Урок по литре 6 кл. Грохочет, бушует, пугает Светит, греет, ласкает

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.

Цели:

1.Познакомить с поэтом Ф.И.Тютчевым, с его творчеством, научить составлять синквейн,

2.развивать умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся,

3. воспитывать любовь к природе.

Дидактические средства:

    Компьютер

    Запись слайдов с изображениями пейзажей, портрета Ф.И.Тютчева

    Картинки с изображением солнца и тучи

    Доска, мел.

План подготовки:

1. Подбор слайдов

2. Печатание картинок солнца и тучи.

3. Распечатка стихотворения «Неохотно и несмело»

Эпиграф :

Чувство природы в нём

Необыкновенно полно, живо и верно.

И.С.Тургенев

Ход урока

1.Орг.момент .

2.Сообщение темы и целей урока :

Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с личностью поэта Ф.И.Тютчева, с его произведениями, будем учиться анализировать стихотворение, научимся составлять синквейн. Я очень надеюсь, что мы поработаем хорошо и выполним всё, что наметили.

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова И.С.Тургенева «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» В конце урока мы вернёмся к этим словам и выскажем своё мнение, согласимся или не согласимся с Тургеневым.

3 . Стадия «Вызов»

Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:

1 слайд «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

2 слайд «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

3 слайд «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

4 слайд «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

5 слайд «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

(Ф.И.Тютчев)

Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.

6 слайд

Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник»

Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о природе.

4. Словарная работа.

7 слайд

Как вы понимаете значение слов: нива, окаймить, смятение, сияние?

(Нива – обработанное поле, пашня, посевы.

Окаймить – очертить.

Смятение – смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние.

Сияние – яркий блеск, лучистый свет, радость)

5.Чтение стихотворения учителем .

Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849 году

8 слайд

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

6.Работа по тексту.

Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение?

Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?

Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?

Что вы чувствовали?

Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния.

Какие возникают желания в такие моменты?

А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы?(как в прямом, так и в переносном смысле)

(Гроза – это что-то страшное, грозное. Это кто-то грозный,устрашающий)

На сколько строф делится стихотворение? (на пять)

Какие эпитеты использовал поэт?

Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении такой троп. (солнце смотрит неохотно и несмело, земля принахмурилась)

9 слайд

Перечитайте ещё раз текст и скажите, правы ли критики, говоря, что «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы»

Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись:

I ряд : Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)

II ряд : Что увидели. («солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»)

III ряд : Что почувствовали. («ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»)

Так правы критики или нет?

Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ - настроение лирического героя.

(Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом, по мере завершения грозы, становится хорошим, солнечным, т.к. после грозы природа предстаёт обновлённой. Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже сияет от радости, что пришла весна и что победа её очевидна)

Благодаря чему победа весны очевидна?

(Благодаря весенней грозе)

Страшной ли оказалась гроза в стихотворении?

(Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни)

Правильно, именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.)

Так какой же образ оказался главным в стихотворении?

(Образ грозы)

Что хотел сказать читателям поэт этим стихотворением?

Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.

Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к грозе, выражая свой восторг и восхищение.

10 слайд . Т юльпаны

А это наша, калмыцкая степь весной. Гроза – нечастое явление в Калмыкии, но её очистительная сила неоспорима. А степь после дождя расцветает и благоухает великолепно.

11 слайд.

7 Составление Синквейна.

А теперь я предлагаю вам составить синквейн со словами гроза и солнце.

Вы знаете, что такое сиквейн?

Это пятистишье, в котором 1 строка – существительное,

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола

4 строка – Фраза из 4 слов,

5 строка – синоним существительного.

Получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.

ГРОЗА Солнце

Лютая, грозная Тёплое, ласковое

Грохочет, бушует, пугает Светит, греет, ласкает

Весеннее явление природы. Светящееся небесное тело.

Ненастье. Свет.

8. Домашнее задание.

Выучите наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева.

9. Подведение итогов урока.

В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?

На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко.

Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите её на доску.

12 слайд.

Спасибо, я рада, что у всех вас солнечное настроение, и у меня оно солнечное от того, что я пообщалась сегодня с такими светлыми, замечательными людьми, как вы.

Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко.

Данный урок проводится в 6 классе во II четверти при изучении произведений русской литературы поэтов и писателей 19 века. В 6 классе в центре рассмотрения произведений находится ГЕРОЙ. Герой - тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий, происшествий, организующих сюжет. В произведении Ф.И.Тютчева «Гроза» главный герой - природное явление Гроза.

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Жанр басни в мировой литературе»

Учитель Москалева М.Е.

МОУ «СОШ № 9 с. Нины»

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал

Цели урока:

    Углубить представление о жанре басни;

    Расширить читательский кругозор;

    Учить правильно понимать смысл и мораль басен;

    Учить элементам сравнительного анализа текстов.

Ход урока:

Оргмомент, постановка целей и задач урока:

Какой теме были посвящены наши с вами прошлые уроки? (Басня)

Все, что мы знаем о баснях можно представить в кластере . Кто выполнит эу работу?

Пока ____________ работает у доски ответьте мне на вопрос:

- только ли в России был сформирован жанр басня?

(НЕТ, еще в Древней Греции. Франции и др странах)

А как вы думаете как будет называться Тема нашего урока «Жанр басни в мировой литературе» запишите ее в тетрадь

Сегодня у нас заключительный урок по общей теме «Басни». Мы с вами будем должны совершить небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни; узнаем имена тех, кто работал в жанре басни помимо И.А. Крылова;

будем совершенствовать свое умение анализировать и выразительно читать басни; учиться правильно понимать смысл и мораль басен, а также развивать свои творческие способности.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала следующие слова: «Басня – подруга жизни…»

Имеем ли мы право так утверждать?

Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга? (выслушиваем ответы учащихся)

Работа со словарем .

Вывод: назначение басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.

Работа по теме:

Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э.. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром;

Работа в парах Найдите уже известную вам информацию об Эзопе. Отметьте, чего вы не знали и расскажите это нам.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном.

В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России, в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И.

Позже самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым.

Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву с просьбой посмотреть его безделку: три басенки , которые он перевел из Лафонтена. Дмитриев, сам когда-то переводивший эти же басни, пришел в полный восторг. «Вы нашли себя, говорил он Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…» высоко оценивал дар Крылова и Н.В. Гоголь. В своей статье он писал: «Его басни отнюдь не для детей. Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски. Всюду у него Русь и пахнет Русью».


Какие пороки высмеивали баснописцы в своих баснях? (ответы учащихся: жадность, глупость, излишнюю доверчивость, наивность).

Что можно сказать о басне «Волк на псарне?» о чем мы прочитали между строк, что написано эзоповским языком?

Давайте прослушаем басню «Свинья по дубом» в исполнении артиста Александра Колгана, что хотел сказать автор этой басней?

В этой басне вам встретились 2 слова похожие друга друга НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА

Хотелось бы напомнить, что 2015 год – объявлен Годом литературы

22 сентября исполнилось 115 лет великому лексикографу, автору толкового словаря русского языка Сергею, Ивановичу Ожегову

Работа со словарем

– Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

Почему о Свинье говорится как о невежде? Что это значит в данной басне?

В чем разница значений слов «невежда» и «невежа»? Придумайте предложения с каждым из этих слов. Какое из этих слов более всего характеризует свинью?

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Чтение по ролям Кто подготовил басню ворона и лисица?

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Физминутка

Сегодня наша задача сопоставить басни Возьмем басню «Лисица и виноград»

Работа в группах

вам понадобятся тетрадочки, ручки

Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение.

Чтение басен учителем (Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова)

Басни для сравнительного анализа

Эзоп:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен:

Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь!»

-Сейчас, ребята, пользуясь планом сравнительного анализа , попробуем найти общее и различное в этих трех баснях (На столах учащихся находится раздаточный материал – все три басни, прочитанные учителем. Учитель должен коснуться каждого пункта плана сравнительного анализа.

Учащиеся, отвечая, попутно заполняют таблицу «Общее и различное» в тетрадях).

1 Общая тема, герой

2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).

4. Басня имеет поучение – мораль.

Различное:

    Басня Эзопа по объему короче остальных, она написана в прозаической форме, содержит мораль.

    Басня Жана де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, лис-нормандец); зачатки стихотворной формы; Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

3. Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет».

Молодцы

Задание по группам

V. Групповая работа.

Учитель. Мы с вами выяснили, что для басни характерна мораль – высказывание, в котором заключена основная мысль. И действительно, мораль есть во всех баснях Крылова. Ваша задача – вспомнить, к какой басне какое высказывание относится.

1-й вариант

«Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Квартет», «Листы и Корни», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне», «Петух и Жемчужное Зерно».

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

2) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

3) У сильного всегда бессильный виноват.

4) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

5) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

6) Невежи судят точно так:

7) А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

8) Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас.

2-й вариант

«Свинья под Дубом», «Кот и Повар», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно».

1) Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

2) Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3) Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

4) Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!

5) А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

6) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит:

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Зачитываем вслух, выразительно; соглашаемся или нет, комментируем.

Молодцы, возвращаемся на места и продолжаем работать

Викторина по басням И.А. Крылова

Поскольку сегодня у нас заключительный урок, я предлагаю вам еще раз вспомнить замечательные басни И.А. Крылова. Сейчас мы проведем небольшую викторину.

Задание 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

(«Лебедь, Рак да Щука»)

    А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

(«Квартет»)

    То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

(«Мартышка и Очки»)

Задание 2. Закончите крылатые выражения (Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений):

Индивидуальное Задание. Помогите герою басни найти свою

Свинья - дуб

Петух - кукушка

Моська - слон

Ворона - лисица

Ягненок - волк

Стрекоза - муравей

Васька – повар

Задание . Герои «перемешались».

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(«Лебедь, Рак да Щука», «Квартет», «Соловей»)

. - В 1855 году скульптор П.К. Клодт создал в городе Санкт-Петербург уникальный памятник И.А. Крылову. В основании памятника он разместил героев его басен – зверей, птиц, растений. Так память о легендарном русском баснописце останется вечной.

А как вы думаете: Басенный жанр закончился?

- В XX столетии жанр басни тоже развивался. Один из известных советских баснописцев – С.В. Михалков (слайд 19). Давайте познакомимся с его басней «Грибы»:

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

    Смотрите на меня! Заметней нет поганки!

    Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

Определите мораль басни?

Выводы по уроку (отвечая на поставленные учителем вопросы, ученики тем самым делают выводы не только по данному уроку, но и по всей теме (3-4 урока) в целом) :

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

ХХI век принесет миру много новых имен. Будут, наверное, среди них и новые баснописцы. Может быть, вы окажитесь ими? Запишем домашнее задание. На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Ученик Московской школы, тоже пятиклассник, сочинил такую басню… Пробуйте и дерзайте и вы!

Приложение 2

Примерное сообщение об Эзопе

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он – раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название – эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.

Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Мораль в них всегда помещена в конце. Давайте прослушаем некоторые из басен Эзопа и попытаемся раскрыть их смысл.

(В исполнении учащихся звучат басни Эзопа «Собака с куском мяса», «Олень и виноград»).

все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа».

Какие пороки высмеивает Эзоп в своих баснях? (ответы учащихся: жадность, глупость, излишнюю доверчивость, наивность).

Какие русские пословицы отражают суть эзоповских басен? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Не руби сук, на котором сидишь»).

Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

– О каком герое басни Крылова идет речь?

1) «Лето красное пропела». (Стрекоза.)

2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…». (Мартышка.)

3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк.)

4) «От радости в зобу дыханье сперло». (Ворона.)

5) «Слушает да ест». (Кот Васька.)

6) «И кончил подвиг тем, что сам попал в полон». (Вороненок.)

7) «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье». (Соловей.)

8) «Слона-то я и не приметил». (Любопытный.)

9) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». (Свинья.)

II. Разгадывание кроссворда.

1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)

2. Вид литературного произведения. (Басня.)

3. Известный русский баснописец. (Крылов.)

4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)

5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)

6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)

О чем мы говорили сегодня на уроке

Мотивированное оценивание

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов»

Цели:

1. Образовательная цель: знакомство с творчеством поэтов 19 века.

2. Развивающие цели:

  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
  • повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.

3. Воспитательные цели:

  • Воспитание любви к прекрасному;
  • воспитание интереса к поэтическому слову, любви к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выразительно читать поэтические тексты; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.

УУД: коммуникативные : слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Инструменты:

  1. стихотворения в учебнике,
  2. репродукции картин, презентация
  3. компьютер,
  4. проектор.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Н. И. Рыленков

Оборудование: книжная выставка, интерактивная доска, портреты поэтов, тексты изучаемых произведений

Ход урока

Вступительное слово

В стихах многих русских поэтов воспета природа, любовь к Родине. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Я. П. Полонского. Их поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова.

Демонстрируется портрет поэта. Афанасий Афанасьевич Фет

Сказки, услышанные им в раннем детстве от крепостных девушек, способствовали развитию любви к природе, ко всему необыкновенному. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные народные песни, а то вдруг начинали вспоминать страшные истории о чертях и ведьмах, о происшествиях в часы ночных гаданий. Мальчик всё принимал за правду. Рос он мечтательным и пытливым. С деревенскими ребятишками ходил он по грибы, на рыбалку, лазал по деревьям, скакал на лошади.

Отец решил дать сыну хорошее образование. Фет закончил МГУ, словесный факультет. К этому времени накопилось много стихов. И он решился показать их Гоголю. Стихи понравились. Это окрылило Фета. Он стал писать больше и тщательнее. При жизни поэта вышли 5 поэтических книг. Его стихами увлекались И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. М. Горький.

Фет пристально и с большой любовью вглядывается в жизнь природы. Розы у него грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Ясно слышен голос соловья, жаворонка. Читая его стихи, вы словно впервые видите лукавую рыбку, серебристого зайца. Весь этот пёстрый мир движется, дышит, радуется жизни.

Природа в его стихах и радостная и грустная. Чувства поэта то яркие, сильные, то едва уловимые. Настроение подчас зависит от смены времени года.

Прослушивание в записи стихотворения А. Фета «Колокольчик».

Ученик читает наизусть стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и

Колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Сообщение о Ф. И. Тютчеве. Демонстрируется портрет поэта.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в старинной дворянской семье, в Орловской губернии. Юные годы провёл в Москве. Блестяще закончил МГУ, факультет словесности. Вскоре уехал за границу. Прожил там 22 года, но не терял связи с Родиной, приезжал в родные места. Фёдор Иванович,как поэт, был признан по возвращении на Родину. О нём с восхищением отзывались А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. А. Фет. Тютчев вошёл в литературу как певец природы, мастер стихотворного пейзажа. Мир в его стихах полон таинственности, загадочности. От них веет молодостью, жизнелюбием.

Ученик читает наизусть стихотворение «Неохотно и несмело». Обращается внимание на выразительное чтение.

Прослушивание в записи того же стихотворения «Неохотно и несмело».

Учащиеся читают наизусть стихи «Смотри, как запад разгорелся», «Листья».

Сообщение об А. Н Майкове Демонстрируется портрет поэта.

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году. Детство его прошло в селе Никольском Московской губернии. Он из старинного дворянского рода.

Отец – академик живописи, мать – писательница. А. Н. Майков окончил Петербургский университет, юридический факультет. Рано начал писать стихи. Его занимают исторические темы, взятые из жизни греков, римлян, итальянцев, славян. Но он и певец природы, мастер среднерусского пейзажа.

Он создаёт конкретные картины и образы, проявляя глубокое чувство и большую живописную зоркость. Много его стихов положено на музыку П. И. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым и другими композиторами.

Прослушивание выразительного чтения стихотворения «Весна». Читает ученик.

Сообщение об А. К. Толстом. Демонстрируется портрет поэта.

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине. Начал писать стихи и прозу с 6 лет. Воспитывался у дяди, писателя, который специально для мальчика написал сказку «Чёрная курица» (Антоний Погорельский). Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой. В совершенстве владел несколькими языками. Служил при царском дворе. Вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми писал под псевдонимом Козьма Прутков стихи, басни, пьесы. За ним утвердилась слава юмориста. Послушайте его «изречения»:

«Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить».

«У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами».

Писал он и на исторические темы.

Последние годы жизни провёл под Брянском, в имении Красный Рог. Здесь он слушал пение птиц, наблюдал за природой, писал стихи. На его стихи написано много песен, романсов композиторами П. Чайковским, С. Рахманиновым, Н. Римским-Корсаковым, А. Бородиным, П. Булаховым

Прослушивается романс в грамзаписи «Колокольчики мои» музыка П. Булахова.

Сообщение об Я. П. Полонском. Демонстрируется портрет поэта.

Яков Петрович Полонский родился в 1819 году в Рязани, в семье чиновника. Окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1844 году вышла первая книжка «Гаммы». Слава пришла к нему поздно. Отдельные его стихи положены на музыку. Любил писать о природе. Учащийся читает стихотворение «Дорога».

Заключительное слово.

Заканчивается наше с вами небольшое путешествие в мир прекрасного, в мир поэзии. Сегодня прозвучали стихи замечательных поэтов, подлинных мастеров русского стихотворного пейзажа: А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Толстого, Я. Полонского. Их стихи помогают нам вслушаться и всмотреться в кажущуюся простоту родного пейзажа, понять «всю прелесть застенчивой русской природы». (Н. Рыленков)

Благодаря им мы начинаем ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства которого предстоит нам всем вместе.

Подведение итогов. Вопрос учащимся:

Чьё творчество понравилось вам больше всего?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».


Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема:

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении "Тучи"

Цель урока:

вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; научить анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания;

    • развивать умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства.

      прививать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения новой темы. Урок с использованием элементов технологии критического мышления.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация.

Легко ли быть человеку одному? Что он испытывает, когда рядом нет близких людей, их поддержки, понимания? Попробуем в этом разобраться.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формулировка целей и задач урока

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству М. Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете с детства. Вы уже знакомы с биографией и творчеством этого замечательного поэта из курса литературного чтения начальной школы и 5 класса.

Сегодня предлагаю вам продолжить разговор о поэте и его творчестве, рассмотреть мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи».

-Как вы думаете , какая цель стоит перед нами при изучении этой темы в 6 классе?

Правильно, мы должны повторить известные факты биографии поэта, дополнить их новыми сведениями, познакомиться со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, проанализировать их с учетом полученных знаний и работать над техникой выразительного чтения стихотворений.

Записать тему в тетрадь

Актуализация прежних знаний

Работа над портретом.

- Посмотрите на портрет М.Ю. Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке? (Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный)

Обратите внимание на годы жизни поэта. Что вы можете сказать?

(Прожил недолгую жизнь. В 2014 году исполнится 200 лет со дня рождения М.Ю. Л.)

В 5 классе мы познакомились с очень известным произведением Л. Каким? (Бородино)

Какому важному историческому событию посвящено стих-е? (Бородинской битве)

В 2012 году мы праздновали 200летие со дня Бородинского сражения.

Кто помнит строки из стих-я?

Учитель: М.Ю.Л. очень любил свою Родину, постоянно думал о ней. Но сам провел жизнь вдалеке от своего дома.

Слово учителя о биографии и жизни поэта

Посмотрите на эпиграф: «Я сын страдания» Почему Л. Так написал о себе?

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив сына у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья .

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал . Он много читал, лепил, рисовал акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы.

В 1827 году Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ.

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 г оду на дуэли, как и А. С. Пушкин.

Свободное письменное задание

Письменно в тетради ответить на вопрос (2 минуты)

-Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая , печальная, несчастная )

Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?

Работа с учебником . Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания стих-я «Тучи».

Несмотря на то, что стих-е было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.

Прослушивание стих-я из фонохрестоматии. Закройте глаза!

ПАУЗА!

Составление словарика к тексту стих-я. Выступление творческой группы.

Странник - 1. Странствующий ч-к (обычно голодный или бездомный). 2. Ч-к, идущий

пешком на богомолье.

Лазурный - цвета лазури, светло-синий.

Жемчуг - драгоценное украшение.

Изгнанник - ч-к, который изгнан откуда-нибудь.

Преступление - общественно-опасное действие, нарушающее закон.

Клевета - порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь.

Тяготить - быть в тягость кому-нибудь, обременять.

Проверка восприятия текста:

Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

(Устное рисование)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. 3 раза!

Чтение учителем первой строфы.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?

Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)

Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)

Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

С каким словом оно рифмуется? («странники»)

Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь )

Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

- С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

Запись в тетрадь определения:

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.

Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.

Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?

Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).

(Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).

.

Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.

Чтение учителем второй строфы.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?

Кому задает поэт эти вопросы?

Ждет ли он ответа на них ?

Риторические вопросы! (Вопрос, на который не ожидается ответа, называется риторическим)

Почему поэт должен расстаться с родиной?

А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)

Почему? (настоящие друзья не предают) Значит , друзей у него нет, он одинок, гоним.

Отработка выразительного чтения .

Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию

Чтение учителем третьей строфы.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?

В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой , оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

Отработка выразительного чтения .

Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение

Работа в парах .

Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии

Тучки - странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Небесные

Степь лазурная

Цепь жемчужная

Милый север

Сторону южную

Зависть тайная

Злоба открытая

Друзей клевета ядовитая

Нивы бесплодные

Вечно холодные

Вечно свободные

Вечные странники

Судьбы ли решение

Тяготит преступление

Чужды вам страсти

Чужды страдания

Нет у вас родины

Нет вам изгнания

Как я, изгнанники

Подведение итогов по анализу ст-я . Какова основная мысль ст-я?

Взаимоопрос (обсуждение в парах )

ВЫВОД : В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.

Итоговое выразительное чтение стих-я уч-ся

РЕФЛ Е КСИЯ

Составить синквейн к стих-ю:

1 -тема (сущ-е)

2 - описание (2 прилаг-х)

3 - действие (3 глагола)

4 - фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме

5 - синоним темы (1 сущ-е)

Тучи

Небесные, холодные

Мчитесь, гонит, тяготит

Нет у вас родины

Свобода

Закончи предложения:

Самым интересным для меня на занятии было…

Сегодня на уроке трудным для меня было…

Урок заставил задуматься меня о…

Д/з: выучить стих-е наизусть

рисунок (по желанию)

Итоги урока