Тема дружбы в лирике поэтов. Тема дружбы в лирике а

1. Значение дружбы в жизни поэта.
2. Лицейский период творчества.
3. Период южной ссылки.
4. Болдинская осень.
5. Лицей — идеальное царство дружбы.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин

Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, прошедшее через года, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах. Такое же значение для Пушкина имеют только две темы: тема любви и творческой свободы. Через все творчество художника слова красной линией проходит тема дружбы.

Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. Тогда дружба — непокорная, веселая и игривая стихия для поэта — воспевалась в стиле «легкой поэзии» французско-х го мастера слова Э. Парни. Во многом произведения этого периода являются подражанием классицистическому стилю, при этом полностью от него отличны. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

Однако не только тема застолья привлекает в этот период поэта. Немаловажен для Пушкина и другой «род» дружбы — дружба соавторства «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину»), Здесь поэт призывает своих друзей оставить волнения и заботы и присоединиться к неделимому, единому кругу друзей:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот...

Беззаботное веселье, пиры и покой, отрешенность от мелочных проблем света — вот оно, простое человеческое счастье юного певца слова. Оно превыше чинов, наград и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

Ценность отношений для Пушкина — в сердечности и искренности отношений, свободе и открытости общения: «Он друг без этикета. / Не требует привета Лукавой суеты». Эта сердечная привязанность к друзьям юности пройдет через всю жизнь и через все творчество. Даже в гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.

Для поэтов-декабристов дружба — союз объединенных общей идеей и целью людей. Однако для Пушкина высокая цель служения отечеству не исключает теплых душевных порывов. Для него товарищество и дружба становятся не просто равноправными, а главенствующими над гражданским долгом понятиями. В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».

Но пиры и дружеские гуляния происходят все реже и реже. Вскоре наступает разочарование и в идеалах выполнения гражданского долга перед Родиной. Во время южной ссылки поэт отдается новому, целиком очаровавшему его объекту — романтике кавказской природы. В этот творческий период претерпевает изменения и тема дружбы в стихотворениях Пушкина — она становится своеобразной, кардинально отличной оттого чувства, которое воспевалось молодым Пушкиным.

Романтик не ищет счастья в дружбе, но бережет воспоминания об этом светлом чувстве. Характерным произведением этого этапа становится стихотворение «Дружба», мотив которого станет близок Лермонтову. В ссылке друзьями поэта-романтика становятся море и горы, высокое небо и светлые облака. Но море не может стать единственным товарищем для мятежного сердца, хотя, прощаясь с ним, Пушкин пишет: «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».

Романтизм южного периода творчества постепенно сменяется периодом самосозерцания. В это время большую ценность для поэта приобретает жажда внутренней свободы. Меняется и само отношение к светлому чувству — дружба становится особенно важной из-за ощущения внутренней свободы, раскрепощенности. Именно поэтому ее нельзя смешивать с политическими или государственными делами.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Для Пушкина тоску одиночества разгоняют только воспоминания о товарищах, где бы они ни были и какими бы делами не занимались. И те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли» — все для него одинаково равны и близки. Несмотря на то что идеологических, взглядов декабристов поэт все-таки не разделяет, он не может не подбодрить близких ему людей, душой и помыслами он всегда рядом с ними:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в стихотворении, открывающем цикл произведений, посвященных годовщинам лицея, уже проскальзывает новая тема. В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш...

В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. В поздней лирике Пушкин вновь обращается к теме лицея. Но она уже несколько иначе звучит по сравнению с юношескими пробами пера. Пушкин анализирует для себя значение дружбы, старых товарищей и лицея в своей жизни и приходит к выводу, что лицей — идеальное царство дружбы, а друзья-лицеисты — хранители культа дружбы и идеальная аудитория для чтения его стихов.

Пояснение.

Тема дружбы в русской поэзии занимает не последнее место. В творчестве Пушкина тема дружбы раскрывается в стихотворениях: «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», цикле стихов о лицее.

В лирике Лермонтова этой теме посвящено стихотворение «Памяти А.И. Одоевского».

Пушкин и Лермонтов переживают о трагических судьбах своих друзей, о невозможности помочь им в тяжелый для них момент жизни. В обоих стихотворениях звучит тема разочарования от несбывшихся юношеских грёз.

У Пушкина:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман

У Лермонтова:

Из детских рано вырвался одежд.

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил –

И Бог не спас!

Несмотря на то, что оба стихотворения посвящены друзьям-декабристам, в динамике чувств лирических героев есть различия.

Стихотворение Пушкина звучит как призыв: надежда все ещё есть! Стихотворение Лермонтова от начала и до конца трагично: кроме тёплых воспоминаний о друге ничего не осталось.

Пушкин раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с их первой встречи. Главный и единственный лирический герой – сам автор. В стихотворении «Памяти А. И. Одоевского» Лермонтов описывает своего друга как личность светлую и нежную, восхищает

Предмет: литература

Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»

Класс: 11

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.

Метапредметные: уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.

Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение .

Виды деятельности :

Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.

Репродуктивная: составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.

Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений.

Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
  3. Сообщение обучающегося (4 мин.)
  4. Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
  5. Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
  6. Работа по теме в группах (15 мин.)
  7. Выводы по теме. (7 мин.)
  8. Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Активизация знаний обучающихся

На интерактивной доске первый слайд

А.С. Пушкин

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

" Пущину" (1826)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

М.Ю. Лермонтов

«К другу»

« Паияти Одоевского»

А.А.Блок «Друзьям»

Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?

(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)

Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.

Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.

Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть

иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей

маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,

обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,

заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.

Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.

(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие

отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности

интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась

важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле

понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные

отношения.

В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает

знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)

Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?

(Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд - тема урока; учитель называет цели урока.)

  1. Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
  1. Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд - название темы) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».

4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:

(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.

Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.)

Своему другу А. И. Одоевскому, погибшему на Кавказе, посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.

Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.

(Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839), автор знаменитого стихотворения « Струн вещих пламенные звуки …», написанного в ответ на « Послание в Сибирь » Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.

Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:

Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; - но меж людей
Он не годился - и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).

Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).

К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».

(Чтение учителем).

По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться.

7.. Работа в группах:

У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.

Заполнение таблицы;

Обмен информацией.

1 группа: анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»

2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»

3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А.Блок

«Друзьям»

Дата написания

Жанр стихотворений

Ключевые слова

Черты лирического героя

Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд)

Какие факты биографии Пушкина,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?

Определите жанр стихотворений.

Какова основная мысль стихотворений?

Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?

В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?

Что отличает лирического героя каждого стихотворения?

Ваше восприятие этих стихотворений?

Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?

Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?

(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими

Друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..

Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,

бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как

пламень., печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,

замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не

могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.

Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих

современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг

духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...

Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?

(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,

Да, таким я и буду с тобой:

Не для ласковых слов я выковал дух,

Не для дружб я боролся с судьбой.

Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов .)

8. Обобщение и выводы по теме.

Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни, личность самого поэта или савокупность этих факторов?

Насколько важна дружба в жизни человека?

Какое место занимает эта тема в русской поэзии?

Как вам кажется, обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?

Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.

(Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)

Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?

9.Домашнее задание

«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия?»

(Заполненная таблица - см. ниже Приложение)

Пушкин «И.И.Пущину»

Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А. Блок

Дата написания

1826 г.

1839 г.

1908 г.

Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий

Политический застой в обществе. Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе.

Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях.

Жанр стихотворений

Дружеское послание

Элегия

послание

Ключевые слова

Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце.

Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть.

Черты лирического героя

Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу, радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга.

Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования.

Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают.

Особенности речи стихотворений

Лексика высокая(дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора.

Использует аллитерацию(повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация(враждебны, завистливы, глухи, чужды).

Обращения, используемые поэтами..

Мой первый друг, мой друг бесценный

Чувства, выраженные в стихотворении

Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина.

Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни.

Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях.

Использованная литература:

1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994

3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982

4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996

5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,

1991

6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.

7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.


Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина.

Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким -- “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкину воспоминания о лицее.

Пущину же посвящены стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку. Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения. “Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты которыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление, здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.

…Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися –

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

Не требует привета

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты!

Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…

Однако Пушкин и его друзья все совершенно разные, так что же объединяет друзей? Стихотворение “Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости. Энергия брызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:

Дай руку Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыпленный.

И Кюхельбекер:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” -- вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него по прошествии лет?

Стихотворение “19 октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями. Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей в отдельности, так не забыл он и их компанию:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, не разделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался...” (1836). В сущ­ности, начало его - это обобщен­ный образ стихотворения “Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера. В сти­хотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром... промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..”, восстанавливает историче­скую панораму века.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Дружба в этом стихотворении - единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.

Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение”.

Чувство дружбы у Пушкина - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода.

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В ли­цейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете «легкой поэзии» Парни, которая в русской литературе вначале была отчасти культивирована Ба­тюшковым. В своей подражательной лирике Пушкин воспринимает этот стиль Батюшкова и Парни, и пафос дружеской лирики лицей­ского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицис­тическим ценностям.

Рассудок, бог с тобою…

Под стон ученых дураков…

Без них мы пить умеем.

(«К студентам»)

Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей.

В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужей нас кабак

Все тихо, все в покое

Скорее скатерть и бокал

Сюда вино златое!

Оппозицию классицизму в дружеской лирике лицейского пе­риода составляют и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «С Ниферой, с портиком, и с кни­гой, и с бокалом» («К Каверину», 1817 г.). В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призы­вает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присо­единиться к интимному кругу друзей, объединенных под призы­вом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот…»

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что со­ставляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сен- тименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше обществен­ных и государственных благ:

И станут самые цари

Завидовать студентам.

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искрен­ности друзей:

Он друг без этикета.

Не требует привета

Лукавой суеты.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в граждан­ской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключить на­слаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становит­ся опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечест­ву. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь…»

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих сти­хах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонен­том» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Посла­ние к кн. Горчакову» «младых повес счастливая семья, где ум кипит, где в мыслях волен я», дружеское общение становятся как бы почвой этой свободы.

Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях, и Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен роман­тическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творче­ства поэта очень своеобразна, романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Всю довольно малочис­ленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхва­тит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, про­щаясь с ним, что он:

как друга ропот заунывный,

как зов его в прощальный час.

Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощаль­ным. Южные романтические наброски поэта сменяются филосо­фичностью лирики и внутренним самосозерцанием. Буря, бушевав­шая в душе романтика, утихла, уступив место гармонии и покою. Но наследие романтического периода - свобода - не оставляет поэта. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от поли­тики, в них мы вольны. В стихотворении «19 октября 1827 г.», на­писанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны, и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», - признается поэт в стихотворении «Арион».

Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабрис- там и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл, написанный к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночест­ва. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей:

Печален я, со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пора­женный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной…» Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже на­полнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мя­тежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому.

Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - иде­альной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество.

Одна из величайших заслуг Пушкина в том, что он утвердил ре­месло поэта не только как непостыдное, но и как почетное. До этого поэзия была развлечением, дворянской забавой. Не существовало профессиональных поэтов - стихотворцы имели должности и чины, а писали «на досуге». Не случайно Николай I дал Пушкину чин камер-юнкера, напомнив ему: поэзия поэзией, но дворянин обязан служить.

Пушкин бросил вызов обществу уже тем, что захотел жить на доходы от своих произведений. В тот момент в России это было почти невозможно: понятие авторских прав было весьма расплыв­чатым, а гонорары - чисто символическими. Большую роль играла и романтическая традиция: поэт - существо не от мира сего, не ему заботиться о материальных благах.

Поэтому столь актуальным оказалось стихотворение Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное в 1824 году. Кни­гопродавец говорит:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда

Кипит, бурлит воображенье;

Оно застынет, и тогда

Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Последние две строки, ставшие крылатыми, четко выражают если не личную позицию Пушкина, то, во всяком случае, ту, кото­рую он вынужден был занять.

Почти через сто лет, в 1925 году Марина Цветаева напишет, имея в виду поэтический вечер: «Пережить стихи - да, написать стихи - да, прочесть стихи - да, навязывать билеты на стихи - нет».

Лирика - слишком личная часть творчества, это запись по го­рячим следам. Когда стихотворение создано, к нему нет возврата. И потому нелепо пытаться пристраивать свои прожитые стихи.

Но читатель в состоянии открыть их заново, увидеть в них себя - и снова пережить. Вот почему (не говоря уж о чисто денеж­ных интересах) «можно рукопись продать».

Каков поэт в представлении Пушкина? Самый возвышенный и глубокий образ поэта нарисован в стихотворении 1826 года «Про­рок». Его герой, не удовлетворенный миром людей, томим «духов­ной жаждою». Когда она становится невыносимой, ему является шестикрылый серафим. Происходит чудесное превращение просто­го смертного в пророка. Вместо грешного языка он обретает «жало мудрыя змеи». Он получает право «глаголом жечь сердца людей».

Неспроста пророка лишают трепетного человеческого сердца, заменив его пылающим углем. Огонь, жгущий поэта, - залог его великого терзания, которое и отличает Мастера от сочинителя.

К пророку, лишенному всего и одаренного всем, взывает глас Божий, давая главное - вдохновение. До этого все зависело от воли самого человека: совершившиеся метаморфозы были вызваны его духовной работой. Но последнее превращение от него уже не за­висит. Отныне ему не дано молчать.

В 1923 году Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Мне нужно сказать вам безмерное: разворотить грудь. В беседе это дела­ется путем молчаний. А у меня ведь только перо!» Перо - крест поэта.

Но, размышляя о судьбе поэта, Пушкин говорил не только о высшем его назначении. Его волновал и вопрос так называемой «пользы». В юности он под влиянием будущих декабристов считал поэзию средством достижения политических целей. В 1817 году в оде «Вольность» позиция автора была сформулирована очень ясно:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Впоследствии Пушкин изменил свое мнение: он полемизировал с Рылеевым, стремившимся подчинить искусство конкретным практическим задачам. Показательно стихотворение 1828 года «Поэт и толпа». Чернь обращается к поэту со словами:

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Но поэт с гневом отвечает:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Итак, цель поэзии не польза, не влияние на народ, не воспита­ние. Каждая душа развивается сама, ни один пророк не сделает это за нее. Потому поэт и не берется исполнять требование толпы. «Цель поэзии - поэзия», - как утверждал сам Пушкин.