Турки-османы. Турки‑османы

Османы были не только завоевателями, но и народом, оказавшим огромное влияние на культуру современной Турции. Созданная ими империя существовала несколько веков и стала известна в мире благодаря своему могуществу и богатству.

История

До османов значительной территорией в Азии владели сельджуки. В конце 10 века нашей эры именно они стали процветающим народом, однако с течением времени произошел раскол на несколько государств. Предпосылки рождения Османской империи следует искать в 13 веке, когда туркменские племена были вынуждены отправиться на запад и остановиться в Малой Азии. Здесь они встречаются с Алаэддином - румским султаном, который враждовал с Византийской империей. Оказав значительную поддержку, туркмены получили земли для владения.
Предводителем туркменов был Эртогрул, сын которого и стал великим султаном Османом I. Осман боролся с Византией, а к началу 14 века стал султаном и отказался подчиняться румским правителям. С течением времени влияние османов только возрастало. К концу 15 века в их власти оказался весь Малоазиатский полуостров. Их влияние было настолько велико, что многие турки сами объявляли себя османами и признавали власть султана. В результате в 17 веке османы захватили огромные области, в которые входили территории современных стран Европы, Египта, Туниса, Аравийского полуострова и других.

Культура

Османы активно развивали литературу, архитектуру, науку и технику. Невероятного уровня у них достигло прикладное искусство, главным образом сосредоточенное на производстве ковров. Развитие получила и каллиграфия, книжное искусство (османская миниатюра). Интересной особенностью последней был отказ художников от добавления подписи. Другой особенностью миниатюры стало изображение нескольких периодов времени в рамках одной картины. Центральной темой для османских миниатюристов стала демонстрация безграничной силы и благодетели Аллаха. Ближе всего к османской миниатюре находится абстракционизм.
Среди творческих деятелей османов было много поэтов. Прозаики стали появляться только в начале 19 века. Активное развитие получила строфа газель, вместе с ней развивался диван, представляющий собой лирические стихотворения группы поэтов, которые объединяли по конкретному признаку.
Особое место в османской культуре занимают архитектурные достижения народа. Величайшими шедеврами строительства стали мечеть Улу-Джами, мечеть Баезида II, мечеть Махмуд-паши и дворец Топкапы. Немало вдохновения архитекторы почерпнули у европейцев, что наглядно отражают купола мечетей, созданные Мимаром Синаном. В позднем периоде империи стал проявляться патриотизм, подчеркивание многонациональности. Ярким примером архитектуры поздней Османской империи является здание Стамбульской почтовой службы.

Традиции


У османов сложился целый ряд традиций, многие из которых не были переняты современными потомками. Однако именно эти традиции в серьезной мере влияли на жизнь всего народа. Были среди обычаев и довольно варварские.

  1. При Мехмеде Завоевателе распространение получение братоубийство. Он был первым султаном, который повелел казнить всех родственников, принадлежавших к мужскому роду. Расправу учинили даже над самым младшим братом, едва появившимся на свет. Мехмед повелел расправляться со своими родственниками и другим сыновьям, чтобы у того, кто станет султаном, не было потенциальных врагов.
  2. Братоубийство не считалось правильным, однако оно подчеркивало проблему борьбы за престол. Решение нашлось в создании нового обычая, следуя которому, султаны должны были ограничивать свободу родственников мужского пола. Их держали в специальных комнатах под охраной, которые становились для членов королевской семьи золотыми клетками. Они могли получать наложниц в пользование, пить, есть сколько душе угодно, но фактически свободы не имели.
  3. Еще одним примечательным обычаем стала немногословность правящего султана. Этикет не позволял ему говорить много, поэтому была создана система жестов, с помощью которых султан отдавал приказы.
  4. Палачами выступали садовники, причем у османов казнь в виде отрубания головы для представителей царской семьи отсутствовала. Казнили иначе, используя веревку. Такой метод использовали не только в отношении неугодных наследников престола, но и чиновников.
  5. Ближе к 19 веку сложился обычай вручения шербета, который позволял одариваемому понять, ждет ли его смерть. Красный означал казнь, а белый - помилование.

Даже в случае, если визирю грозила смерть, он мог попробовать убежать от садовника, скрываясь в лабиринтах дворцовых садов. Если он убегал, его лишали титула, но оставляли в живых. Далеко не всем визирям удавалось сбежать, ведь садовник был моложе, сильнее и крепче. Известен случай, когда один из садовников за свою службу сумел занять место губернатора провинции. В связи с частыми казнями визирей последние даже стали носить при себе завещание, ведь они прекрасно знали, что в случае возникновения больших проблем в империи, первыми обвинят их.


Роксолана

При османах широкое распространение получили гаремы, в которых могло насчитываться несколько сотен женщин. Большинство было рабынями, других же покупали на своего рода аукционах. Удивительно, но некоторым из этих женщин посчастливилось стать значимыми особами при дворе. Одной из таких стала Роксолана - девушка, родившаяся на Украине. Ее полюбил султан Сулейман, что позволило ей достигнуть процветания.
Подготовка янычаров тоже стала своеобразным обычаем. Янычарами становились мальчики, которых забирали из семей. Выбирали наиболее сильных, после чего отправляли в специальные лагеря, где они проходили усиленные тренировки. Если мальчик демонстрировал недюжинные умственные способности, его направляли во дворец на службу. Впоследствии он мог стать визирем и занять важную государственную должность. Остальные по достижении 20 лет отправлялись в войско янычаров, где они обучались военному делу и становились членами элитных войск.

Внешность

Одежда


В изготовлении костюма османы многое переняли у завоеванных народов, в том числе персов. Основными тканями для пошива служили сукно, лен, атлас, батист, сафьян и мех. Воинам надлежало носить одежду белого и зеленого цветов, султаны наряжались исключительно в белые наряды, а представители духовенства носили одежды зеленого цвета.
В мужской моде простых османов роскоши не было. Верхней одеждой служил кафтан или куртка, под ней мужчина носил рубашку, на ноги надевал штаны из шелка или тонкого полотна. Такой вариант одежды был характерен не только для простых, но и для большинства мужчин Османской империи в целом. Штаны могли быть длинными и широкими, хотя с течением времени появились и более короткие. В первую очередь их предпочитали янычары. Носили такие штаны вместе с чулками и длинной рубашкой с широкими рукавами.
Кафтаны были преимущественно одноцветными, застегивали их на пуговицы. У янычаров кафтаны зачастую не имели рукавов или были короткими - до локтей. Кафтаны постепенно уступали место камзолам, которые шили из сукна.

Основным цветом мог быть синий или красный. Как и кафтаны, камзолы украшали вышивками и пуговицами. Его подпоясывали кушаком с красивой бахромой. Разумеется, военным было положено использовать ремень или пояс из кожи.
Некоторые османы могли позволить себе верхнюю одежду фередже. Это своеобразная одежда, которую изготавливали из шерсти, отделывали дорогим сукном и мехом. Отличительной чертой фередже стал роскошный воротник. Спереди одеяние украшали пуговицы. С помощью фередже обладатель демонстрировал свой статус, который подчеркивали определенные цвета. Остальные же для холодного времени года использовали плащи, которые шили из верблюжьей шерсти. Обувью могли служить ботинки с заостренными носами или сапоги на каблуке.

Во многом женский костюм копировал мужской. Главным его отличием было использование полукафтана, отличавшегося от полноценного кафтана более короткой длиной. Поверх женщина могла надеть дополнительный кафтан с глубоким вырезом в районе ворота. Второй кафтан был более длинным и имел разрез в районе колен. Его завязывали с помощью пояса или кушака. У богатых женщин кушак и пояс украшались драгоценными металлами.
В моде у османок были плащи. Шли их из шелка черного цвета. Воротники же были зеленые, причем такой предмет гардероба обычно носили только представительницы знати, а вот шерстяные плащи были доступны всем. Женщины не могли открывать лицо и ноги, поэтому носили длинные штаны и покрывала марамы. Марамы завязывали под подбородком и закрывали лицо так, чтобы видны оставались лишь глаза. Покрывать приходилось и голову. Из обуви были распространены сафьяновые башмачки, обычно красного цвета.

Еда


Многообразие османской кухни удивит любого гурмана. На нее повлияли соседние народы, хотя и сами османы сделали собственную кухню самобытной. Изначально этот народ вдохновлялся греками, заимствуя у них многие рецепты. Место приготовления пищи располагали обычно в подвале. При наличии сада печь устраивали прямо там. До сих пор в Турции сохранились пекарные лавки, наглядно подтверждающие особенности приготовления пищи у османов.
Простой народ питался овощами, бараниной, крупами, а на сладкое любил есть мед. Всему миру известны турецкие кебабы, первые из которых начали делать еще до появления Османской империи на свет. К каждому блюду всегда подавали свежеприготовленные лепешки, заменяющие хлеб.

Рацион тех, кто был приближен к султану, отличался роскошью. Для султана же могли достать практически все, чего пожелает его душа.

  • омары, рыба-меч, креветки, икра и многие другие деликатесы всегда были доступны правителям Османской империи;
  • знать любила баловать себя шербетом, который популярен среди турков и в наши дни;
  • в каждом блюде присутствовали специи, их особенно много добавляли в плов; богатые ели плов с шафраном - очень дорогой специей;
  • из весьма экзотических блюд можно отметить фаршированную дыню.

Между делом османы могли есть фисташки или другие орехи. Они никогда не гнушались добавлять в пищу масло - их кухня сама по себе не являлась диетической. Современные турки остались верны этой тенденции. Еда, по их мнению, должна быть сытной и вкусной. Поэтому они всегда едят много, особенно на завтрак, который может включать целый набор блюд, как при шведском столе.

Османы заслуживают большого уважения. Их народ смог создать могущественную империю, которая долгое время правила железной рукой. Они создали культуру, которой восхищаются миллионы людей, и повлияли на мир кулинарии. Их самым великим достижением стало развитие военного дела, но не забыли о том, что важно не только завоевывать, но и строить.

Видео

Турки османские

или отманские , также османы , османлисы (по имени основателя династии Османидов Османа, Отмана) - народ юго-западной ветви тюркского (см. Тюрки) племени, потомки древних канглов, живших в области Сырдарьи, в свое время основавших империю сельджуков (см.). После распадения последней они объединились в XIV в. под владычеством Османидов, вождей другой отрасли канглов (cayi-kanli = канглы рода каи), которые под напором монголов переселились из Хорасана в Армению, а восемь лет спустя, вынужденные снова уйти от нашествии монголов, перешли в Малую Азию, где сначала стали ленниками сельджуков, а после разрушения монголами государства этих последних, при Османе, стали во главе разрозненных частей распавшегося государства и основали Оттоманскую империю (см. Турция). Т. входят в состав трех государств: Турции (османы Турции: 10000000 д., из них громадное большинство, свыше 9 млн., сосредоточено в Малой Азии), Персии (2000000) и России, в Карсской обл. и Кутаисской губ. (свыше 70000). Османы Турции, кроме того, делятся на оседлых жителей городов и земледельцев, совершенно утративших родовой быт, и кочевых (юруки около Айдина, в числе 200000 д., затем туркмены и юруки около Смирны, в числе до 300000 д., авшары в Антитавре, пришедшие, по их преданиям, из Хорасана, ногаи около Адана, переселившиеся из Закавказья после Крымской войны и др.), сохранивших разделение на роды, названия которых обнаруживают родство с другими тюркскими народностями (иранскими тюрками и туркменами). Т. персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в XIII в. тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских Т. основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении Т. совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса Т., вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуо-в, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д. Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы Т. красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома Т. эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди Т. мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой растительностью на лице. Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды (Riegler). В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт курдского типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по сев. границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Сев. Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным. Что касается Европейской Турции, то даже Стамбул представляет смесь самых различных типов переднеазиатских, кавказских и греко-славянских, смесь, кажущаяся однородной исключительно только благодаря однообразному покрою одежды, головному убору, бритой голове и нестриженой бороде и т. д. Измерения Вейсбаха и Ивановского над ста черепами из разных мест Европ. Турции дали подавляющее большинство долихоцефалий (сред. гол. указ.: 74), остальные с показат. 80-81 (субрахицефалия). У 143 Т., измеренных Елисеевым в Малой Азии, рост оказался в среднем 1,670, а головной указатель 84, причем брахицефалов и суббрахицефалов 60% (преимущ. среди кочевников) долихоцефалов и субдолихоцефалов только 20% (среди городского населения). У 40 Т. Ахалцыхского и Ахалкалакского районов, измеренных г. Пантюховым, рост оказался 1,660, а головной указатель 84,70. Между тем для всей тюркской расы характерна гипербрахицефалия с головным показателем 85-87 и средняя роста в 1,670-1,680. При всей разнородности своего этнического состава Т. объединены тем внутренним всепроникающим единством, которое может дать одно только мусульманство, система столько же религиозная, сколько социально-политическая. Но и мусульманская культура по историческим, этническим, климатическим условиям отлилась у турок в резко национальную форму, значительно отличную от сельджукской и других мусульманских благодаря последовательному влиянию трех различных культур: сначала персидской (в периоде вплоть до завоевания Сирии), оставившей свои следы до настоящего времени в языке, пристрастии к персидским оборотам и в некоторых обычаях (напр. обычай одаривать друг друга в дни весеннего равноденствия сладостями), затем арабской, специфически-мусульманской, отразившейся своим характером на народном языке, нравах и общественной жизни, наконец, византийской, отразившейся не только на материальной культуре, государственных учреждениях, но даже и в наиболее консервативной области, религиозной. Такие, например, отступления от религиозной традиции, как ношение короткого платья, так называваемых salta вместо традиционных длинных плащей, бритье бороды, рассматриваемые другими мусульманскими народами за грех ренегатства, явились результатом византийского влияния. От чисто тюркских обычаев Т. сохранили весьма немногое. В некоторых местах в Анаталии новорожденные обсыпаются солью и обмазываются жиром, как у киргизов. Как у этих последних, новобрачная торжественно вводится в дом жениха, хотя уже не верхом, а на носилках, и ей строжайше запрещается показаться без покрывала своему свекру и называть по имени свою свекровь. Из института калыма сохранился лишь обычай сделать отцу невесты подарок деньгами в пользу последней. Семейный котел играет еще такую же важную роль, как у номадов, а у янычар он считался предметом поклонения, и гость наносил тягчайшее оскорбление хозяину, не отвесив поклона котлу. Пристрастие к выделке оружия, коню и скотоводству - такое же переживание культуры номада. Что особенно выделяет Т.-османа от физически родственных ему окружающих его христианских и мусульманских элементов (арабов, армян, греков), это его психический склад, манеры, его внешний habitus изобличающие прежнего тюрка степей. Турок тяжел на подъем, солиден, серьезен, лишен восточной суетливости, враг болтливости и навязчивости, в делах честен и прям до суровости; сельское население, особенно в Малой Азии, трудолюбиво, выносливо и гостеприимно. Мусульманская религия, положение господствующего класса, рабство, многоженство, южный климат - все это наложило особенный отпечаток на нравы и психику городского класса, жизнь которого странно складывается из ревностной религиозности, любви к праздности, наслаждениям, кейфованию и глубокого равнодушия ко всему остальному. В то же время все это не мешает Т. проявлять храбрость и выдержку, стойкость, когда к этому побуждает его религиозный фанатизм или прорвавшееся народное недовольство. Так или иначе, рядом с энергичными и бойкими греками и армянами Т. в экономическом отношении совершенно бессильны, и существование их как нации покоится только на шатком политическом господстве. Ср. Vàmbéry, "Das Türkenvolk" (Лпц., 1885); H. A. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" ("Живая старина", вып. III. и IV, 1896); Пантюхов, "Антропологич. наблюдения на Кавказе" ("Зап. Кавк. отд. И. Р. Г. О., т. XV, 1893 г. и отд.). А. Елисеев, "Антропологические заметки об обитателях Малой Азии. II. Турки-османы" "Изв. Антропологич. отд. Общ. люб. естеств. и этногр.", т. LXXI). См. также Тюрки, Турция и литературу к этим словам.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Турки османские" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки … Википедия

    Османские монархи от Османа I до Мехмеда V Османские султаны, иначе султаны Османс … Википедия

    Османские султаны, иначе султаны Османской империи. Турки османы происходили из огузского племени кыйа, обитавшего в Средней Азии в области Балха. Спасаясь от нашествия монголов, часть племени откочевала на запад, где их предводители находились… … Википедия

    ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 14-16 вв. - захватнич. войны Османского военно феод. гос ва (с 15 в. Османская империя) с целью установить господство над обширной тер. в Азии, Европе и Сев. Африке. В 14 15 вв. турки завоевали анатолийские княжества, большую часть Балкан, Византийскую… … Военный энциклопедический словарь

    Дата 1340 1396 (1422) Место Балканы Итог Победа Османской империи. Второе Болгарское ца … Википедия

В 1299 году турки-османы создали на северо-западе Малой Азии новое государство, передает . В первую очередь возможность для создания государства возникла из-за ослабления влияния и мощи Византийской империи.

Одним из руководителей ранней Турции стал Осман Первый. Отколовшиеся от ослабшей Византии государства вели войну друг с другом. Но успешнее всего был именно Осман, которому удалось значительно расширить свои границы. После смерти Османа его потомки распространили свое влияние на Восточное Средиземноморье и Балканы.

Более двух веков Византия пыталась вновь завоевать Османскую империю, но попытки были тщетны. С каждым десятилетием это казалось все более невозможным. Переломным моментом в развитии империи стал захват Бурсы в 1324 году. В 1387 году турки завоевали город Салоники, а затем успешно поработили сербов.

Но более ста лет туркам не давал покоя город Констанинополь (современный Стамбул), принадлежавший в то время Византийской империи. Это был красивый город, утопавший в саду. Около ста лет город был окружен захваченными османами территориями. Но туркам все не удавалось захватить сам город, который несмотря на угрозы существовал.

Главной причиной того, что туркам не удалось быстро захватить Константинополь стало вторжение в Малую Азию страшной силы в лице Тамерлана Великого. Тимур захватил некоторые территории осман, а одного из султанов даже взял в плен. Опустошительные набеги кочевников Тамерлана на долгие годы отвлекли турок от Константинополя. Тем более, в Османской империи несколько десятилетий длилась междоусобная война за престол между родными правителей.

Однако в середине 15-го века правитель осман Мехмед Второй проводит ряд реформ, которые делают империю более жизнеустойчивой. Например, уже тогда появилось негласное правило убивать кандидатам на престол всех своих братьев-конкурентов. Дело доходило даже до убийства младенцев.

В армии была введена жесткая дисциплина, туда набирались только мусульмане, что делало ее более сплоченной.

Благодаря своим нововведениям, Мехмед Второй в 1453 году завоевал Константинополь. А затем и склонил перед собой Трапезундскую империю (современный Трабзон). В 1463 году османы захватили Боснийское королевство, а через несколько лет под натиском турков пали албанские княжества.

В 1475 году туркам удалось захватить весь Крым. В 1478 году Крымское ханство признало османский сюзеренитет. В 1514 году турки разгромили персов и укрепили окончательно свое влияние в Малой Азии.

С восхождением на трон Сулемана Первого Османская империя начала новый поход на европейские государства. Так, в 1521 году пал город Белград. Затем был оккупирован остров Родос. Параллельно турки захватили земли мамлюков на территории Африки, переплыв через Средиземное море.

В 1526 году турки разгромили венгров и убили венгерского короля Лайоша Второго. В 1529 и 1532 годах османы доходили даже до Вены (современная Австрия), но так и не смогли взять ее штурмом.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка.

Экономика Османской империи была построена на рабстве. С завоеванием новых земель турки привозили рабов на крупные рынки, где их продавали на аукционах. В те годы на невольничьем рынке Стамбула можно было купить рабов из Африки, Азии и Европы. Например, крымско-татарские воины совершали набеги в Восточной Европе и регулярно привозили в Стамбул тысячи рабов из польских, украинских и русских земель.

Также в казну поступали деньги от налогов, которые были особенно высоки для немусульман. Османы также практиковали девширме, своего рода «налог детьми» для немусульманского населения. Это были христианские мальчики с Балкан и из Анатолии, изъятые из своих семей, воспитанные как мусульмане, и зачисленные в самый известный филиал Капикулу, в янычары, специальный отряд османской армии, который стал решающей силой в османском вторжении в Европу.

Падение Османской империи произошло по ряду объективных причин. Главная - это давление религии над государством, что негативно влияло на развитии экономики и производства. Из-за вмешательства мечети Османская империя проиграла конкуренцию европейским державам. Вторая причина - это освоение португальцами и испанцами Южной Америки, а также выход европейцев в Индию в обход Османской империи. То есть если раньше европейские купцы платили огромную дань туркам за проход караванов из Азии в Европу, то с открытием морского пути в Индию эта необходимость отпала. Третья - ввязывание в Первую мировую войну, которая окончательно подкосила экономику страны.

В 1922 году Османская империя официально прекратила существование. Как бы то ни было среди тюркских народов это была самая великая империя, которая простиралась от Африки до Каспийского моря, от Персии до Крымского полуострова.

Взлет и падение Османской империи Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы?

Откуда взялись османы?

История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени Эртогрул (1191-1281) заметил на равнине битву двух армий - сельджукского султана Алладина Кейкубада и византийцев. Согласно легенде, всадники Эртогрула решили исход битвы, и султан Алладин вознаградил вождя земельным наделом вблизи города Эскишехира.

Наследником Эртогрула стал его сын Осман (1259-1326). В 1289 г. он получил от сельджукского султана титул бея (князька) и соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Этот Осман I и считается основателем Турецкой империи, которая по его имени и называлась Османской, а сами турки - османами.

Но об империи Осман не мог и мечтать - его удел в северо-западной части Малой Азии имел размеры 80 на 50 километров.

Согласно легенде, Осман однажды провел ночь в доме благочестивого мусульманина. Перед тем как Осман лег спать, хозяин дома принес в комнату книгу. Спросив, как называется эта книга, Осман получил ответ: «Это Коран, слово Божие, реченное миру его пророком Мухаммедом». Осман начал читать книгу и продолжал стоя читать всю ночь. Он уснул ближе к утру, в час, согласно мусульманским верованиям, наиболее благоприятный для пророческих мечтаний. И действительно, во время сна ему явился ангел.

Короче, после этого язычник Осман стал правоверным мусульманином.

Любопытна и другая легенда. Осман хотел взять в жены красавицу по имени Малхатун (Малхун). Она была дочерью кади (мусульманского судьи) в близлежащей деревне шейха Эдебали, который два года тому назад отказался дать свое согласие на брак. Но после принятия ислама Осману приснилось, что из груди шейха, лежавшего бок о бок с ним, вышла луна. Затем из его чресел стало расти дерево, которое по мере роста стало накрывать весь мир сенью своих зеленых и красивых ветвей. Под деревом Осман узрел четыре горных хребта - Кавказ, Атлас, Тавр и Балканы. От их подножий брали свое начало четыре реки - Тигр, Евфрат, Нил и Дунай. На полях зрел богатый урожай, горы покрывали густые леса. В долинах виднелись города, украшенные куполами, пирамидами, обелисками, колоннами и башнями, все увенчанные полумесяцем.

Внезапно листья на ветвях стали вытягиваться, превращаясь в лезвия мечей. Поднялся ветер, направляя их в сторону Константинополя, который, «располагаясь на стыке двух морей и двух континентов, представлялся бриллиантом, вставленным в оправу из двух сапфиров и двух изумрудов, и, таким образом, выглядел как драгоценный камень кольца, охватывавшего весь мир». Осман уже готов был одеть кольцо на палец, когда вдруг проснулся.

Надо ли говорить, что после публичного рассказа о пророческом сне Осман получил в жены Малхатун.

Одним из первых приобретений Османа стал захват в 1291 г. небольшого византийского городка Мелангил, который он сделал своей резиденцией. В 1299 г. сельджукский султан Кай-Кадад III был свергнут своими подданными. Осман не преминул воспользоваться этим и объявил себя полностью независимым правителем.

Первое большое сражение с византийскими войсками Осман дал в 1301 г. у городка Бафее (Вифее). Четырехтысячное войско турок наголову разгромило греков. Тут следует сделать небольшое, но крайне важное отступление. Подавляющее большинство населения Европы и Америки уверены, что Византия погибла под ударами турок. Увы, причиной гибели второго Рима стал Четвертый крестовый поход, в ходе которого в 1204 г. западноевропейские рыцари взяли штурмом Константинополь.

Вероломство и жестокость католиков вызвало всеобщее возмущение на Руси. Это нашло отражение в известном древнерусском произведении «Повесть о взятии Цареграда крестоносцами». Имя автора повести до нас не дошло, но, несомненно, он получил информацию от участников событий, если не сам был очевидцем. Автор обличает бесчинства крестоносцев, которых именует фрягами: «А на утро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре киотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними - шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные - все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до сорока бочонков чистого золота, а на полатях и в стенах и в сосудохранильнице - не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь святой Софии, но и святую Богородицу, что на Влахерне, куда святой дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа. Одигитрию же дивную, которая ходила по городу, святую богородицу, спас бог руками добрых людей, и цела она и ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили, и не можем ни их перечесть, ни рассказать о красоте их. Монахов и монахинь и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города» {1} .

Самое забавное, что эту банду рыцарей-грабителей ряд наших историков и писателей «образца 1991 г.» именуют «воинами Христа». Погром православных святынь в 1204 г. в Константинополе не забыт православными людьми до сих пор ни в России, ни в Греции. И стоит ли верить речам папы римского, на словах призывающего к примирению церквей, но не желающего ни по-настоящему покаяться за события 1204 г., ни осудить захват православных церквей католиками и униатами на территории бывшего СССР.

В том же 1204 г. крестоносцы на части территории Византийской империи основали так называемую Латинскую империю со столицей в Константинополе. Русские княжества не признавали этого государства. Русские считали законным властителем Царьграда императора Никейской империи (основанной в Малой Азии). Русские же митрополиты продолжали подчиняться константинопольскому патриарху, жившему в Никее.

В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог вышвырнул крестоносцев из Константинополя и восстановил Византийскую империю.

Увы, это была не империя, а лишь ее бледная тень. Константинополю в конце XIII - начале XIV века принадлежали лишь северо-западный угол Малой Азии, часть Фракии и Македонии, Фессалоника, некоторые острова Архипелага и ряд опорных пунктов в Пелопоннесе (Мистра, Монемвасия, Майна). Трапезундская империя и Эпирский деспотат продолжали жить своей самостоятельной и независимой жизнью. Слабость Византийской империи усугублялась внутренней нестабильностью. Наступила агония второго Рима, и вопрос был лишь в том, кто станет наследником.

Понятно, что Осман, располагая столь малыми силами, и не мечтал о таком наследстве. Он даже не рискнул развить успех при Бафее и захватить город и порт Никомедию, а лишь ограничился разграблением его окрестностей.

В 1303-1304 гг. византийский император Андроник послал несколько отрядов каталонцев (народ, живущий на востоке Испании), которые в 1306 г. при Левке разгромили войско Османа. Но вскоре каталонцы ушли, а турки продолжали нападения на византийские владения.В 1319 г. турки под командованием Орхана, сына Османа, осадили большой византийский город Брусу. В Константинополе происходила отчаянная борьба за власть, и гарнизон Брусы был предоставлен сам себе. Город держался 7 лет, после чего его наместник грек Эвренос вместе с другими военачальниками сдал город и принял ислам.

Взятие Брусы совпало со смертью в 1326 г. основателя турецкой империи Османа. Его наследником стал 45-летний сын Орхан, сделавший Брусу своей столицей, переименовав ее в Бурсу. В 1327 г. он приказал начать в Бурсе чеканку первой османской серебряной монеты - акче.

На монете была нанесена надпись: «Да продлит Бог дни империи Орхана, сына Османа».

Полный титул Орхана не отличался скромностью: «Султан, сын Султана Гази, Гази сын Гази, средоточие веры всей Вселенной».

Замечу, что в правление Орхана его подданные начали именовать себя османами, чтобы их не путали с населением других тюркских гособразований.

Султан Орхан I

Орхан положил начало системе тимаров, то есть земляных наделов, раздаваемых отличившимся воинам. Собственно говоря, тимары существовали и при византийцах, а Орхан приспособил их для нужд своего государства.

Тимар включал в себя собственно земельный участок, который тимариот мог обрабатывать как сам, так и с помощью наемных работников, и был своеобразным начальником над окрестной территорией и ее жителями. Однако тимариот вовсе не был европейским феодалом. Крестьяне имели лишь несколько относительно небольших повинностей перед своим тимариотом. Так, они должны были преподносить ему подарки несколько раз в год на главные праздники. Кстати, тимариотами могли быть как мусульмане, так и христиане.

Тимариот на своей территории следил за порядком, взимал штрафы за незначительные правонарушения и т.д. Но реальной судебной власти, как и административных функций, он не имел - это находилось в ведении государственных чиновников (например, кади) или органов местного самоуправления, которое в империи было хорошо развито. На тимариота возлагалось взимание с его крестьян ряда налогов, но далеко не всех. Другие налоги правительство отдавало в откуп, а джизию - «налог на иноверцев» - взимали главы соответствующих религиозных меньшинств, то есть православный патриарх, армянский католикос и главный раввин.

Заранее оговоренную часть собранных средств тимариот оставлял себе, и на эти средства, а также на доход от непосредственно принадлежавшего ему участка он должен был кормиться сам и содержать вооруженный отряд в соответствии с квотой, пропорциональной размеру его тимара.

Тимар давался исключительно за военную службу и никогда не наследовался безусловно. Сын тимариота, также посвятивший себя военной службе, мог получить как этот же надел, так и совсем другой или вообще ничего не получить. Более того, уже предоставленный надел в принципе мог быть запросто отобран в любой момент. Вся земля была собственностью султана, а тимар - его милостивым даром. Стоит отметить, что в XIV-XVI веках система тимаров в целом себя оправдала.

В 1331 и 1337 гг. султан Орхан захватил два хорошо укрепленных византийских города - Никею и Никомедию. Замечу, что оба города ранее были столицами Византии: Никомедия - в 286-330 гг., а Никея - в 1206-1261 гг. Турки переименовали города, соответственно, в Изник и Измир. Орхан сделал Никею (Изник) своей столицей (до 1365 г.).

В 1352 г. турки под предводительством сына Орхана Сулеймана на плотах переправились через Дарданеллы в самом узком месте (около 4,5 км). Им удалось внезапно захватить византийскую крепость Цимпе, контролировавшую вход в пролив. Однако через несколько месяцев византийскому императору Иоанну Кантакузену удалось уговорить Орхана вернуть Цимпе за 10 тысяч дукатов.

В 1354 г. на Галиполийском полуострове случилось сильное землетрясение, разрушившее все византийские крепости. Этим воспользовались турки и захватили полуостров. В том же году туркам удалось захватить на востоке город Ангору (Анкару) - будущую столицу Турецкой республики.

В 1359 г. Орхан умер. Власть захватил его сын Мурад. Для начала Мурад I велел перебить всех своих братьев. В 1362 г. Мурад разбил византийское войско под Ардианополем и без боя занял этот город. По его приказу столица была перенесена из Изника в Адрианополь, который был переименован в Эдирне. В 1371 г. на реке Марице турки разбили 60-тысячное войско крестоносцев, возглавляемое венгерским королем Людовиком Анжуйским. Это позволило туркам захватить всю Фракию и часть Сербии. Теперь Византия со всех сторон была окружена турецкими владениями.

15 июня 1389 г. состоялась судьбоносная для всей Южной Европы битва на Косовом поле. 20-тысячное сербское войско возглавлял князь Лазарь Хребелянович, а 30-тысячное турецкое - сам Мурад.

Султан Мурад I

В разгар битвы к туркам перебежал сербский воевода Милош Обилич. Его отвели в шатер султана, где Мурад потребовал облобызать ему ноги. В ходе оной процедуры Милош выхватил кинжал и ударил султана в сердце. Охрана бросилась на Обилича, и после короткой схватки он был убит. Однако смерть султана не привела к дезорганизации турецкого войска. Командование немедленно принял сын Мурада Баязид, приказавший молчать о смерти отца. Сербы были наголову разбиты, а их князь Лазарь взят в плен и казнен по приказу Баязида.

В 1400 г. султан Баязид I осадил Константинополь, но взять его так и не смог. Тем не менее, он провозгласил себя «султаном румов», то есть римлян, как когда-то называли византийцев.

Гибель Византии была на полвека отсрочена вторжением в Малую Азию татар под предательством хана Тимура (Тамерлана).

25 июля 1402 г. турки и татары сошлись в битве у Анкары. Любопытно, что на стороне татар в бою принимали участие 30 индийских боевых слонов, наводивших ужас на турок. Баязид I был наголову разбит и попал в плен к Тимуру вместе с двумя сыновьями.

Затем татары с ходу взяли столицу османов город Бурсу и опустошили весь запад Малой Азии. Остатки турецкого войска бежали к проливу Дарданеллы, где византийцы и генуэзцы подогнали свои корабли и перевезли своих старых врагов в Европу. Новый враг Тимур внушал близоруким византийским императорам куда больший страх, чем османы.

Однако Тимура Китай интересовал гораздо больше, чем Константинополь, и в 1403 г. он отправился в Самарканд, откуда планировал начать поход в Китай. И действительно, в начале 1405 г. войско Тимура двинулось в поход. Но по дороге, 18 февраля 1405 г., Тимур умер.

Наследники Великого Хромца затеяли междоусобицы, и государство османов было спасено.

Султан Баязид I

В 1403 г. Тимур решил взять с собой в Самарканд пленного Баязида I, но тот отравился или был отравлен. Старший сын Баязида Сулейман I отдал Тимуру все азиатские владения отца, а сам остался править европейскими владениями, сделав своей столицей Эдирне (Адрианополь). Однако его братья Иса, Мусса и Мехмед затеяли усобицу. Победителем из нее вышли Мехмед I, а остальные братья были убиты.

Новому султану удалось вернуть земли в Малой Азии, утраченные Баязидом I. Так, после смерти Тимура образовалось несколько малых «самостийных» эмиратов. Все они были без особого труда уничтожены Мехмедом I. В 1421 г. Мехмед I скончался от тяжелой болезни и ему наследовал его сын Мурад II. Как обычно, не обошлось без междоусобицы. Причем Мурад воевал не только с братьями, но и с дядей-самозванцем Лже-Мустафой, выдававшим себя за сына Баязида I.

Султан Сулейман I

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы - тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

17. Откуда пришли османы Сегодня термин ТУРКИ в скалигеровской истории запутан. Упрощая, можно сказать, что турками называют коренное население Малой Азии. Считается, будто османы – тоже турки, поскольку историки выводят их из Малой Азии. Якобы они сначала нападали на

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

13. Откуда вышли османы-атаманы по мнению Лютеранского Хронографа 1680 года? Скалигеровская история утверждает, будто османы - выходцы из Малой Азии, которые, перед тем как начать завоевания, «решили перебраться в Европу». А затем якобы вернулись в родные места, но уже как

Из книги Настоящая Спарта [Без домыслов и наветов] автора Савельев Андрей Николаевич

Откуда взялись спартанцы Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?Последний вопрос кажется очевидным только на первый

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Откуда появились турки? Кто они?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Смесь

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.

Другая версия

Русская наука считала иначе. В энцкилопедии Эфрона и Брокгауза указывалось, что предками турков были «урало-алтайские племена», но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки - это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян.

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Был еще один процесс, который привел к «отуречиванию» греков и других народов, находившихся раньше под протекцией Византии. После того, как в 1204 году Константинополь был варварски разграблен крестоносцами, греки перестали считать латинян союзниками.

Многие предпочли остаться «под османами» и платить джизью - налог для неверных, вместо того, чтобы уезжать в Европу. Как раз в это время появились исламские проповедники, вещавшие о том, что различий между религиями не много и уговаривавшие византийцев принять ислам.

Генетика

Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.

Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять - в Сирии и в Ираке, и почти семь- в Европе.

Больше всего турок в Германии - четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии - полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании - 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии - 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.