Вырезанная в скале скульптура умирающего льва. "Умирающий лев": описание памятника. Что представляет собой памятник «Умирающий лев»

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев - небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» - памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики. «Самый грустный памятник», как назвал его Марк Твен, немало попутешествовавший по миру.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией - погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться - Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

«Умирающий лев», именно такое название имеет вырубленная в скале скульптура в самом центре города Люцерн. Эта всемирно известная композиция Бертеля Торвальдсена, возведена в честь швейцарских гвардейцев, что погибли при восстании 1792 года.

Этот лев в скале - самое первое изображение животного на памятниках во всей Европе. Он не может оставить равнодушным никого, ведь смотреть на это человеческое искусство без комка в горле, просто невозможно. Такой памятник ничему не обязывает, в любом другом государстве ему бы нашлось место, и ни у кого не возникло бы желание его снести.

История возникновения скульптуры «Умирающего лева» нам гласит о следующем: Великая французская революция продолжалась уже три года подряд, но король все еще был у престола. Все же, в один из дней был взят правительский дом Тюильри. При этом военные перешли на бок бунтующего народа, а королю оставались верными швейцарские гвардейцы, которые давали клятву на верность своему правителю. Монарх дал приказ не стрелять, чем и обрек на смерть сотни преданных гвардейцев.

Идея воздвигнуть монумент трагически погибшим гвардейцам, пришла в голову Карлу Пфюффер, который также являлся гвардейцем, но в то беспощадное время был в заслуженном отпуске, из-за чего и остался в живых. Его настолько ошеломила смерть своих побратимов, что решил увековечить их имена вот таким вот образом. Что бы воплотить свою превосходную идею в реальность, Пфюффру пришлось подождать целых три года.

Для возведения памятника «Умирающему льву», Пфюффер надумал привлечь скульптора с мировым признанием Бертеля Торвальдсена, которому написал письмо. Известному скульптору эта идея понравилась, и уже через некоторое время он прислал первые эскизы будущего шедевра. Сам Торвальдсен не стал возводить этот памятник по непонятным причинам, но за работу взялся Эггеншвеллер, который преждевременно умер, не успев довести ее до конца. Высечением в скале памятника культуры занялся скульптор Лукас Ахорна, который четко придерживался макета Трвальдсенао.

Скульптура представляет собой льва, что расположился в своем логово посреди среза отвесной скалы. Голова фигуры склоняется набок, а с самого плеча выглядывает сломанное копье. Вокруг монумента зелено и спокойно.

Праздничное открытие памятника «Умирающего льва» состоялось спустя 29 лет после тех беспокойных событий, которые закончились гибелью верных королю солдат. На открытии монумента находилась знать Европы и Швейцарии, а также гвардейцы, что остались в живых.

Ежегодно, здесь, у подножья памятника «Умирающего льва», празднуется фестиваль, что является важнейшим событием города.

Швейцарская гвардия - старейшая армия в мире. И хотя сегодня наемные военные из страны часов и сыра несут службу лишь в одном государстве, но зато каком - Ватикане! Словом, швейцарские солдаты - это знак качества. Впервые их военные дарования оценил французский король Карл XII еще в XV веке. С тех пор швейцарская гвардия неизменно состояла сначала при дворе Вапуа, а потом и Бурбонов. И хотя на счет наемников злословили: «Нет денег - нет и швейцарцев», они исправно несли свою службу и оставались верны французским монархам, даже когда от тех отворачивался собственный народ...

Я не хотел, мадам...

14 июля 1789 года штурмом была взята Бастилия: во Франции началась революция, вошедшая в учебники истории под именем Великая. Но то книги. Реальность обернулась террором, владычеством мадам Гильотины, залившей кровью всю страну, и анархией...

Но пока Людовик XVI оставался на троне: он уже ничего не решал, но его именем совершались все государственные дела и начинались войны. В частности, с Австрией. Людовик был расстроен - ведь, по сути, он объявил войну своей теще, с которой всегда находился в прекрасных отношениях. Он даже написал ей извинительное письмо. Депешу перехватили - и без того темное небо над королем заволокли черные тучи. По всему Парижу поползли слухи, что в город вот-вот явятся дикие «кроаты» и устроят резню, а виноват во всем - Людовик! Так давайте же уже свергнем его - и дело с концом!

10 августа 1792 года огромная толпа из национальных гвардейцев и революционно настроенных парижан окружила дворец Тюильри. Сколько их было на самом деле? Историки сходятся на 25 ООО человек. А против них - всего 1 000 солдат швейцарской гвардии, единственной защиты, что осталась у Людовика XVI. На стороне революционеров были злость и ярость вкупе с пушками, пиками и ружьями. За швейцарцев же стояли только колоссальный опыт и огромное чувство долга.

Удачная судьба

Следует пояснить, что за швейцарских гвардейцев Франции приходилось раскошеливаться дважды. Она платила непосредственно солдатам, а еще - самой Швейцарии, сдававшей «внаем» своих лучших сынов. И «арендатор» вполне мог отказаться от оплаты, если находил службу наемников не безупречной. Потому гвардейцы чувствовали двойную ответственность - и перед законным правительством Франции, и перед своим собственным. Каждый мальчик в Швейцарии знал: служить римскому папе, германскому князю или французским лилиям - почетно. Это пример удачной судьбы. И потому те счастливчики, которые оказались достаточно смелы, сильны и здоровы для того, чтобы стать солдатами, оказавшись на иноземной службе, не щадили живота своего. За деньги, да. Но при этом смерть была вполне приемлемой оплатой труда для каждого швейцарского солдата...

В тот ужасный августовский день Дантон отдал приказ: «Осадить дворец, уничтожить там всех и особенно швейцарцев, захватить короля и его семью». Гвардейцам не оставили ни малейшего шанса. Они, разумеется, не знали об этом, но, увидев, как революционные массы заполняют площадь перед Тюильри, поняли, чем для них кончится это столкновение. Покидая казармы, они спрятали свои знамена в подвале...

Некого охранять

Анархия есть анархия. Дантон, руководивший восставшими, не знал, что король и его министры ранним утром покинули Тюильри и отправились в Национальное собрание: брать в заложники было просто некого. Как, впрочем, и защищать. Но этого, в свою очередь, не знали швейцарцы: еще на рассвете командира их гарнизона вызвали в городскую ратушу, где объявили изменником и убили. По сути, гвардейцы уподобились слепым котятам, оказавшись в информационной блокаде...

Долг и честь послужили им верными ориентирами. На предложение перейти на сторону революционеров они ответили отказом. И точно так же отреагировали на предложение сдаться.

Толпа жаждала захватить дворец, швейцарцы обязаны были его удерживать. А еще - не стрелять без приказа. Первыми нервы сдали у восставших: пушечный выстрел ознаменовал начало схватки.

Тогда швейцарцы принялись делать то, ради чего они прибыли в Париж: воевать. И очень скоро в их руках оказались все пушки парижан. Но на выручку последним приходили все новые и новые подкрепления. А у гвардейцев кончились патроны. Тогда они сломали ружья, чтобы те не достались противнику...

Прибыть в собрание!

Тут прибыл гонец с посланием: «Король приказывает швейцарцам отступить в свои казармы. Он находится в Собрании». Однако напуганный глашатай все перепутал и прокричал: «Приказ короля - прибыть в Собрание!» Вместо спасения - верная гибель! Но приказ, который, кстати, услышали далеко не все солдаты, есть приказ. Около 300 человек развернулись, подхватили королевское знамя с лилиями и под градом пуль начали прокладывать себе путь к Людовику XVI...

Когда они ворвались в зал Национального собрания, некоторые из заседавших там депутатов так напугались, что повыпрыгивали в окна. Казалось, еще мгновение - и горстка швейцарцев выйдет победительницей из схватки. Но прозвучал убийственный приказ короля: «Сдайте оружие Национальной гвардии.

Я не хочу, чтобы столь храбрые люди, как вы, погибли».

Глупый толстяк - он и правда надеялся остановить кровопролитие своей «практикой невмешательства», своей кротостью...

Если бы король был королем...

Гвардейцы, оставшиеся в Тюильри, погибли все до одного. Толпа растерзала даже раненых и врача, который делал им перевязки. Не пощадила двух барабанщиков - совсем еще мальчишек, - рыдавших над телом своего убитого отца.

Но настоящий кошмар начался, когда парижане добрались до винного погреба Тюильри: все 10 000 бутылок были тут же откупорены и выпиты. Королевскую мебель свалили во дворе и подожгли. И прямо в этот костер начали бросать тела гвардейцев...

За всем этим безумством, стараясь оставаться незамеченным, наблюдал человек, чья природа претила тому, чтобы оставаться в тени. Это был никому тогда еще не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт - будущий император Франции. Потом он признавался: «Никогда позже ни одно из моих полей сражений не производило на меня такого впечатления от множества трупов, как это, сплошь усеянное телами убитых швейцарцев. Я видел там женщин, совершавших самые дикие издевательства над трупами: они вырезали сердца погибших солдат и пожирали их».

И в то же время Наполеон был уверен, что исход сражения висел на волоске. Гвардейцам, несмотря на то, что силы противника превосходили их в 25 раз, не хватило одной-единствен-ной малости, чтобы одержать победу, - воодушевления! «Если бы король показался верхом на лошади, победа осталась бы за ним», - написал Бонапарт своему брату в день штурма Тюильри. Впоследствии, кстати, Наполеон всегда старался вдохновлять своих солдат личным примером. Он никогда не прятался за армией. Свидетельство тому - почти два десятка лошадей, убитых под Бонапартом в бесконечных сражениях. Но это все впереди. А 10 августа 1792 года он сочувствовал швейцарцам и сетовал на их деликатность: по его мнению, следовало палить в толпу из пушек! Но гвардейцы были солдатами, обученными воевать с вооруженным противником: стрелять в женщин, пусть и обезумевших, они просто не могли.

И поплатились за это жизнью. Та же участь постигла и Людовика XVI: очень скоро он, не терпевший крови, угодил прямо в объятия мадам Гильотины. И по большому счету, этим только и запомнился: вошел в историю как король, сложивший голову на плахе революции...

Самое грустное изваяние

А вот подвиг гвардейцев не остался забытым. В 1821 году в швейцарском Люцерне появилось «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире». Так о памятнике, изображающем сраженного льва, отозвался Марк Твен. Никто не мог остаться равнодушным, глядя на «Умирающего льва». И хотя скульптура являлась данью памяти швейцарцев своим землякам, погибшим в Париже, она была настолько хороша, что ее копии установили в Греции и США. Всюду «Умирающий лев» признали непревзойденным воплощением печали и скорби. Памятник удостоился бесконечной череды эпитетов, суть которых, впрочем, сводилась к одному: лучше просто не бывает! И это действительно так.

Огромный величественный зверь лежит на сломанных копьях и двух щитах. На одном щите - знаменитые французские лилии, а на другом - швейцарский крест. Латинская надпись над изваянием гласит: Helvetiorum fidei ас virtuti, что значит «Верности и отваге швейцарцев». Под фигурой смертельно раненного зверя выгравированы латинские же цифры: 760 и 350, указывающие на число павших и уцелевших воинов соответственно. И чуть ниже - имена и фамилии гвардейцев, отдавших свои жизни за чужого короля...

Надежда Бутрина

Под покровом ночи, 20 июня 1791 года, король Людовик XVI — последний из династии Бурбонов со своей супругой Марией-Антуанеттой, решили тайно покинуть революционно настроений Париж, с тайными паспортами на имя русских подданных.

Это был хорошо продуманный ход и король рассчитывал на помощь иностранных войск, дабы восстановить свою власть. Но на беду Людовика, нашёлся один бдительный почтовый смотритель, которой его опознал и поднял тревогу.

Людовик XVI со своей супругой, расположился во дворце Тюильри. Находясь там, фактически, под домашним арестом, он уже ни как не мог повлиять на ход истории.

А история складывалась трагичным образом.

Далакруа «Французкая революция».

Французские войска, уставшие нести потери от лучше подготовленных и отлично вооружённых войск соседних держав, начали покидать фронт. Краски сгущались и, наконец, набралась критическая масса недовольных, котором нужно было найти виноватого. Я не буду пускаться в политические дрязги и разбираться в тонкостях исторических событий, но виноватым стал Людовик XVI, хотя на тот момент его значимость была не выше, чем у огородного пугала.
10 августа 1792 года толпа повстанцев, называющих себя санкюлотами (название революционно настроенных бедных людей в Париже), набросилась на дворец Тюильри, охваченные единым порывом — покарать виновного.Гвардия, предусмотрительно набранная из швейцарцев, готова была защищать короля до последней капли крови.

Людовик XVI — последний из династии Бурбонов, личность, по мнению многих историков слабая и бездарная. Но король отдал приказ, на который человек с такими характеристиками навряд ли способен. Монарх, которому эти швейцарцы присягнули на верность, отдал приказ не сопротивляться парижанам, штурмующим дворец, не сметь стрелять в его подданных.
Возможно, королю казалось, что так он сможет доказать, что не желает зла своему народу. Тем временем, отлично подготовленные швейцарские гвардейцы гибли один за другим, не имя права защищаться, связанные клятвой верности, они погибли так и не подняв оружия для собственной защиты.
Свидетелем штурма был, будущий император Франции: Наполеон Бонапарт, который не мог спокойно наблюдать за происходящим: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не рассеяли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены!»
Через несколько лет, Наполеон сам оказался в подобной ситуации - дворец Тюильри осаждали сторонники восстановления монархии. Император без колебаний пустил в ход оружие и расстрел толпу мятежников. Конечно же тогда, поступок Людовика XVI ни кто не мог оценить по достоинству. 10 августа 1792 года восставший народ перебил более 700 швейцарских гвардейцев и дворян из королевской гвардии, тех кого не убили сразу, казнили в течение месяца. Сам же Людовик XVI со своей супругой Марией-Антуанеттой был арестован.
Во дворце Тюильри была обнаружена переписка короля с европейскими монархами, в которой тот призывал задушить революцию и даже выражал готовность сдать Париж. Людовик был обвинён в государственной измене и приговорён к смертной казни. А через 2 месяца была казнена его верная спутница Мария-Антуанетта.
Могли ли предположить санкюлоты, что довольно скоро тот же самый палач опустит лезвие гильотины уже на их головы? Но об этом уже в другой истории.Карл Пфюффер — гвардеец, которому несказанно повезло. Во время штурма дворца Тюильри он был в отпуске в Люцерне и потому избежал расправы. Произошедшие события, глубоко потрясли Карла, и он поклялся сделать всё, чтобы об их подвиге никогда не забыли. Карл Пфюффер решает создать памятник своим погибшим товарищам.Однако всё было не так просто и Карлу пришлось ждать 30 лет. Швейцария находилась под властью Франции. Памятник жертвам французской революции никогда бы не одобрил действующий император Наполеон. Только когда Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, мечте Карла Пфюффера суждено было сбыться.


Долго вынашивая идею и собирая деньги, Карл обращается к скульптору с мировым именем — датчанину Бертелю Торвальдсену. Но собранных денег, хватает только на то, чтобы оплатить эскиз! Воплотить идею Торвальдсена выпала честь скульптору Лукасу Ахорну из Констанца. После 14 месяцев работы, самый печальный памятник в мире, увидел свет.
10 августа 1821 года, в день 29-й годовщины штурма Тюильри, состоялось его торжественное открытие.
Умирющий Лев — памятник высеченный в скале, из цельного камня, символизирует силу, мужественность и одновременно скорбь по погибшим воинам, а органичность размещения скульптуры в массиве скалы просто потрясает! Памятник буквально притягивает своей силой, торжественностью и идеей. Здесь невольно хочется почтить память всем погибшим воинам, не только в те исторические времена, но и сегодня. Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Швейцарцы искренне полагают, что это девятиметровое изваяние, известнейший памятник на земле. В Люцерне есть даже Lowenstrasse и Lowenplatz — Львиные улица и Львинная площадь.
Умирающий лев — самая большая скульптура льва из цельного камня, помимо всего прочего, это ещё и самый первый памятник изображающий животного в Европе.

Умирающий лев лежит, положив голову свою лапу, прикрывающую щит с изображением лилии - символа короля Франции. В изголовье льва высечен ещё один щит с гербом Швейцарии. Над барельефом в скале высечена надпись на латинском: HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Слава верности и отваге швейцарцев». В нижней части скалы высечены латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне вырезаны имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга.

Гибель мощной монархической династии была важным событием в истории города, уже много веков лев символизирует отвагу и мужество швейцарских солдат. Для них это не родной король и они всего лишь наняты, но они предпочли умереть, сохранив верность данному слову — присяге.

Пожалуй, на земном шаре, навряд ли найдётся ещё один памятник, который передавал бы каменной мимикой такую глубину переживаний, как этот лев! Это действительно стоит видеть.

И по сей день швейцарские гвардейцы остаются лучшими в мире солдатами, хотя сама Швейцария держит свой нейтралитет и остаётся в стороне от мировых военных конфликтов. Швейцарских гвардейцев отбирали в свою личную гвардию не только французике короли! В современном мире, швейцарские гвардейцы охраняют Ватикан! И каждый теперь узнает в желто-сине-красн ой форме, разработанной самим Микеланджело Буонаротти, швейцарских гвардейцев. И уже много веков девиз швейцарских гвардейцев звучит так: «Главное – не потерять доверие народа»…

Адрес: Люцерн,

Löwendenkmal, Denkmalstrasse 4.

На фотографии ниже запечатлена одна из самых известных достопримечательностей швейцарского Люцерна. В композиции под названием "Лев Люцерна" заключена скульптура смертельно раненого зверя, высеченного в отвесной скале бывшего песчаного карьера под Люцерном. Памятник был посвящен в память воинам швейцарской Гвардии, которые потеряли жизнь защищает дворец Тюильри в Париже во время французской революции 1792 года.

Умирающий Лев символизирует Храбрость солдат, силы готовность умереть, но не предать присягу. В течение прошлых веков сотни миллионов туристов видели этот памятник, который Марк Твен описал, как самую жалобную фигуру из камня в мире. Но немногие понимают смотря на памятник, что в композиции изображено два разных животных. Даже взглянув на скульптуру несколько раз вы вряд ли заметите, что помимо льва в ней присутствует свинья.


У швейцарских наемных солдат была давняя традиция служения иностранным государствам. Они были известны своей доблестью и пользовались особо повышенным спросом во Франции и Испании в течение ранне-современного периода европейской истории. Инцидент во дворце Тюильри произошел 10 августа 1792 года, когда толпа рабочих парижан штурмовала крепость и уничтожила швейцарскую охрану, а королевская семья сбежала через сады. Более 600 швейцарских охранников погибли во время этой борьбы и еще несколько сотен умерли в тюрьме, или были убиты во время последующей сентябрьской резни.



Один из швейцарских охранников, лейтенант Карл Пфайфер фон Алтисхофен был в отпуске в Люцерне, когда произошли эти драматические события. Он оставался на службе до 1801 года, пока полк не был расформирован. Пфайфер сразу же начал строить планы относительно памятника в честь своих погибших в Париже товарищей. Он хранил свои планы в тайне, потому что в то время Швейцария была под французской властью, а памятник был посвящён защитникам монархии. Это было политически невозможно, но после завершения революции в 1815 году швейцарцы вернули свою независимость, а Пфайфер привел планы по созданию популярной ныне достопримечательности Швейцарии в действие.



Самые ранние эскизы льва были созданы скульптором Бертелем Торвальдсеном. До этого момента он не видел льва в живую, поэтому полагался на иллюстрации и рассказы других людей. Пфайфер нанял известного датского скульптора для проектировки памятника, был запущен сбор средств на строительство и многие пожертвовали деньги. Но были и противники, включая неодобрительное отношение либералов. В конечном счёте, Пфайфер не смог собрать нужную сумму. Тем не менее, он решил так или иначе убедить скульптора начать работу.

По данным музейных архивов, Пфайфер скрыл от Торвальдсена недостаток средств, договорившись произвести оплату после доставки модели скульптуры. Отношения между ними обострились во время более поздних стадий работы, когда скульптор не доставил работу вовремя. Пфайфер расстроился из-за задержек и медлительности Торвальдсена, между ними то и дело возникали скандалы.



Когда Торвальдсен узнал об отсутствии оплаты, то решил внести некоторые изменения в композицию. Он смоделировал умирающего льва, пораженного копьём и символизирующего павших швейцарских воинов. Одна из его лап покрывает щит с геральдической лилией французской монархии. Рядом лежал другой щит с гербом Швейцарии. Торвальдсен не изменил саму скульптуру из уважения к павшим солдатам. Вместо этого, он изменил форму алькова где лежал лев, которая по форме напоминает свинью. Посмотрите на памятник снова. Теперь вы видите свинью?



Воплощать план взялся швейцарский скульптор Панкрац Эгеншвиллер, перед которым была поставлена задача вырезания памятника в скале по модели Торвальдсена. Однажды во время работы Эгеншвиллер упал с лесов и погиб. Его сменил масон из Германии по имени Лукас Агорн, который и завершил задачу в 1821 году. По-видимому, никто не заметил свинью пока скульптура не была завершена. По сей день многие не могут с первого раза разглядеть форму свиньи - тонкое, но открытое сообщение Торвальдсена, выражающие его презрение либо к историческим событиям, либо к обману Пфайфера.