Thread поэзия второй половины 19 века. Лектор л.и. соболев. Вопросы и задания для самопроверки

Правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.

2. Рождение литературы.

В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.

Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.

В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.

Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.

3. Знания шумеров.

Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.


В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Скачать рефераты по истории , календарно-тематическое планирование, онлайн уроки истории 5 класс , бесплатные электронные издания , домашняя работа

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Бассейн рек Евфрат и Тигр называют Месопотамией, что в переводе с греческого означает Междуречье или Двуречье. Эта природная область стала одним из крупнейших земледельческих и культурных очагов Древнего Востока. Первые посœелœения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелœетии до н. э. В 4-3 тысячелœетиях до нашей эры на территории Месопотамии начали формироваться древнейшие государства.

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 году американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 году археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты , служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелœетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Шумер - одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 - начале 2 тысячелœетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата͵ на юге современного Ирака. Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (главными политическими центрами были Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива, объединили Шумер.
Размещено на реф.рф
Главным центром стал город Аккад, чье название послужило именем новой державы. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, который возвел неподалеку от Лагаша грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. В конце 3 тысячелœетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить всœе области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

В XIX в. до н.э. среди шумерских городов возвышается Вавилон [шумер.
Размещено на реф.рф
Кадингирра (ʼʼврата богаʼʼ), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon] - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата (к юго-западу от современного Багдада). Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (правил в 1792-50 до н. э.) превратил Вавилон в крупнейший политический, культурный и экономический центр не только Месопотамии, но и всœей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня. В 1595 ᴦ. до н. э. в Вавилон вторглись хетты под предводительством Мурсили I, разграбившие и разорившие город. В начале 1-го тыс. до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя.

Последующий период истории Вавилона был связан с непрекращающейся борьбой с Ассирией. Город неоднократно разрушался и отстраивался заново. Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.).

Древнее государство в Северном Двуречье Ассирия (на территории современного Ирака) в 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8 – 1 -я пол. 7 вв. до н. э.

В 626 до н. э. Набопаласар, царь Вавилона разрушил столицу Ассирии, провозгласил отделœение Вавилона от Ассирии и основал нововавилонскую династию. Вавилон усилился при его сыне, царе Вавилонии Навуходоносоре II (605-562 до н. э.), который вел многочисленные войны. За сорок лет своего правления он превратил город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всœем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены. С 539 ᴦ.до н.э. Вавилон практически перестал существовать как независимое государство. Он завоевывался то персами, то греками, то А. Македонским, то парфянами. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское населœение и хранит память о величественном городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразившим те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Вместе с тем, сохранилось описание греческого историка Геродота͵ побывавшего в Вавилоне во время своего путешествия, составленное между 470 и 460 до н. э., но в деталях ʼʼотец историиʼʼ не вполне точен, так как не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всœегда приукрашенных. Интерес к Вавилону вспыхнул после того, как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. В 1765 году датский ученый К. Нибур отождествил Вавилон с арабской деревушкой Хилле. Начало систематическим раскопкам положила немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899). Она сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср.
Размещено на реф.рф
До Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, немецкая экспедиция раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Музее Передней Азии в Берлинœе.

Одним из крупнейших и наиболее значительных достижений ранних цивилизаций было изобретениеписьменности. Древнейшая в мире система письма представляла собой иероглифы , которые первоначально носили рисуночный характер.
Размещено на реф.рф
В дальнейшем иероглифы превратились в символические знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, то есть обозначали сочетания двух или трех согласных звуков. Другой разновидностью иероглифов – идеограммами - обозначали отдельные слова и понятия.

Рисуночный характер иероглифическая письменность утратила на рубеже 4–3 тысячелœетий до н. э.. Около 3000 ᴦ. до н.э. в Шумере возникла клинопись. Этот термин ввел в начале XVIII века Кемпфер для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Названиеклинопись соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях шумерийских и первых вавилонских царей, носит всœе черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу - глинœе и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях. Клинопись - письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых 300 наиболее употребительны. В их числе более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано. Среди записей, датируемых 26 в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Одним из важных достижений ассирийской и вавилонской культур было создание библиотек. Крупнейшую из известных нам библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н.э.) в своем дворце Нинœевии – археологи обнаружили около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов. Среди них: царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные памятники, научные тексты. Литература в целом была анонимна, имена авторов полулегендарные. Ассиро-вавилонская литература полностью заимствована из шумерских литературных сюжетов, изменены лишь имена героев и богов.

Самым древним и значительным памятникомшумерской литературы является Эпос о Гильгамеше (ʼʼСказание о Гильгамешеʼʼ - ʼʼО всœе видавшемʼʼ). История открытия эпоса в 70-х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита , сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 году отправился на место раскопок в Нинœевии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователœей продолжить начатое им изучение эпоса.

Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. ʼʼЦарский списокʼʼ из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27–26 вв. до н. э.). Продолжительность правления Гильгамеша ʼʼЦарский списокʼʼ определяет в 126 лет.

Существует несколько версий эпоса: шумерская (III тыс. до н.э.), аккадская (конец III тыс. до н.э.), вавилонская. ʼʼЭпос о Гильгамешеʼʼ изложен на 12 глиняных таблицах. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеш меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую быстротечность жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие ему может принœести вечная слава его имени.

Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели с сюжетами других народов. В эпосœе содержится одна из древнейших версий о Всемирном потопе, известная по библейской книге Бытия. Интересно также пересечение с мотивом греческого мифа об Орфее.

Сведения о музыкальной культуре имеют самый общий характер.
Размещено на реф.рф
Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во всœе три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением:

  • Фольклор (от анᴦ. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии;
  • Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ;
  • Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Соответственно музыка звучала во время культовых и дворцовых церемоний, на народных празднествах. Мы не имеем возможности восстановить ее. Лишь только отдельные рельефные изображения, а также описания в древних письменных памятниках позволяют делать определœенные обобщения. К примеру, часто встречаемые изображения арфы дают возможность считать ее популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого инструмента͵ по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. По-видимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: ʼʼВ дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…ʼʼ

Шумерская культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шумерская культура" 2017, 2018.

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat - святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается "Эпос о Гильгамеше" - собрание шумерских легенд, позже переведенных на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что позволяет предположить что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета. Хотя, мало вероятно, что Моисей (автор Бытия, книги Ветхого Завета, повествующего о потопе) использовал в своих писаниях этот эпос. Причиной тому служит, тот факт что в Ветхом Завете значительно больше подробностей потопа, которые согласуются с другими источнками. В частности, форма и размер корабля.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н.э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях. Тонкостенные, правильной формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления.

Во в. п. 4-го тыс. до н.э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н.э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти", шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

культура шумер храм

Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Месопотамии на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат формируется высокая по тем временам культура шумеров (самоназвание народа саггиг -- черноголовые), которая затем была унаследована вавилонянами и ассирийцами. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. Шумер приходит в упадок, и со временем шумерский язык был забыт населением; его знали лишь вавилонские жрецы, это был язык священных текстов. В начале II тысячелетия до н. э. первенство в Месопотамии переходит к Вавилону.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть шумерской. Сейчас их называют "прародителем современной цивилизации" Расцвет городов-государств называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров оказала большое влияние на последующий прогресс не только Месопотамии, но и всего человечества.

Эта культура опережала развитие других великих культур. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему.

1 . Письменность

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли - завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. На последующих этапах происходила стилизация рисунков (от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению), что ускоряло процесс письма. Это шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба - звезду и символ воды - рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих главным буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

2 . Язык

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых и мертвых языков, поэтому вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится с семитско-хамитской языковой группе.

Около 2 тыс. до н.э шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве священного, литургического и научного языка вплоть до начала н. э.

3 . Культура и религия

В древнем Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали прежде всего как податели жизненных благ и изобилия. Культ богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. - именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы, приносили жертвы. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу богов составляли покровители крупных городов - они были более могущественны, чем местные боги, но и почитались только в своих городах. Наконец боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских городах.

В Шумере боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, злость и мстительность, обман и гнев. Обычными в кругу богов были ссоры и интриги, боги знали любовь и ненависть. Как и люди, они занимались делами днем - решали судьбы мира, а ночью удалялись на покой.

Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Там человек проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Все помыслы жителей Двуречья были обращены к живым: живым желали благополучия и здоровья на всякий день, умножения рода и счастливого замужества для дочерей, удачной карьеры для сыновей, и чтобы в доме «пиво, вино и всякое добро никогда не иссякали». Посмертная же участь человека интересовала их меньше и представлялась им довольно печальной и неопределенной: пища мертвых - прах и глина, они «света не видят» и «во тьме обитают».

В шумерской мифологии также существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Единственное, что может скрасить существование человека в подземелье, это память живых на земле. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую памятью. Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях.

Таблица. Самые могущественные боги

Ан (в аккадской транскрипции Анну)

Бог неба и отец других богов, которые так же как и люди, в случае необходимости просили его о помощи. Известен своим пренебрежительным к ним отношением и злыми выходками. Покровитель города Урук.

Бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, также относился к людям и низшим божествам с пренебрежением, однако он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству и почитался как покровитель земли и плодородия. Его главный храм находился в городе Ниппур.

Энки (в аккадской тран. Эа)

Защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод.

Таблица. Другие важные божества

Нанна (аккад. Син)

Бог луны, покровитель города Ур

Уту (аккад. Шамаш)

Сын Нанна, покровитель городов Сиппар и Ларсы. Олицетворял безжалостную силу иссуш. солнечного зноя и одновременно солнечное тепло, без которого невозможна жизнь.

Инанна (аккад. Иштар)

Богиня плодородия и плотской любви, она даровала военные победы. Богиня города Урук.

Думузи (аккад. Таммуз)

Супруг Инанны, сын бога Энки бог воды и растительности, ежегодно умиравшей и воскресающей.

Владыка царства мертвых и бог чумы.

Покровитель доблестных воинов. Сын Энлиля, не имевший собственного города.

Ишкур (аккад. Адад)

Бог гроз и бури.

Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу.

Посредником между людьми и богами выступали жрецы. С помощью гаданий, заклинаний и магических формул они пытались постичь волю небожителей и донести ее до простого народа.

На протяжении 3 тыс. до н.э. отношение к богам постепенно менялось: им стали приписывать новые качества.

Укрепление государственности в Двуречье отразилось и на религиозных представлениях жителей. Божества, которые олицетворяли космические и природные силы, стали восприниматься как большие «небесные начальники» и уже потом как природная стихия и «податели благ». В пантеоне богов появились бог-секретарь, бог-носитель трона владыки, боги-привратники. Важные божества были соотнесены с различными планетами и созвездиями:

Уту - с Солнцем, Нергал - с Марсом, Инанна - с Венерой. Поэтому всех горожан интересовало положение светил на небосклоне, их взаимное расположение и особенно место «своей» звезды: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населения, будь то благоденствие или несчастье. Так постепенно формировался культ небесных светил, начали развиваться астрономическая мысль и астрология. Астрология родилась среди первой цивилизации человечества - шумерской цивилизации. Это было приблизительно 6 тысяч лет тому назад. Вначале шумеры обожествляли 7 ближайших к Земле планет. Влияние их на Землю рассматривалось, как воля Божества, живущего на этой планете. Шумеры впервые заметили, что изменения положения небесных тел на небе вызывают изменения в земной жизни. Наблюдая постоянно меняющуюся динамику звездного неба, шумерские священнослужители постоянно изучали и исследовали влияние движения небесных тел на земную жизнь. То есть, они соотносили жизнь земную с движением небесных тел. Там на небе чувствовался порядок, гармония, последовательность, законность. Они сделали следующий логический вывод: если земная жизнь будет согласованна с волей Богов, живущих на планетах, то аналогичный порядок и гармония возникнет на Земле. Предсказания будущего строились на основе изучения положения на небе звезд и созвездий, полетам птиц, по внутренностям животных, приносимых в жертву богам. Люди верили в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам; верили в то, что сверхъестественные силы всегда незримо присутствуют в реальном мире и проявляют себя таинственным образом.

4 . Архитектура и строительство

Шумеры умели строить многоэтажные дома и замечательные храмы.

Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки - вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строения - зиккурат (см. рис.) - трех- и семиступенчатая пирамида с маленьким храмом наверху. Все ступени раскрашивались в разные цвета - черный, белый, красный, синий. Возведение храма на платформе предохраняло его от наводнения и разлива рек. К верхней башне вела широкая лестница, иногда несколько лестниц с разных сторон. Башня могла быть увенчана золотым куполом, а стены ее выкладывались глазурованным кирпичом.

Нижние мощные стены представляли собой чередующиеся уступы и выступы, что создавало игру света и тени и зрительно увеличивало объем здания. В святилище - главном помещении храмового комплекса - находилась статуя божества - небесного покровителя города. Сюда могли входить только жрецы, а доступ народу был строго запрещен. Под потолком располагались небольшие окна, а главным украшением интерьера служили перламутровые фризы и мозаика из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.

Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне -- знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

Состоятельные горожане жили в двухэтажных домах, имеющих весьма сложный интерьер. Спальни располагались на втором этаже, внизу были комнаты для отдыха и кухня. Все окна и двери открывались во внутренний дворик, а на улицу выходили только глухие стены.

В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

У шумеров впервые встречается арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Арки и своды применялись также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контакты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.

Шумеры установили продолжительность солнечного года, что позволило им точно ориентировать свои постройки на четыре стороны света.

Двуречье было бедно камнем, и основным строительным материалом там служил кирпич-сырец, высушенный на солнце. Время не пощадило кирпичные постройки. Кроме того, города часто подвергались вражеским нашествиям, в ходе которых до основания разрушались жилища простых людей, дворцы и храмы.

5 . Н аука

Шумеры создали астрологию, обосновали влияние звезд на судьбы людей и их здоровье. Медицина была в основном гомеопатической. Найдены многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни.

Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Шумеры умели предсказывать солнечные и лунные затмения, создали солнечно-лунный календарь.

Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

Самые ранние из дошедших до нас математические тексты, записанные шумерами в 22 веке до н.э., показывают высокое вычислительное искусство. Они содержат таблицы для умножения, в которых хорошо развита шестидесятичная система сочетается с более ранней десятичной системой. Склонность к мистике обнаруживалась в том, что числа делили на счастливые и несчастливые - даже изобретенная шестидесятичная система цифр являлась пережитком магических представлений: цифра шесть считалась счастливой. Шумеры создали позиционную систему записи, в которой цифра будет принимать другое значение в зависимости от того места, которое она занимает в многозначном числе.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Богатые шумеры посылали туда своих сыновей. Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Образованным считался человек: полностью владеющий письмом, умеющий петь, владеющий музыкальными инструментами, умеющий принимать разумные и законные решения.

6. Литература

Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму-- « Золотой век «, написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры -- авторы первых и древнейших в мире медицинских книг -- сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве -- это религиозные гимны богам, молитвы, мифы, легенды о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замерзшая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в 28 веке до н.э..В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

7 . Искусство

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике -- резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск -- миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной темой является тема охоты и сражений. Лица в них изображались в фас, а глаза - в профиль, плечи в трехчетверном развороте, а ноги - в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа - появились также у шумеров. Также у них были двойные гобои, большие барабаны.

8 . Конец Шумера

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи. После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах. В едином культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры.

Со времени упадка культуры Древней Месопотамии прошло две с половиной тысячи лет, и до недавнего времени о ней знали только из рассказов древнегреческих писателей да из библейских преданий. Но в прошлом веке археологическими раскопками были обнаружены памятники материальной и письменной культуры Шумера, Ассирии и Вавилона, и эта эпоха предстала перед нами во всем ее варварском блеске и мрачном величии.

В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

C писок использованной литературы

1.Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. -- М.:Академический проект, 2001.

2.Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001

3.История Древнего Мира Уколова В.И., Маринович Л.П. (Интернет издание)

4.Культурология под редакцией профессора А. Н. Марковой, Москва, 2000, Юнити

5.Культурология История мировой культуры под редакцией Н. О. Воскресенской, Москва, 2003, Юнити

6.История мировой культуры, Е.П. Борзова, СПб., 2001

7.Культурология история мировой культуры аод редакцией профессора А.Н. Марковой, Москва, 1998, Юнити

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Цивилизация Шумер – одна из самых загадочных и развитых в истории Древнего Мира. Источники и памятники того периода. Происхождение человечества по шумерской теории. Города Шумеров: Вавилон и Ниппур. Архитектура шумеров. Шумеро-аккадская мифология.

    доклад , добавлен 29.05.2009

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Общая характеристика территории Древней Месопотамии, описание культуры и архитектуры. История появления письменности, распространения шумерской клинописи. Литература и словесность в Междуречье, уровень развития наук. Архитектурные постройки - Зиккураты.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Особенности культурологического мироощущения. Понимание исторической и культурной относительности современной культуры и ее границ. Понятие мировой культуры как единого культурного потока - от шумеров до наших дней. Интерес к культурологии в России.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    Знакомство с основными этапами становления рыцарей. Анализ причин лишения рыцарского достоинства. Рассмотрение особенностей формирования рыцарской культуры средневекового Запада, общая характеристика идей. Предпосылки появления куртуазной литературы.

    презентация , добавлен 28.02.2016

    Рассмотрение основных этапов культуры Древней Руси. Влияние христианизации Руси на развитие письменности. Берестяные грамоты в Новгороде. Создание глаголицы и кириллицы Кириллом и Мефодием. Народное ремесло, архитектура и древнейшие храмы государства.

    презентация , добавлен 19.02.2012

    Мир духовной культуры шумеров. Хозяйственная жизнь, религиозные верования, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Религия, искусство и идеология Древнего Вавилона. Культура Древнего Китая. Архитектурные памятники вавилонского искусства.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Древний Египет как одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытность культуры Древнего Египта. Основы государственной организации, религии. Потрясающие открытия древних, высокий уровень науки. Выдающиеся творения архитектуры, искусства.

    реферат , добавлен 07.10.2009

    Сравнительная характеристика возникновения цивилизаций Древнего Востока и Европы. Специфика древнеегипетской культуры, реформа фараона Аменхотепа. Значение погребального культа в египетской религии. Достижения шумерской цивилизации и пантеон богов.