Будьте всегда в настроении. Какого числа отмечается

Одной из самых сложных и уважаемых профессий среди военных является профессия моряка-подводника. Представители указанной профессии относятся к элите среди военнослужащих, и по праву отмечают свой профессиональный праздник 19 марта.

Немножко истории

Флот подлодок у России появился всего каких-то сто лет назад, а именно в 1906 году российский император Николай Второй подписал соответствующий указ о вводе состав российского флота нового класса боевых кораблей — субмарин. Тем самым Российская империя одной из первых обзавелась собственным подводным флотом. Правда на балансе флота подлодки появились чуть раньше и принимали участие в русско-японской войне 1905 года, хотя ничем особым они там себя не проявили.

Считает, что Российская империя познакомилась с подлодками еще раньше, во времена Петра Первого. К нему в 1718 году обратился корабельный мастер по имени Никонов Ефим Прокофьевич. Мастер подал челобитную, так в те времена называли обращение к власть имущим, с предложением построить «потаенное судно». Царь дал добро, и судно было построено и даже спущено на воду. Только вот спуск не удался, деревянная субмарина получила пробоину и сразу же затонула. Мастер пытался довести до ума свое детище, но к этому времени Петра Великого не стало, а другим императорам до «потаенного судна» дело не было.

Через сто лет (1834 г.) российский генерал-адъютант Шильдер Карл Андреевич построил первую в мире подлодку из металла. Она даже имела вооружение – выдвигающуюся из корпуса шест, с расположенной на конце миной, заряд которой составлял 16 кг пороха. По тем временам это была передовая идея, но правительству проект не понравился и финансирования не последовало.

Руководство российского флота серьезно начало относиться к подлодкам только к концу девятнадцатого века. В 1878 году Джевецкий Степан Карлович представил на суд министерства одноместную подлодку, а еще через год уже четырехместную. Причем последняя приводилась в движение силами экипажа – матросы при помощи ножных педалей приводили в движение винт.

Самое интересное, что данный проект заинтересовал военное руководство страны и изобретателю заказали пятьдесят аналогичных субмарин, которые потом были распределены по морским крепостям.

В истории нет упоминания об их реальном применении, ведь на них служить не шли. Моряки в открытую называли их душегубками. К тому же конструктор не смог полностью устранить течь, воду приходилось постоянно откачивать силами экипажа. Тот же изобретатель в 1885 году сконструировал первую в мире подлодку с электродвигателем.

Настоящая история российского подводного флота связана с именем Бубнова Ивана Григорьевича. Именно ему принадлежит проект подлодки «Дельфин» — лодка имела скорость 10 узлов и дальность хода до 240 миль.

На начало первой мировой Россия обладала эскадрой из 58 субмарин, принявших активное участие в военных действиях на Балтике, в северном море и даже в Атлантике.

Сейчас на вооружении российского флота находятся уже атомные подлодки, которые под водой двигаются при помощи энергии атомного реактора. Присутствуют дизель-электрические субмарины, а также ракетные подводные крейсера. Российский подводный флот является одним из сильнейших в мире, и по праву считается предметом гордости государства.

Служба в войсках подводного флота требует отличного здоровья и прекрасной физической формы. Для работы на подлодке моряк должен обладать высочайшей квалификацией и иметь должно образование. Престиж этой профессии трудно переоценить.

Как проходит праздник

В свой профессиональный праздник моряки-подводники получают поздравления от первых лиц страны, от главнокомандующего ВМФ. Вручаются награды, очередные и внеочередные звания, грамоты, благодарности и ценные подарки. Для действующего состава и ветеранов организуются праздничные концерты.

В Сестрорецке расположен храм святых апостолов Петра и Павла, в нем в тот день по традиции проводится молебен о здравии моряков-подводников, у расположенной здесь же Стены памяти проводится митинг.

Как уже указывалось, первой войной, где приняли участие подлодки, была война между Россией и Японией в 1904-1905 гг. на Тихом океане. Правда, подлодки в сражениях активного участия не принимали.

Американцы в 1954 году спустили на воду первый в мире атомоход.

Рекорд погружения принадлежит советскому флоту, субмарина «Комсомолец» серии К-278 погрузилась на глубину 1027 метров. С тех пор не одна подлодка не опускалась на такую глубину. Для покорения морских глубин используются батискафы.

Советскому флоту принадлежит и другой рекорд – самая большая в мире подлодка находилась в составе советского флота – это «Акула» проекта 941. Ее водоизмещение составляет 23200 тонн в надводном положении, в подводном – 48 000 тонн.

Он был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

На рубеже XIX-XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота.

В России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей. Конструирование и постройка подводных лодок, как одно из важнейших направлений военного судостроения, зародилось в России в первом десятилетии XX века .

В 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113"). Первые подводные корабли в России были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая "рыбья серия" (по названиям "Дельфин", "Скат", "Налим", и т. д.), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и состояла из 11 подлодок, плавучих баз "Хабаровск" и "Европа".

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.

В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.

В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная ("Ленинский комсомол"), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания.


С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ , обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

Подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня. Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми атомных подводных ракетоносцев класса "Борей" и восьми новых атомных многоцелевых подводных лодок проекта "Ясень", способных наносить удары по целям на суше и море крылатыми ракетами большой дальности.

В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники — все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

День моряка-подводника - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В 2019 году он отмечается 19 марта. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений. В 2019 году праздник проходит в РФ 23-й раз.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки - 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка - субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т.

Есть в России моряки,
Все они - здоровяки,
Под водой себе плывут,
Службу трудную несут.

Поздравляем с вашим днем,
Днем подводных моряков,
И желаем вам удачи,
Все легко решать задачи!

Чтоб служилось вам отлично,
Чтобы вас хвалили лично!
Будьте в форме, морячки,
Шлем вам чудо-поздравки!

Ты подводник и моряк,
Не забыть тебя никак,
Под водой ты где-то бродишь,
Только счастья не находишь.

Под водой кончай блуждать,
Пора, братец наш, всплывать,
Чтоб от нас принять стишок
И моряцкий поздравок!

Будь ты, братец наш, здоров,
Чтоб не звать нам докторов,
И в любви будь счастлив тоже,
В остальном тебе поможем!

Моряки-подводники - бравые ребята!
История флота подводного и велика, и богата.
Вы сделали очень многое
Во славу любимой Отчизны!
И вам сегодня желаем
Мы счастья и долгой жизни!
Чтоб были желанья все в силе,
Мы вам поздравок сочинили.

Мы желаем морякам,
(Под водою ходокам),
Чтоб у вас все было классно,
В личной жизни - распрекрасно!

Чтоб по дому не тужили,
Дружно на подлодке жили,
Чтобы письма получали,
За девчонками скучали!

Чтоб здоровье сохранилось,
Неприятности забылись,
Чтобы служба была впрок,
Наш сердечный - поздравок!

Флот есть где-то под водой,
Настоящий - боевой!
Моряки на флоте служат,
С техникой военной дружат!

А сегодня - в праздник ваш,
Принимай-ка, экипаж,
Поздравленья и подарки,
Праздник будет очень ярким!

Мы желаем вам любви
Аж до краешка земли!
Сочинили наш стишок,
Полный счастья - поздравок!

Под водою ты плывешь,
На подлодке ты живешь,
Служба очень нелегка
Заслужил ты поздравка!

В этот день тебя поздравим,
Пожелания оставим,
Чтоб за нами ты скучал,
К берегу скорей пристал!

Будь, солдатик, ты здоров,
Не имей себе врагов,
Будь любимым и люби,
Поздравок от нас прими!

С днем подводных моряков
Поздравляем мы дружков,
Под водой и над водой
Мы за вас всегда - горой!

Пусть дождутся вас невесты,
Чтобы свадебный оркестр
Вам играл до самой зорьки,
Чтоб кричали гости: «Горько!»

Чтоб здоровья было много,
Командир не очень строгий!
Вам наш маленький стишок,
И подводный - поздравок!

Гладь морскую покоряют,
И на волны вдохновляют,
Лодки крупные, лихие,
И подводники мирские.
Для их праздника созрел,
С буквами смешной листок,
Он желания воспел,
И назвался Поздравок!
Лишь бы трещин не бывало,
А в каютах мест хватало,
С курса лодка не сбивалась,
Деликатесом пополнялась.
Люк получше закрывайте,
Про друзей не забывайте,
На суше плавать тоже можно,
Бассейн подарят всевозможный!

Поздравок настоящим мужчинам,
Приятно дарить вдвойне,
Всплывайте скорее, ноги к вам,
Не пустят женской, на дне.

Ты на месте не сидишь,
Ты просторы бороздишь,
Охраняешь ты границу,
Словно красную девицу!

Смелый очень и отважный,
Под водой тебе не страшно!
Поздравляем, друг, тебя,
И желаем мы, любя:

Чтоб светило тебе солнце
Да в домашнее оконце,
Чтоб здоров ты был, дружок,
Принимай наш поздравок!

Он был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

На рубеже XIX-XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота.

В России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей. Конструирование и постройка подводных лодок, как одно из важнейших направлений военного судостроения, зародилось в России в первом десятилетии XX века .

В 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113"). Первые подводные корабли в России были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая "рыбья серия" (по названиям "Дельфин", "Скат", "Налим", и т. д.), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и состояла из 11 подлодок, плавучих баз "Хабаровск" и "Европа".

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.

В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.

В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная ("Ленинский комсомол"), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания.


С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ , обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

Подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня. Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми атомных подводных ракетоносцев класса "Борей" и восьми новых атомных многоцелевых подводных лодок проекта "Ясень", способных наносить удары по целям на суше и море крылатыми ракетами большой дальности.

В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники — все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников