Введение в специальность воспитатель педагог. Презентация на тему "введение в педагогическую профессию"

Учебное издание предназначено для подготовки и самоконтроля знании студентов по курсу «Введение в педагогическую профессию».
Адресовано студентам и преподавателям педагогического факультета ВГУ имени П.М. Машерова.

Образование как особая сфера социализации личности.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, семейным положением, приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает также развитие, самоопределение, самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИЯХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Образование как особая сфера социализации личности
Тема 2. Система образования Республики Беларусь
Тема 3. Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией
Тема 4. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога
Тема 5. Педагогическая профессия и ее особенности
Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность и специфика
Тема 7. Профессионализм как условие успешной деятельности педагога
Тема 8. Требования к личности педагога
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в педагогическую профессию, Курс лекций, Бумаженко Н.И., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

г. Сокол

Бахорина О.С.,

преподаватель педагогики

БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»


Рецензенты:

Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей / Автор – составитель: Бахорина Ольга Сергеевна.

Учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую профессию» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование». В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции; определяются профессионально значимые качества личности педагога; роль и место самообразования в становлении педагога.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам средних педагогических учебных заведений.

Тема 1.2. Роль и место педагога в век информационного общества . Социальная значимость профессии педагога. ………………………………………………….…………………………………8

Тема 1.3. Возникновение и развитие педагогической профессии…………………………………..10
Тема 1.4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога…………...............15
Тема 1.5. Требования к профессиональной компетентности и мобильности воспитателя..…....20
Тема 2. Пути и формы овладения педагогической профессией ……………………………….22
Тема 2.1. Подготовка педагогических кадров. Спектр педагогических специальностей………….22
Тема 2.2. Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педа­гога...26

Литература ………………………………………………………………………………………….…..29

Приложение ……………………………………………………………………………………………..30

Введение

Учебное пособие «Введение в педагогическую профессию» ориентировано на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710«Специальное дошкольное образование» по предмету «Педагогика», «Основы общей и дошкольной педагогики».

Сегодня образование осознается обществом как одна из высших ценностей жизни, развития, совершенствования и благополучия человека. Сфера образования требует профессионалов. Именно поэтому возрастает значимость педагогической профессии.

Знание особенностей педагогической деятельности, ее значимости в современном обществе помогут укрепить уверенность у будущих педагогов в правильном профессиональном выборе. Очень важно, чтобы уже сейчас студенты средних педагогических учебных заведений увидели возможности личностного и профессионального роста в процессе получения образования.

Эффективность воспитания и обучения, формирование личности ребенка зависят от личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональных качеств. Воспитатель маленьких граждан должен иметь разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка.

Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми, коллегами по работе.

Изучение раздела «Введение в педагогическую профессию» поможет будущим педагогам приобщиться к педагогической науке, побудит интерес к овладению основами педагогического мастерства.

В пособии представлены опорные конспекты учебных занятий, задания и вопросы для актуализации знаний студентов по темам.

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Как трудно воспитательницей быть…

Детишек всех принять и полюбить,

Понять их, приласкать, приободрить,

А если надо – даже защитить,

А сколько надо знать, да и уметь:

Вязать и шить, плясать и песни петь,

За пять минут всех уложить в кровать.

Домой бежать ты сразу не спеши,

Сначала все на место положи,

Нарежь бумагу, краски приготовь,

Чтоб завтра жизнь здесь закипела

Пораньше на работу прибегай,

Проверив все, опять детей встречай.

Евгения Осипова,

выпускница

Сокольского

педагогического

училища 1974 г.
Тема 1.1. Педагогическая деятельность, ее характеристика

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие.

Изучалось это понятие разными науками: философией, психологией, историей, педагогикой.

В философском понимании деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.

Педагогическая деятельность

Профессиональная Непрофессиональная

Педагоги Родители, окружающие ребенка люди.


Педагогическая деятельность – это система, имеющая определенную структуру.

Ее компонентами являются:

мотив - цель - предмет - способы осуществления - результат

Мотивы педагогической деятельности

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, зависит ее успех. Они влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду .

Возникают мотивы на этапе профессионального самоопределения, при выборе профессии. Они недостаточно осознанные. За годы учебы происходит перестройка мотивов: студенты понимают значимость профессии, осваивают ее содержание и технологию, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к совершенствованию в интересах будущих воспитанников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности

Цель определяется обществом и носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Цель воспитания – всестороннее развитие ребенка.

Цель работы воспитателя – подготовка ребенка к школе,

- укрепление здоровья,

- формирование творческих способностей.

Предмет педагогической деятельности

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

В педагогической деятельности (как и в любой другой)

Субъект Объект (предмет)

Тот, кто выполняет деятельность. Тот, на кого направлены

усилия субъекта

Педагог Ребенок

Педагогическая деятельность – субъектно-объектная.

Воздействия субъекта на объект выражаются в неосознанном «заражении» чертами педагога. Многие исследователи (Петровский В.А., Газман О.С.) говорят, что у детей существует механизм заимствования манер, черт поведения педагога и в зависимости от этого они отдают предпочтение тем или иным областям знаний.

Характер изменений объекта зависит от позиции субъекта.

Некачественное выполнение своих обязанностей педагогом недопустимо.

Если педагог учитывает особенности воспитанников, их потребности, возможности, стимулирует активность, не подавляет авторитетом, то объект становится субъектом, а педагогическая деятельность – субъектно-субъектная. Это более трудная и творческая деятельность.

Способы осуществления педагогической деятельности

Все педагоги должны владеть педагогической техникой, под ней подразумеваются разносторонние умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимуляции их активности.

Реализуются с помощью орудий педагогической деятельности:

Культура речи – владение словом, дикция.

Невербальные средства – жесты, мимика, пластика.

Результаты педагогической деятельности

Воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Особенности педагогической деятельности

1. Современный педагог должен усвоить мысль о том, что воспитание ребенка – это коллективное дело всех заинтересованных взрослых.

Невозможно определить меру вклада педагога в развитие ребенка , так как на его развитие влияет деятельность многих людей, в том числе и семьи и окружения.

2. Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как направлена на стимулирование и коррекцию всех участников педагогического процесса (дети, родители, коллеги).


  1. Непременное условие педагогической деятельности – творчество и автоматические,
репродуктивные действия.

Творчество выражается:

а) в индивидуальном подходе к воспитанникам.

Ребенок – это неповторимая личность, которая требует особых индивидуальных форм воздействия. Но нельзя снабдить педагога готовыми рецептами на все случаи жизни. Педагог должен самостоятельно принимать решения, проявляя быстроту мышления и инициативу.

б) в выборе средств и методов воздействия.

8. Выполните задания 3, 4 (Приложение 1).

Введение в педагогическую профессию

Лекция 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Вопросы:
1. Педагогическая деятельность как профессия.
.
2. Классификация профессий. Гуманистический характер
педагогической деятельности.

Первый вопрос: Педагогическая деятельность как профессия.

Анализ понятий «профессия», «специальность

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит,… Профессиональная деятельность требует специального образования, т. е.… Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель,…

Завуч школы - Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся; организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий и др.

Директор школы - осуществляет общее руководство учебным заведением; организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.Осуществляет руководство коллективом работников образовательного учреждения, как штатных, так и внештатных; обеспечивает подбор и расстановку кадров; устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, служебными и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников школы; создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня.

Второй вопрос: Классификация профессий. Гуманистический характер

Педагогической деятельности

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда… Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым… По первому признаку - предмет труда - все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов…

ЛЕКЦИЯ 2 Социальная миссия и профессиональные функции педагога

Вопросы:
1. Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.
2. Функции педагога, его квалификационно-профессиональные обязанности и роли.

Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.

Следовательно, школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы людей. Вот почему так важно для педагога осознание не… Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность… Гражданская позиция учителя заключается в предпосылке развития педагогического творчества, росте педагогической…

Второй вопрос: Функции педагога, его квалификационно-профессиональные

Обязанности и роли

Осуществление педагогом своей высокой миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять.… Педагогическая деятельность включает в себя большой круг функций, выполнение… Функции педагога отражают его социальное назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые…

Лекция 3 ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Свойства и профессионально важные качества педагога
2. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
Анализ понятий «профессия», «специальность

Свойства и профессионально важные качества педагога

· Свойства и склонности педагогические:
физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо - ритм,…

Второй вопрос: Профессиональная компетентность педагога и ее структура

Педагогическая же задача есть часть педагогической действительности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения… В. А. Сластенин классифицирует все педагогические умения, объединяет их в… 1) умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в…

Лекция 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Компоненты педагогической культуры
2. Педагогическое творчество и мастерство

Первый вопрос: Компоненты педагогической культуры

Главным условием успешного выполнения педагогом его профессиональных функций, является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные ученые рассматривают педагогическую культуру человека как… Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных…

Второй вопрос: Педагогическое творчество и мастерство

Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально… И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций… Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост…

Тест-анкета

Факультет _________________ Курс _____ Группа ________

Фамилия, имя __________________________ Дата _________

№ суждений Содержание суждений Степень согласия
Каждый деть - радость собираться в университет
Войдя внутрь, забываешь, что делается за его стенами
Приятно видеть здесь знакомые лица
Трудно припомнить в этих стенах у себя чувство обиды, унижения, оскорбления
В каждой аудитории по-своему красиво и уютно
Учебное расписание - калейдоскоп впечатлений и некогда скучать
Сигнал на перерыв застает врасплох и и вызывает легкое чувство досады
Не хочется уходить домой и можно не уходить, потому что после занятий начинаются кружки, викторины и т. д.
Любишь приводить сюда друзей и знакомых, чтобы показать им, где ты учишься
Гордишься тем, что учишься именно в этом университете

Обработка данных:

2. На основе этих сумм найти средний показатель для группы (потока, факультета) в целом.

4. На основе полученных сумм проранжировать суждения. Для этого на первое место поставить суждение, получившее наибольшую сумму, на второе - чуть меньшую и т.д., на десятое - наименьшую.

5. Дать качественную характеристику культуры учебных отношений в вузе в целом и в отдельных его подразделениях.

6. На основе ранжированного ряда суждений назвать показатели, которые отвечают требованиям культуры учебного труда в вузе, а также те, которые прежде других нуждаются в совершенствовании.

В древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины, взрослые и дети, участвовали в совместных делах, которые были значимы для всего племени. Так, например, добывание пищи составляло главный смысл существования общины. В то далекое время передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, детям была включена в совместную трудовую деятельность. Дети, участвовавшие со взрослыми в совместных делах, усваивали знания о способах деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.) и овладевали умениями и навыками. Лишь со временем передача опыта выделилась в самостоятельную функцию, которую стали осуществлять старейшины рода - уважаемые и умудренные опытом члены общины. Такую их деятельность по подготовке подрастающего человека к жизни в современном понимании мы называемвоспитанием. Так воспитание стало особым видом деятельности и сознания человека. В ходе воспитания воспитатель и воспитанники вступали между собой в определенные воспитательные отношения.



Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой в процессе передачи общественного опыта, направленные на развитие человека как личности. На протяжении всей истории развития человечества воспитательные отношения усложнялись и углублялись, породив разнообразные формы своего фиксирования в виде педагогического знания (рис. 1).



Рис. 1. Формы существования педагогических знаний на различных

исторических этапах

В период рабовладельческого общества в Древней Греции появился термин «педагог », обозначавший тогда раба, присматривавшего за детьми рабовладельца и водившего их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствиипедагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании- педагогика. Термин «школа » тоже зародился в то время. Греческое словошкола означает досуг, место учения.

Длительное время педагогические знания оставались в составе философии и развивались в рамках оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В трудах древнегреческих философов Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других содержится немало интересных мыслей о воспитании. Так, Платон (427-348 гг. до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты. Но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

В рабовладельческом обществе появляются специальные воспитательные учреждения и воспитатели-профессионалы. Дети рабовладельцев воспитываются в частных или государственных школах, где занимаются гимнастикой и военным делом, обучаются музыке, пению, чтению и письму. В некоторых школах преподают геометрию и астрономию, которые необходимы для занятия зодчеством, строительством, вождением судов.

Дети рабов с малых лет включались в трудовую деятельность в хозяйстве рабовладельцев, в процессе которой получали ремесленно-трудовое воспитание и приучались к послушанию.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой.

Феодальное общество характеризуется господством религиозной идеологии и сословным воспитанием подрастающего поколения. Сыновья феодалов готовились к военной службе. Они обучались умению ездить верхом, плавать, фехтовать, метать копье, охотиться. Духовенство обучалось в церковных школах. Дети зажиточных крестьян и ремесленников посещали церковно-приходские школы, где обучались молитвам, церковным обрядам, чтению, письму и счету.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в XVII веке. Таким образом, педагогическая профессия получила научное подкрепление.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы подрастающее поколение не усваивало опыт предыдущих поколений. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по повышенному чувству долга и ответственности ее представителей. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельностистановление и преобразование личности, педагог призвануправлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, агуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности учащегося. Оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности – это гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Труд педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности. Все они имеют профессиональную значимость. Хороший педагог - это порядочный, честный, справедливый, добрый человек. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно сформированный их уровень резко снижает эффективность труда. Так, для педагога характерными являются такие качества, как общительность и коммуникативность.

Специфика педагогического труда предъявляет к педагогу ряд личностных требований, которые в педагогической науке определяются какпрофессионально важные личностные качества, являющиеся характеристикой интеллектуальной, эмоциональной и социальной сторон личности, существенно влияют на результат педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Выделяют доминантные и периферийные качества, существуют также негативные и профессионально недопустимые качества для педагога (рис. 2).

Рис.2. Структура качеств личности педагога

Доминантные качества – это социальная активность, целеустремленность, справедливость, гуманность и др. Отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Например, доброжелательность, приветливость, чувство юмора, внешняя привлекательность и др.

Негативные качества способствуют снижению эффективности педагогического труда (неуравновешенность, пристрастность, мстительность). Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, грубость, беспринципность, вредные привычки, безответственность, некомпетентность, безнравственность).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами профессионально важные качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. При этом приоритетными являются доминантные качества.

Каждый ли педагог может стать мастером своего дела, или для достижения педагогического успеха необходимо какое-то особое дарование? Иначе, какие факторы влияют на успех педагогической деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные?

В педагогике долгое время преобладала точка зрения, согласно которой считалось, что готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Основным условием успеха в его работе считались специальныеспособности. Есть и другие точки зрения на данный вопрос.

Современная наука также не дает однозначного ответа на вопросы в отношении педагогических способностей. Выделяют четыре фактора, влияющих на формирование способностей:задатки, воспитание, среда, личное стремление к самосовершенствованию.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к распределению и концентрации внимания, гностические и конструктивные (рис. 3).


Рис.3. Основные педагогические способности

Экспрессивные – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств.

Дидактические – умение преподнести учебный материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, а также эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Научно-педагогические – подразумевают участие в научно-исследова­тель­ской работе педагогического характера.

Перцептивные – умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогам.

Коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Личностные – проявление педагогического такта, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, заботой о них.

Организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п.

Мажорные– оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторные – обеспечение двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками», подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.

Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и в других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого учащегося в отдельности.

Гностические – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Конструктивные способности или педагогическое воображение – умение проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Педагогические способности можно классифицировать как определенные действия, совершаемые педагогом по отношению к студентам, взаимодействию с ними, по отношению к среде, в рамках которой осуществляются воспитательные процессы. При этом педагогические способности можно охарактеризовать через умения, отражающие доступный реальный уровень их проявления.

К способностям педагога по отношению к взаимодействию с учеником можно отнести: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психологические, конструктивные; по отношению к ученику выделим следующие способности: перцептивные, гностические; по отношению к среде – способности к концентрации и распределению внимания.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните, как воспитание стало особым видом деятельности.

2. В чем заключается сущность воспитательных отношений?

3. Сравните между собой формы существования педагогических знаний на различных исторических этапах.

4. Объясните сущность педагогической профессии.

5. Какие функции исторически закрепились за педагогической профессией?

6. В чем проявляется гуманистическая направленность педагогической деятельности?

7. Объясните сущность творческого характера педагогической деятельности.

8. Приведите структуру профессионально значимых качеств личности педагога.

9. Проанализируйте основные педагогические способности.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-12-26

">Вопросы к зачету по курсу педагогики «Введение в педагогическую профессию».

">Раздел ">I ">. Образование как личностно преобразующая деятельность.

  1. ">Сущность понятия «образование». Цели, задачи образования.
  2. ">Стратегические направления образования ">XXI "> века.
  3. ">Понятие о непрерывности и многоуровневости образования.
  4. ">Понятие об образовании как системе, структура системы образования в Республике Беларусь.
  5. ">Концептуальные основы развития национальной системы образования в Республике Беларусь.
  6. ">Основные принципы государственной политики в области образования в Республике Беларусь.
  7. ">Непрерывное педагогическое образование, его сущность и структура.
  8. ">Основные направления реформирования высшего педагогического образования в Республике Беларусь.
  9. ">Средняя школа – основное звено в системе непрерывного образования. Реформирование средней школы в Республике Беларусь.
  10. "> Понятие о самообразовании учителя. Непрерывное образование – средство профессионального самосовершенствования педагога.
  11. "> Источники профессионального самообразования учителя, пути его работы над собой в плане совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.
  12. "> Понятие о профессионально-педагогическом самовоспитании. Соотношение понятий «педагогическое самообразование» и «педагогическое самовоспитание».
  13. "> Структура педагогического самовоспитания.
  14. "> Методы профессионального самовоспитания учителя.

">Раздел ">II ">. Педагог – личность и профессия.

  1. "> Понятие о педагогической профессии. Краткая история ее возникновения и развития.
  2. "> Взгляды выдающихся людей, педагогов-классиков на учителя и педагогическую профессию.
  3. ">Специфика педагогической профессии.
  4. "> Сущность понятий «педагог», «учитель», «преподаватель», «воспитатель».
  5. "> Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя (профессиограмма педагога).
  6. "> Профессиональные требования к личности учителя. Доминантные и периферийные профессионально значимые личностные качества учителя (ПЗЛК). Противопоказания к педагогической деятельности в личности человека.
  7. "> Понятие о профессиональной пригодности учителя как предпосылка к развитию его профессионализма.
  8. "> Педагогические способности – важнейшие профессионально значимые личностные качества учителя. Характеристика основных педагогических способностей.
  9. "> Понятие о педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности.
  10. "> Характеристика видов педагогической деятельности.
  11. "> Понятие о педагогическом профессионализме. Уровни педагогического профессионализма.
  12. "> Сущность и структура педагогического мастерства как высокого уровня профессионализма учителя.

">Раздел ">III. Ребенок как самоценность и субъект образовательного процесса.

  1. "> Генезис (развитие) этики отношения к детству. Предпосылки возникновения прав ребенка.
  2. "> Понятие о гуманистической педагогике. Значение ее идей для становления и развития прав ребенка на юридической основе.
  3. "> Права ребенка как педагогические ценности.
  4. "> Международные акты в защиту прав ребенка (основные документы по правам ребенка).
  5. "> Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», его сущность и содержание, значение для профессиональной деятельности педагога.
  6. "> Основные направления в формировании профессиональной позиции учителя, признающего самоценность личности ребенка в педагогическом процессе.