«Боюсь выходить к доске»: как помочь ребенку? Когда вызвали к доске

Психологический

Выпуск #5


Когда вызывают к доске...

«Когда нас вызывают к доске, - огорчаются две подружки, - появляется какая-то робость, страх. И тут же все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Эта, как ее...», «Эээ...», «Ну, значит...», «В общем...» и так далее. И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем!» Кто этого не испытал? Чей язык не снабжал речь предательскими «э-э» да «ну»?

Чтобы понять, как заставить наши языки говорить бойко и уверенно, разберем, что же происходит во время ответа, хотя, кажется, чего проще: учитель вызвал, задал вопрос, ты отвечаешь, чтобы получить оценку.

Если так понимать ответ у доски, «э» да «ну» почти неизбежны. На самом деле в этот торжественный момент, которого мы так ждали и так боялись, происходит много разных событий.

Во-первых, учитель проверяет, как мы готовились к уроку: это на поверхности. Вы все - даже заядлые отличники - нуждаемся в контроле, такова уж человеческая натура: «Не спросят - не буду сегодня учить, выучу завтра!» Чем чаще нас спрашивают, тем лучше мы учимся.

Во-вторых, во время ответа идет и самопроверка. Поэтому многие ребята огорчаются, если их долго не вызывают. Им необходимо проверить себя, проверить свои знания на деле. Всю информацию о качестве нашей работы мы получаем от учителя, в этом одна из главных особенностей школы. Если нас не вызвали, работа кажется нам незавершенной.

В-третьих, именно здесь, во время ответа, вырабатывается умение складно говорить и логично мыслить. Не случайно учитель требует полного ответа. «Чему равна сумма углов треугольника?» - «Ста восьмидесяти градусам», - отвечаем мы. А учитель, как нам кажется, придирается: «Отвечай полно!» И, вздохнув, мы отвечаем: «Сумма внутренних углов треугольника равняется...» Но учитель не потому требует связной речи, что он педант и придира, а потому, что он учит нас говорить логично и, следовательно, логично, строго мыслить. Другой возможности научить нас мыслить у педагога нет. Только косвенно следя за правильностью речи, может он следить за ходом мысли. Когда-нибудь проверять выполнение домашних заданий будут компьютерные программы. Это несложно. Но и тогда ученики будут отвечать урок у доски точно так же, как сегодня, иначе весь мир превратится в людей бессвязной, корявой речи. Искусство речи будет утрачено человечеством!

Так что будем радоваться каждому вызову к доске: это единственная возможность учиться говорить серьезно, связно, логично, точно и кратко, да к тому же на языке науки. На уроке математики мы говорим математическим языком, на химии - химическим, на физике - физическим, то есть учимся осмысленно и привычно употреблять термины каждой науки. Не освоишь языка науки - не узнаешь и науки.

Итак, проверка, самопроверка и обучение речи... Все?

Нет, осталось самое главное.

В то время, когда мы отвечаем у доски, идет наше общение с классом. Мы не в пустой комнате отвечаем учителю, мы говорим перед классом!

И в этом главная тайна ответов у доски.

Ученица рассказывает, как она дома не смогла доказать теорему, и, конечно, именно в этот день ее и вызвали на уроке. «Вышла я, сделала чертеж, написала, что дано, что надо доказать. Пишу: «Доказательство». Да, жаль, что вчера не доказала. Думаю, раз дома не доказала, доказывай здесь. Стояла я, думала... Так вот тут что! Оказывается, это просто. Написала я доказательство, проверяют у меня. Оказалось, все правильно. Я до сих пор не понимаю, почему у меня так вышло. Учение с увлечением!»

У ученицы вышло так именно потому, что она сказала себе:

Доказывай здесь!

Другими словами, она не стала думать о неминуемой двойке, а сосредоточилась на доказательстве - включила творческий механизм души, проявила волю к ответу. Она, конечно, волновалась, но это было творческое волнение, радость творчества, работа души, и оно, это волнение, помогло найти ответ. Отвечать - не значит вспоминать учебник, отвечать - значит сейчас, сию минуту создавать, творить рассказ из тех данных, которые есть. Слишком хорошо вызубренный урок даже мешает ответу.

Но чтобы ответ стал творчеством, человек обязательно должен чувствовать поддержку - как артисту нужна поддержка зала. Поэтому-то в современной школе и собирают в один класс несколько десятков ребят: чтобы ученик, выступая перед ними, мог творить, чувствовать вдохновение и радость. Но именно радостью отвечать перед товарищами мы подчас пренебрегаем. Мы посматриваем на учителя, следим за выражением только его лица: доволен? Недоволен? Чем меньше мы уверены в себе, тем чаще мы смотрим на учителя. Если он хмурится, мы окончательно запутываемся. А давайте, в поисках необходимой поддержки, смотреть на кого-нибудь из друзей: доволен ли он ответом?

Нам будет гораздо интереснее и легче отвечать, если мы будем отвечать не только учителю, но и классу, и не отвечать даже, а рассказывать нечто очень важное, чего никто не знает . Тогда придется убеждать, выбирать из рассказа самое интересное, задавать вопросы и тут же отвечать на них. Хороший ученик как бы соревнуется с учителем: вы нам вчера так рассказали, а я вот как расскажу эту же историю!

Сообщение и в самом деле получится интересным, если к каждому ответу удастся припасти что-нибудь новое, такое, чего нет в учебнике, и о чем не рассказывал учитель. На уроках математики это трудно, на физике - легче, на уроках литературы и истории - вполне возможно. Стоит заглянуть в соответствующий том энциклопедии или поискать на просторах интернета, где всегда можешь найти дополнительный интересный материал.

А как же «э» да «ну»?

Когда человек, отвечая, думает, он тоже, бывает, растягивает слова, не может поймать мысль, найти верное выражение... И тоже бывает у него и «э» и «ну»... Но это совсем другие междометия! Они говорят об изобилии мысли, а не о бедности ее и потому переносятся слушателями терпимо.

Как только начнем отвечать, постараемся забыть, что мы на уроке, что поставят оценку. Будем профессионалами в своем ученическом деле! Не станем думать о том, как мы отвечаем, даже если выходит совсем плохо. Теперь уж поздно думать, не стоит. Доверимся творческому механизму в душе, и он сам, без вмешательства, сделает все, что нужно. Откуда-то возьмутся и мысли и слова. Если же ребята шумят во время ответа, кто виноват? Учитель? Класс? Нет, только мы. Это мы подрываем дисциплину своим нудным ответом. В самом шумном классе, как только кто-нибудь начнет хорошо отвечать, сразу устанавливается тишина.

Оценку за ответ ставит в журнале учитель. Но истинная оценка - в тишине или шуме класса. Как у артиста.

Учитесь с удовольствием!

Какие бы инновационные методы и компьютерные технологии ни внедряли учителя в ходе современных уроков, они ни в не собираются отказываться от традиционных, проверенных временем способов работы с детьми. Педагоги единодушно заявляют о том, что даже в век ИКТ, ОГЭ и ЕГЭ необходимость вызывать учеников к доске не потеряла своей актуальности.

Ответы у доски: плюсы и минус

Доска и мел являются основным средством обучения на многих уроках. Они позволяют проводить фронтальную работу со всем классом, осуществлять индивидуальную проверку уровня знаний школьников, вести постоянный диалог с детьми. Практика регулярного использования ответов школьников у доски имеет много положительных сторон, поскольку способствует:

  • , их умения оперировать научными терминами;
  • формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, проверять глубину своих знаний на деле;
  • формированию у учеников навыков самопроверки, самооценивания;
  • воспитанию культуры выступления перед аудиторией, умения контролировать свои эмоции, не нервничать;
  • (ведь в любом случае, самостоятельно или с помощью учителя, но ученик доводит решение до логического завершения; при этом он ощущает чувство удовлетворения собой, радость от того, что он справился).

Особая ценность ответа у доски в том, что все действия и размышления ученика контролируются непосредственно в ходе выступления, поэтому любые неточности, неверный ход мыслей и т.п. замечаются сразу же и указываются на них ребенку, проводится их анализ и поиск верного решения. Эти ошибки исправляются безотлагательно, с участием отвечающего.

Такое почти невозможно в ходе , ведь ее результаты определяются уже в отсутствие учеников в классе. Использование еще больше проигрывает в практической значимости, поскольку в процессе их выполнения есть определенный процент «угаданных» ответов, чего не бывает при решении у доски.

Единственное, в чем ответы у доски проигрывают современным технологиям — это невозможность за короткий промежуток опросить большое количество учеников.

Как выбрать, кого вызвать к доске

Опытный педагог никогда не вызывает учеников к доске по случайному выбору. Этот момент должен быть обдуман, как и ход самого урока. Рассмотрим основные принципы определения того, кто пойдет отвечать к доске.

По списку учеников в журнале

Довольно часто основным ориентиром служит классный журнал. Во многих фильмах о школе демонстрируют именно этот способ вызова к доске, сопровождая его фразами, типа: «Начнем с буквы А» или «Кто у нас дальше по списку?». Иногда даже показывают, как учитель наугад тычет ручкой в список учеников и выбирает того, кто пойдет к доске.

На практике такое недопустимо. При подобном формальном подходе эффективность этой формы работы очень низкая. Часто смышленые ученики быстро «просчитывают» систему вызова по списку и заранее знают, когда им придется отвечать. Поэтому они лучше готовятся к нужному уроку, а на последующих занятиях откровенно филонят.

Вызывать к доске по списку можно только в том случае, если планируется опросить весь класс и цель такого опроса заключается в тренировочных упражнениях для закрепления навыка выполнения определенного задания. Это возможно на или уроках применения знаний, умений и навыков. В таком случае детям предлагается произвести действия по указанному образцу.

Также по списку можно вызывать к доске во время фронтального опроса на этапе актуализации знаний. Для этого готовятся задания, которые требуют очень краткого и быстрого ответа. При этом соблюдение списка позволяет даже лучше организовать и ускорить процесс, ведь каждый ребенок знает порядок своего выхода и заранее готовится к нему.

Оценки в классном журнале

Наиболее распространенный критерий для выбора ученика, который пойдет отвечать к доске, это его оценки. Причем, не надо ориентироваться на их количество. Конечно, очень важна для осуществления объективного тематического оценивания, но эту задачу как раз лучше решать с помощью .

Гораздо важнее обратить внимание на того ученика, чьи оценки резко изменились за короткое время. В таком случае необходимо пригласить его к доске, чтобы, прослушав ход его размышлений во время ответа, определить появившиеся проблемы.

Еще одна причина, по которой нужно вызвать ребенка к доске - необходимость немного «подтянуть» его результаты перед тематическим оцениванием. Работая под контролем учителя, ученик выполнит задание лучше, чем самостоятельно. К тому же ответ перед аудиторией обязывает быть точным в формулировках, объяснять свои действия и аргументировать выводы. При таких условиях ученик лучше разберется в изучаемом материале, закрепит свои знания.

Психологические аспекты

Часто учитель следит за реакцией школьников на его вопрос. Если кто-то из них заметно волнуется, пытается отвести взгляд в сторону, спрятаться за спину своих товарищей — это верный признак того, что он чувствует неуверенность в своих знаниях. По возможности такого ученика нужно пригласить к доске, чтобы помочь ему разобраться в учебном материале. При этом важно обеспечить доброжелательную атмосферу, без упреков и замечаний по поводу недостатка знаний у ребенка.

Учитель должен выявлять таких учеников в классе и обязательно приглашать их к доске. В подобной ситуации не рекомендуется давать сложные задания и лучше не вызывать их первыми, а лишь после того, как одноклассники уже решили подобные задания у доски. Постепенно появится уверенность в своих силах, а тревога и негативные эмоции от необходимости выступать перед аудиторией пройдут.

Также педагогу необходимо работать с детьми, которые не проявляют интереса к учебе, пытаются отлынивать от работы на уроке. В этом случае нужно стараться увлечь их, предлагая интересные задания. Или же следует довольно часто вызывать их к доске, чтобы ребята привыкли к постоянной загруженности в ходе занятий. К тому же, впоследствии проявится и другой результат. Работая в таком режиме, дети научатся разбираться в учебном материале, а вслед за этим изменят и свое отношение к школьному предмету.

Педагогические цели

Выбор учеников, которых планируется вызвать к доске на уроке, зависит от того, какие педагогические цели необходимо достигнуть в ходе этой работы.

  • Выявить, как дети готовятся к уроку, контролировать этот процесс.

К доске вызывают школьников, которые часто не выполняют домашнее задание или допускают в нем ошибки. Для профилактики нужно периодически опрашивать весь класс.

  • Провести объяснение нового материала на основе практического решения задания или разобрать сложное упражнение, с которым не справился практически никто в классе.

В таком случае к доске лучше вызывать учеников с высоким уровнем знаний, которые могут логически рассуждать, строить цепочку умозаключений, обосновывать свои действия, давать комментарии.

  • Контролировать степень усвоения детьми учебного материала по теме.

Выбор нужно остановить на школьниках, которые показывают плохие или нестабильные результаты при написании самостоятельных и проверочных работ, часто пропускали занятия во время изучения темы. Это самая важная причина, по которой необходимо вызывать к доске. Иногда можно одного и того же ребенка опрашивать несколько уроков подряд — главное, добиться, чтобы он понял учебный материал и научился правильно применять его на практике.

Возможные проблемы

Учитель должен знать о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при организации работы учеников у доски. Как правило, чаще всего нравиться отвечать у доски отличникам, которые хорошо знают материал и любят показывать свои знания перед другими. Они просятся к доске сами и могут обидеться, если учитель их не вызывает .

Иногда после этого ребенок может демонстративно отказаться работать на уроке, и даже перестать интересоваться школьным предметом. Чтобы избежать таких последствий, нужно правильно строить работу с отличниками:

  • предложить им выступить в роле консультантов, которые должны следить за ходом ответа своих одноклассников у доски, выявлять и исправлять их ошибки;
  • вызывать несколько учеников одновременно, давая им (отличники работают над заданиями повышенной сложности, пока учитель будет опрашивать других учеников у доски);
  • приглашать к доске для работы над новым материалом.

Отличники должны понимать, что учитель не игнорирует их, а предлагает им наиболее сложные задания, что способствует их интеллектуальному развитию.

Другая проблема связана с детьми, которые могут отказаться выходить к доске или позволяют себе во время ответа шутки и кривляния . Учителю необходимо проявить терпение и ни в коем случае не отказываться от работы с ними.

Вызывая таких детей к доске, следует быть очень тактичным, оказывать им помощь вовремя ответа. Нельзя допускать, чтобы возникали неловкости или долгие паузы. Обязательно нужно хвалить ребенка, отмечать любые его достижения.

Также определенный сложности могут возникнуть, если учитель неправильно представляет себе методику организации работы учеников у доски. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всего лишь один ребенок «был занят делом», а остальные просто списывали с доски уже готовое решение. Все дети в классе должны оставаться активными участниками урока. Учитель может задавать уточняющие вопросы по теме задания, предложить найти другой вариант решения, объяснить действия отвечающего, прокомментировать ход его размышлений и т.д.

Вызов к доске никогда не должен рассматриваться как наказание за невыученный урок или плохое поведение за партой. Работа у доски — одна из форм работы, которая направлена на прочное усвоение теоретического материала и помогает учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы улучшить его уровень усвоения образовательной программы.

Когда 7 лет назад родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одноклассниками. Сейчас Саша, которой недавно исполнилось 17, живет в Нью-Йорке, учится в частной американской школе и общается с новыми друзьями. В Россию она приезжает только на летние каникулы. В свой последний приезд в Москву Саша рассказала корреспонденту, как ей живется и учится в Америке.

Семь лет назад моему папе предложили работать в США, в UNISEF – Всемирном фонде помощи детям.

Мне-то и в Москве было хорошо, к тому же я не знала английского. Но – поехали.

В августе мы прилетели в Нью-Йорк, а в сентябре нужно было идти в школу. Родители сказали, что в американской школе – лучше, чем в русской при посольстве, потому что там я смогу выучить язык.

И меня устроили в государственную американскую школу недалеко от дома. Я попала в класс, где нет ни одного русского. Недели две просидела на занятиях молча – ничего не понимала. Потом меня перевели в класс ниже, там было трое русских. Родители решили, что важнее разобраться в языке, чем в математике.

Никаких заданий я поначалу не делала: только выписывала слова из книги и рисовала к ним картинки. И целый год ходила к репетитору, который “поставил” мне грамматику. Постепенно я начала читать и разговаривать, а через год без труда все понимала и сама делала уроки.

Школа была не очень сильная – мало хороших учителей. Почти все уроки мы сидели в одном и том же классе, а не переходили из одного кабинета в другой, как в Москве. И занятия вела одна и та же учительница. Когда мы приходили в класс, то даже не знали, какой будет урок – пока она, например, не говорила: “Ну, давайте позанимаемся математикой”. Хорошо еще, что не надо было носить с собой в школу учебники – мы оставляли их в партах.

Так я проучилась два года – четвертый и пятый класс (в это же время я экстерном закончила шестой класс в русской школе при посольстве).

Пятый класс был в этой школе последним, и родители стали думать, где же мне учиться дальше. Наши знакомые посоветовали выбрать частную школу.

В нашем районе есть три хорошие частные школы. В одной было много русских, во второй – очень развита атмосфера соревнования. И то, и другое мне не подходило. Мне понравилась третья – Fieldston School, куда меня и отдали. Но если честно, родители не очень-то интересовались моим мнением, просто в данном случае наши взгляды совпали.

Чтобы перевестись из государственной школы в приличную частную, нужно иметь хорошие оценки, характеристику из прежней школы и еще сдать тест по английскому и математике. Все это нужно делать в январе-феврале, поскольку в марте уже объявляют результаты.

Меня хотели определить в 6 класс, но я запротестовала – надоело быть самой старшей в классе. Тогда мне зачли шестой класс посольской школы и приняли в седьмой.

Fieldston School – дорогая школа, но у нее есть фонд, из которого оплачивают некоторым школьникам часть обучения – по результатам экзаменов. И я бы не сказала, что там учатся только дети богатеньких родителей. В школе есть ребята из совершенно ужасных районов. Учителя стараются всех подружить, чтобы не были заметны социальные различия.

Но все равно бедные дружат с бедными, а богатые с богатыми. Я дружу со средненькими.

Сначала я слегка всех сторонилась. Я стеснялась того, что многие школьники живут в своих домах, а я – в квартире. И когда я шла в школу первый раз, очень боялась, что меня плохо примут. Я думала, там одни миллионеры, которые только и знают, что задирают нос. Но все оказались очень дружелюбными. Помню, во время обеда я зашла в столовую, и хотя никого там не знала, все ребята замахали мне руками: “Иди к нам!”

Позже я узнала, что многие школьники – в том числе и дети состоятельных родителей – подрабатывают в ресторанах, на фирмах – кто где может.

Школа была очень большая: 720 человек! В каждом классе – 100-120 человек, это, собственно, что-то вроде курса или потока в вузе.

У каждого ученика свое расписание – в зависимости от того, чем хочешь заниматься. Поэтому на английском я сижу с одними ребятами, а, например, на математике – совсем с другими. И каждый год состав класса и учителя меняются.

В 7 и 8 классах нужно обязательно ходить на математику, биологию, а на физкультуру – аж пять раз в неделю. В разных четвертях надо было посещать рисование, танцы, актерское искусство и этику. А на выбор можно было взять два языка из четырех – испанского, русского, французского или латыни. Я выбрала два последних.

Мне почему-то кажется, что в США языки преподают плоховато – у американцев нет жизненной необходимости знать иностранный, ведь поблизости мало стран, в которых говорят на других языках. Единственный популярный иностранный язык в Нью-Йорке и вообще в США – испанский.

В моей школе в Америке – чем старше класс, тем больше свободы. Если в седьмом и восьмом классах почти нет предметов по выбору, то в девятом можно выбрать, например, между природоведением и биологией.

В десятом на выбор предлагают химию или физику. А в одиннадцатом я решила заниматься биологией на уровне университета. В каждой школе есть такие “продвинутые” курсы – и оценка, которую ты получаешь за них на экзамене в школе, засчитывается в университете в качестве текущей экзаменационной отметки за первый или второй курс.

С первого до последнего года учебы в моей школе обязательно идет математика. И еще английский: в него входят разные курсы по литературе и истории. Например, весь десятый класс мы изучали американскую литературу, а в одиннадцатом выбирали между японской, латиноамериканской, русской и другими. Я взяла европейскую литературу двадцатого века. Прочитала (естественно, по-английски) по одной книге пяти писателей: Кафку, потом еще писателя из Чехословакии – Кандера; Флобера, Камилла, а пятого не помню. Русскую литературу я, конечно же, не взяла – ну что я буду читать по-английски русские книжки?

В нашей школе занятия длятся по 50 минут. Уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются, самое раннее, полтретьего. Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхаем часто – кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники (в Fieldston School много евреев, и если они не ходят в школу, то занятия проводить почти не с кем).

Еще мне нравится, что в Америке к доске учеников не вызывают. Домашние задания тоже можно не делать, но это всплывет на контрольной работе. Очень важно для учителя, как ты участвуешь в дискуссиях в классе.

В конце четверти учителя пишут отзывы об учениках. Обо мне обычно пишут: “Саша – тихая девочка, в дискуссиях почти не участвует”… Но они сами меня не спрашивают – смущать не хотят: мало ли, а может, я не люблю выступать?

В общем, атмосфера демократичная, хотя нельзя сказать, что дисциплины нет совсем. Помню, как я удивилась, когда впервые вместе с классом пошла в школьную столовую. Класс строят в две шеренги, шествие возглавляет учитель. Перед лестницей он командует, как генерал: “Стоп!” – и все останавливаются. Потом говорит: “Вперед!” – и все идут ровненько. А в Москве, как только раздавался звонок на перемену, мы в столовую бежали как сумасшедшие, гурьбой.

И конечно, ученики в Америке никогда не хамят преподавателям. А если во время контрольной учитель выходит из класса, ни у кого и в мыслях нет списывать!

Есть вещи, которые категорически запрещены. Недавно из нашей школы выгнали двух шестиклассников, которые, стоя возле школы, раскуривали “травку”. И еще двух учеников 11 класса, которые пришли обкуренные на урок. Теперь они не получат диплом – а ведь это трагедия. Но просто сигареты там курят почти все ребята – начиная с 12 лет. Даже странно: дети в Америке курят, а взрослые нет. Я не курю из принципа.

Мы с подружками (у меня их четыре – украинка, белоруска и две американки) развлекаемся по-другому. Ходим друг к другу в гости, иногда ездим в Манхеттен. Родители нас отпускают – знают, что в опасное место мы не пойдем.

Часто ходим в кино: кинозалы в Америке лучше, чем в России, но билет дороже – 8 долларов. В ресторанчиках ужинаем, ходим на дискотеки. Оттуда добираемся домой на такси. На общественном транспорте мне не нравится ездить, особенно на метро – оно в Нью-Йорке ужасное.

В школе почти не проводятся мероприятия, которые бы всех сдружили. Но все равно мальчики дружат с девочками. А в нашей школе я заметила странный феномен – мальчишки-двенадцатиклассники часто ухаживают за девочками из девятого класса. Все это осуждают: понятно, чего большой мальчик хочет от маленькой девочки.

Хотя в США, как и в России, мальчики отстают в развитии от девочек. Американские мальчики к тому же менее мужественные, чем русские, да еще и безынициативные. Они ждут, когда девочки сами начнут оказывать им знаки внимания. И те оказывают. Любовные записки писать не принято, но всегда ведь можно показать человеку, что он тебе нравится…

Что касается меня, то мне сейчас не до личной жизни: нынешней осенью я иду в двенадцатый класс. А в начале последнего учебного года американские школьники сдают общий экзамен – математика и английский, и его результаты можно разослать в университеты (по правилам школьник имеет право разослать их в 7 университетов по своему выбору). Еще можно пройти тесты по другим предметам. Посмотрю, по каким предметам у меня будут лучшие результаты, и пошлю их в университеты.

Вместе с результатами тестов нужно отправить сочинение на тему, которую дает университет. Например: “Если бы ты смог встретиться с одним из трех человек – из прошлого, настоящего или будущего, – кого бы ты выбрал и о чем бы с ним беседовал?” Или: “Что вы думаете о предстоящих президентских выборах?”

В Гарвард я поступать не хочу – была там на экскурсии, и студенты мне не очень понравились. Слишком заумные и амбициозные. Но на всякий случай подам туда документы – я хочу работать в России, поэтому лучше закончить университет, о котором в России слышали.

Сначала я хотела стать врачом. Но потом поняла, что мне интереснее работать с самими людьми, а не с их внутренностями. Мечтаю работать психиатром в тюрьме, помогать людям, на которых все махнули рукой.

Вообще-то я еще сто раз могу изменить свое решение: в университетах США выбираешь специализацию только на третьем курсе. Или вообще все 4 года в университете я могу заниматься математикой, а потом взять и пойти в медицинскую школу. Мне еще только семнадцать лет. Посмотрим, как жизнь повернется.

http://www.сайт/2016/05/18/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D1%88/

Перед тем, как выходить к доске, я всегда раньше волновалась. Переживала, как отреагируют на мой ответ учителя, одноклассники. Литература — один из моих любимых предметов. Я хорошо его знаю, и всегда говорю себе, что при публичных выступлениях просто не имею права оплошать. Надо уметь брать верх над эмоциями.

В этом году, когда я писала городскую олимпиаду по литературе, очень переживала. Но сказала себе: «Меня выбрали, значит, я должна доказать, что могу». Эти слова я произношу внутри себя перед каждым публичным выступлением.

Хорошо, когда есть время настроиться на выход к доске. Но так далеко не всегда бывает. О том, что я участвую в городском конкурсе красноречия «Юный ритор», мне сказали в последний момент. Все школы оповестили вовремя, а нашу забыли. И вот до конкурса остаётся час, а мне невероятно страшно. Я совершенно не готовилась и не знаю, что говорить. Неприятная дрожь в руках, ватные ноги, взволнованный голос. Знакомо? Я обратилась за советом к своему учителю русского языка и литературы Лилие Альбертовне Барышевой. Она дала мне несколько рекомендаций.

1. Итак, как бы банально это ни звучало, но нужно постараться спокойно дышать. Голос перестанет дрожать. Ты будешь звучать уверенно и спокойно.

2. Пойми, что если ты знаешь материал, то бояться тебе нечего. Да, ситуация экстренная. Но именно в эти моменты мозг мобилизуется. Ты вспомнишь то, что надо!

3. Когда стоишь перед людьми, выбери человека, который кажется тебе наиболее симпатичным. Рассказывай материал ему. Это прибавит тебе уверенности. Например, смотри на одноклассника, которому доверяешь.

4. Думай только об успешном исходе дела. Представь, как ты будешь рад, если поразишь аудиторию своими знаниями.

Также есть несколько простых советов, как построить ответ, чтобы он произвёл благоприятное впечатление. Сформулируй в голове основную идею, которую хочешь донести. Коротко опиши её аудитории. Во второй части ответа приведи примеры и аргументы. Потом обобщи сказанное и сделай вывод. Эта схема подходит под ответ на любом уроке, пожалуй, кроме точных наук, когда нужно дать точный ответ на решение задачи. Эти нехитрые советы много раз спасали меня. Я рассказываю их своим подругам, чтобы поддержать их в нужной ситуации. А на конкурсе красноречия и на городской олимпиаде по литературе я в итоге заняла первое место!