Всадники Апокалипсиса. История пилотов, бомбивших Хиросиму и Нагасаки

93-летний Теодор Ван Кирк , штурман бомбардировщика, никогда не выражал сожаления относительно своего участия в бомбардировке Хиросимы. «В тот момент истории атомная бомбардировка была необходима, она спасла жизни тысяч американских солдат», — заявлял Ван Кирк.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были осуществлены 6 и 9 августа 1945 года по личному приказу президента США Гарри Трумэна .

Непосредственное выполнение боевой задачи было поручено стратегическим бомбардировщикам В-29 509-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на острове Тиниан в Тихом океане.

6 августа 1945 года В-29 «Энола Гэй» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима урановую бомбу «Малыш» эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, в результате чего погибли от 90 до 166 тысяч человек.

9 августа 1945 года В-29 «Бокскар» под командованием майора Чарльз Суини сбросил на японский город Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк» мощностью до 21 килотонны тротила, в результате чего погибли от 60 до 80 тысяч человек.

Ядерный гриб над Хиросимой и Нагасаки Фото: Commons.wikimedia.org / Charles Levy, Personel aboard Necessary Evil

Их было 24

В экипаж «Энолы Гэй» во время бомбардировки 6 августа входили 12 человек, в экипаж «Бокскара» 9 августа — 13 человек. Единственным человеком, который участвовал в обеих бомбардировках, был специалист по противорадарной борьбе лейтенант Джекоб Безер . Таким образом, в двух бомбардировках в общей сложности приняли участие 24 американских летчика.

В экипаж «Энолы Гэй» входили : полковник Пол В. Тиббетс, капитан Роберт Льюис, майор Томас Фереби, капитан Теодор Ван Кирк, лейтенант Джекоб Безер, капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон, сержант Джо Стиборик, сержант Роберт Карон, сержант Роберт Шумард, шифровальщик первого класса Ричард Нельсон, сержант Вэйн Дазенберрай.

В экипаж «Бокскара» входили : майор Чарльз Суини, лейтенант Чарльз Дональд Альбери, лейтенант Фред Оливи, сержант Кермит Бихан, капрал Айб Спитцер, сержант Рэй Галлахер, сержант Эдвард Бакли, сержант Альберт Дехарт, старший сержант Джон Кухарек, капитан Джеймс Ван Пельт, Фредерик Эшворт, лейтенант Филипп Барнес, лейтенант Джекоб Безер.

Теодор Ван Кирк был последним живым участником не только бомбардировки Хиросимы, но и последним живым участником обеих бомбардировок — последний из членов экипажа «Бокскара» скончался в 2009 году.

Экипаж «Бокскара». Фото: Commons.wikimedia.org / Original uploader was Cfpresley at en.wikipedia

Командир «Энолы Гэй» превратил трагедию Хиросимы в шоу

Большинство летчиков, бомбивших Хиросиму и Нагасаки, не проявляли публичной активности, но при этом не выражали сожалений о содеянном.

В 2005 году, к 60-летию бомбардировки Хиросимы трое остававшихся к тому моменту членов экипажа самолета «Энола Гей» — Тиббетс, Ван Кирк и Джеппсон — заявили, что не сожалеют о случившемся. «Применение атомного оружия было необходимо», — сказали они.

Пол Тиббетс перед атакой, утро 6 августа 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / US Air Force employee (unnamed)

Самым известным из участников бомбардировок является Пол Уорфилд Тиббетс-младший — командир «Энолы Гэй» и 509-го авиаполка. Тиббетс, который считался один из лучших летчиков ВВС США в годы Второй Мировой войны и являлся личным пилотом Дуайта Эйзенхауэра, в 1944 году был назначен командиром 509-го авиаполка, выполнявшего полеты по перевозке компонентов атомных бомб, а затем получившего задание на нанесение атомного удара по Японии. Бомбардировщик «Энола Гэй» получил имя в честь матери Тиббетса.

Тиббетс, служивший в ВВС до 1966 года, дослужился до звания бригадного генерала. Впоследствии он много лет работал в частных авиационных компаниях. На протяжении всей своей жизни он не только выражал уверенность в правильности атомного удара по Хиросиме, но и заявлял о готовности сделать это еще раз. В 1976 году из-за Тиббетса вспыхнул скандал между США и Японией — на одном из авиашоу в Техасе пилот сделал полную постановку бомбардировки Хиросимы. За этот инцидент правительство США принесло Японии официальные извинения.

Тиббетс умер в 2007 году, в возрасте 92 лет. В своем завещании он просил, чтобы после смерти не устраивали похорон и не устанавливали мемориальной плиты, так как демонстранты, выступающие против ядерного оружия, могли сделать ее своеобразным местом своих протестов.

Летчиков не мучили кошмары

Пилот «Бокскара» Чарльз Суини закончил службу в авиации в 1976 году в звании генерал-майора. После этого он писал воспоминания и выступал с лекциями перед студентами. Как и Тиббетс, Суини настаивал, что атомный удар по Японии был необходим и спас жизни тысяч американцев. Чарльз Суини умер в 2004 году в возрасте 84 лет в клинике Бостона.

Непосредственным исполнителем «приговора Хиросиме» был 26-летний на тот момент бомбардир Томас Фереби. Он также никогда не сомневался в том, что осуществленная им миссия была правильной, хотя и выражал сожаление относительно большого числа жертв: «Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться». Фереби вышел в отставку в 1970 году, спокойно прожил еще 30 лет, и умер в возрасте 81 года в городке Уиндемер во Флориде, в год 55-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

Прожили долгую и счастливую жизнь и никогда не жалели о том, что сделали, Чарльз Олбери (умер в 2009 году в возрасте 88 лет), Фред Оливи (умер в 2004 году в возрасте 82 лет) и Фредерик Эшворт (умер в 2005 году в возрасте 93 лет).

B-29 над Осакой. 1 июня 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / United States Army Air Force

«Комплекс Изерли»

На протяжении многих лет ходили разговоры о раскаянии, которое испытывают участники бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На деле никто из основных действующих лиц в действительности какой-либо вины не испытывал. Летчик Клод Роберт Изерли, действительно вскоре сошедший с ума, входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, и в его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, применивших оружие массового поражения — «комплекс Изерли».

У его коллег психика оказалась значительно крепче. Чарльз Суини и его экипаж, бомбивший Нагасаки, смог лично оценить масштаб содеянного через месяц. Американские летчики после подписания Японией капитуляции привезли в Нагасаки ученых-физиков, а также медикаменты для пострадавших. Жуткие картины, которые они увидели на том, что осталось от улиц города, произвели на них впечатление, но психику не поколебали. Хотя один из летчиков признавался затем — хорошо, что оставшиеся в живых жители не знали, что перед ними именно те пилоты, что сбросили бомбу 9 августа 1945 года...


  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org / Хиросима до и после взрыва.

  • © Commons.wikimedia.org / Экипаж «Enola Gay» с командиром Полом Тиббетсом в центре

  • © Commons.wikimedia.org / Бомбардировщик B-29 «Enola Gay»

  • © Commons.wikimedia.org / Атомный взрыв над Хиросимой

  • ©

К новостям.

Взрыв бомбы увидеть - неожиданное событие, если взрывается очень много бомб - возможны перемены судьбы к худшему.

Изготавливать бомбу - вам предстоит потратить много времени и сил на безнадежное дело.

Обезвреживать бомбу - вы собираетесь предпринять рискованный, но совсем необдуманный поступок, который, однако, окажется очень удачным.

Ядерная бомба снится - предвещает вам заботы и тревоги за ваше будущее, которые окажутся напрасными.

Разорвалась бомба, образовав огромную воронку - вам предстоит получить неожиданное известие очень интересного содержания.

Падают бомбы с самолета - к неприятной встрече или событию.

Попасть под бомбежку- конец затруднениям.

Участвовать самому в бомбежке - предстоит кутеж, веселье с неприятными последствиями для вас.

Наблюдать или внимательно рассматривать грибовидное облако атомного взрыва - предупреждение, что вас вскоре может ожидать несчастье или непредвиденные проблемы нарушат все ваши планы.

Гранату увидеть во сне - к дурной новости, разорвавшуюся.

Слышать взрыв - к обману, видеть его с большим огненным сиянием.

Толкование снов из Сонника XXI века

Подпишись на канал Сонник!

Был разгар холодной войны, и целью полета была тренировка по выполнению дальних полетов на случай, если поступит приказ, и летчикам потребуется взлететь с их авиабазы Хомстед во Флориде и взять курс к одной из целей на территории СССР.

Тренировка была приближена к условиям реального боевого вылета, потому на борту находилась водородная бомба Mark 15 весом в 3500 кг.

«Отбомбившись» над территорией условного противника, экипаж взял курс на юг, на свою базу. Пролетая над Северной Каролиной примерно в 2 часа ночи, экипаж ощутил удар, в результате которого оказалось повреждено правое крыло бомбардировщика, и едва не оторвался крайний правый, шестой двигатель, который остался висеть под углом 45 градусов.

«Мы почувствовали сильный удар и увидели вспышку справа. Мы не знали, что это было, но это мог быть только другой самолет», - вспоминал позднее командир экипажа.

После удара самолет стал падать, однако командиру удалось взять управление под контроль и выровнять его на высоте семи километров. Вскоре Ричардсон принял решение, которое позволило с одной стороны облегчить самолет, с другой –избежать глобальной катастрофы в случае неудачной посадки.

Экипаж решил избавиться от термоядерной бомбы и сбросить ее в море.

«Тактическая доктрина Стратегического командования ВВС давала мне право сбросить ее ради безопасности экипажа – это было задачей номер один», - утверждал Ричардсон.

Ричардсон вспоминал, что решение о сбросе бомбы было принято почти мгновенно, и считал, что все в тот момент было сделано правильно.

«У нас случилось ЧП и я безопасно посадил самолет... За это от командования я получил Крест летных заслуг». – вспоминал он.

Бомба была сброшена близ острова Тайби, экипаж отметил место сброса, после чего самолет благополучно приземлился на авиабазе Хантер в Саванне. Командир второго самолета, истребителя F-86, сильно пострадавшего после столкновения, сумел катапультироваться и выжил. Сразу после инцидента начались масштабные поиски упавшего боеприпаса.

Многочисленные попытки обнаружить бомбу, первая из которых продлилась до апреля 1958 года, ни к чему не привели. Считается, что она упала в мелководный залив Уоссо и увязла в грунте на глубине 1,5-4,5 м. Неясным остается и опасность сброшенной бомбы.

Сам Ричарсон утверждал, что опасность взрыва отсутствует, поскольку на бомбе осутствовал плутониевый взрыватель. По его словам, это связано с тем, что экипаж выполнял тренировочный полет.

Однако в рассекреченных много лет спустя показаниях, данным в 1966 году помощником министра обороны США, говорилось, что потерянный боеприпас был «готовым оружием, бомбой с ядерной капсулой».

Несмотря на то, что Минобороны давно прекратило поиски бомбы, местные жители до сих опасаются потерянного 60 лет назад боеприпаса. В 2004 году отставной летчик Дерек Дюк зафиксировал повышенный фон радиации в прибрежных водах Саванны. Последовавшее расследование установило, что фон соответствует природному.

Тем не менее в США продолжают высказываться опасения о возможности термоядерного взрыва, который мог был уничтожить часть восточного побережья. Есть страхи и того, что боеприпасом могут завладеть различные террористические группы.

Инцидент 5 февраля 1958 года с водородной бомбой не был первым и последним. По состоянию на 2013 год Минобороны США насчитало более тридцати аналогичных инцидентов под кодовым названием Broken Arrow с ядерными боеприпасами.

Одним из самых известных стал инцидент над Туле в Гренландии, произошедший 50 лет назад в Гренландии. Тогда из-за возникшего пожара потерпел крушение бомбардировщик B-52 с четырьмя термоядерными бомбами. Катастрофа привела к скандалу.

Падение бомбардировщика с термоядерными бомбами на борту означало, что США нарушили существовавшие договоренности. Представители общественности выдвигали претензии к правительству Дании, которое, по их мнению, оказалось неспособно сдержать взятые на себя обязательства.

В огненном аду погибли 210 000 человек. Теодор Ван Керк был штурманом на борту самолета «Энола Гэй», выполнявшего это особое задание. Он до сих пор жив! Мы публикуем фрагменты интервью с ним, которое взял корреспондент газеты «Гардиан».

Теодор Ван Керк сидит в кабинете своего уютного дома в пригороде Атланты. Здесь полки ломятся от книг по военной истории, а стены увешаны фотографиями самолетов.


«Давайте посмотрим, что там у меня запланировано на 6 августа, - говорит он, перелистывая календарь. - Нет, ничего, все пусто». Отсутствие каких-либо планов как минимум странно - обычно в этот день он нарасхват. Вот и в этом году его пригласили, естественно с оплатой всех расходов, на Тиниан, крошечный остров в Тихом океане. Именно отсюда 65 лет назад он и другие 11 членов экипажа отправились на задание, которое изменило мир. Однако в этом году Ван Керк отказался от приглашения. «Просто не хочу», - пояснил он.

Такое нехарактерное для него поведение объясняется просто. В этот день он не встретит ни одного из своих 11 товарищей. Последний умер всего несколько месяцев назад. Теперь Ван Керк - единственный живущий представитель экипажа бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй».

Ван Керк стал членом экипажа в 24 года. К тому времени он совершил более 50 бомбардировочных налетов в Европе и Северной Африке. Большинство тех полетов проходило вместе с его закадычными друзьями Полом Тиббетсом и Томасом Фиаби. Позже эта тройка стала ядром миссии на Хиросиму.

За полгода до того исторического полета Ван Керка и других членов 509-й Сводной Группы отправили на базу в штате Юта для особой тренировки захода на бомбометание в режиме повышенной секретности. Слова «атомный» или «ядерный» не упоминались ни разу.

«Мы знали, что там происходит что-то особое, - рассказывает Теодор. - ...Нам объяснили, что мы должны будем совершить нечто, что либо закончит, либо существенно сократит войну. И еще сказали, что «изделие» на борту самолета разрушит целый город». Кроме того, на базе постоянно крутились сотни физиков... «После всего этого только полный дурак был не в состоянии понять, что речь идет об атомной бомбе».

За несколько месяцев до начала операции график подготовки невероятно уплотнился. Команде объяснили, что бомба, которую предстоит сбросить, настолько мощная, что самолет должен будет находиться минимум в 11 милях (17,7 км. - Прим. ред.) от нее в момент взрыва. Их бомбардировщик Б-29 был разобран практически до каркаса для снижения веса, и начались выматывающие тренировки для обеспечения достижения оптимального расстояния после сброса бомбы.

5 августа уже на острове Тиниан состоялось итоговое собрание... После собрания им было приказано хорошенько отоспаться. Но вместо этого Ван Керк, Тиббетс и Фиаби всю ночь проиграли в покер: «Ну вы сами подумайте! Вначале они говорят, что ближайшей ночью тебе предстоит сбросить первую атомную бомбу. А потом предлагают пойти поспать! Как в такой ситуации можно спать, понятия не имею!»

«СБРАСЫВАЕМ БОМБУ»

Самолет «Энола Гэй», кстати, названный так командиром полковником Тиббетсом именем его матери, вылетел с острова Тиниан 6 августа в 2.45 утра. Ван Керк был штурманом... Расстояние до цели составляло более 2800 км. Теодор привел «Энола Гэй» на место с опозданием в 15 секунд: «Все, что я могу сказать, 15 секунд - это очень хороший результат».

Он достает из небольшой коробки копию бортового журнала с заметками того дня. Запись в 9.15 (8.15 по японскому времени) гласит: «Сбрасываем бомбу». Ровно через 43 секунды бомба, которую экипаж любовно прозвал «Малыш», взорвалась в 580 метрах над Хиросимой.

После сброса бомбы «Энола Гэй» вдруг резко бросило вверх. «Мы как раз пытались выровняться, когда где-то сзади произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть, - яркая вспышка, как у фотографа». Но уже через секунду до самолета дошла взрывная волна: «Удар был невероятной силы. А звук такой, будто самолет разрывает на куски».

Конечно, то, что ощутили Ван Керк и другие 11 членов экипажа, не идет ни в какое сравнение с произошедшим в эти секунды на земле. Взрывная волна пронеслась по Хиросиме... и буквально стерла 8 квадратных км города. По разным оценкам, более 70 тысяч человек, большинство - гражданское население, погибли мгновенно и еще 140 тысяч к концу 1945 года - от ожогов и последствий радиации.


Полковник Пол Тиббетс был командиром и пилотом атомного бомбардировщика «Энола Гэй»

«ТЫ ВСЕГДА ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ЛЮДИ СЕРЬЕЗНО ПОСТРАДАЮТ»

Сейчас Теодору Ван Керку 89. Было бы неверно возлагать на него всю ответственность за последствия атомного взрыва и ужасные страдания сотен тысяч людей. Президент Гарри Трумэн, принимавший решение о сбросе бомбы, сказал Тиббетсу на встрече в 1948 году: «Я тот, кто вас туда послал. Если кто-то создает вам из-за этого проблемы, направляйте их ко мне».

Но как сам Ван Керк справлялся с мыслью о масштабе разрушений? «Ты все обдумываешь заранее. И, когда сбрасываешь бомбы над оккупированной Францией или Северной Африкой, ты всегда понимаешь, что люди там, внизу, серьезно пострадают».

А гражданское население? Ведь большинство жертв в Хиросиме были мирными жителями.

«Если ты не мог с этим справиться, то грош тебе цена как военному летчику. У тебя в голове должно быть четкое разделение, иначе ты ничего собой не представляешь. И работу сделать не сможешь. Мы с Тиббетсом и Фиаби сразу решили: такова была воля Соединенных Штатов на тот момент - сбросить бомбу на Хиросиму».

По словам Ван Керка, произошедшее в Хиросиме не нарушило его сон. Он считает, что это говорит о высоком уровне их подготовки в ВВС США, который и защищал их от лишнего самоанализа.

«ВСЕ, ЧТО МЫ УВИДЕЛИ, ЭТО РОВНАЯ ПЛОСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ»

Через несколько дней после капитуляции Японии Ван Керк, Тиббетс и несколько других членов экипажа побывали в Нагасаки, где 9 августа была сброшена вторая атомная бомба. На вопрос, что он помнит об увиденном, Ван Керк ответил: «Ничего. Это был просто полет в Японию, не более того».

Когда я предположил, что это должно было их шокировать, он ответил: «Да не было особой разницы между атомной и обычной бомбой. Разница только в масштабе поражения».

Видел ли он очертания людей, сгоревших дотла, на стенах и тротуарах?

«Да, их было видно».

Это шокировало?

«Это шокировало, когда начинал думать, как жар от той бомбы мог такое сделать. Но морально мы были защищены, ведь нам рассказывали об этом во время подготовки».

Читал ли он когда-нибудь о том, что испытывает человек, оказавшийся в зоне поражения такой бомбы?

И как он на это отреагировал?

«Как на простую информацию».

Жалел ли он когда-нибудь о том, что принял участие в операции на борту «Энола Гэй»?

«Нет. Я всегда гордился тем, что был членом того экипажа. Война закончилась 14 августа. Я не знаю, когда это могло бы произойти, если бы мы не сбросили бомбу».

Сделал бы он это снова?

«В тех же обстоятельствах - а я понимаю, что такие обстоятельства в точности никогда не повторятся, - да, я бы сделал это снова».

В ответах Ван Керка прослеживается легкая отрепетированность, что, впрочем, неудивительно: ему приходится отвечать на подобные вопросы уже 65 лет...

65 лет назад американцы сбросили первую атомную бомбу. На Хиросиму

Изменить размер текста: A A

В огненном аду погибли 210 000 человек. Теодор Ван Керк был штурманом на борту самолета «Энола Гэй», выполнявшего это особое задание. Он до сих пор жив! Мы публикуем фрагменты интервью с ним, которое взял корреспондент газеты «Гардиан». Теодор Ван Керк сидит в кабинете своего уютного дома в пригороде Атланты. Здесь полки ломятся от книг по военной истории, а стены увешаны фотографиями самолетов. «Давайте посмотрим, что там у меня запланировано на 6 августа, - говорит он, перелистывая календарь. - Нет, ничего, все пусто». Отсутствие каких-либо планов как минимум странно - обычно в этот день он нарасхват. Вот и в этом году его пригласили, естественно с оплатой всех расходов, на Тиниан, крошечный остров в Тихом океане. Именно отсюда 65 лет назад он и другие 11 членов экипажа отправились на задание, которое изменило мир. Однако в этом году Ван Керк отказался от приглашения. «Просто не хочу», - пояснил он. Такое нехарактерное для него поведение объясняется просто. В этот день он не встретит ни одного из своих 11 товарищей. Последний умер всего несколько месяцев назад. Теперь Ван Керк - единственный живущий представитель экипажа бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй». Ван Керк стал членом экипажа в 24 года. К тому времени он совершил более 50 бомбардировочных налетов в Европе и Северной Африке . Большинство тех полетов проходило вместе с его закадычными друзьями Полом Тиббетсом и Томасом Фиаби. Позже эта тройка стала ядром миссии на Хиросиму . За полгода до того исторического полета Ван Керка и других членов 509-й Сводной Группы отправили на базу в штате Юта для особой тренировки захода на бомбометание в режиме повышенной секретности. Слова «атомный» или «ядерный» не упоминались ни разу. «Мы знали, что там происходит что-то особое, - рассказывает Теодор. - ...Нам объяснили, что мы должны будем совершить нечто, что либо закончит, либо существенно сократит войну. И еще сказали, что «изделие» на борту самолета разрушит целый город». Кроме того, на базе постоянно крутились сотни физиков... «После всего этого только полный дурак был не в состоянии понять, что речь идет об атомной бомбе». ...За несколько месяцев до начала операции график подготовки невероятно уплотнился. Команде объяснили, что бомба, которую предстоит сбросить, настолько мощная, что самолет должен будет находиться минимум в 11 милях (17,7 км. - Прим. ред.) от нее в момент взрыва. Их бомбардировщик Б-29 был разобран практически до каркаса для снижения веса, и начались выматывающие тренировки для обеспечения достижения оптимального расстояния после сброса бомбы. 5 августа уже на острове Тиниан состоялось итоговое собрание... После собрания им было приказано хорошенько отоспаться. Но вместо этого Ван Керк, Тиббетс и Фиаби всю ночь проиграли в покер: «Ну вы сами подумайте! Вначале они говорят, что ближайшей ночью тебе предстоит сбросить первую атомную бомбу. А потом предлагают пойти поспать! Как в такой ситуации можно спать, понятия не имею!» «СБРАСЫВАЕМ БОМБУ» Самолет «Энола Гэй», кстати, названный так командиром полковником Тиббетсом именем его матери, вылетел с острова Тиниан 6 августа в 2.45 утра. Ван Керк был штурманом... Расстояние до цели составляло более 2800 км. Теодор привел «Энола Гэй» на место с опозданием в 15 секунд: «Все, что я могу сказать, 15 секунд - это очень хороший результат». Он достает из небольшой коробки копию бортового журнала с заметками того дня. Запись в 9.15 (8.15 по японскому времени) гласит: «Сбрасываем бомбу». Ровно через 43 секунды бомба, которую экипаж любовно прозвал «Малыш», взорвалась в 580 метрах над Хиросимой. После сброса бомбы «Энола Гэй» вдруг резко бросило вверх. «Мы как раз пытались выровняться, когда где-то сзади произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть, - яркая вспышка, как у фотографа». Но уже через секунду до самолета дошла взрывная волна: «Удар был невероятной силы. А звук такой, будто самолет разрывает на куски». Конечно, то, что ощутили Ван Керк и другие 11 членов экипажа, не идет ни в какое сравнение с произошедшим в эти секунды на земле. Взрывная волна пронеслась по Хиросиме... и буквально стерла 8 квадратных км города. По разным оценкам, более 70 тысяч человек, большинство - гражданское население, погибли мгновенно и еще 140 тысяч к концу 1945 года - от ожогов и последствий радиации.