XVII век в истории России

Смутное время. XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598).

Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой.

При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ.

Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др.

В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина.

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северорусские области.

  • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
  • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
  • Внешняя политика
  • Внутриполитическая обстоновка
  • Экономика России в XVII в.

XVII век историки называют «бунташным» из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Соляной бунт в Москве в 1648 году

Недовольство посада и стрельцов вызвала финансовая реформа правительства боярина Б.И.Морозова, связанная с введением косвенного налога на соль. Восстание развернулось в столице государства и завершилось удовлетворением требований, предъявляемых участниками движения. Еще одной особенностью выступления в Москве было участие в нем разнородных слоев населения столицы: посадских людей, стрельцов и дворян.

Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году

В результате активных действий восставших в обоих городах были смещены воеводы, а власть перешла к городским старостам — представителям горожан. Если волнения в Новгороде были подавлены при помощи правительственных войск под командованием князя Ивана Хованского, то для решения вопроса о Пскове в Москве был созван экстренный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам выступления, в том числе и “заводчикам” во главе с Гавриилом Демидовым, руководившим Земской избой.

Медный бунт в Москве в 1662 году

В известной мере повторилось то, что произошло во время Соляного бунта 1648 г. Его участники — столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат и рейтар московского гарнизона — предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования, обвинив “сильных мира сего” в измене, тайном сговоре с поляками, разорении страны. Но обстановка к тому времени существенно изменилась, поэтому и ход восстания, и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея Михайловича.

Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 — 1671 годах

По составу участников разинщина была сложным явлением. До сих пор среди историков идут споры о том, была ли это крестьянская или казачья война. В советской исторической науке было принято называть восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина крестьянской войной. Сомнений в том, что это была война, нет: сражались две армии, в результате боевых действий ряд местностей переходил под управление восставших.

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

Россия в XVII веке

Значительные процессы и явления XVII века - начало модернизации, закрепощение, церковный раскол.

Начало модернизации

Термин модернизация имеет два значения в современном гуманитарном знании. Замечено, что человечество развивается неравномерно . Максимальное число изобретений и разного рода новаций возникает в определённую эпоху в рамках определённой культуры. На заре цивилизации "лидерами" прогресса были Египет и Шумер, потом Греция и Рим, потом Византия и арабский халифат. Примерно 500 лет назад стремительные изменения начались в странах Западной Европы. В результате этих изменений сформировалось общество иного типа - не аграрное, а индустриальное, городское . Та модель , которая была выработана в это время, оказалась чрезвычайно эффективной , и давала лучший уровень жизни относительно большим массам людей. После эпохи великих географических открытий с этой моделью стали знакомиться другие страны мира, и многие из них - перенимать европейские достижения и способ жизни. Эти процессы получили название модернизация.

(1)Модернизация - это переход от аграрного к индустриальному обществу . (В Западной Европе начался в завершился в).

(2)Модернизация - это процесс восприятия другими странами элементов экономической, политической и культурной модели западноевропейского общества (восприятие западноевропейских традиций).

Можно условно выделить три пути модернизации (реально они никогда не выступают в чистом виде, переплетаются)

(1)Под давлением западноевропейских стран (колонизация). Например, Индия в - веках.

(2)В ходе реформ, осуществляемых правительством данной страны . Например, Турция начала - успешные реформы Ататюрка

(3)В ходе усвоения западноевропейской модели жизни широкими слоями общества . Например, японские фирмы начали перестраивать свою работу по образцу европейских и американских после мировой войны по собственной инициативы, без нажима со стороны правительства

В России , по крайней мере до середины XX века, преобладал 2 тип модернизации. Реформы по западноевропейскому образцу осуществляло правительство. Для российской модернизации характерно движение "скачками" .

Правительство задумывает реформы форсированными темпами ----------- они осуществляются в короткие сроки за счёт перенапряжения сил страны ------ затем следует длительный спад или "застой"

В области экономики модернизаторские "рывки" имели место

1 - в Петровскую эпоху

2 - на рубеже XIX-XX веков (реформы Витте/Столыпина)

3 - в конце 1920-ых-1930-ых (форсированная индустриализация, коллективизация и культурная революция или сталинская модернизация)

Но первые шаги модернизации приходятся на XVII век. Истоки модернизации XVII века - знакомство правящего слоя с жизнью и достижениями Западной Европы. Какими путями происходило знакомство, и кто были люди , по чьей инициативе начиналась модернизация?

В годы Смуты произошло знакомство русской знати с жизнью Польши и Швеции . Например, патриарх Филарет побывал в польском плену, и вернулся в Россию убеждённым сторонником перестройки армии по европейским образцам. Именно он возглавит правительство при своём сыне-царе, и начнёт преобразования в соответствующем направлении.

Преемником Филарета был боярин Морозов . Он знакомился с жизнью Европы в большей мере через чтение . Морозов знал латынь , что позволяло ему читать не только газеты нйской жизнью способмто и научно-техническую литературу.

Алексей Михайлович (1645-1676) , в отличие от своего отца, управлял самостоятельно. Он заслужил прозвище "Тишайший" , поскольку не любил, когда при нём ссорилились или шумели, хотя сам бывал гневен. Он носил традиционную одежду, степенно поворачивался (всем телом), когда к нему обращались. Но в то же время с интересом относился к различным нововведениям - первый театр и первые портреты появились при нём. В отличие от предшественников чрезвычайно заботился об образовании своих детей .

Дети Алексея Михайловича Фёдор (1676-1682) и Софья (1682-1687) уже получали систематическое образование по европейским канонам.

Знакомству с европейской жизнью способствовала деятельность Посольского приказа , который выписывал примерно 50 газет . Они приходили с опозданием на несколько месяцев, но тем не менее картину европейской жизни обрисовывали

Основными образцами для подражания послужили Голландия и Швеция . В XVII веке Голландия служила образцом для всей Европы - внутри Европы был как бы свой "очаг" модернизации, свой центр, от которого расходились круги. В Голландии становление рыночной экономики началось раньше , чем в других странах (за исключением Италии). В частности, в Саардеме были разработаны океанские парусники - флейты , которые могли перевозить большие грузы. Теперь возможно было торговать в невиданных прежде масштабах. Голландии принадлежало 15 тыс кораблей - в 2 раза больше, чем всей остальной Европе. Голландские купцы организовывали скупку товаров у местных производителей и продавали далеко - там, где они ценились . Они не только покупали, но и организовывали производства . Первыми основателями мануфактур в ряде европейских стран стали голландские предприниматели. В результате Голландия стала самой богатой страной Европы, с самым большим процентом городского населения. (Вспомните картины "малых голландцев" в Эрмитаже - это жизнь не элиты, а рядовых бюргеров - горожан)

Первой страной, где были предприняты реформы по голландскому образцу, стала Франция . (В Голландии - естественная модернизация - без какой-либо организации сверху) Реформы проводились по инициативе министра финансов Кольбера: строились заводы, корабли. Кольберовской Франции в свою очередь стал подражать шведский король Густав II. Пример же соседней Швеции во многом служил образцом для России .

Были и прямые контакты с Голлан дией. Некоторые голландские купцы добирались в XVII веке и до России. Они покупали хлеб (продажа в Европе давала до 1000% дохода), предлагали правительству расширять посевные площади, сводя лес и сжигая его на поташ (удобрение, которое экспортировалось).

Модернизация затрагивала не только сферу экономики, но и политики, и культуры.

Реформы и нововведения XVII века

Новые явления общественной жизни (примеры модернизации)

В Посольском приказе выпускается первая российская газета - рукописные «Куранты» . В основном это были перепечатки ("дайджест") из Амстердамских "Курантов". Предназначалась газета придворным кругам. Однако в начале XX века экземпляр "Курантов" был обнаружен на Севере в крестьянской старообрядческой избе.

Возникает первая мануфактура - медеплавильный Ницинский завод на Урале. В 1632 возникнут железоделательные заводы голландских предпринимателей Виниуса и Акема под Тулой.

Появление «полков нового (иноземного) строя» - регулярных военных частей, организованных и вооружённых по западноевропейским образца. В подражание соседней Швеции появляются рекрутские полки. Рекруты набирались от определённого количества крестьянских дворов (недобровольно). Разница с рекрутами петровской эпохи была, однако, существенной: в середине XVII века рекрут получал жалованье 6 копеек в день, что равнялось оплате высококвалифицированного ремесленника.

В московском Андреевом монастыре Фёдором Ртищевым для молодых дворян основана школа по изучению греческого, латыни, риторики, философии.

Принят «Новоторговый устав» , основанный на принципах меркантилизма . Меркантилизм - первая экономическая теория, которой пытались следовать европейские правительства. Она сводилась к тому, что страна, чтобы богатеть должна больше вывозить, чем ввозить - тогда она процветает (Сейчас ясно, что это далеко не единственное и даже не обязательное условие экономического процветания - но тогда ей следовали почти что по всей Европе)

Пишутся первые "парсуны" - портреты. Слово происходит от "персона" - "личность" . В этом явлении выразился свойственный эпохе интерес к человеку

Организован придворный театр, первая пьеса - "комедь" - "Баба Яга Костяная Нога" . Поставлена была в честь свадьбы Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

Впервые на русской сцене показан балет .

При дворе появляется мода брить бороды, стричь волосы и носить «немецкое платье».

В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в стране) с программой, близкой к программам артистических факультетов европейских университетов

Автором "Устава" академии был Симеон Полоцкий. Этот учёный монах прибыл ко двору Алексея Михайловича и стал воспитателем его детей. Он первым стал писать стихи на русском языке с использованием рифмы , он же писал первые пьесы на русском языке - так что являлся и первым драматургом, именно он и разработал те установления, по которым действовал первый вуз.

На первом этапе реформы были направлены, главным образом, на модернизацию армии . Средства брались у крестьян и горожан путём создания инфляционного бюджета . Например, правительство вводило государственную монополию на продажу соли , а цену завышало - тем самым собирался косвенный налог. Соль являлась предметом первой необходимости гораздо более, чем сейчас - это был консервант для заготовки продуктов на зиму (вместо холодильника ). Другим средством изъятия денег на проведение реформ было понижение процента драгметаллов в монете - выпуск "медных денег". Налоги собирались полновесной монетой, а жалованье выдавалось медной - результат - инфляция. Эти нововведения по временам вызывали городские восстания ("соляной" и "медный" бунты в Москве). Тогда прежние меры отменялись, взамен вводились новые.

Во второй половине века внимание правительства переносится с войн и их технического обеспечения на образование и просвещение . Тогда-то и появляются первый вуз, городские школы, театр и так далее. В значительной мере этот поворот связан с именами детей Алексея Михайловича - Фёдора и Софьи , находившихся у власти в конце XVII века. Оба они были учениками Симеона Полоцкого, владели многими языками , а Софья даже писала пьесы по примеру своего учителя. Интересной личностью был Фёдор . Первым из российских правителей он заговорил об "общем благе" как о цели своего правления - не о расширении территории, не об обеспечении дворян, а именно об "общем благе".

Помимо шагов, направленных на рост просвещения, при Фёдоре и Софье предпринимались меры, которые можно назвать "гуманизацией ". Так, при Фёдоре была отменена казнь четвертованием , а при Софье - закапыванием в землю. А фаворит Софьи Василий Голицин , во многом направлявший деятельность правительства, задумался о вреде крепостного права и в своих письмах утверждал необходимость его отмены - впервые в российской истории. Однако всем этим положительным тенденциям не суждено было развиться : Фёдору судьбой было отпущено немного, он дожил до 21 года . А Софья была отстранена от престола младшим братом. Наступило петровскаое время.

Раскол

Особое явление в жизни России XVII века - раскол. Явление это началось как церковное, но очень быстро вышло за рамки церкви и приобрело характер социального движения. По числу людей , участвовавших в движении, раскол превзошёл и крестьянские выступления, и городские восстания вместе взятые.

История Раскола связана с именем патриарха Никона . (С конца XVI глава русской православной церкви носил титул патриарха , а не митрополита.) История жизни Никона - это история головокружительных взлётов и падений . Глава церкви, в иерархии того времени второе лицо в стране после царя, Никон происходил из поволжских черносошных крестьян . Звали его Никита , Никон - монашеское имя. Детство его не было счастливым. Мачеха Никиту не любила, и однажды он едва успел выскочить из печи, которую мачеха попыталась растопить, закрыв за ним заслонку. (Печи выполняли много функций, в том числе служили и банями: когда печь остывала, в ней мылись. Тяжёлое детство сформировало замкнутый и амбициозный характер. Никита рано ушёл в монастырь, благодаря необычным способностям быстро прошёл ступени монастырской карьеры , и, в конечном итоге, был избран патриархом (1562).

Став главой церкви, Никон задумал две вещи

Поставить духовную власть патриарха выше светской власти царя (он говорил: "Царь - луна, патриарх - солнце)

- Централизовать церковь по образцу государства и унифицировать церковные обряды , упрочить единство церкви и, вместе с тем, подчинить её своему влиянию

Основной реформой, проведённой Никоном, стала унификация - приведение обрядов к единому образцу. Вопрос об унификации встал потому, что за 6,5 веков существования православной церкви на Руси накопилось множество разночтений в процедуре богослужения и в обрядах. В разных церквах и монастырях священники использовали разные богослужебные книги, по-разному проводили обряды, кроме того, разночтения накапливались при переписке. Встал вопрос о выборе образца для единого порядка богослужения. Никон предложил за образец взять греческие богослужебные книги XV века - последнего века существования Византийской империи. В этих книгах тоже не было полного единообразия. Однако Никон выбрал среди них определённые и представил свои предложения церковному собору. На соборе разгорелась дискуссия . Партия Никона возобладала. И началась реформа церкви по установлениям патриарха и его сторонников.

Реформа не затрагивала вероучения , нововведения касались только обрядов и произносимых священником текстов. С современной точки зрения они могут показаться незначительными . Например,

Вводилось троеперстное крещение вместо двоеперстного;

При чтении одной из молитв число поклонов изменялось с 12 до 4.

Несмотря на, казалось бы, незначительные изменения, с ними не согласилось большое число людей, и по мере хода реформы число несогласных возрастало . Тех, кто придерживался старых обрядов, стали называть старообрядцами или раскольниками (последнее наименование употреблялось официальной церковью)

Во главе противников реформы встал протопоп Аввакум . Сначала он выступил против реформ Никона на церковном соборе. Затем стал автором посланий к верующим против никоновских реформ. По силе страсти и образности языка эти послания относятся к лучшим сочинениям XVII века. После окончательного возобладания никоновских реформ Аввакум был сослан в монастырь и 15 лет провёл в яме , откуда вновь и вновь обращался к верующим. Интересно, что Аввакум происходил из соседней с Никоном деревни, и даже был с ним в детстве знаком.

Среди священников неприятие реформ Никона было относительно редким явлением. Помимо Аввакума реформы не принял Соловецкий монастырь, который в течение 8 лет не пускал официальных представителей власти и церкви на свою территорию, длительное время существовал в осаде - его осаждали царские войска. Соловецкое восстание было подавлено лишь в 1676

Но основная масса старообрядцев - миряне. Горожане, иногда - бояре , как знаменитая Морозова, и в огромном большинстве - крестьяне . Многие сёла на Севере стали старообрядческими. В других районах люди уходили в леса , расчищали целину и образовывали уединённые поселения - скиты , в которых придерживались старой веры. Священники в таких поселениях были редкостью , поэтому богослужение старообрядцы вели сами, для этого нужно было читать книги и быть грамотными. Вот почему они обучали своих детей , и грамотность в старообрядческой среде была существенно выше, чем среди остальных.

Своего максимума движение раскольников приобрело в петровскую эпоху, в начале XVIII века. Тогда распространилось представление о том, что реформированная, официальная церковь греховна . Поэтому, если человек был крещён в рамках такой церкви, его душа не спасётся для вечной жизни. Вот почему необходимо пройти процедуру повторного очистительного крещения . Это-крещение огнём . И целые скиты и сёла, а не только отдельные люди, подвергали себя самосожжению вместе с детьми. Пётр I стал посылать войска в районы массовых раскольнических поселений. И зачастую деревни поджигали себя при приближении войск. (Этот сюжет лёг в основу оперы Мусоргского "Хованщина")

Что касается судьбы инициатора реформы Никона - его претензии стать выше царя раздражали Алексея Михайловича. И не без влияния последнего на церковном соборе 1666-1667 годов было принято парадоксальное решение

- Реформы , начатые Никоном, поддерживались и должны были повсеместно осуществляться.

Сам Никон лишался поста патриарха и отправлялся в ссылку (в Ферапонтов монастырь).

Ссылались одновременно и противники Никона, в том числе Аввакум.

В дальнейшем Алексей Михайлович совместно с иерархами церкви неоднократно принимал решения о сожжении раскольников в срубах - старообрядцы отвечали проклятием и церкви, и царя.

Почему же раскол приобрёл массовый характер , хотя изменения касались лишь обрядовой стороны? К тому же периодические изменения происходили и раньше - никаких протестов это не вызывало.

XVII век современники назвали "бунташным ". Смута, городские восстания - самые известные из которых Соляной и Медный бунты, "Соловецкое сидение", крестьянские войны Болотникова и Разина - по числу протестных движений XVII век не имел аналогов в предшествующей истории. Раскол также следует поставить в этот ряд .

Почему же люди XVII века "бунтовали"? - Эта была реакция на закрепощение и рост налогов . Гос ударство усиливало нажим - народ отвечал протестами. Это не был сознательный и целенаправленный протест. Просто психологическое напряжение и неудовлетворённость новыми условиями должна была найти выход . Для огромных масс этим выходом, по сути дела, скрытым протестом, стал раскол.

Человек традиционного общества ценит стабильность . Поэтому попытка реформировать церковь вошла в резонанс с уже накопившимся раздражением по поводу вдруг возникшей невозможности уйти от владельца или налогового гнёта в городах.

Таким образом, раскол - это форма социального протеста, направленного не только на реформу церкви, но и на изменение социального статуса

В дальнейшем раскольническая среда сыграла заметную роль в истории страны. Во-первых, в старообрядческих семьях традиционно существовал высокий уровень грамотности, поэтому сохранялись книги - многие уникальные источники по XVII-XVIII векам дошли именно из старообрядческих сёл (например экземпляр "Курантов" )

Во-вторых, со временем выработалась особая этика и система воспитания , сходная с аналогичной системой в протестантизме . Трудолюбие , успешная деятельность стали считаться основопологающими достоинствами . Вот почему из раскольнической среды в XIX веке вышли многие известные учёные, политики, предприниматели. Такие известные предприниматели, как Гучковы, Рябушинские, Морозовы - из старообрядцев.

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.