-белорусски, многие из них сам переводил на русский. Его литературные труды переведены на многие языки мира.