Внутреннее сопротивление как способ защиты. Внутреннее психологическое сопротивление человека и способы его преодоления. Психологические сопротивления и защиты

Постепенно у 3 Фрейда сложилось представление что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна - защита Задача психотерапевта как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам которые вызывают репрессию и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется предписано быть самой большой помехой психоанализу становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту» эффективность метода свободных ассоциации в значительной степени зависит от особых отношении устанавливающихся обычно между пациентом и врачом В основе этих отношении лежит феномен перенесения (трансфер) Механизм этого феномена заключается в том что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечении Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами

«Перенос состоит в переживании эмоций побуждений, отношений фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по отношению к ней так как они являются повторением перемещением реакции образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте Восприимчивость пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud. 1912)

Различают позитивный и негативный перенос Позитивный перенос проявляется чувством симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева ненависти презрения и т п

Фрейд использовал также термин невроз переноса - «совокупность реакции переноса в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации» (Freud 1905)

Невроз переноса, с одной стороны является признаком успеха аналитической терапии а с другой - может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то. чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика его ненавязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зеркало»

Невроз переноса может быть купирован только аналитическим путем, другие методы лечения могут лишь изменить его форму


Психоанализ утверждает что причиной невроза является невротический конфликт между»Ид»и Эго

Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением - Ид стремящимся к разрядке и защитой - Эго. препятствующей разрядке или не допускающей его к сознанию Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждении в результате чего Эго может оказаться подавленным В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов но они по мнению психоаналитиков на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между»Ид»и Эго

Супер-Эго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на стороне Ид Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность

Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в основном в необходимости Эго постоянно тратить энергию на то чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике Это приводит з конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.

Следует отметить что Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями»Ид»постоянно прибегает к различным защитным механизмам. Но различного рода «защиты» могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.

Пациента просят сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными неожиданными и т.п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Несмотря на то что больной неврозом начинает лечение сознательно с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз препятствуют лечению - силы сопротивления. Истоки сопротивления заложены в защитных силах Эго которые формируют невротический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы что и в повседневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное как проявление защитных и искаженных функций Эго именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Психоаналитики считают что больной неврозом бессознательно ищет объекты на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос в понимании психоаналитиков.- это освобождение от прошлого точнее ошибочное понимание настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.

Анализ сопротивления. Сопротивление в понимании психоаналитиков. это - внутренние силы пациента находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и. хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том чтобы раскрыть как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений как тревога, вина, стыд и т.п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения которые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления сопротивления его анализу, во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из Эго-синтонного е сопротивление, чуждое Эго. Как только это достигается пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Проявлением сопротивления может быть молчание пациента его поза аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуски сеансов, утверждение, что у него «нет сновидений» или «есть темы о которых не хочется говорить».

Сопротивление может быть сознательным предсознательным и бессознательным.

Технические процедуры анализа конфронтация, прояснение интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретировать - означает делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Это означает, что разумное и сознательное Эго осознает то что было забыто.

Для интерпретации терапевт использует как информацию, полученную от пациента так и свои интеллект свои эмпатию, интуицию, свой теоретический багаж.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

Перевести продукции пациента в их бессознательное содержание то есть установить связь мыслей фантазий чувств поведения пациента с их бессознательными «предками»;

Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание в истинное их значение;

« по мере достижения инсайтов они должны сообщаться пациенту.

Техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур:

1Процесс осознавания сопротивления.

2Демонстрация факта сопротивления пациенту

Позволить сопротивлению стать демонстративным

Способствовать усилению сопротивления

3 Прояснение мотивов и форм сопротивления

Выяснить, какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

Какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

Какую конкретную форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

4 Интерпретация сопротивления:

Выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений которые стоят за сопротивлением;

Объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов побуждении или событии.

5 Интерпретация формы сопротивления:

Объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;

Проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. Большая часть сеансов заканчивается всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление, и все что может сделать аналитик в таких случаях,- указать пациенту на то что он что-то скрывает или избегает какой-то темы Когда это возможно, аналитик пытается исследовать эти явления. При этом усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к интеллектуальному соперничеству пациента и аналитика. В любом случае это усилит сопротивление Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уж потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является (иной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть психоаналитического лечения. Только тогда когда пациент сам определит, что он сопротивляется, ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно сотрудничество с ним только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключается в следующем анализ должен вестись от сопротивления к содержанию от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

Анализ переноса. Перенос - это особый тип отношений между пациентом и аналитиком в основе которых лежат чувства не к аналитику а к какой-то личности из прошлого «Перенос, - писал Фрейд - есть повторение, новое «издание» старых объективных отношений» (Freud, 1905). Перенос - явление в основном бессознательное. Он может состоять из любых компонентов чувства побуждения, страха фантазии, отношения и т.п.

Реакции переноса наблюдаются у всех людей в повседневной жизни, аналитическая ситуация лишь способствует развитию этих реакций и использует их с лечебной целью.

Наиболее типичными характеристиками реакции переноса являются неуместность, амбивалентность, непостоянство интенсивность и стойкость.

Неуместность реакции в конкретной ситуации является признаком того, что личность которая вызывает эту реакцию (в данном случае аналитик), не является истинным объектом, а сама реакция относится к какому-то значимому для пациента объекту из его прошлого Очень часто пациент влюбляется в аналитика. Аналитику в таком случае нужно исследовать возможные механизмы этой типичной реакции переноса: Не влюбился ли пациент чтобы угодить вам? Не влюбился ли он в кого-то кто похож на вас?" Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не является ли эта реакция способом выхода из трудной жизненной ситуации?

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью - сосуществованием противоположных чувств. Обычно уживаются вместе и любовь к аналитику, и ненависть к нему, и сексуальное влечение, и отвращение.

Реакции переноса обычно неустойчивы и непостоянны. Гловер (1955) говорил о «плывущих» реакциях переноса, но иногда они, наоборот бывают стойкими и длятся по несколько лет.

3. Фрейд в своей работе «Об истерии» подчеркивал что если аналитик встречается с реакцией переноса, то ему необходимо во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих попытаться проследить его происхождение.

Реакция переноса представляет собой отношения, затрагивающие троих субъекта объекта из прошлого и объекта из настоящего. В психоаналитической ситуации это пациент, какая-то значимая личность из прошлого и аналитик.

По мнению Фрейда перенос и сопротивление родственны друг другу (отсюда термин сопротивление переноса). Явления переноса по сути являются сопротивлением воспоминанию. Анализ сопротивления является повседневной работой в аналитической практике при этом на анализ сопротивления переноса тратится больше времени чем на какой-либо иной аспект работы.

Фрейд ввел и использовал термин невроз переноса в двояком понимании. С одной стороны - для обозначения группы неврозов, характеризующихся способностью пациента формировать и поддерживать относительно последовательную и приемлемую с точки зрения Эго, группу переносов. С другой стороны - для описания самих реакции переноса подвергшихся анализу.

Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента но это искусственная болезнь которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В неврозе переноса пациент повторяет свои прошлые невротические симптомы, а аналитик получает возможность активно влиять на них.

Классическая психоаналитическая позиция по отношению к неврозу переноса состоит в том, чтобы способствовать его максимальному развитию. Переживание регрессированного прошлого вместе с аналитиком являемся наиболее эффективной возможностью для преодоления невротических защит и сопротивлений.

Фрейд подразделял перенос на позитивный и негативный.

При позитивном переносе пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п. Наиболее часто встречается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Так, пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает разнообразные проблемы, препятствующие психоанализу. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение своих желании, и она противится аналитической работе над этими эмоциями. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызвать чувстве контрпереноса у аналитика-мужчины Фрейд дал безошибочный ясный совет по поводу такой ситуации (Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного частичного эротического удовлетворения Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки относительно неанализируемои Это отнюдь не означает что аналитик должен вести себя бесчувственно и бессердечно Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей - анализированние» (Freud, 1915)

Негативный перенос может проявляться в ненависти гневе враждебности недоверии антипатии негодовании горечи неприязни, презрении, раздражении и т. д. Негативный перенос вызывает более сильное сопротивление чем позитивный Однако когда рабочий альянс установлен, проявление негативного переноса может дать более благодатный клинический материал для анализа, чем проявление позитивного

Форма переноса во многом зависит от поведения аналитика Например аналитики которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью будут обнаруживать что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом В то же время эти пациенты будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса Такие пациенты могут быстро формировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помешает переносу расширяться за пределы ранней позитивной формы. С другой стороны, аналитики, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, будут часто убеждаться в том что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса

Естественно, отношения между пациентом и аналитиком никогда не могут быть равноправными От пациента требуется чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы фантазии а аналитик должен оставаться относительно анонимной фигурой Другими словами аналитическая процедура является болезненным унижающим и односторонним переживанием для пациента И если мы хотим чтобы пациент сотрудничал с нами мы должны объяснить ему технику анализа, свои «инструментарий».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту чтобы быть способным к эмпатии вместе с тем он должен уметь отстраниться для детального понимания материала пациента Это одно из наиболее трудных требовании психоаналитической техники - альтернатива между временной и частичной идентификацией эмпатии и возвращением на позицию беспристрастного наблюдателя Для аналитика не должно существовать такой области жизни пациента куда бы он не мог быть допущен но эта интимность не должна приводить к Фамильярности.

Мы уже говорили что перенос и сопротивление сопряжены друг с другом Некоторые реакции переноса вызывают сопротивление, другие проявляются как сопротивление, третьи служат сопротивлением против иных форм переноса

Техника анализа переноса та же что и анализа сопротивления Иногда молчания аналитика бывает достаточно чтобы реакция переноса стала демонстративной наглядной В другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация Если и молчание и конфронтация неэффективны можно попытаться идентифицировать реакцию переноса задавая вопросы на ту тему которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать Цель всех этих технических приемов - демонстрация пациенту наличия у чего реакции переноса Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности Важно уловить момент когда перенос является для пациента максимальным импульсом но не травмой Не следует спешить с интерпретацией важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру

Первым этапом анализа переноса является идентификация (отождествление) Существуют различные виды идентификации частичные и общие временные и постоянные Эго-синтоничные и Эго-дистоничные.

Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно Когда аналитик анализирует материал он просит пациента временно отказаться от своего переживающего свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем. что он (пациент) сейчас переживает Другими словами аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным В таком случае пациент сам осознает что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком которая способствует рабочему альянсу Когда это происходит то говорят «Пациент в анализе»

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры характерные черты и привычки аналитика

Следующим этапом анализа реакции переноса является ее прояснение Это поиски бессознательных источников переноса Здесь важны аффективные реакции повторения фантазии сновидения символизмы в ассоциациях пациента и т п

Решающим этапом психоаналитической техники является интерпретация В понимании аналитиков интерпретировать -- значит неосознанный психический феномен делать осознанным Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами При помощи демонстрации и прояснения аналитик пытается дать возможность Эго пациента осознать психологическую ситуацию которая подсознательна и неприемлема. «Интерпретация - это гипотеза которая требует ответов пациента для верификации» (Naelder, 1960) Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям

В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов Наиболее распространенными являются три:

Отслеживание сцепленных аффектов и импульсов

Отслеживание объектов (фигур) предшествующих переносу

Исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен прием отслеживания сцепленных аффектов и побуждении При этом мы обычно задаем пациенту вопрос «Когда и в связи с чем было у Вас это чувство или побуждение?» А затем выслушивая ответы постепенно пытаемся нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждении На втором приеме мы задаем вопрос «По отношению к кому Вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника

Клинический опыт показывает что никакая интерпретация пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента требуется тщательная проработка индивидуальных интерпретации Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсаитов полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса.

Нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение влюбленность маскируемая раздражительностью враждебностью)

Не осознанные аналитиком реакции контрпереноса

Неправильная интерпретация материала:

Недостаточная проработка интерпретаций

Незнание традиции, основ культуры пациента несовпадение культур пациента и аналитика.

С явлением, о котором сегодня пойдет речь, каждый из нас сталкивался огромное количество раз, и впереди предстоит ещё очень много встреч с ним. Оно есть и активно работает независимо от того, знаем мы о нем или нет. Оно мешает нам двигаться вперед, достигать поставленных целей, да что там, некоторым людям оно мешает даже поставить эти самые цели. Но знания о нём и умение им управлять значительно облегчают жизнь. Имя этому явлению – сопротивление.

Вспомните ситуацию, когда вам нужно было выполнить какое-то важное для вас дело, но вместо этого вы отправлялись мыть посуду, наводить порядок в доме, или брали в руки книжку, или решали проверить почту и прочитать новости, а, может, вспоминали об «очень срочном звонке» другу/подруге и… спустя какое-то время обнаруживали, что тем самым важным делом заниматься-то уже и некогда. Оно снова осталось несделанным, и приходилось переносить его на следующий день. А на следующий день повторялось всё то же самое, разве что действия вместо выполнения этого дела другие, но результат неизменный. Так вот, друзья мои, это явный признак работы сопротивления.

Это оно заставляет нас вместо написания статьи отправляться мыть машину или поливать цветы. Страстное желание срочно разобрать бумаги на рабочем столе вместо важного звонка клиенту – тоже заслуга сопротивления.

Снимаем маски

Сопротивление умеет очень тщательно маскироваться и может проявляться в совершенно, казалось бы, неожиданных и несвязанных событиях. Например, в тот день, когда у вас назначено собеседование, вдруг не заводится машина, ломается каблук, застревает лифт, и в результате вы не попадаете на собеседование. Конечно, причины этого могут быть разные, но в том случае, если вы с одной стороны понимаете, что это чудесная должность, открывающая перед вами массу перспектив, а с другой – жутко боитесь ответственности, которую она предполагает, очень сомневаетесь в своих силах и понимаете, что с получением этой работы вся жизнь может измениться, то все злоключения на пути к собеседованию – это, скорее всего, работа сопротивления.

Сломавшийся будильник или головная боль утром того дня, когда вы собрались начать регулярные пробежки, – это тоже сопротивление.

Бывает ещё интереснее. Например, вы приняли важное решение, способное изменить вашу жизнь. Допустим, записались на коуч-сессию для того, чтобы определить свои цели и начать действовать в направлении их достижения. Договорились о дате и времени, с нетерпением ждете встречи с коучем, и вдруг за несколько дней до неё в вашей голове начинают возникать мысли о том, что это всё зря, это пустая трата денег и времени, ничего не поможет, ерунда это всё, вы неудачник, лучше жить как раньше, к чему все эти сложности и т.д.

Это, как несложно догадаться, тоже работает сопротивление. Допустим, усилием воли вам удалось убедить себя в том, что задуманное мероприятие всё-таки важно и нужно для вас, и, чтобы укрепить свою решимость, вы даже оплатили сессию с коучем. Кстати, в большинстве случаев предоплата, внесенная за несколько дней до сессии, действительно, помогает. Наверняка вы наблюдали тот же эффект с абонементами в фитнесс-клуб. Если человек купил абонемент, то вероятность того, что он будет регулярно посещать тренировки, гораздо выше, чем если он платит за каждое посещение отдельно. Аналогично это работает и в психологии, и в коучинге: если сессия уже оплачена, то практически всегда, за редким исключением, человек всё-таки приходит и делает очень важный шаг к переменам в своей жизни.

Что же происходит с теми, кто является «редким исключением»? Давайте вернемся к примеру с коуч-сессией и продолжим. Итак, сопротивление побеждено, предоплата внесена. Снова наступает волнительное ожидание встречи, но за сутки до неё вы вдруг совершенно неожиданно простываете. Или звонит давний друг с предложением встретиться. Или в день встречи со специалистом срочно понадобится забрать ребенка из садика пораньше. И первая мысль, которая при этом у вас возникнет – это «Придется отменить коуч-сессию». Если вы будете честны с собой, то сумеете заметить некое облегчение при появлении этой мысли (конечно, ведь это дает вам возможность остаться в своей зоне комфорта и, вдобавок, свалить всю ответственность на силу обстоятельств). Разумеется, это тоже работа сопротивления. Причём, очень мощная. О том, что делать на этом этапе, я расскажу чуть ниже.

Когда и почему возникает сопротивление

Удивительно, но оно возникает, как правило, в тех случаях, когда наши действия могут стать стимулом для создания перемен в жизни, для роста и трансформации. Казалось бы, человек собрался менять жизнь к лучшему, откуда тогда берется сопротивление? Всё очень просто. У нас есть так называемый рептильный мозг, который отвечает за выживание. Именно «благодаря» ему у нас возникает сопротивление.

Почему? Да потому что рептильному мозгу не нужно, чтобы мы росли или развивались, его задача – сохранить жизнеспособность организма, то есть гарантировать его выживание. А что нужно для поддержания жизни? Правильно, — питание, размножение и защита. Вот из-за защиты как раз и срабатывает сопротивление. Любые перемены воспринимаются рептильным мозгом как угроза безопасности, и он всеми силами начинает саботировать наши действия, направленные на рост, трансформацию, выход из зоны комфорта.

Что же делать?

Прежде всего, понять, что это оно. Если вам, действительно, хочется сделать шаг навстречу переменам в жизни, если предполагаемые действия являются для вас экологичными, и вы не переступаете через себя, не ломаете себя, не собираетесь делать что-либо противоречащее моральным принципам и этическим нормам, но при этом всё равно вместо запланированных действий смотрите телевизор, моете машину или решаете неожиданно разобрать в шкафу, то вы встретились с сопротивлением.

Чтобы обхитрить этот защитный механизм, можно разбить путь к цели на небольшие шаги и действовать постепенно. Например, приняв решение похудеть, не нужно в первый же день начинать ежедневные трехчасовые тренировки, садиться на диету, вести подсчет калорий и делать обертывания. Вместо этого лучше начать с пары тренировок в неделю, потом подключить правильное питание, далее – добавить обертывания, увеличить количество тренировок и т.д. Главное – не торопиться и делать всё постепенно. Разбейте большую цель на много маленьких шагов и делайте, например, по одному в день.

Что же делать в ситуации, когда сопротивление уже вовсю работает, и перед вами стоит выбор между сделать и отказаться, причём, выбор явно склоняется в пользу второго варианта, как в вышеприведенном примере с коуч-сессией? В такой ситуации важно остановиться, успокоиться, вспомнить про сопротивление и подумать о том, какие могут быть варианты действий кроме отказа от намеченных планов.

Так, в примере коучем, ребенка из садика может забрать мама. С другом можно встретиться в выходной день. Простуда вообще может быть чистой психосоматикой, и её симптомы могут исчезнуть уже на пути к коучу или сразу после встреч и с ним.

Словом, не спешите при возникновении препятствий на пути к переменам сразу отказываться от действий, а сначала попробуйте найти возможности разобраться с препятствиями и всё-таки совершить задуманное. И, конечно, действуйте постепенно.

Как правило, в той сфере, к которой у нас больше всего сопротивление, и есть наша зона роста. Чаще всего именно туда нам и надо идти, там есть что-то важное. И только вы можете решить – расти вам и менять свою жизнь к лучшему, или же продолжать поддаваться на уловки рептильного мозга. Только имейте в виду, что ответственность за выбор любого из этих вариантов всё равно будет лежать на вас, ведь это ваш мозг и ваша жизнь.

Всё, теперь вы это знаете, и у вас больше нет причин оправдываться тем, что «так сложились обстоятельства». Выбирайте;)


Различия в моделях и техниках психоанализа тем не менее не снижают ценности многих базовых проблем глубинной психологии личности. Такими проблемами являются перенос и сопротивление.

Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами.

В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех импульсов и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в процессе психоанализа; для него характерна замена ранее знакомой личности личностью врача.
Перенос встречается во всех человеческих отношений, он естественен. Постепенно Фрейд осознает это и определяет перенос как важную часть психоаналитического процесса. Общим знаменателем всех явлений переноса является повторение. Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка".
В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь".

Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что психоанализ показан пациентам с неврозом переноса, т.е. со способностью регрессировать, но при этом жить в реальном мире (на это не способны нарциссические личности).

Невроз переноса - совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт оживает в аналитической ситуации. Невроз переноса разрешается путем анализа.

Типичными проявлениями реакций переноса являются:

Неуместность, т.е. неадекватность проявления реакции на объект в настоящем (30-летняя женщина ведет себя как 5-летняя девочка).

Интенсивность - чрезмерность реакции рассматривается как свойство переноса в сочетании с неуместностью.

Амбивалентность - сосуществование и чередование противоположных чувств (любви и ненависти, желаний и отвращений и др.).

Непостоянность - неустойчивость, хаотичность, беспорядочность реакций (переменчивый характер реакций).

Стойкость - длительность по времени осуществления.

Основными элементами переноса являются: объектные отношения, затрагивающие троих людей - субъекта, объект прошлого, объект настоящего; повторение, перемещение - смещение чувств, фантазий от объекта или образа в прошлом на объект или образ в настоящем; регрессия - осуществление повторения путем перехода на более ранние стадии развития объектных отношений.

Клиническая классификация реакций переноса:

1. Классификация З. Фрейда.

Позитивный перенос - отношение, которое проявляется в реакциях симпатии, любви, уважения и сексуального желания к аналитику. Несексуальные, неромантические позитивные отношения способствуют рабочему альянсу.

Негативный перенос - чувства, которые основаны на ненависти в любой из ее форм (гнев, враждебность, недоверие, презрение, зависть и др.).

2. Классификация с точки зрения объектных отношений.

Она включает в себя отцовский перенос, материнский перенос, перенос, в основе которого лежала фиксация на брате и т.д. Реакции переноса детерминированы бессознательными чувствами по отношению к отцу, матери и др. Наиболее трудными для анализа, согласно Ральфу Гринсону, являются - для женщин - примитивная любовь к матери, а для мужчин - примитивная ненависть к матери как случаи, противоречащие естественной диспозиции комплексов Электры и Эдипа.

3. Классификация по критерию либидозных фаз:

Оральный перенос - сопровождается "поглощением" слов, фраз аналитика, страхом сепарации ("звук голоса напоминает запах кофе");

Анальный перенос - сопровождается реакцией на вопросы как необходимость что-то продуцировать (ответы), ассоциации свои оценивает как драгоценный материал, интерпретации аналитика как внедрение или облегчение. Переживания по поводу автономии, стыда, чистоплотности, скупости; фаллический перенос сопровождается инцестуозной любовью и кастрационным страхом.

4. Перенос с точки зрения структуры психики:

Аналитик может представлять собой фигуру Супер-Эго (критический, отрицающий, негативный);

Ид (пациент проецирует на аналитика желания Ид, воспринимая его как совращающего, агрессивного и др.);

Эго (рассматривает его с точки зрения его с точки зрения реальности, задает вопросы "Что бы сейчас сделал мой аналитик?" "Что бы сказал в этой ситуации?").

Сопротивление - оппозиция анализу, это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа.

В работе З. Фрейда и И. Брейера "Об истерии" (1893-1895 г. г.) авторы (в первую очередь сам Фрейд) делаются открытия сопротивления и переноса. При лечении пациентки Элизабет фон Р. в 1892 г. был впервые употреблен термин "сопротивление". Фрейд объясняет этот механизм тем, что пациент "отгоняет прочь" несовместимые идеи. Причем сила сопротивления пропорциональна количеству энергии, с которой эти идеи пытаются проникнуть в ассоциации. В те годы Фрейд говорит о преодолении сопротивления с помощью давления на лоб, настойчивости и др.
К 1904г. сопротивление становится одним из краеугольных камней его теории. Гипноз, внушение и отреагирование были устранены в пользу свободной ассоциации. Постепенно Фрейд перестает рассматривать сопротивление как помеху и приходит к идее о том, что сопротивление - источник глубоких знаний о пациенте, о его симптоматике.
Современный психоанализ обобщает и развивает идеи Фрейда и его последователей, описывая клинические проявления сопротивления, виды сопротивления и технику его анализа.

Клиническими проявлениями сопротивления являются:

1. Молчание пациента, которое нередко рассматривается как повторением прошлого, где оно выступало основной реакцией на какое-либо травматическое событие. Аналитик может задавать вопросы: "Что может делать ничто в вашей голове?", "О чем ваше молчание?".

2. Отсутствие у пациента способности рассказывать.

3. Отсутствие эмоций в процессе рассказа, сухая, монотонная, невыразительная речь. Слова и чувства не соответствуют друг другу.

4. Телесные зажимы, ригидность позы, скованность движений, противоречие между экспрессивным и вербальным поведением, сжатые руки, перекрещенные ноги.

5. Фиксация во времени - пациент рассказывает только об одном времени - прошлом, настоящем и др.

6. Фиксация на внешних, маловажных, незначительных событиях.

7. Избегание тем.

8. Ригидность, повторение одних и тех же слов, действий, например, каждый сеанс начинается с одной и той же темы, симптомов.

9. Специфический язык - использование клише, технических терминов или стерильного языка (вместо "Я был взбешен" используется фраза "Я бы испытывал неприязненные чувства"). Примеры клише: "Действительно" и "верно", "Честно", "Я полагаю", "Вы знаете" и др.

10. Опоздания, пропуски сеансов. Забывчивость при оплате.

11. Отсутствие сновидений - сопротивление процессу воспоминаний. Сновидение - одна из наиболее важных форм подхода к бессознательному, к инстинктивной жизни пациента, и забывание сновидений - указывает на борьбу пациента с разоблачением его бессознательного.

12. Действие вовне, когда пациент разговаривает о материале аналитического сеанса с кем-то еще помимо аналитика.

13. Частные веселые сеансы. Во время встречи у пациента может возникать чувство удовольствия. Тем не менее психотерапевтический процесс - это скорее тяжелая работа, нежели приятное, комфортное времяпрепровождение, поэтому постоянное веселье рассматривается как признак сопротивления.

Классификация сопротивлений.
Существует несколько вариантов классификации сопротивлений. Указываем лишь на одну из них. Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные) и знакомые Эго (Эго-синтонные). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс.
Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.



Сопротивление - это внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни. Очень часто имеет место сопротивление в ходе психотерапии, поскольку именно работа с психотерапевтом запускает процесс психологических изменений в организме человека.

Сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использует в своей повседневной жизни.

Основная задача при появлении сопротивления состоит в том, чтобы понять, как именно человек сопротивляется, чему и почему.

Обычной причиной сопротивления, как правило, являются неосознанное избегание таких переживаний, как тревога, вина, стыд и др.

Так что же такое психологическое внутренне сопротивление человека?

Всем нам знакома ситуация, когда мы откладываем важные дела на потом, когда жалеем о том, что уже сделали, а часто бывает так что растягиваем выполнение простого дела на часы, недели, месяцы, хотя могли сделать намного быстрее.

читайте также:

В погоне за счастьем Само счастье не может быть конечной целью нашего странствия в жизни, ведь постоянно пребывая в счастье, мы так или иначе его обесцениваем и делаем совершенно бессмысленным.

Отдаться боли и страху Остановиться и позволить себе прожить немного времени с этой болью и этим страхом, понять, что она сами по себе ничего не значат, что исключительно только мы сами их и поддерживаем.

И на что мы только не идем, на какие хитрости, уловки, самообман, самобичевание, лишь бы не делать, то что нужно сделать, но почему-то не очень хочется.

Обычно, если человек ставит перед собой цель – он начинает действовать. Хорошо, если у нас есть высокие мотивы, тогда мы эффективно движемся к своей цели и видим успешные результаты, которые нас радуют. Но иногда бывает так, что хорошие результаты появляются далеко не сразу, и тогда мы быстро опускаем руки, при этом начинаем думать о том, что «все равно ничего не получится». Это происходит из-за того, что включаются подсознательные механизмы, уводящие нас от намеченного ранее пути, которые якобы «страхуют» нас от возможного поражения и неуспеха.

При таком сценарии очень сильно понижается уровень намерений и мотивов и мы становимся неэффективными . Может быть 2 вида причин такой неэффективности.

  1. 1-я причина: страх неизвестности в будущем, страх совершить ошибку или быть обманутым. Этот страх, как правило, не осознается и имеет корни в нашем глубоком детстве, но «руководит» нами и нашими действиями и во взрослом возрасте. Имея такой страх мы все свои внутренние силы и энергию направляем на борьбу с этим страхом и с самим собой, вместо того чтобы направлять на достижение новых целей. От этого становимся не эффективными.
  2. 2-я причина: страх совершить ошибку и в следствии этого не достигнуть желаемой цели. Этот неосознаваемый страх, как правило, имеет место если в детском нежном возрасте человек получает опыт, когда совершает ошибку, которая приводит к неуспеху и получает негативную реакцию родителей или других близких людей. В такой ситуации ребенок сталкивается с такими неприятными переживанияим, как обида, злость, разочарование. Поэтому, чтобы защитить себя от повторного переживания букета этих чувств, человек неосознанно становиться неэффективным, поддается внутреннему сопротивлению и понижается мотивация к достижению желаемого.

Таким образом получается, что мы пытаясь защитить сами себя от неприятных последствий и неудач попадаем в собственную неосознаваемую ловушку. Которая с одной стороны нас защищает, а с другой стороны не дает возможности продвигаться вперед и достигать желаемого успеха. Таким образом, получается, что опираясь на опыт детских переживаний мы действуем и поступаем так как поступали в детстве, забывая что уже выросли и можем действовать по-другому.

В итоге мы большую часть жизни живем борясь с самим собой, либо как маленькие дети, до сих пор боимся быть неудачниками. И чаще нам проще бездействовать, чем ставить цель и стремиться к ее достижению. Поэтому самым главным в преодолении внутреннего сопротивления является высокая мотивация в достижении желаемого, которая стимулирует и помогает действовать и быть эффективным.

Методы борьбы и способы преодоления внутреннего сопротивления:

  1. Важно каждому научиться упражнениям на расслабление. Всем доступным средством борьбы с тревогой, страхами и навязчивыми мыслями является мышечная релаксация. Поскольку когда человек может полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Ведь если человек умеет расслабляться, значит может регулярно отдыхать, поэтому уменьшается неосознанное сопротивление, которое может быть направлено на то, чтобы организм больше отдыхал.
  2. Научиться переключать внимание. Внимание лучше переключать на то, что нравиться делать, это может быть любое приятное занятие, увлечение или хобби. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Любая деятельность, которая вам приходится по душе, является хорошим профилактическим средством против сопротивления.
  3. Сделать себе позитивную установку, то есть поменять все свои негативные установки на прямо противоположные – позитивные. Не стоит составлять утверждений на то, что не является достижимым, этичным, а так же давать себе установки, что бы поднимать самооценку.
  4. Найдите свою скрытую выгоду от вашего сопротивления и откажитесь от нее. Как это ни странно, но человек, страдающий по какой-либо причине, очень часто имеет от этого мнимые выгоды. Обычно признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может или не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от причины страдания кажется ему ужасной. В психологии обычно это называется «вторичной выгодой». В данном случае вторичная выгода – это выигрыш от имеющихся мучений и страданий, который превосходит выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Поэтому, для того чтобы победить собственное внутреннее сопротивление необходимо отказаться от всех выгод, которые получаются в результате работы сопротивления.

Успехов Вам в преодолении собственного внутреннего сопротивления!

ВНУТРЕННЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Сопротивление - это внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни.

Очень часто имеет место сопротивление в ходе психотерапии, поскольку именно работа с психотерапевтом запускает процесс психологических изменений в организме человека.

Сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использует в своей повседневной жизни. Основная задача при появлении сопротивления состоит в том, чтобы понять, как именно человек сопротивляется, чему и почему.

Обычной причиной сопротивления, как правило, являются неосознанное избегание таких переживаний, как тревога, вина, стыд и др.

Так что же такое психологическое ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ человека?

Всем нам знакома ситуация, когда мы откладываем важные дела на потом, когда жалеем о том, что уже сделали, а часто бывает так что растягиваем выполнение простого дела на часы, недели, месяцы, хотя могли сделать намного быстрее.

И на что мы только не идем, на какие хитрости, уловки, самообман, самобичевание, лишь бы не делать, то что нужно сделать, но почему-то не очень хочется.

Обычно, если человек ставит перед собой цель – он начинает действовать. Хорошо, если у нас есть высокие мотивы, тогда мы эффективно движемся к своей цели и видим успешные результаты, которые нас радуют. Но иногда бывает так, что хорошие результаты появляются далеко не сразу, и тогда мы быстро опускаем руки, при этом начинаем думать о том, что «все равно ничего не получится». Это происходит из-за того, что включаются подсознательные механизмы, уводящие нас от намеченного ранее пути, которые якобы «страхуют» нас от возможного поражения и неуспеха.

При таком сценарии очень сильно понижается уровень намерений и мотивов и мы становимся неэффективными. Может быть 2 вида причин такой неэффективности.

1-я причина: страх неизвестности в будущем, страх совершить ошибку или быть обманутым. Этот страх, как правило, не осознается и имеет корни в нашем глубоком детстве, но «руководит» нами и нашими действиями и во взрослом возрасте. Имея такой страх мы все свои внутренние силы и энергию направляем на борьбу с этим страхом и с самим собой, вместо того чтобы направлять на достижение новых целей. От этого становимся не эффективными.

2-я причина: страх совершить ошибку и в следствии этого не достигнуть желаемой цели. Этот неосознаваемый страх, как правило, имеет место если в детском нежном возрасте человек получает опыт, когда совершает ошибку, которая приводит к неуспеху и получает негативную реакцию родителей или других близких людей. В такой ситуации ребенок сталкивается с такими неприятными переживанияим, как обида, злость, разочарование. Поэтому, чтобы защитить себя от повторного переживания букета этих чувств, человек неосознанно становиться неэффективным, поддается внутреннему сопротивлению и понижается мотивация к достижению желаемого.

Таким образом получается, что мы пытаясь защитить сами себя от неприятных последствий и неудач попадаем в собственную неосознаваемую ловушку. Которая с одной стороны нас защищает, а с другой стороны не дает возможности продвигаться вперед и достигать желаемого успеха. Таким образом, получается, что опираясь на опыт детских переживаний мы действуем и поступаем так как поступали в детстве, забывая что уже выросли и можем действовать по-другому.

В итоге мы большую часть жизни живем борясь с самим собой, либо как маленькие дети, до сих пор боимся быть неудачниками. И чаще нам проще бездействовать, чем ставить цель и стремиться к ее достижению. Поэтому самым главным в преодолении внутреннего сопротивления является высокая мотивация в достижении желаемого, которая стимулирует и помогает действовать и быть эффективным.

Методы борьбы и способы преодоления внутреннего сопротивления:

1. Важно каждому научиться упражнениям на расслабление.

Всем доступным средством борьбы с тревогой, страхами и навязчивыми мыслями является мышечная релаксация.
Поскольку когда человек может полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Ведь если человек умеет расслабляться, значит может регулярно отдыхать, поэтому уменьшается неосознанное сопротивление, которое может быть направлено на то, чтобы организм больше отдыхал.

2. Научиться переключать внимание.

Внимание лучше переключать на то, что нравиться делать, это может быть любое приятное занятие, увлечение или хобби.
Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Любая деятельность, которая вам приходится по душе, является хорошим профилактическим средством против сопротивления.

3. Сделать себе позитивную установку.
То есть поменять все свои негативные установки на прямо противоположные – позитивные.
Не стоит составлять утверждений на то, что не является достижимым, этичным, а так же давать себе установки, что бы поднимать самооценку.

4. Найдите свою скрытую выгоду от вашего сопротивления и откажитесь от нее. Как это ни странно, но человек, страдающий по какой-либо причине, очень часто имеет от этого мнимые выгоды.

Обычно признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может или не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от причины страдания кажется ему ужасной.

В психологии обычно это называется «вторичной выгодой». В данном случае вторичная выгода – это выигрыш от имеющихся мучений и страданий, который превосходит выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Поэтому, для того чтобы победить собственное внутреннее сопротивление необходимо отказаться от всех выгод, которые получаются в результате работы сопротивления.

Успехов Вам в преодолении собственного внутреннего сопротивления!

Наталия Колодяжная.