Телодвижения и дистанция в выступлении публично. Развивать жесты начинающему оратору важно и нужно. Для чего нужны жесты

Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства Пожарская Александра

Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз

Для начала интересный пример: ученые провели эксперимент, цель которого была выяснить, насколько первое впечатление, произведенное на слушателей, сильно и насколько оно подтверждается в дальнейшем при знакомстве с человеком. Пример из книги Р. Чалдини (студенты + профессор).

Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. е. наши паравербальные и невербальные параметры, напрямую воздействует на подсознание. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее.

Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры.

В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности.

1. Основная позиция оратора.

2. Жесты и база рук.

3. Контакт глаз.

4. Движения. Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике.

Основная поза оратора

Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем.

Ноги на ширине плеч

«Оратор – подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор – оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно.

Носки врозь на 30–35 градусов

Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко – походка Чарли Чаплина.

Колени прямые, пружинящие

Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях (оратор, от страха стекающий на пол), а с другой – не должны быть напряженными (как кузнечик – коленками назад). В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны.

Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60 % на выставленной вперед ноге

Таким образом демонстрируются ваш интерес к слушателям, обращенность к ним. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них.

Прямая осанка

Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок – на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи

Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель (мужчины) или дорогую шубу (женщины). Для этого приподнимаем плечи вверх, затем отводим их назад и потом снова бросаем вниз.

Ищем комфортную позу

А теперь давайте поищем плюс-минус 2–3 см и скорректируем получившуюся позу под себя. При этом важно, чтобы вам было комфортно и слушатели воспринимали вас адекватно!

Жесты

Каковы свойства хороших жестов?

Во-первых, они должны быть симметричными . Неинтересно и странно смотреть на человека, у которого руки, к примеру, не задействованы. Симметрия – это использование обеих рук для жестикуляции.

Для большей убедительности пользуемся жестами обеих рук, при этом открытость тоже играет важную роль. Поэтому 80 % времени на сцене и на переговорах ладони должны быть открытыми. Закрытые жесты свидетельствуют о неуверенности и скрытности. И мы не будем верить человеку с закрытыми жестами. С помощью слов соврать можно, но тело не обманывает. Приходя на переговоры, держите ладони открытыми.

Фиксация – также качество хороших жестов. Жесты не должны портить речь переговорщика. Некоторые люди сильно размахивают руками не в соответствии с речью, тогда как фиксация жестов – это пауза между ними. Кроме того, жесты должны соответствовать словам . Когда мы говорили выше о несоответствии языка слов языку тела, мы выяснили, что верят больше телу, поэтому широко разведенные руки при словах «при минимуме затрат» неадекватны, равно как и «Здравствуйте, дорогие дамы (жест в сторону мужчин) и господа (жест в сторону женщин)!»

Широта жестов свидетельствует о нашей уверенности, равно как широта движений. Существует такое понятие, как освоение пространства . Неуверенный в себе оратор старается минимизировать движения по сцене и жесты, бочком-бочком пробирается на кафедру, за которую затем хватается как за спасательный круг, становясь фоном. При переговорах также важно, как, к примеру, мы садимся на стул: полностью или на самый краешек, перемещаемся ли в пространстве свободно и уверенно, используем ли широкие жесты.

И наконец, очень важно не только жестикулировать, но и давать рукам возможность отдохнуть, предоставлять им так называемый аэродром – использовать базу рук как один из параметров позы на публике.

Удачные базовые положения рук: руки вдоль тела, руки в «замке», руки «домиком» на уровне живота, одна ладонь лежит на другой на уровне живота, одна ладонь на другой или на кулаке, при этом ладони развернуты к животу и др.

Контакт глаз

Еще один параметр, который играет решающую роль в установлении контакта с публикой.

Если оратор не задействует этот важнейший параметр, то создается ощущение, что он не открывается своим слушателям, не заинтересован в них, не сможет «зацепить» внимание и удерживать его долго.

Каковы же основные правила привлечения внимания слушателей с помощью взгляда?

Равномерный охват. Без мертвых зон.

Давайте вспомним, дорогие читатели, какие части аудитории выпадают из поля зрения чаще всего. Правильно, галерка и фланги, однако существуют индивидуальные предпочтения оратора, например выпадать могут также женщины в центре. Некоторые смотрят выборочно только на знакомых или на поддерживающие лица; слабый пол чаще смотрит на мужскую часть аудитории, сильный – на женскую.

Итак, важно охватывать взглядом ВСЮ аудиторию, чтобы среди слушателей не было «любимчиков» и «изгоев». А также важно распределять внимание равномерно по времени, т. е. переключать внимание с одного фланга на другой, с первых рядов на последние постоянно!

Длительность контакта

Сколько же по времени тогда смотреть на одного слушателя в зале и когда переключать внимание? Обычно аудитория дает самые разные ответы, однако средняя длительность контакта с одним человеком – 2–3 секунды. Ключевым параметром является фраза «смотрим до контакта», т. е. до тех пор, пока между вами и вашим слушателем не пробежит некая искорка понимания (внешне: короткий кивок, улыбка, искра в глазах), что явится сигналом к переключению на следующего.

Смотрим хаотически

Иногда, понимая, что необходимо охватить взглядом всех, оратор начинает «расстрел» зала: стреляет глазами справа-налево и наоборот. Первый – пошел, второй – пошел… Нет, так не пойдет, это странновато и неестественно, а публика между тем вычисляет «схему» взаимодействия и начинает засыпать то в одном, то в другом конце зала. Естественным является хаотическое переключение внимания – ведь тогда сложно угадать, на кого в следующий момент посмотрит оратор.

От сердца к сердцу

На тренинге я провожу интересный эксперимент: внезапно перестаю двигать телом и головой и задействую ТОЛЬКО контакт глаз, т. е. двигаю только глаза вправо и влево. Слушатели сразу замечают такое поведение и оценивают его как «неискреннее, холодное, безразличное» и т. п. А один молодой человек, сидевший на тренинге без очков, вообще терялся, на него ли я смотрю или нет.

Затем я подключаю поворот головы, но публику не устраивает и это.

И в итоге я начинаю разворачиваться всем корпусом – слегка влево или вправо при контакте глаз со слушателем. Тогда публика замирает: так вот в чем дело-то!

А молодой человек, забывший очки, улыбается: «Теперь-то я вижу, когда ты смотришь на меня».

Итак, используем контакт от сердца к сердцу, чтобы еще эффективнее взаимодействовать со слушателями!

Усиливаем контакт

Как сделать контакт глаз еще более запоминающимся?

Добавляем следующие параметры:

Жест + взгляд.

Смотрим на человека и делаем жест в его сторону.

Приближение + взгляд.

Приблизиться к той или иной части аудитории, контактируя с ней глазами.

Риторический вопрос + взгляд.

Задаем вопрос в зал, при этом глядя на одного из слушателей.

Особые случаи

Отвечая на вопросы, смотрим на всех! Примерное распределение внимания между задавшим вопрос и залом таково: 30 % (тому, кто задал вопрос) на 70 % (в зал). Помните: отвечая на вопрос одного, мы с вами даем интересную информацию и другим.

В зале большой начальник?

Чуть больше внимания ему. Без лести. По ситуации.

Большая аудитория в 100, 200, 1000 человек?

Делим ее на сектора и хаотично переключаем внимание, охватывая весь зал!

И наконец, движения по залу – основа основ при произведении эффекта на публике.

Задачи передвижения

Доказано, что движущийся объект привлекает внимание в 7 раз сильнее, чем статичный. А задач оратора – стать центром внимания, фигурой, а не фоном. Соответственно важно двигаться на сцене!

Итак, первая задача передвижений – удержать внимание слушателей.

Вторая – сбросить избыточное волнение, ведь на сцене часто дрожат колени. Начинаешь двигаться – и волнение как рукой снимает!

Поднять энергетику выступления

Помним о том, что если оратор подустал и публика засыпает – необходимо менять энергетику выступления. Как? Прежде всего с помощью движений!

Вовлечь «трудного» слушателя

Наверняка все мы помним студенческие времена, когда опытный преподаватель приближался в галерке, на которой чаще всего перешептываются, шуршат записками и т. п., и аудитория сразу затихала. Итак, удержать внимание «трудного» слушателя можно, просто приблизившись к нему.

Захват выгодной позиции

С помощью движений мы можем укрепить сильные позиции на сцене. Например, за кафедрой выступал успешный оратор – значит мы встаем туда же и вещаем сразу после него с этого же места. Если же с той же самой кафедры вещал занудный лектор, то мы перемещаемся в другую часть сцены.

Обозначение перехода к следующей части выступления

Завершая фразу и определенную логическую цепочку рассуждений, мы перемещаемся в пространстве, перешагивая с одного места на другое. И таким образом подаем сигнал о переходе.

Как правильно передвигаться по сцене?

1. Правило 20 % на 80 %. 80 % времени оратору необходимо стоять, а не метаться как тигр в клетке.

2. Лицом к аудитории. Ни в коем случае не двигаемся спиной или боком к аудитории, только под углом 45 %, сохраняя при этом зрительный контакт.

3. Разнообразие траекторий и скорости. Однообразное маятникообразное движение скорее усыпит слушателей, нежели развеселит или заинтересует их.

4. Фиксация в конечных точках. Важно останавливаться в основной позе оратора в основных конечных точках. Иначе возникает ощущение нестабильности или пританцовывания. Фиксация – это спокойное выступление из одной точки в течение 10, 20, 130 секунд.

5. Не пятимся назад!

6. Не переплетаем ноги!

7. Не вторгаемся в личное пространство слушателей!

Подсказки:

Легализация.

Естественность.

Подытожим

Параметры постановки на публике:

Основная позиция оратора.

Жесты (в том числе база рук).

Контакт глаз.

Передвижения.

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Из книги Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию автора Вайссман Джерри

Минимизируйте движения глаз с помощью параллелизма Когда все пункты списка аналогичны или сходны по значению (как, например, в перечнях продукции, свойств товара, товарных выгод), их взаимосвязь сразу ясна аудитории. Тем не менее, подготавливая такие перечни, обращайте

Из книги Особенности визуальной обработки автора Мельников Илья

Из книги Читай как aгент cпецслужб автора Мельников Илья

«Хорошие» и «плохие» движения глаз В результате опытов специалисты, которые анализировали, фотографировали и классифицировали движения глаз различных читателей, пришли к выводам, что для хороших читателей характерно:1. Меньшее количество движений, совершаемых глазами

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Жесткие переговоры. Победа любой ценой автора Мельник Людмила Степановна

2. Мимика Бровки домиком, как у кота из мультфильма о Шреке, жалобно опущенные уголки рта, просящие или бегающиеглаза перечеркивают информационный посыл слов: «Мы – серьезная компания». В то же время свирепый вид и опушенные глаза явно не говорят собеседнику о готовности

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Мимика Мимика у каждого человека неодинакова. У кого-то она очень подвижная, у кого-то, наоборот, мало-выраженная или монотонная.Очень подвижная мимика обычно встречается у активных, темпераментных, легко-возбудимых людей. Они привыкли впитывать в себя информацию как

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Из книги Искусство полемики. Как дискутировать энергично, убедительно, уверенно автора Херринг Джонатан

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Глава 7. Золотое правило 7: Учитесь спорить на публике Многие споры возникают в ходе личной беседы, но иногда и в более официальной обстановке. Например, когда вы защищаете предложение на собрании или обращаетесь к группе людей. Вот несколько советов на такие случаи.Как

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Все мы знаем, что невербальные проявления всегда очень точно отражают состояние человека. Через невербальный канал (жесты, мимика, положение в пространстве) передается до 80% информации. Даже не изучая специальные разделы психологии, мы можем определить насколько комфортно или дискомфортно нашему собеседнику. Точно также мы сразу видим неуверенность или надменность оратора.

Когда готовимся к выступлению, мы, конечно же, хотим выглядеть уверенными и доброжелательными, однако наше тело может выдать нас в самый неудачный момент. Именно поэтому стоит заранее уделить внимание проработке своей позы и жестикуляции. Жестами и мимикой управлять тяжело, однако же, возможно, если уделить этому некоторое время.

В этой статье мы разберем особенности поведения, которые характеризуют оратора как успешного и доброжелательного, и рассмотрим некоторые ошибки, которые выдают неуверенность или, напротив, самоуверенность.

Жесты, мимика и положение в пространстве, которые помогут расположить аудиторию:
1. Доброжелательное выражение лица

Конечно, первое, что вы должны постараться выразить – это ваше теплое отношение к аудитории. Доброжелательность выражается в спокойной мимике, легкой улыбке, открытом взгляде. Не пытайтесь выглядеть слишком серьезно (если, конечно, это не часть вашего образа), помните, что публика более всего любит живых, открытых, заинтересованных ораторов. Нужно избегать и другой крайности – чрезмерно веселого или фамильярного поведения. Вы в любом случае должны быть вежливы и воспитаны, соблюдать общепринятые нормы.

2. Взгляд на слушателей

Еще раз напомню, что мы ни в коем случае не смотрим в пол/стену, не смотрим только на одного человека из зала. Старайтесь охватить взглядом весь зал, включая самые крайние точки и задние ряды. Переводите взгляд от одного слушателя к другому, рассказывая как бы каждому по очереди. Представьте, как бы вы рассказывали то же самое компании своих друзей? Вы бы старались удержать зрительный контакт с каждым из них, чтобы донести суть своего рассказа. Точно также вы должны стараться донести свою речь до каждого сидящего в зале.

3. Поза спокойная, открытая

Старайтесь не скрещивать руки и ноги, не стоят в полоборота к залу. Движения должны быть спокойные, плавные, без суетливости. Это один из наиболее сложных пунктов, так как в непривычной ситуации у вас может появиться ощущение, что вас некуда деть руки, что вам нужно бесконечно поправлять волосы или одежду, будет чесаться нос или ухо. Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Они должны быть шире, больше, для того, чтобы вас было хорошо заметно всей аудитории.

4. Выгодное положение в пространстве

Ваше расположение может считаться удачным, если вас хорошо видно максимальной части аудитории. Выбирайте положение по центру помещения, или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача – расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всех зрителей.

5. Жестикуляция и перемещение по залу

Для того чтобы сохранить внимание аудитории, а также создать ощущение непринужденного общения необходимо уместно жестикулировать и перемещаться от одной части аудитории к другой. При помощи жестов вы сможете подчеркнуть смысл сказанного, обратить внимание на самое важное. Перемещение позволит вам дополнительно привлечь внимание тех участников, которые начали утомляться. Например, когда вы видите, что у вас заскучала одна из частей зала, вы можете просто подойти ближе к этим участникам. Далее, вы можете переместиться уже к другой части, уделяя тем самым внимание всем участникам.

Частые ошибки ораторов:
1. Безэмоциональность оратора

Это одна из самых частых ошибок, которую мы можем наблюдать у ораторов. Часто за отсутствием эмоций скрывается волнение, попытка совладать с волнением и подавить свою тревогу. Однако, это не лучший способ, так как аудиторию быстро теряет интерес к монотонной речи, и выступление превращается в пустую трату времени как для оратора, так и для публики.

2. Отсутствие жестикуляции/чрезмерная жестикуляция

В любом деле важна золотая середина, в том числе и в активности оратора. Если выступающий долгое время стоит в статичной позе, не жестикулирует и не подает других признаков жизни, аудитория теряет к нему интерес. Если он двигается чрезмерно много и активно, он начинает нервировать окружающий и отвлекать их от сути выступления.

3. Нервные жесты

Очень часто в стрессовой ситуации у нас появляются некоторые навязчивые движения, которых нет в обычной жизни. Это некоторые однотипные действия, которые может не замечать выступающий, однако же, будут явно заметны для аудитории. К данной категории относятся, например, следующие действия: щелкать ручкой; поправлять очки, волосы, предметы одежды; теребить в руках указку, пульт от проектора. Избежать этой ошибки вам поможет, опять же, репетиция выступления и дополнительный контроль над собой в процессе выступления. Очень полезно периодически записывать себя на камеру для того, чтобы заметить все свои ненужные жесты (о которых вам могут не сказать окружающие) и исключить их в последующих выступлениях.

4. Игра в прятки

Еще одной ошибкой оратора является попытка «спрятаться» от аудитории, то есть встать так, что бы его закрывал какой-либо предмет интерьера. Обычно прячутся за кафедры, столы, презентационное оборудование, флипчарты. Из-за неправильного положения оратор одновременно показывает свой страх или отстраненность от аудитории, а также теряет возможность управлять вниманием за счет движения и жестикуляции. Старайтесь всегда выходить ближе к публике и занимать максимально выгодной положение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что ваше поведение во время выступления должно сигнализировать о вашей уверенности и доброжелательности. Для этого вам необходимо заранее прорепетировать свое выступление, записать его при необходимости на видео, или попросить дать обратную связь кого-либо из знакомых. Узнать больше о подготовке к публичным выступлениям вы может .

Как мы можем помочь?

Если вы выступаете не часто и подготовка к важному публичному мероприятию дается тяжело, записывайтесь на . В ходе консультации отработаем все аспекты вашего публичного выступления, подготовим текст и сценарий выступления, разберем техники удержания внимания.

Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией.

Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер).

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.

2. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение.

3. Жесты не должны быть непрерывными.

4. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.

5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.

6. Не шевелите открыто пальцами.

7. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению. А вот советы по использованию жестов, которые предлагает Фрэнк Снелл:

90% жестов делайте выше пояса; жесты ниже пояса рассматриваются как выражение неудачи, растерянности;

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о слабости вашего авторитета;

Пальцы обеих рук держите так, как будто вы держите в них грейпфрут; если ваши ладони принимают неопределенное положение, это воспринимается аудиторией как отсутствие силы и способности вести аудиторию за собой;

– жестикулируйте всегда обеими руками.

«Чтение» оратором аудитории

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если к этому побуждает его получаемая информация. Однако для того, чтобы "читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

– взгляды слушателей, направленные на оратора;

– положение тела – корпус наклонен в сторону ора-

тора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору;

– наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности говорят следующие факты:

– взгляд слушателя направлен в сторону;


– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

Голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

Слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам – потеря мысли, потеря внимания;

Тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу);

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

Голова подпирается всей ладонью;

Пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;

Рисование на бумаге, посторонних предметах;

– отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи (у мужчин);

Поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

Рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

Застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников – важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо развивать его, тренировать в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.

Публичные выступления — весьма ответственное и волнующее дело. Выступая перед аудиторией с презентацией, вы становитесь лицом компании и проекта. Очень важно в этом случае грамотно донести смысл речи, умело подчеркнув важные моменты и сгладив случайные ошибки грамотной мимикой и жестикуляцией. Вы можете иметь в виду одно, но аудитория услышит совершенно другое по вине неправильной подачи информации посредством языка тела. Да, именно так — чтобы донести ваш доклад до публики, недостаточно просто прочесть его.

Ниже представлен перевод интересной инфографики от SOAP Presentations, в которой наглядно даны 10 важных советов использования языка тела публичным спикерам.

1. Уверенная поза придаст вам вес в глазах аудитории. Расправьте плечи, не скрещивайте руки, подайте грудь вперед. Кроме всего прочего, прямая спина и расправленные плечи облегчат дыхание и улучшат ваше самочувствие.

2. Настроить общение на позитивный лад очень просто — достаточно улыбнуться публике, и она ответит тем же. Улыбка — самое мощное оружие коммуникации.

3. Чтобы завоевать доверие аудитории, используйте естественную жестикуляцию кистями рук, а еще смотрите людям в глаза. Человеку свойственно чувствовать доверие к собеседнику, если тот не прячет взгляд.

4. Чтобы продемонстрировать власть, оставайтесь абсолютно спокойным, одновременно используйте маленькие, но жесткие движения. Это покажет публике, что вы — уверенный в себе человек, которому можно доверять.

5. Грамотно используйте пространство, которое у вас есть, а именно — передвигайтесь по сцене. Простой пример: ваша презентация состоит из трех пунктов. Вы рассказываете о пункте А, после чего делаете 2—3 шага, останавливаетесь и принимаетесь за пункт Б. Так заполняется пространство сцены, а презентация становится динамичной.

6. Активно используйте жесты для привлечения внимания аудитории в течение всей презентации. Жестикуляция должна быть максимально разнообразной: широкие и маленькие движения, жесты головой, руками и кистями, все пойдет на пользу (но не переусердствуйте — не стоит играть в мима).

7. Для привлечения внимания людей к чему-то, прямо укажите ей на эту вещь (хоть бы и пальцем), одновременно сами обратите на нее внимание, и публика последует вашему примеру.

8. Поощряйте участие аудитории в выступлении. Каким образом? Все теми же открытыми жестами, и приближением к публике (если это позволяет пространство). Люди, как правило, чувствуют большую причастность к происходящему, если спикер находится недалеко от них.

9. Чтобы достойно ответить на трудный вопрос сделайте паузу, дышите ровно и медленно (это даст время подумать), а затем ответьте, глядя прямо в глаза собеседнику.

10. Чтобы аудитория «купилась» на вашу историю, используйте позитивные жесты на протяжении всей презентации: кивки головой, открытые движения, улыбку, зеркальное отображение и т. д.