Значение слова менелай в кратком словаре мифологии и древностей. Менелай и елена прекрасная

Значение слова МЕНЕЛАЙ в Кратком словаре мифологии и древностей

МЕНЕЛАЙ

(Menelaus, ????"????). Сын Атрея, супруг прекрасной Елены, отец Гермионы, младший брат Агамемнона, царь Спарты. Парис (см. Парис) увез Елену, жену Менелая, и это послужило поводом к Троянской войне. Во время войны Менелай вступил в единоборство с Парисом, которого спасла Афродита, покрыв облаком. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата Дейфоба, который был убит Менелаем при взятии Трои. Елена впоследствии примиряется с Менелаем, вместе с ним отплывает из Трои и, после 8-ми летнего странствования по берегам Средиземного моря, они возвращаются в Спарту, где в мире и богатстве доживают свою жизнь.

Краткий словарь мифологии и древностей. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНЕЛАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНЕЛАЙ
    (2Мак 4:23) - первосвященник Иудейский во времена Маккавеев. Отнявши первосвященство у Иасона, брата Онии, он причинил Иудеям множество бедствий. Погиб …
  • МЕНЕЛАЙ
    — царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной, дочери Леды и Зевса. Сын царя Микен Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, женатого на …
  • МЕНЕЛАЙ
    В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, После убийства Атрея Эгисфом Менелай и Агамемнон вынуждены были бежать из …
  • МЕНЕЛАЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    1) Младший брат спартанского царя Агамемнона и муж Елены. В боевых действиях Троянской войны его образ малозначителен на фоне других …
  • МЕНЕЛАЙ в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии царь Спарты, муж прекрасной Елены. Ради возвращения жены, похищенной троянцем Парисом, добился выступления объединенного греч. войска в …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (????????) — сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ
    МЕНЕЛ́АЙ, в греч. мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНЕЛ́АЙ Александрийский (1-2 вв.), др.- греч. математик и астроном. Тр. по сферич. геометрии и тригонометрии ("Сферика", кн. …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (????????) ? сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНЕЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену. …
  • БЕРИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (2Мак 13:4) - Сирийский город между Иерополем и Антиохиею, в котором по приказанию Антиоха Евпатора был казнен недостойный первосвященник Менелай. …
  • 2 МАК 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЭГИСФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Эгист) — сын Фиеста и его дочери Пелопии, бросившей ребенка. Был воспитан при дворе своего дяди Атрея, царя Микен, который …
  • ЕЛЕНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, принявшего образ лебедя, сестра Диоскуров и Клитемнестры (Кастор и Клитемнестра были детьми …
  • ГЛАВК в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) морское божество, сын Посейдона. Согласно мифу, был рыбаком из Анфедона в Беотии. Выпил колдовское зелье, после чего оказался в …
  • ЕЛЕНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В …
  • ДЕМЕТРИЙ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Полиоркет Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 294-287 гг. до Р.Х. Сын Антигона I Циклопа. Род. …
  • EURIPIDES в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕВРИПИД третий между знаменитейшими|греческими трагиками греческими трагиками, драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в 480 г. до …

Менелай и Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея , который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть царский трон в Микенах (Tzetz., Chil. I 456-465). Менелай, избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс), Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Безмятежная жизнь Менелая с Еленой продолжалась около десяти лет; их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис . Менелай в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, Менелай призвал на помощь всех её бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь её супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях. До начала военных действий Менелай вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в Трою , пытаясь уладить конфликт мирным путём, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает соперника Менелая. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой из лука. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла ; известна скульптурная группа 2 в. до н. э., изображающая Менелая с трупом Патрокла, представленная также большим количеством поздних копий). Менелай входил в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне , и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба , ставшего мужем Елены после смерти Париса. Тотчас после победы над Троей Менелай вместе с возвращённой ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний Менелай попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища. С островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий Менелая: от морского старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи Менелай получает предсказание о своём будущем и о способах возвращения на родину. С Египтом Менелая связывает и другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Елены, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях Протея своего супруга. Последний этап возвращения Менелая в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, согласно эпической традиции, протекал без осложнений. Предупреждённый Протеем об убийстве Эгисфом Агамемнона, Менелай торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест , убивший Эгисфа и Клитеместру, Менелай поспевает только к их похоронам. После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвращении в Спарту Менелай как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция помещала легендарных героев прошлого. Поздние авторы называют имена нескольких сыновей Менелая, рождённых ему в отсутствие Елены наложницами; с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как Менелай был перенесён в обитель блаженных. В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству, образ Менелая является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию, в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, согласно гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей. Нот. II. II 603- 614). В Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой (Paus. Ill 14, 6); видимо, близ него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита.

Гнев спартанского царя против неверной жены, уже при первой встрече смягченный ее красой, при дальнейшем общении исчез совершенно. Нельзя было применять к дочери Немезиды обычную мерку: как годы, проведенные в Трое, бесследно скользнули по ней, не тронув ее, так и нравом она стояла выше человеческого закона. Она хотела вновь стать женой Менелая и вновь стала ею — и не она у него, а он у нее был в плену.
Впрочем, пока что, оба они были в плену у прихотливой богини, решившей держать их вдали и от ее старой, и от ее новой родины. Буря, оторвавшая корабль Менелая от других, скоро отбушевала; но когда небо прояснилось, ни Менелай, ни его искусный кормчий не знали, где они и куда им держать путь. Брали направление наобум, чтобы доехать хоть куда-нибудь, к каким-нибудь людям и от них узнать дальнейшее; и, действительно, они видели населенные города, пасущийся скот, обработанные поля, но люди их языка не понимали и об Элладе и Трое никакого представления не имели. Иные их встречали гостеприимно, от иных приходилось спасаться в поспешном бегстве. Иногда нужда заставляла пловцов превращаться в морских разбойников и внезапным набегом на приморское селение обеспечивать себе продовольствие на ближайшие дни. Так протекали дни, месяцы, годы — девять полных лет. Все устали и одичали, а конца все еще не было видно.
Наконец, судьба сжалилась над скитальцами: в приютившей их стране они узнали Египет, древнюю родину Даная, родоначальника аргосских царей. Хотя гостеприимство не принадлежало к исконным качествам его народа, все же урок, данный некогда Гераклом Бусириду, не прошел бесследно: египетский царь принял эллинских странников радушно и указал им путь, которого следовало держаться, чтобы доехать домой. С радостью в сердце двинулись они дальше, доехали до острова Фароса — вдруг погода изменилась, подул резкий северный ветер, продолжать путь не было никакой возможности. Бездеятельно блуждали пловцы по пустынному острову; им вспомнились далекие авлидские дни. Припасы, данные гостеприимным царем, быстро пришли к концу; матросы стали удить рыбу, отчасти, чтобы убить скуку, отчасти, чтобы прокормиться. Но ветер оставался все тот же, конца бедствию никто предсказать не мог.
С тоской в душе блуждал и Менелай по унылому берегу плоского острова. Вдруг видит — среди пены разбивающихся об утесы волн показывается русая голова девушки, за ней плечи, грудь — и внезапно перед ним стоит неописуемая красавица. На волосах венок из водорослей, с синего платья стекает морская вода; подходит к герою, кладет ему руку на плечо: «Что призадумался? Не могу ли я помочь беде?» Он ей все рассказал. Она покачала головой. «Очевидно,— говорит,— какой-то бог гневается на тебя, но какой, за что и как его умилостивить — этого не знаю; тут требуется некто поумнее бедной Идофеи». «Кто же такой?» — спросил Менелай.— «Мой отец, Протей».— «Так веди меня к нему, я его умолю». Идофея засмеялась: «Так он тебя и послушается! Нет, тут хитрость нужна. Послушай: возьми с собою трех надежных товарищей и приведи их сюда; тем временем и я пойду за делом».
Исполняя ее волю, Менелай привел с собою трех своих лучших матросов и стал дожидаться появления ласковой нимфы. И действительно, она скоро выплыла вновь из своего подводного терема и принесла с собою четыре моржовых шкуры. «Мой отец,— сказала она,— выйдет скоро сюда из морской глубины, чтобы погреться на солнце со своим стадом моржей. Если он вас признает людьми, то он тотчас скроется, и тогда все погибло. Но я покрою вас этими шкурами, и он вас примет за моржей. Сосчитав свое стадо, он вздремнет; тогда вы набросьтесь на него и держите крепко-крепко. Слышите? Крепко держите и не пускайте, что бы он ни делал, как бы вас ни пугал. Вредить вам он не может, а напугать может: не будьте же трусами1»
С этими словами она надела на каждого моржовую шкуру. Но дело оказалось не очень легким. Очутившись в шкуре морского чудовища, Менелай едва не задохнулся: подобного зловония он за всю жизнь никогда еще не вдыхал. Пришлось опять призвать Идофею. Та засмеялась: «Да, да, это труднее, чем взять Трою! К счастью, у меня и для этого средство есть». Нырнув в свой подводный терем, она достала оттуда бутылку с амбросией и помазала краешком у каждого под носом. Тотчас зловоние прошло; ахейцам показалось, что они в саду Зевса, в цветнике Гесперид. И они терпеливо стали дожидаться прихода вещего морского старца.
И вот он пришел — рост небольшой, глаза хитрые, борода седая, длинная; за ним стадо его моржей; располагаются вокруг наших поддельных моржей, уткнулись мордами в песок и дремлют. Старика, видимо, тоже ко сну клонит; однако он долг свой исполняет, принимается считать свою компанию, нет ли дезертиров — все благополучно, даже, как будто лишние есть; садится на песок, грудь утонула в бороде, нос — в моржовых усах, глаза — под густыми ресницами. Спит.
Менелай, наблюдавший все рассказанное через глазные прорехи своей моржовой шкуры, тихонько вылез из-под нее и дал знак своим товарищам последовать его примеру. Веревки они уже раньше захватили с собою; дружно бросившись на старика, они принялись его вязать. Дело, однако, оказалось нелегким. Старик открыл глаза,— быстро понял свое положение,— и в следующий миг под руками ахейцев был уже не старик, а лев — огромный, злой, с поднятой гривой. Один из них в испуге отскочил, но другие, помня слова Идофеи, не выпускали чудовища из рук: они знали, что это превращение было только обманом для глаз, что сил у мнимого льва было не больше, чем у прежнего старика. Видя, что лев не подействовал, Протей вдруг обернулся дельфином, чтобы прыжком в море спастись от врага. Но прыгнуть ему не удалось: веревки его держали за плавники и хвост, а товарищи Менелая, вдобавок, сели ему, один верхом на спину, другой на его плоскую морду. Чтобы избавиться от этих неприятных всадников, Протей стал внезапно гладким змеем, и вначале дело пошло недурно. Оба ахейца покатились на песок, и из веревок ему удалось выскользнуть. Но зато Менелай, схватив его за горло, принялся его так жестоко душить, что он вскоре сник. И вдруг змей расплылся струей воды, которая стала постепенно стекать по отлогому берегу в море. Но герой не дал себя смутить и этой хитростью: мгновенно он провел пятой глубокую борозду в мягком песке, вода собралась в этой борозде, дальше течь было невозможно. Образовалась обыкновенная лужа; сидят наши пловцы по ее краям и смотрят, что дальше будет. Замутилась лужа, закипела, брызнула фонтаном — а фонтан стал чайкой с расправленными крыльями, готовой вспорхнуть. И это, однако, не удалось: и крылья и ножки чайки оказались в цепких руках ахейцев; как она ни барахталась, а освободиться не могла. Уперлась она в землю, и как бы приросла к ней; крылья стали раскидистыми ветвями, и в ОДНО мгновение перед удивленными глазами ахейцев стоял огромный тополь, зеленая вершина которого весело шумела под порывами северного ветра. Это было неприятно; конечно, бежать в этом виде Протею нельзя было, но он мог, если бы пожелал, взять измором своих противников. «Принеси топор!» — крикнул Менелай одному из товарищей. Тополь, видимо, испугался: он съежился, зашипел и внезапно стаЛ огнем. «Шкурой его!» — крикнул Менелай — и вольный сын эфира под моржовой шкурой, точно в печке, утратил свою прыть и принялся смиренно лизать ее мокрую поверхность. Не понравилось ему это занятие: исчерпав круг своих семи превращений, он опять принял свой прежний вид морского старика. «Вижу,— сказал он угрюмо,— что вас моя негодная дочь научила; говорите, чего вам нужно!»
Менелай поставил свой вопрос — «Чем вы богов прогневали? — переспросил Протей.— Тем, что всегда бессмысленно торопитесь. Так вы поступили и под Троей; твой брат говорил тебе, что надо перед отправлением принести жертву бессмертным богам; а у тебя не хватило терпения. Зато он, принесши гекатомбу, уже через несколько дней был на родине; правда, он тут же погиб от руки своей нечестивой жены, но в этом уже боги неповинны. А тебя...» «Постой,— крикнул Менелай, побледнев,— ты сказал, что мой брат, Агамемнон, погиб от руки своей жены? Как же это случилось?»
И Протей рассказал ему то, что мы уже знаем — о кровавой купели, приготовленной Клитемнестрой в Микенах для вернувшегося мужа, об ее преступном царствовании, о том, как Орест изгнанником растет на чужбине — это было еще до его мести. Затем он продолжал. «И теперь снова, когда вам блеснула надежда на возвращение в Элладу, ты не подумал о том, чтобы принести подобающую жертву бессмертным богам. Вернись же в Египет, исполни свой долг, и тогда ласковый южный ветер направит тебя через Ливийское море к берегам Пелопоннеса».
Менелай последовал совету старца, и его желание исполнилось. Но то, что он услышал о судьбе своего брата, заставило его первым делом отправиться в Микены. Он прибыл туда на следующий день после Орестовой мести; Клитемнестру и Эгисфа он похоронил и учредил временно правящий совет старейшин впредь до очищения и возвращения законного наследника Ореста. Только после этого он вернулся в Спарту, где принял бразды правления из рук престарелого Тиндара. Свою дочь Гермиону он во исполнение данного еще под Троей слова выдал за Неоптолема; об этом браке еще будет рассказано. Вообще его дальнейшая жизнь была мирная и счастливая; дожив до глубокой старости, он, не изведав смерти, был перенесен богами в Елисейские поля, где и наслаждался вечным блаженством с другими любимцами богов.
Но Елена за ним уже туда не последовала: она была ему дана только в земные супруги. Одновременно богами было решено еще в день великого примирения создать и силу выше силы, и красоту выше красоты — создать Ахилла и Елену, дабы возникла великая война и была облегчена обуза Матери-Земли. Эта задача была исполнена; теперь они оба, и сын Пелея и дочь Немезиды, были поселены вместе на Белом острове, что у самого входа в Понт Евксин.



План:

    Введение
  • 1 Троянская война
  • 2 Возвращение в Грецию
  • Источники

Введение

Менела́й (греч. Μενέλαος ) - легендарный герой гомеровского эпоса «Илиада», муж Елены. Менелай был сыном Атрея (по версии, Плисфена) и Аэропы, младшим братом Агамемнона.

Изгнанные Фиестом Менелай и Агамемнон бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, Елене, женился Менелай , унаследовав престол тестя. У них родилась дочь Гермиона. Во время похищения Елены Менелай посещал Крит .


1. Троянская война

Когда Парис увез Елену, Менелай с Одиссеем отправились в Илион (Трою) и требовали выдачи похищенной жены, но безуспешно.

Вернувшись домой, Менелай с помощью Агамемнона собрал дружественных царей на илионский поход, причём сам выставил 60 кораблей , набрав воинов в Лакедемоне, Амиклах и других городах. Собрав войско, он посадил платан у горы Кафий в Аркадии . Согласно «Илиаде», убил 7 названных по имени троянцев. Всего убил 8 воинов . Убил Евфорба , щит, который он отнял у Евфорба, он позже посвятил в храм Геры около Микен .

Перед Илионом Менелай, располагая помощью Геры и Афины, выказал себя доблестным воином и разумным советником. Когда Парис объявил вызов на единоборство, Менелай с радостью согласился и так ожесточенно бросился на противника, что последний испугался и стал отступать. Гектор устыдил Париса, и единоборство состоялось: Менелай схватил Париса за шлем и повлек его к ахейским дружинам, но Афродита спасла своего любимца. Победившая сторона стала требовать выдачи Елены и увезенных с ней сокровищ, но Пандар, выступивший из рядов троянцев, ранил Менелая и тем самым, устранил возможность перемирия. Позднее Менелай вызывается на единоборство с Гектором, но по просьбе друзей оставляет этот опасный план; точно также Антилох удержал его от состязания с Энеем. Когда Патрокл пал, Менелай был в числе тех, которые защищали тело убитого героя. В погребальных играх по Патроклу победил в метании копья . В играх по Ахиллесу победил в гонках колесниц .

Когда был построен деревянный конь, Менелай вместе с другими был введён в город Трою и был одним из первых, завязавших решительную битву на улицах Трои, приведшую к падению последней. Изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои с драконом на щите .


2. Возвращение в Грецию

«Менелай с телом Патрокла» (лоджия Ланци, I в. н. э.)

После взятия Трои Афина вызвала ссору между Агамемноном и Менелаем . На обратном пути попал в бурю, причалил к мысу Сунию, затем на Крит, странствовал по Ливии, Финикии, Кипру и только с 5 судами прибыл в Египет . Пространствовав 8 лет по Востоку, он был задержан на некоторое время на острове Фарос и терпел голод, пока, по совету Идофеи, её отец Протей не помог ему отплыть на родину. Рассказы о пребывании Менелая в Ливии связывают с киренской колонизацией . Имя Менелая носила гавань у Арданиды (Киренаика) . По другой версии, Менелай в Египте женился на царской дочери, с его слов египтяне записали на стелах историю Троянской войны .

Возвратясь на родину, он жил с Еленой в Лакедемоне, а после смерти был перенесён в Элизиум. Телемах посещает в Спарте Менелая и Елену . Гера сделала его бессмертным, и он прибыл на Элисийские поля с Еленой. Его дом показывали в Спарте . Могилы Менелая и Елены показывали в Ферапне, где было его святилище и происходили в честь его игры . В отношении к Агамемнону он считал себя подчинённым, во всем признавая его верховную власть.

Действующее лицо в трагедиях Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде», «Троянки», «Елена», «Орест», «Андромаха», комедии Алексида «Менелай». Среди спартанцев имя Менелай не встречается .


Источники

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.138-139, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.379-380
  2. Гигин. Мифы 81
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 2, 2 далее
  4. Цец. До Гомера 99-101 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.156
  5. Гомер. Илиада II 587; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 12; Гигин. Мифы 97
  6. Павсаний. Описание Эллады VIII 23, 4
  7. Гигин. Мифы 114
  8. Гигин. Мифы 112
  9. Овидий. Метаморфозы XV 164; Павсаний. Описание Эллады II 17, 3, см. комм.: и в других храмах
  10. Гигин. Мифы 273
  11. Квинт Смирнский. После Гомера IV 610-615
  12. Гигин. Мифы 108; Квинт Смирнский. После Гомера XII 338; Трифиодор. Взятие Илиона 163; Вергилий. Энеида II 264
  13. Павсаний. Описание Эллады X 26, 3
  14. Гегий Трезенский. Возвращения, синопсис
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VI 1; VI 29
  16. Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean. Cambridge UP. 2003. P.56
  17. Геродот. История IV 169; Страбон. География I 2, 32 (стр.40)
  18. Дион. Троянская речь 38, 135
  19. Гомер. Одиссея IV
  20. Павсаний. Описание Эллады III 14, 6
  21. Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  22. Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean. Cambridge UP. 2003. P.46

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

  • Теорема Менелая
скачать
Данный реферат составлен на основе

Парис — сын царя Трои Приама, брат Гектора. Это беспечный красавец, хвастливый и праздный, кото­рый, нарушив правила гостеприимства, похитил у ца­ря Менелая его жену, прекрасную Елену. Кроме кра­соты у Париса нет за душой ничего, отвагой и воин­ской доблестью он также не блещет. Ахейцы и троян­цы договариваются о том, что исход войны должен решить поединок между Менелаем и Парисом

Парис всеми силами старается избежать единоборст­ва, и только упреки брата Гектора заставляют его взяться за оружие. Поединок Парис проигрывает и спаса­ется лишь благодаря заступничеству Афродиты. Да­же Елена насмехается над таким горе-воякой, но это не смущает Париса, поскольку он и не стремится добывать воинскую славу, а видит смысл жизни лишь в служе­нии богине любви Афродите и плотских утехах. Парис ко­варен, он подкупает Антимаха для того, чтобы тот на совете троянцев высказывался против возвращения Елены Менелаю. Парис малодушен — в сражениях с гре­ческими героями он участвует только в качестве луч­ника. По сути, не Елена, а именно Парис становится при­чиной затяжной кровопролитной Троянской войны. Но боги именно ему велят победить Ахилла. Тем са­мым Гомер хочет подчеркнуть, что судьба сильнее да­же богов, поскольку может присудить победу вовсе не самому доблестному воину, сделав его своим послуш­ным орудием.