Типология научных методов. Общелогические, эмпирические, теоретические и общенаучные методы. Типология научных психолого-педагогических исследований

Курс лекций

По дисциплине "Исследование систем управления "

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3

2. Объект и предмет исследования. 6

3. Менеджер исследовательского типа. 7

5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8

7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12

8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14

9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17

10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18

11. Методы морфологического анализа. 21

12. Методы доказательства. 23

13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25

14. Полемика как метод исследования систем управления. 25

15. Метод экспериментирования. 27

17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27

18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29

20. Специфические методы ИСУ. 33

21. Специфические методы изучения документов. 33

22. Специфические методы социологических исследований управления. 33

23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34

24. Специфические методы тестирования. 35

25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36

26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38

27. Диверсификация исследования. 39

28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40

29. Метод "мозгового штурма". 42

30. Метод синетики в ИСУ. 42

31. Метод проектирования концепций. 44

32. Метод Метчета в ИСУ. 45

33. Планирование процесса ИСУ. 46

34. Организация процесса ИСУ. 47

35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48

36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50

37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52

38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54

39. Креативное образование современного менеджера. 56


1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Типология исследования

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

Метод - это система правил, принципов и приемов в изучении явлений и законо­мерностей развития природы, общества и мышления или практиче­ской преобразующей деятельности человека. Под методологией понимают уче­ние, науку о методах научного познания и преобразования действи­тельности. Метод обуславливается объек­том познания, по своему смыслу он объективен. Формируется метод субъектом познания, это результат проявления его актив­ности. В целом же научный метод - это диалектическое единство объективного и субъективного. Метод тесно связан с теорией. Метод выступает как орудие, средство, а теория - как результат познания. Но это такой результат, который сам влияет на средст­во, развивает его, дает ему научную обоснованность. Метод явля­ется способом познания объекта. Его назначение - раскрывать познавательные возможности человека, направлять и упорядочи­вать процесс познания.

Итак, научный метод как своеобразное орудие познания - это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, со­вокупность правил и приемов, а также идей и принципов, кото­рые лежат в их основе и обусловлены объективными законами отражаемой действительности.

Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или группы.

Общефилософский (универсальный) метод. Этим методом поль­зуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.

Общенаучные методы. Они используются также всеми или почти всеми науками, но, в отличие от общего метода, не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определен­ных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств пред­мета или явления.

Частичные методы. Они предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как пра­вило, в пределах одной науки.

На роль общего может претендовать метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности; во-вторых, основанный не на частных законах, которые отражают развитие той или иной об­ласти действительности, а на законах общих, отражающих разви­тие всех областей природы, общественной жизни и мышления. Роль такого метода выполняет наука диалектика.

К основным требованиям общего метода следует отнести: объективность исследования; всесторонность рассмотрения; конкретно-исторический подход; раздвоение целого и познание его противоположных сторон; единство количественного и каче­ственного анализа; соединение критического подхода и преемст­венности в познании; познание от явления к сущности и от ме­нее глубокой к более глубокой сущности. Диалектический метод служит также интегрирующей основой общенаучных и частных методов, ориентируя их на целостное освоение объективной реальности.



К общенаучным методам относятся приемы, которые отрабо­таны усилиями многих или некоторых групп науки. Эти методы и соответствии с логикой познавательного процесса делят на три группы: эмпирические, теоретические и общелогические.

Эмпирическое исследование объекта, как правило, начинается с наблюдения.

(1.) Наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс восприятия предметов и явлений объективного мира, их свойств. Оно включает такие этапы: а) выбор объекта и темы исследования; б) описание результатов; в) анализ; г) выводы. Хотя наблюдение принадлежит к эмпирическому уровню познания, мышление в нем играет активную роль, определяя познава­тельную цель, обеспечивая рациональное выражение результатов исследования в форме понятий, знаний, схем и др. Наблюдение может проводиться в естественных или искусственных условиях. Наблюдение объекта в намеренно создаваемых, искусствен­ных условиях имеет ту особенность, что позволяет избежать несу­щественных элементов, обеспечивает изучение их влияния на объект в «чистом» виде. Такой способ познания называется экс­периментом. (2.) Эксперимент - это научно поставленный опыт, при котором объект или искусственно воссоздается, или переносится в искусственные условия существования. В зависимости от цели исследования существуют эксперименты:

а) поисковые, целью которых является открытие новых явле­ний, процессов и их свойств;

б) проверочные, проводимые для подтверждения или опровер­жения того ли иного теоретического предположения, гипотезы;



в) конструктивные, в ходе которых создаются новые вещест­ва, материалы, конструируются новые устройства.

В процессе эксперимента применяются такие методы, как на­блюдение, измерение, описание и др. Кроме указанных специфиче­ских методов, на эмпирическом уровне научного познания при­меняются также методы, которые являются общими (общелогиче­скими) как для эмпирического, так и для теоретического уровней. К ним принадлежат: анализ и синтез, индукция и дедукция, абст­рагирование, обобщение, моделирование, аналогия и др.

Анализ и синтез являются взаимообусловленными методами познания. (1.) Анализ - это расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения. Аналитический метод направлен на определение внутренних тенденций и возможно­стей предмета. Он широко применяется во всех науках. (2.) Синтез - обратный процесс. Это соединение ранее выделенных частей предмета (признаков, свойств, отношений) и единое целое. Причем не простое механическое соединение эле­ментов целого, а процесс познания, в ходе которого раскрывает­ся место и роль каждого элемента в системе целого.

К общелогическим методам научного исследования относят и такие методы, как индукция и дедукция. (3.) Индукция (от лат. inductio - наведение) - это один из методов, который непосред­ственно опирается на данные наблюдений и экспериментов. Индукция направлена на познание общего через исследование единичного и частного. Предпосылкой индукции является осно­вательное ознакомление с фактами, которые отражают соответ­ствующие стороны и свойства предметов и явлений. Итак, индукция - это такой метод научного познания, который позволяет на основании знаний об отдельном делать вывод об общем; это способ мышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею. (4.) Дедукция (от лат. deductio - вывод) - это метод, с помощью которого на основе знания общего познается частичное, единичное. Дедуктивное умозаключение - это вывод некоего утверждения из одного или нескольких других утверждений, истинность которых уже уста­новлена.

К группе методов, применяемых на эмпирическом и теорети­ческом уровнях исследования, относится абстрагирование. (5.) Абст­рагирование - это метод обособления некоторых свойств и отно­шений объекта и одновременно концентрация основного вни­мания на тех свойствах и отношениях, которые являются непо­средственным объектом научного исследования. Использование приемов абстрагирования обусловлено тем, что реальным про­цессам действительности присущи разнообразные свойства, ох­ватить которые в целом практически невозможно.

Абстрагирование существует в органическом единстве с методом обобщения. (6.) Обобщение - это логическое завершение абстра­гирования, распространение общих признаков предметов на все предметы данного множества. Примером обобщения служит пе­реход мысли от суждения «трение является источником теплоты» в суждению «любое механическое движение способно превра­щаться в теплоту».

Наряду с абстрагированием и обобщением существуют мето­ды (7.) моделирования и (8.) аналогии. Это методы, основанные на перене­сении знаний, полученных при анализе определенного объекта (модели), на подобный объект, но менее изученный. Моделиро­вание и аналогия играют важную эвристическую роль в научных открытиях, они являются источником научных гипотез, индуктивных соображений.

К главным методам и средствам теоретического исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и др.

Логическим стержнем построения научной теории, которая интегрирует каждую частичку, является (1.) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в мышлении является наиболее глубоким и содержательным знанием о явлениях дейст­вительности, поскольку содержание должно отражать не внеш­ние признаки предмета, а различные существующие стороны, связи, отношения в их внутренней необходимой связи.

В соответствии с этим методом познание может идти двумя самостоятельными этапами: на первом этапе осуществляется пе­реход от чувственно-конкретного к абстрактному признаку. Еди­ный объект расчленяется и описывается с помощью множества понятий, отражающих отдельные стороны и свойства объекта. Любой процесс мышления начинается с создания элементарных вопросов и абстракций, в которых обобщаются отдельные при­знаки, свойства предметов материального мира. На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса состоит в том, что происходит движение мысли от абстрактных признаков объекта к всесторон­нему, многогранному познанию изучаемого объекта. На этом этапе происходит увязывание отдельных абстрактных понятий в целостность объекта.

Таким образом, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному представляет собой закон познания, в соответствии с которым мышление переходит от конкретного в действительно­сти к абстрактному в мышлении, а от него - к конкретному в мышлении.

Исторические и логические исследовательские приемы ис­пользуются в рамках восхождения от абстрактного к конкретно­му. (2.) Исторический метод предусматривает рассмотрение объек­тивного процесса развития объекта, реальной его истории со все­ми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. (3.) Логиче­ский метод - это отражение исторического процесса в абст­рактной и теоретической последовательной форме. То есть логи­ческое познание по своей сути тоже историческое, но освобож­денное от случайностей, деталей, зигзагов. Исторический и логи-1 ческий исследовательские приемы едины, ведь с их помощью изучается один и тот же объект, генезис его возникновения и раз- 1 вития.

В теоретическом познании широко применяется также метод формализации. (4.) Формализация - это метод изучения различных объектов путем отражения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью разнообразных «искусственных языков» (математического, математической логики, химии, радиотехники и др.). Формализация как средство познания имеет огромное зна­чение. В частности, она проложила путь компьютеризации, по­могла в передаче информационным машинам некоторых момен­тов интеллектуальной деятельности человека.

Настоящий научный эксперимент требует тщательной и дли­тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:

1. Выделение темы и предварительное определение пробле­мы исследования.

2. Подбор и анализ литературы.

3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.


4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

6. Подготовка и проведение эксперимента.

7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.

8. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготов­ки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятель­ное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитан­ного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оце­нить исследования, посвященные избранной теме. Основная за­дача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предсто­ит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изу­чения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как са­мостоятельное, а как часть более сложного исследования, напри­мер как начальный этап планируемого эксперимента, то пись­менный текст, полученный в его результате, может стать отдель­ной главой в описании экспериментальной работы.


Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований

Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудо­емким. К нему предъявляются обычно следующие основные тре­бования:

а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с
избранной темой;

б) полнота списка изученной литературы;

в) глубина проработки первичных литературных источников
в содержании реферата;


г) систематичность изложения имеющихся литературных
данных;

д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность
его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на
данный день библиографических требований.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю­щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.

В качестве приложения обычно дается список проработан­ной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить крити­ческий характер и называться обзорно-критическим. В этом слу­чае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывает­ся в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от вре­мени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теорети­ческой частями работы.

Теоретическим называется исследование, в котором кроме об­зора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение


Часть II. Введение в научное психологическое исследование

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рас­суждений.

В основу эмпирического, или опытного, исследования поло­жены не литературные данные, не понятия, а реальные досто­верные факты. Такое исследование обычно проводится с исполь­зованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэто­му, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной си­туации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследо­вании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отли­чие эмпирического исследования от экспериментального. Если, на­пример, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое иссле­дование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учеб­ный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно раз­вивающий характер, то такое исследование становится психо­лого-педагогическим экспериментом.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объ­яснительным. В исследовании первого типа опытным путем до­бываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпи­рическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содер­жит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависи­мостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы раз­работать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-


_____ Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований _

лидности, надежности, точности и однозначности некоторую но­вую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если со­здаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно уста­навливаются тестовые нормы, а также точно описываются и вы­веряются процедура, правила проведения, способы анализа и ин­терпретации получаемых данных. Если же создаваемая методи­ка формирующего типа, то, во-первых, должно быть представле­но ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Развитие науки неразрывно связано с созданием методологии, которая воплощает необходимые ее принципы. Подобно делению объективных законов на общие и отдельные, связанные с развитием тех или других отдельных областей знания, методология науки также может быть общей и отдельной. Общая методология науки – это принципы материалистической диалектики, а также теория познания, которая исследует законы развития научного знания в целом. Отдельная методология основана на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и проявляется в осуществлении с одной стороны, теоретических обобщений, принципов отдельных наук, а с другой – частичных исследовательский приемов.

Предметом изучения методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, их сфера применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки с точки зрения общечеловеческой культуры. Общенаучные исследовательский приемы основаны на методах философии.

Метод (от грец. methodos – исследование) – это способ исследования явлений, который определяет планомерный подход к изучению научного познания и установлению истины. Диалектический метод является настоящим научным методом познания мира, отображением законов развития мышления как средства достижения истины. Материалистическая диалектика является наукой о законах бытия и мышления.

В своей основе метод является инструментом к решению главной задачи науки - познание объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет потребность и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования.

Каждая наука включает в себя один или несколько отдельных исследовательский приемов, например, абсолютные, относительные и средние величины, вариационные ряды в статистике.

Вместе с отдельными методами существует общий философский метод познания, который определяет основные пути любого научного исследования и имеет для него большое значение. Сам по себе философский метод не входит в содержание всех экономических наук, так как является составным элементом особой формы общественного познания - философии. В экономических исследованиях методы философии являются основоположными в разработке отдельных методик исследования в экономических науках.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

· теоретический – выдвижение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выводы логических следствий из них, сопоставление разных гипотез и теорий;

· эмпирический – наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также группировка классификация и описание результатов исследования и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего, в научной методологии выделяют методы духовной (в том числе научной) и методы практической деятельности . Однако в настоящее время очевидно, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, выходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаимодействие научного познания и практики.

Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то оснований для их разделения на группы (или классы) может быть несколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания различают методы формальные (методы формальной и математической символической логики) и содержательные. К основным видам содержательной методологии относятся методы философские, общенаучные, общелогические и частнонаучные . Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения .

Содержание изучаемых объектов также может служить основанием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. В этой связи выделяют также методы качественные и количественные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.

В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.

1. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Философские системы (соответственно и их методы) часто сочетались и переплетались в разных пропорциях. Так, диалектический метод Г. Гегеля был соединен с идеализмом, у К. Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить гepменевтику с рационалистической диалектикой.

Следует отметить, что философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Философские методы определяют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования" }